Аутизм психопатия

Аутизм психопатия

В систематике с наибольшей полнотой отражается состояние проблемы и своеобразие научных подходов при выделении видов болезней или других патологических состояний. Это отчетливо выступает и в классификации аутизма в детстве. Еще подчеркнем, что, как уже было отмечено в истории вопроса об аутизме у детей, в детской психопатологии под детским аутизмом понимаются не только аутистические симптомы как признаки шизофрении, психопатии, но и самостоятельное расстройство — синдром, болезнь Каннера и аутистическиподобные синдромы. Нередко к тому же смешиваются понятия эндогенный аутизм и аутистическиподобные синдромы; последние и определяются как аутизм или аутистическое расстройство. В международных классификациях аутизма в детстве наиболее отчетливо представлены эволюционно-биологические и психогенетические подходы при его систематизации.

Для оценки происшедших изменений в классификации аутизма в детстве приводим краткую характеристику раннего детского аутизма (РДА), данную L. Kanner.

Ранний детский аутизм [Kanner L., 1943] включает следующие симптомы.

1. Отрешение от окружающего, неспособность к формированию контактов, патологический симбиоз с родными (матерью).

2. Стереотипное поведение с чертами одержимости.

3. Однообразные верчения руками, подпрыгивания на носочках.

4. Расстройство речи с отказом от личных местоимений.

5. Расстройство игры, симптомы тождества и протодиакризиса.

Ранний детский аутизм L. Kanner отнес к расстройствам шизофренического спектра.

Однако новые факты о клинике РДА, катамнез групп больных с РДА к 70-м годам привели к отказу от трактовки РДА как расстройств только шизофренического спектра. Ранний детский аутизм Каннера стали рассматривать как аутистическое расстройство многомерной этиологии. Было выделено несколько групп РДА.

Ниже мы приводим более поздние классификации детского аутизма.

Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (1980) включает следующие рубрики.

(299) Психозы, специфичные для детского возраста

299.0 Ранний детский аутизм:

299.1 Дезинтегративный психоз:

— синдром Крамера — Польнова

299.8 Другие психозы, специфичные для детского возраста:

— атипичный детский психоз

299.91 Шизофрения, детский тип (случаи шизофрении, манифестирующие в детском возрасте до 14 лет включительно):

— шизофрения, детский тип БДУ

— шизофренический синдром детства БДУ

В этой классификации в рубрике «Психозы, специфичные для детского возраста (299)», введена рубрика — «Ранний детский аутизм (299.0)» с двумя подрубрика-ми — «Детский аутизм» и «Синдром Каннера». «Шизофрения, детский тип (299.91)» занимает особое место и не смешивается с детским аутизмом. Синдром Каннера выделен в самостоятельный синдром и рассматривается как психоз.

В психиатрической практике чаще применяется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (1994) под рубрикой «Классификация психических и поведенческих расстройств» (Санкт-Петербург, 1994). Она включает следующие разделы.

F84 Общие (первазивные) расстройства развития

F84.0 Детский аутизм:

F84.1 Атипичный аутизм:

— атипичный детский психоз;

— умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста:

— детская деменция (деменция инфантилис);

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера:

— шизоидное расстройство детского возраста.

F84.8 Другие общие расстройства развития

F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное

Анализ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1994) показал, что разные типы детского аутизма введены в новую рубрику — «Общие (первазивные) расстройства развития», в которую входят состояния с расстройствами социальной адаптации, нарушениями коммуникативности, общего взаимодействия, стереотипными формами поведения. В основу систематики аутизма положен эволюционно-биологический подход с признанием первичности при нем нарушений развития. Другое подразделение аутизма базируется на учете возраста проявлений аутистических расстройств. По этой причине типы аутизма разного происхождения (конституциональный и процессуальный) представлены в одной подрубрике «детский аутизм» без указания на этот факт. Процессуальный (так называемый нажитой) аутизм как дефектное состояние введен в одну подрубрику «атипичного аутизма». Особенности систематики аутизма в МКБ-10 (1994) будут тщательно рассмотрены в процессе изложения материала. Мы работаем по этой классификации.

В настоящее время предложена Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, 1995 г. (ВОЗ). Она включает:

F84 Общие расстройства психологического развития

F84.0 Детский аутизм

• психоз Синдром Каннера

F84. 1 Атипичный аутизм

Атипичный детский психоз

Умственная отсталость с чертами аутизма

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера

Шизоидное расстройство в детском возрасте

Накопленный за прошедшее десятилетие клинический материал о структуре аутизма, его клинике, об аутистическиподобных расстройствах хромосомного, обменного генеза, синдроме Ретта, парааутизме делает возможным предложить новую классификацию аутизма в детстве, апробированную в НЦПЗ РАМН, на основе клинико-нозологических, биологических подходов.

Классификация аутизма в детстве (НЦПЗ РАМН, 1997)

I. Детский аутизм эндогенного генеза

1.1 Синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма)

1.2 Инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12—18 мес

1.3 Детский аутизм (процессуальный):

а) в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);

б) в возрасте 3—6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе)

1.4 Синдром Аспергера (конституциональный)

II. Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы

III. Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при Дауна синдроме, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других УМО)

IV. Синдром Ретта (неуточненного генеза)

V. Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза: V.1 Психогенный параутизм

www.psychiatry.ru

Вопрос-ответ. Связан ли аутизм с насилием и неспособностью сочувствовать?

Несмотря на социальные трудности, аутисты обладают такой же способностью к сопереживанию, что и другие люди

Некоторые новости за последние 24 часа упоминали аутизм в контексте трагедии в Коннектикуте, в частности, говорили о синдроме Аспергера или «высокофункциональном» аутизме. Говорящие головы из телевизора не раз упоминали «эмпатию», то есть способность к сочувствию, когда обсуждали аутизм, так что я хочу кое-то прояснить.

Существует два вида способности к эмпатии. Во-первых, это когнитивная эмпатия – способность распознать по социальным намекам, небольшим изменениям в тоне голоса и другим видам невербальной коммуникации, какую эмоцию переживает другой человек. Психопаты, например, могут обладать очень развитой когнитивной эмпатией – они могут отличаться очень хорошей способностью к пониманию людей, и психопаты искусно пользуются этим видом эмпатии на практике, в том числе, чтобы использовать других. Аутисты, с другой стороны, могут очень плохо распознавать эмоции неаутичных людей. В конце концов, один из основных признаков аутизма – трудности в понимании и использовании невербального языка, который может быть для них совершенно чуждым. Справедливости ради нужно отметить, что, похоже, неаутичные люди так же плохо понимают невербальную коммуникацию аутистов.

Кроме того, аутистам бывает трудно автоматически поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации и интуитивно понять, что сейчас чувствует другой человек. Опять же, неаутичным людям бывает так же трудно поставить себя на место аутиста. Однако если эмоция выражается явно и напрямую, то ничто не мешает аутисту понять, что чувствует другой человек.

Второй вид эмпатии проявляется уже после распознавания эмоции, независимо от того, выражается ли она вербально или невербально, воспринимается ли она интуитивно или нет. Этот вид эмпатии означает, что вы не просто понимаете, что чувствует другой человек, на интеллектуальном уровне, но сами ощущаете эмоции другого человека, сопереживаете. Это называется эмоциональной эмпатией. Именно такой эмпатии не хватает психопатам. А вот аутисты с лихвой компенсируют то, чего им не хватает в распознавании, с помощью сопереживания. Мой опыт говорит о том, что как только аутист понимает эмоции другого человека, то он испытывает эти же эмоции без всяких социальных конструктов – обнаженным, всеобъемлющим, ничем не ограниченным сопереживанием. Конечно, это приводит к тому, что их эмоции очень интенсивны.

Исследования показали, что людям с синдромом Аспергера плохо дается когнитивная эмпатия, но их эмоциональная эмпатия находится на том же уровне, что и у людей без этого синдрома. При этом для детей с антисоциальным расстройством картина является прямо противоположной.

У моего одиннадцатилетнего сына диагностирован синдром Аспергера, который скоро станет просто «аутизмом», благодаря приближающимся изменениям в диагностическом и статистическом руководстве. Это широкоплечий гигант одиннадцати лет, который обожает играючи бороться со своими братьями, но нежнее его нет человека на свете. Если он находит в доме паука, то он очень аккуратно сажает его на салфетку, выносит на улицу и отпускает. Он не может видеть, как люди щелкают орехи с дерева, потому что он сам чем-то напоминает орех, и он сочувствует даже орехам. Он настолько хорошо знает мою невербальную коммуникацию, что понимает малейшие колебания в моем настроении лучше, чем кто-либо еще в нашей семье, включая моего мужа.

Он знает о стрельбе в Коннектикуте 14 декабря. Когда он услышал об этом впервые, то его первой реакцией было развернуться к спинке стула, на котором он сидел, и уткнуться в нее. Он притих и замер, оставаясь в таком положении очень долго. Когда он все-таки повернулся, в глазах моего ребенка, который очень редко плачет, стояли слезы. И первое, о чем он подумал – мы должны прервать наше обучение на дому и забрать его брата, нашего младшего сына-первоклассника, из школы… немедленно.

Когда мы ехали в школу, чтобы забрать его брата, которого мне так хотелось как можно скорее обнять и услышать, мой старший сын-аутист озвучил то, что я уже решила: «Давай не будем ему ничего рассказывать. Ему это знать не нужно. Он слишком разволнуется и испугается». Такая вот эмпатия.

Спланированное, социальное насилие не характерно для аутизма. Более того, аутисты гораздо чаще становятся жертвами насилия, чем подвергают насилию других людей. Я пишу это в тот момент, когда никто еще не знает, что именно подтолкнуло стрелка из Коннектикута хладнокровно убить 20 детей и 7 взрослых, хотя можно заподозрить, что дело в ярости, ненависти, желании отомстить всему человечеству, каком-то подтолкнувшем его событии.

Но даже если окажется, что он действительно был в спектре аутизма, я хочу напомнить, что аутизм – это фактор, который никак не объясняет его действия. И что аутисты, такие как мой сын, способны на сочувствие, и сейчас они сочувствуют жертвам.

outfund.ru

Аутизм в структуре шизоидных психопатий

Неясность нозологической трактовки шизоидии восходит к Kretschmer, в рамках концепции которого ярко описанная шизоидная психопатия мыслилась как преуменьшенная шизофрения и, что не менее важно, именно так и воспринималась. Прообразом общепринятой характеристики шизоидии были вяло протекающие шизофрении, — указывает В. А. Гиляровский. Последующие указания Kretschmer на опасность расширения термина и ошибочного его распространения за пределы «психопатических групп» уже не смогли изменить ситуацию. К настоящему времени, как подчеркивает А. Е. Личко, на основании ничем не подтверждаемых догадок о когда-то перенесенном и никем не замеченном шубе шизоидные психопатии диагностируются все реже, а состояния шизоидии трактуются как вялотекущая или латентная шизофрения. Вновь выходящие на сцену представления о генетических различиях между ними, отчасти сходные с представлениями о «шизофрении-гене» и «шизофрении-процессе», приводят к противоречивым выводам. С одной стороны, выявление большого количества шизоидных лиц в семьях больных шизофренией побуждает относить шизоидные психопатии к «фундаментарным» (в отличие от «манифестных») формам шизофрении. С другой стороны, В. П. Эфроимсон указывает, что аутисты и шизоиды, хоть и происходят нередко из шизофренических семей, шизофренией не заболевают, а остаются своеобразными, но психически сохранными личностями. Он подчеркивает неотвратимость разложения шизофрении на множество генетически разных болезней. С этих позиций шизоидные психопатии изучаются как отличная от шизофрении нозологическая единица, основным критерием которой считают отсутствие признаков прогредиентности. Точность эмпирических выводов Г. Е. Сухаревой о сходстве шизоидных психопатий и шизофрении за счет сходной локализации нарушений в мозговых системах и об их различии за счет врожденных аномалий в первом случае и разрушения этих систем шизофреническим процессом во втором спустя полстолетия подтверждена работами Л. Г. Калмыковой и В. П. Эфроимсона. Рассматривая шизоидные психопатии как наиболее рано проявляющиеся аномалии характера, мы будем исходить из существующих представлений о шизоидных психопатиях в целом как особом состоянии.

Аутизм у ребенка рассматривается в качестве основного проявления шизоидных психопатий, и нередко эти термины используют как синонимы. П. Б. Ганнушкин указывал, что шизоид не просто отчужден от действительности, но при этом находится в постоянном и непримиримом внутреннем конфликте с самим собой. Развивая это положение, С. С. Мнухин и В. И. Гарбузов сформулировали представление о контрастности, полярности черт личности применительно к шизоидным психопатиям у детей, отражающее существенные критерии отграничения шизоидных психопатий от шизофрении.

Мы наблюдали 20 детей и подростков (14 мальчиков и 6 девочек), из них в возрасте 5-7 лет-1, 8-9 лет-2, 10-12 лет- 7, 13-14 лет -7, 15-16 лет -3.

Маша Л., 9 лет. Мать — ведущий инженер, поглощена работой, энергична, требовательна к себе и другим, прямолинейна, вспыльчива, общение с людьми связано с внутренним напряжением, в понимании и планировании поведения рассудочна. Отец ушел из семьи, когда девочке было 3 года, контактов с ребенком не поддерживает. Воспитывающие девочку бабушка и мать стараются придерживаться единой линии воспитания, но мать более требовательна, и влияние ее на дочь более сильно.

Родилась от 1-й, нормально протекавшей, беременности физиологическими родами, когда матери было 32, отцу -45 лет. Грудное вскармливание до 8 мес. Долгое время после его прекращения сосала пальцы, лучшим средством успокоения оставалась соска. На 1-м году была спокойной, в меру активной. Мать узнает с 2 месяцев, сидит с 4 месяцев, ходит и говорит с 1 года. Навыки опрятности сформированы к 3 годам, сама ест и одевается с 2 лет. Быстро развивалась интеллектуально, к началу обучения в школе хорошо читала и писала.

На 1-м году трижды перенесла пневмонию , после 1 года — эпидемический паротит , ветряную оспу , краснуху , респираторные заболевания. Болеет всегда тяжело, с высокой температурой, быстро худеет, в период выздоровления — выраженная астения.

Выросла «незаметно». Была ровной и покладистой. В 3 года ее поместили в детский сад, пребывание в котором переносила тяжело и долго умоляла не водить ее туда. До сих пор не любит быть в коллективе, о пионерском лагере «слышать не хочет». Общественные нагрузки в школе, выполняет пунктуально, но «это для нее только обязанность и не больше». Во дворе она преимущественно с мальчиками — «они сдержаннее». При посторонних тушуется, скованна. Послушна, исполнительна и пунктуальна, но «давлением и наказанием ее сломить трудно». Уравновешенная и спокойная, поступки отличаются «взрослой» продуманностью и рассудительностью. Любит порассуждать, но, вместе с тем, чувствительна, очень любит животных, всех жалеет. В целом достаточно оптимистична, стабильна. Иногда бывает подавленной и тревожной, но делиться этим с кем-либо не склонна. Летом «всегда как-то раскованнее, свободнее, веселее». Постоянна в своих симпатиях и антипатиях, отзывчива, миролюбива. Внушает доверие, надежна как личность. Но при этом всегда и автономна, не раскрывается до конца — «всегда как будто что-то скрывает от всех».

Жалобы матери при обращении: в течение многих лет девочка грызет ногти, избыточно впечатлительна, быстро устает.

Объективно: выглядит застенчивой и скованной, на собеседника не глядит. Отвечает после значительных пауз. Может заплакать в самом начале беседы, когда еще ничего не сказано. Постоянно теребит пальцы рук. На вопросы отвечает односложно либо просто кивком головы. Жалоб не предъявляет. Довольна школой и классом. Однако заявила, оживившись: «Если бы моя воля, то сидела бы читала или училась дома». У нее есть одна близкая подруга, с остальными «просто дружит». Хочет стать учительницей в школе, иметь семью с одним ребенком — мальчиком, которого воспитывала бы так, как воспитывают ее. В домашних беседах высказывает желание стать актрисой. Считает, что ей «всего в жизни хватает, кроме силы». При просьбе назвать три главных желания долго отказывалась, затем с трудом назвала: 1) чтобы хорошо учиться (она учится легко на «4» и «5»; 2) чтобы было жарко; 3) не назвала.

С интересом отнеслась к составлению рассказов по картам ТАТ. Была внимательна и сосредоточена, не без тревожности интересовалась результатами. Рассказы обратили внимание мрачностью, звучанием мотива смерти: «Одна женщина заболела. К ней вызвали врача. Потом она умерла, и он ушел, вытирая пот со лба». «Женщина получила письмо, что ее сестра больна, и поехала к ней. Но по дороге она получила письмо, что сестра умерла. Она заперлась в вагоне и стала плакать». «Когда стемнело, на кладбище пришла женщина к своему мужу. Она принесла цветы ему и долго сидела».

Наблюдение иллюстрирует динамику становления шизоидного характера. Аутизм находит прямое выражение в проблемности общения , замкнутости, тенденции недопущения в мир своих переживаний. Динамика его представляется связанной с возрастным усложнением общения, с интенсивностью коммуникативных нагрузок, но не с процессуальными закономерностями. Эмоциональная жизнь насыщена и напряжена, внутренне конфликтна, однако черт эмоциональной дефицитарности или извращения не находим. Коммуникативные поведенческие действия требуют от девочки не всегда посильных затрат душевной энергии. В поведении и его мотивации не удается проследить характерной для шизофрении процессуальной диссоциации. Практически непреходящий внутри-личностный конфликт связан не с распадом личности, а с затрудненным ее развитием. Контрастность черт личности отражает стремление к достаточному равновесию, она носит в известной части защитный, компенсаторный характер. Аутистические тенденции в данном случае защитные, постольку, поскольку позволяют совместить исходную аутистическую установку как врожденную особенность, со средовыми требованиями. Но это не шизофреническая защита, снимающая актуальность и остроту болезненного отчуждения и принимающая в свою очередь болезненные формы процессуального аутизма. Наконец, доступное анализу содержание аутистического мира мы не можем оценить ни как собственно аутистическое и только аутистическое (оторванное от реальности), ни как процессуальное. Оно представляет тот, невротический по самой своей внутренней сущности, уровень бытия личности, который неизбежен при наличии противоположных врожденно-характерологических и средовых детерминант поведения.

Однако, чем больше тяжесть психопатии, тем больше вероятность сходства с шизофренией, обязанного большей уязвимости психики, особенно в динамике возрастного развития и средовых влияний.

Контрастные черты личности, не обеспечивая достаточной адаптации, утрируются и могут походить на процессуально диссоциативные. Оценка аутизма затрудняется возникающими трудностями социальной адаптации и реактивным углублением аутистических тенденций, особенно при шизоидно-сенситивных психопатиях.

Миша Т., 8 лет, при повторном обращении — 11 лет. Мать — конструктор, общительна, обидчива и долго помнит обиды, колеблется при принятии решений, вспыльчива. Отец — инженер, мягок, уступчив, нерешителен, зависим. Лидер в семье — мать, она более требовательна, чем отец. Отец же лучше понимает характер сына, но, представляя связанные с таким характером трудности в жизни, подчиняясь более жесткой линии жены и — в известной мере — гиперкомпенсируясь, он по отношению к мальчику «натужно требователен». Через 2 года после начала наблюдения родилась сестра, явной ревности к ней не отмечалось.

Ребенок от 1-й желанной беременности, протекавшей с токсикозом I половины и завершившейся срочными родами с обвитием пуповины, но без асфиксии. Матери было 24, отцу -29 лет. Грудное вскармливание — до года. На 1-м году был спокойным, здоровым ребенком — «рос и радовал». Первые слова и начало ходьбы — к году. В 2 года узнавал буквы, но еще к 7 годам не читал.

Ручная моторика развивается медленно — к 11 годам плохо шнурует ботинки, не умеет правильно держать ножницы. Тяжелых заболеваний и травм не переносил.

Родители обратились с жалобами на навязчивости, рассеянность, раздражительность, плаксивость, непереносимость замечаний .

Страница 1 — 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец

www.blackpantera.ru

Аутизм. Жестокая правда жизни. Часть 1-я

Их называют «детьми дождя», «детьми Снежной королевы». В их сердце и мозг словно вонзились осколки сказочного ледяного зеркала. На всё море любви и нежности, которое изливают на них близкие, маленькие Каи и «ледяные принцессы», кажется, не отвечают и каплей взаимности. Когда измученные этой холодностью мамы начинают плакать, дети Снежной королевы разражаются веселым смехом. Почему? Неужто, им забавно смотреть на материнские слёзы? Вовсе нет! Просто они не знают, что такое слёзы. А как течёт вода из водопроводного крана – знают. У мамы краника нет, а водичка из глаз капает. Поэтому и весело.

Аутизм. Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще…

Итак, аутизм — чума 21-го века. Несмотря на то, что выявлен и диагностирован был достаточно давно, никто до сих пор не понимает отчего он возникает. Споры среди спецов идут настолько ожесточенные, что не уступают, по накалу, спорам между оппонентами на политических форумах.

Термин аутизм сперва был использован психиатором Eugen Bleuler в 1908. Он использовал его для того чтобы описать шизофренического пациента, который разделил собственный мир. Греческое слово «autós» было использовано Bleuler для того чтобы обозначить собственную личность и слово «аутизм» болезненное разделение в пределах собственной личности.

Пионерами в исследовании аутизма были Hans Asperger и Лео Kanner. Они работали отдельно в 1940’s. Asperger описал очень способных детей, пока Kanner описал детей которые были строго трогнуты. Их взгляды стали полезными для врачей на следующие 3 декады.

Наиболее полная история на русском языке:http://www.autism.ru/read.asp.

Итак, разделим две стороны аутизма: заболевание, как таковое, которое диагностируется неврологами, которыми присваивается шифр Минздрава и ставится инвалидность.

Общие расстройства психологического развития (F84)

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях. При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

F84.0 Детский аутизм

Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность. Аутическое расстройство Детский: . аутизм . психоз Синдром Каннера Исключена: аутическая психопатия (F84.5)

F84.1 Атипичный аутизм

Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи. Атипичный детский психоз Умственная отсталость с чертами аутизма При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).

F84.2 Синдром Ретта

Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное раннее развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения. Детская деменция Дезинтегративный психоз Синдром Геллера Симбиозный психоз При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код. Исключен: синдром Ретта (F84.2)

После достижения 18-ти лет, аутизм убирается и ставится шифр: шизофрения. Делается это с целью сохранения инвалидности. Иногда ставится сопутствующее: умственная отсталость.

Я коснусь только дефектологического направления. Почему? Все больше докторов понимают, что при ранней диагностике совершенно необязательно медикаментозное лечение. Наоборот, оно гробит иммунную систему ребенка, после чего помощь дефектолога становится или невозможной или крайне затруднительной.

Почему я назвал аутизм чумой 21-го века? Прогноз ВОЗ: к 2030-му году ЧЕТВЕРТЬ всех детей будет рождаться с нарушениями аутистического спектра. ЧЕТВЕРТЬ — задумайтесь об этом. Никто из Вас не застрахован от появления в семье ребенка аутиста. Это не генетика. Это не «пьяные» дети. Это все гораздо серьезнее. Держите это в памяти всегда. Прежде чем заорать на маму с ребенком — аутистом, прежде чем запрещать Вашим детям играть и учиться с ними, подумайте — а не вернется ли то же самое к Вашим внукам.

Поведенческие особенности детей с ранним детским аутизмом.

Как разглядеть черты, присущие детям Снежной королевы? А вдруг ребёнок не страдает так называемым ранним детским аутизмом (РДА)? Порой ошибка в диагнозе бывает страшнее самого диагноза! Ведь аутизм в первую очередь рассматривается как ранняя патология психического развития.

Есть основные черты, характерные для большинства «детей дождя». Основное, это, конечно же, уход в себя. Ребёнок не может наладить коммуникативные связи. Стремления к общению у него нет. Общаться (взаимодействовать) не только с людьми, но и с предметами малыша приходится учить. Если с ребёнком не проводить специальную коррекционную работу, он всё больше и больше погружается в аут, то есть оказывается «вне игры», а точнее – вне обычной жизни.

У ребёнка с синдромом раннего детского аутизма (РДА) всегда имеют место стереотипии в поведении (ритуальное поведение). Откуда они берутся – одному Богу известно! Но ребёнок с завидным постоянством одевает только в определённую одежду, ест определённую пищу, смотрит определённые мультфильмы, и произносит определённые штампованные фразы.

Рука об руку со стереотипией идут страхи. Они заставляют малыша всеми силами сопротивляться малейшим изменениям в окружающей обстановке. Он уверен: если знакомые предметы будут находиться в определённом месте и в одном и том же положении, ничего страшного не произойдёт. Поэтому любая передвижка кровати, стульчика вызывает у ребёнка буквально истерику. Эти парадоксы (парадоксальности) в поведении сразу бросаются в глаза.

Такой же панический страх может вызвать случайный зрительный или телесный контакт. В этом случае говорят о сверхранимости. Поэтому «дети дождя» и отгораживаются от окружающей среды, она их пугает. Малыш боится смотреть не только в глаза собеседнику, но и на своё собственное отражение в зеркале, категорически не выносит пристального взгляда. Полезно разместить в помещении несколько зеркал на уровне глаз ребёнка и постепенно приучать его к своему отражению. Это удастся не сразу.

Особенности в коммуникативном общении детей с ранним детским аутизмом.

Научившись говорить, «ребёнок дождя» начинает активно повторять услышанные фразы. Это не что иное, как эхолалия. Особенно малыш любит произносить слоганы из рекламных роликов, даже интонацию и тембр закадрового голоса из телевизора воспроизводит в точности! Но при этом не может обратиться с элементарной просьбой или рассказать об увиденном. О себе маленький аутист говорит в третьем лице. И такая привычка сохраняется у него достаточно долго.

У многих детей с синдромом РДА отмечаются нарушения звукопроизношения и темпа речи. Их речь тороплива, смазана и невнятна. Иногда, кажется, что они бубнят что-то себе под нос, совершенно не заботясь о том, чтобы их понял собеседник.

Воспринимая информацию (зрительную, слуховую, тактильную) аутичный ребёнок порой не понимает её смысла, он не способен интерпретировать её применительно к данной конкретной ситуации. Поэтому принять и понять правила, по которым живут все остальные люди, для него бывает чрезвычайно трудно. Попадая в обычное дошкольное учреждение, малыш часто становится изгоем. Воспитатели в один голос начинают ведает никаких запретов, не знает приличий, за столом вести себя не умеет, «на горшок» не просится. Но самое ужасное, по мнению таких педагогов то, что он ни с кем не желает общаться, не позволяет к себе притронуться, и если что не по нему, — кричит, визжит, а то и вовсе — кусается.

Да, у ребёнка с синдромом РДА есть свои способы защититься от непонятного и страшного (с их точки зрения!) мира других людей. Этот «чужой» мир с его условностями и нелепыми правилами вызывает у них отторжение. А некоторые люди с их криками, резкими жестами и нелепой мимикой кажутся маленькому аутисту просто ужасными! Поэтому малыш и отгораживается стеной молчания. В детском саду или школе он сидит где-нибудь в уголке и занимается своими «ритуальными» играми. Ребёнок может и вовсе отказаться от устной речи (у него возникает так называемый мутизм), или перестаёт обращать внимание на обращённую речь (сурдомутизм). Но и в том и в другом случае бесцеремонное вторжение в его особый, «инопланетный» мир может вызвать вспышку агрессии. Агрессия подчас бывает направлена и на себя (самоагрессия). Малыш может даже нанести себе увечье. Взрослые в любой ситуации должны проявлять понимание и быть терпимыми. Им необходимо знать, что все эти демонстративные формы протеста у аутиста – такой способ защитить себя.

Да, они такие: за внешней холодностью и отчуждённостью прячется пугливая и ранимая личность с тонкой организацией и нежной душой.

В каком возрасте ребёнку ставят диагноз РДА?

Заключение о том, что у ребёнка аутизм, специалист (детский невролог, невропатолог) может с уверенностью сделать только в 2,5 – 3 года. Но и до этого времени какие-то тревожные признаки нельзя не заметить. У младенца отмечается характерный плач: громкий, немодулированный, крикливый, переходящий в повизгивание. По этому плачу невозможно понять, что малыш хочет: то ли он голоден, то ли у него что-то болит, то ли подгузник мокрый.

До трёх лет ребёнок с синдромом РДА может производить вполне благоприятное впечатление. На его лице – загадочная улыбка, взгляд задумчивый. Кажется, что малыш о чём-то напряжённо размышляет. Он может долго стоять у окна, или бесцельно бродить по комнате («полевое поведение»).

Проблемы в виде страхов, самоизоляции, стереотипии, агрессивности в три-четыре года выходят на первый план. Ребёнок словно сигналит: «Помогите мне!» И в то же время, отгораживается, избегает контактов.

На основании длительного наблюдения и подробного анамнеза врач и может сделать заключение о синдроме РДА.

Позже я опишу как именно диагностируют РДА в 6-9 месяцев.

1. чем раньше диагностика, тем проще коррекция.

2. консультация у нескольких спецов.

3. не торопиться гробить детей лекарствами.

4. каждые 3 месяца, начиная с 6-ти месяцев и до 2-х лет консультация у невролога и дефектолога. Каждый год (лучше каждые полгода) до 7-и лет — аналогично. Начиная с 3-х лет обязательно консультация психолога и психиатра — каждый год. Лучше все это проводить платно и у спецов по которым Вы имеете рекомендации. Это ВАШ ребенок, кроме ВАС он никому не нужен и не интересен. Примите это как данность.

Здоровья Вашим деткам. Завтра продолжение.

Если есть вопросы или темы, Вас интересующие — в комменты, отвечать буду или коротко или развернуто в следующих статьях.

matveychev-oleg.livejournal.com