Аутизм эйнштейн

Аутизм эйнштейн

В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив грань патологии, — Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн и Ньютон — ярчайшие примеры. Эйнштейн в детском возрасте держался вне сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем — от геометрии. Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы. Политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через 2 года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела — патентное бюро в Берне. Именно там чиновник выполнил работы по специальной теории относительности.

На протяжении всей жизни Эйнштейн не умел обеспечивать себе средства к существованию общепринятым путем. Для аутичных личностей это не редкость. Научные результаты смогли закрепить только те из них, кому повезло в материальном плане. Питер Митчелл, автор одного из самых значимых открытий ХХ века — электрического объяснения энергетики жизни, что привело к Нобелевской премии, сумел закончить работу и опубликовать ее на свои средства только потому, что неожиданно получил наследство.

Такие характерные для аутичных личностей признаки, как увлеченность работой вплоть до забывчивости о еде, затруднение в бытовом общении, чтение лекций перед пустой аудиторией, проявлялись у Ньютона. Он вообще с трудом говорил, в 50 лет у него случился нервный срыв. Подобные черты стали штампом при характеристике в художественной литературе персонажей-ученых. Вспомните страну лапутян у Свифта или Паганеля у Жюля Верна.

Совершенно не обязательно, чтобы талантливый ученый имел до старости вид вундеркинда-шизофреника в коротких штанишках. Он может быть душой общества, активным организатором — его аутизм реализуется только в части объема и глубины как логических, так и иррациональных взаимосвязей в работе мозга. Кстати, в зрелом возрасте у Эйнштейна признаки аутизма ослабли. У него появились близкие друзья. Он выступал перед разными аудиториями, в том числе и на политические темы. Однако большинство его работ сделаны без соавторов, у него не было прямых учеников. Не сложилась его жизнь с первой женой Милевой Марич.

Примеров разного сочетания признаков аутизма и научных талантов в истории немало. Выраженный аутизм — болезнь, которая называется «синдром Аспергера». При упоминаниях об аутизме ученых, имена которых составляют гордость науки, имеют в виду увеличение способностей мозга к обработке информации. Профессор Д. Поспелов подчеркивает, что логика для мозга человека в онтогенезе (развитии особи) и в филогенезе (эволюции вида) появляется поздно. Казалось, гениальность — это способность к более глубокой и полной логической обработке информации. Но потомки ценят Ньютона и Эйнштейна за другое. Их результаты невозможно получить логическим развитием прежних теорий. Они создали новые аксиомы, главная особенность которых — в невозможности их логического доказательства. Аутизм, увеличивающий способности к логической обработке информации, становится источником гениальности, которая разрывает бесконечное логическое пережевывание известного. Гениальность ассоциируется с созданием такого нового, которое недоказуемо логически.

Компьютеры при логической обработке информации в миллиарды раз эффективнее мозга человека. Но логика принципиально ограничена в возможностях создавать новое. Неизбежно компьютерные системы замыкаются на себя — «заболевают аутизмом». Физиологические особенности аутизма (и результаты «аутизма компьютеров») отражают принципы логики. Математик Гёдель доказал: существуют истинные утверждения, недоказуемые логически. Одна из формулировок теоремы Гёделя говорит о возможности бесконечно длинных логических доказательств. Это и есть аутизм в тех случаях, когда он не связан с патологией. Рост быстродействия компьютеров увеличивает возможности логической обработки информации. Для них возникает аналогичное замыкание логики на саму себя. В результате при любой скорости и мощности компьютеров лимитирующим звеном познания природы все равно остается человек и его мозг.

Приходится слышать, что были другие ученые, кто написал уравнения теории относительности одновременно с Эйнштейном. Однако никто не спорил о приоритете. Дело в том, что они не хотели и боялись взять на себя ответственность за изменение аксиоматики (что сделал Эйнштейн). Подобная история была с Альфредом Уоллесом, который написал работу, очень близкую к знаменитой книге Дарвина о происхождении видов. Кстати, Уоллес признавал приоритет Дарвина.

Теорему Гёделя часто трактуют как доказательство невозможности познания природы человеком. Это ошибка. Наоборот, существование логически недоказуемых утверждений означает, что мозг человека всегда способен найти принципиально новые решения. Какие бы трудности ни накапливались в науке, всегда согласно теореме Гёделя существует принципиально новое решение проблем. Это гарантирует отсутствие тупикового предела в познании природы мозгом человека.

Нобелевский лауреат Д. Эдельман 15 лет назад создал вычислительные машины, работающие по принципам дарвиновского естественного отбора. Сегодня выпускают даже «дарвиновские чипы». Принцип машины — воспроизведение интуиции человека. Однако, как и при отборе в эволюции видов Дарвина, в машине обязательна заданная извне цель обработки информации. Поэтому в создании новых аксиом машина Эдельмана не может заменить интуицию человека.

Известный российский генетик Владимир Эфроимсон писал о том, что в истории от первобытных племен всегда существовал культ нестандартных людей. Диапазон: от альтруистов до крайних форм — юродивых и дурачков. Аутичные личности, не переходящие пределов патологии, обладают большими возможностями к интуитивным находкам в познании природы. Кстати, персонаж Дастина Хоффмана в «Человеке дождя» в итоге нашел себя за карточным столом, где проявил недюжинные математические способности.

autist-ru.narod.ru

Аутизм восполняется сверхспособностями

Из книги Евгения Гольцмана «Странные знаменитости» следует, что почти все известные ученые и деятели искусства страдали той или иной формой душевного расстройства. Среди них – Чарльз Дарвин, Блез Паскаль, Альберт Эйнштейн, Николай Гоголь, Ганс Христиан Андерсен, Александр Блок. Специалисты считают, что в их поведении просматривались явные признаки аутизма. Но как это связано с их способностями?

Аутизм – это вовсе не форма умственной неполноценности, интеллект аутиста может быть на несколько порядков выше, чем у среднестатистического индивида, — считают психологи. Люди, страдающие аутизмом, нередко проявляют выдающиеся способности в одной или нескольких сферах. Чаще всего это связано с их феноменальной памятью. Кроме того, американский психолог Майкл Кисин утверждает, что аутисты с детства отличаются повышенной чувствительностью. Это порой доставляет им дискомфортные ощущения.

Поэтому аутисты обычно избегают общества – для них общение с другими людьми может оказаться просто невыносимым из-за обилия внешних раздражителей, таких, как звуки и запахи. Изоляция от внешнего мира не позволяет им получить опыт, необходимый для выживания, и поэтому, несмотря на обширные интеллектуальные знания, в практическом смысле такой человек зачастую совсем беспомощен или ведет себя неадекватно. Так, один человек, добившийся больших научных и профессиональных успехов, знал девять иностранных языков, но при этом не мог без посторонней помощи овладеть компьютером и мобильным телефоном и к тому же постоянно страдал от неприятных запахов, которые никто, кроме него, не ощущал.

Типичный пример гения-аутиста — 57-летний житель Солт-Лейк-Сити Ким Пик, ставший прототипом главного героя в знаменитом фильме Барри Левинсона «Человек дождя».

Ким Пик страдает так называемым синдромом саванта. Он обладает выдающимися познаниями в 15 различных областях жизнедеятельности – истории, географии, литературе, музыке, математике, спорте и др. Но при этом абсолютно не способен к самостоятельной жизни: не умеет делать элементарные бытовые вещи — одеваться, включать и выключать свет.

Ким родился с непропорционально большой головой. Врачи обнаружили у мальчика гидроцефалию — водянку головного мозга. Обычно такие дети страдают слабоумием. Но случай Пика был несколько иным. Его правое и левое мозговые полушария оказались не разъединенными между собой, как у большинства людей, а составляли одно целое. Возможно, это и стало причиной его необычайных талантов.

В возрасте полутора лет ребенок без труда запоминал дословно текст любой прочитанной ему вслух книги. Он рано начал говорить, но вот ходить научился лишь в четыре года. К тому же возрасту мальчик уже умел обращаться с цифрами – складывать и вычитать.

Научившись читать, Ким прочел и запомнил наизусть более 9 тысяч книжных томов. Любимым же его занятием стало чтение телефонных и адресных справочников, содержание которых ему также легко удается запомнить.

В последние 20 лет Ким Пик зарабатывает на жизнь тем, что выступает с лекциями по всей Америке. Люди поражаются его удивительным способностям. В 1996 году его отец выпустил книгу о сыне под названием «Настоящий Человек дождя».

Исследователи обратили внимание на то, что с годами таланты Пика проявляются все ярче. Да и поведение его несколько изменилось. Отец Кима говорит, что сын перестал избегать больших скоплений людей, у него появилось некое подобие чувства юмора, он начал читать художественную литературу, причем оказался в состоянии отличать литературный вымысел от реальности.

В Научном центре биоинформатических исследований жизни в космическом пространстве НАСА в Калифорнии было проведено трехмерное сканирование мозга Кима Пика методами компьютеризованной томографии и магнитно-резонансного изображения. Полученные снимки сравнили с теми, которые сделал в 1988 году нейропсихиатр из Университета штата Юты. Выяснилось, что за последние годы мозговая деятельность Пика значительно активизировалась. Можно предполагать, что это – результат увеличения количества контактов с окружающим миром.

Разумеется, не все гении – аутисты, так же, как и не все аутисты – гении. Но исследователям в любом случае есть над чем задуматься.

www.pravda.ru

Д ва крупнейших математических гения своего времени – сэр Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн – вероятно, страдали определенной формой аутизма. К такому выводу пришли специалисты, занимающиеся изучением этого заболевания.

Профессор Саймон Барон-Коэн из Центра исследования аутизма при Кембриджском университете заявил, что у двух великих математиков был синдром Аспергера (СА). При этом типе аутизма учеба не вызывает у больных никаких трудностей.

Профессор вместе со своей коллегой из Оксфорда Джанной Джеймс диагностировали признаки этой болезни у Эйнштейна и Ньютона по трем ключевым симптомам – крайняя одержимость идеей, трудности, которые они испытывали при социальных контактах и коммуникативные проблем.

На основании этого, ученые заключили, что поведение Ньютона, например, подходит на классический случай развития аутизма, поскольку он с трудом говорил, был настолько поглощен своей работой, что забывал о еде, он был практически равнодушен, а зачастую совершенно нетерпим по отношению к и без того немногочисленным друзьям. Если никто из студентов не являлся на его лекциях, Ньютон читал их перед пустой аудиторией. В 50 лет у него приключился нервный срыв, связанный с длительной депрессией и паранойей.

Эйнштейн ребенком также был одинок и замкнут. До семи лет он имел обыкновение одержимо повторят целые предложения за говорящим. Позже его лекции трудно было слушать, потому что он скорее запутывал студентов, чем что-то им разъяснял. Несмотря на тот факт, что у Эйнштейна были по-настоящему близкие друзья, он имел не мало любовных связей и живо обсуждал политические проблемы, профессор Барон-Кохен подозревает, что он также страдал от синдрома Аспергера.

В интервью журналу New Scientist он, в частности, сказал: «Страстность, влюбчивость, и склонность к борьбе за справедливость — все это вполне совместимо с синдромом Аспергера. Что для большинства людей с СА невероятно трудно, так это – случайная, светская беседа или обычная болтовня».

www.inter-pedagogika.ru

Загадочный аутизм

Аутисты странные люди, их нередко принимают за дебилов и даже определяют в специальные школы для умственно отсталых детей. Но там выясняется: ребенок обладает рядом интеллектуальных возможностей, не свойственных «обычным» людям.

Медики во всем мире бьют тревогу: в последнее время все чаще детям ставят диагноз «аутизм». В чем причина? Чтобы в ней разобраться, надо понять, что скрывается в физиологии человека за интуитивными представлениями о гениальности.
Существуют ли ограничения для роста мозга как основы разума человека?

В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив грань патологии, — Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн и Ньютон — ярчайшие примеры.

Эйнштейн в детском возрасте держался вне круга своих сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем — от геометрии. Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы.

Политехнический институт закончил, но вызвал такую неприязнь профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через 2 года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела — патентное бюро в Берне. Именно там чиновник выполнил работы по специальной теории относительности. На протяжении всей жизни Эйнштейн не умел обеспечивать себе средства к существованию общепринятым путем.

Для аутичных личностей такое не редкость. Питер Митчелл, автор одного из самых значимых открытий XX века — электрического объяснения энергетики жизни, что привело к Нобелевской премии, сумел закончить работу и опубликовать ее на свои средства только потому, что неожиданно получил наследство.

Понятие «аутизм» было впервые введено 3. Блейером в 1920 г. как симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых, больных шизофренией. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером (1943 г., синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.). Тогда одно из определений аутизма звучало как «разобщенность человека с внешним миром». Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира.

Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг. Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать, скорее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет, во многом зависит от внешних обстоятельств.

Именно потому нередко причиной появления признаков аутизма в возрасте до 2—2,5 лет служат самые различные предшествующие события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения беременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.

По имеющимся данным, количество людей, больных аутизмом, с каждым годом растет. Однако неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Такой ребенок избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегает прямого взгляда.

У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза), он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушение слуха, которого в действительности нет.

При аутизме характерной чертой психического развития является противоречивость, неоднозначное проявление его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. В разных ситуациях ребенок может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности, иногда просто гениальные, к рисованию, музыке, конструированию.

Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка. Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией например, могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т. д.

Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекают из целой системы страхов, а вследствие этого — самозапретов и самоограничений.

Речь отличается негибкостью, «сделанностью», «механистичностью», «попугайностью». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

При диагностике аутизма основным критерием является то, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребенка после 5 лет. Таким образом, если перечисленные отклонения обнаруживаются в более зрелом возрасте, следует в первую очередь подумать о шизофрении, а не об аутизме.

Сейчас существует масса методик и наработок, направленных на лечение или коррекцию аутизма. Например, терапия общения помогает выработать у ребенка независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Здесь важно также способствовать выработке навыков общения посредством языка жестов и других различных методов невербального общения.

Аудиовокальная тренировка и аудиообучение направлены на последующую адаптацию ребенка-аутиста так же, как и терапия конфликта, основным методом которой служит насильственное объятие, «forceal holding», или холдинг-терапия.

Этот метод также носит название «форсированной поддержки» и был впервые предложен М. Weich. Он состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, так как именно отсутствие этой связи нередко считается основным нарушением при аутизме.

Аутизм нельзя называть ни болезнью, ни даже неполноценностью в обычном смысле этих слов. Аутичные дети часто обладают незаурядным умом и талантом. Как сказал один из врачей отчаявшемуся родителю: «Вы должны достучаться до его внутреннего мира, поверьте, он стоит того». Жизненные примеры убеждают, что так оно и есть.

paranormal-news.ru

Вопрос-ответ. Почему так трудно жить с «высокофункциональным» аутизмом?

Эксперт в области РАС о мифах про высокофункциональный аутизм и основных сложностях, связанных с ним

Спектр аутизма очень широк. Если представить его в виде радуги (или кривой нормального распределения), то вы заметите, что значительная часть людей в спектре не относятся к тому или иному краю — они где-то посередине. Конечно, в данный исторический момент у нас нет доказательств, что БОЛЬШИНСТВО людей в спектре аутизма «где-то посередине», но очевидно, что СМИ, как правило, уделяют внимание только двум крайностям аутизма — случаям самой тяжелой инвалидности и самым высокофункциональным людям.

Если посмотреть на аутизм глазами журналистов, то высокофункциональный аутизм — это толпа эксцентричных гениев. Часто упомниются Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн, а также актеры Дэн Акройд и Дэрил Ханна. Другими словами, речь идет о людях, которые просто сильно выделяются на фоне окружающих. Однако в реальной жизни понятие «высокофункциональный аутист» редко соседствует с такими эпитетами как «гений», «бизнес-магнат» и «звезда Голливуда».

На самом деле, интеллект людей с высокофункциональным аутизмом может быть ничуть не выше, чем у их типичных сверстников. И у них может полностью отсутствовать мотивация добиваться общественного признания, которая в свое время заставила Билла Гейтса искать инвесторов, а Эйнштейна — опубликовать статью.

Они также могут испытывать значительные трудности в повседневных делах, трудоустройстве или личной жизни, и это часто приводит к заниженной самооценке. Эти проблемы во многом усугубляются тем, что окружающие постоянно реагируют на них с недоумением или возмущением. Причина в том, что во многих ситуациях люди с высокофункциональным аутизмом «сходят за нормальных», и от них не ожидают нестандартного поведения или реакций.

Кроме того, от людей с более тяжелым аутизмом обычно никто не требует «просто взять себя в руки и вести себя нормально» в сложных для них ситуациях, но от людей из более высокой области спектра часто ждут ровно этого.

Наконец, люди с высокофункциональным аутизмом, как правило, прекрасно осознают собственные трудности и могут очень переживать из-за негативной реакции других людей.

Вот лишь несколько типичных проблем людей с высокофункциональным аутизмом (включая тех, у кого диагностирован синдром Аспергера), которые часто встают на их пути к успеху и счастью:

Сильно выраженные сенсорные нарушения. Люди с высокофункциональным аутизмом, так же как и все люди в этом спектре, подвержены нарушениям обработки сенсорной информации. Это может включать как небольшую, так и сильно выраженную гиперчувствительность к шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям. На практике это означает, что даже очень одаренный и красноречивый человек может быть полностью неспособен зайти в переполненный ресторан, сходить в кино или выдержать поход в супермаркет, на стадион или в другие общественные места.

«Социальная слепота». В чем разница между вежливым приветствием и легким флиртом? Как понять, что ты говоришь слишком громко? Когда можно говорить о личных проблемах или интересах, а когда от этого лучше воздержаться? Когда важно прекратить делать то, что тебе нравится, и сосредоточиться на потребностях другого человека? У большинства людей возникали проблемы с ответами на эти вопросы, но если у вас высокофункциональный аутизм, то они могут превратиться в непреодолимые преграды на пути к общению, трудоустройству и романтическим отношениям.

Тревожные расстройства и депрессия. Тревожные расстройства, депрессия и другие эмоциональные нарушения гораздо чаще встречаются у людей с высокофункциональным аутизмом, чем среди населения в целом. Мы не знаем, приводит ли аутизм к этим расстройствам, или это просто естественные последствия частых неудач и социального отвержения. Но в чем бы ни была причина, эмоциональные расстройства могут инвалидизировать сами по себе.

Нехватка навыков планирования своих действий. Навыки, которые мы используем для самоорганизации и планирования своей жизни называются исполнительными функциями. Они позволяют нейротипичным взрослым планировать наперед свой распорядок дня, заметить, что шампунь скоро кончится, и купить еще по пути домой, или спланировать работу над сложным долгосрочным проектом. У большинства людей с высокофункциональным аутизмом есть очень сильные нарушения исполнительных функций. В результате, им крайне сложно справляться с бытовыми делами, малейшие изменения в привычном распорядке могут стать для них катастрофой и так далее.

Проблемы эмоциональной регуляции. Вопреки распространенному мнению люди с аутизмом не страдают от нехватки эмоций. Более того, люди с аутизмом могут стать слишком эмоциональными в неподходящей ситуации. Представьте подростка, рыдающего из-за изменений в планах, или взрослую женщину, у которой началась истерика, потому что машина не завелась. Это примеры типичных проблем людей с высокофункциональным аутизмом, которые могут быть очень успешны, но ТОЛЬКО в предсказуемых ситуациях без неожиданных препятствий.

Проблемы с изменениями и переходами. Многим нейротипикам бывает сложно адаптироваться к переменам, но для людей с высокофункциональным аутизмом это проблемы на совершенно ином уровне. Как только установилась привычная и комфортная рутина, люди с аутизмом по большей части хотят сохранить эту рутину навсегда. Аутичный взрослый может ходить с друзьями каждую среду есть начо без каких-либо проблем, но идея сходить вместо этого в четверг за куриными крылышками может вызвать приступ паники и даже злости.

Трудности с восприятием устной речи. Человек с высокофункциональным аутизмом может быть готов справиться с данным ему заданием просто блестяще, но если инструкции были даны ему устно, то есть риск, что он просто не сможет им следовать. Например, если полицейский скажет «оставайтесь в машине и передайте мне ваши документы», человек с аутизмом может разобрать только «оставайтесь в машине» или только «передайте документы». То же может относиться к инструциям в классе, в кабинете врача или на рабочем месте. Как вы можете догадаться, это часто приводит к самым разнообразным трудностям, начиная от проблем с полицией до непредумышленных ошибок на работе.

Как вы могли убедиться, термин «высокофункциональный» значит именно это. Однако это не значит, что высокофункциональный аутизм — это «легкий» диагноз. Близким, работодателям, учителям или другим людям, которые взаимодействуют с людьми в высокой части спектра аутизма, важно помнить, что аутизм — это аутизм.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru