Аргументы на проблему взаимоотношений в семье

Итоговое сочинение

Помощь Вконтакте

Дата публикации: 26.12.2016

Блок аргументов, которые пригодятся для сочинения ЕГЭ, в которых отражены:

Проблема взаимоотношений в семье

Проблема недопонимания в семье

Проблема пренебрежения семейными узами

Проблема конфликта между родственниками

Проблема значимости семьи

Родственные связи – самые прочные, семья для человека высшая ценность, и он готов жертвовать всем ради родных

Часто люди пренебрегают семьей ради собственных интересов

В. И. Амлинский роман «Возвращение брата»

В романе «Возвращение брата» Амлинский демонстрирует безусловную любовь мальчика к старшему брату, которого он никогда раньше не видел. Ивану, отсидевшему двенадцать лет в колонии, было сложно привыкнуть к новой жизни. Парень не оправдал ожидания маленького Сережи, который очень ждал возращения брата, надеясь, что они станут друзьями. Но мальчик не отвернулся от Вани и помог ему встать на правильный жизненный путь.

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

Подтверждение того, что семья для человека может отойти на второй план, можно найти на страницах известной повести Гоголя «Тарас Бульба». Так, Андрий, младший сын Тараса, влюбился в полячку, девушку с вражеской стороны. Герой не мог наблюдать, как вместе с ляхами от голода страдает красавица, покорившая его сердце. Но помочь ей — означало предать своих. Любовь оказалась важнее родственных связей, Андрий отрекся от отца и старшего брата и перешел на сторону врага.

Для Тараса Бульбы, героя одноименной повести Гоголя, товарищество и преданность родине были важнее семьи. Старый козак всех предателей призирал одинаково, даже если таким оказывался близкий человек. Когда Андрий, влюбленный в полячку, перешел на сторону врага, Тарас не смог с этим смириться. При встрече с сыном разгневанный отец убил собственного сына за предательство, и его рука не дрогнула в этот сложный момент.

Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

Проблема семейных взаимоотношений прослеживается и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Дуняша Раскольникова очень любила своего брата и была готова жертвовать собой ради его благополучия. Сначала девушка устроилась в дом Свидригайловых, чтобы отправить Родиону денег, где ей пришлось терпеть приставания помещика. А после она решилась выйти замуж за нелюбимого, но богатого Лужина, в надежде, что он поможет оплатить образование брата.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» описывается самопожертвование ради семьи. Соня Мармеладова жила с отцом, мачехой и сводными братьями и сестрами. Семья испытывала крайнюю нужду, дети голодали, а отец спивался. Чтобы хоть как-то помочь родным, верующая Соня преступила заповедь «не прелюбодействуй», решившись спать с мужчинами за деньги, что было для нее очень сложным шагом. Поступок этой девушки является ярким примером готовности пожертвовать собой и отказаться от собственных принципов ради семьи.

Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» прослеживается пренебрежение родственными связями. Когда Бурьянова сняли с должности лесничего за превышение полномочий и назначили на его место двоюродного брата Егора Полушкина, завистливый мужчина заманил родственника в ловушку и избил его вместе со своими подельниками, после чего главный герой скончался в больнице.

supersoch.ru

Аргументы на тему: СЕМЬЯ

Главной проблемой «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, написанной в 1837году, можно назвать проблему долга и чести. Раскрывая конфликт между Калашниковым, в образе которого отразились лучшие черты представителя народа, и самодержавной властью в лице Ивана Грозного и его любимого слуги Кирибеевича, М.Лермонтов использует при этом семейно-любовный сюжет.
Любимый опричник Ивана Грозного Кирибеевич влюблён в замужнюю женщину. Калашников, строгий муж, поначалу предполагает недостойное поведение жены и угрожает ей. В то время семьи жили в соответствии с житейскими правилами «Домостроя», в котором излагались принципы патриархального быта и деспотической власти главы семьи.
Алёна Дмитриевна верна мужу – Степану Парамоновичу, который выступает защитником своей честной семьи, рода. В характере Алёны Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене.
Купец Калашников зовёт двух младших братьев, рассказывает о случившемся, напоминает о том, что завтра на Москве-реке при царе будет кулачный бой, и он будет биться с Кирибеевичем до последних сил.
Таким образом, прочитав это произведение, читатель узнаёт о жизни семьи простого человека – купца Калашникова, которая жила в соответствии с житейскими правилами ХVІ века и соблюдала нравственные законы долга и чести.

Дополнительные пояснения
Патриархальный.1.от сл. Патриархат. 2. перен. Верный отжившей старине, старозаветный.
Деспот. 1.В рабовладельческих монархиях Древнего Востока: верховный правитель, пользующийся неограниченной властью. 2.Самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем, самодур.
Деспотический – 1) от деспотизм и деспотия.
2) перен. Самовластный, не считающийся с другими.
Деспотичный – то же, что деспотический (во 2-м значении).

События, изображённые Н.Гоголем в повести «Тарас Бульба», относятся ко времени освободительного движения на Украине в ХV-ХVІ вв. против многочисленных врагов: польской шляхты, турок и татар. Перед читателем раскрывается жизнь семьи Тараса Бульбы, который в отношениях с женой, с детьми проявляет себя как представитель тех жестоких времён. Семья для него – второстепенное. Главное в его жизни – защита православной веры. Он привык к военному быту, живёт мыслью, чтобы сыновья стали настоящими воинами-защитниками. Сын-предатель Андрий перестал для него существовать. Свобода отчизны и казацкая честь для него оказались сильнее отцовских чувств. Суровость Тараса Бульбы проявляется и в отношениях с женой. Многое она терпела от мужа, как «всякая женщина того удалого века». Когда сыновья приехали из духовного училища, она думает о том, что, может быть, Тарас «отсрочит денька на два их отъезд» в Запорожскую Сечь.
Таким образом, изображая героические народные характеры ХVІ века, Н.В.Гоголь знакомит читателей и с суровым семейно-бытовым укладом того времени.

Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» отражает жизнь провинциальных помещиков ХVІІІ века. Во главе помещичьей семьи — госпожа Простакова. Она желает выдать бедную воспитанницу Софью за своего брата Скотинина, но затем, узнав о наследстве Софьи, решает не упускать богатую наследницу. Между сестрой и братом возникает вражда, переходящая в безобразные ссоры.
В начале комедии эта помещица на вершине власти, в конце комедии она теряет всё: власть над крепостными, имение, сына. Это пример чудовищного злонравия и бесчеловечия. Чувство материнской любви становится безумным. Порядок в её семье держится на грубой силе. Она не видит человека в своём муже Терентии. Сына она учит хитрости, изворотливости, притворству, обману, лести, то есть всему, что пригодится, когда Митрофан станет хозяином.
По мнению Д.И.Фонвизина, невежество, непросвещённость, невоспитанность и грубость чувств – вот истинный источник погибели человеческой, в том числе и семьи.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» читатель знакомится с семьями Мироновых и Гринёвых, живущих по высоконравственным понятиям долга, чести, верности.
Пётр Гринёв воспитывался в провинциальной дворянской семье, получил домашнее образование. Несмотря на трудности и ошибки, он выполняет завет отца: «Береги честь смолоду», живёт по законам офицерской и человеческой чести.
Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич Миронов в жизни был мягким и добродушным человеком, но во время осады и взятия крепости Пугачёвым проявил решительность, достойную русского офицера. Жена коменданта Василиса Егоровна отказывается уезжать из крепости и тоже погибает от рук мятежников.
Их дочь Маша падала в обморок от выстрелов, но когда Алексей Швабрин принуждал её выйти замуж, она готова была скорее умереть, чем сделать что-либо противное своей совести. Она, несмотря на трудности, прибегает к помощи императрицы Екатерины, чтобы спасти жениха.
Таким образом, читатели вслед за автором проникаются любовью и состраданием к этим семьям, для которых любовь, верность, честь и долг остаются наивысшими в жизни понятиями.

Л.Н.Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человека воспитывает семейная атмосфера. В семье, по мысли Л.Толстого, должен царить дух взаимопонимания, верности, любви.
Перед глазами читателей романа «Война и мир» – семьи, прошедшие через события ХІХ века: войну с Наполеоном, Бородинское сражение, зарождение декабристских организаций.
Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Для Николая Андреевича, его сына Андрея и дочери Марии долг и честь выше других ценностей.
Семья Ростовых подчиняется голосу чувств. В поведении всех членов семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, нравственная чистота и цельность. В семье царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Графа Ростова отличает нежная глубокая любовь и сердечная доброта по отношению к жене и детям. Чувство любви честного и благородного Николая Ростова к княжне Марье Болконской заканчивается счастливым браком. Графиня Ростова гордится дружбой с детьми и их доверием. Она принимает в отношении судеб детей разумные решения. Эмоциональная, чуткая Наташа Ростова способна на самопожервование – она настояла на том, чтобы готовые к отъезду из Москвы повозки были отданы под раненых.
Считая уделом женщины семью, Л.Толстой через многие испытания приводит Наташу Ростову и Марью Болконскую к осознанию необходимости обыкновенной семейной жизни.
Антиподом семьям Болконских и Ростовых в романе показано семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: Элен, Ипполит и Анатоль. Князь Василий – расчётливый и холодный интриган, претендующий на наследство графа Безухова, не имея на то прямого права. Всё, что занимает его дочь Элен, — её салон, светские интриги и поклонники.
Таким образом, в ходе чтения романа «Война и мир» читатель не раз убеждается, что одной из главных мыслей, наряду с «мыслью народной», является «мысль семейная».

В рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен — проблему семейных уз — отношений детей и родителей.
Эти события происходят в ХХ веке. Катерина Петровна живет в селе Заборье. У нее нет никого родных, кроме дочери. Cтрадает от одиночества, но не упрекает дочь, не теряет надежды на её приезд. Дочь Настя живёт в Ленинграде. Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Даже письмо матери некогда прочитать. Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать. Потом она получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». В тот же вечер Настя уехала. Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести». Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины.

Счастливая семья – источник вдохновения

Американский писатель Дейл Карнеги в книге «Как быть счастливым в семье» в качестве примера счастливой семейной жизни рассказывает о жизни Роберта и Элизабет Броунингов. Становится понятным, что семья, построенная на духовной гармонии, может стать источником вдохновения.

Фрагмент можно прочитать здесь.

Броунинг Роберт (1812-1889) – английский поэт и драматург.

Броунинг Элизабет Барретт (1806-1861) – английская поэтесса.

Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Надеемся на продолжение встреч!

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ».

Автор-составитель — учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

www.egeteka.ru

Проблема взаимоотношений в семье (ЕГЭ по русскому)

Б. Екимов поднимает проблему взаимоотношений в семье.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, герой – рассказчик вспоминает историю из жизни. Его сын Петя должен был прийти со школы к обеду, но задержался. Когда мальчик вернулся, бабушка была готова отругать маленького внука за опоздание. Петя, понимая, что «к сроку давно опоздал», сказал ей: «Не ругай меня, пожалуйста, ладно?» Женщину остановила наивная и трогательная детская просьба, которая «растопила» ее сердце. Мы понимаем, что бабушка безгранично любила своего внука.

С тех пор прошло много лет, семья только летом жила в доме, а осенью перебиралась в городскую квартиру.

Бабушка Пети состарилась , а старикам всегда сложно даётся переезд. Герой – рассказчик с сыном приехали в дом, чтобы забрать бабушку, а старушка всё копошилась, никак не могла собрать все свои «богатства». Тогда Петя рассердился на неё и услышал знакомые слова: «Не ругайте меня, пожалуйста». Теперь уже внук с пониманием отнёсся к своей бабушке, как и она к нему много лет назад. Автор симпатизирует героям, рассказывает о них с теплотой.

С точки зрения автора, теплые отношения в семье, взаимопонимание между близкими людьми – высшая ценность в жизни человека. С этим нельзя не согласиться, потому что гармония в отношениях между членами семьи, поддержка, любовь и забота, помогают человеку преодолеть любые жизненные трудности, справится с любыми испытаниями, которые преподносит судьба.

Многие отечественные писатели в своих произведениях поднимали проблему взаимоотношений в семье.

Один из них – К. Паустовский. Никого не может оставить равнодушным его рассказ «Телеграмма». Главная героиня – Катерина Петровна, старая одинокая женщина, которая оставлена своей дочерью Настей, обделена ее вниманием.

Настя работает в городе и лишь изредка отправляет деньги своей матери, но Катерина Петровна нуждается не в материальных благах, а в заботе дочери, тепле, доброте и человеческом отношении. Настя надолго откладывает поездку к матери. Приехав в Заборье не застает женщину в живых. В этой семье не было теплоты и заботы, мать и дочь не смогли выстроить правильные отношения между собой, не смогли понять друг друга.

Неизгладимое впечатление на меня произвело творчество В. Распутина, которое заставляет задуматься о духовных ценностях в жизни человека.

Обратимся к его произведению «Уроки французского». Действие происходит в послевоенное время. Главный герой рассказа – мальчик, которого его мама отправляет на учебу в районный центр.

Мать мальчика имеет еще несколько детей, живет небогато, но, несмотря на это, старается посылать сыну еду, средства для существования, потому что любит его. В ответ на то, что делает для мальчика его родная мама, он старается учиться изо всех сил. Родительская любовь, материнская забота, хорошие отношения с семьей помогают мальчику преодолевать жизненные трудности, которые встают у него на пути.

По моему глубокому убеждению, теплые отношения между членами семьи – одна из важнейших ценностей в жизни человека. Любовь, забота, поддержка близких людей помогают справиться с любыми испытаниями, которые преподносит судьба.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Взаимоотношение между родителями и детьми

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми.

В одних семьях родители и дети относятся друг к другу с уважением и пониманием, поддерживают друг друга в сложных ситуациях и вместе радуются победам. В других семьях царит неуважение и непонимание друг к другу. Обычно, в таких семьях родители все решают за детей, не давая им права выбора. Так какими же могут быть взаимоотношения родителей и детей в семье?

Взаимоотношения родителей и детей могут быть совершенно разнообразными. Над формированием образов атмосферы семей своих героев работали многие русские и зарубежные писатели. Обобщив полученные образы, можно сделать вывод о том, что семья, в которой царит взаимопонимание и любовь способна воспитать достойных детей, продолжателей своего рода. Ярким примером такой семьи может послужить семья Ростовых из произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Глава семейства улыбчивый и добродушный граф Илья Николаевич Ростов и его супруга, графиня Ростова, любящая мужа и детей, прекрасная хозяйка. Бесспорно, воспитывавшиеся в такой обстановке дети Ростовых с детства видели и чувствовали всю теплоту взаимоотношений в семье. Петя получил достойное воспитание и стал настоящим мужчиной, продемонстрировав это уйдя на фронт добровольцем при первой необходимости. Наташа же, с детства чувствующая свою необходимость в доме, во всем помогала и поддерживала мать после смерти Пети. На примере семьи Ростовых мы видим, как пример родителей способствовал правильному воспитанию детей.

Однако не во всех семьях складываются такие взаимоотношения и не все семьи способны оказать действительно положительное влияние на будущее своих детей, сумев правильно воспитать их, в первую очередь своим примером, как говорится в английской поговорке «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Примером таких взаимоотношений в семье может служить семья Кабанихи из пьесы «Гроза» А.Н. Островского. Марфа Игнатьевна – деспотичная и эгоистичная женщина, с детства приказывавшая и унижавшая своего сына Тихона, не смогла воспитать в нем настоящего мужчину, сумевшего бы постоять за себя и свою семью. Кабаниха все время давала свои поучения Тихону как правильно жить и как общаться с женой: «приказывай, приказывай, чтоб я слышала!». Исходя из сюжета произведения мы знаем, к чему в конце концов привел ее эгоизм и ее деспотичность: семья сына разрушена смертью жены Тихона Катерины, сам же Тихон в итоге и вовсе отказался от своей матери.

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что взаимоотношения между родителями и детьми в семье это очень важная вещь, которая в последствии оказывает значительное влияние на судьбы как детей, так и самих родителей. Недаром замечено в одной русской пословице «Что посеешь, то и пожнешь»

vopvet.ru

Помогите с аргументами.проблема взаимоотношений в семье. один из литературы и еще один из жизненного опыта

Ответы и объяснения

Это задание по литературоведению.

В качестве классического примера на тему «Проблема взаимоотношений в семье» можно привести семьи главных героев из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Две центральные семьи романа: Ростовы и Болконские показывают разные модели взаимоотношений в семье.

Семья Ростовых – почти идеальная семья. В ней всегда царили взаимопонимание, доброта, спокойствие, умиротворенность между всеми членами семьи. Родители любили детей, а те, в свою очередь, платили им взаимностью и уважением. Старшие прививали культуру детям с детства. Семья Ростовых – семья людей достойных, справедливых, честных и очень добрых, олицетворяющих собой хлебосольную и открытую «старую» столицу России – Москву.

Семья Болконских, в свою очередь, больше похожа на новую столицу – строгий, чинный Петербург. В этой семье тоже царят высокие представления о нравственности и морали, но чувство долга как бы откладывает отпечаток холодности на всех членов этой семьи. Неудивительно, что приходящий в чувство после войны и смерти жены князь Андрей полюбил именно открытую и такую живую Наташу Ростову, отношения в семье которой своей душевностью и теплотой не похожи на обычаи семьи Болконских.

Вспоминается и другой роман-эпопея — «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Для казачей семьи самыми главным являются традиции и патриархат. Младшие Мелеховы должны были подчиняться старшим. Григорий, несмотря на страсть и любовь к Аксинье все же женится на Наталье, потому что так велит отец, который, бесспорно, являлся авторитетом, главным в семье.

znanija.com