Аутизм статистика в мире

ВОЗ: Каждый год в мире становится на 13% больше детей с аутизмом

Москва. 2 апреля. INTERFAX.RU — Число детей, у которых диагностируется аутизм, растет каждый год более чем на 10%, свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения.

«По данным ВОЗ, за последние семь лет средний прирост детского населения с этим диагнозом — 13% в год. Это адские цифры», — сказала директор фонда содействия решению проблемы аутизма в России «Выход» Авдотья Смирнова на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» в среду.

По ее словам, в России проблема аутизма стоит особенно остро, поскольку врачи мало осведомлены о диагностике и методах лечения, а в обществе бытует множество мифов о людях с таким расстройством — так, аутизм ошибочно считают болезнью, боятся его проявлений и не знают, как себя вести.

Между тем, по словам общественника, дети-аутисты часто хотят общаться, но не знают, как начать разговор. При этом многие из них обладают высоким интеллектом и не имеют отклонений в развитии, а иногда и значительно опережают сверстников.

«На сегодняшний день у нас ситуация ужасная. Этих детей гонят с детских площадок, хотя они хотят дружить. Этих детей невозможно подстричь, поскольку ни один парикмахер не предупрежден, как это делать. Их невозможно привести к стоматологу, с ними невозможно пойти в кафе — потому что выгонят: либо персонал, либо сами посетители», — сказала Смирнова.

Вместе с тем она подчеркнула, что, обладая информацией об этой проблеме, многих проблем удалось бы избежать. Так, в кафе можно приглушить музыку, в кинотеатрах — оставить на сеансах включенными несколько лампочек верхнего освещения, а в музеях — определить специальные часы, когда посетителей не так много.

Также она отметила, что, вырастая, аутисты ввиду особенностей своего восприятия могут стать легкой мишенью для преступников и мошенников, поскольку часто слишком доверчивы или не могут постоять за себя. «Бытует ошибочное мнение, что аутисты опасны для общества. Наоборот: общество опасно для аутистов», — подчеркнула Смирнова.

Она добавила, что часто государственные структуры оказываются более внимательными к этой проблеме, чем простые граждане.

«Наш опыт общения с государством мы не можем оценивать как негативный. Эта машина тугая и сложная, но она идет нам навстречу. Общество в нашей проблематике гораздо более косное и нетолерантное, чем государство», — сказала директор фонда.

Как ранее сообщалось, Москва поддержит международную акцию во всемирный день информированности об аутизме «Зажги синим»: в среду вечером подсветка зданий в центре столицы сменится на синюю.

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, он отмечается ежегодно 2 апреля.

www.interfax.ru

11 стран с самым высоким уровнем аутизма в мире


Расстройства аутистического спектра (ASD) действительно влияет на страны с наивысшими показателями этого заболевания в мире. Одно из наиболее распространённых расстройств развития оказывает огромное влияние на жизнь людей и, не смотря на возрастающее число детей с подобным диагнозом, ничего даже отдалённо напоминающего лекарство на горизонте не видно. Лучшей тактикой при изучении аутизма будет штудирование обновлённого и расширенного издания бестселлера на тему этого заболевания по версии Amazon: «Десять моментов, которые следует знать о ребёнке с аутизмом».

Самое раннее упоминание об аутизме как отклонении в поведении восходит к церковному реформатору 16-го века Мартину Лютеру. Сам термин был придуман в 1910 году швейцарским психиатром Юджином Блейлером, для того, чтобы описать поведение некоторых из его пациентов. Но он не использовался до 1938 года, когда аутизм был впервые глубоко изучен и само это слово приобрело современный смысл. Ханс Аспергер использовал его, чтобы описать тип ASD, который мы знаем сегодня как синдром Аспергера.

Считается, что в одних только Соединенных Штатах, от него страдают один из 68 мальчиков и лишь одна из 189 девочек. Это представляет собой десятикратное увеличение за последние 40 лет. Честно говоря, определение аутизма и расстройства его спектра до сих пор изменяется, чтобы включать большее количество симптомов, за счёт чего можно объяснить, по крайней мере, некоторое увеличение. Некоторые эксперты предполагают, что у большого количества сегодняшних детей с аутизмом было бы диагностировано нарушение способностей к обучению или даже умственная отсталость всего лишь 10 лет назад.

Некоторые государства с высокими показателями аутизма одновременно являются и самыми развитыми. Для объяснения распространенности в них аутизма, использующие этот факт исследования утверждают, что по мере ознакомления людей с заболеванием, его симптомы становится легче обнаружить. Это могло бы объяснить огромные различия в показателях аутизма среди штатов США, начиная с 121 диагноза на десять тысяч детей в штате Аризона и Миссури, до 60 в Алабаме и 42 во Флориде. Интересно, что у государств с самыми высокими показателями аутизма также наиболее развиты средства борьбы с ним, отчего возникает вопрос: что старше, курица или яйцо?

Некоторые из стран нашего перечня также представлены и в списке 11 стран с лучшей медицинской помощью в мире.

Китай является еще одним ярким примером этого, с официальным коэффициентом аутизма 16,9 на 10 000, но по мере роста осведомленности людей о болезни, возрастает и число диагнозов у детей, а многие эксперты считают, что китайские данные находятся на одном уровне с остальным миром, но просто болезнь недостаточно диагностируется .

Эта теория не может объяснить низкую распространенность аутизма в таких странах, как Франция, с её 5 случаями на десять тысяч человек или Германия, где только 1.9 больных на 10 000. Сосед Германии Дания имеет уровень аутизма в количестве 68 на 10 000, что демонстрирует ошеломляющую разницу. Другая проблема заключается в том, что сами тесты на аутизм могут несколько вводить в заблуждение . Например, особенности корейского языка и его многочисленных суффиксов, определяющих точное соотношение между говорящим и субъектом, часто приводят к тому, что у детей диагностируют аутизм, в то время как на самом деле они просто с трудом запоминают все эти понятия и их точный смысл.

Несмотря на то, что осведомлённость об аутизме на подъеме, в исследованиях по распространенности имеется множество упущений. Например, нет официальной статистики коэффициента заболевания в России, поскольку аутизм как диагноз был принят менее 10 лет назад. Некоторые из исследований, используемых для создания списка, старше 10 лет, но они представляют собой единственную доступную нам информацию по этому вопросу. Несмотря на ограниченный характер обследований и территориальную локализованность, специалисты считают, что они представляют собой хорошее понимание распространения аутизма по всему миру.

Ниже приведён список наиболее пострадавших стран:

11. Исландия

Коэффициент аутизма: 13,2 диагнозов на 10 000 детей.

Исследование проводилось в двух местах в Рейкьявике. Это центры, которые исследовали детей со всей страны и, в виду небольшого населения Исландии, их данные точны, по крайней мере, они были таковыми в 2001 году, на момент проведения обследований.

10. Португалия

Коэффициент аутизма: 16.7 на 10 000.

Исследование проводилось путем случайного выбора детей из школ по всей Португалии в 2007 году. Пусть даже этот метод и не лучший вариант, но он является хорошей отправной точкой для оценки коэффициента аутизма в стране.

Коэффициент аутизма: 16,9 на 10 000.

Существует недостаток исследований, проведенных на национальном уровне в Китае, а единственные заслуживающие доверия были организованы в Гонконге. Это было сделано для всех младших школьников, включая пятнадцатилетних, в 2008 году.

8. Бразилия

Коэффициент аутизма: 27,2 на 10 000.

Исследование было проведено в Сан-Паулу в 2011 году, в школах всего города были протестированы дети возрастной группы 7 — 12 лет.

7. Австралия

Есть два исследования, проведенные по поводу аутизм в Австралии. Первое из них было проведено в Сиднее в 2004 году, диагностировав 39,2 случаев на десять тысяч. Другое, более свежее, было сделано в Перте в 2011 году для школьников младше 10 лет и выявило 51 случай. Для целей эксперимента было выбрано среднее значение.

Коэффициент аутизма: 64,9 на 10 000.

Номером 6 в нашем списке из11 стран с наивысшим уровнем аутизма в мире является Канада. В 2006 году исследование было проведено в 55 школах в Монреале, среди возрастной группы 5 — 17 лет.

5. Соединенные Штаты Америки

Коэффициент аутизма: 66 на 10 000.

Процент заболеваемости в США сильно различаются между штатами. В настоящее время консенсус составляет 66 диагнозов на 10 000 детей по всей стране, несмотря на некоторые штаты, имеющие показатели до 121 случая из десяти тысяч.

Коэффициент аутизма: 68 на 10 000.

Исследование было проведено в 2011 году, для детей до 10 лет с использованием данных из Датского национального психиатрического реестра.

Коэффициент аутизма: 72 на 10 000.

В 1999 году было проведено исследование в Карлстаде, тестирование каждого ребенка в городе в возрасте 6 и 7лет. Учитывая, что Карлстад имеет население 87,000, исследование было довольно обширным.

2. Соединенное Королевство

Коэффициент аутизма: 94 на 10 000.

Дети возрастной группы 5 — 9 лет из 96 школ в графстве Кембриджшир были проверены на аутизм и ASD в 2009 году.

Коэффициент аутизма: 181.1 на 10 000.

Страной с самыми высокими показателями аутизма в мире является Япония. Более ранние исследования, которые касаются связей между вакцинацией MMR и аутизмом, пришли к выводу, что даже при отмене самой вакцины, число случаев заболевания возросло до 161 на 10 000. Тем не менее, проведенное в 2008 году в городе Тойота исследование демонстрирует коэффициент аутизма на уровне 181,1 на 10 000.

Аутизм в России – видео

Интервью с президентом фонда «Выбор» о проблемах аутизма в России:


medmanual.ru

Почему в мире становится все больше людей с аутизмом

Аутизм, точнее расстройства аутистического спектра (РАС), — целая группа заболеваний, из-за которых больные не могут нормально взаимодействовать с окружающими. Еще совсем недавно аутизм считался крайне редким расстройством: его диагностировали у одного ребенка из 20 тысяч. Однако с середины 1990-х число больных стало стремительно увеличиваться, и сегодня частота РАС приближается к 1,5%, а главный рупор американского (и не только) здравоохранения CDC (Center for Disease Control and Prevention — Центр по контролю заболеваемости) приводит еще более пугающие цифры: в 2010 году диагноз был поставлен 1 из 68 детей. Появился даже пугающий термин «эпидемия аутизма», но есть ли основания всерьез использовать его?

Из-за того, что критерии, по которым врачи ставят диагноз РАС, сильно изменились за последние годы, определить, действительно ли людей с аутизмом стало больше, очень сложно. «Критерии диагностики аутизма, которые были в 70—80-е годы гораздо уже тех, которые сейчас используются в Европе, — объясняет врач-психиатр Елисей Осин. — Например, там есть категории «атипичного аутизма», в которые попадают дети, у которых не очень много симптомов аутизма». Из-за того что дизайн исследований по подсчету распространенности аутизма очень разный, возникает довольно заметный разброс в полученных цифрах. Например, исследования, проводимые американским CDC, не предполагают встречи с ребенком — диагноз устанавливается на основании анализа личных дел детей из школ. В других исследованиях обязательны встреча с ребенком и проведение развернутой диагностики, поясняет Осин.

Несмотря на все различия в подходах, сегодня РАС «ловят» гораздо лучше, чем раньше. Люди, которым сейчас диагностируют аутизм, 20 лет назад получили бы другой диагноз. «Британский логопед Дороти Бишоп (Dorothy Bishop) нашла взрослых людей, которым в детстве диагностировали расстройства речи и провела повторное исследование по современным стандартам. Оказалось, что 20% этих пациентов сегодня получили бы диагноз «аутизм»», — рассказывает Осин.

Более того, сразу в нескольких работах (например, в этой) было показано, что аутизм все чаще диагностируют у так называемых высоко функциональных детей. Канцелярский термин означает, что у таких людей не очень серьезные проблемы с общением, а многие при правильном лечении и вовсе не будут отличаться от остальных. В недавнем прошлом, когда у врачей и ученых не было так много информации о РАС, подобных детей попросту считали «странными», но вполне обычными. Теперь, когда родители знают об аутизме, они чаще начинают беспокоиться, замечая нетипичное поведение ребенка.

Косвенно в пользу «перетекания» аутизма из других диагнозов свидетельствует статистика из американских школ. В 90-е годы специалисты все чаще стали ставить детям аутизм, и одновременно падало число детей с умственной отсталостью. «По правилам, в США ребенок может получать помощь в обучении, если у него есть одно из нескольких специально отобранных заболеваний, например аутизм или умственная отсталость. Но диагноз должен быть только один. Дети с умственной отсталостью могут получать несколько меньше дополнительных образовательных услуг, чем дети с аутизмом. Поэтому родители всерьез сражаются за то, чтобы их ребенку поставили этот диагноз», — говорит Осин. Вырастая, люди с подобными расстройствами остаются под защитой законодательства, которое оберегает их от дискриминации.

В России ситуация совершенно иная: взрослого диагноза «аутизм» не существует, и когда ребенок с РАС становится подростком, ему вместо аутизма ставят что-то, не имеющее к РАС никакого отношения: шизофрению, расстройство личности, умственную отсталость. Такая запись в карте очень сильно затрудняет жизнь: с «нехорошим» диагнозом почти наверняка не возьмут на хорошую работу, а с недавнего времени, например, нельзя получить водительские права. Детям с аутизмом тоже непросто: в обычных школах нет условий, чтобы они могли полноценно учиться, а после спецшкол даже дети с нормальным интеллектом вряд ли смогут поступить в ВУЗ или найти приличную работу. Поэтому многие родители избегают официального диагноза.

Из-за невозможности прямо сравнивать современные данные и статистику прошлых лет специалисты не могут однозначно сказать, стал ли аутизм более распространенным заболеванием, чем раньше, или изменение стандартов диагностики — единственная причина роста числа больных с диагнозом. «В 2007 году ученые из Великобритании пытались определить частоту аутизма у взрослых и получили цифру в 1%. В исследовании участвовали только люди, которые живут самостоятельно, то есть люди с высокофункциональным аутизмом. Если учесть тех, кто не может существовать без посторонней помощи, цифра окажется чуть больше и будет сопоставима с теми данными, которые приводят ВОЗ и CDC», — рассуждает Осин.

Генетика и среда

Исследователи до конца не знают, почему у некоторых детей развиваются РАС. Аутизм — это не определенное заболевание с конкретной причиной, а целая группа нарушений, итогом которых становятся проблемы во взаимодействии с другими людьми. «Здесь та же ситуация, что с пневмонией, — объясняет Осин. — Она может быть вирусной, бактериальной, грибковой, и везде будет в чем-то схожая клиническая картина. Но сходство внешнее, а причины и механизмы заболевания совершенно различные».

Иногда причины РАС известны: например, так называемый синдром Мартина—Белла, он же синдром ломкой Х-хромосомы, дает примерно 5% всех случаев аутизма. Эта патология возникает из-за мутации в гене FMR1, который важен для нормального развития нервной системы. Когда FMR1 работает неправильно, у человека нарушаются связи между нейронами. Практически у всех больных с синдромом Мартина—Белла есть те или иные психиатрические нарушения, например синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или тревожные расстройства. Примерно у половины есть симптомы РАС, причем они могут быть как слабыми, так и очень ярко выраженными.

Еще примерно 10% случаев аутизма возникает, когда довольно крупные участки хромосом многократно копируются и переносятся в другие места генома или, наоборот, вырезаются из ДНК. В геноме становится больше или меньше определенных генов (ученые говорят: «Происходит вариация числа копий генов»), и это может приводить к серьезным сбоям в организме. Но чаще всего — в 85—90% случаев — врачи не знают, что именно стало причиной аутизма.

Исследователи склоняются к точке зрения, что РАС — это в основном комплексные расстройства, такие же как гипертоническая болезнь, диабет или аллергия. Как именно будут развиваться подобные патологии — и разовьются ли вообще — определяется сразу множеством разных факторов. Наследственная предрасположенность вносит очень существенный вклад (по некоторым оценкам ее вклад от 70 до 90%), но кроме нее важны образ жизни, питание, экология и еще много чего.

«Например, наблюдение за монозиготными близнецами, у каждого из которых есть аутизм, говорит, что дело не только в генах. Порой один из близнецов будет человеком с очень сложными интересами, хорошо развитой речью, а другой может оказаться человеком с тем, что называется низкофункциональный аутизм, то есть с большим количеством проблем, отсутствием речи. Гены у них одинаковые, а внешние проявления очень разные», — поясняет Осин. Внешние факторы усиливают или ослабляют эффект «испорченных» генов: под их влиянием они могут заработать в полную силу или вовсе не включиться.

«Исследования показывают, что в развитии аутизма, по всей видимости, играет роль состояние организма матери перед и во время беременности. У матерей с гипертонической болезнью и сахарным диабетом несколько чаще рождаются дети с РАС и вообще с нарушениями. Есть исследования, которые показывают, что в семьях, которые живут очень близко к шоссе, чаще бывают дети с аутизмом. Некоторые работы связывают аутизм с пестицидами — в первую очередь, это касается семей, чьи дома находятся рядом с обрабатываемыми полями», — рассказывает Осин.

«Зато наука выяснила, какие факторы на развитие аутизма, похоже, не влияют: это воспитание и прививки», — добавляет эксперт. Прививки почему-то особенно беспокоят родителей, но множество исследований (например, это, это, это и вот это) доказывают, что подобные опасения беспочвенны.

Большинство специалистов склоняются к тому, что РАС имеют генетическую природу, но ученые не исключают, что какие-то новые факторы окружающей среды также могут способствовать развитию болезни. Когда причины аутизма станут яснее, можно будет понять, действительно ли в современном мире есть что-то, что провоцирует распространение болезни, или же повышение частоты диагностируемых случаев связано с тем, что люди наконец «заметили» эту болезнь.

chrdk.ru

Всемирный день распространения информации об аутизме: как можно помочь детям-аутистам и их родителям?

Улицы многих городов и самые известные достопримечательности минувшим вечером окрасились в синий цвет. Акция была посвящена Всемирному дню распространения информации об аутизме. Участие в мероприятии приняла и Москва. В столице синим подсветили фасады 25 зданий.

По статистике, с аутизмом в мире рождается каждый 68-й ребенок. Психологи и педагоги говорят — это не болезнь, с ним надо просто научиться жить. Как воспринимают мир аутисты, и как им помочь адаптироваться в обществе?

Преподаватель просит Лешу сесть за парту, но тут не до учебы — столько звуков вокруг! Специальный пояс нужен, потому что Коля помнит — в коридоре открыта дверь, убежит закрывать. А Матвей все время ощупывает предметы — собирает информацию о большом мире, в котором пока мало знают о таких, как он. Журналисты спросили людей на улице, чего они не знают об аутизме.

«ИЗ-ЗА ЧЕГО ЭТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ, ПОЧЕМУ ТАКИЕ ДЕТИ МОГУТ РОДИТЬСЯ?»

Аутист может родиться в любой семье, сегодня это каждый 68-й ребенок — данные ВОЗ. Над поиском причин бьются тысячи лабораторий по всему миру, а они живут рядом. Заходят в автобус и начинают громко кричать; вдруг – петь, вдруг – бежать, смеяться сквозь слезы и плакать, захлебываясь от смеха.

Их жизнь — как фильм, озвучка в котором, мягко говоря, хромает. Вот проехал трамвай, а грохот слышно только сейчас. Звук отстает от картинки и иногда он нестерпимо громкий, и это порой сводит с ума.

Мальчики и девочки в наушниках или закрывающие уши руками — это классическая ситуация при некоторых формах аутизма. Форм много, целый спектр. В нем есть место тем, кто, возможно, никогда не заговорит, и тем, кто почти ничем не отличается от окружающих.

Аутизм — не болезнь. У болезни есть финал, а с аутизмом живут всю жизнь. Анна Соловьева рассказывает — пока сыну не исполнилось два года, летала от счастья, были первые слова, первые шаги… Однажды Андрей начал часами раскачиваться из стороны в сторону и перестал смотреть в глаза.

«Я посмотрела ролик раз десять, наверное. Там мама и папа маленького ребенка аутиста рассказывали, как он себя ведет. Посмотрела, разрыдалась и разбудила мужа. Времени было три часа ночи. И сказала ему — ты знаешь, у нашего ребенка аутизм. Я рыдала и задавала один вопрос: за что?» — вспоминает она.

Десятки книг и интернет-форумов. Сейчас, семь лет спустя, она сидит с сыном в центре для детей-аутистов, который придумала и открыла сама. Тогда это была единственная возможность найти общий язык с Андреем, который не говорил ни слова.

«КАК ГОСУДАРСТВО ПОМОГАЕТ ТАКИМ ДЕТКАМ И ИХ СЕМЬЯМ?»

Два в одном — и детский сад, и школа. Здание ресурсного центра в Воронеже делится на зоны. Одна — игровая, другая — учебная. Пятнадцать минут позанимались — можно побегать, покричать. Кому что нравится.

А еще дети-аутисты ходят в обычные классы в Москве, Петербурге и Саратове. Специальных психологов готовят на базе некоторых государственных учреждений. Но это капля в море, говорят сотрудники фонда «Выход».

«Ни в одной поликлинике в России не знают, как у этого ребенка взять анализ крови, вылечить зуб. Я уж не говорю про МРТ. А в международной практике есть такой опыт — этому просто обучают врачей и медперсонал», — говорит президент благотворительного фонда «Выход» Авдотья Смирнова.

А еще нет ранней диагностики — возможности до двух лет понять, что ребенок – аутист, и это состояние определит его жизнь в будущем.

«МОГУТ ЛИ ПОТОМ ЭТИ ДЕТИ КАК-ТО В ОБЩЕСТВЕ НАХОДИТЬСЯ?»

Это зависит только от нас. Вот Тимофей с мамой ходит по магазинам. Продавцам не нравится, что он трогает витрины руками – маме приходится объяснять, что Тимофей – особый ребенок. Мама Тимура из Новосибирска не отходит от него на занятиях по каратэ. Иногда нужно просто сделать перерыв, успокоить.

Если родителей нет рядом, их быт иногда невозможен без тьюторов, то есть, сопровождающих. Если бы не Татьяна, Леша бы убежал из класса, а Матвей разбил бы себе лоб.

«Нас называют пауками – как будто рук много. Неосознанно вырастают вторые третьи и четвертые пары рук», — смеется тьютор Татьяна Тихомирова.

Вовремя протянуть руку важно и детям с легкими формами аутизма. У Кирилла — синдром Аспергера. Эти дети могут шнурки не научиться завязывать, но становятся лучшими в самых разных сферах.

Кирилл — будущий артист, он распевается в коридоре Московского центра для аутистов. Это сказочное здание построили специально для таких мальчиков и девочек. Окна, двери, крыша — как с детских рисунков. Говорят, здесь обычные люди ориентируются с трудом, а аутисты — идеально. У преподавателей есть мечта, чтобы таким же домом, в котором легко и понятно, для этих детей стал мир за порогом центра.

www.1tv.ru

СМИ: В Белгородской области в десять раз больше детей-аутистов, чем сообщает официальная статистика

Для детей-аутистов в Белгороде создали специальный класс в 43-й школе.

Число детей-аутистов в стране в десять раз выше, чем указано в официальной статистике. Об этом «Известиям» сообщила член Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Клочко. В пример она привела Белгородскую область, где по официальным данным 337 детей с расстройствами аутистического спектра, а на самом деле их якобы может быть 3 тысячи человек.

По данным Минздрава, в России, как и в мире, около одного процента детей страдают аутизмом. Исходя из этой информации, в фонде содействия решению проблем аутизма «Выход» рассчитали, насколько диагностика заболевания отстаёт от реального положения дел. Проблема в том, что в разных регионах России детям с аутизмом ставят неправильные диагнозы. Тем самым малыши остаются без своевременной помощи. Иногда врачи ставят диагноз детям-аутистам «умственная отсталость».

— Ребёнок с умственной отсталостью должен развиваться по особой программе. И совсем другая ситуация у аутиста с сохранным интеллектом. Это совершенно иное состояние, иная проблема. В этом должны разбираться именно детские психиатры. А методические материалы для раннего выявления аутизма до сих пор не переведены на русский язык. Мир давно уже идёт путём развития методики раннего выявления, а мы остаёмся на обочине, — прокомментировала «Известиям» Елена Клочко.

В Минздраве России изданию сообщили, что высокая частота аутизма в некоторых странах может быть результатам гипердиагностики. В ведомстве пристально следят за проблемами пациентов с расстройством аутистического спектра. В девяти регионах страны реализуются пилотные проекты по выявлению детей с риском развития аутизма.

Отметим, что в Белгороде действует организация «Синяя птица», которая помогает детям с расстройством аутистического спектра. Волонтёры проводят для ребят мастер-классы, прогулки, концерты и другие мероприятия. Также в 2016 году в 43 школе Белгорода оборудовали кабинеты для приёма детей-аутистов. Для них установили тренажёры и обустроили места для релаксации. Каждого ребёнка на уроках и в столовой сопровождают тьюторы.

fonar.tv