Аутизм симптомы новорожденных

Содержание:

Каковы признаки аутизма у детей до года?

Аутизм — это одно из серьезных нарушений психического развития. Диагностировать его у детей до года практически невозможно, поскольку не существует медицинских анализов, которые могли бы выявить данное отклонение. Понять, что ваш малыш — аутист, вы сможете только наблюдая за его поведением и отмечая наличие у него характерных признаков.

Аутисты — это особенные дети, зачастую проявляющие себя как талантливые неординарные личности, но таким малышам очень сложно вести социально активную жизнь. Они совершенно не похожи на сверстников и даже не стремятся ни подражать им, ни контактировать с ними. Как распознать признаки аутизма у своей крохи, и помочь малышу максимально адаптироваться в обществе?

Что это такое?

Аутизм — это не болезнь, а нарушение восприятия и коммуникации, причем оно имеет несколько градаций. У одних детей симптомы отклонения выражены больше, а у других — малозаметны и практически не мешают им общаться и контактировать с людьми. Малыши-аутисты поначалу не явно отличаются от сверстников, но по мере взросления симптоматика, делающая их особенными, проявляется все сильней и сильней. Так почему же эти дети не такие как все?

Круглосуточно наш мозг получает от зрительных, слуховых и осязательных органов информацию и обрабатывает ее. Таким образом мы воспринимаем и реагируем на окружающую действительность. У детей-аутистов это восприятие несколько нарушено — важные вещи они могут не воспринимать, а какие-то мелочи ими усваиваются очень интенсивно. Именно поэтому они и реагируют на мир иначе, чем обычные люди.

Аутистам очень важна монотонность жизни, им не нравится, когда что-либо новое появляется в их окружении или образе жизни. В зависимости от тяжести отклонения, «новизна» может принести им легкий дискомфорт или же довести до истерики. Из-за этой особенности их мозг очень тяжело воспринимает информацию, порой, чтобы приучить аутиста чистить зубы утром и вечером, необходимо потратить несколько месяцев, день за днем прививая им эту привычку.

Дети, отклонение в восприятии которых не было вовремя замечено и скорректировано, не способны обслужить себя и не могут общаться с людьми. Вот почему важно рано увидеть у малыша наличие тревожных симптомов и приступить к его адаптации с помощью квалифицированного психолога.

В последние годы диагноз «аутизм» ставится все чаще особенным пациентам. Если еще десятилетие назад на 1000 обычных детей приходился всего один аутист, то сейчас динамика выявления отклонения становится пугающей. Нарушение восприятия проявляется у одного малыша из 50 мальчиков и 80 девочек.

Поскольку симптомы аутизма носят в основном поведенческий характер, выявить отклонения у новорожденных детей невозможно. С трудом нарушения можно диагностировать и у малышей до года, поскольку симптоматика является не специфической. Те или иные признаки могут соотноситься с особенностями характера дитя или носить временный характер.

Например, чрезмерная капризность, внезапно проявившаяся, может говорить о возрастном кризисе грудничка до года, а длящаяся постоянно — о пробелах в воспитании или наличии проблем с нервной системой.

Малыши с аутизмом начинают отличаться от своих сверстников еще в первые месяцы:

  • грудничок не стремится прижаться к матери;
  • не просится на ручки;
  • не смотрит в глаза;
  • не всегда реагирует на звуки;
  • не всегда откликается на свое имя;
  • преобладает периферическое зрение — малыш не следит за движущимися у него перед глазами объектами, но при этом реагирует на перемещения объектов сбоку.
  • Но эти признаки аутизма еще не основание для «диагностики» отклонения у детей до года. Тем более нельзя говорить о нарушении восприятия относительно новорожденных, основываясь на том, что они не реагируют на звуки, поскольку слуховые органы малышей в первый месяц только начинают функционировать.

    Перечисленные симптомы аутизма могут быть всего лишь временными явлениями у детей до года, которые вскоре благополучно пройдут, и ваша кроха вырастет общительной и вполне обычной.

    По мере взросления и освоения речевых и двигательных навыков, симптомы аутизма у детей нарастают. У малышей ближе к году и старше они делятся на три группы:

    Социальные

  • Ребенок не стремится контактировать с детьми и со взрослыми, ему гораздо комфортней находиться одному.
  • Избегает зрительного контакта — выслушивая вас, ребенок-аутист будет наблюдать за вашими жестами или губами.
  • Дети с аутизмом не любят телесного контакта.
  • Если на исходе первого года у обычных детей отмечается стремление к подражательству и копированию, то аутисты лишены этого; малыш не будет играть в ролевые игры с куклами, «разговаривать», как папа, по телефону и повторять за вами движения.
  • Дети могут относиться чрезмерно холодно к домочадцам, не привязываясь ни к кому; обратная форма аутизма характеризуется постоянной патологической привязанностью к одному из членов семьи.
  • Особенность восприятия окружающего мира аутистами проявляется в специфическом выборе игрушек — малыша не будут интересовать яркие покупные предметы, он может долгое время заниматься с совершенно не предназначенными для младенцев объектами: потертой шахматной фигуркой, камушком или ручкой от сковородки.
  • Коммуникационные

    1. У ребенка-аутиста чаще всего отмечается задержка развития речи, он говорит мало и крайне неохотно.
    2. Малыш редко улыбается в ответ.
    3. Кроха неохотно будет реагировать на ваши просьбы показать что-либо или подать определенный предмет.
    4. Ребенок-аутист будет избегать общества других детей и контакта со взрослыми.
    5. В речевом запасе ребенка намного больше, чем у его сверстников, несуществующих слов.
    6. Монотонность

    7. Аутисты могут практически без остановки повторять простые усвоенные движения.
    8. С трудом привыкают к переменам обстановки, малышей может пугать новая одежда или появившийся в комнате предмет мебели.
    9. Дети-аутисты весьма негативно могут отреагировать на появление незнакомых людей в доме или на их обилие в общественных местах.
    10. Малыши строго следуют установившемуся распорядку дня, и если вы опустите какой-то «элемент» из традиционного графика, это может привести к капризам.
    11. Аутисты избегают новизны и в сфере принятия пищи: один раз попробовав определенную кашу, он будет есть только ее, не допуская подмены или попыток украшения блюда ягодами или фруктами.
    12. Симптомы аутизма нарастают и проявляются все ярче вместе со взрослением ребенка. Первые признаки опытный специалист может отметить еще в возрасте 3 месяцев благодаря диагностическим тестам, но наиболее точно «вынести вердикт» можно примерно в 3 года.

      Точных причин проявления аутизма до сих пор не выявлено, ученые только предполагают, что вызвать данное отклонение могут:

    13. сложные роды;
    14. родовые черепно-мозговые травмы;
    15. поражение ЦНС инфекциями во внутриутробный или послеродовой период;
    16. стресс, вредные привычки или заболевание матери во время закладки нервной трубки плода;
    17. прирожденная эмоциональная нестабильность, из-за которой ребенок сам закрывается от мира.
    18. Специалисты в последнее время отмечают случаи возникновения приобретенного аутизма, когда совершенно здоровый ребенок постепенно перестает контактировать с окружающими, стремится к одиночеству, увлекается каким-то определенным занятием, и у него отмечается деградация речевых навыков. Как правило, такое неврожденное отклонение связывают с тем, что с малышом не занимаются, либо в семье сложилась неблагоприятная для нормального психофизического развития обстановка.

      Вылечить аутизм невозможно, но все ваши силы после постановки этого диагноза должны быть направлены на социальную адаптацию своего ребенка, ведь без нее ему придется довольно тяжело. Он не сможет посещать детские образовательные учреждения, общаться со сверстниками, вести общественную деятельность, обслуживать себя, а впоследствии не сможет работать и завести семью.

      Вам будут рекомендованы посещения психолога, с которым вы будете вместе на протяжении долгих лет сотрудничать и стараться сделать малыша максимально «нормальным». Долговременная коррекция аутизма будет направлена на адаптацию ребенка к обществу и привитию ему необходимых для самообслуживания и взрослой жизни навыков. Поскольку такие дети особенные, вам придется внедрять в их устоявшийся распорядок дня необходимые манипуляции день за днем.

      Вместе с психологом вы разработаете индивидуальную программу коррекции аутизма, подходящую именно для вашего малыша, по завершении которой он сможет стать максимально социализированным и коммуникабельным. Готовьтесь, что процесс адаптации затянется на долгие годы и потребует от вас и вашего дитя большой выдержки и тяжелого морального труда.

      Старайтесь не повышать на ребенка голос и терпеливо учить его день за днем одним и тем же навыкам, постепенно приучайте его к новым людям и к контактам с другими детьми. Найдите в своем городе семьи, столкнувшиеся с подобной проблемой, возможно, их личный опыт адаптации поможет вам.

      newbabe.ru

      Каковы признаки аутизма у новорожденных?

      Признаки аутизма у новорожденных при внимательном обследовании можно выявить уже с первых месяцев жизни. Диагностика в таком раннем возрасте позволяет предположить нарушение, а не вынести твердый вердикт, болен ребенок или нет. Чтобы узнать, есть у ребенка аутизм или нет, нужно получить консультацию детского психолога. Динамика развития у всех детей разная, и нарушение базовой коммуникации с внешним миром может улучшиться или даже пройти без дополнительной помощи. С другой стороны, симптомы аутизма нужно знать родителям, чтобы как можно раньше обратиться к специалисту.

      Как проявляется аутизм

      Для оценки имеет значение, прежде всего, взаимодействие с ключевой фигурой в жизни младенца — с матерью. До года жизни между матерью и новорожденным существует симбиотическая связь на невербальном уровне, то есть они могут без проблем подстраиваться друг под друга во время кормления, при укачивании, во время игры. Ребенок с аутизмом не может вступить в полноценный невербальный контакт с матерью, он не расслабляется, когда его укачивают, не может расположиться комфортно, когда кормят, не реагирует на приглашение поиграть, например, с погремушкой. Матери детей-аутистов отмечают следующие особенности при кормлении:

    19. Ребенок держит в напряжении все мышцы тела, не реагирует на ласку и укачивание.
    20. Ребенок полностью расслаблен, мышцы вялые, игровых и радостных движений нет, наблюдается апатия.

    Дети очень рано учатся следить глазами за перемещением объектов, ведь это очень важно для их выживания. Первое, что они узнают и различают, — это лицо матери.

    Способность концентрировать взгляд формируется постепенно, однако уже в течение первого месяца жизни можно отметить, что новорожденный четко различает, где у человека лицо, и старается смотреть именно туда. Зрительный контакт играет очень важную роль при невербальном общении матери и ребенка. Нарушение этого базового способа общения является очень тревожным признаком. Матери детей-аутистов жалуются на то, что ребенок:

    1. Не может сфокусировать взгляд на человеческом лице, лица людей, в том числе материнское, не представляют для него интереса.
    2. Усли случайно сталкивается взглядом с другим человеком, быстро отводит глаза.
    3. От того, насколько успешно ребенок выражает свои потребности, зависит их удовлетворение, ведь самостоятельно он не может ни передвигаться, ни принимать пищу, ни обеспечить себе тепло и безопасность. В норме дети всегда обозначают присутствие значимых взрослых, заигрывают, показывают радостные чувства при появлении в комнате матери. Дети-аутисты не отличаются эмоциональной реакцией уже в младенчестве. Они не протягивают руки к матери, когда она наклоняется над кроваткой, не инициируют по своему желанию игру или кормление. Существует два варианта, которые наблюдают матери младенцев с аутизмом:

    4. Ребенок испытывает дискомфорт от попыток сближения с ним, находиться на руках ему не нравится.
    5. Ребенок нормально чувствует себя на руках у матери, но не проявляет никакого стремления туда попасть.
    6. Ребенок очень хорошо ощущает себя на руках матери, однако точно так же ему хорошо и на руках у любого другого теплого и надежного взрослого, даже незнакомого.
    7. Симбиотический союз между матерью и младенцем — это общение двоих людей, каждый из которых является активным действующим лицом. Невербальные способы коммуникации, которыми владеет здоровый и развитый младенец, включают в себя:

    8. визуальный контакт;
    9. улыбку;
    10. звуки, отражающие чувства, которые испытывает ребенок;
    11. позы радости, страха, горя и других состояний;
    12. способность с помощью звуков, поз и движений вызывать у матери определенные действия.
    13. Одним из критериев нормального коммуникативного развития у младенцев является способность улыбаться матери и другим значимым людям. Эта улыбка направлена лично на человека, она имеет конкретного зрителя. Дети с аутизмом тоже обладают улыбкой, однако она не адресована другому человеку, она появляется рефлекторно, как ответ на приятный стимул из внешнего мира. Таким приятным стимулом может выступать сверкающая игрушка, приятная ткань, на которой лежит ребенок, или двигательная активность. Со стороны стороннего наблюдателя непросто определить, что вызывает улыбку у младенца, но внутри диады мать-ребенок для матери это понятно. Матери аутистов отмечают, что:

    14. Ребенок никогда не улыбается в ответ на чью-то улыбку, он не задерживается взглядом на лице другого человека и не отмечает для себе его выражение.
    15. Ребенок может улыбаться безлично, но не выражает желания более близкого общения с кем-либо, например, не требует взять его на руки или покачать.
    16. Проявление инициативы в отношениях со стороны ребенка многое говорит не только о его характере, но и об его уровне коммуникативных навыков.

      Особенности поведения

      После 3 месяцев жизни маленький человек уже обладает многими возможностями повлиять на действия большого человека, и он этим пользуется.

      Ребенок-аутист быстро устает от контакта со взрослым, перестает отвечать на стимулы из внешнего мира, не только не требует общения, но и уклоняется от него. У грудничка с таким нарушением нет типичного детского оживления при виде матери или отца. Он не начинает сучить ножками, смеяться и улыбаться, размахивать руками. Чаще всего в его поведении ничего не меняется при появлении взрослых. После 5-6 месяцев у детей с успешной коммуникативной системой уже закреплены основные навыки общения, они умеют:

      • начинать по своей инициативе контакт;
      • продолжать уже начатый кем-то контакт;
      • заканчивать по своей инициативе взаимодействие.
      • Из этих трех навыков у аутиста можно распознать только умение заканчивать общение, так как он недостаточно адекватно реагирует на поведение и чувства других участников коммуникации.

        Реакции на людей

        Младенцы различают разные выражения лиц у взрослых, разный тембр голоса и интонацию, исходя из этого они реагируют, и их реакция удачно встраивается в коммуникативный акт. У аутистов проявляется неспособность попасть в настроение окружающих, их эмоции не связаны с эмоциями окружающих. Матери детей с аутизмом отмечают, что:

      • Ребенок может испугаться при виде знакомого человека, например отца.
      • Плач ребенка может быть вызван любым громким звуком, даже смехом.
      • Эмоции, которые проявляет ребенок, вызваны обстановкой (тепло, сухо, безопасно), а не поведением отдельных личностей, ребенок не различает, враждебно или дружелюбно относится к нему человек, но обращает внимание на интенсивность стимула.
      • Для матерей общение с аутичным ребенком представляет очень большую сложность. Основа симбиотических отношений — это чуткая эмоциональная связь на невербальном уровне, благодаря которой мать может качественно позаботиться о ребенке. Если новорожденный не подает отчетливых сигналов о своем состоянии, как она может помочь ему контейнировать эмоции?

        Особенности взаимодействия

        Существует несколько разновидностей аутистических расстройств, при которых по-разному проявляются нарушения в коммуникации. Для некоторых детей-аутистов свойственна бурная реакция на уход матери из поля видимости, они обладают хорошим периферическим зрением и замечают отсутствие знакомой фигуры. При этом, когда мать находится непосредственно рядом, они не вступают в активное взаимодействие. Другие дети не реагируют на приходы и уходы матери, но проявляют рефлекторные навыки самоуспокоения в стрессовых ситуациях, например: раскачиваются, катаются по кровати, сосут палец.

        В других случаях признаки аутизма у новорожденных радикально отличаются от изоляции, хотя точно так же имеется нарушение в коммуникации. Дети этого типа необычайно дружелюбно настроены, но не могут установить прочный невербальный контакт. Например, ребенок замечает лицо взрослого, но не может сфокусироваться на нем и улыбнуться лично или ребенок может улыбаться по отношению ко всем взрослым без исключения, но не различает своих близких и чужих людей, не выделяет мать как исключительного партнера по общению. Для того чтобы проверить свои подозрения на аутизм, следует взять ребенка на консультацию к детскому психологу. Специалист, знакомый с характерными особенностями развития в каждом возрасте, сможет при помощи коммуникативных тестов подтвердить или опровергнуть подозрения родителей.

        1popsihiatrii.ru

        Аутизм – это состояние психики, при котором человек больше погружен в себя, чем в окружающий мир. Оно длится в течение всей жизни и влияет на то, как человек взаимодействует с другими людьми, общается и учится.

        У двух людей с аутизмом расстройство может проявляться по-разному: один может вести полноценную жизнь, периодически обращаясь к терапии, а другой никогда не сможет соответствовать общепринятым представлениям о «нормальности».

        Точная причина аутизма до сих пор не установлена. Исследования показывают, что на его развитие, вероятно, влияет сочетание экологических и генетических факторов.

        По статистике, 1 из 68 детей имеет расстройство аутистического спектра той или иной степени. У мальчиков оно встречается чаще: 1 случай из 42; у девочек – 1 из 189 случаев. Число выявленных случаев аутизма в последние годы растет, благодаря развитию диагностики. Мы стали лучше понимать, как проявляется это расстройство и как с ним жить.

        Чем раньше родители заметят признаки аутизма, тем больше они смогут помочь ребенку справиться со сложными социальными ситуациями и стрессом.

        Итак, какое поведение у младенцев и детей до 3 лет может быть ранним признаком аутизма?

        Аутизм у младенцев

        Знак №1: не реагирует на взаимодействие

        Младенцы обычно социальны по своей природе: они любят взаимодействовать с родителями, братьями и сестрами, другими людьми. Они смотрят на лица, слушают голоса и постоянно наблюдают за тем, что делают и говорят окружающие.

        Ребенок с аутистическим расстройством часто не реагирует на зрительный контакт или обращенные к нему слова.

        Знак №2: не откликается на имя

        Большинство детей начинают реагировать на имя в возрасте 1 года. Если в 12 месяцев малыш не воспринимает обращение по имени, это повод для беспокойства.

        Знак №3: слабый интерес к людям

        Ребенок с аутизмом не нуждается в одобрении, обучении или внимании от других людей. Как правило, такие дети не улыбаются и не смотрят в глаза, ведут себя тихо и почти не жестикулируют (не машут руками, не хлопают). Если вы заметили такое поведение у своего ребенка, сообщите об этом педиатру.

        Знак №4: замедленная реакция

        По мере взросления дети должны подражать окружающим звукам и речи родителей. Речь начинает развиваться после полутора или двух лет, но лепетать ребенок начинает значительно раньше.

        У детей с аутизмом речевые и языковые навыки развиваются хуже, и это тоже повод для разговора со специалистом.

        Аутизм у детей 2-4 лет

        Это возраст, когда дети становятся более социальными, стремятся к общению с окружающими. На этом фоне признаки аутистического расстройства заметить легче: к 2 годам диагностика аутизма более стабильна и достоверна, хотя окончательный диагноз врачи ставят, как правило, к 4 годам.

        Знак №1: трудности во время ролевых игр

        Уложить мишку спать, пожалеть сломанную куклу, поиграть в «ку-ку» с мамой – все подобные игры требуют взаимодействия и реакции в зависимости от сценария. Дети-ровесники сначала обычно играют рядом, параллельно друг с другом, и постепенно приходят к взаимодействию.

        Если ваш ребенок упорно избегает игр с другими детьми и предпочитает сидеть отдельно, не понимает, как включиться в ролевую игру, это вероятный признак аутизма.

        Знак № 2: не подражает окружающим

        Laura Caseley for LittleThings

        Дети любят повторять поведение родителей, моделировать свое поведение. Аутистическое расстройство снижает этот интерес: ребенок по-прежнему не отвечает на взгляды и действия, не повторяет простые жесты (например, не машет рукой во время приветствия или прощания).

        Знак № 3: успокаивает себя самостоятельно

        Дети с аутизмом, как правило, очень чувствительны к любым, самым незначительным, изменениям в своем окружении. Они испытывают проблемы с демонстрацией своих чувств, не любят прикосновений и не хотят, чтобы их держали на руках или обнимали.

        Испытывая стресс, такой ребенок может не искать утешения у мамы, а успокаиваться самостоятельно, повторяя монотонные движения: хлопая руками или раскачиваясь из стороны в сторону.

        Если вы заметили у своего ребенка какой-либо из этих признаков, не откладывайте визит к педиатру, детскому неврологу или психологу. Если специалист подтвердит расстройство аутистического спектра, это пока не значит, что ему обязательно будет поставлен диагноз «аутизм».

        Американская ассоциация педиатрии рекомендует проводить обследования каждые 18 или 24 месяца – не исключено, что со временем, при правильном и бережном обращении ребенок преодолеет расстройство.

        Но даже если диагноз поставлен, вы все еще можете сделать многое для полноценной жизни ребенка.

        Laura Caseley for LittleThings
        Специалисты помогут составить план, исходя из индивидуальных потребностей малыша, в котором будет учтено все: от занятий с логопедом до ролевых игр в разных социальных ситуациях.

        m.goodhouse.ru

        Причины аутизма у детей, признаки, симптомы, лечение

        12.06.2017 дети 11,681 Просмотры

        Раньше мало кто слышал об этом заболевании, сегодня же часто рождаются дети-аутисты (называемые «детьми дождя»). Статистика выглядит удручающе. В семидесятых годах прошлого столетия один аутист приходился на десять тысяч здоровых детей, сейчас соотношение составляет 1 к 88. Возможно, стремительный рост отчасти можно объяснить тем, что раньше не умели диагностировать болезнь. Многие дети с аутизмом оставались не учтенными.

        В наше время больных этой патологией малышей рождается больше, что пугает потенциальных родителей и тех, кто стал таковыми недавно. Молодые мамы с папами тревожно присматриваются к чаду, пытаясь понять, не присутствуют ли аутичные черты у ребенка. Статья поможет получить ответы на интересующие многих вопросы о сути, причинах, симптомах и возможности лечения заболевания.

        Описание синдрома

        Начнем с описания патологии. Согласно медицинским источникам, аутизм – это общее расстройство развития человека, проявляющееся нарушением его речи, психики в целом и социальной адаптации. Заболевание относится к генетическим патологиям, имеет несколько форм, характеризующихся отдельными симптомами. Простыми словами аутизм – это неспособность человека полноценно контактировать с внешним миром. Его действия, слова жесты и т.д., направлены внутрь себя – социальная нагрузка отсутствует.

        Как правило, умственные способности аутистов снижены. Если речь не идет о высокофункциональном аутизме, встречающемся редко. Он характеризуется нормальным или даже высоким IQ, отличной памятью, богатым словарным запасом, развитой речью. Но люди с таким диагнозом испытывают трудности в общении, абстрактное мышление у них отсутствует совсем, имеются и другие типичные особенности поведения.

        Важно! Аутизм – недуг генетический, он в полной мере проявляется в возрасте до трех лет. Иногда болезнь впервые диагностируют позже.

        Причины аутизма

        Каждому потенциальному родителю, хотелось бы знать, что провоцирует рождение ребенка с отклонениями. Зная об этом, можно попытаться снизить риски. Специалисты считают, что имеет смысл говорить не о каком-то одном факторе, а о целом комплексе. К тому же точных причин возникновения аутизма у детей пока не выявлено. Среди возможных называют:

      • мутации на генном уровне;
      • поражения центральной нервной системы органического типа;
      • нарушение обмена веществ;
      • гормональные сбои;
      • инфекции вирусного или бактериального характера;
      • отравление ртутью другими химическими веществами;
      • злоупотребление антибиотиками.
      • Примерно в 9 из 10 случаев дети-аутисты появляются на свет таковыми в результате генетических сбоев. Причем оба родителя могут быть абсолютно здоровы. То есть, речь идет о совершенно спонтанной мутации, которую, могут спровоцировать негативные внешние факторы, перечисленные выше.

        Внимание! Аутизм – генетическое заболевание, но не наследственное! Семейственность ему несвойственна.

        Поведенческие проявления аутизма

        Дети с синдромом рождаются на вид абсолютно здоровыми, внешне ничем не отличаясь от других. Поэтому сразу после появления на свет распознать аутизм у ребенка невозможно. Первые признаки появляются несколько позже. Чтобы выявить болезнь, родителям нужно очень внимательно наблюдать за малышом, придавая значение любым особенностям в его развитии.

        Если у новорожденных детей (и с синдромом, и без) поведение практически одинаковое, то уже месяцам к трем разница начинает проявляться. Малыши с аутизмом не улыбаются родителям, отсутствует реакция на их голос, на игрушки. Во многом они напоминают слепых или глухих.

        Признаки аутизма у детей до 1 года еще несколько стерты, но кое-что понять уже можно. Грудники в положенном возрасте не гулят. Звуки, издаваемые ими, очень однообразны. Они не тянутся к родителям, часто агрессивно пресекают попытки взять их на руки, обнять, поцеловать. Совершенно одинаково относятся к своим и чужим. Интерес к игрушкам практически отсутствует. К признакам аутизма у грудничка также относят такую примечательную особенность: малыш не жестикулирует самостоятельно, а свои желания пытается проявить, используя руку другого. Он остается равнодушным к смене позы во время кормления или тона и мимики родителя.

        Позже определить аутизм становится еще проще. Появляется такой признак, как стереотипные движения. Малыш копирует какой-то элемент в поведении взрослого и бесконечно его повторяет. То же самое относится к словам. Но нормально говорить при этом он не начинает. Обычно у детей 2 лет словарный запас уже состоит из 15-20 единиц. Аутисты же могут запомнить несколько слов и твердить их, вне всякого контекста, без конца и края. Либо повторяют сказанное взрослыми, подобно эху.

        Время идет, симптомы становятся все явственнее. У ребенка 3 лет, страдающего аутизмом, отсутствует способность складывать слова во фразы. Зато он может придумывать собственные понятия, называя всем знакомые предметы так, как хочется ему. На попытки вступить с ним в контакт малыш часто реагирует агрессивно либо прячется. Болезненно воспринимает смену привычного распорядка или других обстоятельств.

        У детей 4 лет часто наблюдается нетипичное использование игрушек. То есть, вместо того чтобы катать машинку по полу, ребенок часами вращает ее колесо. При этом малыши не могут совершать действия, связанные с абстрактным мышлением. Например, «размешать чай» для куклы, взяв вместо ложки палочку. Они способны лишь копировать увиденное.

        У детей 7 лет в большинстве случаев уже наблюдается серьезное отставание от сверстников. Это касается чтения, письма, устной речи, а также других навыков. К тому же они не умеют играть с ровесниками – держатся обособленно. В детском саду, в школе им приходится туго.

        У подростков на фоне гормональных перестроек признаки заболевания обостряются. Ребята уже осознают свою непохожесть на других, страдая по данному поводу. Им требуется психологическая поддержка.

        Замечание! У детей до 3-х лет симптомы аутизма могут проявляться не все, а только некоторые из них, что часто сбивает родителей с толку, и диагноз долго остается неподтвержденным.

        Физиологические признаки

        Помимо поведенческих часто присутствуют другие. Их называют физиологическими признаками аутизма у детей. Они достаточно типичны и проявляются в обычно уже с самого начала. К таким сигналам относят:

      • расстройства сна (частые пробуждения среди ночи, трудности с засыпанием);
      • пониженный мышечный тонус;
      • нарушенная координация движений;
      • судороги;
      • притупленное или наоборот обостренное сенсорное восприятие;
      • проблемы с поджелудочной и щитовидной железами;
      • синдром раздраженного кишечника.
      • Физиологические симптомы аутизма у детей так же, как и поведенческие не обязательно присутствуют «оптом». Это может быть один признак, два, три. Кроме того, наблюдаются не у всех аутистов.

        Формы заболевания

        Что касается классификации заболевания, то основных форм аутизма существует две: тяжелая и легкая. В первом случае большинство типичных симптомов ярко выражены, ребенок нуждается в помощи родителей и педагогов. Ему необходимо находиться под наблюдением доктора.

        Легкая форма аутизма может быть даже не совсем заметна окружающим. Качество жизни снижено незначительно. Симптомы слабо выражены. При должном уходе со стороны родителей из такого ребенка может вырасти достаточно социализированный, практически нормальный психически взрослый.

        Различают также следующие виды аутизма:

      • с полным отсутствием потребности в контактах с людьми (больной молчит и не умеет себя обслуживать);
      • с резким отвержением окружающей действительности и отсутствием чувства самосохранения (при этом ребенок-аутист повторяет звуки, слова, жесты, действия);
      • с замещением реального мира (человек живет в своих фантазиях и иллюзиях, к близким практически не привязан);
      • с гипертормозимостью (это самая легкая форма, при которой ребенок очень раним, всего боится, быстро утомляется, но в остальном вполне нормален).
      • В последнее время болезнью аутизм стали считать и смежные с ней состояния. В частности, синдром Ретта, основное отличие которого заключается в том, что примерно до полутора лет ребенок развивается совершенно нормально, а затем начинает утрачивать освоенные навыки. При этом деформируется костно-мышечная система, двигательная активность нарушается, и в итоге наступает умственная отсталость тяжелой степени. Данный синдром встречается лишь у девочек. Виной его становится поврежденный ген в Х-хромосоме.

        Особенности восприятия мира аутистом

        Родители деток с синдромом очень переживают, считая, что ребенок обречен на несчастную жизнь. Данное мнение безосновательно. Конечно, аутисты отличаются от других людей, но и потребности у них своеобразные. Они не нуждаются в общении, поэтому, не получая его, негативных эмоций испытывать не будут.

        Наблюдая аутистическое поведение, может показаться, что человек замкнут, угрюм, недоволен. А он сосредоточен на чем-то важном лично для него. Аутист способен сутками рассматривать трещины на стене, находя все новые, и новые узоры. И испытывать при этом счастье от своих маленьких открытий.

        Аутист – это человек, который склонен систематизировать, упорядочивать все вокруг. И это тоже приносит ему истинное удовлетворение. При легкой степени заболевания отличить его от других можно, порой, лишь по отсутствию чуткости и гибкости в общении. Будучи увлеченным каким-то объектом, человек может подробно рассказывать о нем собеседнику часами, не замечая, что тому это неинтересно. Аутисты не умеют анализировать мимику людей, тон голоса и т.д. Кстати, и лицо их напоминает маску. Эмоций на нем не прочтешь.

        Родители детей с синдромом аутизма беспокоятся еще и по поводу их отношения к себе. Порой создается впечатление, что оно равнодушное. Дети любят родителей и нуждаются в их заботе. Более того, — они страдают, если что-то меняется в семье. Например, в привычное время мама не подала обед, или папа не почитал книжку. Аутист – это прирожденный консерватор и приверженец традиций.

        Диагностика заболевания

        Диагностировать аутизм непросто. Многое зависит от грамотности и внимательности родителей. Если ребенок первый, и сравнить не с чем, они могут не придать значения отклонениям, посчитав их нормой.

        Сегодня обязательным является тест на аутизм у детей, который делают в роддоме (скрининг новорожденных – кровь из пятки). Но его результаты не всегда адекватны. Часто бывает, что тест оказался отрицательным, а позже появились симптомы. Скрининг направлен на выявление нескольких генетических отклонений. Если результат плохой, о какой именно патологии идет речь, понять без дополнительных обследований нельзя.

        На западе есть специальные программы, позволяющие определить аутизм у ребенка. Это профессионально составленные опросники, и на основании ответов родителей делается заключение. В России пока такие программы особо не распространены. Поэтому приходится надеяться на внимательность родителей и грамотность врачей.

        В ходе диагностики аутизма у детей проводят следующие исследования:

        • электроэнцефалографию;
        • УЗИ;
        • МРТ.

        Вы – одна из тех миллионов женщин, которые борются с лишним весом?
        А все ваши попытки похудеть не увенчались успехом?

        И вы уже задумывались о радикальных мерах? Оно и понятно, ведь стройная фигура — это показатель здоровья и повод для гордости. Кроме того, это как минимум долголетие человека. А то, что человек, теряющий «лишние килограммы» , выглядит моложе – аксиома не требующая доказательств.

        Поэтому мы рекомендуем прочитать историю Ольги Картунковой, которой удалось сбросить лишний вес быстро, эффективно и без дорогостоящих процедур. » Читать статью »

        С ребенком должны поработать психиатр, сурдолог и невролог, чтобы исключить другие заболевания и поставить точный диагноз – аутизм. Симптомы синдрома похожи на эпилепсию, умственную отсталость, шизофрению, депривационный симптом, развивающийся на фоне длительной разлуки малыша с матерью, и т.д. Также ребенок может быть глухим или слепым – отсюда его специфическое поведение.

        Важно! Первые признаки аутизма проявляются в младенческом возрасте, но поставить точный диагноз можно по достижению ребенком трех лет, когда картина уже полная.

        Коррекция аутизма

        Вести речь о лечении аутизма у детей бессмысленно. Выздоровление невозможно, целесообразно говорить о комплексной коррекции, проводящейся силами родителей, педагогов, психологов и психиатров. Болезнь не уйдет, но ребенок при успешной коррекции будет полноценным членом общества.

        Есть различные методики, которые понадобится изучить родителям. Рекомендации:

      • Аутизм у ребенка требует четкого выполнения режима дня.
      • Резко менять обстановку, окружающую малыша, запрещено.
      • С ребенком следует проводить много времени, общаясь, играя.
      • Кроху следует почаще обнимать, целовать, говорить нежности.
      • Обязательны физические упражнения, без допущения переутомления.
      • Детский аутизм проявляется механическим наследованием действий окружающих. Следует воспользоваться этим, привив ребенку полезные навыки.
      • Проявленную ребенком инициативу подавлять нельзя.
      • Для детей-аутистов важна похвала. Поэтому, прививая им навыки, следует придумать различные методы поощрения: ласковые слова, сладостей, подарки в виде игрушек. Постепенно в поведении ребенка негатив исчезнет.

        Сейчас множество способов коррекции аутизма: дельфинотерапия, лечение лошадьми, собаками, гидротерапия. Полезно посещать с ребенком театры, концерты, смотреть кино. Зто поможет ему развить коммуникативные способности.

        Лечить аутизм желательно, заручившись поддержкой психолога. Детям с синдромом полезны групповые занятия и индивидуальные. В тяжелых случаях придется воспользоваться услугами психиатра.

        Поведенческая терапия и образование

        Роль в коррекции аутизма играют образование, поведенческая терапия. Проводят их в специализированных центрах. Корректируется поведение и нарушение коммуникаций ребенка при помощи:

      • гидротерапии;
      • занятий с логопедом;
      • музыки;
      • театрального и киноискусства;
      • дельфинотерапии, ипотерапии (прогулки с лошадьми), канистерапии (лечение собаками).
      • Родителям малышей-аутистов доктора советуют пройти подготовку. Они узнают, как развить способности ребенка и реагировать на его поведение. Дом – это место, где малыш приобретает навыки самостоятельности, спокойствия, общительности.

        Врачи советуют начинать коррекцию с обучения ребенка базовым навыкам:

      • самостоятельному одеванию;
      • правильному поведению;
      • технике приема пищи;
      • фиксированию зрительного и слухового контакта.
      • Малыш должен привыкнуть, что за хорошее поведение хвалят. Можно поощрять его объятиями, поцелуями, сладким десертом, игрушками. Грамотно подобранная тактика откорректирует поведение ребенка.

        Медикаментозное лечение

        Аутизм имеет физиологические симптомы, и лечение часто показано медикаментозное. Оно зависит от отклонений, наблюдающихся у ребенка. Если малыша мучает дисбактериоз, прописывают пробиотики. Если диагностирован авитаминоз, назначают соответствующие препараты. Жирные кислоты омега-три хорошо влияют на психику, уравновешивая и успокаивая ее. Для устранения расстройства желудка и кишечника не помешает давать пациенту пищеварительные ферменты.

        Чтобы получить адекватное медикаментозное лечение, родителям ребенка с диагнозом «аутизм» нужно рассказать педиатру, как он проявляется в физиологическом плане. Возможно, придется пройти ряд дополнительных обследований. Выяснив все нюансы, можно лечить ребенка медицинскими препаратами.

        Совет! Желательно получить и консультацию диетолога, поскольку аутизм у детей требует специального питания.

        Народная медицина и диета

        Рецепты народной медицины при коррекции аутизма можно использовать для снижения уровня тревожности. Решить проблему помогут травы. Можно давать ребенку чай из мяты и мелисы (столовая ложка растительного сбора на стакан кипятка).

        Благотворное воздействие на нервную систему и мозг оказывает шлемник байкальский. Высушенный корень растения измельчается и дается ребенку по утрам в течение трех месяцев. Двухлетнему малышу достаточно объема, равного спичечной головки. С каждым годом доза увеличивается на пару грамм.

        Определенной диеты при аутизме придерживаться не стоит. Но родителям важно помнить, что заболевание часто провоцирует дефицит витаминов группы В. Их следует восполнять, включив в рацион ребенка говяжью печень, куриные яйца, петрушку, укроп, авокадо, орехи, черный хлеб. У некоторых деток с аутизмом бывает непереносимость глютена или молочного белка. Продукты с их содержанием из меню придется исключить.

        Успокаивающие травы

        Успокаивающие народные рецепты на основе применения трав пригодятся для понижения агрессии, раздражительности, тревожного состояния ребенка-аутиста. Еще они нормализуют сон. Терапия продолжается ежегодно курсами по 2 месяца. Пить успокаивающие отвары детям разрешено с двухлетнего возраста.

      • Чай с листьями мелиссы и мяты. Растения смешиваются в равных пропорциях, заливаются кипятком: стакан на 1 ст. л. трав. Можно добавить меда. Дозировка: 2-4 года – 50 мл 2 раза в сутки; 5-8 лет – 100 мл трижды в день; от шести лет – стакан 3 раза в сутки.
      • Чай из душицы. Делается концентрированным – 0.5 л воды на 50 г травы. Душица заливается кипятком в какой-нибудь посуде, накрывается крышкой, обматывается одеялом либо кофтой, настаивается 2-3 часа. Двухлетним малышам пить по 25 мл 3 раза в сутки. Дозировка увеличивается на 25 мл с каждым годом.
      • Настой из мелиссы с валерьяной. Оказывает успокаивающий эффект и благоприятно влияет на ЦНС, избавляет от страха, повышает умственную производительность. Корни валерьяны измельчаются и смешиваются с листьями мелиссы, пропорции 2:1. Ст. л. смеси варится 5 м в 300 мл воды, затем процеживается. Дозировка, как в первом рецепте.
      • Успокаивающий сбор, повышающий активность головного мозга, устраняющий страх. В равных пропорциях смешиваются плоды шиповника, красной рябины, боярышника, цветы календулы, корень солодки, листья дербенника иволистного. Сбор тщательно измельчается. На 20 г берется стакан кипятка, настаивать час. Малышу следует пить по четверти стакана до еды.
      • Советы родителям

        Информация пригодится для коррекции детского аутизма.

      • Популярные в определенной среде люди страдали расстройствами аутического спектра: Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон.
      • Родителям следует поддерживать контакты с лечащим врачом малыша.
      • У ребят-аутистов с младенчества часто проявляется трудный характер.
      • Раннее диагностирование задержки развития малыша вместе с оперативным вмешательством улучшат прогноз дальнейшего протекания патологии.
      • Следует приобщить чадо к культурным мероприятиям.
      • Аутизм вылечить невозможно.
      • Следить за малышом, корректировать его поведение помогут советы-предупреждения:

      • у некоторых малышей развивается умственная отсталость и эпилепсия;
      • иногда проявляются расстройства психического, неврологического характера;
      • дети-аутисты часто испытывают сенсорные проблемы, дефицит внимания со стороны родителей;
      • запрещено говорить малышу, что он страдает неизлечимой болезнью!
      • Прогноз заболевания

        Аутизм – не приговор. Что касается жизни пациента – прогноз благоприятный. Если говорить о ее качестве, все зависит от формы заболевания и его коррекции. Известно множество случаев, когда люди с аутичностью получают образование, создают семьи, работают и совершают научные открытия, создают шедевры в сфере искусства.

        Родителям, услышавшим диагноз, не стоит впадать в панику и отчаиваться. Для детей с аутизмом важно, чтобы их любили. Семья тут играет главенствующую роль. Чем больше заботы, понимания, терпения проявят родственники, тем выше шансы ребенка на полноценную счастливую жизнь.

        Мы выяснили, что причины аутизма у детей обычно не связаны с образом жизни родителей, не наследственны. Посыпать голову пеплом и винить себя в рождении малыша с отклонениями не стоит. Природа – штука непредсказуемая.

        Важно как можно раньше выявить у крохи аутизм и начать корректирующие мероприятия. В нежном возрасте человек поддается им лучше. Не стоит полагаться на собственные силы, пытаясь социализировать ребенка. Помощь специалистов необходима. Но роль родителей в данной ситуации – первостепенна.

        Смотрите видео доктора Комаровского — Аутизм у детей:

        facey.ru