Аутизм излечим или нет

Можно ли вылечить аутизм у ребенка

Первый вопрос, который задают родители, услышав о том, что у ребенка аутизм: можно ли его вылечить? И вот здесь кроется самое неприятное – данное заболевание не лечится, по крайней мере, не существует никакой медикаментозной терапии, которая позволила бы малышу полностью избавиться от недуга.

Но это не повод отчаиваться и паниковать при первых же признаках аутизма у ребенка. Вместо того чтобы в сотый раз задавать себе вопрос: «лечится ли аутизм?» нужно постараться полностью осознать ситуацию, смириться с тем, что это навсегда, и попытаться принять ребенка таким, какой он есть. Именно от этого зависит, как вы будете жить дальше.

Итак, на ваш вопрос: «можно ли вылечить аутизм?» врач категорично ответил, что нельзя. Как быть?

В первую очередь вы должны постараться понять своего ребенка. Ведь он воспринимает окружающий мир совсем не так как другие дети и по-другому уже не будет. Если вы хоть на минуту представите себя на его месте, вам будет намного легче осознать, что именно ему нужно.

Аутизм приводит к тому, что ребенок не знает, чего ждать в следующий момент от окружающего мира и поэтому испытывает страх и неуверенность. Возможно, именно в этом и кроется причина того, что детки с таким диагнозом пытаются очертить свою территорию, сделать ее неизменной и протестуют против любых изменений.

А теперь самое важное – главная задача родителей, которые столкнулись с аутизмом у ребенка и осознали, что вылечить его нельзя, заключается вовсе не в том, чтобы пытаться научить его жить в обычном мире обычной жизнью. Напротив, они должны попробовать приспособиться к его миру.

Только в этом случае ребенок сможет расти спокойным (насколько это вообще возможно для такого заболевания) и счастливым. Ему очень важно знать и постоянно чувствовать, что его любят. Только тут маленькая поправка, для деток с аутизмом гораздо большим проявлением любви будут не привычные нам обнимания и поцелуи, а предсказуемость окружающего мира заботливо созданного мамой и папой.

Надеемся, нам удалось хотя бы частично ответить на вопрос: можно ли вылечить аутизм, и наши советы помогут родителям, столкнувшимся с такой проблемой, быстрее понять своего карапуза. А всех желающих поделиться опытом или высказать свое мнение, приглашаем в комментарии.

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10. Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

www.vse-pro-detey.ru

Аутизм у детей

Аутизм у детей – это особенное состояние нервной системы. Аутизм у детей — это даже не болезнь в прямом смысле этого слова, а особенное развитие нервной системы и психической сферы. Оно проявляется в нарушении нормального развития с отставанием в психомоторной сфере и нарушением социализации и контактов с окружающими. Зачатки этого состояния можно обнаружить внимательным родителям ее в 8-10 месяцев – когда ребенок предпочитает монотонную деятельность, протестует против нахождения на руках, плачет из-за мелких раздражителей. Примерно к 18-20 месяцам диагноз можно установить уже с большой долей вероятности и после трех лет он будет выставлен точно.

Проявления болезни выражаются не на уровне тела, а на уровне поведения и реакций ребенка, его отношения к миру и окружающим его людям. Причину возникновения аутизма до конца так и не выявили – что только не приписывали – и прививки, и условия жизни, но чаще всего выявляются особые генетические нарушения, но проблема аутизма до сих пор является объектом пристального изучения детских психиатров.

Как распознать аутизм у детей?

Все родители хотят, чтобы их малыш рос и развивался нормально. И если у него есть какие-то проблемы, им хочется знать о них заранее – как можно раньше их распознать и начать лечение. Родители очень радуются, когда малыши начинают им улыбаться, смеяться и произносить звуки, когда они позитивно реагируют на окружающую их жизнь. Обычные малыши очень любят к себе внимание окружающих, стараются его к себе привлечь.

Аутисты – другие. Они не хотят и всеми силами стараются не привлекать внимания окружающих, они хотят жить в своем собственном внутреннем мире. На контакты с ними они реагируют неадекватно и иногда очень бурно, плачем при попытке взять их на руки. Им не интересно познание нового в окружающем мире, они не хотят ни с кем знакомиться, не делятся эмоциями. У таких детей возникают сложности в сфере общения и адаптации в обществе, они не интересуются обычными детскими вопросами и радостями. При подобных проявлениях родители начинают подозревать неладное и обращаются к врачам — неврологам или психиатрам. Аутизм именуют еще синдромом Ретта или Аспергера, это разные варианты одной и той же по сути проблемы – нарушением познавательной и эмоциональной сферы.

Признаки аутизма у детей.

Обычно аутистские черты проявляются постепенно, начиная с 10-15 месяцев, и полностью сформировываются к трем годам. Родители отмечают отсутствие интереса к любым играм, привычным для детей, нежелание заниматься, нарушение психического развития и речи. При подобных проявлениях необходимо проверять следующие симптомы:

— ребенок отказывается от тактильного и телесного контакта родителями.

— ребенок к трем годам не говорит совсем.

— ребенку нравится быть одному. Он избегает общества.

— ребенку не хочется контактов с миром, у него нет интереса к его изучению, прогулкам.

— он слабо может общаться невербально, жестами.

— ребенок отказывается смотреть глаза родителям и другим людям.

— жесты ребенка очень странного характера, он нервный, маловыразительный.

— речь ребенка монотонна и как бы заучена.

— ребенок повторяет слова других людей эхом, но без выражения и эмоций.

— он необычно реагирует на звуки, сет или прикосновения.

Аутизм у детей может быть в легкой форме, когда ребенка, возможно, почти полностью адаптировать в социуме и дать возможность полноценно учиться и работать, до очень тяжелых проявлений с формированием даже умственной отсталости.

Аутизмом называют расстройство психики, и проявления его широки, у каждого ребенка будет набор своих особенных проявлений, это выражается в жестах и движениях, реакциях и речи. Чаще всего изменяется поведение ребенка и проявляется оно в таких особенностях:

— ребенок не может нормально общаться – словами и без слов, развитие его речи не соответствует возрастным нормам. Он говорит без выражения и ритма.

— у ребенка постоянно проявляется одна и та же манера поведения с окружающими, предпочитает их обществу одиночество.

— проявления ярко дают знать в возрасте после двух лет

— дети не играют с другими детьми и игрушками. Все их игрушки расставлены в строгом и всегда неизменном порядке, в зависимости от цветов

— ребенок не хочет ничего менять в окружающем, перемены для него неестественны и все его занятия должны с педантичностью повторяться ежедневно.

— у ребенка могут быть расстройства сна.

Что же делать?

Понимание такого ребенка и работа с ним очень сложны, от родителей потребуется много усилий в воспитании и развитии малыша. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации в вопросах общения и воспитания.

-вам важно заставить ребенка понять, что он обычный член семьи и не требует особенного отношения. При чрезмерном к себе внимании и отношении гиперопеки ему будет некомфортно.

— дайте ребенку возможность самому составить для себя удобный график питания, сна и прогулок. Навязывание ему режима, даже самого правильного, может привести к негативу и усилению отклонений поведения.

— всегда хвалите ребенка даже за самые мелкие задания, но только сразу после него. Большинство аутистов не помнят вчерашних дней и не поймут отсроченной похвалы.

— найдите сообщество таких же родителей и специальные учреждения по воспитанию и поддержке детей аутистов. Вместе бороться с проблемой всегда легче.

Как лечится аутизм у детей?

На сегодня нет эффективных препаратов и методов лечения аутизма у детей – все способы и меры реабилитации направлены на улучшение их социальной адаптации и возможность существования в обычном обществе.

Применяют различные виды терапии – общение с животными, особенно лошадьми и собаками, сказкотерапию и психотренинги, работу с психологом-педагогом и общение с такими же детьми, либо здоровыми сверстниками – по рекомендации ведущего врача. Проявления и методы лечения зависят от тяжести состояния – при легкой степени аутизма возможно даже обучение в обычной школе.

best-mother.ru

Аутизм излечим !

Представьте себе, что между вами и вашим ребенком вдруг выросла стеклянная стена – не докричаться, не достучаться. Ваша кровинка на вас не реагирует, и так продолжается годами. Врачи могут помочь разрушить эту страшную стену. Они лечат травмированные детские души, помогают маленьким людям, чье сознание не отзывается на сигналы внешнего мира.

Этих детей хоть как-то понимают только их родные. Опечаленные мамы, папы, бабушки ищут любую возможность «достучаться» до своего чада. Если этого не сделать, не научить сына или дочку с нарушениями развития (так пишут в диагнозе) говорить, читать и писать, просто жить среди людей, тогда. Страшно даже представить, на какое существование они обречены в будущем, когда останутся без опеки родственников.

Очень часто таких малышей даже боятся пускать к детям, ведь они не обращают ни на кого и ни на что внимания, делают, что вздумается, они очень эмоциональны. Хотя на самом деле с задержкой физического и умственного развития ребенка можно справиться, можно преодолеть детские страхи, депрессивный синдром, олигофрению.

Каждый маленький пациент требует особого подхода. Сначала, конечно, общаются с родителями и выясняют, чего они ждут от лечения, какого именно результата. Ведь иногда родители желают неосуществимого, но врачи не творят чудес. И работать с родителями приходится не менее кропотливо, чем с их детьми.

Дети-аутисты живут в своем замкнутом мире. А к специалистам родители нередко обращаются лишь тогда, когда нужно решить вопрос со школой, в какую идти – специализированную или общеобразовательную? Иногда дети очень поздно попадают к специалистам, а ведь на самом деле уже с полуторагодовалого возраста родители должны обращать внимание, нормально ли ребенок разговаривает.

От многих врачей можно услышать: аутизм неизлечим. Но родители должны понимать, что у проблем в развитии ребенка всегда есть причина, и очень часто это – нарушение кровоснабжения головного мозга. А с этим нужно бороться, нельзя отказываться от шанса на то, что ваш ребенок, когда вырастет, будет нормальным человеком и найдет свое место в жизни. Приходится говорить родителям о том, что они не имеют морального права опускать руки перед «неизлечимостью» аутизма. Ведь таких детей, если их оставить без лечения и помощи родных, общество жестко отталкивает.

Детский аутизм является довольно известным стойким патологическим расстройством психических функций детского возраста. Он проявляется в различных формах, при разных уровнях интеллектуального развития.

В норме развитие многофункциональности центральной нервной системы обязательно предполагает внешнее и внутреннее воздействие на нее различных раздражителей. Для получения лечебного эффекта при патологии ЦНС врожденный или приобретенный дефект отдельной ее функции необходимо стимулировать специфически, как прямыми раздражителями, так и опосредовано, с помощью других, полноценных систем. Фоновое состояние головного мозга аутистического ребенка позволяет реализовать такое терапевтическое воздействие и ожидать благоприятного прогноза.

Лечение аутистических детей проводится комплексно и поэтапно, c обязательным контролем состояния ЦНС методами объективизации, к которым относятся УЗДГ, компьютерная капилляроскопия, ЭЭГ, дополненные осмотром детского невролога, логопеда, психолога, педиатра. Программа курации детей с аутистическими расстройствами основывается на результатах указанных обследований. Понятно, что процесс лечения не имеет четко определенных сроков выздоровления, потому что отдаленность конечного результата проистекает не только из тяжести проявления болезни, но и из индивидуальных особенностей отдельно взятого ребенка (социального окружения, характера, уровня педагогической запущенности и др.).

Среди методов лечебного влияния на детей с аутизмом важную роль играет кинезитерапия. На первый взгляд, аутистический ребенок существенно не отличается от здоровых детей нарушением статокинетических функций (сидение, стояние, ходьба, бег, захват предметов, поисковые движения). Однако при более продолжительном наблюдении можно обнаружить у ребенка отсутствие восприятия собственных конечностей как составляющих для достижения биологических целей, избегание физиологических для данного возраста движений. Более сложные манипуляции, например с предметами, кажутся вообще невозможными. Можно наблюдать, как аутистический ребенок осуществляет без какого-либо смысла удары палкой, просто толкает мяч, вертит обруч. Сами действия являются краткосрочными, не содержат заинтересованности. Новые предметы ребенок игнорирует или же отстраняет после внешнего наблюдения.

Таким образом, дефицит анализа внешних стимулов и отсутствие интегративности в центральной нервной системе при аутизме не может обеспечить нормального двигательного развития ребенка. Дальнейший естественный рост тела не будет обозначать автоматичности в самостоятельном овладении личными и социальными функциями.

Кинезитерапия как один из лечебных факторов в комплексном ведении аутистических детей основана на главных педагогических принципах – индивидуальности, постепенности, непрерывности. При достижении ребенком уровня целесообразных двигательных навыков без предметов и с ними пациента переводят на следующий этап – этап развития социальных взаимоотношений. Наблюдаются все более частое контактирование через взгляд, адекватная эмоциональная реакция, инициатива относительно уже известных пациенту двигательных задач, ощущение общественного плана при игровой деятельности.

Координация усилий в лечении аутистического ребенка между психологом, логопедом и кинезитерапевтом способствует уменьшению сроков его подведения к социуму с предупреждением нежелательной вторичной аутизации всей семьи и открывает перед родителями возможность реализовать свои надежды относительно будущего.

Когда родители приводят к специалистам детей с диагнозом аутизм, необходимо объяснять, что после одной процедуры и двух занятий чудо не происходит. Тут нужна продолжительная работа, чтобы восстановить речь, логическое мышление, зрение, ходьбу. И главное в этом деле – полученный положительный результат.

Уже после нескольких недель лечения и занятий маленькие пациенты становятся намного спокойнее. Их поведение, их реакция на людей становятся более адекватными. Постепенно детки меняются, начинают связно говорить, у них существенно увеличивается запас слов, они четче произносят звуки.

Да, аутизм – серьезное заболевание. Многие дети страдают различными его формами – от элементов аутизации личности до выраженной клиники аутизма. Сегодня это заболевание лечится по-разному – как психотропными средствами, так и благодаря новым подходам к лечению поврежденных функций мозга и индивидуально ориентированной реабилитации.

www.uaua.info

Аутизм — не приговор


Об аутизме на сегодняшний день сказано и написано немало. Но, несмотря на обилие информации, у родителей, имеющих ребенка с диагнозом РДА, остается немало вопросов. Кроме того, долгое время специалисты не могли прийти к единому мнению в вопросах классификации, определения симптомов, причин возникновения и лечения РДА. И сейчас существует множество точек зрения на эти вопросы. Мы попросили
Ирину Баранову, детского патопсихолога-диагноста (Ростов-на-Дону), рассказать о своем взгляде на проблемы аутизма и ответить на распространенные вопросы родителей.

Что скрывается за буквами «РДА» в истории болезни ребенка? Прежде всего РДА (ранний детский аутизм) проявляется отгороженностью малыша от окружающей среды (в первую очередь людей) и погруженностью в свой собственный мир, созданный им из отдельных предметов, звуков, явлений и т.п., посильных для его приспособления к действительности и «выживания» в ней.
Этот синдром отражает особую форму психической защиты от всего многообразия внешнего мира — защиты патологической, т.е. наносящей ущерб самому защищающемуся, в данном случае за счет приостановки или искажения всего психического развития.
В классификации болезней в психиатрии этот синдром относят к одной из форм задержек развития. А это значит, что в принципе это состояние преодолимое (в отличие, например, от недоразвития). Здесь и возникает главное противоречие. Дело в том, что до недавнего времени аутизм как симптом (синдром) рассматривался врачами как сочетание поведенческих реакций и мотивов, сопутствующих такому тяжелому и сложному психическому расстройству как шизофрения. Впоследствии же выяснилось, что это не совсем правильный подход. Неспособности к коммуникации», характерной для аутистов, сопутствует потребность этих людей в общении. То есть страх, который породил эту патологическую защиту, не уничтожил главное — потребность во взаимодействии с миром, с людьми, но заблокировал спонтанное ее проявление. Итак, в тех случаях, когда ядро психической активности (т.е. мотивационная сфера) осталось неповрежденным, мы имеем дело с РДА непроцессуального (т.е. не шизофренического) происхождения. И это принципиально определяет прогноз состояния.

К сожалению, за последние 10-15 лет этот синдром распространился в катастрофических масштабах. Мне как специалисту-диагносту приходится сталкиваться с РДА от двух до шести раз(!) в неделю, принимая решение о характере, степени выраженности и, главное, о происхождении симптома.
В последнее время синдром РДА стал проявляться у детей с органической недостаточностью ЦНС разной степени выраженности (иногда совсем минимальной, иногда значительно выраженной — например, с сопутствующими нарушениями речи, внимания, активности). То есть, если ЦНС оказывается недостаточно стабильной и сильной, включаются способы защиты, в том числе и аутизм. Эта защита обеспечивает ребенку ту степень функционирования, которая доступна, посильна, сохраняет относительное эмоциональное равновесие, так как окружающая среда воспринимается им преимущественно как опасная, агрессивная.
Родителей обычно волнует вопрос причин, вызывающих у ребенка органическую недостаточность ЦНС. В случае РДА причин множество, и многие из них глобальны (экология, урбанизация и т.п.). Мой личный опыт консультанта показывает, что не на последнем месте стоят и внутренние факторы — отношение к ребенку в семье, взаимоотношения между родителями и многое другое. От того, насколько родители (прежде всего мать) близки к ребенку, насколько они принимают свое дитя несмотря на его особенности, насколько включены в процесс воспитания, реабилитации, обучения, во многом зависит успешность прогноза.
Ребенка с диагнозом РДА недостаточно просто привести к врачу, который назначит список медикаментов, или к психологу, который будет с ним заниматься. В этом случае как никогда важно сотрудничество родителей и специалистов, причем от родителей зависит большая часть успеха.

1. Как понять, что у ребенка аутизм? В каком возрасте может быть впервые поставлен этот диагноз?
Основная сложность заключается в том, что трудно назвать средний возраст, в котором у ребенка можно впервые заметить проявления аутизма. Иногда заподозрить РДА (ранний детский аутизм) можно уже у трехмесячного малыша, но чаще ни родители, ни специалисты ничего странного и необычного не замечают, пока ребенку не исполнится год.
Возраст, в котором появляются первые симптомы РДА, у всех детей разный, равно как и сами эти симптомы. Это зависит как от степени выраженности аутизма, так и от причин, вызывающих и порождающих его, — а причин этих немало, и в каждом случае они разные. Тем не менее, внимательная и наблюдательная мама может заподозрить неладное уже к середине первого года жизни ребенка, хотя говорить более или менее определенно об аутизме можно только к концу второго года.
Очевидно, что чем раньше родители, заметив особенности в поведении малыша, начнут консультироваться со специалистами, тем лучше. Ребенок с РДА, с которым с раннего возраста проводилась работа, имеет высокие шансы на полную реабилитацию и благоприятный прогноз. Следовательно, несмотря на то, что диагноз «аутизм» не может быть поставлен до достижения ребенком двух–трех лет, коррекционно-педагогическую работу при наличии опасений нужно начинать как можно раньше. В тех ситуациях, когда риск возникновения и развития РДА повышен, тем более важно своевременно обратиться за помощью к специалистам (иногда есть смысл сделать это во время беременности или даже на стадии планирования). В таком случае шансы на успех максимально высоки.
Постановка диагноза. Предварительный диагноз «РДА» специалист может поставить уже к концу первого года (так называемое «подозрение на РДА»). Официальный уточненный диагноз может быть поставлен не ранее трех лет — после осмотра хотя бы двумя специалистами: невропатологом (или психиатром) и детским патопсихологом.

2. Что в поведении младенца должно насторожить родителей?
В первую очередь, показательны реакции малыша на стимулы окружающей среды. В младенчестве их немного, важны основные: еда, свет, звук, температура и влажность пеленок, одежда. Особенно важна реакция на близких людей, окружающих ребенка.
Еда. Стоит обратить внимание на то, как ребенок ест, на его поведение во время кормления, на то, насколько гармонично происходит процесс пищеварения. Получается ли у ребенка сосать, наедается ли он, усваивает ли его организм грудное молоко, смесь (а впоследствии прикорм)? Чаще мы встречаемся с тем, что грудное вскармливание у таких детей нарушено или отсутствует по разным причинам. У аутистов к еде вообще особенное, избирательное отношение, и первые проявления этой избирательности могут возникнуть еще в младенчестве.
Реакция на свет, звук, мокрые пеленки. В норме малыш реагирует на мокрые пеленки, резкие изменения света и звука: плачет, кряхтит, ворочается. Отсутствие какой бы то ни было реакции или ее крайняя выраженность должны насторожить. Обычно у детей, которым впоследствии был поставлен диагноз «аутизм», в младенчестве наблюдалась недостаточная реакция на внешние раздражители или даже полное ее отсутствие. У ребенка могут возникать короткие периоды резко обостренных реакций, но они, как правило, быстро сменяются торможением.
Близкие люди. У детей, которые развиваются нормально, в определенном возрасте появляется нормативная психическая реакция, называемая комплексом оживления*. Младенец при появлении матери или любого близкого человека, которого допускают к уходу за ним, демонстрирует радость и пытается посвоему вступить «в диалог» с взрослым: фиксирует взгляд, «жестикулирует», машет ручками и ножками, будто стараясь подпрыгнуть, улыбается. Это и есть первое проявление психического контакта в социальной форме. Возраст, в котором появляется комплекс оживления, а также способы его выражения может разниться (это зависит от темперамента ребенка), но если реакции нет вообще, то стоит насторожиться — это говорит о наличии проблем.

*Комплекс оживления — понятие, введенное в 20-х гг. прошлого века Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Формирование комплекса оживления происходит начиная с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения. Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту. Благодаря ему устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве — диагностический признак задержки психического развития ребенка. Психология развития. Словарь

3. Каковы основные признаки аутизма?
Ограниченность как в возможности, так в и в потребности общения разной степени выраженности, своеобразие игр и интересов, странные с точки зрения привычного восприятия действия и поступки, страхи, неравномерность интеллектуального развития: опережение в развитии сложных навыков и отставание в простых (например, ребенок читает, а рисовать не может).

4. Как строить день ребенка с РДА?
Расписание дня ребенка с РДА может практически ничем не отличаться от расписания его сверстников. Однако, консультируя родителей, я обычно подчеркиваю, что дети-аутисты имеют большую, чем другие ребята, потребность в дисциплине и четком режиме дня, включающем помимо прогулок, еды, сна и развивающие занятия. Доказано, что режим, его оптимальный для данного ребенка (т.е.приспособленный к нему) гармоничный ритм успокаивает, дает ощущение стабильности и лечит страх.

5. Каким образом ребенок-аутист воспринимает окружающую действительность?
Дело в том, что значительную часть впечатлений и ощущений, которые несет окружающий мир, ребенок-аутист переживает как болезненные. Те внешние раздражители и стимулы, которые воспринимает малыш, не успевают передать свою специфическую информацию, а приносят только неспецифическую болевую стимуляцию. Именно этим обусловлена реакция ребенка — страх, уход в себя. Позже аутист начинает приспосабливаться к миру — медленно, по частям, воспринимая лишь отдельные свойства и качества объектов. Именно поэтому аутисты видят искаженную картину мира.
Несмотря на то что органы чувств чаще всего не нарушены и сигналы воспринимаются адекватно, на этапах переработки им не удается интегрироваться в целостные образы. Поэтому стандартное, привычное нам восприятие у аутистов не формируется (из-за чего у них даже нередко подозревают глухоту или слепоту). Этим обусловлен один из подходов в коррекционно-педагогической работе — ориентация нацелостное образное восприятие.

6. Нужно ли придерживаться особой диеты для ребенка с РДА? Если да, то какой должна быть диета и в каких случаях она нужна?
Этой «диеты» они придерживаются сами. В традиционном смысле слова это не диета, а привычный набор вкусов и ощущений. Ребенок-аутист ограждает себя от новых «пищевых переживаний», становясь избирательным в еде, и это также является одним из симптомов РДА. Преодоление пищевой избирательности — дело трудное и нескорое. Главное — понять, что с течением времени пищевой репертуар малыша все равно будет расширяться. Это значит, что время от времени надо предлагать продукты (блюда), которые для ребенка пока «исключены», есть рядом с ним разнообразную еду, чтобы он мог ее видеть, ощущать ее запах.
Отдельного рассмотрения заслуживает развитие синдрома РДА в связи с генетическим синдромом Мартина-Белла, когда нарушено усвоение витаминов группы В. В данном случае именно диета окажет лечебное воздействие. Врач-психиатр, к которому вы обратитесь за первичной консультацией, решит, нужна ли вам дополнительная консультация генетика. Впрочем, родители могут обратиться к генетику самостоятельно, не дожидаясь направления специалиста.

7. Может ли вакцинация спровоцировать появление РДА? Стоит ли вакцинировать ребенка, у которого диагноз «ранний детский аутизм» уже имеется?
Есть данные, что в некоторых случаях РДА может развиться именно после вакцинации. Ребенка, уже имеющего этот диагноз, вакцинировать не рекомендуют, хотя в каждом конкретном случае требуется индивидуальная консультация невропатолога.

8. Каким образом проводить социализацию таких детей?
Социализацию ребенка с РДА стоит начать с детских дошкольных учреждений, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума. Именно с детского сада и начинается социализация маленького аутиста, его вхождение «в большой мир». Для того чтобы ребенку было легче адаптироваться к окружающей действительности впоследствии, ему уже в дошкольном возрасте необходимо общество ровесников.
Если говорить о нашем городе, то рекомендуется выбрать логопедический детский сад или тот сад, в котором имеется логопедическая группа (такие есть в каждом районе). С другой стороны, родители могут устроить малыша в любое ДДУ (детское дошкольное учреждение), в котором педагоги и специалисты будут осведомлены о проблеме ребенка и готовы идти на соответствующие компромиссы воспитаннику с РДА. В медицинской карте в детском саду вашему малышу напишут: «Задержка психического развития в эмоционально-волевой сфере».
Однако самое важное начинается уже после того, как вы выбрали детский сад, оговорили с заведующим и педагогами предпочтения, привычки, режим ребенка и заручились их поддержкой и содействием. Для вашего малыша начинается очень важный и непростой период — адаптация к детскому саду. Постарайтесь сделать все, чтобы она прошла гладко.
Начните приводить ребенка на время прогулки в детском саду (один или два раза в день): ваш малыш будет привыкать к другим детям, узнает их имена. В этот же период ребенка нужно познакомить с групповым помещением (в то время, когда там никого нет). Это тоже можно сделать в тот момент, когда все остальные дети на прогулке. Таким образом мы предоставляем малышу возможность освоиться с предметами обстановки в группе, а воспитателям — установить с ним контакт индивидуально. На этом этапе рекомендуется сделать фото детей, взрослых — всего того, что связано с детским садом. Ребенок, рассматривая фото в домашней обстановке, постепенно будет привыкать к своей новой среде.

Следующий шаг — посещение утренних групповых занятий. Воспитатели должны быть предупреждены заранее, что вашего ребенка не надо настойчиво усаживать в общий круг: ему должна быть предоставлена возможность находиться в любом месте группы при условии, что он ведет себя тихо. И только после того, как малыш достаточно освоится в новой обстановке, будет чувствовать себя комфортно, попробуйте оставить его на дневной сон. Если адаптация проходит благополучно, можно будет в конце концов оставлять ребенка в детском саду и во второй половине дня. Главное не торопиться. Здесь важна не скорость, с которой малыш адаптируется, а успешность этой адаптации. После того как ребенок привык к детскому саду, освоился в новых для него условиях, педагоги будут стремиться наладить взаимодействие в малой группе (то есть организовывать совместную деятельность маленького аутиста и другого ребенка).
Естественно, чтобы адаптация в детском саду прошла успешно и ребенок с РДА смог почувствовать себя комфортно, необходимо участие и активная работа всех сотрудников ДДУ: воспитателей, психологов, логопедов, даже нянь. Но не менее (а может, и более) важна помощь родителей, дети которых ходят в ту же группу.
Отлично, если мамы и папы других малышей понимают, что для их собственных детей взаимодействие с особым ребенком не менее важно, чем для маленького аутиста — это не просто проявление терпимости и сочувствия, а важный аспект, формирующий ценные черты характера и коммуникативные способности их ребят.

9. Как такие дети должны воспитываться и обучаться?
Вместе со всеми, но с учетом их особенностей. Как адаптировать ребенка к детскому коллективу, я разъясняла выше (на примере адаптации к детскому саду). Подчеркну еще раз, что ни в коем случае не надо спешить. Даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе (в детском саду, школе, в группе развития), ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию (например, не сидеть вместе со всеми за столиками, а находиться в удалении, но слышать и видеть все происходящее — детки-аутисты это могут отлично). При этом малыша нужно постепенно приучить к соблюдению дисциплинарных требований (не кричать, не мешать другим). Не надо давить на ребенка, но стоит мягко добиваться того, чтобы он смог выполнять основные правила ДОУ. В противном случае вас, к сожалению, могут попросить покинуть группу.

10. Могут ли такие дети посещать обычные массовые ДОУ (детские сады и школы)?
Да, как уже описывалось выше

11. Как повлияет появление такого ребенка на других детей, каково будет их отношение к нему? Не будет ли для малыша с РДА поведение сверстников дополнительным стрессообразующим фактором?
Все зависит от того, что расскажут взрослые. Если никак не комментировать поведение ребенка с РДА, то другие дети воспринимают своего одногруппника как невоспитанного, непослушного и жалуются, что «ему можно, а им нельзя». Но если рассказать детям, что он такой из-за страха, объяснить, как нужно с ним общаться, то ребята с удовольствием оказывают помощь, радуются общим достижениям. Как подчеркивалось выше, в данном случае важна и просто необходима совместная работа взрослых (работников ДОУ, родителей). То, что правильная адаптация таких детей в обычные коллективы благотворна для всех, доказано мировой практикой.

12.Стоит ли посещать развивающие и коррекционные занятия? Если да, то чему отдать предпочтение — групповой работе или индивидуальной?
Конечно, стоит. Начинать рекомендуется с индивидуальной работы с педагогом, затем перейти к занятиям в микрогруппе (2-3 человека) и в конце концов — в обычной группе.

13. Обязательно ли при аутизме наблюдается снижение интеллекта?
Нет, не обязательно. Но все равно мышление формируется нестандартно. Для дошкольников с диагнозом РДА характерно неравномерное, искаженное развитие. Вопрос об интеллектуальной состоятельности стоит на протяжении всего периода роста ребенка. Несмотря на то что интеллектуальное развитие у аутистов может запаздывать и интеллект такого ребенка может снизиться в любой момент, бояться этого не стоит. Это поправимо.

14. Можно ли вылечить аутизм?
Я уверена, что аутизм можно преодолеть. Ведь, как уже говорилось выше, это не болезнь как таковая, а форма патологической психической защиты. Если человеку удалось адаптироваться, приспособиться к миру, то он «вылечился». Даже врачи-психиатры считают, что именно психолого-педагогическая коррекция играет наиважнейшую роль в компенсации этого состояния. Медикаментозное лечение оправдано лишь на начальных этапах терапии (и то не в каждом случае), играя роль своеобразных «костылей».

15. Какие формы аутизма существуют?
В психиатрии принято различать аутизм процессуального происхождения и непроцессуального. Первый сопровождает шизофрению, второй — все остальные виды нарушений (чаще всего органическую недостаточность ЦНС). В отечественной дефектологии классификация касается степени выраженности синдрома и указывает на четыре уровня (самый тяжелый — первый).

16. Аутизм — генетическое заболевание?
Я не разделяю эту точку зрения. О генетической природе можно говорить только в случаях аутистических симптомов в некоторых синдромах, в частности синдрома Мартина-Белла.

17. Могут ли токсины в окружающем пространстве или химикаты типа ртути быть причиной аутизма?
Могут — как неспецифические агенты, поражающие ЦНС.

18. Каков прогноз для людей с аутизмом? Сможет ли ребенок, страдающий аутизмом, впоследствии жениться и жить самостоятельно?
Преодолеть этот синдром можно полностью. Все зависит от целостности подхода к реабилитации, причин, вызвавших аутизм, а также степени выраженности синдрома. В любом случае родителям следует знать, что если их ребенку поставили диагноз РДА, то это не повод отчаиваться и опускать руки. В настоящее время диагноз «аутизм» — это не приговор, а лишь повод вовремя начать специальную работу с ребенком.

Ирина Баранова, детский патопсихолог-диагност

Подготовила Оксана Берковская

«Седьмой лепесток»№2, октябрь, 2009 г.

lib.komarovskiy.net