Аутизм хрестоматия

Содержание:

Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Список используемой литературы

1. Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие //Гуманитарный издательский центр «Владос», -2011, 440 с.

2. Лебединская К. С. Ранний детский аутизм // Детский аутизм. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед., психол. и мед. уч. заведений /Сост. Л. М. Шипицина. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.

3. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 1998, № 2. 92 с.

  • Лебедева Татьяна Павловна
  • 485
  • 11.08.2017

Номер материала: ДБ-628701

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

«Детский аутизм». Хрестоматия. Шипицина Л.М. — Книги — Библиотека

Пользователи

    Пользователи

    Заказы

      Заказы
      Работы

        Работы
        Разное

          Разное

          по разделам

          Рейтинг : 6166
          Отзывы: (-1/0/+93)
          Налоги, статистика, АФХД, экономика и др.

          Рейтинг : 1209
          Отзывы: (-0/0/+49)
          Высшая математика

          Рейтинг : 3860
          Отзывы: (-0/2/+79)
          Спец. широкого профиля (экономическая кибернетика)

          Рейтинг : 6128
          Отзывы: (-6/0/+315)
          Математические Гуманитарные рефераты контрольные

          Рейтинг : 4652
          Отзывы: (-0/0/+181)
          Информатика быстро и качественно!

          Рейтинг : 13850
          Отзывы: (-0/7/+492)
          Помощь по экономике и гуманитарным дисциплинам

          Рейтинг : 649
          Отзывы: (-0/0/+22)
          Высшая математика, МОР

          Я писала дипломную работу за 2400 рублей, для начинающего автора это тоже деньги.

          Viacheslav
          Всем привет! Электронная платежная система WebMoney попала в санкционный список, утвержденый Советом национальной безопасности и обороны (СНБО) 2 мая. Так, в санкционный список попали ООО «Вебмани.Ру» (Москва), ООО «ВМР» (Москва) и ООО»ВМ Трансфер ЛТД» (WM Transfer Ltd, Вильнюс). В отношении этих компаний предусмотрены следующие меры: — блокировка активов — временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом; — ограничение торговых операций, предотвращение вывода капиталов за пределы Украины; — приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств; — аннулирование или приостановление лицензий и других разрешений, получение (наличие) которых является условием для осуществления определенного вида деятельности; — ограничение или прекращение предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования. Что думаете по этому поводу? Авторы украинцы, как будете выводить деньги с наименьшими потерями?

          Елена Вахрушева
          С Днём Победы. Ура.

          M_Sh
          Уже нервы сдают такое читать. Экономисты поймут. От одного и того же руководителя: 1. У вас фондоотдача большая получилась для такого предприятия, надо сделать меньше. Те, кто формулу фондоотдачи помнят, те поймут. 2. Препод не знает, что в балансе основные средства идут по остаточной стоимости. Это только из последнего. Написать «Марьиванна, читайте законы и учебники» я не могу

          help-s.ru

          Аутизм хрестоматия

          Быстро наступает возбуждение при изменениях в окружении

          Упорство на однообразии

          Ограничение области интересов

          Нехватка собственной инициативы

          Создание возможности предвидения

          Постепенно вводить изменения

          Создание рациональной рутины

          Расширение интересов посредством интеграции нового

          Предоставление вспомогательных средств

          Предлагать различные виды занятий

          Необычность относительно зрительного контакта

          Обучение посредством имитации затруднено

          Сложность с распределением внимания

          Ограниченное чувство социальной взаимности

          Наблюдение и оценка социальных способностей в различных ситуациях

          Индивидуальный подбор социальных требований

          Ранний детский аутизм — одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации

          Несмотря на то, что причины детского аутизма еще не достаточно изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностике ребенка, может быть поставлен или исключен диагноз раннего детского аутизма. С прогрессом медицины возможно проведение дифференциальной диагностики, что немаловажно в проблеме раннего детского аутизма. После проведения педагогической диагностики аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. При этом следует учитывать клинико-психологическую классификацию РДА

          Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении

          Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе.

          И наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

          Отдельное внимание заслуживает работа по развитию речи. Она должна начинаться как можно в более раннем возрасте. Успех работы по развитию речи во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка, в их взаимодействии со специалистами.

          Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с РДА навыкам бытового поведения.

          Приобретение самостоятельных специальных умений способствует формированию у него положительных черт поведения, уменьшению аутичных проявлений и других недостатков развития.

          В коррекционной работе рекомендуется использовать много полезных, интересных и развивающих занятий, игр, упражнений, а также применение леб-системы, жестов.

          Необходимо обратить внимание на интегрированное обучение и воспитание детей с РДА. Интеграция и коррекционная работа позволяет более успешно решать задачи социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями.

          Не каждого дошкольника с проявлениями аутизма можно вывести на уровень нормального развития. Но в любом случае коррекционно-абилитационная работа поможет:

          ? организовать его поведение;

          ? развить способности к коммуникативному взаимодействию;

          ? обучить навыкам самообслуживания;

          ? сгладить негативные проявления аутизма;

          ? усилить психическую активность ребенка;

          ? научить проводить свободное время;

          ? подготовить к обучению.

          Все это поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге, достигается улучшение качества жизни аутичных детей.

          Список использованной литературы

          1. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2005. №2. с.46-67

          2. Аутичный ребенок- проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков./Под ред. С.А.Морозова. М. 1998. 92с.

          3. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой ориентации.//Дефектология.1997. №2. с. 31-39; №3. с.15-21

          4. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты/Под ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н.Исаева. СПб.1998. 124с.

          5. Детский аутизм. Хрестоматия/Сост. Л.М.Шипицына. СПб., 1997. 254 с.

          6. Зайцева Л.А. Обследование детей с нарушениями речи. Мн., 1998. 30 с.

          7. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография/А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. Мн. НИО. 2003. 232 с.

          8. Катаева А.А., Стребенева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М. Просвещение. 1991. 190 с.

          9. Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. №2. с.63-73.;№9. с.45.;№1. с. 76

          10. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. №2. с. 57

          11. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р, Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с.

          12. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. М. Просвещение. 1991. 96 с.

          13. Логопедия/Под. ред. Л.С.Волковой М. 1989. 528 с.

          14. Никифорова Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками// Дефектология. 1997. №3. с. 57-62

          15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. Теревинер. 1997. 342 с.

          16. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями/Под ред. Т.Л.Лещинская Мн. НИО. 2005. 260 с.

          17. Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом/сост. И.В.Ковалец. Мн. 1998. 32 с.

          18. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб., Питер., 2005. 224 с.

          19. Шипицина Л.М., Петрова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы//Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 1997. 230 с.

          20. Янушко Е.А. Использование методов совместного рисования в работе с аутичным ребенком//Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2005. №1. с.70.

          www.2vg.ru

          Список литературы

          Литература по аутизму, которая будет полезна как специалистам, так и родителям:

          Aппe Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. Скачать

          Авдеева И.С., Борисенко М.Г., Лукина Н. А. Помоги мне сделать самому (Развитие навыков самообслуживания). Скачать

          Айрес Джин Э. Ребёнок и сенсорная интеграция. Скачать

          Архипова Д. В. Об использовании специальной диеты при расстройствах аутистического спектра. Скачать

          Аутизм. В мире науки № 3, 2007. Скачать

          Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Скачать

          Аутичный ребенок — проблемы в быту. Скачать

          Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом. Скачать

          Башина В.М., Симашкова Н. В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом. Скачать

          Башина В. М. Ранний детский аутизм. Скачать

          Бейкер Брюс Л. Путь к независимости. Скачать

          Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. Скачать

          Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. Скачать

          Вейс Т. Е. Ранний детский аутизм. Скачать

          Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. Скачать

          Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком. Как? Читать

          Грин Росс В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легкораздражимых, хронически несговорчивых детей. Скачать

          Грэндин Т., Скариано М. М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. Скачать

          Детский аутизм: исследования и практика. Читать

          Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. Скачать

          Дирксен Д. Искусство обучать (фрагмент). Скачать

          Доман Гленн. Как научить ребенка читать, или тихая нежная революция. Скачать

          Доман Гленн. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. Скачать

          Закревская О. В. Развивайся, малыш! Скачать

          Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов. Скачать

          Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Скачать

          Из родительского опыта. Скачать

          Каган В.Е., Исаев Д. Н. Диагностика и лечение аутизма у детей. Скачать

          Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. Скачать

          Карвасарская И. Б. Психологическая помощь аутичной семье. Скачать

          Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге. Скачать

          Костин И. А. Клубная работа с подростками с последствиями РДА. Скачать

          Костин И. А. Особенности оказания помощи в адаптации в подростковом возрасте. Скачать

          Лебединская К. С. Ранний детский аутизм. Скачать

          Леви В. Л. Как воспитывать родителей, или новый нестандартный ребенок. Скачать

          Мак-Кендлесс Жаклин. Дети, у которых голодает мозг. Скачать

          Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. Скачать

          Мастюкова Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. Скачать

          Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей. Скачать

          Морис Кэтрин. Услышать голос твой. Скачать

          Морис Кэтрин, Грин Джина, Льюс Стивен К. Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов. Читать

          Морозов С., Морозова Т. Детский аутизм. Скачать

          Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Скачать

          Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Скачать

          Назлоян Г. М. Аутизм. Границы понятия. Скачать

          Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Скачать

          Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребёнок с аутизмом в обычной школе. Скачать

          Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Скачать

          Никольская О.С. и др. Дети и подростки с аутизмом. Скачать

          Никольская О. С. Трудности школьной адаптации детей с аутизмом. Скачать

          Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Скачать

          Потехина Т. Е. Пример терапевтического эффекта ритмического самовыражения. Скачать

          Прайор Карен. Не рычите на собаку. Скачать

          Сансон Патрик. Психопедагогика и аутизм. Скачать

          Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. Скачать

          Скиннер Робин, Клииз Джон. Семья, и как в ней уцелеть. Скачать

          Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. Скачать

          Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Скачать

          Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Скачать Том 1, Том 2, Том 3.

          Творческая мастерская для детей и родителей. Скачать

          Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации. PECS. Скачать

          Шипицына Л., Первова И. Социальная реабилитация детей с аутизмом. Скачать

          Шипицына Л. М. Детский аутизм. Хрестоматия. Скачать

          Шоплер Э. и др. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Скачать

          Шурыгина С. Н. Программа коррекционного обучения. Скачать

          Эванс Кэти. Арт-терапия детей с аутизмом. Скачать

          Яско Эми. Аутизм. Пути к выздоровлению. Скачать

          yaosobenniy.ru

          Ранний детский аутизм

          Клиническую картину раннего детского аутизма (РДА) впервые описал Л.Каннер (1943) как синдром экстремального одиночества детей в возрасте до трех лет. Годом позже Г. Аспергер обогатил представление об РДА случаями «аутистической психопатии» после нормального развития ребенка в течение трех лет.
          Отечественными специалистами (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, О. Никольская) выделено четыре группы детей, различающихся по степени отсутствия интереса к окружающему миру и неспособности к эмоциональному контакту с людьми. Дети первой группы испытывают общий дискомфорт от жизни, от присутствия в этом мире, активно избегают общения.

          Во второй группе устанавливаются узко избирательные отношения во всем (в том числе, к одежде, еде, обстановке), что проявляется в образовании жестких стереотипов поведения (ритуалов); мир за пределами стереотипов вызывает страх и агрессию. Для третьей группы детей характерна аутисшичностъ — захваченность внутреннего мира ребенка каким-либо интересом, на тему которого он фантазирует, — при полном игнорировании остальных внешних стимулов, в том числе интересов других людей. Четвертую группу проявления нарушения эмоционального общения собственно аутизмом назвать нельзя. Скорее, это аутичность, т.е. внешнее впечатление отсутствия интереса и возможности к общению. Это дети меланхололического темперамента, сенситивного и психастенического характера, сентиментальные, ранимые и робкие. Существуют также болезни (ряд наследственных синдромов слабоумия, ЗПР, ДЦП, слепоглухота), симптоматика которых сопровождается невыраженными признаками нарушения эмоциональной и речевой коммуникабельности. В таких случаях говорят о параутизме.
          Основные симптомы РДА.
          Внимание. Люди, предметы, явления внешнего мира не привлекают, за редчайшим исключением, внимания (избирательность внимания принимает черты патологической суженности интересов).
          Сенсомоторика. Отмечается пониженный порог ощущений к раздражителям любой модальности (гиперстезия), характерны реакции испуга на новизну и внезапность, понижена чувствительность к боли. Дети испытывают повышенную потребность в проприоцептивных ощущениях (от движений тела). В результате образуются стереотипы нецелевых процессуальных ритмичных действий (раскачивание, кружение, прыжки, хлопки, разрывание бумаг, переливание воды, верчение и трясение предметов, листание страниц), а позднее — однообразно повторяющиеся рисунки и разговор на одну и ту же тему. Отмечается влечение к ритмике музыки, стихов.
          Эмоции. Характерны, помимо типично детских страхов темноты, злых сказочных персонажей, страхи шума, чужих людей, неизвестных мест, а также страх, вызванный богатым воображением, персонажами и событиями собственных фантазий. Дети избегают смотреть в глаза и на лицо человека. Мимика, жесты, интонации используются в крайне ограниченном объеме или совсем отсутствуют как средства эмоциональной коммуникации.
          Речь. Реакция на говорящего человека резко снижена, поэтому часто запаздывает стадия образования лепета. Вместе с тем первые слова и фразовая речь появляются, как правило, вовремя, а эгоцентрическая речь ребенка (наедине с собой) даже богата разнообразием слов. Однако речь не носит коммуникативной направленности. Ребенок не отвечает на вопросы и не задает их взрослым. В связи с избеганием речевого взаимодействия возникает мутизм (отмалчивание, мычание, не направленное на общение использование речи).
          Мышление отмечено в группе аутистичных детей оригинальностью и воображением.

          Дифференциальную диагностику проводят с явлениями пара-утизма, при которых отсутствуют специфические признаки удовлетворенности одиночеством и крайним однообразием распорядка жизни, чрезвычайного неприятия общения, особенно с помощью взгляда в лицо, в глаза, и странных стереотипов бессмысленных действий. Что касается шизофрении, то при этом заболевании, помимо аутизма, появляются психотические синдромы бреда: паранойя (интерпретационный системный бред на тему сверхценной идеи), параноид (бред преследования, психические автоматизмы и псевдогаллюцинации насильственного управления мозгом и телом извне), парафрения (бред величия).
          Помощь детям с РДА, прежде всего, направлена на преодоление отчуждения младенца от матери (метод удержания в объятиях, несмотря на сопротивление ребенка, — холдингтерапия), на подбор индивидуально адекватного способа вовлечения ребенка в невербальное и речевое общение, на десенсибилизацию страха к конкретным предметам и явлениям.
          Литература
          1. Детский аутизм: Хрестоматия/Сост. Л.М. Шипицина.-СПб., 2001.
          2. Коган В.Е. Аутизм у детей. М., 1981.
          3. Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1997.

          Источник: Государев Н.А.
          Специальная психология: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2008.-288 с. Рецензенты: В.И. Екимова, доктор психологических наук, декан Академии психологии Университета Натальи Нестеровой;
          И. П. Крохин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГФ Московского государственного Университета сервиса

          gosz.rooivacevichi.gov.by