Аутизм детский и его лечение

Лечение аутизма

Ученые еще не смогли изобрести лекарство от аутизма. Однако соответствующая терапия и образовательные программы помогают развиваться детям, страдающим от этой болезни. Ранее лечение аутизма снизит проявление симптомов заболевания, уменьшит агрессию ребенка и сделает его относительно самостоятельной личностью.

Вид лечения подбирают индивидуально для каждого пациента. Наиболее эффективной терапией будет та, которая сочетает в себе несколько методов лечения. Так аутизм – заболевание неизлечимое, лечение должно продолжаться всю жизнь.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Излечим ли аутизм?

Незаменимыми для лечения аутизма являются физиотерапия и трудотерапия. Физиотерапия направлена на выполнение лечебных процедур и физических упражнений, которые помогают страдающим аутизмом лучше чувствовать свое тело и управлять им. Благодаря трудотерапии пациенты обретают самостоятельность и обучаются базовым навыкам.

Следует помнить, что для лечения аутизма стандартных методов не существует, поэтому каждый специалист придерживается своего метода.

Для выбора лечения и специалиста, который это лечение будет проводить, необходимо учитывать следующее:

  1. К каждому пациенту нужен свой подход и свой метод лечения. Очень часто бывает, что терапия, которая до этого помогла одному пациенту, не приносит никаких результатов в лечении другого.
  2. Родители или опекуны должны проанализировать все методы лечения, которые им предлагают. Они должны ориентироваться на индивидуальность ребенка и решить, какой вид лечения будет в его случае самым разумным.
  3. Если и лечение, и обучающая программа выбраны правильно, то существует большая вероятность того, что ребенок-аутист добьется успехов в развитии.
  4. Детей, страдающих аутизмом, обучают по специальной программе, связанной с управлением поведением. Научно доказано, что чем раньше начать эту программу, тем лучше будут результаты в будущем. Не стоит надеяться на то, что лечение окажется простым и легким делом. Чтобы добиться успеха, потребуется много сил и терпения. Помочь ребенку справиться с симптомами заболевания и сложностями, которые они вызывают, помогут медикаментозное лечение, коррекция поведения и другие методики.
  5. Некоторые методы лечения аутизма научно не доказали свою эффективность. Однако многие из них показали высокие результаты в научных исследованиях. Для лечения аутизма применяют образовательную, поведенческую, биомедицинскую и другие терапии.

    Медикаментозное лечение при аутизме

    В медикаментозном лечении наиболее часто используют препараты, направленные на борьбу с эмоциональными проблемами, конвульсиями, проявлениями аутизма и проблемами поведения.

    Данные препараты не в силах устранить неврологическую проблему, лежащую в основе аутизма. Однако они помогают снизить гиперактивность, тревожность, импульсивность и усилить способность к концентрации. Применение этих препаратов позволяет уменьшить проявление проблем поведения, способствуют улучшению действия образовательной и поведенческой терапий.

    Препараты, влияющие на головной мозг (психотропные препараты):

  6. Антидепрессанты (флуоксетин, сертралин). Используют для лечения депрессивных состояний и тревожности, так как они снижают раздражительность, патологическую цикличность действий, вспышки гнева, агрессию.
  7. Нейролептики (рисперидон, арипипразол, оланзапин). Снижают гиперактивность, агрессию, патологическую цикличность действий.
  8. Препараты нестимулирующего действия (гуанфацин, атомоксетин). Используют в лечении синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Повышают способность к концентрации внимания, снижают уровень активности и нервное возбуждение.
  9. Аналептики (метилфенидат, амфетамин, дексметилфенидат). Повышаю концентрацию внимания, снижают импульсивность и гиперактивность.
  10. Противосудорожные средства. Используются для уменьшения количества и частоты конвульсий и стабилизации поведения и настроения.

Лишь часть препаратов прошла клинические испытания с участием больных аутизмом. При лечении детей важна точная дозировка препаратов, так не исключается возможность передозировки. К некоторым препаратам развивается зависимость. Поэтому выписать такие препараты может только врач, который занимается лечением аутизма.

Многие вышеперечисленные препараты обладают такими побочными действиями, как бессонница либо сонливость, потеря веса либо излишний вес.

Диета при аутизме

Многие родители и лечащие врачи обращали внимание на то, что при поддержании определенной диеты больным аутизмом становилось лучше. У многих аутистов имеются пищевые аллергии, поэтому таким пациентам обязательно нужно сбалансировать питание и исключить из рациона продукты питания, вызывающие аллергию.

У детей, страдающих аутизмом, отмечалось улучшение состояния при принятии таких пищевых добавок, как магний, витамины группы В, витамин С.

Диета позволяет улучшить кишечное переваривание и всасывание питательных веществ.

Однако следует помнить, что лечение с помощью изменения рациона питания и применения пищевых добавок нужно обязательно обсудить с лечащим врачом. Для того, чтобы ребенок нормально развивался и рос, в его организм должны поступать все витамины и питательные вещества в достаточном количестве.

www.sulamot.ru

Как лечить аутизм у детей: истории из жизни людей

Содержание статьи:

  • Рассказ о лечении путем очищения организма Ольги, 43 года
  • История лечения с помощью диеты Александры, 37 лет
  • Как лечила методом сенсорной интеграции Юлия, 27 лет
  • Аутизм у детей — это заболевание, характеризующееся нарушениями психического развития, такими как расстройство моторики речи, отсутствие социальных навыков, воображения. В настоящее время не существует никаких специальных анализов, которые могли бы установить точный диагноз «аутизм». Определить недуг можно только наблюдая за ребенком и его отношением к окружающим.

    Рассказ о лечении аутизма у ребенка путем очищения организма Ольги, 43 года

    У моей дочери аутизм, она долгое время не говорила, ей было свойственно агрессивное поведение. Кроме того, она была гиперактивна, с ней было очень тяжело ладить. Дополнительной «ложкой дегтя» стали проблемы с кишечником.

    Я несколько лет потратила на изучение информации о причинах и методах лечения аутизма. В итоге мне удалось сформировать собственную систему лечения аутизма у детей, которая помогла моей дочери восстановиться и адаптироваться к жизни.

    Я убеждена, что одной из причин развития аутизма являются прививки, как бы не противились относительно этой мысли врачи. Мы с дочерью сдавали анализы, и оказалось, что в ее крови увеличено количество олова и алюминия, то есть тяжелых металлов.

    Я нашла исследования, которые доказывают, что у многих деток-аутистов в кишечнике обнаруживают вирус кори. Он провоцирует запоры. Поэтому я дала дочери пропить противовирусное средство. В результате этого запоры перестали нас мучить. Помимо этого, мы сделали контрольный анализ на ртуть и алюминий. Оказалось, что превышение у нас и по этим показателям.

    Мы начали проводить планомерную очистку организма от тяжелых металлов. Состояние дочери начало медленно, но верно стабилизироваться. Мы наконец-то сдвинулись с мертвой точки в лечении аутизма. У ребенка начала развиваться речь и лучше работать воображение, прекратились приступы агрессии и гиперактивности.

    Я нашла в интернете статью американского нейрохирурга на английском языке. Я переводчик по образованию, поэтому не составило труда ее перевести. Оказалось, что, по его мнению, из-за влияния тяжелых металлов, которые были получены от прививок, в головном мозге детей запускаются сложные аутоиммунные процессы. В некоторых случаях развивается воспалительный процесс, и это приводит к таких тяжелым последствиям, как аутизм.

    Соли ртути не выводятся из организма самостоятельно, поэтому процесс приобретает характер хронического. Ртутные соли губительно влияют на все органы. Мы начали очищать кровь и органы ребенка. Кроме того, с помощью различных продуктов питания и препаратов стали погашать аутоиммунный процесс, который подтвердился на анализах на IgМ.

    Также немаловажный момент в нашей терапии — присутствие в меню большого количества витаминов, минералов, аминокислот. Без этого восстановить здоровье очень сложно и процесс затягивается на долгие годы.

    Можно применять поливитамины, но я предпочитаю давать натуральные продукты, такие как мед, маточное молочко, инжир, кедровые и грецкие орешки.

    После года такого лечения моя дочь начала меняться на глазах. У нее появились эмоции, активно развивается речь, появляется интерес к другим людям, жизни, воображение. А раньше ее интересовала только вода и палочки. Теперь я понимаю, что мы на правильном пути и у ребенка будет полноценная жизнь.

    Жизненная история лечения аутизма с помощью диеты Александры, 37 лет

    К первому психологу нас с сыном Михаилом направил педиатр. Казалось, что он мало что понимал из того, что ему говорят взрослые. Он вполне нормально развивался до полутора лет. Однако потом перестал говорить вслух слова, которые ему уже были хорошо известны: мама, папа, корова, кот и прочее. Складывалось впечатление, что ребенок исчезает сам в себе. Он практически постоянно молчал. Первое время мы думали, что причиной его молчания были отиты, которые часто его мучили в детстве.

    Буквально за несколько месяцев ребенок перестал вообще реагировать на внешний мир и с трудом узнавал близких. Он перестал смотреть в глаза и не шел на контакт. Появились и другие странности в поведении: он терся головой о пол, ходил на цыпочках, издавал странные булькающие звуки, постоянно повторял какое-то действие, например, открывал и закрывал дверь или пересыпал из одной емкости в другую песок в песочнице. Ребенок не позволял брать себя на руки или обнимать. У него это вызывало бурю негодования или истеричные слезы. Кроме того, у него развился хронический понос.

    После первых обследований у психиатра наконец прозвучало это страшное слово — «аутизм». Как я узнала позднее, расстройство аутичного спектра — это не душевная болезнь. Это нарушение развития ребенка, которое вызвано аномалиями головного мозга. Хотя аутизм встречается в среднем у одного ребенка из 500, он до сих пор является наименее изученным нарушением развития.

    Нам сказали, что Миша, вероятней всего, не станет здоровым ребенком и полноценным человеком. Ему не удастся завести друзей, вести содержательные разговоры, учиться в общеобразовательной школе, жить самостоятельно. Нам посоветовали верить лишь в то, что ребенку удастся привить некие социальные навыки, которые он сам не в силах приобрести.

    После того как сыну установили окончательный диагноз, я начала пропадать в библиотеках и интернете в поисках информации, как лечить аутизм у детей. Так я нашла книгу, в которой шла речь об аутичном малыше. Его мама была уверена, что симптомы сына были спровоцированы «церебральной аллергией» на обычное молоко. Мысль об аллергии засела у меня в голове, потому что Миша обожал пить коровье молоко и потреблял его в больших количествах — до двух литров в день.

    Кроме того, я вспомнила, как несколько месяцев назад моя мать прочитала, что многие дети, которые страдают от хронических отитов, имеют аллергию на пшеницу и молоко. Еще тогда она сказала, чтоб я попробовала исключить эти продукты из меню Миши. Но я настаивала, что молоко, сыр и макароны — это все, что он любит есть и если я исключу их из рациона, то он просто будет голодать.

    После этого я вспомнила также, что первые отиты появились у Миши в 11 месяцев. Это как раз совпало со временем перехода от детской смеси к коровьему молоку. Я кормила его грудью до трех месяцев, но грудное молоко он переносил плохо, его сыпало. Тогда нам порекомендовали перейти на гипоаллергенную детскую смесь.

    В общем, терять было нечего, и я решила исключить «подозрительные» продукты из рациона ребенка. То, что происходило дальше, было больше похоже на чудо. Спустя несколько недель Миша перестал кричать и биться в истериках. Он перестал бесконечно повторять одни и те же действия. И сразил меня наповал, когда протянул мне ручку, чтоб я помогла ему спуститься по лестнице. Также он разрешил взять себя на руки старшей сестре и спеть ему колыбельную.

    Спустя месяц мы посетили хорошего педиатра, который специализировался на отклонениях в развитии детей. Он провел несколько тестов с Мишей и задал нам кучу вопросов. Мы рассказали об улучшениях в его поведении после того, как мы перестали давать ему молочные продукты. Однако в конце приема врач сказал, что у ребенка аутизм и хотя идея с непереносимостью молока интересна, но это не может быть связано с его аутизмом или недавними улучшениями в поведении.

    Нас это привело в отчаяние, но ребенку с каждым днем становилось лучше: он сидел у меня на руках и смотрел мне в глаза, начал обращать внимание на сестру, хорошо спал, но понос не проходил.

    Ему не было двух, а мы уже отдали его в специализированное детское учреждение и начали проходить интенсивную языковую и поведенческую терапию. Кроме того, мы решили проверить теорию о влиянии молока на поведение сына. С утра дали Мише выпить стакан молока, и уже к вечеру он начал ходить на цыпочках и тереться головой о пол, демонстрируя поведение, о котором мы практически уже забыли. Спустя несколько недель поведение ребенка повторилось. Оказалось, что в саду ему дали кусочек сыра. Так мы утвердились в мысли, что у Миши своеобразная аллергия на молочные продукты.

    Позднее мне удалось найти информацию об исследователях, которые собирали доказательства того, что молоко осложняет течение аутизма. Оказалось, что молочный белок, преобразовываясь в пептиды, влияет на головной мозг примерно так же, как галлюциногенные наркотические вещества. В моче детей, страдающих от «молочной аллергии», были выявлены вещества, которые содержали опиаты. По мнению ученых, у таких детей либо отсутствует фермент, который переваривает пептиды, либо пептиды попадают в кровь еще до того, как перевариваются.

    Теперь я стала понимать, почему Миша нормально развивался, пока питался гипоаллергенной соевой детской смесью, а также это давало объяснение, почему позднее от требовал много молока — опиаты провоцируют сильную зависимость.

    После долгих «исследований» на пару с мужем мы пришли к выводу, что нужно перевести ребенка на безглютеновую диету, на которой сидят больные целиакалией. Спустя 48 часов у Миши появился первый за долгие месяцы твердый стул. У него улучшилась координация, через пару месяцев я даже стала разбирать слова, которые он произносил.

    Наши лечащие врачи только иронически посмеивались, когда мы рассказывали о нашем методе лечения аутизма диетой. Они не видели в этом никакой взаимосвязи.

    К тому времени, как Мише исполнилось 3 года, все врачи согласились, что диагноз «аутизм» нужно снимать. Ребенок прошел все тесты, которые подтвердили, что он психически здоров и полноценен. По результатам тестов, со временем он поступил в обычную школу.

    Сейчас Мише 7, и он, по словам классного руководителя, один из самых активных и жизнерадостных детей в классе. У него есть друзья, он играет в школьном театре, играет со старшей сестрой в воображаемые игры, чего никогда не делают детки-аутисты. Наши худшие опасения не оправдались, мы все безумно счастливы.

    Как лечила аутизм у ребенка методом сенсорной интеграции Юлия, 27 лет

    Моей дочери сейчас 3,5 года. Наш диагноз звучит как «ЗПР с аутичными чертами». Почти год назад начали заниматься с психологом. Дочь не разговаривала, а логопеды отказывались ее брать на лечение.

    В 2 и 10 пропили курс ноотропных препаратов, но от них дочь стала плохо спать, начала капризничать. Пришлось отказаться от медикаментозного лечения. В детский сад нас приняли, но проблемы начались практически сразу же: дочь не слушалась, не могла следить за собой, соблюдать элементарный туалет.

    Мы искали истории аутизма у детей, методы лечения в интернете. Как-то я поехала на конференцию по аутизму в Москву и там узнала про сенсорную интеграцию. Долго думать не стала, у дочери были серьезные нарушения, и адаптировать ее к социальной жизни мне никак не удавалось.

    В центре мы прошли консультацию, я заполнила кучу документов, каких-то «опросников». Дочь пытались осмотреть, она начала визжать и истерить. Потом она сосредоточилась на какой-то игрушке, но опять разнервничалась. Пришлось успокаивать с помощью еды. Но на пробные занятия нас убедили записаться.

    Конечно, поначалу у нас ничего не получалось, дочь орала, отказывалась что-либо делать, хотя с ней пытались кататься, играть. Это все было мало похоже на занятия. У меня даже появились сомнения, нужно ли все это нам.

    Мне приходилось садиться с ней на качели, чтобы покататься не более трех минут. Больше она не соглашалась. На третьем занятии я оставила ее на специалиста и осталась за дверями. Первые 15-20 минут слушала, как она ноет. Но потом — тишина. Спустя 45 минут дочь вышла. Нельзя сказать, что довольная, но явно более спокойная, чем была вначале.

    Мы ходим уже четыре месяца. Спать стала лучше, менее агрессивная, стала более ловкой, не боится окружающих людей. А главное, наконец-то стала понимать, зачем нужен горшок и стала пытаться говорить. Пока что не более десяти слов, но, если ей что-то нужно, она уже в состоянии объяснить.

    А на днях у дочки новое достижение — начала сама есть. Раньше я ложку не могла в руку вставить ей, сейчас же берет сама и ест. Оказывается, ее на занятиях научили — они доставали из емкости деревянные шарики ложкой. В целом у нее даже взгляд стал иной, более осмысленный. В общем, результатами я довольна.

    Как лечить аутизм у детей — смотрите на видео:


    tutknow.ru

    Экстремальное лечение аутизма

    Хелирование, отбеливание и терапия кислородом – на что идут родители в надежде вылечить детей, страдающих аутизмом.

    Согласно официальной статистике, распространенность расстройств аутического спектра (РАС) в России составляет около 1% детской популяции. По неофициальным данным, эта цифра может быть в 10 раз выше. Так, по информации фонда «Выход», в Москве может быть более 20 тыс. детей, страдающих аутизмом, официально – около 2,5 тысяч.

    Для родителей и близких таких детей это не просто цифры. За каждой из них своя история. Нередко родители в надежде на исцеление прибегают к нетрадиционным, и порой радикальным способам лечения. Некоторые из таких методов поражают, другие приводят в ужас. Несмотря на опасность, которой подвергаются дети, подобные способы используют медики, в чудодейственную их силу верят и родители детей с аутизмом.

    Одним из таких способов является применение специальной добавки Miracle Mineral Solution или Master Mineral Solution, используемой также при производстве отбеливателей. Ей приписывают чудодейственные свойства при лечении рака, гепатита и СПИДа. Приверженцы данного метода рекомендуют вводить его с помощью клизмы, либо добавлять в напитки.

    Само вещество способно разрушить натуральную ткань, однако, это не пугает родителей, которые готовы лечить этим веществом своих больных детей. Так, например, молодая мама в американском штате Индиана добавляла подобный раствор в напитки своей дочери, страдающей аутизмом, в надежде вылечить ее. О «лечебных» свойствах вещества женщина узнала из группы в соцсетях. Впоследствии женщина была арестована, а девочку забрала социальная служба.

    Еще один из способов, который применяется при лечении аутизма – хелирование. Это процесс избавления организма человека от тяжелых металлов. В тело вводятся специальные препараты, которые связывают и выводят их. Данная процедура подходит для тех, у кого наблюдается отравление ртутью. При этом, считается, что хелирование эффективно при аутизме, так как одна из основных причин возникновения болезни – отравление организма большой концентрацией тяжелых металлов.

    Официально такой метод лечения аутизма одобрен не был. Научные исследования признали хелирование неэффективным. Например, было выяснено, что данный способ снижает познавательные способности у аутистов. Кроме это, хелирование выводит из организма не только вредные, но и полезные вещества – снижает запасы витаминов А, С, Е и В.

    Ученые американского Университета Бейлора(Baylor University) провели по этому поводу целый ряд исследований, которые указали на серьезные побочные эффекты от хелирования, начиная от тошноты и заканчивая летальным исходом.

    «Химические вещества, которые используются при хелировании, могут вызвать множество потенциальных серьезных побочных эффектов, включая лихорадку, рвоту, повышенное кровяное давление, пониженное кровяное давление, аритмию и гипокальциемию, что может привести к остановке сердца», — считает профессор психологии образования в Школе образования Университета Бэйлор и соавтор исследования доктор Тоня Н. Дэвис (School of Education Baylor University, co-authored by Dr. Tony N. Davis).

    Однако в некоторых странах врачи все равно проводят эту процедуру, подвергая риску здоровье и жизнь детей. В большинстве случаев родители идут на такую процедуру в надежде исцелить ребенка. Например, в США было проведено исследование среди родителей, которое показало, что 7% этих людей попробовали хелирование для своих детей-аутистов. Для них данная процедура была последней соломинкой, которая давала шансы на исцеление.

    Еще один не менее ужасающий способ, который используется при аутизме – химическая кастрация. Это введение медицинских препаратов, которые уменьшают либидо и сексуальную активность. По мнению американских врачей, возможной причиной аутизма может быть высокая концентрация тестостерона в организме. Поэтому они предлагали использовать данный метод.

    Например, американский врач Марк Гейеррименял гормональный препарат «Люпрон» для лечения сотен детей, страдающих аутизмом. Лекарство представляет собой синтетический аналог одного из гормонов гипоталамуса, который усиливает секрецию гормонов гипофиза и регулирует работу половых желез. В итоге выяснилось, что в шести случаях врач ошибочно поставил ребенку с аутизмом диагноз преждевременного начала полового созревания и назначал гормональный препарат. Впоследствии Марк Гейер был лишен права заниматься медицинской деятельностью.

    Не менее странным и страшным является способ лечения аутизма паразитическими червями, а также горячими ваннами. О лечебных свойствах обоих способов заявляли ученые из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке (Albert Einstein College of Medicine in New York). По их мнению, одной из причин аутизма считается чрезмерно активная иммунная система, которая нападает на нервные клетки в мозге и не дает им формировать связи. Предложенные ими способы должны «обмануть» иммунную систему и отвлечь ее борьбы с нервными клетками.

    Горячие ванны должны были имитировать хроническое воспаление или болезнь, отвлекая таким образом «внимание» клеток иммунной системы. Ту же самую функцию должны были выполнять и черви, которых дети должны были есть.

    Пожалуй, менее безобидным из перечисленных способов является терапия кислородом или гипербарическая оксигенация (ГБО). Как правило, она проводится в специальных барокамерах. Целью такой терапии является образование в мозге новых нейронных цепочек, что в свою очередь должно улучшить функционирование центральной нервной системы у страдающего аутизмом. Давление в барокамере позволяет растворить в крови большее количество кислорода, который в свою очередь должен питать пораженные участки мозга и привести к появлению новых клеток.

    Однако, до сих пор единого мнения среди научного сообщества относительно терапии кислородом нет. Одни ученые говорят о значительном улучшении поведения и речи пациентов, другие никаких выдающихся результатов не наблюдают. Третьи называют такой метод пустой тратой денег и настоящим испытанием для ребенка.

    Сами родители детей, страдающих аутизмом, нередко отмечают общее спокойствие у детей и улучшение сна. При этом, реальных случаев исцеления после терапии в барокамере не зафиксировано, признается руководитель Центра развития ребенка в Америке доктор Брайан Д. Уделл (Child Development Center Of America, Dr. Brian D. Udell).

    В целом, такая терапия не принесет вреда ребенку, но и пользы особой ждать не стоит. Поэтому такой вид терапии никак не должен заменять основного лечения, подчеркивают медики.

    Среди необычных способов лечения аутизма – переливание пуповинной крови ребенку больному аутизмом. Такое переливание существенно улучшает состояние аутистов, считают ученые университета Дьюка в США (Duke University). Пуповинная кровь содержит стволовые клетки, способные превращаться в другие клетки, в том числе, нейроны мозга, говорят они.

    Ученые провели исследование, в котором участвовали 25 детей с РАС. Всем им перелили пуповинную кровь, полученную у их матерей после родов. Как выяснили ученые, переливание улучшило поведение у 75% детей. Также отмечалось существенное улучшение обучаемости поведения у большинства детей, прошедших эту процедуру. Это, однако, только первичные данные, а для более точных результатов потребуются дополнительные исследования, говорят сами ученые.

    Профессор медицинского колледжа им. Бейлора (США), Хьюстонского университета (США) и Йельского университета (США), ведущий научный сотрудник МГППУ (Россия), глава экспертного совета фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Елена Григоренко называет перечисленные способы всевдонаучными.

    По ее словам, такие подходы исходят из крайне идеологизированных позиций, которых придерживается какая-либо группа людей. Эта группа даже может собрать какие-то эмпирические данные, но чтобы подход был признан доказательным, необходимо, чтобы данные собирались и верифицировалась независимыми специалистами. А этого не происходит, отмечает Елена Григоренко.

    «При этом адепты псевдонаучных вмешательств обещают чудеса: «Пожалуйста, приходите к нам! Сделаем так и так, и через месяц будет результат». Этому легко могут поверить родственники людей с РАС, которые стремятся любыми способами помочь своему ребенку и стабилизировать ситуацию в семье. Но на деле такие обещания должны вызывать настороженность и недоверие», — говорит доктор.

    Безглютеновая, бесказеиновая и другие диеты, лечение секретином, интеграционные терапии (сенсорная и аудиторная), кислородная терапия (гипербарическая оксигенация), хелирование – вот примеры бездоказательных вмешательств, и этот список может быть продолжен целым рядом программ, авторы которых даже не имеют опубликованных научных работ, продолжает она. И, тем не менее, эти методики порой успешно продаются на рынке и находят своих потребителей, отмечает эксперт.

    Один единственный вывод, который напрашивается – лечить РАС только проверенными, доказанными методами под контролем опытных врачей. Используя нестандартные методы, родители не только не могут рассчитывать на положительный результат, но и открыто рискуют здоровьем своих детей. И здесь в силу вступает постулат – не навреди своему близкому.

    Детский аутизм: что это такое и как он проявляется?

    Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

    Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

    В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

    Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

    Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

    Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

    Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

    В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

    В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

    Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

    Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

    Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

    • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
    • Есть ли интерес к другим детям?
    • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
    • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
    • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
    • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.
    • Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.

      Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.

      Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.

      Причины возникновения заболевания

      Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей. Единственный правдивый момент в данной теории – то, что родители детей с аутическим расстройством действительно в большинстве случаев стараются реже прикасаться к ребенку и выстраивают общение по четкой и логичной схеме, без перенасыщения эмоциями. Однако в данном случае подобный стиль поведения диктуется ребенком: многие дети с РАС склонны к гиперреакции при прикосновениях и не могут отслеживать смысл в речи с искажениями фразовых установок или подтекстом, юмором, отсылками к другим ситуациям, что обедняет общение взрослых с ребенком. Но нарушение развития в любом случае первично.

      Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.

      Действительные причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

      • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
      • наличие в семье родственников с РАС;
      • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
      • болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
      • детский церебральный паралич.

      Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях (при синдроме Ретта) признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

      Аутизм у детей: признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте

      Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:

      • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
      • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
      • стереотипии в поведении, речи;
      • раннее проявление симптомов.
      • В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие признаки нарушения:

        • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
        • отсутствие или редкий контакт глаз;
        • нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
        • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
        • повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
        • задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
        • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
        • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
        • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
        • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.
        • В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

          • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
          • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
          • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
          • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
          • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.
          • В подростковом периоде симптомы усугубляются как на фоне нарушения социального взаимодействия и коммуникации, так и в связи с гормональными изменениями.
            Необходимо помнить, что диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании общей клинической картины. Многие дети с РАС не соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, сложившегося в результате статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом. Так, ребенок с РАС может инициировать и поддерживать глазной, телесный контакт с незнакомцем, охотно включаться в общение, однако не распознавать эмоции, невербальные сигналы, не воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п., что затрудняет дифференциацию заболевания. Диагноз устанавливает только врач.

            Терапия расстройств аутического спектра у детей

            На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

            Для терапии специалисты советуют как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

            • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
            • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
            • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
            • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.
            • med.vesti.ru