Аутизм и нарушения развития 2003

Журнал «Аутизм и нарушения развития» № 1 (2003)

  • Артикул: нет
  • Производитель: ЦПМССДиП

Колонка главного редактора . 1

Н. В. Коробенко. Клиника и диагностика раннего детского аутизма. 2

К. С. Лебединская, О.С.Никольская. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма . 10

О. А. Власова. Методы оценки уровня развития аутичных детей и подростков, используемые в зарубежной практике . 16

А. Л. Клименов. О книге «Аутизм: факты» С.Барон-Коэна и П.Болтона (Великобритания) 19

Н. Кэмпбелл-МакБрайд (Великобритания). Диета, необходимая детям с аутизмом. Перевод с английского А. Кпименова. 24

Н. Г. Манелис, Т. А. Медведовская. Методика обучения детей глобальному чтению. Карточки для обучения детей по методике «Глобальное чтение». Художник — Шутова И.В. (Часть 1) . 31

Р. К. Ульянова. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. 53

Р. П. Дименштейн, П. Ю. Кантор, И. В. Ларикова, К. Д. Рюриков. Запуск механизма компенсаций: реализация прав особого ребенка на образование и реабилитацию. Взгляд юриста. (Часть 1) . 59

Организация специализированной помощи аутичным детям в г. Москве . 72

— Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) Департамента образования города Москвы . 72

— Детская психиатрическая больница № 6 ………………. 77

— Центр лечебной педагогики. 78

— Лаборатория содержания и методов коррекционного обучения детей с эмоциональными нарушениями Института коррекционной педагогики РАО. 79

— Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир». 80

— Дельфинотерапия в Московском дельфинарии. 81

Международные организации, занимающиеся проблемами аутизма: 82

— Европейская Ассоциация по аутизму «Аутизм-Европа». 82

aytenok.ru

Аутизм: проблемы и пути преодоления

Алвин Джульетта. Музыкальная терапия для детей с аутизмом : Пер с англ. / Джульетта Алвин, Эриел Уорик ; ред. Эриел Уорик. — М. : Теревинф, 2004. — 206 с. — (Особый ребенок).
Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. — М. : Академ. проект ; Традиция, 2004. — 783 с.
Гилберт К. Аутизм : Мед. и пед. воздействие : кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питер с. — М. : Владос, 2005. — 141 с. — (Коррекционная педагогика).
Дети и подростки с аутизмом : психол. сопровождение / О. С. Никольская и др. — М. : Теревинф, 2005. — 220 с. — (Особый ребенок).
Маккернен Том. Аутизм : Практ. рук. для персонала / Том Маккернен, Джон Мортлок ; пер. с англ. В. Кисляк. — Минск : Белорус. Экзархат, 2000. — 109 с.
Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом — СПб. : Речь, 2007. — 287 с.
Никольская О. С. Аутичный ребенок : пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — 3-е изд. — М. : Теревинф, 2005. — 286 с. — (Особый ребенок).
Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей : метод. разраб. — 3-е изд. — М. : Теревинф, 2007. — 106 с. — (Особый ребенок). – Прил.: нагляд. материалы.
Питерс Т. Аутизм : От теорет. понимания к пед. воздействию : Кн. для педагогов-дефектологов. — М. : Владос, 2003. — 238 с. — (Коррекционная педагогика).
Сансон Патрик. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. — М. : Теревинф, 2006. — 207 с.
Сатмари П. Дети с аутизмом. — СПб. : Питер, 2005. — 224 с.
Янушко Елена. Игры с аутичным ребенком : установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия : практ. пособие для психологов, педагогов и родителей. — 2-е изд. — М. : Теревинф, 2007. — 135 с. — (Особый ребенок).

Довбня С. В. Дети с нарушениями аутистического спектра / С. В. Довбня, Т. Ю. Морозова // Нет «необучаемых» детей. – СПб., 2007. – С. 175-200.
Детский аутизм // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск, 2007. – С. 24-30.
Организация помощи при раннем детском аутизме // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск, 2007. – С. 117-132.
Никольская О. С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения // Дефектология. – 2007. — № 1. – С. 12-26.
Скробкина (Курманова) О. В. Использование зарубежных программ в коррекции безречевых детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2006. — № 3. – С. 12-16 ; № 4. – С. 49-51 ; 2007. — № 1. – С. 13-19.
Мацнева Е. М. Правильная диета при аутизме // Аутизм и нарушения развития. – 2006. — № 4. – С. 6-20 ; 2007. — № 1. – С. 28-47.
Из дневника Б. Ч., ученика подготовительного (нулевого) класса начальной школы ЦПМССДиП для детей с ранним детским аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2007. — № 1. – С. 58-65.
Подоплелова О. Н. Из родительского и педагогического опыта : Мама, кто я такой? // Аутизм и нарушения развития. – 2007. — № 1. – С. 48-51.
Рябова А. Л. Из опыта работы с аутичным ребенком // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 2. – С. 51-56.
Пробылова В. С. Особенности самосознания пятилетних детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. – 2007. — № 2. – С. 38-40.
Валитова И. Е. Психологическое сопровождение ребенка с детским аутизмом: анализ практического опыта // Психолог в дет. саду. – 2007. — № 2. – С. 105-114.
Рыскина В. Символический мир другого. О подходах к помощи в коммуникации людям с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. — 2007. – N 2. — С. 65-67.
Салищева Л. А. Субботний день Салищева Сережи, мальчика-аутиста из многодетной семьи // Аутизм и нарушения развития. — 2007. – N 2. — С. 60-64.
Костин И. А. Усложнение картины мира – направление психологической помощи аутичным подросткам // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. — № 3. – С. 3-9.
Ткачева В. В. Использование компьютера в процедуре психолого-педагогического изучения аутичных детей / В. В. Ткачева, В. Э. Плуме // Практ. психология и логопедия. – 2007. — № 4. – С. 55-60.
Беневольская Н. А. Коррекционные аспекты изобразительной деятельности аутичных детей / Беневольская Н. А., Беневольская Л. А. // Аутизм и нарушения развития. – 2007. — № 3. – С. 42-48.
Никольская О. С. Психологическая помощь детям с эмоциональными нарушениями (с аутизмом) в детском саду и школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. — № 5. – С. 67-74.
Харрис С. Л. Сиблинги аутичных детей. Руководство для семей / пер. с англ. Э. Л. Федотовой // Аутизм и нарушения развития. — 2007. – № 1. – С. 20-27 ; № 2. — С. 10-31 ; № 3. – С. 11-21 ; № 4. – С. 21-31.
Мацнева Е. М. Аутизм и натуропатия. Что нужно давать детям с аутизмом из натуропатических добавок. // Аутизм и нарушения развития. – 2007. — № 4. – С. 1-20.
Хотылева Т. Ю. Формирование умения решать арифметические задачи у детей, страдающих аутизмом / Хотылева Т. Ю., Галактионова О. Г., Борисова О. В. // Аутизм и нарушения развития. – 2007. — № 4. – С. 58-68.
Аутизм и гены // Здоровье детей. – 2008. — № 3. – С. 8.
Симашкова Н. В. Тяжелые формы атипичного аутизма в детском возрасте : (клин., нейрофизиол., коррекц. аспекты) / Н. В. Симашкова, Л. П. Якупова // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 1. — С. 1-22.
Бенд И. Аутизм глазами сестры : Взгляд девочки на аутизм ее брата : Кн. для детей о высокофункцион. аутизме и сход. нарушениях развития / И. Бенд ; пер. Э. Л. Федотовой // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 1. — С. 23-30 ; № 2. — С. 22-30.
Медведовская Т. А. Опыт групповой коррекционной работы с детьми с высокофункциональным аутизмом / Медведовская Т. А., Сударикова М. А. // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 2. – С. 1-21.
Плаксунова Э. В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом : Особенности орг. занятий по коррекции и развитию двигат. сферы у детей с нарушениями аутистич. спектра // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 2. – С. 50-62.
Яковлева А. В. Логопедическая работа с аутичными детьми // Логопед в дет. саду. – 2008. — № 6. – С. 57-60.
Баенская Е. Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Дефектология. – 2008. — № 4. – С. 85-92.
Баенская Е. Р. Нарушения аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма // Дефектология. – 2008. — № 4. – С. 11-19.
Кричевец Е. А. Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и аутистическими расстройствами // Дефектология. – 2008. — № 4. – С. 45-51.
Павлий Т. Н. Актуальные вопросы создания службы комплексного сопровождения аутичного ребенка : (на примере истории и орг. в Хабаровске) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. — № 4. – С. 49-55.
Тимофеев С. В. Из омута душевного разлада… // Вестник ЗОЖ. – 2008. — № 7. – С. 14-15.
Использование методов поведенческого анализа для формирования социальных навыков / пер. с англ. Н. Г. Манелис // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 3. – С. 49-55.
Орешко С. Про ослика : [сказка, напис. и нарис. аутич. мальчиком] // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 3. – С. 63-71.
«Особые дети – особый взгляд на мир». Рисунки аутичных детей // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 3. – С. 56-62.
Плаксунова Э. В. Особенности двигательной сферы и психомоторики детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 3. – С. 10-12.
Рамачандран В. Разбитые зеркала: теория аутизма / Рамачандран В., Оберман Л. ; пер. В. В. Свечников // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 3. – С. 1-9.
Шапошникова А. Ф. Медикаментозное лечение при детском аутизме // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 3. – С. 43-48.
Лаврентьева Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников // Дефектология. – 2008. — № 4. – С. 52-64 ; № 5. – С. 26-35.
Жуков Б. Жизнь в ауте // Вокруг света. – 2008. — № 10. – С. 198-204, 206.
Феррои Л. М. Обучение особых детей общению / Феррои Л. М., Панюшева Т. Д. // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 2. – С. 48-56 ; № 4. – С. 42-49.
Зархин А. В. Применение тренажеров при коррекции физического развития детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 4. – С. 34-38.
Эсебуа Р. Ш. Неординарный ученик // Аутизм и нарушения развития. — 2008. – № 4. – С. 64-65.
Лаврентьева Н. Б. Обучение чтению детей с аутизмом: создание «Личного букваря» // Дефектология. – 2008. — № 6. – С. 45-53.
Особые дети // Соц. защита. – 2008. — № 12. – С. 18-21 (Социономия).
Рожкова Ю. П. Развитие предпосылок и первичных навыков речевого общения у детей с ранним детским аутизмом // Шк. логопед. – 2009. — № 1. – С. 82-84.
Костин И. А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. — № 1. – С. 54-60.
Лаврентьева Н. Б. Обучение детей с аутизмом осмысленному чтению // Дефектология. – 2009. — № 1. – С. 33-44.
Костин И. А. Размышления о помощи в социализации молодых людей с аутистическими расстройствами // Аутизм и нарушения развития. — 2009. – № 1. – С. 39-43.
Мельникова С. В. Психокоррекционная работа с ранним детским аутизмом // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2009. – № 1. – С. 38-44.
Плаксунова Э. В. Социализация детей с аутизмом в процессе игровой деятельности на уроках адаптивной физической культуры // Аутизм и нарушения развития. — 2009. – № 1. – С. 64-68.
Подойникова Г. А. Мои инопланетяне : Воспоминания-размышления обыч. педагога необыч. кл. // Аутизм и нарушения развития. — 2009. – № 1. – С. 44-55.
Сидорова И. В. Группа психологической поддержки родителей детей-аутистов в г. Новокузнецк // Аутизм и нарушения развития. — 2009. – № 1. – С. 69-71.
Солдатенкова Е. Н. Развитие представлений о себе как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра / Солдатенкова Е. Н., Федоренко Н. Л., Хилько А. В. // Аутизм и нарушения развития. — 2009. – № 1. – С. 13-26.
Хаустов А. В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. — 2009. – № 1. – С. 1-12.
Шевченко И. Н. Установление вербального контакта с аутичным ребенком // Логопед. – 2009. — № 2. – С. 118-121.
Гусева И. Е. История раннего развития аутичного ребенка : (1-й год жизни) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. — № 2. – С. 73-80.
Лаврентьева Н. Б. Обучение письму детей с аутизмом: начальный этап работы // Дефектология. – 2009. — № 2. – С. 55-59.

bibl22.ru

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

В последнее время появилось много книг, посвященных проблеме аутизма. Проблема рассматривается как с медицинской, так и с педагогической точек зрения.
Для педагогов-психологов большой интерес представляет литература, описывающая разные подходы и методы в работе с аутичными детьми. Такие книги тоже сейчас появляются в печати (отечественная и переводная литература). Книги Ирис Юханссон, Николая Дилигенского, отрывки из которых мы предлагаем вниманию читателя, знакомят с практическим опытом, образом жизни, образом мыслей людей, страдающих аутизмом.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000. – (Особый ребенок). – 336 с.
ISBN 5-88707-021-8
В книге освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).

Нуриева Л.Г.
Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф, 2003. – 160 с. – (Особый ребенок).
ISBN 5-901599-11-Х
В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению.

Алвин Дж., Уорик Э.
Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. Ю.В. Князькиной. –
М.: Теревинф, 2004. – 208 с. – (Особый ребенок).
ISBN 5-901599-14-4
В книге подробно описаны конкретные методики работы музыкального терапевта с детьми с различной степенью выраженности аутизма. Методики сопровождаются примерами из практических занятий Дж. Алвин, одной из первых применившей музыку в работе с аутичными детьми. Большое внимание уделено участию родителей, описываются пути решения многих проблем на совместных занятиях.

Янушко Е.
Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с. – (Особый ребенок).
ISBN 5–901599–21–7
В книге описаны игры и специальные приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи, начать работу по их преодолению. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия.
В книге представлена информация об организациях, оказывающих помощь аутичным детям, ресурсы Интернета, посвященные этой проблеме.
Книга передает практический опыт автора, она адресована родителям и специалистам.

Карвасарская И.Б.
В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. – М.: Теревинф, 2003. – 70 с. – (Особый ребенок).
ISBN 5-901599-12-8
Книга известного психолога из Санкт-Петербурга посвящена более чем десятилетнему опыту работы с аутичными детьми и содержит практические рекомендации по их адаптации к жизни в современном обществе.

Подготовила Елена МОРЖИНА

В ФОНДАХ УШИНКИ

За 2000–2004 г.г. в электронном каталоге ГПНБ им. К.Г. Ушинского по теме «Аутизм» содержится 50 источников: статьи, книги, авторефераты диссертаций и один специальный журнал «Аутизм и нарушения развития», первый номер которого вышел в марте 2003 года.
Ниже приводятся названия некоторых книг, имеющихся в фондах Ушинки.

Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Метод. пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошк. и шк. образоват. и спец. (корректирующих) учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. — М.: Полиграф Сервис, 2003. — 231 с. — Библиогр.: с. 227–231.

Баенская Е.Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии: Учеб. пособие /
Е.Р. Баенская: Ун-т Рос. акад. образования; Психол.-пед. фак.; Каф. коррекц. педагогики и спец. психологии. — М. : Изд-во УРАО, 2001. — 84, [2] с. — Библиогр. в конце кн.

Буянов М.И. Аутизм / М.И. Буянов. — М.: Рос. о-во медиков-литераторов, 2001. — 88, [1], включ. обл. с.

Гилберт К. Аутизм: Мед. и пед. воздействие: Кн. для педагогов-дефектологов /
К.Гилберт, Т.Питере. — М.: Владос, 2002. — 144 с.: ил. — (Коррекционная педагогика). — Библиогр. : с.142–144.

psy.1september.ru

Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра

Дата публикации: 28.01.2016 2016-01-28

Статья просмотрена: 1261 раз

Библиографическое описание:

Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 279-283. — URL https://moluch.ru/archive/107/25556/ (дата обращения: 27.06.2018).

Родительско-детские отношения всемьях сдетьми срасстройствами аутистического спектра

Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой

Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко

Квасова Виктория Владимировна, медицинский психолог

Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер

Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с семьями, воспитывающими обычных детей.

Актуальность: Внастоящее время как отечественными, так и зарубежными исследователями отмечается неуклонный рост числа детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим проведенное в 2015 г. эмпирическое исследование специфики функционирования семей, имеющих детей с РАС является, безусловно, актуальным и социально значимым.

Расстройства аутистического спектра, психологические аспекты которых будут рассматриваться в рамках настоящего исследования, это первазивные нарушения развития, которые характеризуются трудностями в социальном взаимодействии и коммуникациях, ограниченным и часто специфичным спектром интересов и занятий, стереотипиями в поведении. К их числу относят атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера и некоторые другие расстройства, относящиеся к рубрике F 84 по МКБ-10.

В настоящее время отмечается рост числа детей с расстройствами аутистического спектра.

В России точная статистика по детям с расстройствами аутистического спектра не велась, однако, в последние годы общая картина обнаруживает тенденцию к изменению в худшую сторону. В Воронеже насчитывается около 500 детей с РАС.

Эффективность помощи людям с аутизмом и РАС в нашей стране остается невысокой еще и в связи с ограниченной географией распространения специализированных лабораторий и практических психологических центров, они, как правило, сконцентрированы в крупных городах. Не менее насущной проблемой является отсутствие целенаправленной подготовки специалистов именно для работы с людьми с аутизмом и РАС на факультетах психологии, педагоги и специального образования в ВУЗах.

Люди с нарушениями развития, включая аутизм и РАС, нуждаются, как правило, пожизненно в специально организованном сопровождении, включающем медицинскую, социальную, психолого-педагогическую и юридическую составляющие. Сопровождение требуется не только ребенку с аутизмом и РАС, но и всей семье, в которой он воспитывается.

Благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Здесь главная роль и отводится родителям, которые воспитывают такого особого ребенка. Однако трудно описать, с какими проблемами ежедневно, ежечасно сталкиваются родители, беря на себя ответственность, воспитывать такого необычного, нестандартного ребенка. Что они преодолевают, как переживают непонимание, откровенное непринятие и даже отвержение со стороны общества?

Степень изученности психологических аспектов функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, остается недостаточной. Работы, посвященные проблемам психологического климата в семье, особенностям детско-родительских отношений, мотивам воспитания такого ребенка и специфике взаимодействия с ним родителей, появляются лишь в специализированных и научно-практических изданиях.

Так, например, О. С. Никольская и соавторы приводят достаточно подробную характеристику семей, воспитывающих детей с аутизмом и аутистическими расстройствами, сообщая о большей ранимости родителей аутистов, по сравнению с родителями, детей, имеющих иные диагнозы Л. М. Феррои и Т. Д. Панюшина сообщают об ощущениях безысходности и родительской несостоятельности, которые усугубляются недостаточной информированностью взрослых о проблеме аутизма и неготовностью общества принять ребенка-аутиста.

Все вышеперечисленные личные психологические особенности родителей, воспитывающих детей с РАС, накладывают определенный отпечаток на детско-родительские отношения, формируя их дисгармоничность.

Предмет исследования детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

Гипотеза исследования детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с семьями, воспитывающими обычных детей.

Цель изучить особенности эмоциональной сферы родителей детей, имеющие расстройства аутистического спектра.

В исследовании ставятся следующие задачи:

  • Изучить детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, и сопоставить их с детско-родительскими отношениями в семьях, воспитывающих детей без отклонений в развитии, с помощью Опросника родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина в интерпретации Е. И. Рогова.
  • Осуществить сравнительный анализ психоэмоционального состояния родителей детей с РАС и родителей детей с нормативным развитием, с помощью Шкалы депрессии В. Зунга в адаптации Т. И. Балашовой.
  • Провести сравнительный анализ мотивации воспитания у родителей детей с РАС и у родителей детей, не имеющих отклонений, с помощью опросника Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН) Реана А. А.
  • Сформулировать практические рекомендации по психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС.
  • Респонденты были опрошены (продиагностированы) по всем психодиагностическим методикам, задействованным в исследовании.

    Психодиагностическое обследование тестируемых производилось очным индивидуальным методом, в Воронежском областном клиническом психоневрологическом диспансере детском отделении и МБОУ СОШ № 80 исключительно с полного добровольного согласия самих обследуемых, которым, предварительно, в общем виде объяснялись цель и задачи настоящего исследования.

    Методы иметодики вдипломе

    Для решения поставленных в исследовании задач, применялись следующие методы исследования:

  • Библиографический метод. Анализ научной психологической литературы по проблематике исследования.
  • Психодиагностический метод:
  • Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) в интерпретации Рогова

    Опросник Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН) Реана А. А.

    Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга, адаптированная Т. И. Балашовой.

  • Описательный метод.
  • Метод сравнительного системного анализа.
  • Интерпретационный метод.
  • В исследовании принимали участие 40 человек в возрасте от 22 до 50 лет.

    В группу 1 вошли 20 родителей детей, имеющих расстройства аутистического спектра

    Вторая группа (норма) состояла из 27 человек. Во вторую группу вошли родители психически здоровых учеников учащихся средней общеобразовательной школы.

    Анализ результатов исследования

    Результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, убедительно доказывают их специфичность и своеобразие, а также выявляют явные различия с детско-родительскими отношениями в семьях, воспитывающих обычных детей, по большинству исследуемых параметров.

    В первой группе (родители детей с аномальным развитием) более половины родителей (58 %) не прошли все стадии принятия ребенка и испытывают отвержение к нему. Это положительно коррелирует с неверием в силы и возможности своего ребенка, приводящей к его инфантилизации (65 %). Противоположная картина наблюдается в группе родителей, имеющих детей без отклонений в развитии (вторая группа). Лишь незначительная часть родителей (7 %) отвергает ребенка и небольшая группа (28 %) считает, что их дети маленькие неудачники, корреляционная связь не выявлена.

    Эмпирически подтверждается снижение симбиотической связи в детско-родительских отношениях в первой группе. Лишь незначительная часть (15 %) родителей имеют симбиотическую связь с ребенком с РАС, тогда как во второй группе таких родителей более половины (52 %). Выявлена прямая взаимосвязь между симбиозом и кооперацией, в первой группе, чем более развита симбиотическая связь между родителем и ребенком, тем сильнее кооперация.

    Так же в ходе исследования и статистической обработки данных установлена положительная корреляция между отношением к неудачам и контролем в детско-родительских отношениях, в первой группе. Чем больше родители фиксируются на неудачах ребенка, тем больше осуществляют контроль, предоставляя меньше самостоятельности и ответственности ребенку, что в свою очередь ведет к его инфантилизации.

    Неожиданными оказались результаты по шкале кооперация, в ходе статистической обработки значимых различий между первой и второй группой не выявлено. Можно говорить о том, что примерно одинаковое количество родителей скооперированы со своими детьми, заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помогать ребенку.

    В ходе исследования была установлена положительная корреляция во второй группе между отношением к неудачам, кооперацией и симбиозом, при высокой фиксации на неудачах ребенка, больше симбиотичность и кооперация.

    Исследуя дополнительные параметры, такие как мотивация родителей в воспитании на успех или избегание неудач, а также уровни депрессии, статистически доказано, что в первой группе мотивация успеха отрицательно коррелирует с отношением к неудачам и уровнем депрессивности. Таким образом, мотивация родителей на успех снижает уровень депрессии и повышает уверенность родителей в возможности ребенка. И наоборот высокий уровень депрессии снижает мотивацию и уверенность в успешности детей.

    Данные полученные эмпирическим путем согласуются с теоретическими представлениями о специфике ДРО в семьях, имеющих ребенка с аутизмом. Так в первую очередь можно говорить о более низкой симбиотической связи матери, имеющей ребенка с аутизмом, по сравнению с матерями, имеющими обычных детей, о которой упоминается в литературных источниках, описанных в теоретической главе.

    Подтверждаются теоретические данные о большей склонности к депрессиям родителей, воспитывающих ребенка с РАС.

    В семьях, воспитывающих детей с РАС, больше выраженно эмоциональное отвержение ребенка, находящееся в прямой корреляционной зависимости с его инфантилизацией, по сравнению с семьями, воспитывающими обычных детей.

    Таким образом, психологическое сопровождение семьи должно осуществляться в трех направлениях:

    1. индивидуальная терапия родителей
    2. коррекция детско-родительских отношений, обучение способам чувствовать и понимать друг друга, принятие особого ребенка
    3. групповая работа с родителями
      1. Индивидуальна психотерапия родителей должна подбираться с учетом их психологических особенностей и характера трудностей во взаимоотношениях с ребенком. Целью и результатом такой работы должно стать снижение чувства тревоги за будущее ребенка, снижение уровня депрессии, повышение мотивации на успех в воспитании особого ребенка. В процессе этой работы необходимо помочь родителю найти внутренние и внешние ресурсы для долгой и трудной мисси воспитание особого ребенка.
      2. Коррекция детско-родительских отношений своей целью должна иметь преодоление отчуждения между родителем и ребенком, развитие чувства единства со своим ребенком, умения смотреть на ребенка другими глазами, позволяющими видеть в нем новые положительные качества, развитие самостоятельности и ответственности ребенка. Для достижения этих целей целесообразно использовать следующие методы работы:
      3.  Метод совместных действий, совместная игра основана на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится его анализ и др.

      4. Групповая работа в формате родительского клуба представляется наиболее безопасным методом с психологической точки зрения, на таких встречах, у родителей есть возможность увидеть, что они не одиноки в своих проблемах, почувствовать поддержку и соучастие. Имеется возможность обмениваться опытом преодоления трудных ситуаций, получить ответы на свои вопросы не только у профессионала, но и у таких же родителей, как и они сами. На первом этапе психолог, ведущий группу, берет на себя приоритетную роль, повышает психологическую грамотность родителей, учит высказывать свои чувства и мысли, обсуждать их. По мере сплачивания группы, по мере развития чувства безопасности в группе, роль ведущих передается самим родителям, они могут подготавливать темы и вопросы к последующим встречам. И как уже говорилось выше, главной целью такой работы должно стать желание родителей не изолироваться, а создавать сообщества, способные подготовить общество ко встрече с таким загадочным явлением как аутизм, и показать, что люди страдающие этим недугом вполне способны стать полноценными членами общества, которое не будет их отвергать.
      5. Выводы

      6. Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, имеют специфические особенности и характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с семьями, воспитывающими обычных детей. Дисгармонизация детско-родительских отношений в семьях, детей с РАС возникает, в первую очередь, вследствие того, что диагноз ребенку ставиться примерно в 3–5 лет, еще позднее диагностируются расстройства аутистического спектра, проявления которых становятся заметны, лишь дошкольном или младшем школьном возрасте. К моменту постановки диагноза, в семье уже сложились определенные взаимоотношения между супругами и выработались определенные стили детско-родительских отношений. У родителей уже сформировались жизненные установки и планы на будущее. И все это рушиться в один миг, что бы принять факт нездоровья ребенка, порой уходят годы, за это время ребенок взрослеет, но правильные гармоничные взаимоотношения не встраиваются и приобретают искаженный характер, формируется патологическая личность.
      7. Эмпирическим путем было доказано, что родители детей-аутистов испытывают большее нервно-психическое истощение, тревогу, неуверенность в будущем. В вопросах воспитания больше мотивированы на избегание неудач, чем на успех, поэтому пытаются оградить своего ребенка от трудностей, считая его маленьким неудачником. По отношению к своему ребенку многие испытывают раздражение, гнев, неудовлетворенность, потому что поведение и особенности ребенка не соответствуют их ожиданиям, в связи с этим искажаются семейные взаимоотношения.
      8. Еще одной отличительной особенностью семьи, имеющей ребенка с аутизмом, относится к матери. В период после рождения между ней и ребенком не устанавливается симбиотическая связь. Ребенок не проявляет к ней интереса, не отличает ее от других взрослых, не улыбается ей, избегает тактильных контактов, может давать негативные реакции на прикосновения: плач, агрессию. Мать не понимает в чем дело, у неё развивается чувство вины, ощущение собственной неполноценности, может развиться депрессия и другие психосоматические расстройства. Мать не в состоянии выстраивать гармоничные детско-родительские отношения.
      9. Семья, воспитывающая ребенка с расстройствами аутистического спектра, стремится к социальной изолированности. Родители осознанно или неосознанно сужают круг родственником, вплоть до полной изоляции, объясняется это особенностями поведения ребенка, и с недостаточной информированностью общества о данном нарушении развития. Родители пытаются оградить себя и ребенка от подобных проявлений, создавая как физические, так и психологические защиты. Изоляция семьи, не способствует развитию у ребенка аутиста коммуникативных и социальных навыков, делая тем самым его неприспособленным к жизни и зависимым от родителей.
      10. Семьи, воспитывающие ребенка с аутистическими расстройствами, так же как и другие семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются психологической поддержке. Но в большей степени, они нуждаются в психологическом сопровождении всех аспектов жизни, включая бытовые, на протяжении всей жизни человека с РАС.

      moluch.ru