Аутизм и одаренность

Содержание:

Что есть общего между вундеркиндами и аутистами?

В 2012 году было проведено исследование восьми юных вундеркиндов, цель которого заключалась в том, чтобы пролить хоть какой-то свет на причины их способностей и талантов. Подвергшиеся исследованию вундеркинды знамениты (но их имена в материалах не называются); все они добились славы и профессионального положения в соответствующих областях к 10-ти годам. В основном это — музыкально одарённые дети (четверо); есть один художник и один чудо-математик, который разработал новую дисциплину, а к 13-ти годам написал статью, принятую к публикации в математическом научном журнале. Ещё двое детей проявили поразительные умения сразу в двух разных областях: один — в музыке и искусстве (его работы сегодня висят в престижных галереях по всему миру), а второй — в музыке и молекулярной гастрономии (это наука о физико-химических явлениях, стоящих за приготовлением пищи — почему, например, майонез густеет, а суфле увеличивается в объёме). Он заинтересовался пищевыми продуктами в возрасте 10-ти лет, а к 11-ти уже провёл своё первое гастрономическое исследование.

У всех вундеркиндов выдающиеся способности проявились в самом раннем возрасте: один начал говорить в три месяца, а в год уже читал; ещё двое начали читать в двухлетнем возрасте. Гастрономист в три года уже программировал на компьютере. Некоторые из этих детей могли воспроизвести сложные музыкальные произведения после однократного прослушивания и проделывали это в возрасте, когда большинство малышей заканчивает детский сад. Кое-кто из них задолго до 10-ти лет совершал международные турне и играл в Центре Линкольна и в Карнеги-Холле.

Шестеро вундеркиндов на момент исследования были ещё детьми. Ещё двое были взрослыми в возрасте 19 и 32 лет.

Авторы исследования, результаты которого планируется опубликовать в журнале «Intelligence», обнаружили у этих детей несколько общих ключевых характеристик. Во-первых, у каждого из них — исключительная оперативная, или рабочая память, то есть та система, которая удерживает в мозгу информацию для дальнейшей обработки. Возможности оперативной памяти ограничены: что касается цифр, то большинство людей могут одномоментно запомнить и удержать в памяти 7 идущих последовательно, но не более. Однако вундеркинды способны запомнить намного больше. Они могут не только запоминать исключительно длинные числа, но также пользоваться ими и выполнять расчёты, какие большинству людей не под силу даже с карандашом в руке.

Рабочая память — это не просто способность помнить длинные цепочки цифр. Это также способность удерживать и обрабатывать большое количество информации, как устной, так и другого рода — скажем, способность запомнить музыкальную партитуру и переписать её в голове. Все участвовавшие в исследовании дети демонстрировали высочайшие результаты, когда их рабочую память подвергали проверке: как минимум, они набирали 99 процентилей, а большинство — 99.9 процентили. Авторы предполагают, что вундеркинды могут обладать и исключительной долгосрочной памятью, однако этот вопрос ими не изучался.

Но, как ни странно, авторы исследования пришли к выводу, что не у всех вундеркиндов высокий коэффициент умственного развития. Интеллект у каждого из них был выше среднего, однако у некоторых детей коэффициент умственного развития был не столь высок, как можно было бы предположить, исходя из их успехов и достижений в раннем возрасте. У одного ребёнка этот коэффициент был равен всего 108 (максимальное же значение составило 149, а среднее — 128).

Но учёные нашли и ещё некоторые поразительные странности. Они выяснили, что у вундеркиндов есть некоторые аутистические черты, и прежде всего — это их неослабное и даже дикое внимание к деталям. Эта черта у них выражена даже сильнее, чем у людей с синдромом Аспергера (высокофункциональная форма аутизма, обычно включающая в себя сфокусированность на деталях). Авторы также отмечают некоторые параллели между вундеркиндами и аутистами-савантами: и те, и другие демонстрируют способности, значительно превосходящие те, что ожидаются при их IQ.

У троих из восьми обследованных вундеркиндов был диагноз — расстройство аутистического спектра. Один ребёнок, произнёсший свои первые слова в три месяца, в полтора года вообще прекратил говорить; затем начал снова, когда ему было чуть больше двух с половиной лет. Также он избегал зрительного контакта. В три года ему диагностировали аутизм.

Более того, в семьях четырёх из восьми вундеркиндов среди родственников первой и второй степени родства отмечались случаи аутизма, а в трёх таких семьях расстройствами аутистического спектра в сумме страдали 11 близких родственников. Для сравнения: в целом та или иная форма аутизма, включая синдром Аспергера, в настоящее время отмечается у 1 из 88 детей.

Но несмотря на видимые параллели, исследований связи между аутизмом и крайней одарённостью проводится очень мало. Одно такое исследование, результаты которого были опубликованы в 2007 году, показало, что у близких родственников вундеркиндов, как и у близких родственников людей с аутизмом, больше аутистических черт. Особенно много у них проблем с поведением в обществе, им трудно переключать внимание, и они уделяют усиленное внимание деталям. Но кроме этих выводов и заключений, данный вопрос систематическому изучению не подвергался.

В отличие от тех, кто страдает аутизмом, вундеркинды выигрывают от некоторых аутистических тенденций, в то же время избегая недостатков других таких тенденций. В рамках стандартной оценки связанных с аутизмом черт с применением теста AQ, включённые в данное исследование вундеркинды по всем подшкалам набрали больше баллов, чем контрольная группа, включая внимание к деталям и проблемы с социальными навыками или общением (хотя последние результаты статистически несущественны из-за малой выборки). Вместе с тем, они набрали значительно меньше баллов по сравнению с отдельной группой людей с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом — за исключением такого показателя, как внимание к деталям. Здесь они обошли всех. Надо отметить, что три вундеркинда с диагнозом из аутистического спектра не могли исказить данный результат, так как по подшкале теста «Внимание к деталям» они набрали в среднем 8 баллов при показателе по всей группе вундеркиндов 8.5 балла.

«Одно из возможных объяснений отсутствия нарушений у вундеркиндов заключается в том, что у таких детей может иметься некая форма аутизма, однако биологический модификатор подавляет многие типичные признаки аутизма, оставляя при этом без изменений или даже усиливая их внимание к деталям — качество, которое увеличивает их одарённость», — пишут авторы исследования.

Иными словами, у этих детей могут иметься некие черты, благодаря которым они сохраняют интенсивную сосредоточенность, не теряя при этом социальных навыков и не приобретая иные недостатки, которыми обычно сопровождается расстройство аутистического спектра. Следовательно, сравнение таких детей с людьми, страдающими аутизмом либо синдромом Аспергера, способно помочь определить, что не так у тех, у кого проявляется аутизм, ведущий к ограниченной дееспособности, и почему другие люди с родственными чертами просто получают более развитые способности.

Последнее исследование невелико по масштабам, и необходимо провести гораздо больше научных изысканий, чтобы пролить свет на связи между исключительно одарёнными детьми и теми, кто страдает расстройствами аутистического спектра. Однако его выводы указывают на то, что такие связи существуют. Они также говорят о том, что нельзя называть полностью отрицательными генетические корни таких состояний, как аутизм. Если одни и те же гены «риска» могут вызывать и изнуряющий аутизм, и незаурядные интеллектуальные способности, то нам надо лучше понять эти явления, не отбрасывая их с ходу в сторону как нежелательные.

www.aspergers.ru

Найдена связь между детьми-гениями и аутизмом.

Новое исследование восьми одаренных детей, так называемых вундеркиндов, свидетельствует о возможном наличии связи между особыми способностями у таких детей и аутизмом. Из восьми участвующих в исследовании вундеркиндов, у троих был установлен диагноз расстройство аутистического спектра. Вся группа в целом имела несколько более высокие показатели по тестам на характерные черты аутизма, чем контрольная группа. Кроме того, половина из детей, участвующих в исследовании, имели члена семьи или родственника первой или второй степени родства с диагнозом аутизм.

Тот факт, что члены семей половины участников и три участника исследования сами по себе имели аутизм, является удивительным, потому как аутизм встречается в среднем лишь у одного из 120 человек, считает Джоан Рутсатц, ведущий автор исследования и доцент психологии в Университета штата Огайо.

«Связь между гениальными детьми и аутизмом в нашем исследовании очень сильна», говорит Рутсатц. «Наши результаты показывают, что дети-вундеркинды имеют общие черты с аутичными детьми, но что-то предотвращает проявление у них недостатков навыков, которые мы связываем с этим расстройством».

Исследование также показало, что наравне с общим высоким уровнем интеллекта, дети-вундеркинды имели высочайшие показатели рабочей памяти — все они набрали выше 99% по этому признаку.

Рутсатц провела данное исследование с Джуржан Урбах из Йельского университета. Их результаты были опубликованы в последнем номере журнала Intelligence.

Для этого исследования ученые отобрали восемь одаренных детей с особыми способностями через интернет, телевизионные объявления и по рекомендациям. В состав группы вошли: 1 ребенок-гений в области искусства, 1 вундеркинд в области математики, 4 музыкально одаренных ребенка, а также двое детей, которые сменили сферу своей деятельности (один перешел от музыки к приготовлению изысканной пищи, а второй после углубленного занятия музыкой переключился на искусство). Таким образом, в исследовании приняли участие шестеро мальчиков и двое девочек.

Исследователи встречались с каждым из детей индивидуально на протяжении двух или трех дней. За это время дети прошли тест на интеллект Стэнфорд-Бине, который включал под-тесты на «подвижный интеллект» (способность решать сложные многофакторные задачи), знания, количественные рассуждения, визуальные пространственные способности и рабочую память. Кроме того, исследователи провели тестирование на наличие черт расстройств аутистического спектра. Результаты тестов детей-гениев сравнивались с результатами тестов контрольной группы из 174 взрослых, с которыми ученые связались по почте на основе случайного выбора.

Рутсатц отметила, что самым поразительным открытием исследования стало то, что данные выявили аутичные черты среди детей-вундеркиндов. Группа участников исследования в общем показала боле высокие показатели в тестах на аутизм по сравнению с контрольной группой, однако это превышение нормальных показателей было несколько ниже, чем у высокофункциональных аутистов с диагнозом синдром Аспергера.

Дети, участвующие в исследовании, продемонстрировали более высокие баллы, чем контрольная группа и группа детей с синдромом Аспергера, по одному из под-тестов оценки аутизма: внимание к деталям.

«Эти дети-гении обладают совершенно удивительной памятью к деталям», говорит Рутсатц. «Они не упускают ничего, что безусловно помогает им в достижении их успеха».

По тестам на интеллект все дети продемонстрировали показатели в рамках показателей одаренных детей, но они не были равномерно исключительными: хотя 5 из 8 детей получили 90 и более баллов за тест на IQ, один ребенок имел результат 70, а еще один – 79. Однако все дети отличились высочайшими показателями в одном из субтестов на интеллект, проверяющем объем рабочей памяти, за который все участники получили свыше 99%.

Рабочая память представляет собой систему в головном мозге человека, которая позволяет людям удерживать в памяти большое количество разнородной информации короткое время для того, чтобы выполнить задачу.

Эти результаты позволяют предположить, что дети с особыми способностями обладают поразительным сходством с аутичными людьми «савантами», имеющими отклонения в развитии, связанные с аутизмом, и обладающими необыкновенным талантом или знаниями.

«Наши результаты показывают, что дети-вундеркинды могут иметь некоторую умеренную
форму аутизма, которая фактически и наделяет их талантом», утверждает Джоан Рутсатц.

autism-aba.blogspot.com

Связана ли одаренность детей с аутизмом?

Новое исследование, изучавшее восемь сверходаренных детей, предполагает существенную связь между их необыкновенными способностями и аутизмом.

Как отмечает ведущий автор исследования, профессор Джоанн Рутсац (Joanne Ruthsatz, PhD, assistant professor of psychology, Ohio State University), в своем исследовании они сумели обнаружить достаточно сильную связь между одаренностью и аутизмом. Полученные ими результаты дают возможность предположить, что одаренные дети имеют черты характера, подобные тем, что имеются у аутичных детей, однако, что-то каким-то образом у них не проявляются характерные для аутических расстройств недостатки.

Из восьми одаренных детей, которые участвовали в исследовании, трое имели одно из расстройств аутического спектра; в целом также все участники имели склонность к чуть более высоким баллам в тестах на характеристики аутизма по сравнению с контрольной группой. Более того, половина одаренных детей имели родственника первой или второй степени с подтвержденным аутизмом.

По мнению ученых, достаточно интересным является тот факт, что половина семей участников исследования и трое из них непосредственно были затронуты аутизмом, тогда как в среднем данное расстройство поражает одного из 120 индивидуумов.

Также в ходе эксперимента было обнаружено, что дети-гении имели более высокие результаты IQ в целом и в области рабочей памяти в частности, в последнем случае все они набрали более 99%, которые присущи данной характеристике.

В исследовании принимали участие шесть одаренных мальчиков и две девочки; их гениальность была связана с искусством, математикой, музыкой и переключаемыми областями (музыка-кулинария и музыка-искусство).

В течение двух-трех дней исследователи встречались с каждым ребенком индивидуально; за этот период был проведены тест на интеллектуальность Стэнфорда-Бинета, который включал подтесты, связанные с потоковыми логическими рассуждениями, знаниями, количественными логическими рассуждениями, пространственнo-визуальными способностями и рабочей памятью. Также была проведена оценка на выявление и измерение характеристик расстройств аутического спектра; полученные результаты были сравнены с контрольной группой из 174 случайных взрослых.

В целом было зафиксировано небольшое повышение аутических характеристик среди одаренных детей по сравнению с контрольной группой, однако, также данное повышение в среднем оказалось меньше такого же у высоко-функциональных аутичных взрослых с синдромом Аспергера. В тесте на измерение характеристик аутизма одаренные дети набрали больше баллов как по сравнению с контрольной группой, так и по сравнению с группой с синдромом Аспергера в категории внимания к деталям.

Похожие материалы:

Эксперты сомневаются, что игровая зависимость официально станет болезнью

Некоторые любители компьютерных игр могут быть признаны страдающими от психического заболевания под названием «игровое расстройство». В новой классификации заболеваний.

Определено, что происходит с человеком, когда он злится от голода

Многим из нас знакомо чувство злости, которое охватывает при сильном голоде. Более того, с голодным людьми часто просто невозможно.

Стрессы на работе практически всегда приводят к депрессии

Как выяснилось, обстоятельства, в которых приходится трудиться большей части населения планеты, влекут за собой негативное воздействие на психоэмоциональное состояние.

Недостаток сна может вызвать тяжелую депрессию

Последнее исследования показали, что недостаточное количество сна может вызвать не только ухудшение функциональности мозга, но и привести к тяжелой.

Здоровое питание защищает от деменции

Голландские ученые из университета Роттердама выявили прямую зависимость между образом питания людей и здоровьем головного мозга. Согласно теории профессоров.

Материальные проблемы приводят к слабоумию

Лучшие специалисты Лондонского колледжа были задействованы в проведении изучения влияния уровня материального обеспечения на физическое и психологическое состояние здоровья.

Названы профессии, связанные с психическими расстройствами

Результаты масштабного исследования, опубликованные в научном журнале New Scientist, говорят о наличии прямой зависимости между профессиями людей и статистикой.

Домашние животные избавляют от стресса

Последние исследования показали, что домашние животные помогают избавиться от стресса. Жители современных мегаполисов ежедневно сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Избыточные.

Установлена четкая взаимосвязь депрессии и деятельности мозга

Последние исследование российских ученых показали: депрессивные состояния ведут к тому, что в глубине мозга все больше активизируются именно такие.

Хороший пример оказывает влияние на поступки

Эксперты в области психологии утверждают, что большинство наших действий обусловлены не личным мотивами, а поступками других людей. Причем многие.

www.psyportal.net

10 фактов об аутизме, которые заставят вас по-другому на него посмотреть

Когда ребенку поставили такой диагноз, это шок. Важно научиться жить с этой болезнью. Тем более, есть немало вдохновляющих примеров, когда люди с аутизмом, хоть и слыли чудаками среди современников, оставили яркий след в истории человечества.

1. Если верить оценкам современных врачей, еще Сократ был типичным аутистом. Впрочем, спектр симптомов этого заболевания так широк, что кое-какие из них наверняка можно найти у каждого из нас.

2. У мальчиков аутизм бывает в 4 раза чаще, чем у девочек. Педиатры отмечают, что у все большего количества детей наблюдается замкнутость в себе, отклонения аутического спектра.

3. У людей, страдающих аутизмом очень часто бывает одаренность а какой-то конкретной области: математике, музыке, литературе. Их познания и таланты в ней могут быть поистине потрясающими. В медицине это называется «острова гениальности».

После выхода фильма «Человек дождя» об аутизме заговорили во всем мире.

4. Многие великие люди страдали расстройствами аутического спектра. И хотя это заболевание у них не было диагностировано, современные психиатры утверждают, что с полной уверенностью в эти списки можно занести:

  • Винсента Ван Гога (бедного художника всю жизнь лечили от шизофрении);
  • Альберта Эйнштена (знаменитый ученый начал говорить лишь после 4 лет и мог часами повторять определенные фразы);
  • режиссера Вуди Аллена (он не скрывает, что в детстве у него даже стоял подобный диагноз);
  • математика Георгия Перельмана, доказавшего теорему Пуанкаре и отказавшегося от миллиона долларов, полагавшегося за ее решение. Гений знаменит не только этим, но своей социофобией – до сих пор журналистам не удалось взять у него интервью.

5. В США расстройства аутического спектра официально диагностированы у 2 процентов школьников.

6. С легкой руки режиссера Барри Левинсона, людей, больных аутизмом стали называть «человек дождя», в честь главного героя одноименного фильма. Хотя картина была названа так всего лишь по созвучию с именем главного героя Реймонда (в англ. Rain Man), теперь так называют особенных людей во всем мире.

Прототип «Человека дождя» — гений поневоле Ким Пик

7. Прототип главного героя фильма «Человек дождя» Ким Пик – признанный гений-савант (от фр. savant – ученый). Его способности поражали воображение: он запоминал любую книгу, справочник, статистическую таблицу, которую однажды прочел. К 50 годам он знал наизусть несколько тысяч книг, мог цитировать каждую с любого места. Но был совершенно неспособен к самостоятельности в быту, нуждался в постоянной опеке, не понимал юмора, переносного слыла, эвфемизмов и поговорок.

8. После выхода фильма «Человек дождя» к Киму Пику пришла известность, на его лекции собирались полные аудитории. Он научился не бояться людей, но на выступления всегда брал статуэтку Оскара, которую ему подарил сценарист фильма Морроу. В результате Ким пообщался с таким количеством людей, что эта статуэтка обрела собственную славу – ни к одной из наград Американской киноакадемии не прикасалось такое количество людей.

9. Дети с аутизмом нередко бывают расторможенными, буйными, громкими. Или могут надолго застывать без движения, часами повторять одно и тоже. Они не умеют сдерживать свои эмоции. И, как это не странно, таким образом, они успокаивают нервную систему.

Художник Стивен Уилтшир — нынешняя знаменитость с аутизмом.

10. В последние годы мировую известность обрел британский художник Стивен Уилтшир. Аутизм у него был диагностирован еще в детстве. Он стал знаменит своими огромными панорамными картинами, которые рисует простой шариковой ручкой. Это целые улицы, кварталы и даже города. Он нарисовал значительную часть Лондона, Нью-Йорка, Токио. Важная деталь – работать он может только тогда, когда в его наушниках играет музыка.

www.do3.ru

Аутизм не может быть от стресса или прививки

От стресса и прививки аутизм не возникает

– Кто может поставить диагноз “аутизм”?

В России этим занимаются психиатры. А в других странах занимаются те, кто это умеет делать – педиатр, клинический психолог или психиатр, если он имеет подготовку в диагностике нарушения развития. У нас же учат только психиатров заниматься диагностикой нарушения развития у детей.

– Если аутизм – не болезнь, тогда это следствие чего-то?

– Мы точно знаем, что это не из-за воспитания, не из-за того, что ребенок слишком рано начал играть с гаджетами. Это не проблема стресса или страхов.

– А как же известная история, что мама с папой уехали в отпуск, ребенка с бабушкой оставили, и ребенок потом замолчал?

– Миллион этих историй. Это не про аутизм.

– А что это было? Аутизм всегда был, и именно в это время проявился?

– Каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Надо еще смотреть, если ли там аутизм или нет. Что значит, говорил? Мне всегда интересно, а что до этого было? «Он у нас мог маму назвать мамой». Человеку 2,5 года. В 2,5 года дети предложения строят! Похоже, что тут именно в этот момент обратили внимание на задержку речи, а не то, что ребенок перестал говорить.

– То есть аутизм не может быть спровоцирован какой-то болезнью или стрессом?

– Нет. Обычно можно проследить те или иные аутистические симптомы с 10-11-13 месяцев. Чаще всего, когда говорят про «спровоцирован», то просто появилось то, что раньше не было заметно. Или стало очевидно, что ребенок не развивается – двигался-двигался, дошел до какого-то плато и встал.

– О прививках научное сообщество уже давно перестало спорить: вакцины не вызывают аутизма, не вызывают нарушения развития.

Когда ты не знаешь причину, ты начинаешь ее искать. Обычно люди очень плохо оценивают риски от бездействия. Не привить – это бездействие. Привить – это действие, а люди склонны всегда винить себя за действие, а не за бездействие.

– Можете назвать наиболее яркие симптомы аутизма?

– Самый классический симптом аутизма – это реакция на имя. Имя – это не просто слово, это приглашение в общение. Когда дети в 10 месяцев начинают поворачивать голову, когда их зовут, единственная причина, почему они начинают это делать, в том, что им дико интересно, что родители хотят им показать, сказать. Их инстинктивно влечет к взаимодействию с родителями.

Суть аутизма – это когда взрослый зовет, а ребенок голову не поворачивает.

Не потому что ему не интересно, а потому что он не привык обращать на это внимание, потому что нет у него мотивации на то, чтобы это изучать.

Аутизм – не болезнь и не одаренность

– Что вас особенно удивляет в людях с аутизмом?

– Знаете, меня в последнее время в связи с аутизмом удивляет только одно – насколько важно для развития людей эффективное социальное взаимодействие. Когда я вижу людей с аутизмом, я вижу искаженное, замедленное и малоэффективное развитие, огромнейшее количество дефицита, недоумения, неспособности решать свои жизненные потребности. Я диву даюсь, насколько люди без нарушений развития сложно устроены благодаря этому социальному взаимодействию, которое у них эффективно. Вот, что меня поражает.

Казалось бы, что такое социальное взаимодействие? Это, оказывается, важнейшая вещь, которая имеет на нас глубочайшее влияние, на всю нашу жизнь. Это удивительно, как много человек значит для другого человека.

Вот пример, чем отличается работа мозга обычного человека и аутиста.

В ролике видны светящиеся точки, которые двигаются в определенном порядке, но наш мозг устроен так, что замечает в движении этих точек какой-то паттерн и даже угадывает из него, что, например, человек подпрыгивает или забирается куда-то. Наш мозг умеет очень хорошо находить такого рода закономерности и последовательности в окружающем мире. Это как люди видят всевозможные образы в облаках.

У нашего мозга не просто получается это делать очень хорошо, он еще и очень любит это делать, он любит находить в мире социальное, его исследовать, задумываться о нем, изучать, разглядывать. Наш мозг очень-очень социальный.

Аутизм – нарушение этого процесса, когда социальный мир интересует человека меньше, увлекает меньше. Если у ребенка это происходит с самого раннего возраста, то те навыки, которые у него должны получиться в процессе взаимодействия, формируются гораздо позже и медленнее.

Это не тест, это иллюстрация того, как работает мозг. Аутисты могут угадывать все эти движения и в них хорошо разбираться, но они делают это как-то по-другому, не так, как люди без аутизма. Они плохо умеют находить и отличать социальные сигналы в окружающем мире.

– Аутизм – все же болезнь?

– Есть такое понятие «нарушение развития». Это врожденная проблема, когда ребенку трудно приобретать различные умения. Аутизм – это нарушение развития, это не болезнь. ДЦП тоже можно отнести к нарушениям развития, и умственную отсталость. Расстройство развития речи и языка и синдром дефицита внимания и гиперактивность – это нарушения развития.

При аутизме нарушается развитие социально-коммуникативной сферы. Неверно рассуждать про аутизм не с позиции нарушения развития, а с позиции болезни или какой-то особенной одаренности .

– Но ведь один из видов аутизма – синдром Аспергера – это именно одаренность, разве нет ?

– Я придерживаюсь позиции и готов это обосновать, что нет разных видов аутизма, просто одна и та же проблема по-разному проявляется у разных людей.

Деление на отдельные виды аутизма – типичный, синдром Аспергера, синдром Каннера, детский аутизм и так далее, уже устаревшее. В европейской классификации это еще есть, в американской уже нет. Это деление плохое, потому что там очень размытые, нечеткие границы. Например, если взять критерии синдрома Аспергера, которые есть сейчас, то дети, которых описал Ганс Аспергер, не получили бы этот диагноз, а получили бы диагноз детский аутизм.

Лучше говорить – расстройство аутистического спектра. Можно уточнить про выраженность симптомов – с большой выраженностью, с малой выраженностью, средней выраженностью или с нарушением интеллекта, или, например, с савант-навыками. Это не значит, что это какая-то особенная форма аутизма, это обычное расстройство аутистического спектра плюс савант-навык.

Не смотрят в глаза, не понимают юмор – мифы об аутизме

– Говорят, аутисты не смотрят в глаза.

– Это не так. Есть те, которые смотрят, есть те, которые не смотрят. Всем трудно дается социальное взаимодействие. У некоторых аутистов такой взгляд – он прям пялится. И это проявление той же самой проблемы нарушения социального взаимодействия, но с обратной стороны.

– Отсутствия чувства юмора у аутистов – это тоже миф?

– Это как часть дефицита социальной и эмоциональной взаимности. Это проблема правильного реагирования на социальное взаимодействие, с другой стороны, это одна из частей социальной слабости, потому что юмор – это социальная вещь, он понятен только в контексте взаимодействия с другими людьми. Но при этом, конечно, есть люди с аутизмом с прекрасным чувством юмора.

– Аутист без нарушения интеллекта способен так сориентироваться и адаптироваться, чтобы во взрослом возрасте почти не отличаться от нормы?

– Да, ему было бы проще в своей жизни, в своих коммуникациях с другими людьми, он много чего сделал бы, но человеком с аутизмом не перестал бы быть.

– Это что значит – он всегда с людьми будет общаться через усилие?

– Один вариант, да. Или не через усилие, но неуклюже – перебивать, не смотреть на других людей во время беседы, не очень понимать шутки; или хорошо это делать с одним человеком, но очень теряться в общении с компанией.

– Он все-таки может с кем-то сблизиться?

– Да, конечно. Тут очень большое разнообразие. Смотрели сериал «Теория большого взрыва»? Создатели отрицают, что главный герой – человеком с аутизмом, но ведет он себя как человеком с аутизмом. Там интересно показано, что он выстраивает отношения с людьми не так, как обычно. И в сериале половина шуток связана с тем, что герой социально неуклюжий и не очень понимает сарказма. Он пытается на протяжении всего сериала понять, что такое сарказм. При этом он очень любящий и заботливый человек.

Кадр из сериала “Теория большого взрыва”

Ребенок с аутизмом живет не в своем, а в нашем мире

– Ребенок с аутизмом живет в каком-то своем мире – может, ему там комфортно, почему его надо выводить в обычный мир?

– Нет, он не живет в своем мире. Он живет в нашем мире, в котором есть его папа и мама, есть его игрушки, есть дети, которые его окружают. В этом мире есть детские садики, школы и так далее. Аутизм – это не когда ты живешь в своем мире. Это когда ты живешь в этом мире, но не умеешь с ним взаимодействовать.

– То есть, ему надо помогать?

– Конечно, когда у ребенка не формируются навыки, которые будут ему позволять с этим миром взаимодействовать. В частности, самый банальный навык – это речь. Когда ребенок хочет что-то объяснить, рассказать, попросить, в конце концов, шоколадку или сделать потише звук, то если у него аутизм, ему будет сложнее это сделать. Из-за этого он начинает орать, бить себя по голове или убегать.

Люди с аутизмом производят впечатление, что они живут в своем мире, но это в первую очередь, потому что они не умеют жить во внешнем мире. Им не хватает навыков, чтобы вступать в контакты. Их мир, на самом деле, точно такой же, как у обычных людей.

– Если родители быстро включились, все поняли, нашли прекрасных специалистов, у них есть достаточно возможностей, для того чтобы все это реализовать, то насколько возможно довести ребенка до нормы?

– Будет развитие, это происходит у 9 из 10, с одной стороны. С другой стороны, мы не знаем окончательной точки этого развития. У некоторых оно никогда не останавливается и движется очень активно. Некоторые медленно-медленно подходят к своему потолку и двигаться дальше не могут.

– Заранее это понять совершенно невозможно?

– В два, в три, в четыре года никак.

– Пубертат здесь как влияет? Всегда бывают осложнения в этом возрасте?

– Не обязательно. Пубертат – это просто один из жизненных кризисов, один из важных периодов, серьезный и интенсивный. Как у любого кризиса, у него есть хорошие стороны и плохие. У кого-то это связано с замечательными улучшениями в развитии организованности и внимательности, с прорывами в социальных навыках, потому что когда появляется желание подружиться с девочкой, мальчик начинает мыться и следить за своим внешним видом. У некоторых могут возникать проблемы эмоциональной регуляции.

– Какие могут быть последствия, если ребенка с аутизмом не развивать?

– Это правильнее всего понять с точки зрения человеческих терминов, нежели медицинских. Очень тяжело жить, когда ты 30-летний мужик с навыками коммуникации 1,5-летнего, с желаниями 17-летнего, с силой 20-летнего и с навыками быта, как у 4-летнего. Ты заперт сам в себе, и ты не можешь объясняться с другими.

Ты хочешь жить, гулять, ты хочешь поехать к бабушке. Тебе 30 лет, ты бабушку давно не видел, ты ее безумно любишь, но ты не можешь поехать к ней без папы и мамы. Это, конечно, кризис для человека, в итоге это приводит к срывам или депрессиям.

Когда не помогают, тогда человек очень и очень плохо развит, ему очень и очень тяжело. И окружающим вокруг него тоже тяжело.

Терапия – не дрессура

– Если ребенок с аутизмом начинает проявлять агрессию, возможно ему помочь?

– Есть технологии, которые могут отучить его от этого и заменить это поведение на правильное, на социально уместное. У моей знакомой – замечательного поведенческого аналитика – есть несколько интересных случаев такого рода поведения.

Например, она работала с молодым человеком с расстройством аутистического спектра, у которого было очень сложное поведение: он не сотрудничал совершенно со взрослыми, наоборот, постоянно стремился к тому, чтобы контролировать и управлять взрослыми, на улице он мог подойти к любому человеку и забраться к нему в личные вещи, карманы и сумки, достать оттуда предметы. Остановить его было почти невозможно. Из-за этого поведения он несколько лет не выходил из дома, квартира была поделена на две части.

В первую очередь специалисты установили над его поведением руководящий контроль, то есть учили сотрудничать, при необходимости в защитных целях, и в соответствии с определенными правилами применяя физическую блокировку. Когда контроль стал лучше, то с мальчиком стали использовать поведенческие договоры, когда за выполнение определенных действий он получал доступ к чему-то очень приятному.

Этим приятным – мотивационным стимулом – для мальчика стали как раз наполненные чем-то сумки, позже ему позволяли проверять карманы у других людей, рвать журналы, изучать определенные брошюры, которые ему нравились.

Все это прятали до тех пор, пока мальчик не выполнит определенных условий, и давали ему награды, когда эти условия были выполнены. Так мальчика учили самоконтролю. Конечно, в начале это было очень сложно и выстраивалось как раз поведенческими специалистами, которые буквально жили с мальчиком в течение недели.

Замечательно в этой истории то, что семья смогла активно включиться в эту работу и ее поддержать, и сейчас молодой человек спокойно выходит на улицу, путешествует с родителями. Это пример использования таких технологий.

– Возникает ассоциация, что ребенка как щенка воспитывают, нужные рефлексы вырабатывают.

– Нет. Все-таки щенков, когда мы их дрессируем, мы учим делать неестественные для них вещи – мы их учим писать в лоток. Какое животное в мире писает в лоток? Никакое. Животные писают на дерево или под куст, куда им удобно, и дальше идут.

Людей мы учим делать то, что они должны делать – это никакая не дрессура, это терапия. Другое дело, что с теми, кому сложно понять, что от них хотят, мы долго работаем. Мы активно их хвалим и поощряем за то, что у них получается. Это обучение тому, чему они должны были сами научиться уже давным-давно.

– И когда такой ребенок начинает обучение, он может даже и не догадываться о том, что с ним что-то не так? И потом, когда у него получается, наверное, ему хорошо?

– Праздник, конечно. Вот тот молодой человек с сумками – он вышел из дома. Раньше из-за того, что он бегал, отнимал сумки, его запирали дома, и он света белого не видел. А тут он идет как человек, со всеми рядом – и возникает огромное чувство собственного достоинства.

Главное и второстепенное

– Есть какие-то аутичные черты, которые бывают у нейротипичного ребенка в довольно явном виде? Родителям надо насторожиться или это обычное явление?

– Там, знаете, какая штука есть? У человека с аутизмом с большой вероятностью есть все проблемы, которые могут быть у людей: тревожность, плохое настроение, проблемы поведения, проблемы учебы, проблемы внимания, повышенная чувствительность, пониженная чувствительность и так далее. Но это не специфичные проблемы, они могут быть абсолютно у любого человека, но с большей вероятностью будут у человека с аутизмом.

Часто люди с аутизмом имеют особенную сенсорную чувствительность – боль не чувствуют, а горячее чувствуют. Но то же самое может быть у человека без аутизма или с другими нейропсихиатрическими диагнозами.

Фото: Timothy Archibald / timothyarchibald.com

Еще знаете, какая тема бывает? Если мы видим 4-х летнего ребенка с обычным развитием, и он знает алфавит и цифры, мы вообще не удивимся. Ну, молодец, очень хорошо, ну, знает цифры, умничка будет. Мы забудем через 30 минут, что он эти цифры знает. Но если мы увидим ребенка, который не может говорить и при этом знает алфавит и цифры, о, скажем, это круто! Часто эти достижения выглядят глобальными на фоне отсутствия речи.

Та же самая история со звуковой чувствительностью. Если мы видим ребенка, который боится громких звуков и открытого пространства, но он совершенно нормально развит, ходит в детский садик, мы вообще не обратим на это внимание – вот необычно, как интересно. А если мы видим то же самое у человека, который не говорит, не понимает, мы начинаем этому явлению придавать очень много внимания, как будто это что-то важное. На самом деле, важно именно то, что он не говорит, не понимает, что с ним нельзя договориться.

Мне нравится такая метафора: если посередине леса вырубить просеку, то на ней сначала начнут расти деревья, кустарники, трава, но потом вырастут те же самые большие деревья, которые вокруг просеки, и все другие деревца, кустарники, травы погибнут или не разрастутся. Но если вырубить просеку и сделать так, чтобы соседние большие деревья там не вырастали, то там вырастет все, что угодно, и все это будет заметно только потому, что там не выросли эти большие деревья.

То же самое с социальным взаимодействием и коммуникацией. Когда хорошего и эффективного социального взаимодействия нет, коммуникации нет, становится заметно все: хорошая память на цифры, замечательная память на даты рождения, например. Мы никогда не придали бы этому большого значения, если бы человек вел себя обычным образом. Но он себя так не ведет, и мы замечаем эти вещи.

Благотворительный фонд «Православие и мир» помогает проекту «Пространство общения» собрать деньги на аренду помещений и зарплату педагогов. Давайте поможем людям с особенностями развития не потерять такое ценное и уникальное пространство, в котором они могут чувствовать себя комфортно и всегда получить помощь.

www.pravmir.ru