Аутизм максимова

ТОМАТИС-ТАГАНРОГ

Центр нейрокоррекции поведения и речи

Телесно-ориентированная терапия (по Максимовой)

Телесно-ориентированная терапия — это один из методов психической коррекции — «исцеления души через работу с телом». Телесная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией».

Чем больше мы работаем с детьми, имеющими различные нарушения развития, тем больше сталкиваемся с тем, что нарушения психики и интеллекта, как правило, сопряжены с изначальным нарушением восприятия себя, своего тела, своей целостности, и, как следствие, нарушением взаимодействия с другими людьми и миром. Елена Владимировна Максимова, автор методики «Со-творение», считает нарушение восприятия «себя» основной причиной формирования искажённого психического развития особых детей. Сложно взаимодействовать с окружающим миром, если не ощущаешь, не понимаешь самого себя.

Телесно ориентированная терапия с опорой на теорию построения движений Н.А.Бернштейна «Со-творение»

Впервые о взаимосвязи физического и психического развития заговорил отечественный учёный, выдающийся врач Н. А. Бернштейн. Его теория управления движениями и формирования новых двигательных форм была разработана ещё в 30-40 годы XX столетия. В 1947 г. вышла одна из основных книг Н.А. Бернштейна «О построении движения», которая была удостоена Государственной Сталинской премии. За рубежом «работа с движением» появляется после 1949 года, когда книги Н.А.Бернштейна были переведены на все языки мира. В 1950 г.г. он проходил «по делу врачей» и все его разработки, книги были запрещены. Н.А. Бернштейн был реабилитирован в период хрущевской «оттепели». Его модели сразу же стали востребованы физиологами, кибернетиками и психологами. После смерти учёного (1966г.) теория построения движений Н.А. Бернштейна у нас, в Советском союзе, была забыта на долгие годы. За рубежом же его теории уделялось много внимания. Так, теория построения движений легла в основу динамической психотерапии Девида Боаделла. Идеи теории построения движений Н. А. Бернштейна нашли свое отражение в методике раннего развития детей Глена Домана (те же уровни), теории сенсорной интеграции Джин Айрис, Жан Пиаже и других.

В нашей стране к теории построения движений Н. А. Бернштейна вернулись совсем недавно благодаря разработкам психолога, коррекционного педагога Елене Владимировне Максимовой. Она предложила активно использовать методики телесно-ориентированной модели у детей с различными нарушениями развития.

Елена Владимировна продолжила развивать теорию Берштейна и убедилась, что целостного развития психики и интеллекта ребёнка можно добиться, научив его чувствовать себя, ощущать и понимать собственное тело.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛА

У детей с расстройствами аутистического спектра часто отсутствует или слабо выражена кожно-мышечная чувствительность. Дети-аутисты могут не ощущать физическую боль от удара или падения, у них редко возникает ощущение «бегающих мурашек». Они могут не испытывать чувство опасности, при этом боятся высоты и не любят выполнять физические упражнения. Объясняется это просто: дети-аутисты плохо ощущают собственное тело и своё местоположение в пространстве. Именно сниженная мышечная чувствительность делает таких детей неуклюжими, склонными к приступам самоагрессии.

При снижении протопатической (кожно-мышечной) чувствительности , ухудшается восприятие себя в пространстве – ребенку требуется постоянно двигаться, возбуждая поверхностную чувствительность , чтобы себя найти, себя почувствовать. Такое поведение часто диагностируется, как синдром гиперактивности с дефицитом внимания. При недостатке протопатического восприятия происходит задержка или отсутствие формирование целостного восприятия своего тела, как образа, схемы — не формируется или нарушается создание образа тела, образа себя, образа своего Я. Это ведет к страхам, связанным с «телесным непониманием. Такие нарушения легко диагностируются по рисункам детей. В поведении ребенка это проявляется разнообразием симптомов аутизации, отрешенностью от внешнего мира. По-видимому, все силы ребенка уходят на то, чтобы хоть как-то находить, чувствовать самого себя.

У маленьких детей с РАС нарушение кожно-мышечной чувствительности приводит к проблемам в период приучения к горшку. Ребёнок просто не ощущает естественные потребности. А родители, не зная истинную причину такого поведения, продолжают настаивать и повторять бессмысленные попытки научить вовремя ходить в туалет.

КОМУ ПОКАЗАНА ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ ПО МЕТОДУ Е.В МАКСИМОВОЙ

На базе хорошо развитой кожно-мышечной чувствительности формируются многие навыки и умения: бытовые, социальные, личностные. И крайне важно начинать работу с мышечной чувствительностью именно в раннем возрасте. В первую очередь, у детей с особенностями развития. Именно на таких деток ориентирована телесная терапия по методу «Со-творение» Е.В. Максимовой. К показаниям относят:

  • аутизм, расстройства аутистического спектра
  • различные речевые нарушения
  • задержка физического и психического развития
  • ДЦП, органические нарушения ЦНС
  • неврологические расстройства
  • энурез
  • тревожный сон
  • боязливость, неврозы
  • гиперактивность и т.д.
  • КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ТЕЛА

    Задача специалиста – обнаружить и активизировать зоны кожно-мышечной чувствительности ребёнка. Во время занятий терапист находит эти зоны и при помощи специальных упражнений и воздействий на них, учит ребёнка чувствовать себя. Со временем ребёнок научается понимать не только своё тело, но и свои внутренние чувства и эмоции, управлять ими.

    Со стороны это выглядит как весёлые «обнимашки» и «похлопушки». На самом деле каждый этап работы выстроен в соответствии с определёнными уровнями построения движений, описанными Н.А. Бернштейном.

    Когда мы говорим о коррекционной работе с телом, мы имеем в виду не безличное, пассивное, механическое воздействие на тело, а воздействие только социальное, внутри человеческого дружеского общения.

    Работа по методике Е.В. Максимовой предполагает совместное взаимодействие специалиста и родителей ребенка. Родители находятся рядом, постепенно приобщаясь к процессу. Работа над мышечной чувствительностью приятна и полезна для всех участников. В результате улучшается эмоциональная связь между ребенком и его близкими, что помогает наладить контакт и научиться понимать друг друга, формируется наиважнейшее психологическое понятие — ДОВЕРИЕ! Параллельно специалист обучает родителей навыкам и правилам методики Е.В. Максимовой, ведь далее такая терапия продолжается дома.

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДУ Е.В. МАКСИМОВОЙ

    В результате занятий у детей наблюдаются значительные изменения в состоянии:

  • Изменения физического и эмоционального состояния, отношений с окружающим миром (достижение большей свободы, мягкости, устойчивости и т.д.);
  • уменьшение проявлений гиперактивности (формирование целевых движений; удержание внимания на заданной цели);
  • уменьшение аутистических проявлений (уменьшение стереотипий; появление взгляда в глаза, социальной улыбки, смеха, любопытства; уменьшение самоагрессии; уменьшение специфических страхов; появление интонированного лепета (интонации речи) или речи; большая терпимость к прикосновениям; большая целенаправленность действий и т.д);
  • толчок в развитии речи;
  • улучшение познавательных способностей;
  • улучшение координации и моторики.

neurotaganrog.ru

Аутизм не трагедия, трагедия — невежество

Всемирный день информирования об аутизме (World Autism Awareness Day) был установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году, после чего ежегодно отмечается 2 апреля, начиная с 2008 года

Натия Кварцхава, Sputnik

Немногие знают не то что о существовании этого дня, а вообще об аутизме. У многих жителей Грузии на вопрос «Что такое аутизм?» ответа нет. Несмотря на то, что определенная часть населения старается с пониманием отнестись к людям с особенными нуждами и сделать все для того, чтобы они были максимально интегрированы в общество, остаются такие, которые не понимают, насколько важна для них помощь.

Правильное отношение общества, любовь и понимание навсегда могут изменить жизнь детей с аутизмом. И не исключено, что из них вырастут настоящие гении, как Билл Гейтс, Ван Гог, Альберт Эйнштейн и многие другие выдающиеся личности с аутизмом.

Изменить отношение общества Грузии к аутизму старается благотворительный фонд «Мы — другие». 25 марта совместно с Патриархией они провели первую встречу на тему «Аутизм и общество» со священнослужителями, директорами и учителями церковных и светских школ.

Основатель фонда Андрей Максимов, а также Игумения Иоанна рассказали Sputnik Грузия о том, как изменить отношение общества к аутизму.

Роль церкви в социализации людей с аутизмом

— Интересно узнать от Матушки Игумении Иоанны, что может сказать религия обществу, чего не знает медицина?

— А что знает медицина о страхе? Вы знаете, что у ребенка с аутизмом в глазах? Страх. Я не делаю анализов, это не моя сфера, хоть я и бывший химик, но я понимаю это. Я и сейчас переживаю, когда вспоминаю эти глаза. Это взгляд, который передает состояние души человека. Я посмотрела в глаза этому ребенку и поняла, что он и меня боится. Это происходит, потому что мы потеряли страх Божий и приобрели разные другие виды страхов. Сначала у нас рождаются дети с аутизмом, а потом появляются взрослые с разными фобиями. Церковь говорит, что кто впадает в забвение страха Божьего, тот приобретает заботы, беспокойства и тревоги.

— В чем причина асоциального поведения аутистов?

— Церковь говорит, что человек состоит из души и тела. Даже суждение о том, что смерть разделяет их, относительно — так говорят святые отцы. Посмотрите, что делают дети, мучаясь душой. Они выдергивают себе волосы, кусают себе руки. Это доказательство того, что душа и тело неделимы. Страдает душа — страдает тело.

— Насколько высока вероятность того, что именно церковь сможет изменить отношение общества к людям с аутизмом?

— Я считаю, что мы должны быть вместе. Добиться успеха в данном вопросе можно только благодаря совместным усилиям.

— Общество готово принять таких детей?

— Общество будет готово, если оно будет состоять из личностей. Если общество — это масса, то надо говорить не только об аутизме, там есть другие более серьезные проблемы. Поэтому общество, состоящее из личностей, готово, а масса — нет.

Детям-аутистам необходимо общество. Так они могут научится многому. Речь идет даже об элементарных вещах, они должны жить в обществе, учиться ухаживать за собой, читать, писать. Это все необходимо, но мы не должны забывать об их душах.

Я вспомню высказывание греков. Человек два раза в ад не попадает. Что под этим подразумевается? Дети проходят такую боль в этой земной жизни, что этой болью очищаются и в следующей жизни больше не будут испытывать мучения.

— Как церковь будет помогать фонду «Мы — другие»?

— Люди, которые ходят в церковь, обращаются к ней за духовной помощью. Есть и семьи, у которых дети с аутизмом, есть учителя, к которым могут попасть такие дети в классах и школах, есть просто соседи, родственники, в окружении которых есть особенные дети… Церковь в данном случае должна доносить пастве, что нужно делать.

— С какими трудностями сталкиваются священнослужители в селах и деревнях?

— Трудности состоят в нехватке информации об этой проблеме. Священники, которые и так нагружены, не имеют возможности общаться с фондом «Мы — другие». Но из сострадания к людям они вынуждены сами искать информацию в то время, которое у них выделено для богослужений, таинств, исповеди… Ищут, чтобы как-то быть в курсе. Для встречи с духовенством были напечатаны специальные буклеты фонда «Мы — другие» на грузинском и русском языках, и информации об аутизме, изложенной в них, достаточно для священника.

— Принимала ли раньше участие церковь в подобных вопросах?

— Церковь со дня существования всегда принимает участие в жизни человека. Жизнь идет вперед, мы становимся перед определенными новыми проблемами. И, естественно, церковь шаг за шагом идет за этими проблемами, изучает, включается в них, потому что все эти проблемы проходят через души людей. А церковь призвана помогать именно душам.

— Какую роль играет церковь в фонде «Мы — другие»?

— Церковь нужна для духовного покровительства. Наука будет думать о том, как осуществлять социализацию этих детей, а мы будем стараться спасать души.

Мы должны понимать, что родители, которые прячут детей с аутизмом, тоже нуждаются в помощи, у них тоже есть проблемы. Очень многие дети имеют духовные проблемы потому, что те же проблемы имеют родители. Сначала мы, взрослые, должны стать лучше для того, чтобы дети последовали нашему примеру. Поэтому, когда родитель приходит в церковь с такой проблемой, сначала мы помогаем взрослому, а потом этот родитель, найдя в себе силы, сможет помочь ребенку. Иначе никак.

От изоляции к социализации

— Андрей, теперь вопрос к вам. В сельских районах Грузии к детям с аутизмом относятся как к психически ненормальным, прячут их, изолируют от общества. Это правда так?

— К сожалению, да, и это абсолютно неправильно. Надо понимать название фонда «Мы — другие», также слоган «Постарайтесь нас понять». Ужасно, когда их закрывают на кухне, стесняются. Это происходит от невежества. Если их закрыть, изолировать, тогда они сто процентов превратятся на всю жизнь в окончательных социальных инвалидов. Изначально подход фонда в том, чтобы помогать им только через инклюзивное образование, включая их в общество. Если создать какой-то центр, где будут сидеть только аутисты — они обречены.

— Почему именно в районах так остро реагируют на аутизм?

— Слово «невежество» здесь ключевое. Они не знают, поэтому стесняются. В Израиле вы увидите на многих сайтах улыбающееся лицо и надпись: «Вашему ребенку поставили диагноз аутизм? Мы вас поздравляем», а здесь ребенку с этими проявлениями, могут сказать «не появляйся»! Запрут его где-нибудь. Какие-нибудь родственники говорят, что ты не умеешь воспитывать ребенка, что он бьется у тебя об стенку головой и кусает себя за руки. Люди просто не знают.

— Что бы вы сказали людям, которые не имеют достоверной информации об аутизме?

— Надо потратить немного времени и узнать об этом. Это не простая задача, потому что источников очень много, информации просто космическое количество. Для этого нужно много времени, а человек, как правило, не обладает этим ресурсом, если его не затянуло в эту воронку. Хотите мало читать? Читайте нашу брошюру или сайт autism.ge. Там свою позицию мы излагаем ясно и коротко. Другое дело, что мы к этой позиции шли долгие восемь лет.

— Как аутизм изменил вашу жизнь?

— Аутизм за те восемь лет, что я этим занимаюсь, однозначно изменил систему моих ценностей, все поменялось местами. Те, кто вовлечены в эти вещи, родители, преподаватели, специалисты — все меняются.

Я уверен, что и у тех 200 человек, которые принимали участие в конференции и среди которых были священнослужители, учителя, родители, тоже за эти три с половиной часа что-то изменилось. Я рассказывал на конференции о своем понимании как родитель, который уже восемь лет воспитывает ребенка с аутизмом. У меня не столько медицинское, сколько родительское видение этой проблемы.

Я говорил о том что, мы не знаем, что такое аутизм. Не верьте тем, кто говорит: «Я узнал». То же самое с причинами аутизма. С причинами аутизма все тащат одеяло на себя: психиатры ищут это в психиатрии, психологии — в психологии, генетики — в генетике и далее по списку. А смысл в том, что это комплексная проблема, единственное в чем сходятся все специалисты, что каким-то образом сигнальные системы работают в голове аутиста иначе, чем у нейротипичного ребенка. Термин нейротипичный означает то, что ребенок такой же, как и мы с вами — большинство. А вот кто нормальный, это еще эволюция покажет.

Из-за того, что сигнальные связи работают иначе, у них огромное количество проявлений симптомов аутизма, которые отличаются от нашего. Мой сын, например, ходит, всегда воткнув пальцы в уши, потому что у него так работает сигнал в голове. Человеческий голос он воспринимает как звук взлетающего самолета.

— Мы раньше писали о том, что вы в 98-й школе открыли ресурсный класс для детей с аутизмом, как идут дела?

— Ресурсный класс — это идеальная модель образования для невербальных детей с тяжелыми формами аутизма. Я часто слышу, что в Грузии есть ресурсная база, но все они, в лучшем случае, могут быть пригодны только для младших школьников с относительно легкими формами аутизма. Представим аутистов в инклюзивном классе. Дети, находясь в исходном состоянии, остро реагируют абсолютно на все, например, ребенок может кричать или несколько раз в день падает на пол, начинает биться в истерике в течение нескольких минут. Ясное дело, что в школу они не ходили и для этого им нужен ресурсный класс.

Ресурсы — это помещение. Директор 98-й школы Георгий Момцелидзе помог нам организовать большой класс, где-то 60 квадратных метров, который разделен на две комнаты: одна большая, где у каждого есть индивидуальное место, они абстрагированы от соседей. Есть также комната релаксации, если ребенок начинает психовать и нервничать, ему могут позволить там расслабиться. В эту релаксационную комнату мы привезли со всего мира оборудование, которое разработано для них, оно есть только у нас. Например, есть маска «змейка». Надевается на лицо и успокаивает ребенка. Она вибрирует и издает звук, который им приятен. Это целая наука.

Но самое главное — это индивидуальный подход, под каждого ребенка разрабатывается система, основанная на поведенческом анализе. Наши специалисты анализируют каждого ребенка, выстраивают стратегии. Я хочу сказать, что это очень сложный процесс, но результаты обнадеживают.

— Насколько мне известно вы готовы поделиться со всеми своим опытом. Расскажите, как создать ресурсный класс?

— Меня часто спрашивают, как создать ресурсный класс в регионах, как мы можем иметь такую терапию и такой сервис, допустим, в Телави. Задают вопрос, сколько стоит обучение. Первое, что должно быть — это объединение хотя бы пяти — шести мам, родителей. Нужно, чтобы дети были одного возраста и примерно одного состояния. Например, совсем легкого не нужно заводить в группу к тяжелым. В таком случае ребенок с легкой формой аутизма скатится на тяжелый уровень.

Нужно, чтобы мамы, родители были ответственны. Я не хочу, чтобы ко мне приходили массы желающих и говорили: «Возьмите моего ребенка и верните мне его уже не аутистом». Это очень распространенный подход в Грузии. Аутизм такая вещь — ты должен себя наизнанку вывернуть, я имею в виду родителей. Ты должен во всем разобраться и все, что делают специалисты с ребенком, в том числе в ресурсном классе, должен делать то же самое. Мамы, бабушки, няньки — в этом все должны участвовать. Это первый этап — ответственные мамы, которые делают все для того, чтобы их ребенок получил все правильно.

Условно, собираются родители, я говорю им «Теперь ищите школу». Школу, у которой есть такой директор, как Георгий Момцелидзе, который будет поддерживать и помогать. Дальше методика и специалисты. Методика — это наша работа, мы делаем идеальную модель образования.

Следующий этап — подготовка специалистов. В регионах это будет самой большой проблемой, потому что они должны обладать такой квалификацией, такой самоотдачей, что те деньги, которое предлагает государство спецпедагогам — смехотворны. Я понимаю, что ни один человек с той подготовкой и опытом, которые требуются, какое бы большое сердце у него ни было, не сможет работать за 300 лари. В регионах люди с такой квалификацией не задерживаются. В наши очень сложные проекты мы привлекаем самых лучших, но и платим им в несколько раз больше, чем платит система образования Грузии. И все же я надеюсь, что в регионах найдутся (или вернутся из Тбилиси в родные места) молодые специалисты с хорошим образованием и готовностью все время учиться и работать с полной самоотдачей.

Главные темы

В Черном море и реках Грузии в период с 1 мая по 25 июня утонул 21 человек и 36 были спасены

Водители городских маршрутных такси в Тбилиси получили распоряжение руководства включать кондиционеры в транспорте

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили направил Реджеп Тайип Эрдогану письмо с поздравлением с победой на президентских выборах в Турции

Орбита Sputnik

Власти Афганистана и движение «Талибан» направят своих представителей на заседание Международной координационной группы в столице Азербайджана.

Правоохранительные органы Армении «произвели действия» в отношении брата экс-президента страны Сержа Саргсяна — Александра Саргсяна.

Узник Рижской центральной тюрьмы, правозащитник Александр Гапоненко обратился с жалобой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Эстония стала единственной восточноевропейской страной, участвующей в создании совместных вооруженных сил быстрого реагирования ЕС.

Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и Белорусская федерация футбола (БФФ) запустили пилотный проект по развитию клубов страны.

Пропускную систему «Smart Павлодар», которая работает на основе отпечатка пальца, запустили в пилотном режиме в одном из городских детсадов.

В Оше 26 июня в ряде районов временно прекратят подачу электроэнергии в связи с подготовкой к осенне-зимнему отопительному сезону.

Активизацию сотрудничества между Молдовой и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) обсудят на встрече в Москве.

В международном аэропорту в Душанбе открылся новый грузовой терминал, построенный на средства, выделенные правительством Японии.

Сфера производства протезно-ортопедических изделий и реабилитационных средств в Узбекистане будет увеличена, также планируется вести научные исследования в этой отрасли.

НАТО не заинтересована в том, чтобы реально обеспечить безопасность Балтии и не станет развивать здесь инфраструктуру, считает военный политолог.

  • 10:06 Стало известно, кто выступит на разогреве и афтепати у Элтона Джона в Грузии
  • 09:36 Курс лари на вторник — 2,4531 GEL/$1
  • 09:01 За полтора месяца в Грузии утонул 21 человек
  • 00:07 Сборные Португалии и Ирана сыграли вничью
  • 23:58 Сборная Испании не смогла выиграть у команды Марокко
  • Все новости

    Колумнисты

    Екатерина Микаридзе

    Русудан Кацитадзе

    Гоги Вардзиели

    Дмитрий Косырев

    Грузия глазами иностранцев

    Мультимедиа

    Вкусная Грузия

    Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

    sputnik-georgia.ru