Аутизм когда начинают говорить

Дети с аутизмом могут принести счастье

Проблема родителей детей-аутистов в том, что они не верят, что их ребенок может стать самостоятельным, говорит основатель центра «Антон тут рядом» Любовь Аркус.

08:05, 04.06.2016 // Росбалт, Петербург

Как воспитывать ребенка с аутизмом и как правильно к нему относиться? Надо ли записывать таких детей в инвалиды? Можно ли научиться быть счастливым, если ваш ребенок аутист? На эти и другие вопросы в рамках проекта «Все включены!» «Росбалту» ответила Любовь Аркус — киновед, режиссер, издатель, член попечительского совета благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма «Выход в Петербурге», основатель Центра обучения, социальной реабилитации и творчества для людей с аутизмом «Антон тут рядом».

— Любовь Юрьевна, по данным Коалиции общественных организаций родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) РФ, более 80% детей с аутизмом — это инвалиды. А как думаете вы?

— Сразу хочу сказать, что я не врач, не педагог и вообще не являюсь специалистом-профессионалом по аутизму. По образованию — историк кино, а по профессии — издатель и режиссер. Я общественный деятель и, условно говоря, являюсь ходатаем за родителей детей с аутизмом перед обществом и государством.

То есть я тут, по сути, дилетант, но имеющий очень большой опыт общения с такими родителями и ребятами. В нашем Центре дети делают огромные успехи, и я имею смелость думать, что мои мысли об аутизме в какой-то части верны. Потому что, собственно, методика работы Центра — моя авторская.

Меня очень часто упрекают — зачем, мол, я, не специалист, лезу не в свое дело. А я и не лезу. Я создала свой садик и его возделываю. В Центре «Антон тут рядом» дети, у которых отсутствовала речь из-за аутизма, начинают говорить, те ребята, которые ничего не могли делать, научаются трудиться, играют в театре, оркестре, работают с керамикой. А мы, сотрудники Центра, занимаемся их социальной реабилитацией.

— Но по поводу статистики инвалидности среди детей-аутистов у вас наверняка есть личные наблюдения…

— Что касается приведенной вами цифры, то давайте разделим два понятия. Есть юридическое понятие, которое дает основание для получения денежного пособия и социальных льгот. Оно называется противным словом «инвалидность». И я всегда рекомендую инвалидность получать. В силу того, что этого, к сожалению, требует наша соцзащита: клеймо «инвалид» приходится носить, ибо таковы правила игры. Но можно относиться к этому как к совершеннейшей формальности, к чему я тоже призываю родителей.

А вот что касается сущностного определения инвалидности в случае с детским аутизмом — я такой статистики относительно России не знаю. Ее точно нет, и о ней надо забыть. Есть одна-единственная статистика, о которой можно говорить с уверенностью: данные Всемирной организации здравоохранения о том, какое количество детей с аутизмом рождается во всем мире. В нашей стране подобной статистики нет, потому что нет диагностики. То есть она как бы есть, но непрофессиональная и очень ущербная.

Другая более сложная история — кто из детей с диагнозом «аутизм» — инвалид, а кто таковым не является. Такой статистики не может быть в принципе: не только в нашей стране, а вообще. Потому что сегодня такой ребенок, допустим, инвалид, а завтра — уже нет. Или наоборот. Аутизм — очень подвижное состояние. Подчеркиваю: состояние, а не болезнь. Оно может меняться: сейчас ребенок-аутист, предположим, говорит, общается, а завтра речь у него пропадет. Или наоборот.

К примеру, у нас в Центре есть случай: ребенок-аутист не разговаривал до 5 лет, а теперь он с отличием заканчивает аспирантуру физфака в университете. Блестящий физик. И говорит замечательно, участвует в научных конференциях. А до пяти лет говорил только «угу»… Он занимается пятью видами спорта, по двум — мастер спорта международного класса. У него научные работы, он профессионально занимается фотографией. Какой же он инвалид?

А бывают обратные случаи — как с моим Антоном (Антон — мальчик-аутист, герой документального фильма Л. Аркус «Антон тут рядом» — «Росбалт»). Он до 14 лет сам передвигался по городу, приходил из школы, открывал ключом дверь, разогревал себе обед, отзванивался маме. Делал сам уроки, ездил на дополнительные занятия. А в 14 лет в связи с пубертатным возрастом и тяжелыми семейными обстоятельствами у него произошел страшный регресс и появилась действительная инвалидность…

— Вы как-то сказали: «Что такое аутизм, не знает никто». А почему, собственно?

— Я сказала, что версий о происхождении аутизма множество, но ни одна из них не признана наукой доказанной. С синдромом Дауна, например, ситуация иная — дело в лишней хромосоме, это генетика, наследственность. Но с аутизмом все гораздо сложнее.

— Считается, что аутизм нельзя вылечить, от него нет лекарств. И помочь ребенку-аутисту могут только ранняя диагностика и постоянное квалифицированное педагогическое сопровождение. Вы согласны?

— Вылечить от аутизма действительно нельзя. Прежде всего потому, что, как я уже сказала, это не болезнь. С аутизмом человек рождается, с ним он и умирает. Но это не означает, что ребенок с аутизмом появляется на свет тяжело больным, инвалидом, и будет таковым всю жизнь.

Поясню на примере. Если человек рождается альбиносом, то от альбинизма его тоже никто не вылечит. Эта особенность пребудет с ним всегда. Другой вопрос, какие проблемы ему лично она принесет. Она может сделать его полным инвалидом, а может случиться и так, что это будет вполне полноценный член общества, может быть, с какими-то малозначительными отклонениями.

Что же касается необходимости многолетней педагогической и психологической помощи — грустно говорить, но это именно так. Она такому человеку нужна всю жизнь, от кого бы она ни исходила: от родителей, психологов, педагогов, друзей…

Скажем, на Западе есть известные ученые мирового уровня, профессора, которые являются аутистами — например, Тэмпл Грандин (американская аутистка, которая стала ведущей ученой в области сельскохозяйственной промышленности по гуманному обращению со скотом — «Росбалт»), Ирис Юханссон (шведская писательница, психолог, автор книги «Особое детство» — «Росбалт») и другие. А когда-то они вообще не говорили и имели другие очень серьезные особенности, по которым их могли признать инвалидами. Но благодаря квалифицированной помощи, которую им оказывали, они достигли больших успехов, чем люди без аутизма.

Но эта помощь нужна им всегда. Точно так же, как человеку с соответствующими нарушениями опорно-двигательного аппарата или инвалиду без ног нужна коляска.

— Еще вы сказали: «По словам родителей детей-аутистов, самое страшное и сложное — понять и принять, что твой ребенок не такой, как ты ожидал. И он не виноват в том, что ты ожидал другого. Следующая проблема — научиться быть с ним счастливым». А как это сделать? Какое тут самое главное правило?

— Это очень сложный, философский вопрос. В интервью, с кондачка, на него не ответишь. Но здесь действительно корень проблемы — чтобы мама и папа поняли, что тот ребенок, которого им дали «свыше», такой, каким его Господь создал. Его зачем-то им дали. Почему-то дали именно его. И нужно делать все, чтобы он, так сказать, не инвалидизировался, а делал успехи и его состояние улучшалось. Это очень зависит от отношения к нему. Если он будет чувствовать, что приносит радость и счастье, как любой другой ребенок, то шансов на то, что его состояние улучшится, неизмеримо больше.

Общаясь с родителями, которые еще не пришли к этой просветленной мысли, я всегда говорю: «Вы знаете, как много родителей, у которых появились нормальные дети? У этих детей, казалось бы, нет никаких отклонений и страшных диагнозов. Но они, допустим, просто злые, нелюбящие. Они могут быть с разнообразными девиациями в поведении. Они, в конце концов, могут вырасти в наркоманов, алкоголиков или даже преступников. И вы думаете, что такое горе для родителей легче?»

Нет! Родительское горе бывает очень разным. Оно бывает от недоброго ребенка, от ребенка, который причиняет вред себе и другим, гробит свое здоровье, совершает преступления… Ему, этому горю, несть числа вариантов. И если посмотреть с такой точки зрения, то у родителей ребенка-аутиста оно не самое страшное. Потому что чаще всего плюсов от жизни с таким ребенком, на самом деле, много.

Это дети вообще без второго дна, и почти всегда — с огромной душой. Конечно, бывают случаи настолько тяжелые, что не позавидуешь, такие нарушения, что какое уж там счастье. Но это совсем не правило. И сам по себе диагноз «аутизм» не означает «инвалид».

Я вообще ненавижу слово «инвалид». Мне оно кажется оскорбительным и ужасным. Это такая стигма и для ребенка и для родителей! В таком случае возникает вопрос: вот у мальчика, допустим, проблема с ножками, у него так называемая пирамидальная походка, или он даже передвигается в коляске. Он «инвалид». А мальчик, который двинет старушку у киоска, — он не инвалид? С ним все в порядке? Да для меня он бОльший инвалид, чем мальчик-колясочник, вот в чем дело…

У нас вся терминология такая: врач-педагог называется «дефектологом», и медицинский факультет тоже называется «дефектологический». Это значит, что там готовят педагогов для работы с «дефектными детьми». Нормально это? Нормально, что мама с ребенком вынуждена идти к специалисту, который так и называется — «олигофрено-педагог»? И все только потому, что ее ребенок не говорит? А ребенок, может, заговорит и еще такое скажет. Мы же совсем не знаем, и не принимаем того, что у него внутри. А уже произносим приговор «олигофрен»…

— Вы заметили, что среди детей с аутизмом есть недостаточно развитые, а есть и гениально одаренные, те, которые владеют уникальными и непонятными нам навыками…

Не обязательно гениальными. Но их способности меня часто поражают. Например, в нашем Центре есть несколько ребят, которые научились лоскутному шитью. Оказалось, что у них идеальная строчка. Большинству из них очень нравится кропотливая работа, выполнение определенных операций. И поэтому сама технология лоскутного шитья — ровненькие квадратики, композиции и орнаменты — им очень приятна.

Или у нас есть, скажем, всеобщий любимец — Шурик Громов. Ему 19 лет. У него аутизм, глухота и гемофилия — такой вот «наборчик»… И знаете, как он проявил себя? Он пришел в Центр, как и все другие ребята, но примерно через месяц стало понятно, что Шурик — гений чистоты и порядка! В Центре обустроена кулинарная мастерская, она же кухня, где готовятся обеды и вечерние чаепития. Шурик попал туда, как и все наши студенты, на стажировку (мы не называем их ни подопечными, ни клиентами, ни пациентами, для нас они студенты). Но, в отличие от других, он там остался в качестве кухонного рабочего. Потому что никто не умеет, например, так тщательно заправлять посудомоечную машину, как Шурик. Он так ее укладывает, что это полный идеал. Никто, как Шурик, не умеет следить за порядком на кухне. То ест если ты на доске, которая предназначена для мяса, режешь хлеб — это шок для Шурика. Он погрозит тебе пальцем (потому что не говорит из-за глухоты), принесет тебе другую доску, и долго будет махать руками, объясняя жестами, мол, «как ты мог?!» Ты еще не успел допить свой кофе, а он стоит рядом с тобой, чтобы, как только ты допьешь, немедленно забрать чашку и унести мыть. Это его «добыча»… В Центре нет ни одной грязной ложки, кружки или блюдца, хотя все постоянно пьют чай и кофе. Потому что Шурик как метеор. И везде благодаря ему идеальная чистота. Мы сейчас уже начинаем платить ему зарплату как кухонному рабочему.

— Часто ли вы сталкиваетесь с неправильными представлениями родителей о том, как надо воспитывать ребенка-аутиста?

— Наверное, они есть, но я почти не видела несознательных родителей. Единственный недостаток, который стоит отметить, — они не могут, образно говоря, разжать руки. Они привыкли, что их ребенок без них не может ничего, не могут поверить, что он способен быть самостоятельным.

Например, у нас есть учебная квартира с поддержанным проживанием, где мы учим ребят бытовым навыкам — застилать постель, мыть пол и посуду, готовить еду, рассчитывать бюджет, покупать продукты, организовывать свой досуг, общаться друг с другом, звать к себе в гости, принимать гостей, ходить в гости и так далее. Обучение длится 4 месяца. И вот сколько раз так бывало, что ребенок всему научается за это время, возвращается к родителям и все «забывает». Наши сотрудники, которые потом приходят к нему домой для того, чтобы поддерживать его навыки, застают такую картину: условный Ваня, который прекрасно и с огромным удовольствием чистил картошку или мыл посуду в Центре, точно так же лежит на диване, как он лежал дома до прихода к нам. Мама чистит картошку, а папа моет посуду…

Спрашиваем: у родителей: «А почему так?» — «Ну он же все равно плохо помоет!» Ну и что, что «плохо»? Да послушайте, перемойте потом тихонечко сами! Главное, чтобы он привык к тому, что дома он тоже моет посуду. Зачем это нужно? Во-первых, в это время он занят полезным делом. И, кроме того, понимает, что у него, как и у всех, есть свои обязанности, он значимый человек в семье, такой же, как и остальные люди. Вот что важно!

Родителей с их любовью можно понять. Но их Ванечка уже вырос, и ему нужно учиться жить как взрослому человеку. И они это, может быть, понимают, но руки разжать все равно не могут.

— Есть мнение, что исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести у детей с аутизмом дает все основания считать их обучение и воспитание самым сложным разделом коррекционной педагогики. А что тут сложнее всего лично для вас?

— Так могут говорить люди, не имеющие нужного образования. Или достаточной информации. На самом деле ничего сложного для меня, например, в работе с детьми-аутистами нет. Просто есть профессии, для которых нужны определенные личностные характеристики. Не каждый может сочинять настоящую музыку, преподавать языки, быть ученым. Так же как и не каждый знает и понимает, как именно надо воспитывать таких детишек. Для этого нужен особый дар, который или есть, или нет. И если он у тебя присутствует, значит нужно быть благодарным за него судьбе и эту свою способность использовать во благо, по назначению. Что я и делаю в меру своих сил.

Я, например, ни на что не поменяю свое занятие — так же, как и многие другие люди, которые по зову души работают с детьми-аутистами. Ни на что. Так и напишите.

Беседовал Владимир Воскресенский

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

m.rosbalt.ru

Аутизм у детей

Аутизм – это особый вид отклонения психического развития, вызванный врожденным или приобретенным в раннем возрасте поражением головного мозга.

Факторы риска:

В четыре раза чаще встречается у мальчиков. Возникает у каждого 88 ребенка. Аутизм часто наблюдается вместе с другими проблемами, такими как отставание в развитии, эпилепсия, нарушения зрения и слуха. У людей с аутизмом возникают большие трудности в понимании и переработке информации, понимании целостности и связи своих переживаний. У них также ограничена способность намерения других людей, их чувства и потребности.

Каковы симптомы:

Симптомы всегда проявляются в возрасте до трех лет. Обычно родители замечают, что их малыш не начал говорить и ведет себя не так, как другие дети его возраста. Однако иногда случается, что ребенок начинает говорить, а затем теряет навыки речи. Задержка в развитии речи или ребенок вообще не начинает говорить. Может казаться, что ребенок не слышит, даже если обследование показывает, что он не глухой.

Повторяющиеся, иногда чрезмерно, виды поведения, интересы и игры. Например, ребенок все время раскачивается, ненормально привязан к определенным предметам или очень сильно расстраивается, если меняется привычный ход вещей.

Родители детей, страдающих от аутизма, часто отмечают, что ребенок предпочитает играть в одиночестве и не вступает в зрительный контакт с другими людьми. У людей с аутизмом отмечается отставание в речевом развитии, им сложно вести диалог. Даже при наличии большого запаса слов, понимание речи, ее сущности затруднено.

Довольно часто встречаются следующие признаки:

— Трудно начать и поддерживать разговор
— Стререотипная (однообразная) речь с частым повторением некоторых слов (эхолалия) или употреблением своих собственных (придуманных) слов (неологизмы)
— Конкретное, буквальное толкование речи, невозможность понимать игру слов
— Необычная интонация и мелодика голоса
— Трудности адаптирования силы голоса к конкретной ситуации
— Некоторые дети никогда не пользуются речью
Поведение отличается ограниченностью моделей и сопровождается сопротивлением всему новому, ритуалами, двигательными стереотипиями.

Дети-аутисты играют не так, как другие дети, их игры не отличаются разнообразием, они не спонтанны; такие дети не принимают участия в ролевых играх. Кажется, что игрушки их не интересуют или же они могут использовать их другим образом. Например, вместо того чтобы катить (игрушечную) машинку, они ее вращают, как юлу или гремят ей, как погремушкой. Дети, как и взрослые, могут быть периодически поглощены каким-то видом деятельности, и их не интересует все остальное. Аутисты живут по установленному порядке и бурно реагируют на малейшие изменения, например, где сидеть и в каком порядке выполнять определенные виды деятельности. Дети могут обнюхивать, трогать предметы, им нравится извлекать звуки, например, шуршать бумагой.

Когда следует обратиться к врачу:

Обычно специалисты рекомендуют пройти обследование, если ребенок:

К 6 месяцам не улыбается и вообще не выражает радость мимикой;

К 9 месяцам не имитирует звуки и выражения лица;

К 12 месяцам не лопочет и не выговаривает звуки, похожие на слова;

К 16 месяцам не говорит ни одного слова;

К 24 месяцам не произносит фразы из двух слов и более.

Как себя вести с аутичным ребенком:

Знать, что это такое, и как при этом общаться с ребенком, необходимо не только его родителям, но и окружающим. Родители живут с этим диагнозом каждый день. Они просто обязаны справляться со всеми трудностями, правильно организовывать свое поведение и пространство вокруг ребенка. Аутизм у детей: что делать? Во-первых, нужно понимать, что аутизм – не болезнь, а лишь нарушение развития. Такой ребенок воспринимает кое-что не так, как другие дети. Но он абсолютно нормальный. Просто немного не такой, как остальные, особенный. Если вы не знаете, как общаться с детками-аутистами, помните, что любовь является ключом ко всему. Первое, что следует осознать родителям и всем родным и знакомым, это то, что ребенок остался тем же, кем он был до провозглашения диагноза. Один из основных ингредиентов воспитания детей-аутистов – это терпение. Родителям приходится обучаться терпению различными способами. Понять несловесные послания ребенка, принять его непонимание окружающей обстановки становится немалым вызовом и требует необычайного терпения. Терпением уж точно нужно запастись. Изобретательность вам понадобится каждый день! Как остановить ребенка от разрывания книги на куски? А как просыпаться от того, что по 5-6 раз ночью ребенок просыпается и будит всех в доме? Приходится каждый раз использовать творческое мышление. Боритесь за права своего ребенка! Если вы твердо решили добиться помощи от государства, скорее всего, придется пробивать себе путь почти на каждом шагу. Для облегчения задачи найдите форумы и сайты в интернете, специализирующиеся на этой проблеме.

Сложность могут вызывать простые походы в поликлинику или к стоматологу. Особенно, если ребенок боится врачей. Каждый укол, боль, анализ, люди в халатах, суета – все это не лучшим образом сказывается на ребенке. Приходится как-то справляться, чтобы не навредить ему. Вам поможет следующее. Снятие стресса в комнате ожидания или в специальных уголках для отдыха, а также телевизор, аквариум или комната с игрушками может помочь ребенку отвлечься. Одна из особенностей детей-аутистов заключается в том, что они с трудом способны перенести длительное ожидание в очереди. Стоит назначить встречу на определенное время или просить кого-то из родных или знакомых занять очередь, пока вы отвлекаете ребенка каким-нибудь занятием.

Принятие лекарств требует креативности. Если у ребенка проблемы с проглатыванием таблеток, следует нетрадиционно подойти к вопросу и покупать препараты, к примеру, в жидком виде. Обучение не так просто, как кажется. Даже у профессионального учителя обучение ребенка чистке зубов или сморканию занимает много времени. Здесь снова-таки понадобится терпение. Покормить горячим и уложить спать – это еще одна проблема. Если у ребенка аутизм, он вряд ли поужинает быстро. Хорошо, если в этом процессе будут участвовать двое родителей. Супер чувствительность ребенка влияет на жизнь всей семьи. Выбор правильной ткани одежды, которая не будет обременять ребенка, отрезание бирок и подобные подготовительные манипуляции являются обыденным явлением в такой семье. Обычная стрижка или шум холодильника в магазине может стать большим испытанием для чувствительного ребенка, который не способен осмыслить или перенести подобные раздражители.

Теперь о сложных вопросах. Иногда ребенку тяжело воспринимать не только посторонний шум, взаимодействие с окружающими людьми, определенный режим, но и реагировать на вопросы. Если к одному, повторяющемуся вопросу, он привык, новый может привести к стрессу. Нужно осторожно задавать новые вопросы. Безопасность всегда на первом месте! Дети-аутисты в определенном понимании бесстрашные. Они не видят опасности, к примеру, в прыжке в бассейн. В обучении такого ребенка смело можно использовать компьютер. Если он его нормально воспринимает, то в дружбе ребенка и машины ничего плохого нет. Будьте готовы, что трудности будут появляться у вас на пути. Но ваша любовь к ребенку непременно проведет вас через все сложные ситуации, и подскажет вам, как с определенной креативностью, терпением и выносливостью любить своего ребенка, чтобы можно было создать самую лучшую жизнь для него. Если у ребенка ваших знакомых аутизм, и вы не знаете как помочь, постарайтесь понять родителей, которые могут быть изнуренными после очередного кормления или тяжелой ночи. Сочувствие – это далеко не все, что вы можете предложить. Предложите им свою дружбу, заботу, любовь и поддержку. Пресекайте навешивание ярлыков на семью ваших друзей и предубежденное к ним отношение. Будьте настоящими друзьями! И помните, что многие детки с диагнозом аутизм – это дети-гении.

xn--d1arfh.xn--p1ai

Дети-аутисты: чудеса на трудном пути к знаниям

Анна Курская, обозреватель РИА Новости.

Ребенок, у которого в самом раннем возрасте обнаружили аутизм и вовремя начали коррекцию, имеет неплохие шансы на то, чтобы в дальнейшем учиться в обычной школе вместе с другими детьми. Но и в более тяжелых случаях педагоги успешно обучают детей с этим недугом, хотя это и требует индивидуального подхода и значительных усилий, отмечают эксперты.

Аутизм – расстройство, возникающее из-за нарушения развития головного мозга и характеризующееся дефицитом социального взаимодействия и общения, – формируется у детей постепенно с момента рождения. Первые проявления аутизма можно наблюдать уже в полтора-два года.

Хотя не существует методов, способных полностью избавить ребенка от аутизма, врачи и коррекционные педагоги советуют начинать реабилитацию детей-аутистов с самого раннего возраста, чтобы помочь им развиваться и адаптироваться к окружающему миру. Для этого необходимо выявлять заболевших как можно раньше, до того, как им исполнилось три года, потому что чем раньше проводится правильная диагностика, тем продуктивнее будет работа с аутичным ребенком.

Если не упустить время

Врачам было бы гораздо проще это делать, если бы аутизм можно было обнаружить с помощью электроэнцефалограммы мозга или любого другого объективного метода диагностики. Но коварство этого недуга в том, что его можно определить, только наблюдая за поведением ребенка.

Обычно сигналами тревоги специалисты считают резкую задержку речевого развития ребенка, его отрешенность, отсутствие интереса к сверстникам. К сожалению, многие педиатры и невропатологи, которые проводят диспансеризацию в детских поликлиниках, не обращают внимания на эти симптомы, и в результате далеко не все малыши-аутисты получают направление к специалистам, рассказал РИА Новости старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Игорь Костин.

Чаще бдительность проявляют родственники малышей. Об аутизме в последние годы стали рассказывать со страниц изданий для родителей, и многие матери и отцы, которых что-то настораживает в развитии ребенка, стали самостоятельно обращаться за медицинской помощью.

«Хорошо, если семья попадает на консультацию к специалистам на втором году жизни ребенка, – отметил эксперт. – Чаще это происходит на третьем году жизни, хотя это тоже очень неплохо. Если в это время поставить диагноз и вовремя начать оказывать ребенку психолого-педагогическую и медикаментозную помощь, то можно добиться больших успехов в его реабилитации, и последствия заболевания для его развития будут менее тяжелыми».

У ранней диагностики аутизма есть еще одно важное преимущество: если не упустить время, то существенно повышается вероятность того, что ребенок сможет учиться в обычном классе средней школы, а не индивидуально.

Аутичный ребенок в детском саду

Специальной системы детских дошкольных учреждений для аутистов не существует, и дошкольники с выраженным недугом, как правило, посещают детсады для детей с умственной отсталостью. Конечно, аутистические расстройства и умственная отсталость – не одно и то же. Но, по крайней мере, в этих учреждениях работают дефектологи, специалисты по нарушениям развития, в группах меньше детей, им уделяют больше внимания.

Многие малыши с неглубокими нарушениями могут посещать и массовые муниципальные детские сады вместе со здоровыми детьми. Здесь все зависит от личности педагога. В самых обычных детсадах могут быть хорошие, чуткие, внимательные воспитатели, которые помогут ребенку адаптироваться в группе.

«Аутист – это не «взбесившееся пианино», которое играет по своим законам, – пояснил Игорь Костин. – Обычные законы детского развития действуют и в этом случае, только с затруднениями».

Аутичному ребенку тяжелее адаптироваться к новым условиям и требованиям, чем его здоровым сверстникам. Он более тревожный, его страхи легче формируются и фиксируются на более долгое время. Поэтому в детском саду ему нужно уделять больше доброжелательного внимания, помогать общаться с другими детьми и вписываться в режим.

И хотя каждый маленький аутист требует огромной затраты энергии от взрослого, ничего сверхъестественного в этой работе нет, утверждают специалисты.

Трудности школьного возраста

Проблемы при школьном обучении у каждого ребенка-аутиста возникают исключительно индивидуальные, и многое здесь зависит от степени снижения интеллекта. Дети с сохранным интеллектом бывает обладают одаренностью в той или иной области. И несмотря на то, что у них есть свои странности и особенности, они могут успешно учиться в общеобразовательной школе.

Дети со сложной структурой дефекта, у которых есть снижение интеллекта и другие сопутствующие диагнозы, требуют особых методик работы и условий сопровождения. В массовой школе таких условий нет, и обычно этих детей обучают в специальных коррекционных школах для детей со сниженным интеллектом.

Возможности аутистов диаметрально противоположны возможностям детей с синдромом Дауна, тем не менее, классы комплектуются из учеников с разными диагнозами. Детям с нарушениями коммуникации полезно пребывать вместе с социально более сохранными ребятами, так как дети сканируют поведение друг друга, перенимают модели общения, и в этом случае педагогу проще организовать учебный процесс. Некоторые дети не могут выдержать обучение и в такой школе и вынуждены учиться на дому. Это вовсе не означает, что они неспособны к обучению. Более того, подчас они демонстрируют удивительные успехи.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

«У нас на дому учится мальчик Петя, он совсем не говорит, но он очень интересный ребенок, – рассказала РИА Новости директор коррекционной школы №30 Людмила Рыжих. – Один на один с педагогом он раскрывается и начинает творить чудеса. Когда мы только его научили рисовать крючочки и штриховки, его мама принесла несколько листочков со словами: «Вот, ребенок мне написал». Я не поверила своим глазам, но педагог подтвердил: Петя, хотя и с поддержкой руки, стал писать осмысленные ответы на поставленные вопросы».

По словам педагога, сегодня мальчику достаточно взглянуть на длинный текст, чтобы «отсканировать» и запомнить его. Учитель пишет вопросы по содержанию прочитанного, а ребенок пишет ответы, из которых становится видно, что он полностью понимает текст. Интересно, что все занятие проходит при обоюдном молчании.

«Кроме того, Петя решает примеры со скобками, с умножением и делением, причем таблицу умножения он запомнил, увидев ее всего один раз, – продолжила рассказ Людмила Рыжих. – Но при этом он не может толком попроситься в туалет, зашнуровать себе ботинки, в столовой ему нужна помощь. На бытовом уровне он полный инвалид».

Педагогам постоянно приходится решать сложную задачу – найти индивидуальный подход к ребенку, сбалансировать его умения и навыки. Не менее важно подстроиться к подопечному, ведь аутисты раскрываются только тогда, когда принимают ситуацию и впускают сопровождающего педагога в свое личное пространство.

Специалисты подчеркивают, что их работа с ребенком не может принести заметного результата без помощи родителей. Каждый навык, приобретенный учеником в школе, становится устойчивым только после того, как родители закрепляют его дома.

«У каждого ребенка-аутиста свой потолок возможностей, учитель должен его почувствовать и попытаться этот потолок поднять. Если это удается, дети начинают говорить, понимать учителя, даже участвовать в праздниках. Эта задача очень сложная, тем не менее, специалисты вместе с родителями могут ее решить», – отметила Людмила Рыжих.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru