Аутизм синдром гения

Проявления синдрома Саванта. Особенности людей с данным заболеванием

Что современный человек понимает под словом «гениальность»? Как правило, гениальной называют такую личность, знания, умения и навыки которой настолько высоки, что могут привести к научным открытиям, появлению шедевральных творений в искусстве, изобретению инновационных технических систем и т.д. Однако, не всем известен тот факт, что гениальность находится на тонкой грани между психической нормой и патологией.

Как утверждают исторические и научные факты, многие талантливые люди имеют лёгкую степень психического расстройства или пограничное состояние. Например, А. Эйнштейн с детства рос аутичным ребёнком, а к старости лет и вовсе заболел тяжёлой формой шизофрении, а Н. Тесла был одержим всякого рода фобиями и, предположительно, болел обессивно-компульсивным расстройством.

Однако существуют люди, которые не просто обладают талантом в какой-либо сфере, они наделены даром, имеющим вполне научное объяснение. Такие гениальные личности могут за пару секунд прочитать книгу, узнать на какой день недели придётся любая дата будущего и провести сложнейшие арифметические вычисления в уме. Данные умения подвластны людям-савантам, одарённым личностям, талант которых является компенсацией их психических дисфункций. Савантизм – явление довольно редкое и его обладатели, как правило, страдают каким-либо психическим отклонением зачастую аутизмом или органическим поражением мозга.

Особенности савантизма

Впервые явление савантизма было описано более двух веков назад психиатром Бенджамином Рашем, который заметил удивительные математические способности у молодого человека, страдающего аутизмом. Позже такая совокупность гениальности с психопатологией была изучена Э. Сегеном, который всё же рассматривал савантизм, как особое проявление идиотии. Синдром саванта, как психиатрический термин был введён в науку знаменитым Д.Л. Дауном в конце ХIХ века.

Особенность савантов заключается в том, что на фоне общих психических дисфункций у них наблюдаются невероятные способности в какой-либо области знаний. Например, Ким Пик, современный гений с врождённой патологией мозга, научился читать ещё в полугодовалом возрасте, а к подростковому возрасту уже освоил всю учебную программу школы. Явление савантизма зачастую встречается при следующих психических отклонениях:

  • аутизм;
  • лёгкая умственная отсталость;
  • органические поражения головного мозга;
  • врождённые патологии мозга.
  • При савантизме на фоне общих психических дисфункций у человека наблюдаются так называемые участки гениальности. Уровень интеллекта многих савантов находится на уровне дебильности и зачастую не превышает 60 баллов.

    Большая часть гениев с ограниченными психическими возможностями страдает аутизмом, неспособностью к социальному взаимодействию. Аутизм лишает человека общения и возможности адекватно существовать в социуме, однако, в случае савантизма, в то же время, он наделяет гениальностью в той или иной сфере.

    Также треть савантов имеют врождённые или приобретённые патологии мозга, например, знаменитый Ким Пик появился на свет с поражением мозжечка и отсутствием части головного мозга, соединяющего полушария.

    Сверхспособности гениев с ограниченным развитием

    Наиболее часто при наличии данного синдрома проявляются следующие сверхспособности:

  • феноменальная память;
  • лингвистические способности;
  • математические способности;
  • музыкальные способности;
  • изобразительное искусство;
  • великолепная ориентация в пространстве;
  • способность к конструированию и техническим наукам.

Память таких одарённых людей имеет конкретно-ситуативную направленность, они могут запоминать большой объём информации, встретившись с источником всего один раз. Так, многие саванты, которые ни разу не играли на музыкальных инструментах, единожды услышав музыкальную мелодию, могут с лёгкостью воспроизвести её на фортепиано. Другим примером может послужить случай талантливой американской школьницы, которая меньше чем за минуту могла прочитать книгу и слово в слово пересказать её содержимое. Однако память гениальных савантов всё же имеет некоторую особенность, среди всей информации она выделяет не только главные факторы, но и второстепенные, что порождает определённые сложности в синтезе событий в целом. Также савантам довольно трудно сгруппировать информацию касательно жизненного опыта.

Существуют научные факты, доказывающие, что большинство гениев с ограниченными психическими возможностями, несмотря на невероятные способности к запоминанию, не понимают истинный смысл информации. Данное явление получило название «словесное склеивание», так как при подаче информации многие испытуемые пропускали некоторые существенные факты.

Один японский юноша, с детства страдающий аутизмом, в 15-летнем возрасте начал проявлять невероятные способности к изучению языков. К 20 годам молодой человек знал уже более десятка языков мира, причём его лингвистические способности с каждым годом увеличивались. Другим примером склонности к языкознанию на фоне общих психических отклонений может послужить американский школьник Кристофер, который к подростковому возрасту владел 20 языками и мог свободно переводить тексты. Ещё в полугодовалом возрасте у мальчика было обнаружено локальное повреждение головного мозга, затрудняющее общее развитие. В 6-летнем возрасте ребёнок с лёгкостью разговаривал на нескольких языках, причём мог читать слова с обратной стороны.

Одной из наиболее часто встречающихся сверхспособностей савантов является умение проводить сложнейшие арифметические вычисления. Так, самые известные американские близнецы-саванты могли с точностью определить на какой день недели придётся та или иная дата в ближайшие несколько столетий. Психологи тщательно исследовали математические способности мальчиков и пришли к общему мнению, что у них образовался специальный шаблон календарных подсчётов, основой которого являлись не арифметические вычисления, а визуальные представления. Иными словами, одарённые дети буквально видели перед собой календарь, предположим 3000 года, и могли с лёгкостью назвать любой день недели и число, на которое он приходится.

Некоторые гении обладают настолько великолепным слухом и музыкальным даром, что могут сыграть мелодию, услышанную ими всего один раз, причём многие из них вообще не владеют музыкальными инструментами. Так, один из первых, зарегистрированных в истории савантов, по прозвищу «Слепой Том», был слепым и болел аутизмом, но это не помешало ему восхитительно играть на фортепиано и стать одним из самых богатых афроамериканцев в рабовладельческие времена.

Немало среди людей с синдромом саванта и талантливых художников, дизайнеров, архитекторов. Все они обладают прекрасной визуальной памятью, креативным воображением и фантазией. Английский знаменитый картограф и художник С. Уилтшир, страдающий умственной отсталостью, запросто может нарисовать пейзажи и окрестности мест, которые видел с высоты, находясь в вертолёте.

Среди других необычных способностей людей с синдромом саванта можно выделить гиперощущение запахов, чуткое восприятие времени и пространства, видение внутренних органов человека и другие.

Видео о синдроме Саванта

onevroze.ru

Синдром Аспергера: 50 фактов про то, каково иметь «лёгкий» аутизм

2 апреля сего года, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day), я решил предложить немного просветиться некоторым моим друзьям на фейсбуке. Их отклики практически вдохновили меня начать вести «Autistic Not Weird».

Надеюсь, всем интересующимся будет польза.

Хочется поинтересоваться у тех, кто в спектре: к вам относится большинство? Сколько из них совсем не подходят? Мне и правда любопытно, ребята, как много у нас общего.

Поправка. Похоже, нужно сказать вот что: каждый раз после публикации этой статьи на фейсбуке я вынужден читать замечания людей, обижающихся на слово «лёгкий» в названии. В настоящее время я не использую это слово, но менять текст не хочу. Потому что тогда я написал то, что думал.

Если вы в спектре аутизма, то тоже только вам решать, использовать ли слово «лёгкий». Если вы не в спектре аутизма, то будьте так любезны прекратить указывать мне, как можно или нельзя себя называть. Если уж я решу прекратить использовать слово «легкий», то это будет моё решение и ничьё больше. Да, вот так реализуются права в области аутизма.

Исходя из своего опыта, могу утверждать, что какой бы термин я ни использовал в названии, оный мог оскорбить определенную группу людей в интернете! Так что не стесняйтесь — оскорбляйтесь на здоровье и продолжайте чтение.

Надеюсь, вам настолько же понравится читать этот текст, насколько я искренне наслаждался его написанием.

1) Остальные — странные. Мы — абсолютно нормальные.

2) Безусловно, вы знакомы с несколькими аутичными людьми. Может быть, вы об этом и не подозреваете, но это так. Или они не знают. Мы — 1% человечества. И это куда больше, чем кажется.

3) Аутичные люди не все как один по той же причине, что и неаутичные люди.

4) 81% из нас не имеет полной занятости. Лично я пробыл меньше двух лет своей жизни в 19%.

5) Если вы — «лёгкий», то находитесь в странной позиции: вы «достаточно нормальный», чтобы от вас ожидали того, что и от остальных, но и «достаточно аутичный», чтобы не всегда оправдывать ожидания.

6) И то, и другое означает, что многое из происходящего — Ваша Вина. На самом деле, это совсем не ваша вина, но вас определённо сделают Виноватым.

7) Если вы не заметили, что девушка заинтересовалась вами, то это Ваша Вина. А не тех, кто не потрудился прямо сказать.

8) Если кто-то тонко намекает, а вы не улавливаете, то это Ваша Вина. А не тех, кто не потрудился прямо сказать.

9) Если вы спрашиваете про оставшийся картофель: «Будешь?», а вам отвечают: «Нет, спасибо», и вы берете его себе, то это Ваша Вина. Вы обязаны были правильно понять и интерпретировать ответ «нет» как «да». Так делают все нормальные люди.

10) Нам трудно понимать других людей, и это Наша Вина. И хоть другим людям трудно понимать нас, это опять же Наша Вина.

11) 70% людей в спектре аутизма имеют еще что-то, например, СДВГ, дислексию, диспраксию. Особые потребности напоминают диаграммы Эйлера-Венна.

12) Некоторые люди с аутизмом прекраснее всех добросердечных людей, которых вы когда-либо встречали. Другие же — настоящие придурки. Понимаете, все мы люди.

13) Рассказывать про свой аутизм трудно. Иногда потому, что люди не знают, что такое аутизм или полны стереотипов о нём; иногда потому, что не знают вас достаточно хорошо, а вы для них — ходячее расстройство; а иногда потому, что вы просто чертовски нервничаете, говоря об этом.

14) Правильное название для моего состояния — «синдром Аспергера», а не «лёгкий аутизм». Но трудно разговаривать с людьми о наличии у себя синдрома Аспергера из-за слова «синдром». Люди побаиваются синдромов. Также мне не нравится использовать понятие «расстройство социального обучения» из-за слова «расстройство».

15) Если же вы не собираетесь рассказать о том, что у вас аутизм, то единственный способ не прослыть чудаком или человеком с плохими навыками личного общения, это притворяться кем-то. И когда вы потерпите неудачу, это будет не потому, что ваш мозг работает иным образом, а потому, что это Ваша Вина.

16) Намеки не понимаем. Черт возьми, просто скажите прямо. (Серьёзно. На первом свидании девушка хотела, чтобы я заплатил и за её обед, но вместо того, чтобы честно сказать об этом, она намекнула, что у неё недостаточно денег и на еду, и на автобус. Я просто улыбнулся и ответил: «Не волнуйся! Сырные чипсы стоят всего 1.75 фунтов!». Она не оценила, хотя это был бы правильный ответ на её слова.

17) Если я делаю что-то в своем темпе и своими способами, то достигаю успешного результата. Если же я действую в чужом ритме и чужими методами, то заваливаю сроки и терплю провал. Угадай, кто виноват в случившемся?

18) Грамматика нашей устной речи не всегда совершенна. Я неотчётливо произношу слова и говорю их в неправильном порядке, когда нервничаю. На последнем собеседовании (в библиотеку) я провалился из-за первой же фразы: «Думаю, я подхожу для этой писателя, потому я — начинающий. Ой, можно начать заново?».

19) Зрительный контакт переоценен. Люди говорят, что я неестественно себя веду, когда при разговоре не смотрю в глаза, но для меня противоестественно смотреть в чьи-то глаза только потому, что остальные так делают.

20) Если мы долго формулируем фразу, то просто дайте нам закончить. Иной раз это требует времени.

21) У некоторых из нас (включая меня) слегка замедленная скорость обработки информации. Например, у нас уйдёт пара секунд, чтобы понять, что ты шутишь.

22) По указанной выше причине мне нужны одна-две секунды для того, чтобы начать говорить. В группах от четырёх человек и более я известен как «молчун» целых 15 минут, несмотря на то, что всегда за доли секунды между дыханием и началом речи кто-то перебивает меня. Это похоже на постоянные прерывания, за исключением тех случаев, когда люди не знают, что ты хочешь говорить, потому не стоит раздражаться на них.

23) Понимать сказанное буквально — вполне обычное дело. Конечно, я знаю, что дождь не льёт из ведра, но если вы не скажете, что это идиома, то я буду считать, что вы имели в виду именно это.

24) Мы — крутые любовники.

25) Просто шутка. Представьте, у нас есть чувство юмора!

26) Мы можем быть и гиками. И нас это устраивает, мы наслаждаемся каждой минутой такой жизни.

27) Аутичные люди легко ошибаются при чтении намеков, что иногда приводит к забавным последствиям.

28) Но такое легко нарушает чужую зону комфорта. Таким образом я потерял несколько друзей и в подростковом, и во взрослом возрасте. Эту проблему неплохо бы пролечить, но пока невозможно.

29) Я не уверен, что для людей с аутизмом естественна тревожность (безусловно, для некоторых да, но для неаутичных некоторых). Думаю, требования странного общества порождают у них тревогу. У меня было очень счастливое детство, я не страдал от беспокойства, пока люди не начали рассказывать мне, что я социально неполноценный.

30) Терапия — Не Моя Вина. Другие люди заставили меня беспокоиться, что я не соответствую их социальным ожиданиям, а сами не потрудились пойти мне навстречу.

31) Не все из нас обладают необычной памятью, но уж если у кого она есть, так ого-го. Когда я учился во втором класс (мне было 7 лет), то решил устроить себе мозговую встряску: вспомнить все виды динозавров. И остановился, когда вспомнил 91 вид. (У меня есть много других примеров, которые могут впечатлить или напугать вас, но я знаю аутичных людей, некоторых с расстройством обучения, которые могут сказать, какой день недели был 17 апреля 1962 года.)
Примечание. Когда я написал об этом, то выучил трюк для себя. Если кому-то интересно, то это был вторник.

32) Если вы думаете, что я вас игнорируют в редко бывающих разговорах, то, пожалуйста, не принимайте на свой счёт. Я могу длительное время сосредотачиваться только тех вещах, которые нахожу действительно интересным. (И даже сейчас я не грублю, вы действительно можете быть интересны мне как личность, но вы не всегда к месту. Каждому приходится терпеть неинтересные беседы. А я — тот человек, который не может убедительно изобразить заинтересованность, как это делают остальные. И это делает грубияном меня, а не успешно притворяющихся и обманывающих вас людей.)

33) Нас легко обмануть, как и детей. В детстве у меня не было ни малейшего понятия о других людей, лгущих мне только потому, что они полагали это смешным.

34) Я уже упоминал, что аутичные люди очень отличаются друг от друга. Поэтому, пожалуйста, после прочтения этого текста не подумайте, что каждый человек с «лёгким» аутизмом гик, математический гений или отлично играет шахматы. Таковы мои личные сильные стороны, а у других есть то, чего нет у меня.

35) Те, кто глубже меня в спектре, могут плохо вести себя или проявлять агрессию. И не потому, что они такие противные, это обычная реакция на раздражающий вас мир, пока вы еще не выработали социальные навыки и стратегии выживания для борьбы с ним.
Счёт до десяти работает только с теми, кто никогда не тревожился, что не сможет считать до десяти.

36) Аспергер иногда называют «Синдром Инопланетянина», потому что похоже, будто вы родились на чужой планете огромного количества чужаков, которые ведут себя иначе чем вы. Потому я и говорю, что мы — нормальные, а странные — другие, вот на самом деле!

37) Родиться на чужой планете — это чувствовать себя изолированным и одиноким. Особенно, если ни один из жителей этой планеты не понимает вашу культуру, обескуражен, боится, хочет вылечить вас.

38) Кстати, нет никакого лекарства. Есть терапия, помогающая нам преодолевать трудности. Для аутизма нет лекарства по той же причине, по которой нет лекарства от мозга.

39) Большинство из нас и не хочет лекарство. Да, неплохо было бы иметь социальные навыки получше, но мы не пожертвуем ради них большей частью того, что мы есть.

40) Сорок — одно из моих любимых чисел. Оно в таблицах умножения на 1, 2, 4, 5, 8, 10, 20 и 40, что означает возможность использовать его для различных полезных вещей. Думаю, 60 и 120 используются больше, а еще я очень привязан к 72. 24 тоже можно использовать как и 72, но с ним попроще работать.

41) Чем больше конкретики, тем лучше мы работаем. Банально, но вероятность ошибки уменьшается с упрощением.

42) Как и любой другой человек, аутичные люди раскрываются, если им дать возможность воспользоваться сильными сторонами. Если мир идёт нам навстречу, то мы блестяще справляемся.

43) Лично я похож на гоночный автомобиль с медленным ускорением. Я кое к чему способен, но для достижений мне требуется время.

44) Аспергер не помешал мне получить степень по математике вслед за степенью по педагогике.

45) Аспергер не помешал мне стать учителем начальной школы.

46) Аспергер не помешал мне быть капитаном молодёжной команды в течение пяти лет и при этом одним из самых молодых капитанов (мне было 25, когда я принял на себя руководство).

47) Надеюсь, однажды я скажу: «Аспергер не помешал мне опубликовать книгу».

48) Люди с аутизмом, даже с самой тяжёлой степенью, любят и любимы. Просто у них это нетипично проявляется, но они делают именно это.

49) Аутичные люди не нуждаются к кампании информирования. Каждый в Британии слышал об аутизме. Они нуждаются в принятии.

Кое-что изменилось с тех пор. Подруга отметила, что знание о состоянии чего-либо и понимание того, что это значит, — два разных вида осведомленности, и она очень права. Повышение информированности в русле второго вида было причиной начала этого блога, такой вид информирования ведёт к принятию.

50) В общем, аутичные люди чертовски удивительны.

(P.S. Пятьдесят — переоценённое число. Да, половина от ста, йохуу. Но расписать по сетке Кубок Мира с пятьюдесятью командами?)

Надеюсь, этот текст немножко проинформировал прочитавших его неаутичных людей.

Комментарии

Спасибо! Про вину — в точку! Всегда оказываюсь крайней в глазах нт.

Аспергер не помешал мне закончить медакадемию с красным дипломом. вернее, лет до 45 я и не подозревала об этом, хотя всегда чувствовала, что со мной «что-то не так», диагностировала у себя социофобию и т.д. мне до сих пор мучительно тяжело сходиться с людьми, я предпочитаю уединение. мне трудно общаться с продавщицами в магазине, я стараюсь лишний раз не выходить на улицу. я долго не понимала, почему людям не нравится ярко-рыжий цвет моих волос и прикид «не по возрасту». я научилась наконец не привлекать к себе внимания, научилась быть внешне стандартной и незаметной, скрывать свои настоящие чувства. научилась вести «светские» беседы. но иногда это безумно утомляет. мои дети, дочь в меньшей, а сын в большей степени унаследовали эти особенности. к сожалению, я не знаю, сумеет ли сын в достаточной степени адаптироваться к обществу ((

Синдром не помешал мне получить степень кандидата наук и начать работу над докторской, однако он явно мешает мне работать преподавателем в полную ставку (и даже больше). Я не знаю, что делать, чтобы снизить уровень тревоги и напряжения.

Аспергер не помешал мне закончить военный институт. Не помешал стать довольно успешным руководителем. Не помешал любить

Закончил технический университет, 5 лет не могу найти работу, ни с кем не общаюсь вообще кроме мамы по телефону, из дома выхожу только когда начинает темнеть, постоянно борюсь с паническими атаками, испытываю сложности даже в разговоре по телефону, боюсь быть не понятым, боюсь показаться неадекватным, люди видя меня понимают мою странноватость, девушки у меня нет со стороны я кажусь слишком скромным или зажатым, мне трудно разговаривать с незнакомыми людьми, не могу найти слов что бы поддержать беседу или завязать разговор как бы я не старался, беспокойство и чувство тревоги, любая мелочь может вывести меня из себя, держу все в себе пытаясь переварить, чтение и блюз меня успокаивают, трудно переношу когда меня отвлекают или дергают, я считаю что у меня есть чувство юмора, но шутки людей с кем учился и жил мне казались слишком тупыми и в моменты когда они смеялись над этим бредом извлекаемым из своего сознания они мне казались слишком придурковатыми, хотел еще что то написать но уже 22.03 и я собираюсь на прогулку, зря я наверное вообще тут писал

Нет, не зря! Я девушка — вот тоже люблю блюз, ну и немного металл)) и много лет выходила только вечером. Либо в полузаброшенный район зимой. Я уже много лет не могу найти работу — точнее, иногда нахожу, но ее быстро приходится бросать. В основном из-за того, что там работают стандартные тупые бабы! Уж извините за прямоту. Разговоры их — сплетни, кухонные дрязги. Так как не имею ходовой специальности (когда-то хотела стать певицей или художником), а лучше бы училась на врача, теперь думаю. Все-таки решила получить ВО по той специальности, где училась. Это уже 2 попытка. Я пишу музыку, увлекаюсь психологией и философией. Самая большая СЕЙЧАС моя проблема в том, что я люблю человека, который находится от меня далеко (пару раз он меня видел), я же постоянно смотрю о нем в е-нете, он слегка известен в своем кругу. Банальный совет: найди кого-нибудь другого — ничего не дает. Я НЕ МОГУ себе представить какого-то еще мужчину рядом с собой, кроме НЕГО. Всё. Пока нечего добавить(

Чувствую себя чужим в этой стране, мне не комфортно среди всех этих людей, особенно когда на тебя обращают внимание или пристально разглядывают, после таких моментов ты чувствуешь как выжатый лимон, после стрессовых ситуаций могу заснуть на минут 30-40, сон лучшее средство для восстановления, хотя тебе сложно соблюдать режим из за бессоницы, на самом деле ужасное ощущение когда ты не можешь побродить по магазинам потому как ты один и чувствуешь себя не комфортно, это замечают окружающие от этого тебе еще некомфортнее, проблема так же в стране которая мягко говоря конченая, публика тут как правило не всегда адекватна если не сказать больше, дискомфорт от нахождения рядом с замученными жизнью обитателями России, как говорят в этой стране если тебе не нахамили то считай день удался это просто дикость, после контактов с неадекватными персонажами тебе приходится переварить всё в себе, еще в университете я мечтал выбраться из России в Швецию или Финляндию потому как смотреть на всё было до тошноты противно(), в любом коллективе чувствуешь себя одиноким даже несмотря на какое-то общение на уровне привет-привет, тут скорее неловкость из за того что ощущаешь себя белой вороной в плане неспособности общаться, тебе сложно здороваться с людьми или как то обращаться к ним при необходимости, про завязывание и поддержку разговора и говорить не стоит, ты просто не знаешь о чем говорить с человеком не знаешь как быть ему интересным или понравится звучит смешно, но чувствуешь себя полным придурком, общался какое время с девочкой в последние школьные годы потом в начале универа, она постоянно повторяла что у меня нет друзей, а всё мои знакомые меня просто ненавидят и советуют ей прекратить со мной отношения(я не знал как на это реагировать), в итоге я сам перестал с ней общаться, хотя она неоднократно сообщала мне о том что готова со мной пожить, я понял во что это может вылиться в итоге(мб испугался что не смогу отделаться от неё если что то пойдет не так), даже не живя со мной она почему то критиковала меня за постоянное нахождение за компьютером играю с детского возраста и по учёбе приходилось заниматься программированием и прочими делами, сейчас у неё семья и ребёнок, я рад что не испортил ей жизнь, детей я не люблю и не понимаю особенно когда они орут под окнами как будто их кто то убивает, они такие же непредсказуемые и шумные как собаки, вся моя жизнь с раннего детства это одно сплошное расписание о том что и во сколько я должен сделать от родителей, затем записные книжки и ежедневник с планами на завтра, очень важно контролировать и правильно распоряжаться своим временем, в противном случае твоя жизнь превратиться в хаос и неразбериху, что со мной сейчас это и происходит, важен режим и правильное питание это помогает бороться со страхом нервозностью и паническими атаками, боязнь выглядеть придурком в глазах окружающих пытаясь понять, что о тебе думают остальные, еще в детстве затем подростковом возрасте родители родителей замечали мои сложности в общении со сверстниками и избегании любых контактов, в это время подростки начинают проявлять интерес к противоположному полу и я не был исключением, понятное дело ко мне проявляли интерес, но я пресекал все попытки, после чего со мной проводили воспитательные беседы, я не знал как объяснить что мне не комфортно для меня это стресс и вообще я не знаю как себя с ними вести что говорить и т.д. я брал очередную книгу с полки и просто уходил в себя, в принципе с тех пор ничего не изменилось, разве что в студенческие годы были моменты нормальной жизни в плане социализации и прочих беспорядочных контактах с противоположным полом, еще обычно к молчунам относится с подозрением попадал из за этого в неловкие и достаточно неприятные ситуации, мне кажется что я могу вывести любого чего из себя своим занудством или молчанием, но ничего с этим не могу поделать как бы я не старался быть максимально вежливым приветливым и открытым люди меня избегают либо я делают что то не так в плане дружбы и приятельских отношений, не будешь же навязываться ко всем подряд пытаясь подружиться или в поисках общения, даже с двоюродными братьями и сестрами живя в одном городе я уже не виделся и не разговаривал по несколько лет, с кем то из них даже со школы и не представляю как они выглядят, так как для меня это очень сложно. Не знал как и что написать, долго думал стоит ли вообще писать, ничего страшного если окажусь непонятым.

Это уже нытье. Наша сильная сторона — в самодостаточности, нет? Вы, Прохожий, ну уж очень хотите быть НТ. Зачем? Не получается общаться — сделайте паузу. Не нужно «беспорядочности» ни в чем. На свете достаточно адекватных людей, которые в отношениях не гонятся за внешней нормальностью и похожестью на остальные семьи/браки. Обязательно найдется тот/та, которая Вас примет таким, какой Вы есть, а не Вашу социальную маску. Ищите того, с кем комфортно молчать. Работайте над отношениями, Вы ж, всяко, будете интеллектуальнее вашего партнера)))). Работайте и над собой. А то-развели тут сопли. Да-Вы не такой, как все. И никогда не станете НТ. И что? Наслаждайтесь своими особенностями. Природа наделила нас великим даром — критическим отношением к жизни и логикой. Используйте это, а не жалейте себя.

www.aspergers.ru

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

Что общего между гениальностью и аутизмом

Дети-вундеркинды вызывают удивление, благоговение, а порой и зависть: маленькие дети проявляют такие музыкальные или математические способности, каких никогда не бывает у большинства взрослых людей, несмотря на долгие годы напряженного обучения и практики? К счастью для тех, кто отчаивается, общепризнанная житейская мудрость гласит: подобные сравнения неуместны, поскольку вундеркиндами (в основном) рождаются, а не становятся. Одни только занятия и уроки не помогут появиться на свет новому Моцарту.

Об этом свидетельствует проведенное недавно исследование восьми юных вундеркиндов. Цель проекта заключалась в том, чтобы пролить хоть какой-то свет на причины их способностей и талантов. Подвергшиеся исследованию вундеркинды знамениты (но их имена в материалах не называются); все они добились славы и профессионального положения в соответствующих областях к 10-ти годам. В основном это — музыкально одаренные дети; есть один художник и один чудо-математик, который изобрел новую дисциплину, а к 13-ти годам написал статью, принятую к публикации в математическом научном журнале. Еще двое детей проявили поразительные умения сразу в двух разных областях: один — в музыке и искусстве (его работы сегодня висят в престижных галереях по всему миру, а второй — в музыке и молекулярной гастрономии (это наука о приготовлении пищи – почему, например, майонез густеет, а суфле увеличивается в объеме). Он заинтересовался пищевыми продуктами в возрасте 10-ти лет, а к 11-ти уже провел свое первое гастрономическое исследование.

У всех вундеркиндов — выдающиеся способности проявились в самом раннем возрасте: один начал говорит в три месяца, а в год уже читал; еще двое начали читать в двухлетнем возрасте. Гастрономист в три года уже программировал компьютеры. Некоторые из этих детей могли воспроизвести сложные музыкальные произведения после однократного прослушивания, и проделывали это в возрасте, когда большинство малышей заканчивает детский сад. Многие из них задолго до 10-ти лет совершали международные турне и играли в Центре Линкольна или в Карнеги-Холле.

Шестеро вундеркиндов на момент исследования были еще детьми. Еще двое были взрослыми в возрасте 19 и 32 лет.

Авторы исследования, результаты которого планируется опубликовать в журнале Intelligence, обнаружили у этих детей несколько общих ключевых характеристик. Во-первых, у каждого из них — исключительная оперативная, или рабочая память, то есть, та система, которая удерживает в мозгу информацию для дальнейшей обработки. Возможности оперативной памяти ограничены: что касается цифр, то большинство людей могут одномоментно запомнить и удержать в памяти 7-значный телефонный номер, но не более. Однако вундеркинды способны запомнить намного больше. Они могут не только запоминать исключительно длинные числа, но также пользоваться ими и выполнять расчеты, какие вам и мне не под силу даже с карандашом в руке.

Рабочая память — это не просто способность помнить длинные цепочки цифр. Это также способность удерживать и обрабатывать большое количество информации, как устной, так и другого рода – скажем, способность запомнить музыкальную партитуру и переписать ее в голове. Все участвовавшие в исследовании дети демонстрировали высочайшие результаты, когда их рабочую память подвергали проверке: как минимум, они набирали 99 процентилей, а большинство – 99,9 процентили.

Но как ни странно, авторы исследования пришли к выводу, что не у всех вундеркиндов — высокий коэффициент умственного развития. Интеллект у каждого из них был выше среднего, однако у некоторых детей коэффициент умственного развития был не столь высок, как можно было бы предположить, исходя из их успехов и достижений в раннем возрасте. У одного ребенка этот коэффициент был равен всего 108, что является минимумом нормы.

Но ученые нашли и еще некоторые поразительные странности. Они выяснили, что у вундеркиндов множество аутистических черт, и прежде всего — это их неослабное и даже дикое внимание к деталям. Эти черты у них выражены даже сильнее, чем у людей с синдромом Аспергера (высокофункциональная форма аутизма, обычно включающая в себя одержимость деталями).

У троих из восьми обследованных вундеркиндов был диагноз — расстройство аутистического спектра. Ребенок, произнесший свои первые слова в три месяца, в полтора года вообще прекратил говорить; затем начал снова, когда ему было чуть больше двух с половиной лет. В три года ему диагностировали аутизм.

Более того, в семьях четырех из восьми вундеркиндов среди родственников первой и второй степени родства отмечались случаи аутизма, а в трех таких семьях аутизмом страдали 11 ближайших родственников. Для сравнения: в целом аутизм или синдром Аспергера отмечается у 1 из 88 человек.

Есть и другие необычные параллели между вундеркиндами и людьми с аутизмом: чаще всего они мужского пола (хотя данный вывод отчасти может объясняться тем, что девочек с расстройством аутистического спектра – или девочек со скрытыми талантами – выявлять гораздо сложнее), и чаще всего и то, и другое связано с трудной беременностью, а это говорит о том, что утроба матери может играть определенную роль в их развитии. Так, что касается вундеркинда-математика, то у его матери между 29-й и 37-й неделями беременности схватки начинались девять раз, и для их прекращения требовалось медикаментозное вмешательство. На 35-й неделе у нее отошли воды и возникла инфекция матки, сопровождавшаяся высокой температурой. Как пишут авторы исследования, у ребенка при рождении не было родничка.

Синдром Аспергера впервые описал в 1944 году австрийский педиатр Ганс Аспергер. Он называл детей с этим синдромом «маленькими профессорами» из-за их весьма педантичной манеры разговора и не по годам глубоких знаний. Кроме того, такие дети имеют обыкновение постоянно читать лекции другим, не осознавая того, насколько они всех утомляют. Такое состояние характеризуется социальными нарушениями и навязчивым уровнем сосредоточенности на своих интересах.

Но несмотря на очевидные сходства, исследований связи между аутизмом и исключительной одаренностью проводится очень мало. Одно такое исследование, результаты которого были опубликованы в 2007 году, показало, что у близких родственников вундеркиндов, как и у близких родственников людей с аутизмом, больше аутистических черт. Особенно много у них проблем с поведением в обществе, им трудно переключать внимание, и они уделяют интенсивное внимание к деталям. Но кроме этих выводов и заключений, данный вопрос систематическому изучению не подвергался, за исключением наблюдения о том, что аутизм часто отмечается у людей с выдающимися способностями, одновременно страдающих другими нарушениями.

В отличие от них, вундеркинды выигрывают от некоторых аутистических тенденций, в то же время избегая недостатков других таких тенденций. В рамках стандартной оценки связанных с аутизмом черт, включенные в данное исследование вундеркинды по всем показателям набрали больше баллов, чем контрольная группа, включая внимание к деталям и проблемы с социальными навыками или общением (хотя этот результат статистически несущественен из-за слабой выборки). Вместе с тем, они набрали значительно меньше баллов по сравнению с отдельной группой людей с синдромом Аспергера – за исключением такого показателя, как внимание к деталям. Здесь они обошли всех.

«Одно из возможных объяснений отсутствия нарушений у вундеркиндов заключается в том, что у таких детей может иметься некая форма аутизма, однако биологический модификатор подавляет многие типичные признаки аутизма, оставляя при этом без изменений или даже усиливая их внимание к деталям – качество, которое увеличивает их гениальность», — пишут авторы исследования.

Иными словами, у этих детей может иметься некая генетическая черта или приобретенный навык, позволяющие им сохранять интенсивную сосредоточенность, не ухудшая при этом их социальные навыки и не создавая иные недостатки, которыми обычно сопровождается расстройство аутистического спектра. Следовательно, сравнение таких детей с людьми, страдающими аутизмом либо синдромом Аспергера, способно помочь определить, что не так у тех, у кого проявляется аутизм, ведущий к ограниченной дееспособности, и почему другие люди с такими же чертами просто получают более развитые способности.

Проведенное исследование этих вопросов не касается, но его выводы в целом соответствуют существующим в мире теориям аутизма, показывающим, как может появиться такое нарушение. Теории гласят, что определенные закономерности процессов мозга вызывают симптомы аутизма, в том числе — избыток локальных связей в ключевых его участках, что усиливает внимание и восприятие, и снижение связей между его удаленными участками, а это может приводить к своего рода перегрузке системы. Исследования животных и человека показывают, что мозговые связи такого рода сопровождаются усилением памяти, усиленным страхом и чрезмерной раздражительностью. Первое – это хорошо; второе и третье может вызвать ограничение дееспособности.

Теория усиленного перцептивного функционирования выдвигает тезис о том, что аутизм таит в себе потенциал исключительной талантливости и социальных недостатков. Социальные проблемы, гласит она, могут возникнуть из-за дисфункций человека с аутизмом (например, из-за отказа от общения и без конца повторяющейся манеры поведения), а также из-за его попыток справиться со своим усиленным восприятием и памятью.

Следовательно, вполне возможно, что связи в мозгу вундеркинда напоминают связи аутиста — это избыток локальных связей при отсутствии ослаблений в функциональной связности отдаленных участков головного мозга. То есть, его мозг может функционировать так же, как мозг аутиста, но при этом — высокий уровень интеллекта позволяет ему развивать социально приемлемые способы преодоления сенсорной перегрузки.

Некоторые исследователи, а также общественное мнение, на которое повлияли популярные книги (например, бестселлер Малкольма Гладуэлла (Malcolm Gladwell) «Outliers» (Живущие вовне)), придерживаются мнения о том, что выдающиеся способности можно выработать путем длительных усилий и тренировок, скажем, за 10000 часов интенсивных занятий. Но последние исследования говорят о том, что природные таланты могут проявиться и расцвести гораздо быстрее. «Многие вундеркинды проявляли свой исключительный талант до 10-летнего возраста, опровергая сторонников теории искусственного привития навыков, которые называют основой всех исключительных достижений современные методы тренировки и обучения, а также 10-летние целенаправленные упражнения», — пишут авторы.

Это не значит, что для остальных все потеряно, отмечает специалист по когнитивной психологии из Нью-Йоркского университета Скотт Бэрри Кауфман (Scott Barry Kaufman). «Есть данные исследований, демонстрирующие положительные аспекты тренировки рабочей памяти», — написал он в своем блоге на сайте журнала Psychology Today и предположил, что практика может приблизить нас к совершенству.

Последнее исследование невелико по масштабам, и необходимо провести гораздо больше научных изысканий, чтобы пролить свет на связи между исключительно одаренными детьми и теми, кто страдает расстройствами аутистического спектра. Однако, его выводы убедительно указывают на то, что такие связи существуют. Они также говорят о том, что нельзя называть полностью отрицательными генетические корни таких состояний, как аутизм и прочие проблемы ограниченной дееспособности, — такие, как поведенческие нарушения, связанные с исключительными творческими способностями. Если одни и те же гены «риска» могут вызывать и изнуряющий аутизм, и великие интеллектуальные способности, то нам надо лучше понять эти явления, не отбрасывая их в сторону как нежелательные.

inosmi.ru