Аутизм памятка для родителей

Памятка родителям ребёнка с аутизмом

Анастасия Пучкова
Памятка родителям ребёнка с аутизмом

Памятка родителям

ребенка с аутизмом

Понять ребёнка и работать с ним — это трудно для любого родителя. Дети, больные аутизмом, требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому, воспитывая ребёнка-аута, необходимо соблюдать некоторые рекомендации. Обязательным компонентом в воспитании ребенка-аута является психолого- педагогическая коррекция.

Любая коррекционная программа строится индивидуально, поэтому перенос чужого опыта должен проводиться с большой осторожностью.

Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание. Большинство детей-аутов не помнят того, что произошло вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.

Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам, даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта.

Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей. Если семья не мечется в поисках чуда, не ищет магов и волшебников, а активно участвует в коррекционном процессе, результаты его оказываются более благоприятными.

Между родителями и специалистами, участвующими в лечении и коррекции детей, должны установиться отношения, основанные на доверии и взаимопонимании, но при сохранении достаточного уровня критичности. Родители должны доверять специалистам, которые работают с их ребенком, также как у специалистов не должно быть сомнений в искренности и открытости родителей. В то же время, нужно спрашивать специалистов обо всем, что тревожит и стремиться к полной ясности.

Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш просто потеряется. У детей-аутов повышается самооценка, если каждое новое задание будет сперва пройдено вместе с ними.

Никогда не показывайте ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению — заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.

Особенности детей с аутизмом таковы, что им трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, поэтому основные черты организации жизни ребенка в учреждении, которое он посещает, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими.

Также необходимо дать понять ребёнку, что он — член семьи, но не такой, которому уделяется больше внимания, чем остальным. Если вы будете обрушивать слишком много внимания на такого ребёнка, он может не понять вас и чувствовать себя некомфортно.

Позвольте маленькому человеку самому составить расписание прогулок, еды, сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с точки зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить отклонения в поведении.

Памятка для пап «Отцы и дети» Рада приветствовать Вас, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своими размышлениями о роли отца в семье, в частности,.

Памятка для родителей по ПДД ПАМЯТКА для родителей детей младшего дошкольного возраста Ворчанием наскучишь, примером научишь. Китайская пословица Уважаемые родители.

Памятка для родителей «Как учить ребёнка правильно вести себя на дороге» Как нам кажется, очень легко научить ребёнка правильно вести себя на дороге. Стоит только познакомить его с основными ПДД и ни будет, ни.

Памятка для родителей по адаптации к ДОУ Рекомендации родителям по адаптации детей к детскому саду. • Главное – не паникуйте! Все будет хорошо! Позитивный настрой родителей – половина.

Памятка для родителей по антитеррору Терроризм — это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его, чтобы добиться своих злых целей. Для этого они нагнетают страх.

Памятка для родителей по ПДД Памятка для родителей. Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить.

Памятка для родителей. Советы родителям, чьи дети изучают английский язык в детском саду. Памятка для родителей. Советы родителям, чьи дети изучают английский язык в детском саду. Изучение английского языка в дошкольном возрасте.

Памятка родителям по пожарной безопасности С ЦЕЛЬЮ НЕДОПУЩЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ НЕОБХОДИМО: Храните спички и зажигалки в недоступном и незаметном.

Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.

«Скоро в школу». Памятка родителям (памятка родителям). Совсем незаметно бежит время, и ваш малыш уже стал таким «взрослым», что через год он будет первоклассником. Именно.

www.maam.ru

Аутизм памятка для родителей

В прошлых статьях речь шло о том, является или нет аутизм генетическим заболеванием и о том, как влияют на развитие симптомов аутизма у ребенка факторы внешней среды. В этой статье речь пойдет о том, как следует вести себя родителям, если в их семье находится ребенок больной аутизмом.

Если в семье аутичный ребенок (памятка родителям)

Необходимо искать всевозможные пути, чтобы приобщать его к миру. Если у маленького человека нет врожденных социальных качеств, их нужно сформировать. Это реально только, если ребенок будет не отстранен от общества. Посему ни в коем случае не следует замыкаться, прятать чадо от посторонних. Правильно: искать ему компанию, чтобы он находился среди других детей. По идее, для этих целей созданы специальные центры поддержки таких малышей. Нет возможности определить ребенка в такое учреждение (например, семья живет в маленьком городке, где таких центров просто-напросто нет)? Специалисты советуют найти хотя бы еще одну семью с аутичным малышом — чтобы дети общались друг с другом.

Следует обратить внимание на свое психологическое самочувствие. Парадоксально, но при всей своей «отстраненности от событий» аутичные дети на самом деле очень чувствительны — в том числе и к тому, что происходит в семье. Подавленность родных (связанная, например, с тем, что мама и папа узнали: их малыш — аутист), может еще больше ухудшить состояние такого ребенка. Посему, услышав о таком диагнозе, не следует терять самообладание. Если сложно самостоятельно привести чувства в равновесие, есть смысл обратиться к психологу.

Нужно занимать активную позицию, стараться держать себя в тонусе, заниматься спортом. Замечено: чем более действенны родители, тем ощутимей прогресс у их чад.

Следует быть внимательными и заботливыми по отношению к малышу, но не переводить его в категорию «вечно опекаемого». Аутичные дети — великолепные манипуляторы. Они не преминут воспользоваться привилегиями человека, за которого другие готовы выполнить многое.

Не нужно жертвовать собой ради ребенка. Продолжать заниматься своими любимыми делами, не бросать свое хобби. Такой позитив наполняет родителей энергией — нужной для правильного воспитания малыша.

Мнение специалиста. Инна Сергиенко – учредитель международной организации “Фонд помощи детям больным аутизмом”

Важно, чтобы родители были последовательны в воспитании. Если с ребенком занимается педагог и устанавливает для него определенные правила — необходимо, чтобы они соблюдались и дома. Например, если ребенок не имеет внутреннего тормоза, не может остановиться, воспитатель может придумать для него внешний сигнал — положить руку на плечо. Этот жест означает: «Все, хватит». Нужно, чтобы такой «стоп-кран» применяли и мама, папа, бабушка — все, кто занимается с малышом дома. Про симптомы аутизма у детей рассказывает доктор Комаровский в прилагающемся видеоматериале.

medresurs.in

Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ для реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удается снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания родителей.

Косвенные симптомы аутизма у малышей

Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.

Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

Косвенные признаки аутизма:

1. Социальные:

  • Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
  • Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
  • Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
  • Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
  • Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
  • Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
  • В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.
  • 2. Трудности коммуникации:

    • Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
    • Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
    • Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
    • Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
    • Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
    • Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
    • Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

    3.Монотонность (стереотипность) поведения:

  • Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
  • Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
  • Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
  • Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
  • Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);
  • Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей.

  • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
  • У ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
  • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
  • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
  • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые слова.
  • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
  • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
  • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
  • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
  • Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка с аутизмом, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благополучии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

    dbvlz.ru

    Памятка для родителей детей – аутистов

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    11. Создавайте и поддерживайте семейные ритуалы (прогулка, чаепитие, совместное чтение и т.д.).

    12. Помните, что ребенок – аутист крайне консервативен – любое, даже небольшое изменение в режиме, обстановке, одежде, может вызвать сильную отрицательную реакцию.

    13. Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, спектаклей и т.д.).

    Памятка для родителей детей – аутистов

    1. Коррекционная работа с ребенком — аутистом требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

    2. Относитесь к ребенку с предельным вниманием, следите за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, мимикой, жестами. Догадаться о переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок –

    аутист, возможно только по случайной фразе, единичному возгласу, мимолетному движению.

    3. Помните, что ребенок – аутист постоянно нуждается в визуальной поддержке, поэтому при отработке навыков самообслуживания используйте пооперационные карты (подробные пошаговые инструкции или картинки).

    4. При общении с ребенком четко произносите все слова. Называя предметы, показывая их.

    5. Постарайтесь понять, насколько трудно вашему сыну или дочери жить в этом мире. Учитесь терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое слово и жест ребенка.

    6. Даже если вам кажется, что малыш никак не реагирует на ваши старания и слова, все равно как можно больше говорите с ним. Облекайте в слова все его действия и возможные переживания.

    7. Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные разъяснения помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих. Стереотипы, которые формируются у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность и повышают уверенность в себе.

    8. Помните, что соблюдение режима дня – одно из важнейших условий успешной адаптации ребенка. Режим дня помогает малышу чувствовать себя в безопасности. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности повседневные процедуры: одевание, кормление, приготовление ко сну и т.д. Разместите на стене изображение основных действий, предусмотренных режимом дня, в виде пиктограмм.

    9. Отведите для одежды ребенка специальное место. Всегда складывайте одежду в одной и той же последовательности.

    10. В ванной перед зеркалом разложите принадлежности для умывания.

    infourok.ru

    Памятка. Ребенок – аутист

    Методист Центра развития ребенка «Академия»

    Аутизм нельзя распознать до появления ребенка на свет. Но пока ребенок совсем маленький, даже врач не всегда может обнаружить и правильно оценить тревожные симптомы. Поэтому именно на родителей возлагается ответственность за своевременную оценку состояния ребенка. Необходимо внимательно наблюдать за ним и при малейших сомнениях обращаться к медикам для полного обследования. Диагноз «аутизм» ставится не по одному симптому. Необходимо наличие как минимум трех характерных признаков:

    · недостаток социальных взаимодействий;

    · нарушенная взаимная коммуникация;

    · ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

    Симптомы аутизма проявляются в первые месяцы жизни ребенка.

    Признаки детей — аутистов до года.

    · Нарушен «комплекс оживления», характерный для нормально развивающихся младенцев. « Комплекс оживления» (КО) — понятие, введенное в 20-х гг. Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К КО относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций КО выступает в функции общения младенца со взрослыми людьми, в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент. Формирование КО происходит, начиная с 3й недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация (гуление) и двигательное оживление. В возрасте 3-4 месяцев происходит видоизменение КО в более сложные формы поведения.

    · Аутичный ребенок этого возраста (примерно 3 неделя жизни) слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Позднее сверстников начинает узнавать мать, но даже узнав не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.

    · Внимание может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков.

    · Наблюдаются двигательные стереотипы: может часами раскачиваться в коляске/ кроватке, однообразно размахивать руками, длительно издавать одни и те же звуки.

    · сосредоточен только на себе. Он равнодушен к окружению, не улыбается и не узнает родных, не ловит взгляд. Родным тяжело привлечь внимание малыша, что создает впечатление, наличия у ребенка проблем со слухом и зрением. Характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека.

    · сопротивление прикосновениям. Может кричать при попытках взять на руки.

    · значительное ослабление реакции на позу кормления: малыши не выказывают оживления, не ищут грудь, выглядят равнодушными. Незначительно выражение удовольствия после кормления.

    · искажена реакция на дискомфорт. Совсем слабые звуки и голоса могут вызвать испуг и плач, более сильные аналогичные раздражители – лишь похныкивание.

    Признаки детей — аутистов в возрасте от 1 года до 3 лет

    · с трудом развивает эмоциональные отношения с людьми, в том числе с ближайшими родственниками (матерью, отцом). Он не радуется их приходу, не огорчается, когда его оставляют одного, не допускает близкого телесного контакта.

    · С трудом развиваются речевые навыки. По сравнению со сверстниками меньше пытаются разговаривать, отличаются скудным словарным запасом, в речи больше гласных звуков.

    · практически не сопровождают жесты словами и намного меньше пытаются комбинировать слова.

    · не обращаются с просьбами к родителям, не задают вопросов. Характерны эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений (произносит личные местоимения так же, как их слышит, не меняя в соответствии с контекстом).

    · существенно отстают от сверстников в развитии навыков самообслуживания и cамосохранения. Часто имеются нарушения тактильного чувства (ощущения боли, холода, жара и т. д.).

    · не умеют играть с игрушками или играют своеобразно, например – выкладывая предметы в ряд. У них отсутствует абстрактное мышление.

    · Игры со сверстниками практически отсутствуют. Не любят, когда к ним подходят посторонние люди, не взаимодействуют при каких-либо общих действиях.

    · характерны внезапные вспышки агрессии по незначительному поводу или вовсе без повода. Часто вспышки ярости направлены на себя или близких людей.

    · повторяются цикличные действия. Например: могут дергать ногой, потирать руки, раскачиваться, смотреть на вращающиеся предметы в течение долгого времени.

    · Питание однообразно и подчинено ритуалам (для приема пищи необходим определенный порядок действий, вне которого даже чувство голода не заставит ребенка сесть за стол).

    Признаки детей – аутистов 3-5 лет

    · От коллективной игры отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии манипулирования предметом.

    · свойственны стереотипные механические движения и действия. Например: может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу.

    · Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результат — «уход в себя», либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении ломать все. Наблюдаются вспышки самооагрессии, возникающей при малейшей неудаче.

    · могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В известном американском фильме «Человек дождя» актер Дастин Хоффман изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.

    · как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

    · Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей, научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.

    Несмотря на странности в поведении, заметные даже в младенческом возрасте, родители детей — аутистов обычно обращаются к врачу не раньше двух лет.

    Без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальные способности.

    Чем раньше родители обратятся к специалистам для обследования и терапии, тем выше шанс, что ребенок будет адаптирован и сможет в дальнейшем самостоятельно жить и обслуживать себя.

    ippk.arkh-edu.ru