Аутизм как распознать

Аутизм: как распознать и что с этим делать

Апрель – месяц информирования об аутизме. Мы разбираемся, что делать семьям, столкнувшимся с этим диагнозом.

Фото: Влад Кобец / Фонд «Выход»

Что такое аутизм?

Начнем с начала: что такое расстройство аутистического спектра (сокращенно РАС), какие для него характерны маркеры и в каком возрасте их можно разглядеть.

РАС – это нарушение развития, при котором ключевые сложности проявляются в социальном взаимодействии. «Мы видим у ребенка трудности в умении поддерживать диалоги, устанавливать уместный и устойчивый зрительный контакт, менять свое поведение в различных ситуациях и прочее. Особенно это становится заметно, когда ребенок попадает в группу детей и перед ним встают сложные социальные задачи, с которыми ему трудно справиться: умение играть, дружить, следовать правилам, делиться игрушками», – рассказывает один из ведущих специалистов в этой области в Москве, детский психиатр Елисей Осин.

Как правило, первые симптомы РАС можно увидеть в 10–11 месяцев: дети не так оживленно реагируют на родителей, могут не отзываться на свое имя, не различать жесты. Они однотипно взаимодействуют с игрушкой, залипают на движущиеся предметы (например, на лопасти вентилятора). Чуть позже еще ярче проявляются сложности в коммуникативной сфере: скудные жесты, отсутствие речи или ее своеобразное использование, непонимание инструкций или просьб. Елисей Осин подчеркивает: «Некоторые симптомы РАС напоминают проявления других нарушений и заболеваний, которые уже не относятся к нарушениям развития, а являются психическими заболеваниями или расстройствами поведения. Например, при РАС могут быть нарушения внимания, напоминающие симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также повторяющиеся движения, характерные для обсессивно-компульсивного расстройства».

Когда и к какому специалисту обратиться за консультацией?

Чаще всего родители начинают сильно беспокоиться, когда их дети попадают в группу сверстников. Становятся очевидны трудности коммуникации, сложности с освоением правил, может появиться проблемное поведение в виде криков, плача, агрессии, направленной вовне или на себя.

Если вы оказались в такой ситуации и заподозрили, что у вашего ребенка аутизм, пройдите тест на сайте аутизм-тест.рф, который покажет, находится ли ребенок в группе риска. Если да, то стоит обратиться к психологу. Вполне возможно, что он сможет развеять тревоги после первой встречи. Но если специалист их подтвердит, то нужно посетить психиатра, невролога и специальную городскую комиссию. Она выдаст заключение для сада или школы, в котором будут прописаны все специалисты и условия, необходимые для пребывания ребенка в образовательном учреждении. Бесплатные консультации, которые помогут во всем этом разобраться, проводит региональная общественная организация «Контакт».

Диагноз подтвержден, как помочь ребенку?

Прикладной анализ поведения (ПАП, или в англоязычном варианте – АВА) – подход, чья эффективность подкреплена наибольшим количеством научных доказательств. Она подходит всем детям с РАС и позволяет работать с детьми с любой степенью тяжести нарушения. Специалисты, придерживающиеся этого подхода, активно вовлекают родителей в работу с ребенком и в первую очередь обращают внимание на работу с проблемным поведением ребенка – так как именно оно мешает ему встроиться в общество.

«Часто проблемное поведение носит коммуникативную функцию и возникает, когда ребенок пытается сообщить нам, что ему что-то нужно, что ему что-то не нравится, что у него что-то болит и так далее. Например, он не может сменить привычный ему маршрут, пойти на другую детскую площадку или войти в новый магазин. Наша задача – заменить проблемное поведение на социально приемлемое», – говорит Лилия Колпакова, специалист по прикладному анализу поведения. Однако неправильно будет утверждать, что это работа только с поведением. Совсем нет: с помощью этого подхода детей с РАС учат читать, рисовать, работать в группе, готовят к школе. Важно сформировать у ребенка так называемые функциональные навыки, то есть те, которые ему необходимы в быту. В начале реабилитации это может быть что угодно: походы в туалет, самостоятельная еда приборами, чистка зубов и прочее.

whealth.ru

Как определить аутизм у ребенка

Одни называют аутизм состоянием. Другие уверены, что это тяжелейший недуг. Первые считают, что ребёнка, больного аутизмом, нужно просто понять и принять. Другие настаивают: лечить и оградить от общества. Истина находится где-то посредине. Ведь первые, возможно, столкнулись лишь с лёгкой формой болезни, а вторые судят по тяжелейшим проявлениям, что тоже неправильно.

Как определить аутизм в раннем возрасте

Болезнь проявляется у детей до трёхлетнего возраста. Чтобы оценить само наличие заболевания, а также его форму, необходимо подвергнуть анализу коммуникативные навыки маленького человека. Если вы не знаете, как определить аутизм у ребёнка, просто понаблюдайте за ним, за его отношением к близким и окружающему миру. Хочется ли ему общаться? Насколько охотно он это делает? Как играет? Радуется ли приходу близких? Дальше мы поговорим об этом подробнее.

Одним из признаков для диагностики аутизма у детей является социальное взаимодействие маленького пациента. Что должно насторожить?

  • отсутствие жестов и мимики,
  • нежелание в процессе разговора смотреть в глаза собеседнику,
  • нежелание играть с детками своего возраста.
  • Как и по каким критериям распознать аутизм в раннем возрасте? Безусловно, по трудностям в общении. Они могут быть следующими:

  • малыш не хочет ничего объяснять, не предпринимает попыток это сделать;
  • кроха никогда не начинает разговор первым, как, впрочем, и не желает продолжать диалог, если его начнёт кто-то другой;
  • ребёнок не желает играть в совместные игры, предпочитает одиночество.
  • О том, как определить аутизм у младенца, мы поговорим дальше.

    Признаки аутизма у новорожденных

    Признаки аутизма можно обнаружить не только тогда, когда малыш начинает активно общаться с внешним миром, но и в младенчестве. Это доказали американцы, которые долгое время исследовали данный вопрос. Попытки разработать ранние методы диагностики заболевания привели учёных к такому выводу: у грудных детей аутизм проявляется как отличающееся движение глаз.

    Так, среди признаков аутизма первым и основным у новорожденных является движение глазных яблок.

    Оно является ключевым в процессе взаимодействия с окружающей действительностью. Пока кроха не умеет ползать, трогать, говорить, он познаёт мир глазами, устанавливает зрительный контакт со всем, что видит. Таким образом подрастающий человек готовит фундамент для дальнейшего мозгового развития. Дети, у которых проявляются первые признаки аутизма, с возрастом всё менее внимательны к глазам других людей. Данный критерий помог американским учёным начать диагностировать заболевание на самых ранних этапах.

    Признаки аутизма в 2-3 года

    Диагностировать болезнь у двух- или трёхгодовалого ребёнка проще, чем у грудничка. Признаки аутизма у детей 2-3 лет выражены ярче и чётче, чем у младенцев. Но, по большому счёту, всё зависит от формы и тяжести заболевания. Иногда родители даже не догадываются, что в их семье есть “человек дождя”. Но нередко дети с тяжёлыми формами недуга обращают на себя внимание с раннего возраста — слишком уж выраженная у них симптоматика.

    Вот краткий перечень признаков аутизма у маленьких детей, которые достигли трёхлетнего возраста или находятся по пути к этому достижению:

  • чадо не участвует в разговоре, не проявляет желания вступать в беседу;
  • не любит бывать на руках у близких взрослых;
  • паникует при резкой смене обстановки;
  • панически боится новых мест;
  • родители постоянно обнаруживают у крохи новые страхи и фобии;
  • малыш частенько повторяет одно и то же слово на протяжении длительного времени;
  • предпочитает монотонные игры;
  • отрицает всяческое общество себе подобных;
  • если берётся изучать предмет, то делает это досконально, не жалеет времени на изучение.
  • Признаки атипичного аутизма

    Атипичный аутизм — это как раз тот случай, когда у родителей создаётся впечатление, будто их кроха витает в облаках, живёт в каком-то собственном мире. Атипичной называют ту болезнь, которая не демонстрирует одного из основных признаков. Симптомов аутизма три, а симптомов атипичного аутизма — всего два. Традиционно болезнь определяют по таким критериям как:

  • социальные и коммуникативные аномалии,
  • повторяющееся поведение.
  • При атипичной форме болезни одного из перечисленных симптомов всегда не хватает.

    Дети-аутисты хотят быть частью общества. Задача родителей и окружающих — предоставить им эту законную и заслуженную возможность. Да, малышу, который никогда не выходит из своего собственного мира, понадобится больше поддержки и внимания. Но в него обязательно нужно верить. Вера и любовь ещё не те горы сворачивали.

    detstrana.ru

    Как распознать аутизм у ребенка на ранней стадии?

    Аутизм – заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 10 лет назад – один на 250 детей, сейчас – один на 88 детей, или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

    В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч, и от Америки мы отличаемся мало.

    Как же узнать, в соответствии ли с возрастом развивается ребенок? Наблюдаются ли у него проявления аутизма? Для этого необходимо знать основные характеристики возраста и уметь их наблюдать, создавая правильную среду.

    Прежде всего, у ребенка с 2-3-х месяцев должен быть ярко выражен «комплекс оживления». Он состоит из четырех компонентов: сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием; улыбка; двигательное оживление; вокализация. Познавательная активность в этом возрасте выражается во внимании и интересе ребенка к предметам. В конце первого полугодия жизни «комплекс оживления» обычно заменяется взглядами и улыбками с более тонкими эмоциональными оттенками, гуление сменяется лепетом, а в общем двигательном оживлении обособляются движения рук.

    К концу первого года жизни инициативность ребенка проявляется в обращениях ко взрослому по любым поводам:

  • достать недосягаемый предмет;
  • повторить интересное действие с игрушкой (завести юлу, подбросить мячик и т.п.)
  • побудить к желаемому взаимодействию;
  • оказать помощь при затруднении.
  • Ребенок обращается к взрослому, когда хочет получить оценку своих действий, в поисках поддержки, сопереживания и защиты. При этом ребенок использует разнообразные средства общения: положительные и отрицательные эмоции, голосовые проявления, жесты, действия с предметами, «изображения» действий. Действия с предметами ребенок предпочитает осуществлять специфические – он побуждает старшего партнера по игре по многу раз воспроизводить понравившееся действие, если он сам не может его совершить. Например, заводить игрушку, пищать игрушкой, включать и выключать свет и т.п. При этом малыш пытается присоединиться к взрослому, пробует сделать то же, что и он.

    И дальше, по мере того как ребенок растет и развивается, инициативность в общении и чувствительность к воздействиям взрослого, желание общаться и сотрудничать со старшими, только возрастает. Средства общения включают в себя уже не только выражение эмоций и жестов, но и более четкое понимание речи и инструкций взрослого, активную речь, к которой могут относится как лепет, так и отдельные слова-метки, словосочетания, фразы. Ребенок начинает улыбаться или смеяться, отвечая на смех взрослого. Деятельность ребенка теперь заключается в исследовании свойств предметов, разглядывает их, ощупывает. Применяет игрушки в соответствии с их назначением – мячик катает, резинку растягивает и т.п. И обязательно малыш начинает учится действовать по образцу, причем показателем развития в норме здесь служит не правильность выполнения, а само стремление малыша подражать! И конечно ребенку важно получать оценку взрослого.

    Признаки аутизма

    Исходя из вышесказанного, можно подозревать аутизм, если ребенок:

    избегает зрительного и телесного контакта;

    развитие речи не соответствует возрасту, речь отсутствует полностью, или ребенок не понимает речи. Часто кажется, что у ребенка нарушение слуха, так как он не реагирует на речь. Может наблюдаться регрессия речи, часто речевая реакция бывает своеобразной. Например, ребенок вечером отвечает на заданные утром вопросы, отвечает на вопрос повторением этого же вопроса и т.д.;

    делает повторяющиеся монотонные бесцельные движения руками, ногами, головой или телом. Он может попрыгивать на месте, кружиться и т.п.;

    крайне нервно реагирует на любые изменения. Его раздражают изменения в помещении, времени, месте, и это может стать причиной сильных протестов;

    не играет с другими детьми и держится отдельно, не ищет контакта со сверстниками;

    сверхчувствителен к определенным звукам и голосам, запахам или вкусам, и они могут вызвать буйную реакцию;

    предпочитает находиться в «своем мире», где он может часами заниматься монотонной и бесцельной деятельностью;

    повторяет слово в слово заданные ему вопросы или услышанные предложения, отдельные слова, фразы;

    не понимает чувства других людей и поэтому реагирует неуместно, например, начинает смеяться в неподходящих ситуациях.

    Конечно, родители – это первые люди, которые путем наблюдения могут заметить особенности развития своего ребенка. Благодаря своей наблюдательности они могут помочь своему ребенку и вовремя обратиться к специалисту.

    В нашей клинике ваш ребенок может пройти диагностику, которая позволит определить уровень развития общения и познавательной активности, ведь при ранней диагностике аутизма у детей лечение и коррекция может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии – обучение и социализация ребенка под руководством специалистов.

    С проблемами в развитии обращайтесь в Центр здоровья “Виктория”

    www.sibmedport.ru

    Как распознать аутизм в раннем возрасте?

    Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. Но чтобы помочь детям — аутистам, важно как можно раньше начинать специальную коррекционную поддержку этих детей. Для этого очень важно распознать аутизм как можно раньше.

    В раннем детстве важнейшим признаком наличия аутических черт развития является задержка и искажение формирования контактов с матерью и окружающими .

  • Например, ребенок может избегать физического контакта с матерью: не просится на руки, иногда оказывает при попытках матери активное сопротивление.
  • Часто не отвечает на улыбку взрослого ответной улыбкой.
  • Ребенок может не отзываться на обращение, не смотреть на говорящего с ним, не обращает внимания на указания и предупреждения взрослого, не следует взглядом за указательным жестом.
  • Даже если ребенок испытывает удовольствие от взаимодействия с матерью, то сам редко инициирует контакт.
  • Некоторые дети чрезвычайно привязаны к родителям, ни на минуту не отпускают их от себя.
  • Могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту (к резкому звуку, яркому свету, мокрым пеленкам).
  • Эмоциональный облик аутичных детей очень разнообразен:

    • это может быть особая отрешенность,
    • наоборот, тревожность, напряженность, страхи.
    • Изменение привычного стереотипа , порядка жизни вызывают страхи, беспокойство.

    • Ребенок может бурно реагировать на смену коляски или изменение привычной одежды родителей.
    • Аутичные дети часто бывают избирательными в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.
    • Одновременно ребенок может делать опасные вещи, демонстрируя парадоксальное бесстрашие (например, выбегают на середину проезжей части, или забираются очень высоко, подходят близко к краю площадки, как бы обнаруживая отсутствие чувства края).
    • У некоторых детей уже в самом раннем возрасте возникают стереотипии (например, повторение одних и тех же слов, потряхивание рук перед глазами, привязанность к одним и тем же маршрутам, долгое однообразное раскачивание).
    • Речевое развитие аутичных детей так же своеобразно:

    • речь может запаздывать в своем формировании,
    • первые слова могут быть необычными («лампа”, «трактор”),
    • в речи могут формироваться стереотипы-штампы,
    • обращают на себя внимание необычные интонации.
    • И конечно, надо обязательно обратить внимание на своеобразную и при этом очень однообразную игру ребенка с предметами.

      Также, наблюдается несколько неспецифичных для аутизма особенностей развития, которые, однако, свидетельствуют о неблагополучии в развитии отдельных жизненно важных сфер. Например, неустойчивость ритма «сон-бодрствование”, при этом, нередко засыпание может происходить только в определенных условиях. Часты желудочно-кишечные расстройства или запоры. Вялость, апатичность может сменяться двигательным беспокойством. Двигательная сфера развивается неравномерно, часто наблюдается нарушение тонуса. Многие аутичные дети с трудом овладевают навыками самообслуживания.

      Если вы подозреваете у ребенка аутизм, то для постановки правильного диагноза и проведения коррекционных мероприятий необходимо показать его специалисту.

      rosinka.net

      Как распознать аутизм?

      2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Наша редакция решила обратить внимание на столь важную и актуальную проблему, которая может коснуться любого человека в будущем.

      Своими руками

      Психолог Юлия Донец рассказала о том, что практически все обращения к психологу с детьми-аутистами – это следствие того, что в семье родители активно используют гаджеты, а ребенок копирует модель поведения родителей.

      – Для аутиста общение с компьютером – это самый удобный способ сбежать от реальности в иллюзорный мир. Их же наоборот следует учить взаимодействию с реальностью. Часты случаи, когда дети-аутисты говорят рекламными слоганами. Не осмысленно, а просто как попугайчики. Поэтому семье стоит обращать внимание на то, когда и почему у вас включен телевизор, нужен ли он сейчас и т.д. Родители должны понимать, что детям вообще нельзя смотреть рекламу. Вещи, которые рекламируются, не являются жизненно необходимыми, а образы, которые их рекламируют, чаще всего неестественны и далеки от реальности – они не учат ребенка видеть реальную жизнь, не формируют в нем личность, не дают услышать собственные желания.

      Ребята-аутята

      Дело, конечно, не только в гаджетах. Причин может быть много: начиная от прививки и плохой экологии, заканчивая генетической предрасположенностью. Но истинной причины данного явления на сегодняшний день никто назвать не может. Но отличить аутистов можно по некоторым особенностям: нарушение социальных навыков, сложности в общении, особенности поведения и воображения.

      Мы встретилась не просто с мамой малыша, которому, как приговор поставили диагноз «аутизм», но и с женщиной, страдающей одной из форм аутизма – синдромом Аспергера, Аленой Сапаевой. Общий диагноз на двоих заставил девушку заняться углубленным изучением отклонения.

      – Современное общество мало знает об аутизме. И задача сегодня рассказать об этом, чтобы каждый человек имел правильное представление о нем. Ведь такой ребенок может родиться абсолютно в любой семье. Аутиста от нейротипичного человека отличает его особое устройство мозга и нервной системы в целом. Из-за его особого устройства мозга он мыслит нестандартно и воспринимает мир через органы чувств по-другому, чем обычный человек.

      Кроме того, есть еще признаки, такие как неспособность или нежелание установить зрительный контакт, неправильное использование жестов и мимики, нежелание идти на контакт, неумение разделять живое от неживого, однотипные повторяющиеся движения, отсутствие речи, нарушения в осознании собственного тела в пространстве, который может проявляться закрыванием ушей при громком звуке, закрыванием глаз при ярком свете, неприятные ощущения при прикосновении к коже, в том числе и других людей, уход в себя, отсутствующий взгляд, привязанность к одним и тем же вещам, еде, способу работы, обстановке – может впадать в панику при смене привычного уклада, раскладывание предметов одним и тем же способом, раскладывание вещей в один ряд, причем каждая вещь должна лежать на своем месте, проявление ритуальности в поведении, обсессивно-компульсивное расстройство, медлительность и неуклюжесть, например сложности в завязывании шнурков, в открывании упаковок и т.д.

      Это лишь некоторые особенности поведения, но надо учитывать, что у каждого аутиста свой набор нарушений.

      Сегодня в интернете существуют тесты для определения наличия аутизма у взрослых и детей. Если вы заподозрили у себя или у кого-то из близких аутизм, можете пройти тестирование и определить склонность или наличие аутизма у себя или близкого вам человека.

      Выход есть

      Сегодня аутисты относятся к одной из самых незащищенных категорий граждан общества. Они нуждаются в понимании, в принятии обществом их особенностей. Для них не существует абилитационных центров и образовательных учреждений. Им сложно устроиться на работу при том, что они могут быть одними из самых ответственных работников.

      В Йошкар-Оле существует Информационный Центр «Навигатор». Это сообщество родителей аутистов, а также взрослых аутистов. Цель организации – информирование общества о данной проблеме, объединение людей, оказание психологической поддержки аутистов и их родителей. Всех, кто интересуется темой аутизма, заинтересован в помощи и поддержке в деятельности нашей организации, можно обращаться по телефонам: +7(8362) 43-24-64; +7 987 704-15-55.

      Татьяна ВИТВИЦКИС

      Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!

      www.vnd12.ru