Аутизм контакт глаз

Особые переводы

Все о зрительном контакте

Все о зрительном контакте

Переводчик: Анна Осипова

Редактор: Марина Лелюхина

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Невозможность поддерживать глазной контакт – одна из самых известных, и в то же время самых малопонятных особенностей людей с РАС.

Что такое зрительный(глазной) контакт?
Визуальных или зрительный контакт – это нечто большее, чем просто возможность посмотреть кому-то в глаза.

Лицо — это не просто важная часть нашего образа, лица дают нам возможность получать и транслировать информацию при помощи мимики. Возможность без страха смотреть собеседнику в лицо помогает нам обмениваться информацией, наблюдая за реакцией собеседника, и давать ему понять, насколько его слова интересны для нас.

Вопреки расхожему мнению, отсутствие зрительного контакта у собеседника – совсем не повод для немедленной диагностики аутизма. Согласно Руководству по диагностике и статистике психических расстройств, взгляд глаза-в-глаза — лишь один из способов невербального общения, наряду с мимикой и языком тела, в области которых при аутизме могут наблюдаться некоторые нарушения.

Таким образом речь идет не о том, умеет ли ребенок смотреть в глаза, а о том, как он использует это умение: умеет ли он инициировать глазной контакт, удерживать его и прерывать, знает ли, какие нормы этикета существуют для этих действий и как их придерживаться. Другими словами, чрезмерно пристальный, «сверлящий» взгляд в глаза не менее показателен, чем его отсутствие, а способность смотреть в глаза собеседнику еще не говорит о том, что у человека нет расстройства аутистического спектра.

Считается, что для многих людей с аутизмом необходимость поддерживать зрительный контакт представляет большую проблему. Описывая свои ощущения, многие говорят о мучительном напряжении.

Почему может быть сложно?

Чужой взгляд подавляет

Когда вы невольно отмечаете все, даже самые мелкие детали, чужое лицо обрушивает на вас лавину информации: движения глаз, расширяющиеся на свету зрачки, моргание, алые капилляры в глазном яблоке, ну а кроме этого брови, рот, который то закрывается, то открывается, губы, зубы- каждый своего размера и формы. Информации так много, что единственным способом не погибнуть под ее лавиной остается отвести взгляд.

Держать все под контролем не просто

Инициирование, поддержание и управление зрительным контактом — части большой комплексной задачи. Нужно одновременно держать под контролем сенсорные каналы, по которым поступает и обрабатывается информация, удерживать в памяти нормы поведения, принятые в обществе, успевать не только обрабатывать чужие высказывания, но и формулировать подходящий ответ. Решение всех этих вопросов требует умения работать в режиме многозадачности и быстро переключать внимание.У аутичного ребенка все эти навыки отнимают очень много сил.

Это смущает

Социальные нормы и нормы приличия бывает практически невозможно объяснить. Если ребенку сложно улавливать нюансы чужого настроения, страх сделать что-нибудь не так и обидеть собеседника может быть настолько велик, что кажется проще избегать проблемной ситуации.

В этом нет необходимости

Многие люди с аутизмом испытывают сложности с распознаванием чужих лиц. А ведь вряд ли кому-то придет в голову идея поддерживать длительный зрительный контакт с незнакомцем.
Это бессмысленно
Выражение лица собеседника может передавать самую разную информацию, но для того, кому трудно считывать мимические сигналы и распознавать эмоции, она окажется бесполезной. В действительности необходимость смотреть в лицо может даже помешать понять, о чем собеседник говорит.

Это пугает

Мозжечковая миндалина — часть человеческого мозга, отвечающая за связь наших воспоминаний с эмоциями, что в конечном итоге формирует наш опыт. Ученые считают, что при аутизме в работе миндалины наблюдаются некоторые нарушения, суть которых еще предстоит выяснить — например, мозговые реакции и движения зрачков свидетельствуют о том, что некоторым аутичным людям действительно страшно смотреть другим в глаза.

От первого лица

Поддержание глазного контакта очень, очень трудно мне дается! Это настолько неприятно и тревожно, что приносит боль. Вы слышали, что говорят будто глаза – это зеркало души? Позволяя кому-то поймать мой взгляд, я чувствую, будто разрешаю этому человеку проникнуть внутрь себя. Поэтому заставлять меня встречаться взглядом – это все равно, что обезоружить и ранить мою душу.
Я хочу бороться с этим чувством незащищенности, поэтому не буду смотреть на лица, а буду отводить взгляд, как тургеневская девушка, что может быть расценено окружающими, как стыд, застенчивость или неуверенность в себе. Т.е. получается, что общество диктует мне «надо смотреть в глаза» – от этого еще меньше хочется с кем-то общаться.
С годами я научился фокусироваться и смотреть во время разговора исключительно на рот собеседника, бросая пару беглых взглядов в глаза, чтобы не выглядеть грубым. В результате я отлично научился читать по губам, что очень удобно, когда приходится смотреть телевизор в шумном аэропорту.

Важно ли умение смотреть в глаза?
Если человек отводит взгляд, то это может создавать проблемы в общении и привести к недопониманию: отсутствие важных сигналов и эмоционального контакта выглядят как отсутствие интереса.
Хотя визуальный контакт является очень эффективным способом невербального общения, он далеко не единственный. Есть множество других способов взаимодействовать и контактировать с собеседником, не встречаясь взглядом.
Также есть множество ситуаций, в которых отвести взгляд – типичное и ожидаемое поведение. Во многих культурах пристальный взгляд может быть расценен как грубость или агрессия. Кроме этого, нормальным считается отвернуться или сфокусироваться на чем-то, когда человек задумался и пытается решить какую-то проблему.
Взгляд в глаза – это что-то очень личное и даже интимное. Принуждать кого-то смотреть в глаза, когда человеку это неприятно, это все равно, что посадить его перед собой и кричать ему в ухо. В результате получаемый стресс и перевозбуждение только помешать общению.

Как можно помочь?
Если хотите помочь собеседнику, который отводит взгляд, снизьте его тревожность – есть множество способов этого достичь.
Не давите и не требуйте
Для людей, которые не любят смотреть в глаза крайне важно заранее знать, что их не заставляют это делать. Просто позвольте им быть естественными, никогда не хватайте их за подбородок со словами: «Смотри в глаза, когда с тобой разговаривают!»
Не судите по глазам о внимании собеседника
Некоторым людям нет необходимости смотреть на собеседника, чтобы сконцентрироваться на его словах: в действительности то, что собеседник на вас не смотрит, позволяет ему сосредоточиться на том, что вы говорите.
Думайте, что говорите
«Смотри на меня!» – достаточно смутное указание. Смотреть куда? На ваше лицо? В книжку, которую вы держите? На доску, где рисуете маркером? Чего вы хотите этим достичь? Заполучить внимание? Убедиться, что вас слушают? Поощряете внимание к вам? Или улучшаете обратную связь? Если вы заставляете кого-то поднять взгляд, подвергая при этом человека стрессу, ни к чему хорошему это не приведет.
Разъясните, что и зачем вам нужно
Посмотреть человеку в глаза – это не то же самое, что поддерживать с ним зрительный контакт, несмотря на то, что мы учим наших детей, что это оно и есть. Те, кому это кажется затруднительным или неудобным, часто осознают, что «что-то в них не так», но без понимания причин, почему это важно для других. Потратив время на объяснение пользы визуального контакта, вы вместе с собеседником можете добиться более конструктивного общения.
Разъясните также, когда это не нужно
Также очень важно знать, когда не следует смотреть собеседнику в глаза. Принятые касательно этого в обществе нормы и правила достаточно сложны, и ожидать от людей с аутизмом, которые весьма ранимы, понимания этих правил без подробных предварительных разъяснений было бы не правильно. Например, если девушка пристально смотрит на незнакомца в автобусе, это может быть ненароком неправильно истолковано, равно как закрытые глаза мужчины в баре могут заставить его казаться враждебным.
Создайте безопасную обстановку
Только если дети чувствуют себя в безопасности, у них появляется желание взаимодействовать и исследовать мир. Заставляя кого-то смотреть в глаза, когда ему страшно и неуютно , мы не способствуем тому, человек он чувствовал себя в безопасности, не позволяя, тем самым, ему расширить зону взаимодействия и контактов с другими людьми.
Сделайте так, чтобы лица не смущали
Помогите вашим детям научиться понимать выражения лиц: показывайте картинки в книжках, используйте карточки и играйте в соответствующие игры.
Помогите найти другие способы
Мы можем получать и отправлять невербальные сигналы собеседнику не только заглядывая ему в глаза. Сфокусировать внимание на губах говорящего – хороший способ показать свою заинтересованность и улучшить взаимопонимание без лишнего напряжения, которое может доставить пристальный взгляд. Кроме этого, солнечные очки могут стать определенной зоной безопасности, которая упрощает зрительный контакт.
Практикуйтесь
Предоставьте более простые в реализации способы построить зрительный контакт. Если собеседнику комфортно смотреть на лицо, когда вы отвели взгляд, потихоньку возвращайте взгляд: чуть ближе каждый раз. Даже простое наблюдение за лицами на ТВ экране может принести большую пользу, особенно за ведущими новостей, которые смотрят прямо в камеру. Обеспечивайте некую буферную зону, позволяя держать физическую и эмоциональную дистанцию: например, во время диалога, посвященному просто обмену информацией, позвольте не строить эмоционального контакта, а просто находится в одной комнате.
Ставьте реальные цели
Умение держать контакт глазами никогда не должно быть самоцелью. Не стоит требовать от кого-то поддерживать общение в стрессовой для него ситуации: визуальный контакт – не единственный способ установления контакта. Это умение требует понимания социальных норм и правил, объяснить которые может быть не просто. Чтобы достичь успеха, разбейте эту большую задачу на много маленьких, и начинайте тренироваться.

Резюме

Если вы будете заставлять собеседника смотреть вам в глаза во время разговора в ситуации когда ему это не приятно — это только усложнит ваше общение. Если собеседник отводит взгляд — это сигнал, что смотреть в лицо ему трудно или неприятно. И если вы хотите помочь, лучшее, что вы можете сделать, это признавать и уважать за собеседником право не смотреть вам в глаза.

specialtranslations.ru

Глазной контакт при аутизме

Амитист Шабер живет в Канаде. Она замужем и посвящает много усилий тому, чтобы объяснить, что это такое — «быть аутистом». Её мнение о необходимости глазного контакта отражает личное восприятие уже взрослого человека, нашедшего себя в нейротипичном мире. В конце монолога Аметист мы также предлагаем вам ознакомиться с переводом самых интересных комментариев к данному видео от специалистов АВА и других взрослых с РАС.

Всем привет, меня зовут Амитист.

Добро пожаловать на мой канал «Спроси у аутиста»!

Сегодня мы будем обсуждать вопрос, о котором меня просили рассказать много раз. Конечно же, это глазной контакт.

Когда только приступала к подготовке этого выпуска, я не думала, что у меня наберется достаточно материала на десятиминутный рассказ. Однако, некоторое размышление позволило мне понять, что это будто бы простое действие вовсе не так очевидно, как может показаться на первый взгляд.

В различных культурах существуют различные традиции относительно глазного контакта. Представления людей-неаутистов о том, что такое «правильный» глазной контакт, очень отличаются от того, что думают аутисты.

Что такое глазной контакт?

Термин «глазной контакт» был придуман в странах запада в 60-ые годы двадцатого века. Он описывает имеющее большое значение для социального контакта состояние, когда два человека смотрят друг другу в глаза. Считается, что глазной контакт важен для коммуникации в обществе, этому виду невербальной коммуникации придают очень большее значение у нас в Северной Америке.

Существует связь между глазным контактом и доверием. Считается, что глазной контакт важен для развития детей, и исследователи все больше изучают глазной контакт и невербальную коммуникацию.

В обществе существует устойчивое представление, что глазной контакт подтверждает правдивость человека, а его отсутствие говорит о лживости. Также считают, что глазной контакт подтверждает, что собеседник проявляет внимание к диалогу.

Это, однако, не всегда верно даже для людей без аутизма. Например, в 2006 году в университете города Стерлинг было проведено исследование, в котором принимали участие двадцать пятилетних британских школьников. Было обнаружено, что когда заданный вопрос требовал обдумывания, дети отводили взгляд. Если необходимо было приложить усилия для поиска правильного ответа, детям приходилось внимательно слушать вопрос и не смотреть в глаза собеседнику.

Кроме того, дети, которые отводили взгляд, чаще отвечали правильно, чем те, кто поддерживал глазной контакт. И это, напомню, относится к нейротипичным детям без аутизма.

Таким образом, даже нейротипичным детям сложно слушать кого-то и затем отвечать на трудные вопросы, если при этом они должны смотреть в глаза. Прерывание глазного контакта позволяет мозгу полнее обрабатывать информацию. Именно это и происходит постоянно с детьми с аутизмом и взрослыми аутистами.

Также считают, что лжец не сможет смотреть в глаза, и, когда человек отводит взгляд, это признак того, что он говорит неправду. Однако Эдвард Гилерман, профессор психологии из университета Калифорнии, несколько лет изучал невербальную коммуникацию и глазной контакт, и его рабочая группа обнаружила, что люди, которые отводят взгляд, когда задают вопрос или отвечают на реплику, просто… думают. Связи между отведением взгляда и ложью нет. И снова, подавляющее большинство людей, принимавших участие в эксперименте, не были аутистами.

Мозг людей с аутизмом работает по-другому, у нас другой нейротип, мы по-другому обрабатываем информацию, и это неотъемлемая часть личности людей с аутизмом. Основные отличия располагаются в сфере коммуникации и социализации.

Почему аутисты избегают глазного контакта?

Существует две основные причины, почему люди с аутизмом избегают глазного контакта.

Первая связана с расстройством сенсорного восприятия или сенсорной перегрузкой. Лицо человека — очень сложный объект. С ним постоянно что-то происходит. Люди-неаутисты постоянно вглядываются в лица и глаза собеседников в поиске этих небольших изменений и новых сигналов, которые сообщают об удовольствии, грусти или разочаровании.

Нейротипичные люди постоянно ищут все эти невербальные подсказки, которые происходят очень, очень быстро. Чтобы воспринять всю эту визуальную информацию, обработать ее и понять, требуется готовность и способность мозга.

Из всех частей лица, именно глаза человека передают обилие эмоций и мыслей. Именно поэтому наша культура придает глазному контакту столь большое значение и считает его ценным знаком доверительности в отношениях между людьми.

Для людей с аутизмом и расстройствами сенсорного восприятия, вся эта информация избыточна, она чрезмерно давит на мозг. В моем случае, когда я поддерживаю глазной контакт с кем-то, то этот взгляд ощущается очень сильным. Это похоже на то, как если бы я смотрела на очень яркий свет.

Другие люди с аутизмом говорят, что прямой глазной контакт причиняет им боль, сбивает их с толка и выступает как очень сильный стимул и перегружает мозг.

Вторая причина, по которой людям с аутизмом сложно поддерживать глазной контакт, состоит в том, что мозг таких людей имеет совершенно другой интеллектуальный потенциал и способности к обработке информации. И даже если глазной контакт физически переносится нормально, и не перегружает сенсорную систему, аутистам все равно трудно обрабатывать информацию и поддерживать глазной контакт.

Нам сложно одновременно думать и слушать кого-то. У нас могут быть проблемы с пониманием речи, у нас могут быть другие коммуникативные привычки, нам может быть трудно следить за разговором, когда на заднем плане слышны посторонние звуки. Во всех этих ситуациях нам нужно прилагать максимум усилий для того, чтобы слышать, что нам говорит собеседник – нашему мозгу приходится обрабатывать слишком большой объем информации.

Если же аутист будет дополнительно отвлекаться на то, чтобы следить за выражением лица собеседника, он просто ничего не поймет. Избегание глазного контакта позволяет снять излишнюю нагрузку с мозга, и дает аутисту возможность лучше слышать слова других людей и понимать, что ему говорят.

Я знаю, что все обстоит именно так, поскольку отталкиваюсь от своего опыта. Когда я была ребенком, если меня заставляли смотреть в глаза другому человеку, я не слышала, что он говорит мне в это время. Это справедливо и для других людей с аутизмом.

Вам нужно сделать выбор: или вы имеете со мной глазной контакт, и вам приятно не выходить за рамки привычных правил общения, или вы даете мне возможность не смотреть вам в глаза, но тогда я могу слышать и понимать вас.

Должен ли я настаивать на том, чтобы мой ребенок с аутизмом поддерживал глазной контакт?

В западной культуре глазной контакт считается необходимым, тогда как в странах Азии он рассматривается как нечто оскорбительное. В нашей культуре глазному контакту придается непропорционально большое значение, и именно поэтому многие нейротипичные родители чувствуют себя уязвленными, когда их дети с аутизмом не смотрят им в глаза, или же имеющийся глазной контакт отличается от нормального, или же не поддерживается длительное время.

Когда в один день ребенок смотрит в глаза, а в другой – нет, это сбивает с толку. Родителям часто кажется, что это указывает на отсутствие текущего контакта с ребенком, или на общее нежелание вступать в общение, как если бы ребенок не слушал вас, не принимал во внимание ваши слова, или не любил вас.

Скорее всего, ребенок очень вас любит. Но ему неприятно или даже больно смотреть в глаза, или же это непрактично с его точки зрения, поскольку, когда ребенок смотрит в глаза, он не может понять ваших слов.

Думаю, вы уже догадались, что я хочу сказать: не заставляйте ребенка с аутизмом смотреть вам в глаза. Это одна из тех вещей, где достигнутый результат не будет стоить побочных эффектов от его достижения. Да, общество в целом не любит, когда человек не смотрит в глаза, о таких людях думают как о ненадежных или скользких.

Это убеждение уходит своими корнями в эйблеизм – убеждение, что все в обществе должны быть «нормальными». Я бы даже сказала, что это проявление расизма, поскольку не все культуры считают глазной контакт столь важным.

Глазной контакт – это условность, которая не работает для всех и каждого. Если рассматривать жизнь во всей ее совокупности, то глазной контакт – это лишь одна из ее граней, причем далеко не самая важная. Это не то, что стоит огромного труда и нервов.

Чтобы жить счастливой и полной жизнью, вовсе не обязательно уметь поддерживать глазной контакт. Это же относится и к романтическим отношениям. Существует множество слепых людей и тех, у кого серьезно повреждено зрение. Они не смотрят никому в глаза, но имеют друзей, и любящие семьи и даже женятся или выходят замуж.

Не тратьте лишние силы на поддержание глазного контакта, поскольку, даже если это важно для людей-неаутистов, сами аутисты мало приобретают от такого умения.

Напротив, без глазного контакта их жизнь будет более счастливой и здоровой. Они будут лучше понимать ваши слова: глазной контакт, который людям с аутизмом кажется неестественным и болезненным, только лишь мешает коммуникации.

Заключение

Надеюсь, это выпуск был вам полезен, и обычные родители детей с аутизмом услышат меня. Надеюсь, что я смогла дать вам более полное понимание вопроса и объяснила, что такое глазной контакт с точки зрения аутистов.

Отвечая на вопрос, который мне время от времени задают: да, для мня смотреть прямо в камеру – это совсем не то, что смотреть в глаза другому человеку. Если кто-то из вас когда-нибудь встретится со мной лично, не ждите нормального глазного контакта.

Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить от меня ответ, оставляйте их в своих комментариях.

Большое спасибо за просмотр!

Избранные комментарии зрителей

Брия Йазик (Bria Yazic)

Прежде всего, хотела бы поблагодарить вас за ваши видео. Я работаю с невербальными аутистами, и ваши рассказы помогают мне понять, что стоит за их поступками. Я смотрю на вещи не как нейротипичный человек, а гораздо шире.

Сейчас я обучаюсь по программе ABA (того ее направления, которое очень дружественно относится к детям), и моя цель с одним из моих пациентов состоит в том, чтобы научить его как устанавливать глазной контакт в ответ на приветствие со стороны другого человека. Ему не нужно держать контакт долго, но мы хотели бы, чтобы это выступало формой проявления уважения к собеседнику.

Будет ли это несправедливым по отношению к малышу с аутизмом, или, напротив, очень поможет ему в дальнейшей жизни?

Не кажется ли вам, что полный отказ от глазного контакта повредит ему больше, чем принесет выгод?

Думаю, что такой навык в долгосрочном периоде принесет только пользу и поможет налаживать контакт с самыми разными людьми.

Я посмотрела большое количество ваших передач. Бесспорно, ознакомление с ними помогает мне стать лучшим профессионалом.

Мне, однако, хотелось бы внести определенные коррективы в позицию, которую вы озвучиваете на своем канале. Вы предлагаете внедрять в занятия с детьми с аутизмом как можно больше флор тайм, не просто гасить неприемлемое поведение, а искать ему альтернативы, и разрешать ребенку «стимиться».

Все эти предложения уже официально учтены в рамках той школы ABA, в которой я занимаюсь. Мы никогда не используем наказаний (негативных поощрений), но всегда стремимся к поощрениям позитивным (в обычных школах учителя поступают точно так же в отношении нейротипичных детей). Все наши действия учитывают комфорт пациента.

Для одного из моих воспитанников мы подготовили систему, которая помогала ему понять, когда надо соблюдать тишину в классе. Когда он показал, что он не переносит нашу придумку, мы поменяли ее на другую, которая подходила ему гораздо больше. Его удовлетворенность жизнью существенно возросла, и он понимает, когда ему можно вести себя шумно, а когда надо подождать. И если он не может ждать, он всегда может попросить о перерыве, чтобы пойти в место, где может вести себя шумно.

Я убеждена, что практики ABA меняются со временем, и это помогает детям уметь правильно вести себя в разнообразных ситуациях и уметь принимать участие в играх и других мероприятиях.

АВА сейчас не пытается «заставить детей выглядеть нормальными». Мы не требуем от детей, чтобы они перестали быть собой: мы любим их такими, какие они есть, со всеми их стимами и повторениями одного и того же. Все это – мой личный опыт АВА. Еще раз благодарю вас за ваши ролики!

Пенту Прагер (Pentu Prager)

Есть исследование, которое показало, что тем аутистам, кто не может поддерживать глазной контакт, помогают повышенные дозы витамина А. Витамин А очень важен для здоровья глаз. Также было обнаружено, что аутисты используют периферическое зрение, чтобы смотреть на собеседника.

Кейтлин Кои (Caitlin Koi)

Очень полезное видео. У меня самой диагностирован аутизм, и я научилась смотреть людям в рот, когда они говорят со мной. Сложно различить, смотрит ли вам собеседник в рот или в глаза, по большей части такие взгляды выглядят похожими.

Однако иногда я обнаруживаю, что я вообще не могу взглянуть на лицо собеседника. Все, что мне доступно – рассматривать его краем глаза. Мне ужасно неприятно, прочти болезненно заставлять себя смотреть кому-то в глаза, если я волнуюсь или испытываю другой стресс. Надеюсь, все больше нейротипичных людей начнут нас понимать.

Транскрипт выпуска с канала «Ask an Autistic».

www.corhelp.ru

Обсуждения

Аутизм или нет?

1 934 сообщения

Здравствуйте, мамы и папы самых лучших в мире деток!
Прочитал каждую букву этой группы и решил все таки с вами посоветоваться. Совсем запутался.
Нашему Ромке сейчас 2 года и 4 месяца.

История банальна: первый год рос и развивался богатырём, думал боксёром станет. Глаза блестели, смышлёный, красивый мальчуган. Первые слова не заставили себя долго ждать. Вобщем уже по накатанной схеме — это наш второй сын. Но доза ртути, как теперь оказалось, сделала своё грязное дело.

Что у нас по симптомам:
* раньше истерика и головой об пол, сейчас нет
* закатывал глаза, сейчас меньше, но есть
* бег вдоль комнаты туда-сюда, тоже стал реже бегать
* кусался раньше (и себя и других), сейчас нет, но стал себя щипать за щеки
* часто (не всегда) бубнит что-то, из понятного только 4 слова: аё (алё), пьет (привет), кися-мяу, куся (кушать). Говорит «мама», но не маме.
* горшок не боится, но не просится
* если что-то нужно — берет за руку и ведет, потом вылазит на руки и тянется руками к предмету
* указательного жеста нет
* ходит и бегает неуклюже, прыгать не умеет
* мелкая моторика отстаёт от сверстников

Четыре дня назад посадили его на диету, сейчас ищу дополнительную информацию к ней. Но чем дольше я на сайтах и форумах по аутизму, тем больше закрадывается сомнение — а может это не аутизм? Дело в том, что:

* глазной контакт есть и был всегда
* не наблюдаю я у него ни малейшего намека на проблемы с пищеварением
* нет у него стереотипности и однообразия
* в еде абсолютно неприхотлив, нет зависимости к глютену и казеину, на диету не отреагировал никак
* нет ни гиперактивности, ни заторможенности
* чаще всего в хорошем расположении духа, истерит и стимит мало (только когда не получает что хочет)
* игрушками играет правильно, любит мобилки и «обезьянничать» разговоры

Может еще чего забыл, а так вот такие наши плюсы и минусы. Ромка ходит в ясли, правда там он самый отсталый, но пока не жалуются. Пару месяцев с ним работает по выходным логопед-дефектолог, сами дома занимается потихоньку (пирамидки, пазлы, горох перебирает, рисуем, лепим).

С одной стороны мал еще вроде, может догонит. А с другой — видно, что не всё в норме. Не хочу терять времени ни в коем случае. Ни специалистов, ни врачей толковых. Нужна ему эта диета. Может это задержка развития, может форма аутизма такая.

Дорогие мамочки, прошу вас, подскажите на свой взгляд — есть аутизм или нет? Интересно просто ваше обьективное мнение. Никто, лучше вас не знает, а я пока разберусь.

m.vk.com

Зрительный контакт: чему учить и как учить.

АВА-терапия для аутичных детей является наукой о том, чему учить и как учить. Несмотря на то, что оба эти вопроса являются одинаково важными, наиболее активные дискуссии в АВА вращаются вокруг вопросов о том, как учить: использование дискретного тестирования, случайного обучения, тренинги обобщения – все это примеры различных стратегий того, как учить, оцениваемые в различных исследованиях. Одной из важных и интересных тем обучения является разговор о том, когда и как учить ребенка зрительному контакту.

Еще в 1981 году доктор Lovaas опубликовал книгу под названием «The Me Book», первое руководство для широкой публики, в деталях описывающее, как реализовать поведенческую терапию для аутичных детей. Зрительный контакт числился одним из первых навыков для обучения ребенка. В Главе 6 под названием «Направление и поддержание внимания ребенка» описывалась первая программа под названием «Посмотри на меня». Терапист давал инструкцию «Посмотри на меня!», и ребенок должен был посмотреть на тераписта по крайней мере в течение 1 секунды. Зрительный контакт рассматривался как ключевой навык, необходимый для получения внимания ребенка и его готовности учиться.

Однако, примерно с 1995 детей зрительному контакту уже больше не обучали в начале АВА-терапии. Доктор Lovaas даже давал интервью с пояснениями о том, почему в программу были внесены некоторые изменения. В различных источниках указывались самые разные причины этих изменений: а) несмотря на то, что доктор Lovaas говорил об обобщении навыков, обобщение навыка зрительного контакта в условиях другой окружающей среды оказалось на раннем этапе трудной задачей в случае некоторых детей; б) зрительный контакт не является необходимым условием привлечения внимания ребенка, потому как другие аспекты терапии (подсказки, усилители и др.) сами по себе приводят к получению внимания ребенка; в) программа по обучению зрительному контакту может, наоборот, уменьшить зрительный контакт с ребенком, когда он поймет, что инструкция «Посмотри на меня!» обычно сопровождается другими требованиями.

Таким образом, в то время зрительному контакту детей стали обучать не в начале программы в целях получения их внимания, и намного позже, как важному элементу участия в разговоре, при помощи которого можно поддерживать беседу и проявлять свой интерес к ней.
Если мы перенесемся в настоящее время, детей снова обучают зрительному контакту на ранних этапах обучения. Однако, теперь ребенка обучают зрительному контакту для сообщения какой-либо информации, участия в совместном внимании и т.д.

Приведем несколько примеров тому, как можно обучить ребенка зрительному контакту. Хотя эти методы в основном применяются в рамках программ поведенческой терапии, при достижении определенного уровня навыков родители также могут применять их в соответствующее время в домашних условиях.

1) Получение внимания

Первоначально ребенок учится просить об игрушках, к которым он проявляет интерес. Например, баночка мыльных пузырей может быть размещена на недоступной, но обозримой для ребенка высоте. Когда он подходит к пузырям и смотрит на них, инструктор дает ему подсказку к произнесению слова «пузыри». Когда это происходит, инструктор выпускает пузыри. Подсказки постепенно уменьшаются вплоть до независимой реакции ребенка.

Затем, инструктор начинает игнорировать ребенка, когда он просит о мыльных пузырях в первый раз. Очень важно, чтобы он не смотрел на ребенка в тот момент, когда он обращается со своей просьбой. Ребенка обучают привлекать внимание инструктора повторением просьбы. Когда ребенок повторяет просьбу, инструктор заметно и эффектно переводит взгляд на ребенка и говорит: «а, пузыри!» и затем берет их в руки. Опять таки, подсказки постепенно уменьшаются вплоть до независимой реакции ребенка.

Далее, инструктор продолжает игнорировать ребенка (не отвечая на его запрос и не глядя на него) даже при повторении им просьбы. Ребенка обучают привлекать внимание инструктора, похлопывая его по плечу, тогда инструктор снова заметно и эмоционально смотрит на ребенка, тот говорит «пузыри», и инструктор берет их в руки. Подсказки уменьшаются, а инструктор отдаляется на все большее расстояние от ребенка, до тех пор пока он самостоятельно не будет подходить к инструктору, хлопать его по плечу и просить о пузырях.

В конце концов, ребенка обучают привлечению внимания инструктора, глядя в его глаза. Как и прежде, инструктор игнорирует первоначальный запрос. Когда ребенок подходит к инструктору и хлопает его по плечу (например, со спины), ему дается физическая подсказка обойти инструктора и встать лицом к его лицу. С этого момента поведение ребенка формируется таким образом, что просто похлопывание по плечу уже не усиливается: он должен попытаться добиться зрительного контакта с инструктором, встав перед ним, а не сзади, и пытаясь посмотреть в его глаза.

2) Вопрос «Где?» (за которым следует передача невербальных подсказок)

Детей можно попробовать обучить вопросу «Где?» на ранних стадиях терапии. Можно использовать метод случайного обучения, таким образом, когда ребенок просит об игрушке, которую не может найти, ему говорят, что он может получить ее, и дают подсказку к вопросу «Где машинка?», а затем показывают, где в действительности находится эта машинка. Также можно играть с ребенком в игру «где», когда одна из игрушек прячется в комнате, о чем сообщают ребенку, и после его вопроса «где машинка?» ему показывают ее местонахождение. После того, как ребенок обучается задавать вопрос «где. », вербальные подсказки и жесты можно заменить на невербальные, чтобы ребенок научился сосредотачиваться на лице инструктора для получения необходимой информации.

Затем игра «где» модифицируется, в нее играют с 4-6 непрозрачными (например, обувными) коробками, в одной из которых прячется игрушка. Инструктор кладет руку ребенка на первую коробку, затем качает головой «нет» (хмурясь), не позволяя открывать ее, и так до тех пор, пока очередь не дойдет до «правильной» коробки. Тогда инструктор активно кивает головой и улыбается, позволяя ребенку открыть коробку с игрушкой. Это очень постепенный процесс, в начале которого инструктор всегда находится поблизости, чтобы вовремя вмешаться, если ребенок испытывает трудности. Подсказки уменьшаются до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно подходить к каждой из коробок и оглядываться на инструктора для получения информации о том, следует ли открыть данную коробку.

Затем можно использовать еще один формат такой игры: когда ребенок задает вопрос «где машинка?», инструктор отвечает «она вот в этой коробке» и смотрит в нужном направлении. Первоначально также можно использовать поворот головы или корпуса тела как подсказку.

3) Использование усилителей или игр, предполагающих зрительный контакт

Некоторые усилители могут использоваться не только для подкрепления навыков ребенка в процессе обучения социальным навыкам или играм, но и одновременно для укрепления зрительного контакта. Примером тому может быть традиционная игра в прятки. Инструктор прячет ребенка, к примеру, под столом, затем подходит и заглядывает под стол с какой-либо из сторон. Когда ребенок посмотрит на инструктора, он говорит «поймал!» и поощряет его.

Также многие виды физических усилителей могут помочь в обучении зрительному контакту. Например, во время щекотания или кружения ребенка инструктор может остановиться и дождаться момента, когда ребенок посмотрит на него, чтобы возобновить активность.
АВА терапия постоянно развивается в области стратегий того, как и чему учить ребенка. Будем рады пополнению этого списка методик методиками из вашего личного опыта в комментариях к данной статье.

autism-aba.blogspot.com