Аутизм с поражением цнс

Органические поражения ЦНС (аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта)

Первые признаки отмечаются в возрасте 7 лет. Ребенок имеет нормальный или высокий интеллект, нормальную речь, но отмечается проблема с ее громкостью и интонациями. Он может полностью сосредоточиться на каком-то деле или изучении явления, не обращая внимания на все остальное. Возможно нарушение координации движений, странные позы, неуклюжесть в ходьбе.

Дети ведут относительно нормальную жизнь: учатся в учебных заведениях и при этом могут делать успехи, создают семьи. Это происходит, если для них создаются правильные условия, присутствует адекватное воспитание.

Это тяжелое заболевание нервной системы. Причины его возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000. Ребенок нормально развивается до года-полутора, но потом возникает глубокая аутичность. Голова растет медленно. Движения рук и ног становятся неестественными, напоминающими умывание или рукопожатие. Исчезает речь, ухудшается координация движений. При этом синдроме врачи определяют эпилептическую активность, недоразвитие мозга. Прогноз при синдроме Ретта неблагоприятный, а методы коррекции малоэффективны.

Аутизм (детский аутизм) — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Вызывает отклонения в поведении, общении и социальном взаимодействии. Это пожизненное состояние.

Причиной возникновения аутизма, предположительно, является сочетание каких-либо токсических воздействий на организм во время беременности и родов (различные осложнения, инфекционные заболевания), а также генетические факторы. У матерей беременность протекает нормально, однако аутизм может быть связан с ДЦП, заражением матери краснухой в период беременности, туберозным склерозом, нарушением жирового обмена (чаще рождение ребенка с аутизмом у женщин с ожирением). Однако точные причины проявления аутизма до конца не ясны.

Факторы риска для развития аутизма

Это модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста, применяется с 16 до 30 месяцев. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе направленной на выявление симптомов аутизма.

Аутизм может проявляться в поведении детей в возрасте 1,5–2 лет и старше. Социальное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми нарушено. Это ведет к изоляции малыша от семьи, общества. При аутизме отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Ребенок находится «внутри себя» и не нуждается в окружающих. Его жесты и речь никогда не направляются во внешний мир. Диагноз наиболее часто ставят детям в возрасте 3-5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера.

Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение. Многие отмечают, что такие дети очень привлекательны внешне.

Симптомы аутизма

К ранним признакам аутизма можно отнести:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых людей;
  • пугается звуков, вздрагивает;
  • боится света, все время выключает его.
  • Есть небольшой диагностический тест, который помогает в диагностике аутизма:

    • Смотрит ли ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
    • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
    • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? Например, наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку.
    • Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей есть основания показать ребенка специалисту. Как правило, первые признаки аутизма обнаруживаются в возрасте 2-3 лет.

      Поведение маленького аутиста

      Аутизм ярко проявляет себя в нарушении коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими людьми. Малыш живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений. Он не стремится поделиться своим миром, впечатлениями с мамой или папой. Родители выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для детей характерны навязчивые действия: кручение предметов в руках, наблюдение за льющейся из крана водой, выстраивание в ряд игрушек, однообразные игры. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

      Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта. Например, может выскочить на проезжую часть.

      Как правило, ребенок пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. То же самое происходит при физических контактах с посторонними людьми: врачом, парикмахером. Ребенок избирателен в еде, часто рацион состоит из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное отвергается. Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое. Действия родителей (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

      Ребенок не имитирует простые действия взрослых, следовательно, его навыки самообслуживания не развиваются. Когда родители начинают учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их действия, как правило, вызывают у малыша активное неприятие. Это можно объяснить отсутствием мотива (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает) и тем, что ребенок хочет скорее вернуться к любимому занятию. Например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

      Речь у аутистов специфична и появляется позже обычных сроков. Первым словом аутичного ребенка бывает не «мама», «папа», или «дай», а название предмета. Например, «газонокосилка» — название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление. Чаще всего это предмет неживой. Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова. Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» — «Как тебя зовут?» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи). Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия проходит к 4-5, иногда к 7-8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

      Визуальная поддержка при аутизме

      Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для сообщения информации ребенку, которому трудно понимать и использовать речь. Можно применять фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или списки. Исследования показали очень высокую эффективность визуальной поддержки для аутичных детей.

      Визуальная поддержка применяется по двум основным причинам: она облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком и упрощает коммуникацию малыша с другими людьми.

      Почему визуальная поддержка так важна?

      Основные признаки расстройства аутичного спектра — трудности с социальным взаимодействием, проблемы с речью, ограниченные интересы и повторяющееся поведение.

      Детям с РАС трудно понять социальные знаки во время повседневного взаимодействия с другими людьми. Они могут не понимать, что от них ожидают в социальных ситуациях, как начать разговор, ответить на попытки социального взаимодействия других людей или изменить свое поведение. Визуальная поддержка может помочь в обучении социальным правилам, дети с аутизмом могут сами использовать ее в социальных ситуациях.

      Детям сложно усваивать устные инструкции и следовать им. Они могут быть не в состоянии сказать, что хотят и в чем нуждаются. Визуальные подсказки помогают родителям донести до ребенка свои ожидания. Это предотвращает конфликтные ситуации и снижает проблемное поведение из-за трудностей с коммуникацией.

      Некоторые дети с РАС испытывают очень сильную тревожность и могут плохо себя вести, если привычный распорядок дня как-то меняется, или они оказываются в незнакомой ситуации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность.

      Доска «Сейчас-потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи.

      Доска полезна, если вы учите ребенка с РАС следовать указаниям и новым навыкам. Она мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное. Этот инструмент обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать доску «Сейчас-потом» — это поможет ему усваивать и применять более сложные системы визуальной поддержки.

    • Решите, какое задание ребенок выполняет сначала (это будет изображение под надписью «сначала»), и какое приятное занятие или награда ждет его сразу же после выполнения (картинка под надписью «потом»). Что следует «потом» должно быть достаточно мотивирующим, только тогда есть высокая вероятность, что ребенок будет следовать вашей инструкции.
    • Расположите на доске изображения (например, фотографии, рисунки, написанные слова), которые символизируют первое и второе занятие.
    • Покажите доску ребенку вместе с короткой устной инструкцией. Старайтесь употреблять как можно меньше слов, начните со слова «сначала». Например: «Сначала надень ботинки, потом качели».
    • По необходимости напоминайте ребенку о доске во время выполнения задания. Например: «Еще один ботинок, потом качели».
    • Когда задание «сначала» выполнено, снова привлеките внимание ребенка к доске. Например: «Ты надел ботинки, теперь качели!». Немедленно предоставьте ребенку обещанный предмет или доступ к приятному занятию.
    • Для того, чтобы дети с РАС начали ценить доску «Сейчас-потом», им необходимо получать приятное занятие или желанный предмет сразу же после выполнения задания «сначала». В противном случае ребенок больше не будет доверять тому, что изображено на доске.
    • Что если возникнет проблемное поведение?

      Если возникает проблемное поведение, продолжайте физически подсказывать ребенку выполнение задания «сначала». Сосредоточьте внимание на выполнении задания, а не на проблемном поведении. После этого все равно важно предоставить приятное занятие или желанный предмет, так как целью доски было выполнение задания «сначала», а не работа с проблемным поведением.

      Если вы считаете вероятным возникновение проблемного поведения, то поначалу включайте в доску «Сейчас-потом» только те задания, которые ребенок выполняет с легкостью и охотно.

      Это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события.

      Когда этим пользоваться?

      Визуальное расписание полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам. Расписание помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует выполнение каждого шага. Такой инструмент полезен при сильной тревожности в непривычных ситуациях и ригидности, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени и снизить тревожность.

      Как этим пользоваться?

      • Ребенок понял концепцию визуальной последовательности на доске «Сейчас-потом», можно переходить к сложному расписанию распорядка дня.
      • Подберите изображения занятий для расписания. Выбирайте только те события, которые действительно произойдут в этой последовательности. Старайтесь, чтобы в расписании чередовались приятные и не очень события.
      • Расположите на расписании изображения (фотографии, рисунки, слова). Расписание может быть переносным, например, для него можно использовать папку или канцелярский планшет.
      • Ребенку необходимо увидеть расписание до начала первого события. Во время остальных событий расписание должно оставаться в зоне видимости ребенка.
      • Когда должно начаться событие по расписанию, сделайте подсказку. Например, скажите: «Проверь расписание». Это поможет ребенку обратить внимание на следующее событие. Поначалу вы можете физически направлять ребенка, чтобы он сверялся с расписанием (например, мягко подвести его за плечи к расписанию и указать на нужное событие его рукой). Постепенно вы будете уменьшать физические подсказки, чтобы ребенок начал самостоятельно пользоваться расписанием.
      • Когда задание выполнено, подскажите ребенку снова свериться с расписанием, используя описанную выше процедуру и переходите к следующему занятию.
      • Хвалите ребенка и/или предоставляйте ему иные поощрения за то, что он следует своему расписанию, выполняет указанные в нем задания и переходит к следующим. Полезно использовать таймер, чтобы ребенок понимал, когда пора переходить к следующему занятию.
      • Учите ребенка гибкости, добавляя в расписание неизвестное или неожиданное событие (например, с помощью карточки «ой!» или «сюрприз»). Начинайте обучение этой концепции, делая сюрпризом что-то приятное и желанное. Постепенно начинайте использовать карточку для любых неожиданных перемен в расписании.
      • Если возникло проблемное поведение, продолжайте физически подсказывать ребенку, чтобы он выполнил текущее задание. Сосредоточьте внимание на задании, а не на поведении. Затем переходите к следующему заданию согласно расписанию, если следом идет приятное занятие, то все равно предоставьте его, поскольку цель расписания — выполнение указанных заданий.

        Если вы считаете, что есть вероятность возникновения проблемного поведения, то в начале обучения включайте в визуальное расписание только те задания, которые ребенок выполняет с легкостью и охотно.

        Визуальные правила и инструкции


        Это наглядное отображение правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку о действии. Например, что ему нужно делать, если приходится ждать.

        Визуальные правила полезны, чтобы сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации. Ниже приводятся примеры, когда можно использовать такие визуальные подсказки.

      • Чтобы сообщить о физических ограничениях в пространстве или занятии, например, знак «стоп», чтобы обозначить границу, за которую нельзя уходить.
      • Показать, сколько раз ребенок может попросить какой-то предмет или занятие, прежде чем это станет невозможно. Например, это может быть картинка, обозначающая, что компьютер пока «недоступен». Или можно поместить три картинки с соком на холодильнике и снимать одну из них каждый раз, когда вы даете ребенку сок.
      • Уточнить, что нужно подождать, но скоро желаемый предмет или занятие будут доступны. Например, для этого можно использовать карточку «жди» вместе с таймером.
      • Как этим пользоваться?

        Начинайте обучать визуальным подсказкам в непродолжительных, ясных и простых ситуациях. Как только ребенок начнет лучше понимать смысл подсказок, вы сможете использовать их в продолжительных ситуациях с более абстрактными правилами.

      • Физические границы. Установите визуальную подсказку там, где физические границы уже обозначены (например, на дверь) и обращайте на нее внимание, во время следования правилу. Например, когда ребенок останавливается у двери, покажите на знак «стоп» и скажите: «Стоп». Похвалите ребенка или предоставьте ему поощрение за то, что он следует знаку. После того как вы научили ребенка такой концепции, начинайте использовать знак во время других занятий, где есть физические границы, но они не так очевидны. Например, карточка «стоп» может обозначать границу игровой площадки.
      • Ограниченная доступность. Решите, сколько раз или как долго будет доступен тот или иной предмет. Укажите это с помощью визуальной подсказки. Например, если ребенок может выпить только 3 пакетика сока в течение дня, расположите на холодильнике 3 карточки с изображением сока. После того как предмет больше не доступен, используйте визуальные подсказки, чтобы это объяснить. Например, покажите ребенку, что больше не осталось пакетиков с соком на холодильнике.
      • Ожидание. Начните показывать символ «жди» на очень короткий промежуток времени перед тем, как ребенок сможет получить желанный предмет или доступ к занятию. Можно использовать карточку «жди» вместе с таймером. Пусть ребенок обменяет карточку «жди» на предмет или доступ к занятию. Например, когда ребенок просит перекусить, дайте ребенку карточку «жди», установите таймер на 10 секунд, а затем похвалите ребенка за ожидание и обменяйте еду на карточку. Постепенно увеличивайте продолжительность времени и варианты ситуаций, в которых ребенку приходится ждать каких-то предметов или занятий.
      • Если вы думаете, что вероятно проблемное появление, знакомьте ребенка с визуальными правилами во время несложных ситуаций с простыми ожиданиями. Хвалите ребенка за любое следование правилу, а не переключайте внимание на поведение. Разные виды визуальной поддержки могут облегчить коммуникацию для вас и вашего ребенка с РАС и помогут позитивно справляться с различными повседневными ситуациями.

        Тренинг социальных навыков

        Все дети с аутизмом испытывают проблемы в плане социализации. Специальный тренинг социальных навыков, который проводится индивидуально или в группе, помогает детям учиться адекватному и уместному поведению. Обучение включает проигрыши по ролям, что позволяет отработать поведение ребенка в конкретной ситуации.

        С описанием пятиступенчатой модели обучения детей с аутизмом социальным навыкам можно ознакомиться по ссылке.

        Что делать при физической травле ребенка

        Травля с применением физической агрессии по отношению к детям с особенностями развития довольно часто встречается в средних и старших классах школы. Важно объяснить ребенку, что в случае агрессии необходимо рассказать об этом взрослым. С другой стороны, детям нужны стратегии самозащиты. Ребенку необходимо понимать, что если рядом находится хулиган, нужно его избегать и не привлекать внимания:

      • не подходить к тому месту в столовой, где обычно ест ребенок-задира;
      • не пытаться поговорить с агрессивными детьми или подружиться с ними;
      • не провоцировать хулиганов;
      • держаться рядом со взрослыми;
      • если речь идет об опасной агрессии, либо хронической травле, рассказать об этом взрослым.

      Источник: http://outfund.ru/kakie-zanyatiya-smogut-uluchshit-socialnye-navyki-rebenka-autizmom/

      Полезные ссылки

      Фонд «Выход» создан группой частных лиц для помощи людям с расстройствами аутистического спектра.

      healthvector.ru

      Поражение ЦНС

      Gennady1, пишет 15 января 2012, 11:37
      Краснодар

      Поражение центральной нервной системы

      Центральная нервная система (ЦНС) — это основная часть нервной системы человека, которая состоит из скопления нервных клеток. У человека она представлена спинным и головным мозгом. Отделы ЦНС регулируют деятельность отдельных органов и систем организма, и в целом обеспечивают единство его деятельности. При поражениях ЦНС эта функция нарушается.

      Повреждения центральной нервной системы могут возникнуть у ребенка как в период внутриутробного развития (перенатально), так и во время родов (интранатально). Если вредные факторы воздействовали на ребенка на эмбриональной стадии внутриутробного развития, то могут возникнуть тяжелые, несовместимые с жизнью пороки. После восьми недель беременности повреждающие влияния уже не вызовут грубых нарушений, но иногда в формировании ребенка проявляются небольшие отклонения. После 28 недель внутриутробного развития ребенка повреждающие воздействия не приведут к порокам в развитии, но у нормально сформированного ребенка может возникнуть какое-либо заболевание.

      Перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС)

      Эта патология наиболее регистрируется у детей первого года жизни. Этот диагноз подразумевает нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения. ПП ЦНС возникает в перинатальный период. К нему относятся антенатальный (с 28 недели внутриутробного развития до начала родового акта), интранатальный (сам акт родов) и ранний неонатальный (первая неделя жизни ребенка) периоды.

      К симптомам ПП ЦНС можно отнести повышение нервно-рефлекторной возбудимости; снижение мышечного тонуса и рефлексов, кратковременные судороги и беспокойство; мышечная гипотония, гипорефлексия; дыхательные, сердечные, почечные нарушения; парезы и параличи и т.д.

      На возникновение перинатального поражения ЦНС влияют следующие причины: соматические заболевания матери, нарушение питания и незрелость беременной женщины, острые инфекционные заболевания в период беременности, наследственные заболевания, нарушение обмена веществ, патологическое течение беременности, а также неблагоприятная экологическая обстановка.

      По своему происхождению все перинатальные поражения центральной нервной системы можно разделить на:

      Гипоксическо-ишемическое поражение ЦНС. Гипоксическо-ишемическое поражение ЦНС возникает вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности или родов;

      Травматическое поражение ЦНС. Травматическое поражение ЦНС обусловлено травматическим повреждением головки плода в момент родов;

      Гипоксически-травматическое поражение ЦНС. Гипоксически-травматическое поражение ЦНС характеризуется сочетанием гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга;

      Гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС. Гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС возникает при родовой травме и сопровождается нарушениями мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний.

      В последние годы диагностические возможности детских медицинских учреждений значительно улучшились. После одного месяца жизни ребенка невролог может определить точный характер и степень поражения ЦНС, а также спрогнозировать дальнейшее течение заболевания, либо вовсе снять подозрение на заболевание мозга. Диагноз может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений ЦНС, так и тяжелыми заболеваниями, которые требуют обязательного лечения и регулярного наблюдения у невропатолога.

      Лечение острого периода перинатальных поражений ЦНС ведется в стационаре. Медикаментозная терапия, массаж, лечебная физкультура и физиотерапевтические процедуры, иглорефлексотерапия, а также элементы педагогической коррекции применяются в качестве основного лечения заболевания.

      Органическое поражение центральной нервной системы

      Этот диагноз означает, что головной мозг человека в определенной степени является неполноценным. В веществе мозга происходят патоморфологические изменения. Легкая степень органического поражения ЦНС присуща почти всем людям и не требует медицинских вмешательств. Но вот средняя и тяжелая степень этого заболевания уже является нарушением деятельности нервной системы. К симптомам можно отнести приступы замирания, нарушение сна, повышенную возбудимость, быструю отвлекаемость, повторение фраз, дневной энурез. Могут ухудшаться зрение и слух, нарушаться координация движений. Иммунитет человека снижается, возникают различные простудные заболевания.

      Причины возникновения органического поражения ЦНС делятся на врожденные и приобретенные. К первым относятся случаи, когда во время беременности мать ребенка перенесла инфекцию (ОРЗ, грипп, ангина), принимала некоторые лекарства, курила и употребляла алкоголь. В периоды психологического напряжения матери единая система кровоснабжения может перенести в организм зародыша гормоны стресса. Влияние оказывают резкие перепады температуры и давления, воздействие радиоактивных и токсических веществ, содержащихся в воздухе, растворенных в воде, пище и т.д.

      Диагностировать органическое поражение ЦНС достаточно просто. Опытный психиатр по лицу ребенка может определить наличие или отсутствие органики. Тем не менее, виды нарушения в работе головного мозга определяет лабораторная диагностика, которая основана на проведении серии безобидных для организма и информативных для врача процедур: ультразвуковая диагностика головного мозга, электроэнцефаллограммы, реоэнцефалораммы.

      Лечение органики — очень длительный процесс. В основном оно медикаментозное. Для лечения органического поражения ЦНС используют лекарственные препараты. Например, ноотропные препараты способны улучшать деятельность головного мозга. Применяются сосудистые препараты.

      Часто детям ставят диагноз «резидуальное поражение ННС». Резидуально-органическое поражение ЦНС имеются у детей главным образом как остаточные явления родовых травм и мозговых нарушений. Проявляется расстройством ассоциативного мышления, а в более тяжелых случаях неврологическими расстройствами. Лечение назначает врач. Применяются различные элементы педагогической коррекции, упражнения на концентрацию внимания, полезны занятия с психологом и логопедом.

      Последствия поражения центральной нервной системы зависят, прежде всего, от степени заболевания. Возможно как полное выздоровление, так и задержка психического, моторного или речевого развития у ребенка, различные неврологические реакции и др. Важно, чтобы в течение первого года жизни ребенок получил полноценную реабилитацию.

      www.medkrug.ru

      Органическое поражение мозга у детей

      Понятие «органическое поражение мозга у детей», по сути, не имеет четкого определения
      Однако принято считать, что это – целый комплекс недугов, связанных со структурными патологическими изменениями в тканях головного мозга

      как диффузными (например, появиться вследствие энцефалопатии)
      так и локализованными (возникнуть в результате опухоли или травмы головного мозга)

      У таких детей нарушены функции многих тканей в мозгу и не только, нужно немало времени, чтобы они поменялись на другие или здоровые, которые будут выполнять свои функции правильно

      ВАЖНО!
      У детей уникальный иммунитет и регенерация, поэтому при любом диагнозе можно рассчитывать на значительные улучшения, если давать организму методики, которые помогают обновиться тканям

      В современной педиатрии такое явление, увы, не редкость
      Головной мозг детей подвержен целому ряду негативных воздействий
      Более того, невропатологи утверждают, что диагноз «органическое повреждение головного мозга» сегодня можно ставить 9 из 10 пациентов любого возраста

      Просто большая часть таких поражений не дает о себе знать
      Симптомы ОПМ ярко проявляются тогда, когда изменением подверглись от 20 до 50% органа
      Если же повреждение охватило больше половины мозга, тогда стоит говорить о серьезных признаках болезни, носящих стойкий патологический характер

      Но есть и другая сторона медали
      Зачастую не слишком квалифицированные специалисты просто злоупотребляют данным диагнозом, не желая глубоко анализировать характер неврологической патологии у ребенка

      Существует Международная классификация болезней Х пересмотра, в которую органическое поражение мозга не включено
      По этой причине медики формулируют диагноз, связанный с подобными патологиями, как говорится, «кто во что горазд»: «не уточненное поражение мозга» или «не уточненная энцефалопатия»

      Так или иначе, в медицине существует некая классификация недугов, которые можно объединить под термином ОПМ (органическое поражение мозга)

      Заболевания, относящиеся к органическим поражениям головного мозга

      Гидроцефалии
      Врожденные аномалии развития головного мозга
      Детский церебральный паралич ДЦП
      Нарушения, вызванные внутриутробными инфекциями (токсоплазмозом, сифилисом, цитомегалией и проч.)
      Группа заболеваний, вызванных поражением центральной нервной системы (ЦНС)

      Органическое поражение мозга: причины

      Для того чтобы поставить диагноз «ОПМ», врач должен тщательно исследовать целый ряд факторов
      Каждый недуг, входящий в эту группу, характеризуется множеством нюансов – имеет свою природу и развивается особым образом
      От причины развития болезни во многом зависит и характер его лечения

      Существует несколько основных причин возникновения органического поражения головного мозга у детей

      1. В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать перинатальный период, в ходе которого формировался головной мозг ребенка
      Именно в это время могут возникать серьезные патологии, если будущая мать болеет (у нее порок сердца, повышенное давление, сахарный диабет, анемия, сильный токсикоз и проч.), ведет нездоровый образ жизни, подвергается стрессам, испытывает на себе токсическое воздействие и т.п
      Существенные изменение в работу мозга ребенка могут внести инфекции, подробнее о которых речь пойдет чуть ниже

      2. То, как проходили роды, также имеет большое значение для здоровья малыша
      Были ли они стремительными или затяжными, протекали ли с гипоксией, с обвитием, получил ли ребенок родовую травму

      3. Причиной ОПМ может стать гемолитическая болезнь новорожденных (ГБН), то есть, несовместимость крови матери и ребенка, если она сопровождается ядерной желтухой
      Такая форма желтухи характеризуется повышенным содержанием в крови малыша непрямого билирубина, а это, в свою очередь, провоцирует нарушения функций головного мозга

      4. Механические черепно-мозговые травмы также влекут за собой серьезные повреждения тканей мозга
      Они могут быть как открытыми, то есть, когда рана контактирует с внешней средой, так и закрытыми

      5. Нередко органическое повреждение мозга вызывают инфекционные заболевания (менингит, абсцесс, энцефалит и др.), в том числе и внутриутробные инфекции, провоцирующие поражение центральной нервной системы – краснуха, герпес, энтеро- и респираторные вирусы, вирус иммунодефицита и проч.

      6. ОПМ может возникнуть и вследствие сосудистых заболеваний мозга – энцефалопатии, геморрагического инсульта

      7. Такого рода патологии могут развиться из доброкачественной опухоли

      8. Эпилепсия также способна спровоцировать органическое поражение головного мозга у ребенка

      9. ОПМ также могут быть вызваны рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона или Альцгеймера

      10. Существует и еще одна причина возникновения и развития тяжелых поражений мозга у детей, о которой умалчивает традиционная медицина
      Речь идет о поствакцинальных осложнениях, в результате которых головной мозг детей перестает формироваться должным образом
      Подробнее о влиянии прививок на организм ребенка вы можете прочитать ЗДЕСЬ

      Симптомы органического поражения мозга у детей

      Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром
      Это состояние выражается в нарушении сразу трех аспектов работы главного человеческого органа

      1. Проблемами с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия)
      Более того, при ОПМ могут появиться нереальные воспоминания

      2. Снижением интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве

      3. Аффективными расстройствами и цереброастенией – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности
      Нередко такие дети проявляют неадекватные эмоции

      Деменция – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности
      Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться
      Иногда деменция настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно

      Существует также целый ряд очаговых симптомов , которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения

      Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории

      Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами

      Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи

      Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков

      Органическое поражение мозга у детей: лечение

      Естественно, лечение ОПМ следует назначать, исходя из причины его возникновения и развития
      Так, например, врачи рекомендуют устранять поражения, вызванные инфекцией, с помощью антибиотиков, противовирусных препаратов и иммуностимуляторов
      Если ОПМ развилось вследствие опухоли, то, прежде всего, нужно позаботиться о ее удалении

      Ишемические болезни головного мозга официальная медицина предлагает лечить с помощью ноотропных средств, а также использовать противоотечную и сосудистую терапию

      Смотрите также:Лекарства от аутизма: есть ли смысл?

      Почти во всех случаях медики настоятельно советуют принимать

      снотворные средства
      антидепрессанты
      транквилизаторы

      Параллельно с приемом лекарственных препаратов поражение мозга врачи рекомендуют использовать немедикаментозную терапию

      Она призвана смягчать побочные эффекты от приема тяжелых химических лекарственных препаратов

      гипнотическое воздействие на ребенка, аутотренинг
      игло- и рефлексотерапия
      арт- и гештальт-терапия
      массаж
      В Украине с такими детьми работает доктор Рахманов

      Обратите внимание в статье про книги на книгу про массаж Татьяны Панкратовой
      Там описана методика как воздействовать на ребенка через переферическую нервную систему терапия звуком и проч.

      Лечение аутизма у детей. Аутизм. Метод восстановления

      План семинаров ЗДЕСЬ
      Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам биомедицинской коррекции организма

      Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами
      Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

      Отказ от ответственности
      Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
      Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

      apicorrection.com