Аутизм дети занятия

Содержание:

«Детям с аутизмом нужна жесткая система поощрений»

В американских государственных школах дети с аутизмом обучаются как в специальных, так и в инклюзивных классах. Как это происходит, «Милосердию.ru» рассказала Алла Бруттер из Нью-Джерси

Алла Бруттер приехала в США из Кишинева. Работает логопедом с 1995 года, в настоящее время – в государственной школе № 1 города Форт Ли, штат Нью-Джерси.

– В каких классах обучаются дети с аутизмом?

– В нашем школьном округе есть отдельные программы для детей с различными степенями аутизма. Ребенок может учиться как в специальном, так и в инклюзивном классе.

Для детей с классическим аутизмом открыты три специальных класса при школе № 2. В каждом из них должно быть не более восьми учеников. Вместе с учителем работают помощники – по одному взрослому на двух-трех детей. Здесь используется метод обучения, известный как ABA (Applied behavior analysis). Занятия проходят не в основном школьном здании, а в удобных домиках, похожих на вагончики.

В школе № 1, где я работаю, учится много детей с расстройствами аутистического спектра. Их состояние не вписывается в классический аутизм, но у них есть проблемы с общением, с поведением. Они ходят в инклюзивные классы, которые есть при любой государственной школе на каждом уровне – в детском саду, в первом классе, втором, третьем и так далее.

В инклюзивном классе есть обыкновенный учитель, учитель-дефектолог, плюс еще помощник учителя. Кроме того, к тем детям, у которых дефицит внимания, и они вообще не могут концентрироваться, приставляется индивидуальный помощник учителя, то есть человек, который работает только с этим ребенком. В крайнем случае берут на двоих детей одного помощника.

Обычно мы начинаем с очень интенсивной помощи, когда сотрудник просто сидит рядом и контролирует малыша. По мере взросления ребенка мы стараемся эту помощь «отодвигать», делая ее минимальной.

Дети с легкой степенью аутизма обучаются в инклюзивных классах по модифицированным программам.

– Как именно модифицируется школьная программа для детей с аутизмом?

– Для каждого ребенка с проблемами развития составляется индивидуальный план, по которому он обучается. В составлении плана участвует вся команда, которая работает с ним. Например, я как логопед записываю свои цели и задачи, дефектолог записывает свои задачи, специалисты по лечебной физкультуре и мелкой моторике – свои. То есть с такими детьми работает целая команда.

Модификации в учебной программе зависят от умственного развития ребенка. Он может заканчивать первый класс, а его уровень чтения будет соответствовать началу первого класса, и тогда он будет заниматься на своем уровне.

Дети с аутизмом, которые обучаются в инклюзивных классах, вместе со всеми проходят обязательное тестирование. Но когда обрабатываются данные, то учитывается, что это ребенок «особый», что у него есть специальный план, и он не получает такую оценку, как другие дети.

Чаще всего модификации заключаются в повышенном индивидуальном внимании и в том, что учебное время ребенка разбито на маленькие периоды, ему даже разрешают выходить с урока.

Кроме того, используются специальные средства. Например, гиперактивным детям с неконтролируемыми движениями даются особые сидения – резиновые мячи. Кроме того, на них надевают специальные тяжелые жилеточки, чтобы они были более спокойными и организованными.

Что касается детей с высокой степенью аутизма, которые учатся в специальных классах, то такие предметы, как музыка, физкультура и рисование, они проходят вместе с другими детьми. Помощники учителя приводят их для этого в обычный класс.

Помимо школьных уроков дети с аутизмом получают дополнительные образовательные услуги. Например, я с ними занимаюсь по два-три раза в неделю по 30 минут – индивидуально или в маленькой группе. Стараемся помочь им как можно больше.

– Как детей с аутизмом готовят к школе?

– У нас очень хорошо поставлена система раннего сопровождения (early intervention services), она спонсируется государством. Для детей до трех лет – министерством здравоохранения, затем – министерством образования.

В ее рамках дети с любыми проблемами, если они показывают отставание минимум на 33% в определенной области развития, получают определенные услуги. Но это не всегда бесплатно, все зависит от дохода семьи.

В штате Нью-Джерси во многих государственных школах действует программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями, но пока что не во всех школьных округах. Дети с трех до пяти лет – с аутизмом, синдромом Дауна, дефицитом внимания или значительной задержкой речи – могут получать образовательные услуги по программе, которая называется preschool disabled. В нашем городе есть несколько таких классов.

– Как обыкновенные дети относятся к детям с аутизмом?

– К детям с проблемами тут относятся с необыкновенной нежностью и любовью. Мы учим тому, что дети бывают разными, и детство бывает разным. Никто никого не обижает, наоборот, все помогают этим детям. У нас и школьникам, и учителям специально каждый год объясняют, как обращаться с ними.

Другие дети с ними возятся, к малышам с аутизмом даже приставляются buddy (дружок) – это дети более старшего возраста, которые учатся в обычных классах. Они помогают своим «подшефным» во время перерывов на ланч.

– Как родители относятся к тому, что их дети обучаются вместе с детьми с аутизмом?

– Если честно, отношение двойственное. Но никто вслух не выражает недовольство. Если кто и задает вопросы, то это в основном люди, которые не так давно приехали в нашу страну. Коренные американцы считают своим долгом помочь этим детям и их семьям.

– Школьные специалисты консультируют родителей аутичных детей?

– Конечно, мы консультируем родителей, даем им советы. К сожалению, не в наших силах знать, что происходит у них дома. Следуют ли они нашим советам, за этим уследить невозможно.

Между тем, такие дети могут абсолютно выходить из-под контроля. С ними нужна очень жесткая система поощрений, а систему наказаний мы здесь не используем.

– Какие поощрения используются?

– Разные, это может быть и просто похвала. Но чаще всего мы даем детям стикеры – яркие наклеечки или какие-то маленькие игрушки. Когда мы в первый раз встречаемся с родителями, то спрашиваем у них, что ребенок любит. Детям с тяжелой формой аутизма могут давать маленькие печенья, крекеры. Система действует так: ты сделал, ты получил. Возможно, это похоже на дрессировку. Но этому надо следовать очень скрупулезно. Родителям это тяжело, но в школе мы делаем это успешно.

Например, я работаю с не очень «тяжелыми» детьми, они получают домашние задания. Если они не сделали домашнее задание, они не получают стикер. А если они пять стикеров получают, я им даю приз – какую-нибудь игрушечку, которую они сами выбирают.

– Родители участвуют в жизни школы?

– Очень разные бывают родители. Есть определенная группа неработающих мам, они более или менее вовлечены в жизнь школы. Но на самом деле таких немного. Здесь очень многонациональное население. Постоянно приезжают какие-то новые люди из новых стран. Некоторые родители даже по-английски плохо говорят, они сами должны учиться.

Есть такие родители, которые всегда недовольны. Они пытаются добиться для своих детей как можно большего.

Например, есть всевозможные частные организации со своими программами помощи детям, у которых есть проблемы с социализацией, общением, которым трудно заводить себе друзей. Это частные программы, но родители хотят, чтобы за все платила школа.

– Насколько хорошо работает система обучения в инклюзивных классах?

– На мой взгляд, 50 на 50. Очень часто дети оказываются в таких классах по требованию родителей. Как только появились инклюзивные классы, все родители уцепились за них, как за соломинку: «Мой ребенок такой же, как все, и я хочу, чтобы он был вместе со всеми».

Есть дети, которые действительно в конечном итоге перестают быть «особыми» и становятся обычными, и мы для них даже не готовим специальный план, не добавляем модификации в программу. Но бывает, что ребенок явно «не тянет», у него проблемы везде – и с речью, и умственные, но мать настаивает. Таких детей довольно много, для которых система не работает. Так что это не панацея.

– Дети попадают в вашу школу по территориальному признаку?

– Да, у нас с этим строго. Есть маленький процент детей с очень серьезными отклонениями, которые необучаемы здесь у нас. Когда-то мы всех детей с отклонениями в развитии посылали в специальные школы – либо частные, либо государственные. Сейчас мы имеем возможность предоставить ребенку специальную программу обучения у нас в Форте Ли. Но совсем «тяжелых» детей мы по-прежнему отправляем в специализированные учебные заведения. За это платит город.

www.miloserdie.ru

Программы для детей с аутизмом

Аутизм. Групповые коррекционно-развивающие занятия

На сегодняшний день диагностика аутизма основывается на наличии трех ключевых признаков, известных как триада аутизма. Дети с расстройствами аутистического спектра имеют качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, выраженные трудности в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения и ограниченный репертуар интересов и видов активности.

Триада нарушений определяет круг задач, которые ставят перед собой специалисты центра.

Мы приглашаем на групповые занятия детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте от трёх до десяти лет. Полный коррекционно-развивающий курс рассчитан на девять месяцев, однако по желанию родителей мы можем предложить короткие трехмесячные курсы.

Дети приходят в Центр три раза в неделю, продолжительность разового пребывания — четыре часа. В течение этого времени с детьми проводят занятия три специалиста: логопед-дефектолог, психолог и кинезиотерапевт.

Группу постоянно сопровождает куратор, в обязанности которого входит составление рабочих программ, проведение занятий, отслеживание динамики, предоставление обратной связи родителям. Помимо куратора в группе постоянно находится ассистент или тьютор.

Основные задачи курса:

  • формирование навыков коммуникации и социального взаимодействия,
  • формирование навыков произвольной саморегуляции, снижение аффективных реакций,
  • развитие и совершенствование навыков понимания обращённой речи и собственной речи ребёнка
  • расширение репертуара двигательной активности.
  • Специалисты центра работают в рамках поведенческого подхода. Используют методики FLOORTIME, PECS, SEE and LEARN FIRST WORD PICTURES.

    Обязательным условием посещения групповых занятий в центре является прохождение первичного приёма, который проводят логопед-дефектолог, психолог и кинезиотерапевт. В ходе первичного приёма специалисты подробно ответят на все вопросы, оценят состояние ребёнка и определят запрос со стороны родителей.

    В состав групп входят дети с расстройствами аутистического спектра, тотальным недоразвитием высших психических функций, детским церебральным параличом, генетическими синдромами, задержками психического и речевого развития.

    По желанию родителей групповые занятия могут быть дополнены курсом индивидуальных занятий.

    Родители также могут получить помощь семейного системного психотерапевта и психолога. В центре проводится работа с семьями, направленная на дополнение или выстраивание детско-родительских отношений, изменение или совершенствование стратегии воспитания.

    Групповые занятия стартуют в Центре Детской Реабилитации МЦР Дети с марта 2018 года.

    mcr-kids.ru

    Как занимаются с аутистами в Краснодаре. Интервью с руководителем программы «РАСсвет»

  • 2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Чтобы узнать о том, как занимаются с аутичными детьми в Краснодаре и как помогают родителям, журналист Юга.ру пообщался с Анной Сметаной, руководителем программы «РАСсвет» благотворительной организации «Синяя птица», и с Никитой, одним из воспитанников фонда.

    Анна Сметана

    Руководитель программы поддержки детей с расстройствами аутистического спектра, фонд «Синяя птица»

    — Сам проект существует чуть больше года. В программе «РАСсвет» сейчас занимается 20 детей: 18 мальчиков и 2 девочки. Ребята от 3 до 18 лет. Но всего у нас около сотни подопечных детей с аутизмом, включая ребят, которые не могут ходить на занятия регулярно.

    Почти половина детей к нам ходит бесплатно. Часть — за минимальную стоимость, в которую входит оплата специалиста и налог. «Синяя птица» оплачивает уборку, игрушки, обучение. Если сложно с материальным положением, всегда идем на уступки. Делаем скидки, если родители могут нам в чем-то помочь.

    Наша команда: я, три педагога, два волонтера и еще несколько помощников. Волонтером может стать любой человек, прошедший отбор. Необязательно с педагогическим образованием, главное — что в сердце, какая мотивация. Люди, которые приходят с мыслью «я хочу спасти мир и помочь всем», долго здесь работать не смогут.

  • Никита — высокофункциональный аутист. Он приятный, классный, с ним может заниматься любой человек. Есть дети гораздо более тяжелые — не говорящие, не умеющие управлять своими эмоциями, не понимающие поток речи; дети, которые боятся света, резких звуков. С ними нужна решимость заниматься, нужна психологическая устойчивость и мотивация.

    Поэтому волонтеры сначала у нас просто ходят и смотрят на занятия минимум месяц. И только после этого говорят: «Да, я могу». Или нет. Потом мы читаем им лекции, проводим тренинги. И затем уже постепенно, под наблюдением, начинаем пускать к детям на сопровождающие занятия, но все равно в присутствии квалифицированного педагога.

    Образование для специалистов, которые могут работать с аутистами, бывает разным. Подойдет образование как дефектолога, так и поведенческого аналитика. Эти курсы есть в Москве, Питере. У меня, к примеру, заочные израильские курсы. В России с детьми с расстройствами аутистического спектра чаще работают детские психологи, которые переучиваются на АВА-терапевтов.

  • В каком возрасте родители могут понять, что у ребенка аутизм?

    У всех расстройство проявляется по-разному — у кого-то это может быть в 3–4 года, у некоторых в 1,5 года. Бывают не говорящие, не ходящие, не сидящие дети, бывают бегающие, говорящие и отпускающие едкие замечания.

    Чаще всего ребенок не смотрит в глаза, не говорит или говорит мало, бегает кругами, поздно начинает ходить — или может не ползать, а сразу начать ходить, поздно садится. Часто у таких детей нет указательного жеста и они не наблюдают за указательными жестами других людей. Ребенок может пугаться громких звуков, яркого света, сенсорной перегрузки. Это проявляется в избирательности в пище — например, отказ от продуктов оранжевого цвета, прием только перемолотой пищи. Чаще всего становится ясно в три года. У нас диагноз ставится с 2,5 лет, в мире сейчас аутизм диагностируют начиная с 1,5 лет.

    Никакой самодиагностики, и этим не занимаются психологи. Если у родителей возникают подозрения, прежде всего нужно идти к неврологу. Невролог направляет к психиатру, и психиатр (так как аутизм — психиатрический диагноз в России) уже рассматривает постановку инвалидности.

    Как проявляется аутизм и почему он бывает таким разным?

    В профессиональном сообществе есть такая поговорка: «Если ты знаешь одного человека с аутизмом — ты знаешь только одного человека, а не весь аутизм». Расстройство аутистического спектра может проявляться совершенно по-разному. Одни дети не говорят, не реагируют на свое имя. Другие могут хорошо говорить, быть открытыми и очень талантливыми. Кто-то совсем немного отличается от других — как герой популярного сериала «Теория Большого взрыва» доктор Шелдон Купер. Его синдром Аспергера — это аутизм, все его отклонения свойственны аутистическому спектру.

    • Иногда это проявляется в умственной отсталости, вместе с сильными проблемами с речью, проблемами с сенсорикой (например, боязнь яркого света или даже хлопковой одежды). Этот спектр огромен, именно поэтому работа с аутистами невероятно сложна — очень сложно выстроить систему сопровождения ребенка в государстве. Все аутисты слишком разные, чтобы подобрать единую систему.

      Способов сообщить что-то миру гораздо больше, чем мы привыкли думать

      Важно помнить, что полностью невербальным ребенок быть не может. Он будет использовать жесты, а если заниматься по системе карточек ПЕКС — использовать картинки. У такого ребенка есть специальная папочка с набором картинок, он достает карточку и показывает: я хочу вот это, мне сейчас так-то. Способов сообщить что-то миру гораздо больше, чем мы привыкли думать.

      Могут ли дети с таким расстройством ходить в детский сад и школу?

      Некоторые дети могут попасть в обычный садик или школу, некоторые нет. Если ребенок высокой функции — в садик можно, отличия не так заметны в этом возрасте. А вот попасть в школу сложнее: с инклюзией у нас сложно, особенно с тьюторством.

      Инклюзивное образование — организация процесса обучения, при которой дети, независимо от их физических, психических и интеллектуальных особенностей включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности.

      Тьютор — персональный педагог-наставник, сопровождающий в обычных школах ребенка с аутизмом и другими отклонениями в развитии.

      Сейчас есть новые государственные образовательные стандарты, которые позволяют школам нанимать тьюторов, но пока это явление еще новое, и в Краснодаре я случаев настоящего инклюзивного тьюторства не знаю. Ведь инклюзия — это не просто запихнуть ребенка в класс физически, но и сопровождать его правильно, и других детей учить, чтобы это им не вредило. В более тяжелых случаях применяется либо домашнее обучение, либо специализированные школы. В Краснодаре школ с нормальной инклюзией я назвать не могу.

    • О совместных мастер-классах для детей с аутизмом

      Кроме занятий со специалистами, детям очень важно создавать среду для общения друг с другом. Вообще собрать так много людей с аутизмом и замотивировать их что-то сделать вместе — большое мастерство. На мастер-классах мы сначала играем, знакомимся. Затем каждый раз делаем что-то новое: сенсорные бутылки, коробочки желаний, поделки к праздникам. Работаем на сенсорику, но пытаемся при этом еще научить их чему-то.

      Дети начинают вместе играть на пианино, наигрывать в четыре руки какой-то ритм. Это удивительно, потому что при этом они друг с другом не разговаривают

      Результат бывает поразительный: дети, которые раньше просто сидели рядом и не обращали друг на друга внимания, через три-четыре мастер-класса ложатся друг другу на колени. Или начинают вместе играть на пианино, наигрывать в четыре руки какой-то ритм. Это удивительно, потому что при этом они друг с другом не разговаривают.

      К сожалению, современным детям не очень интересно и приятно быть рядом с особенными детьми, а у аутичных детей не слишком много шансов побыть с нормотипичными детьми. Поэтому результат таких мастер-классов — это всегда рост.

      Лекторий и психологическая помощь для родителей

      С каждым ребенком занятия проходят два-три часа в неделю, и этого катастрофически мало. Поэтому мы обучаем родителей, чтобы они могли сопровождать ребенка дома. На лекциях я рассказываю, что такое прикладной анализ поведения, как работать с такими детьми, что можно сделать дома, чтобы им было легче. Какие бывают терапии, какие бывают врачи, какие бывают подходы.

      Объясняю, что нормально чувствовать вину или стыд, нормально испытывать не только положительные эмоции. Советую, как можно помочь конкретному ребенку. Мне одна мама сказала: «Я вам могу рассказать то, что не расскажу ни одному врачу». И мамы меняются, увидев, что их окружают такие же родители с такими же проблемами.

    Откуда берется непринятие? Во время беременности женщины мечтают, что ребенок будет таким-то и таким-то, у него будет такой носик и глазки, ему дадут имя, он пойдет в школу и полюбит девочку или мальчика, заведет семью. А потом в какой-то момент понимаешь: этого не будет. Полученное не соответствует твоим ожиданиям. И ты в этом не виноват. Никто не виноват. И только после принятия, после понимания границ своей ответственности начинается работа, внутренняя и внешняя.

    Психологическая помощь для родителей — это отдельная тема. Есть несколько этапов принятия. Аутизм — это когда рос ребенок здоровый, развивался — а потом за несколько месяцев все ушло. Это потеря. Некоторые мамы так и говорят: «Я потеряла ребенка». А потом говорят: «Спасибо, что вернули ребенка», потому что они просто поняли, как с этим работать и что их ребенок никуда не делся, просто исчезли какие-то возможности.

    Аутизм — это когда рос ребенок здоровый, развивался — а потом за несколько месяцев все ушло. Это потеря

    Следующая стадия — перед школой. Ребенок покидает детский садик, и мама видит, что он не справляется со школьной программой. Снова депрессия, снова непринятие, снова чувство вины.

    Затем получение паспорта, 14 лет, пубертатный возраст, когда родители снова задумываются о будущем, и снова нужно учиться принимать. Хотя вроде бы ты уже пережил все это, все равно начинаешь сравнивать ребенка с нормотипичными детьми и переживаешь все заново.

    Еще один этап — когда мама понимает, что ребенок заканчивает школу, а дальше идти некуда. Для аутистов 18+ в России нет вообще ничего. Есть психоневрологические интернаты, диспансеры, в которых должного внимания и чуткости воспитанники не получают — просто нет ресурсов. Родителям страшно даже подумать, что будущее их ребенка — это психдиспансер.

    И это одна из самых тяжелых вещей. Мама не знает, что будет с ее ребенком, когда она умрет. Это можно проработать до какой-то степени, но мы не можем убрать правду. Мы пытаемся помочь этим детям социализироваться, найти способ зарабатывать. Пытаемся внедрить систему сопровождаемого проживания. Но правда остается правдой, и самое страшное для родителей — думать, что будет после 18 лет или после их смерти.

  • Непонимание общества и стереотипы об аутистах

    Многие думают, что аутисты закрытые, что они живут в своем мире. Что аутисты — это люди, выросшие без любви. Что аутизм — это умственная отсталость. Это далеко не так.

    Аутизм — это не социально опасное расстройство, это не шизофрения. Аутист не ткнет в вас ножом, аутист не навредит вашему ребенку. Человек с расстройством аутистического спектра воспринимает окружающий мир немножко по-другому — и, соответственно, отдает информацию во внешний мир немного иначе.

    Они не агрессивные, не плохо воспитанные. Их истерики не от плохого поведения, а от сенсорной перегрузки, от того, что слишком много всего вокруг. Если такой ребенок кричит на полу в магазине — это не значит, что он плохо воспитан, возможно, ему очень плохо и непонятно.

    Если ребенок кричит на полу в магазине — это не значит, что он плохо воспитан. Возможно, ему очень плохо и непонятно

    Никита знает наизусть по энциклопедии все виды животных. Все маршруты Краснодара. Все! Трамвайные, троллейбусные и маршруточные. А еще он, как Шелдон, любит поезда. Причем не только любит, но и может сказать, что этот на постоянном токе, этот на переменном, этот в 1986 году выпущен. Это разновидность гениальности — по крайней мере, я это так воспринимаю.

  • Что почитать об аутизме?

    Я могу порекомендовать в первую очередь два сайта: сайт фонда «Выход» и сайт «Особые переводы» — это сайт тематических переводных работ об аутизме, бесценных настолько, что у нас они распечатываются, брошюруются и хранятся на полках.

    Из книг: Франческа Аппе, «Введение в психологическую теорию аутизма» — это простым языком написанная книга, рассказывающая об истории нахождения проявлений аутизма. Еще одна — Роберт Шрамм, «Детский аутизм и АВА-терапия».

    Как помочь проекту «РАСсвет»?

    Помочь можно разными способами: распространяя информацию, участвуя в жизни проекта своими профессиональными навыками — от проведения мастер-классов до фотографирования, помощи с ремонтом помещений, ведением сайта, группы «ВКонтакте». Это может быть помощь вещами какими-то, игрушками, книжками.

    Это может быть помощь волонтерско-тьюторская, когда вы приходите и месяц-два сопровождаете одного ребенка, ведете его, таким образом открывая ему новые пути общения и социализации.

    Что касается пожертвований, есть два способа: отправить СМС на специальный номер или перевести деньги на счет «Синей птицы» в Сбербанке. При отправке можно указать, что ваши деньги для «РАСсвета». В конце месяца у нас на сайте в отчете можно увидеть свои деньги и на что они ушли.

    Как помочь программе «РАСсвет»:

    1. Отправить СМС на номер 3443 со словом ПТИЦА и суммой пожертвования после пробела, например, Птица 50.
    Сумма пожертвования — от 35 до 5000 рублей.

    2. Перевести деньги на счет в Сбербанке: 5469 3005 5738 5686.

    www.yuga.ru

    Детский аутизм — как организовать занятия с ребенком-аутистом

    Аутизм стал диагнозом вашего ребенка. Конечно, к такому повороту психологически мало кто готов. Поэтому многие родители, услышав о заболевании ребенка, приходят в отчаяние. Не будем вас утешать привычными словами, что все будет хорошо. Что-то будет действительно хорошо, а к чему-то надо будет приложить усилия и немалые. Ведь с диагнозом детский аутизм ваш ребенок будет жить уже до конца своих дней. Но вот как? Это зависит полностью от вас.

    Собираемся с мыслями, и начнем с того, что перестанем кого-либо, в т.ч. и себя, винить во всем. Никто в этом однозначно не виноват. Причины аутизма у детей до сих пор никто не знает. Есть много мнений, но они еще мало обоснованы. Но масштабы распространения аутизма у детей во всем мире заставляет уже сейчас задуматься многих. По последним данным, в США к 2025 году каждый второй малыш будет иметь симптомы аутизма, если сегодня серьезно не подойти к объяснению его причин.

    ДЕТСКИЙ АУТИЗМ — НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ

    Итак, после того, как вашему ребенку был поставлен диагноз «детский аутизм», нужно собраться с духом и продолжить воспитывать, развивать и ухаживать за малышом, но уже по-иному. Для этого предлагаем проконсультироваться у таких специалистов, как учитель-дефектолог или специальный психолог, которые уже имеют опыт работы с детьми-аутистами и могут представить развернутую характеристику психологического состояния вашего ребенка, а также предложить формы и направления коррекционных занятий именно с ним.

    Какой бы вид детского аутизма не был поставлен вашему ребенку, необходимо создать наиболее комфортные условия для его развития. Главное, чтобы вы действовали комплексно, а не хаотично. Понимаем, что вы готовы на все ради здоровья собственного ребенка. Но постоянные замены одних методик на другие никогда не приведут к положительным результатам у малыша, имеющего синдром раннего детского аутизма.

    Комплексный подход должен охватить как медикаментозную поддержку здоровья ребенка, так и интенсивные психолого-педагогические мероприятия, которые будут соответствовать состоянию его развития. Вы должны быть готовы уделять максимальное количество времени для занятий с ним (не меньше 5 часов в день). И увидите, что результаты вас порадуют, и ваш малыш вскоре сможет вас понимать, потом пойдет в школу и даже станет самостоятельным. Ведь аутизм у детей лечению и коррекции подлежит.

    Кстати, среди знаменитых людей тоже есть аутисты. Поинтересуйтесь их именами и биографиями, и это придаст вам сил.

    КАК ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ РЕБЕНОК С СИНДРОМОМ АУТИЗМА ДО 3 ЛЕТ

    Так как детский аутизм влияет на многие стороны развития ребенка, то мы особое внимание в этом возрасте должны уделить таким сферам:

  • психомоторной;
  • эмоциональной;
  • познавательной.
  • Прежде всего, для больных на детский аутизм характерны нарушения тонической регуляции. Поэтому вы должны проконсультироваться у специалиста и научиться:

  • активизировать любые проявления ребенка;
  • выполнять с малышом упражнения на распределение мышечного напряжения;
  • владеть разными методами снятия у него напряжения.
  • Такая работа с телом – важное направление, необходимое для эффективного коррекционного влияния на всестороннее формирование психики ребенка, потому что тоническая регуляция – это основа полноценного психического развития. Очень важно развивать функции как общей, так мелкой моторики, ощущения статистического и динамического равновесия, зрительно-моторную координацию. Особенно если признаки аутизма у ребенка 2 лет были выявлены рано.

    Внимание! Во время занятий нельзя останавливаться на одном каком-то выученном движении. Зная предрасположенность малышей, имеющих детский аутизм, к стереотипиям, на каждом занятии расширяйте спектр движений и обязательно придавайте им значение.

    Несмотря на то, что ребенок с детским аутизмом очень часто ни движениями, ни эмоциями, ни звуками, ни взглядом не отзывается на активность взрослых, которая направлена в его сторону, все-таки его жизнь нужно насыщать разнообразием и эмоциями. Родители должны постоянно разговаривать с ним, причем намного больше, чем это было бы нужно ребенку с типичным развитием. При аутизме у детей любое проявление необходимо подхватывать и называть. Особенно если симптомы аутизма у детей до года все же были выявлены.

    Очень хорошо во время различных процедур (купание, занятия, убаюкивание) включать специально подобранную музыку. Неплохо, чтобы мама тоже напевала и имя ребенка, и различные просьбы к нему, и рассказы и т. д. Ведь аутисты лучше реагируют на музыку, нежели на обычную речь.

    Разговаривать с такими детьми необходимо спокойным и тихим голосом. А если хотим ребенка стимулировать к определенным проявлениям, наша интонация должна быть эмоциональной, добродушной, без прижима и напора.

    Понятно, что ребенок, страдающий детским аутизмом, не может использовать речь с коммуникативной целью, поэтому родители должны делать это за него, то есть: высказывать его просьбы, строить диалоги, отвечать за него, называть словами все, что он делает. Даже если вам будет казаться, что ребенок никак не реагирует на ваши слова, не отчаивайтесь, продолжайте разговаривать, оформляйте словами все действия и возможные переживания. Например, ребенок подходит к маме и тянет её за руку к столу, где находится чашка с водой. Мама обязательно должна прокомментировать все действия малыша: «Мама, дай руку. Пошли к столу. Я хочу пить. Дай мне кружку с водой». Уже доведено, что аутичные дети всё прекрасно воспринимают и хорошо усваивают услышанное, хотя обратная реакция следует с опозданием. Со временем ребенок научится понимать, что слова непосредственно связаны с действиями и предметами. И тогда он сам начнет оформлять ими свои мысли, чувства и действия.Для того чтобы ребенок научился говорить, необходимо подхватывать все его звуковые проявления. Прислушайтесь к тому, что проговаривает малыш, повторите это и постарайтесь дать этому смысл, назвав похожее слово. Особенно это важно, когда признаки аутизма у ребенка до года уже были выявлены.

    Важным направлением в коррекционных занятиях во время работы с такими детьми, должно стать развитие у них внимания, а именно его концентрация. Перед тем как начнем учить малыша этому, подчеркнем то, что аутисты в основном используют периферийное зрение. Поэтому у них взгляд получается рассеянный. И тогда возникает ощущение, что такие люди смотрят сквозь вас. Но для того чтобы научить кого-то повторять за кем-то слова и движения, нужно сначала заставить его следить за губами, выражением лица, а также научить рассматривать предметы. А это невозможно сделать без концентрации взгляда, т.е. заострения внимания.

    Значит, при аутизме детей надо заставлять быть внимательными. Для этого советуем: поднесите ладоши к вискам малыша и сделайте из них что-то вроде шор. Ребенок не сможет теперь смотреть в сторону, и ему придется свой взгляд направить на вас. Вы должны переловить его и что-то проговорить. Это очень важно для дальнейшего развития малыша. Он начнет учиться концентрировать свое внимание на предметах, людях.

    Немаловажную роль в развитии детей-аутистов играет сенсорная система. Но она у них, как правило, работает частично, так как многие её функции не включены. Поэтому при аутизме у детей можно наблюдать:

  • фрагментарное восприятие внешней информации, так как они не могут воссоздать целостную картину всего, что происходит вокруг их;
  • значительные трудности во время одновременного восприятия информации (если слышит, то не видит, или же наоборот);
  • снижение или увеличение порога чувствительности к внешним раздражителям (невозможность слышать звуки или смотреть на свет либо их полное неприятие).
  • Как видим, аутизм у детей вызывает нарушения, связанные с восприятием внешних стимулов, которые отвечают за организацию нервной системы. В результате таких нарушений мозг не способен воспринять информацию, которая поступает через органы чувств, и обобщить её в образы восприятия, а потом – понятия.

    Теория сенсорной интеграции, в свою очередь, подчеркивает важность правильного формирования и интеграции основных органов чувств: осязания, обоняния, вкуса, зрения, слуха, а также вестибулярного аппарата. От успешного исхода этого процесса зависит становление всей схемы тела, координация движений, внимание, а также эмоциональное равновесие. Именно совокупность всех этих процессов в дальнейшем станет основой таких сложных процессов, как речь, способность к чтению, счету или письму.

    Специалисты советуют использовать терапию методом сенсорной интеграции, которая со стороны смотрится как обычная игра. Это научно обоснованная система занятий, благодаря которым нервная система приобретает способность интегрировать сенсорные ощущения и использовать их на практике. Главное задание таких занятий – научить мозг правильно реагировать на внешние раздражители. Для этого можно использовать качели, платформы для тренировок равновесия, большие мячи, скейтборды. Такие занятия важны, если выявлены признаки аутизма у ребенка до 3 лет.

    Очень полезными также могут стать такие игры:

    1. Взрослые пишут букву на ладошке, спинке, животике ребенка, а малыш пытается их отгадать.
    2. Катание на больших мячах.
    3. Сжимание резиновых груш.
    4. Движения глазами за предметами, которые перемещаются, за лучом фонарика.
    5. Обучение счету во время двигательных упражнений.
    6. Рисование всеми пальчиками или разными предметами.
    7. Обрисовка собственных частей тела.
    8. Копирование фигур.
    9. Игры с мячом.
    10. Упражнения с мишенями.

    Обращаем внимание на то, что взрослые во время таких занятий должны показать ребенку, страдающему детским аутизмом, что мир многогранный и прекрасный. Его можно и нужно познавать каждый день. Тогда у него появится потребность узнавать что-то новое, а значит, будут развиваться правильно все органы чувств. Особенно если это аутизм, симптомы которого проявились у детей до 3 лет. Дарите ребенку больше радости! Он все это поймет и научится воспринимать окружающий мир целостной картинкой. Это очень важно для его дальнейшей повседневной жизнедеятельности в семье, школе, ну а со временем – и во взрослой САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ жизни.

    Аутизм у детей не редкое заболевание сегодня. Существует много методик лечения. Но широко признан во всем мире метод коррекционного влияния на детей с аутизмом «Son-Rise», который был разработан супругами Кауфманами, пытавшимися найти наиболее эффективные пути взаимодействия со своим годовалым сыном. Весь смысл обучения заключается в том, чтобы постепенно насытить жизнь ребенка с детским аутизмом внешними стимулами. Кауфманы утверждают, что последовательные занятия обязательно дадут позитивный результат. Принципы программы таковы:

  • Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
  • Создание безопасного простора для работы и игры, в котором никто и ничто не отвлекает внимание ребенка, и поддерживается атмосфера наиболее комфортная для обучения и развития.
  • Обучение детей с аутизмом с помощью игры способствует эффективному и осмысленному взаимодействию и общению.
  • Обучение и приобретение новых навыков возможны лишь при опоре на мотивацию ребенка.
  • Только энтузиазм и заинтересованность взрослых могут вызвать у ребенка стойкий интерес к обучению, общению и взаимодействию.
  • Усилить мотивацию ребенка к обучению поможет только безоценочное отношение взрослых к его действиям.
  • Продуманная и последовательная работа, начатая с ребенком в раннем возрасте, обязательно даст позитивный результат, так как аутизм у детей поддается коррекции.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

    Малыш подрастает, и он должен перейти к следующему этапу развития. Но аутизм у детей многолик. Если ребенку присущи тяжелые расстройства аутичного типа в виде беспрерывных стереотипных проявлений, пронзительного визга или крика, аутоагресии или агрессии по отношению к окружающим, то занятия следует проводить индивидуально. Но как только вы увидите, что ребенок может находиться с другими детками, так как у него легкая форма аутизма, обязательно найдите возможность, чтобы он продолжал обучение уже в микрогруппе. Это чрезвычайно важно для него. При этом занятия в таких группах должны проводить специалисты, которым знакомы проблемы детского аутизма, так как обучение необходимо наполнить всеми возможными и нужными для малыша видами деятельности: музыкой, рисованием, развитием речи, играми, физическими упражнениями и интеллектуальными заданиями. Важными коррекционными составляющими при аутизме у детей остаются коммуникации и взаимодействие. Иногда ребенка тяжело вовлечь к групповым занятиям. Ничего страшного, пускай пока наблюдает за всем со стороны. Но искусство педагога будет состоять в том, чтобы приобщить его к совместной деятельности.

    Довольно хорошо на состояние ребенка с детским аутизмом влияют упражнения на коне. Занятия ипотерапией стимулируют развитие психомоторной сферы. А это, в первую очередь, владение тонической саморегуляцией, координацией движений, чувством равновесия. Конь, как правило, вызывает позитивные эмоции у больных детским аутизмом. Во время езды на нем ребенок должен подстроить свое тело к движениям животного, чтобы на нем удержаться. Так появляется новый навык, который мы рассматриваем, как взаимодействие с окружающим миром, что важно при аутизме у детей. Кроме того, температура тела коня выше температуры тела человека. А так как упражнения на животном выполняются без седла, то тепло, которое ребенок, страдающий детским аутизмом, чувствует от коня, снимает у него напряжение. Такие занятия создают условия для того, чтобы ослабить аутичную защиту. В результате этого есть возможность продуктивно влиять на развитие ребенка. Такие моменты хорошо использовать для того, чтобы провести словесный диалог, коммуникацию с помощью жестов. Ведь когда у ребенка уменьшается психоэмоциональное напряжение, он может воспринимать информацию извне. Это даёт возможность всесторонне развивать ребенка, имеющего детский аутизм.

    Довольно кропотливой должна быть работа логопеда. Главной его задачей становиться не обучение чистоте звукопроизношения и правильности построения слов в предложении, а объяснение ребенку, имеющего детский аутизм, зачем нужна речь и в чем необходимость коммуникации.

    Аутизм у детей разный по причинам и признакам, поэтому корреционные направления обучения выбирают родители, исходя из того, какие они видят потребности и возможности своего ребенка.

    Кроме спланированного плана занятий и его последовательного осуществления, родители должны продолжать воплощать особенный подход взаимодействия с ребенком дома. Основная идея – способствовать адаптации ребенка, имеющего детский аутизм, к жизни и продуктивным контактам с другими людьми.

    Домашнее чтение может стать тем видом деятельности, которое поможет установить эмоциональный контакт с ребенком и выработать определенные социальные навыки. Лучше читать, усадив малыша на руки. Тактильные ощущения укрепят контакт родителей с ребенком, который имеет детский аутизм. При этом желательно осваивать литературные образы медленно, поэтапно, придавая им эмоционального окраса. Уместно читать книгу по нескольку раз. Это будет помогать ребенку лучше понимать героев, переносить ситуацию на себя, а усвоенные модели общения повысят его уверенность в себе и снизят тревожность.

    Кроме домашнего чтения, родители могут применить и метод совместного рисования. Когда вы рисуете, то обязательно нужно активно описывать словами все, что изображается, терпеливо объяснять ребенку, имеющего детский аутизм, последовательность рисования, называть каждый элемент. Если ребенок не изъявляет желание рисовать самостоятельно, взрослые помогают ему. При совместном таком занятии родители могут сами нарисовать, например, куклу, но «забыть» изобразить ей ножку. Они просят ребенка дорисовать то, что необходимо. Такая работа позитивно влияет на развитие восприятия и представлений малыша, учит его взаимодействовать с взрослыми.

    Полезными также будут семейные ритуалы. Например, вечерний ритуал может состоять с прогулки по окрестностям, чаепития, совместного чтения, массажа и т. д. Все это будет способствовать подготовке ребенка, страдающего детским аутизмом, ко сну.

    Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители особое внимание должны уделять отработке у него навыков коммуникации. Многоразовое повторение, проговаривание, проигрывание важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых моделей реальности, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

    ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

    Обобщенно показатели готовности ребенка к школьному обучению можно представить так:

  • общая психологическая готовность (показатели интеллектуального и сенсомоторного развития);
  • специальная готовность (достижения за программами дошкольного обучения);
  • общая личностная готовность (произвольность деятельности, адекватное общения с взрослыми и ровесниками, позитивное отношение к обучению).
  • Особое внимание следует обратить на показатели психофизической готовности особенного ребенка к школе, а это:

  • физическое и психомоторное развитие;
  • личностная и социально-психологическая зрелость;
  • интеллектуальное развитие.
  • Итак, психофизическая готовность ребенка с особенными образовательными потребностями – это, прежде всего, комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют о том, что ребенок достиг соответствующего уровня в физическом, моторном и интеллектуальном развитии и может строить социальные взаимодействия.

    Для того чтобы ребенок, имеющий детский аутизм, мог посещать школу, родители должны убедиться, что он соответствует всем перечисленным аспектам. В случае несоответствии каким-то показателям, нужно приложить все усилия для их приобретения. Во время работы с ребенком, страдающим детским аутизмом, не должна прекращаться работа с правильным развитием психомоторной сферой. Необходимо продолжать развивать у него чувство равновесия, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику. Ведь их недостаточное развитие указывает на симптомы аутизма у детей. Поэтому их нужно корректировать постоянно.

    Теперь хотелось бы остановиться на таких важных предпосылках успешной учебы, как произвольность и саморегуляция, а также способность взаимодействовать с другими людьми.

    Что касается произвольных действий, то имеются в виду такие умения:

    • самостоятельное выполнение последовательных действий;
    • воспроизведение наглядных образцов;
    • планирование и контроль своих действий;
    • умение действовать согласно устной инструкции;
    • подчинение своих действий правилам.
    • Близки к этим умениям и проявления саморегуляции:

    • способность к целенаправленным действиям;
    • концентрация внимания;
    • владение своим эмоциональным состоянием.

    Ребенок, имеющий детский аутизм, испытывает значительные трудности в формировании целенаправленного поведения и способности концентрировать внимание. Будучи в окружении множества отвлекающих факторов, у него появляется ряд побочных ассоциаций, которые делают невозможным выполнение заданий правильно. Кроме этого, возможны импульсивные реакции, которые тяжело объяснить и понять, а это значит, что возможны нежелательные проявления.

    Но если ребенок, имеющий детский аутизм, обладает достаточным уровнем интеллекта, то он может без проблем выполнять формальные требования:

  • списать текст;
  • ответить на вопрос;
  • поднять руку, когда знает ответ на вопрос.
  • При выполнении более содержательных требований у него могут наблюдаться трудности, которые вызывают агрессивное поведение или полный отказ от работы. Как видим, аутизм у детей вызывает различные непредсказуемые реакции, поэтому задания должны соответствовать их возможностям.

    Что касается формированию таких важных предпосылок учебной деятельности, как способность взаимодействовать с другими, к сожалению, можно говорить о полном отсутствии умения принимать полноценное участие в совместной деятельности, организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. Дети, имеющие детский аутизм, испытывают существенные трудности, когда нужно о чем спросить учителя, попросить о помощи, высказать свое мнение и отстаивать его, действовать согласно правилам, условиям.

    Эти трудности не являются дискретными. Они формируются в результате взаимосвязанных ситуативных проблем. Низкий уровень произвольности, как правило, сопровождается отсутствием мотивации к учебе, а такие особенности психической организации, как практически отсутствие саморегуляции и неспособность использовать речь с целью коммуникации, делают невозможным общение ребят с детским аутизмом с ровесниками и взрослыми.

    Современные исследователи отмечают, что аутизм у детей зачастую протекает сложно, поэтому возможность вписаться в школьную жизнь сходу очень мала. Поэтому если не организовать специальной подготовки, то большинство таких детей останется вне образовательного процесса или получат образование ниже своих возможностей.

    Как правило, во время подготовки ребенка к школе большое внимание уделяется развитию у него учебных навыков. При этом с поля зрения выпускается уровень владения им бытовыми навыками, умение адекватно реагировать на то, что происходит вокруг, взаимодействие с другими членами общества. Поэтому сначала необходимо освоить правила школьной жизни, и только потом развивать учебные навыки.

    Если говорить о правилах школьной жизни, то имеются в виду два момента: четкая структура школьного дня и школьная атрибутика. У ребенка, страдающего детским аутизмом, должны быть заранее созданы стереотипы поведения, связанные со школьной атрибутикой: класс, звонок, парта, доска, портфель, домашнее задание, оценка.

    В классе у ребенка может быть несколько помощников, но учитель должен стать главным субъектом школьной жизни. Структура учебного дня формируется четкая, никаких непредвиденных ситуаций, которые могут выбить ребенка из колеи. Если необходимо сделать изменения в рабочем дне, то они проводятся поэтапно. Важным моментом школьной жизни является перемена. Для детей-аутистов она составляет наибольшую трудность, так как не имеет четкой структуры. Здесь главное научить детей в классе взаимодействовать с такими детьми.

    Усиление роли непредвиденной активности у ребенка способствует его личностному росту. В отличие от обычных детей, у которых каждый этап развития замещается сам, аутичные дети «застревают» на каждом уровне развития, так как их активность очень мала. В этом и трудности детского аутизма, симптомы которого в каждый период развития стают видимыми. Поэтому необходимо организовать среду таким образом, чтобы каждое проявление активности ребенка было понято и принято, что будет побуждать его к действиям, а это отличный ресурс для оптимального пребывания в социуме.

    Предварительное моделирование урока поможет ребенку с аутизмом научиться использовать речь как средство коммуникации. Он должен уметь ставить и отвечать на вопросы, просить о помощи.

    Во время моделирования урока детей учат сидеть на уроке, слушать учителя, пользоваться портфелем, карандашом, выходить к доске, слышать инструкцию, просить о помощи. Это дает возможность не только получить определенные навыки, необходимые для вовлечения в школьную жизнь, а также снимет страх и тревожность перед чем-то новым, сделает школьную ситуацию знакомой и предвиденной.

    Для ребенка с аутизмом, как и любому другому ребенку, необходим позитивный опыт пребывания в детском коллективе. Поэтому его нужно обязательно познакомить предварительно с учителем, который должен вызвать у ребенка доверие, научить ориентироваться в помещении, где будет протекать его школьная жизнь. Если у ребенка легкая форма аутизма, то он быстро привыкнет к школьной жизни.

    ЗНАЧЕНИЕ ПООПЕРАЦИОННЫХ КАРТОЧЕК В ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ

    Окружающий мир непонятен ребенку, страдающему детским аутизмом. Он не всегда может связать между собой события, людей, звуки, образы. Он не прослеживает логических связей между реалиями, которые его окружают. Поэтому многое остается для него непонятным.

    Первым этапом работы с такими детьми в школе должно стать формирование мотивации к обучению, а не требование овладеть всем материалом. Дети-аутисты тогда выполняют действия, когда они четко спланированные: ребенок должен быть уверенным в том, что делать сначала, какой следующий порядок деятельности, как завершить.

    Для этого можно в кабинете, где пребывает ребенок-аутист, повесить пооперационные карточки, на которых в виде рисунков и символов будут обозначены все действия по порядку, например, на шкафу нарисована схема, как собраться на прогулку. Такие схемы можно развесить в ванной, на рабочем столе, в детской комнате.

    Иногда аутичному ребенку требуется физическая помощь в осуществлении действия. Тогда взрослые берут его руки в свои и показывают, как нужно делать. Помните, что телесный контакт способствует снижению тревожности у малыша. Аутичным детям сложно овладевать новыми действиями, но они всегда хотят сделать все хорошо. Поэтому советуем сначала давать такие задания, с которыми они будут успешно справляться.

    Дети с аутизмом очень часто быстро устают как физически, так и психологически. Поэтому им необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Для этого советуем продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые будут предлагаться ребенку, когда он устанет работать со всеми.

    Ребенок с аутизмом плохо ориентируется в пространстве и времени. Советуем сложить план группы или класса, всей школы, где будут указано расположение всех необходимых объектов. Также необходимо составить режим дня с помощью символов и рисунков. Но сложить и повесить схемы, это еще не все. Нужно, взяв их в руки, путешествовать вместе с ребенком, узнавая и называя предметы. Сначала ребенок откажется повторять названия, поэтому педагог должен это делать сам.

    Если ребенок отказывается принимать правила, не навязывайте их ему. Присмотритесь, что он хочет делать и как, подыграйте ему. Главное, это установить с ним настоящий контакт.

    Аутизм у детей, признаки которого четко проявляются в повседневной жизни, должен максимально нивелироваться с помощью личного контакта между взрослым и малышом. Обязательно научитесь планировать день вместе с ребенком. Вечером или непосредственно утром нарисуйте все события, которые будут происходить днем. Ребенок будет готов к ситуации, и это не вызовет у него негативизма.

    Будьте внимательны к ребятам, страдающим на детский аутизм, и у вас с ними все получится!

    www.b17.ru