Аутизм степени аутизма

Содержание:

Аутизм у детей: возможно ли его победить

Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, диагноз Аутизм сомнителен.

Данное расстройство имеет хроническое течение, независимо от своей формы; точная причина его возникновения неясна. Лечение состоит из психологических методов воздействия, поведенческой терапии; изредка используются препараты. Вылечить патологию сейчас еще невозможно, коррекция заключается в формировании адаптационных навыков.

Формы аутизма у детей

То состояние, которое просто называют аутизмом, в медицине звучит как ранний детский аутизм или синдром Каннера. В этом случае младенец еще в возрасте до года не проявляет желаний взаимодействовать с окружающими, не смотрит людям в глаза, не старается говорить. Их поведение стереотипно, имеют место поведенческие ритуалы.

Имеются и схожие состояния, с разнообразным сочетанием более мягких признаков заболевания. Их называют расстройствами аутистического спектра, и они включают:

  • Синдром Аспергера. Это легкая форма заболевания: малыш до 3 лет не заинтересован в окружающих, его поведение стереотипно, но он разговаривает и может выполнять какие-то задачи, но только если они ему интересны. К семье ребенок и подросток равнодушен, но к жилищу привязан.
  • Синдром Ретта. Развивается обычно у ребенка до года, характеризуется его обратным развитием: вначале грудничок чему-то учится (сидеть, ползать, произносить звуки), потом малыш постепенно разучивается это делать. У детей 2 лет могут пропадать даже жевательные навыки, исчезает какая-либо двигательная активность кроме моющих движений рук, что требует нахождения в стационаре. В 5 лет некоторые навыки возвращаются, но после способность к движению, а также к мышлению вновь утрачивается. Синдром Ретта – самая тяжелая форма аутизма.
  • Атипичный аутизм. Он развивается у детей старшего возраста, характеризуется отсутствием одного или двух основных критериев, по которым ставится диагноз аутизма.
  • Дезинтегративное расстройство Heller, когда у детей 2 лет и старше наблюдается постепенный уход в себя с ухудшением (вплоть до полной утраты) речи, интеллектуальных и коммуникативных способностей.

  • В зависимости от социальной дезадаптации выделяют такие виды расстройства:

  • С полнейшим отсутствием потребности в контакте. Такой ребенок молчит, у него нет навыков самообслуживания
  • С отвержением окружающего. У ребенка отмечаются повторения звуков, движений, ощущений; он гипервозбудим, у него нарушено чувство самосохранения
  • Когда окружающее замещается: у ребенка есть своеобразные интересы и фантазии, которые он ставит выше реальных явлений; к близким он привязан слабо
  • Со сверхтормозимостью в отношении к окружающему (наиболее легкая форма): малыш очень раним, пуглив; у него быстро меняется настроение, он истощается морально и физически уже через небольшой период времени.
  • Что такое эпидемия аутизма

    Аутизм в разных странах регистрируется в 4-50 случаях на 10 тысяч детей до 3 лет. На настоящий момент болен каждый 88-й ребенок. Мальчики болеют в 3-4 раз чаще.

    В последнее время отмечается учащение случаев этого расстройства, но дело тут вовсе не в эпидемии (это не заразная болезнь), а в том, что изменился подход к диагностике – более слабо выраженные проявления нарушений социального поведения и навыков считают аутизмом.

    Почему развивается аутизм

    До конца не ясно, почему рождаются дети с аутизмом. Выяснено, что основная роль в развитии этой патологии принадлежит генетическим нарушениям, но неизвестны причины возникновения: в наличии у ребенка определенного сочетания генов или они в определенной мутации генов.

    Аутизм у ребенка может также развиваться вследствие таких причин:

  • имеется хрупкая X-хромосома
  • если мать во время I-II триместра беременности перенесла вирусную или бактериальную инфекцию, например, краснуху (симптомы краснухи читайте здесь) или цитомегаловирусную инфекцию
  • если аутизмом болен кто-то из родителей (риск существенно возрастает, если уже 1 ребенок родился с подобным синдромом).
  • Существует теория, что вакцинация вызывает аутизм, но это – недоказанный факт; считается, что прививка только запускает уже имеющиеся механизмы заболевания. То же могут сделать постоянные конфликты в семье, а также детская корь.

    Симптомы заболевания

    Аутизм у ребенка проявляется в возрасте до 3 лет, проявления его различны и характеризуются выражением: Если вы знакомы с одним аутистом, то вы знаете… только одного аутиста. Но все же есть общие для всех больных симптомы, которые условно разделяют на несколько групп. Ознакомившись с ними, вы поймете, что такое аутизм.

    Нарушение социального взаимодействия

    Это выглядит так:

  • нет мимики, жестов и поз, которые мы используем при общении
  • ребенок не смотрит в глаза
  • невозможность взаимодействовать со сверстниками
  • нет социальных и эмоциональных привязанностей.
  • Трудности при общении

    Симптомы этого диагностического критерия такие:

    1. не происходит развитие разговорной речи
    2. ребенок не пытается пояснить, чего он хочет, с помощью жестов или мимики
    3. если речь успела развиться, ребенок не способен начинать и продолжать беседу с другими людьми
    4. свой язык
    5. неспособность играть в игры, требующие взаимодействия.
    6. Особенности поведения


      Ранний детский аутизм проявляется повторяющимися интересами и действиями:

    7. малыш повторяет какие-то действия, которые в данной ситуации бессмысленны (например, не ложится спать, пока не выстроит игрушки в определенной последовательности)
    8. иногда повторяет странные сложные движения
    9. имеется интерес к определенным участкам предметов.
    10. Диагноз Аутизм ставится, если имеется не менее 6 перечисленных симптомов, при этом – не менее 2 из первого раздела, не менее, чем по одному – из разделов 2 и 3. Заболевание будет носить название синдрома Каннера, если его первые признаки появились в возрасте до 3 лет.

      Разделяют проявления аутизма и в зависимости от возраста.

      Признаки раннего аутизма

      Ранние признаки аутизма родители могут заметить, когда ребенок еще грудной:

    11. он не смотрит в глаза
    12. не радуется при приближении близких
    13. не любит быть на руках
    14. при кормлении он или напряжен, или странно расслаблен
    15. не улыбается родным
    16. манипулирует чужой рукой, чтобы показать предмет, который он хочет
    17. не откликается на свое имя.
    18. В возрасте 3-5 лет как проявляется заболевание:

    19. не принимает участия в разговоре
    20. не начинает разговор
    21. отмечается задержка психического развития
    22. при смене обстановки впадает в панику
    23. очень тяжело приобретает новые навыки
    24. странные страхи: боязнь красного, квадратного, плюшевых мишек и так далее
    25. может монотонно повторять слово или звук
    26. интересуется только одним видом деятельности, но изучает предмет своего интереса досконально.
    27. Аутизм у ребенка старше 11 лет

      Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

    28. бесцельные сложные движения
    29. соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил
    30. потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака
    31. ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну
    32. интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу
    33. дефицит внимания
    34. непонятные страхи также имеют место
    35. гиперактивность
    36. агрессия, направленная на себя.
    37. В подростковый период больные дети имеют все признаки неврастении.

      Атипичный аутизм имеет различный набор проявлений, может начинаться после трехлетнего возраста. При этом ребенок социально дезадаптирован, погружен внутрь себя, имеет разную степень привязанности к родителям.

      Степени тяжести заболевания

      Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:

      1 степень – легкая. Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития.

      2 степень. Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально.

      3 степень. В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами.

      4 степень – самая тяжелая. Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.

      Родительская диагностика

      Как распознать аутизм? Поможет тест на аутизм для маленьких детей под названием CHAT. Чтобы выявить патологию, нужно отвечать да или нет на следующие вопросы:

    38. Нравится ли ему, когда его держат на руках или укачивают?
    39. Есть ли интерес к другим детям?
    40. Нравится ли играть с вами?
    41. Имитирует ли ребенок действия в игре?
    42. Ребенок указывает на предметы собственным указательным пальцем?
    43. Приносит ли ребенок игрушку, чтобы показать родителям, хоть иногда?
    44. Смотрит ли он в глаза незнакомым?
    45. Если ему сказать Смотри или назвать предмет и указать на него пальцем, он будет смотреть на палец или на предмет?
    46. Может ли он построить башню из кубиков?
    47. Если спросить ребенка, где находится предмет, покажет ли он его пальцем?
    48. Диагностика у врача

      Диагноз ставит комиссия в государственной психиатрической клинике в составе таких врачей:

      • детский психиатр
      • детский невролог
      • педиатр
      • детский психолог
      • логопед.
      • Диагностика основывается на наблюдении вышеуказанных специалистов за ребенком, проведении ими некоторых тестовых шкал. Тесты на аутизм называются: Шкала оценки неадекватного поведения, Шкала Коннорса, Опросник для диагностики аутизма. Как определить заболевание с помощью таких тестов – задача врача.

        Также при подозрении на аутизм проводится такое обследование:

      • ЭЭГ
      • МРТ головного мозга
      • допплерография сосудов головы и шеи
      • при необходимости ребенку нужно проконсультироваться у смежных специалистов: генетика, гастроэнтеролога.
      • Данное обследование не показывает, есть аутизм у ребенка или нет, но исключает вероятность того, что симптомы, которые у него проявляются, не возникли в результате какой-либо другой причины (например, опухоли мозга). Почему рождаются дети с подобными проблемами, а также о том, как проверить новорожденного на предмет этого нарушения сознания, расскажет врач-генетик.

        Как лечить

        На вопрос, можно ли вылечить аутизм, ответ однозначный: нельзя. Ученые США на данный момент работают над терапией патологии стволовыми клетками, но они еще не могут точно сказать, лечится ли болезнь этим способом.

        На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

        Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.

        Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:

      • медикаментозное лечение
      • безглютеновая диета
      • иппотерапия
      • поведенческая терапия
      • музыкальная терапия
      • игротерапия
      • ЛФК
      • дельфинотерапия
      • массаж.
      • Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники.

        Операция, народные средства, диета и антибиотики в лечении аутизма никакой роли не играют. Они могут применяться только для терапии состояний, которые развиваются на фоне аутизма.

        Рассмотрим основные виды терапии отдельно.

        Лечение таблетками

        Лечить медикаментозными препаратами можно только симптоматически, и только некоторые формы заболевания. Так, могут назначаться такие таблетки:

      • противосудорожные препараты (их можно назначать детям любого возраста, в том числе и новорожденным)
      • антипсихотические лекарства (их не применяют в грудном возрасте)
      • психостимуляторы
      • нейропротекторы
      • поливитамины в виде таблеток.
      • Антибиотики могут назначаться только при бактериальных воспалительных заболеваниях у ребенка. Лекарства, необходимые для купирования сопутствующих заболеваний, назначаются в возрастных дозировках, без учета, что ребенок является аутистом.

        Диетотерапия

        Питание безглютеновой пищей хоть и собирает большое количество положительных отзывов (родители пишут, что наблюдалось облегчение состояния), реального обоснования под собой не имеет.

        Поведенческая терапия

        Это занятия, в ходе которых специалист совместно с родителями проводит воспитание малыша, обучение его различным навыкам. В этом случае используют построение определенной последовательности простых действий, чтобы выполнить какую-то задачу (например, для подготовки ко сну или мытья рук нужно постоянно совершать четкой последовательности действия). Действия повторяют многократно дома, затем повторяют их и в незнакомой обстановке.

        Иппотерапия

        Этим термином обозначают терапию, главным лечебным средством которого является лошадь, контролируемая специалистом-иппотерапевтом. В этом случае аутист, не выходя из своего мира, взаимодействует с окружающим через животное. Выполняя свои любимые стереотипные движения – двигаясь в такт движениям лошади – аутист обретает контроль над моторикой. А кроме того лошадь, в виду своего характера, становится другом аутиста. В интернете можно найти только положительные отзывы об этом виде терапии

        Музыкальная терапия

        Музыкальная терапия руководствуется следующим принципом: все в жизни ритмично, в том числе и музыка. А вот психика обычного человека, в отличие от аутиста, неритмична.

        Через музыку больной может передать гармонию собственной жизни, внутренне успокоиться, развить собственную фантазию, улучшить коммуникацию.

        Занятия проводят специально обученные музыкальные руководители, которые не просто будут петь и играть на музыкальном инструменте, но и будут проводить занятие стереотипно, одновременно давая понять ребенку, что он здесь в безопасности.

        Цель, которую преследует массаж при данной патологии, — это познакомить ребенка со своим телом, так как чувствительность его кожных покровов снижена. Кроме этого, дополнительные импульсы от кожи в мозг помогают развиваться тем отделам ЦНС, которые у аутистов задействованы плохо.

        Какие-то особые виды упражнений при аутизме нужно выполнять только в том случае, если этому заболеванию сопутствуют другие патологии. При неосложненном течении расстройства выполняют общеукрепляющую физкультуру, направленную на лучшее ознакомление ребенка со своим телом.

        Вспомогательные виды терапии

        Реабилитация аутиста включает занятия с логопедом, психологом и психиатром. Проводится также арт-терапия, игротерапия, логоритмика. Определяется она в зависимости от вида нарушений, которые выявляют тесты. Основной упор при таких занятиях делается на сильные стороны ребенка.

        Операция при этом состоянии не показана.

        Народные средства можно применять только в том случае, когда аутизм сопровождается психотическими расстройствами. Тогда прибегают к приготовлению успокаивающих чаев с мятой и мелиссой, возле подушки ребенка кладут лаванду, используют некоторые другие рецепты.

        Совет: эффект от лечения не стоит ждать очень быстро. Помощь аутисту – процесс очень долгий и кропотливый, в ходе которого нужно даже давать родителям такого ребенка отдых на 1-2 недели, в течение которых они смогут поменять обстановку.

        Прогноз расстройства

        Аутизм – это хронический тип расстройства, который вряд ли можно вылечить. Воспитание и обучение аутистичных детей происходит обычно по индивидуальному графику. Затем это обусловливает инвалидность, группа которой зависит от степени расстройства, но для аутистов это трагедией не является.

        Профилактика

        Предупредить развитие аутизма каким-то особым способом невозможно, так как причины этого состояния не могут выяснить пока ни одни тесты. Неспецифическая профилактика заключается только в планировании беременности, предотвращении инфекционных болезней и стрессов в период ожидания ребенка.

        Нужно помнить, что ранние признаки развиваются уже после рождения малыша, определить заболевание по УЗИ или каким-то другим образом во внутриутробном периоде невозможно.

        doktordetok.ru

        Психиатр рассказала, почему людей с аутизмом стало больше

        2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме. Аутизм – это психическое расстройство, связанное с нарушением развития. Он проявляется у детей в возрасте до пяти лет. Дети-аутисты живут в собственном мире и избегают привычного для всех общения. Считается, что аутисты по-другому воспринимают информацию из внешнего мира. Среди них много людей с феноменальными математическими способностями. Причины аутизма до конца не изучены. В рамках акции «Зажги синим» в разных городах мира включают синюю подсветку.

        Почему детям все чаще ставят диагноз «аутизм», какие расстройства аутистического спектра существуют, в чем их причина, а также в каком возрасте и как можно распознать аутизм, в интервью «МИР 24» рассказала врач-психиатр, директор центра персонализированной психиатрии Надежда Соловьева.

        Надежда Валентиновна, здравствуйте. Раньше аутизм считался крайне редким психическим заболеванием. Теперь уже нет. С чем это связано? Аутистов становится больше? Или заболевание изучили лучше? И то, что раньше могли счесть особенностями или странностями ребенка, теперь относят к аутичным симптомам?

        Н.С.: И то, и другое. Помимо того, что улучшилась диагностика, наблюдается реальный рост количества детей, рожденных с аутизмом. Каждый 68 ребенок в мире на сегодняшний день имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. Это очень большие цифры, и они объясняются только лишь улучшением диагностики.

        Я читал, что аутизм — широкое понятие. У некоторых людей проявляются незначительные аутичные черты. Другим, из-за тяжести болезни, требуется постоянный уход. Действительно ли, что людей, у которых есть аутизм, много, но они живут нормально и мы просто это не замечаем?

        Н.С.: Нет, вы, наверное, все-таки замечаете, потому что они отличаются от других людей. Есть понятие высокофункционального аутизма, то есть это люди с синдромами аутистического спектра, которые действительно хорошо приспосабливаются к жизни и в принципе не нуждаются в инвалидности. И есть люди с расстройствами, которые нуждаются в дополнительном уходе, это инвалиды с детства. Это люди, которые никогда не смогут самостоятельно жить, им нужна поддержка. Пример высокофункционального синдрома аутизма – синдром Аспергера.

        Если человек живет обычной жизнью, работает, но он нелюдим, замкнут.

        Н.С.: Нет, не совсем. То, что вы описываете, это все-таки особенности личности аутистического спектра. Это не является аутизмом в смысле расстройства аутистического спектра. Вы описываете странного человека, одинокого, нелюдимого – это не аутизм. Все-таки аутизм – это степень выраженности погруженности в собственнный мир, которая настолько высока, что это уже является расстройством -расстройством психического регистра.

        Если не лечить, не корректировать развитие – заболевание может перейти в тяжелую форму?

        Н.С.: Нет, это все-таки останется нарушением. То, что раньше называли психопатией или акцентуацией личности, то есть это немного другое. Когда мы говорим о том, что развивается аутизм, развиваются расстройства аутистического спектра, это все-таки более серьезное нарушение психики, и люди нуждаются в особых условиях. Все-таки люди с расстройством аутистического спектра нуждаются в специализированной помощи.

        Причины аутизма науке известны?

        Н.С.: Расстройства аутистического спектра многогранны. Но есть часть расстройств, причины которых известны. Есть так называемый «синдром Мартина – Белл». Это патология Х-хромосомы, которая проявляется расстройством аутистического спектра. На сегодняшний день этот синдром достаточно распространен. Настолько распространен, что в Израиле проверяют на него всех рожденных детей.

        Я читал, что риск рождения ребенка с аутизмом значительно возрастает, если – я перечислю — ребенок зачат в позднем возрасте (при этом особенно важен возраст отца), в роду были родственники с синдромами аутизма, ребенок рожден в многодетной семье седьмым, восьмым и далее по счету, мама во время беременности перенесла краснуху, туберозный склероз, страдала от сильной избыточной массы тела. Наконец, риск аутизма значительно выше у однояйцовых близнецов. Как считаете, все перечисленное можно считать факторами риска?

        Н.С.: Да, это факторы риска. В то же время факторами риска являются и внешние факторы, такие как экология. На Украине, например, проводилось многолетнее исследование по периодам рождаемости детей с аутизмом. И дети с аутизмом рождались в сельской местности в те сезоны, когда использовались химические вещества на полях. При этом в городах были совершенно другие цифры. Оказывают влияние, конечно, здоровье матери и наследственные факторы. Мутации, которые сейчас появились у матери, – это наиболее грозная и непонятная на сегодняшний день проблема аутизма. Потому что рост этих мутаций налицо.

        Некоторые ученые продвигают идею нейроразнообразия. И с их точки зрения, аутизм это не диагноз, а свидетельство того, что мозг этих людей устроен по-другому. А другие не значит больные. Что вы думаете на этот счет?

        Н.С.: Если рассматривать аутизм с гуманистической точки зрения, а не с медицинской, то это так. То есть когда мы обращаемся к человеку с расстройством аутистического спектра, мы ни в коем случае не должны рассматривать его как больного, как человека с инвалидностью. Мы должны рассматривать его как человека с особенностями. С этой точки зрения, да. Когда мы, как врачи, общаемся с таким человеком, мы, конечно, смотрим на него с медицинской точки зрения.

        — В каком возрасте и по каким симптомам диагностируется аутизм?

        Н.С.: Лучше если это происходит достаточно рано, в идеале – до трех лет. Иногда родители, к сожалению, не обращают внимания на то, что ребенок начинает поздно говорить: уже два с лишним года, а он не разговаривает. Родители вспоминают, что в их семье кто-то из родственников тоже поздно начал говорить, а потом все было нормально. Вообще с пеленок. Когда ребенок не фиксирует взгляд, не смотрит на маму, то есть это уже должно насторожить родителей. Но, к сожалению, часто бывает так, что ребенок развивается нормально и это проявляется только после первых температурных реакций, после первых вакцинаций. И наступает – для аутизма это очень характерно – некий регресс. Мы смотрим на детей с аутизмом с точки зрения клиницистов, но имея в виду генетические особенности развития аутизма, и индивидуально подбираем и лекарственные препараты, и биологически активные добавки, и питание, в зависимости от биохимических процессов, которые нарушены при том или ином варианте аутизма. А вариантов аутизма огромное количество. И просто подходить ко всему с безглютеновой диетой или отказом от молочных продуктов – и тогда у ребенка произойдет скачок в развитии (во многих руководствах это написано), но не так все просто решается. Все индивидуально.

        mir24.tv

        Аутизм: разные степени тяжести

        Когда вы сталкивайтесь с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС), к нему зачастую добавляется расшифровка по степени тяжести. Неудивительно, что человеку, далёкому от неврологии, трудно пробраться сквозь строй терминов, чтобы быстро понять, что же означает на практике каждое из слов в диагнозе.

        Предлагаем вам разобраться с тем, какие синдромы внутри РАС выделяют и какие степени тяжести диагностируют.

        Тип и степени тяжести при РАС

        Особенности каждого из этих расстройств аутистического спектра можно описать так:

      • Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
      • Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
      • Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер.
      • Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
      • Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).

      Как определяется уровень функциональности

      Чаще всего мы читаем описание аутизма со словами «спектр признаков». Опираясь на слово «спектр» гораздо легче понять всю широту возможных сценариев болезни, а также исходов развития к моменту окончательного взросления человека с аутизмом.

      Высокая функциональность предполагает возможность вести самостоятельную независимую жизнь, будучи взрослым. Человек со средним уровнем функциональности зачастую может осуществлять режимное самообслуживание, но не обладает хорошо развитой речью и коммуникацией, или имеет не достаточно высокий интеллект, что ограничивает возможности трудоустройства и общения с окружающими.

      Низкофункциональный аутизм предполагает отсутствие полного самообслуживания даже в простых рутинных моментах (приготовление еды, уборка, одевание) и отсутствие применения речи как средства для коммуникации. Плюс к этому столь же выраженными, как и в детстве, остаются яркие признаки аутизма – отсутствие глазного контакта и разделённого внимания.

      Если вы столкнулись с РАС впервые (из-за проблем у своего ребёнка или у себя), имеет смысл время от времени по ходу лечения и коррекционной терапии проходить подходящий по возрасту тест:

      ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ИЛИ НИЗКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

      Обычно к такому тяжёлому течению приводит синдром Ретта, синдром Каннера и детское дезинтегративное расстройство. Так что же характерно для людей с низкофункциональным аутизмом?

      Нарушение психики или когнитивной деятельности

      Согласно последним исследованиям, многие люди с низкофункциональным аутизмом имеют снижение интеллекта, что приводит к разной степени умственной отсталости и невозможности осуществлять комплексное самообслуживание и адекватную коммуникацию. Уровень IQ в таких случаях колеблется не превышает 70.

      Недоразвитие речи

      Правозащитная организация Autism Speaks обнародовала статистику о том, что 25% людей с РАС невербальны. Это означает, что они не могут произносить слова для коммуникации с окружающими.

      Повторяющееся поведение (стереотипии, стиминг) – одна из отличительных черт аутизма. В случае с тяжёлым расстройством такое поведение существенно искажает режим дня и многие виды активности. Одновременно с этим реакция на сенсорную перегрузку может быть слишком бурной и содержать элементы агрессии не только по отношению к себе, но и к другим людям. При изменении рутин и шаблонов гнев человека переходит все приемлемые в обществе границы.

      Социальная ригидность

      Когда речь идёт о низкой функциональности, всегда подразумевается невозможность легко вступать в контакт и взаимодействовать с другим человеком. Чтобы достучаться до пациента с тяжёлым аутизмом, требуется дополнительное терпение и время.

      ХАРАКТЕРИСТИКИ АУТИЗМА СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

      Эта промежуточная степень тяжести встречается при большинстве РАС, кроме синдрома Аспергера. Взрослые с таким аутизмом способны к некоторому уровню самостоятельности и нередко могут вести частично независимую жизнь – под обязательным контролем наставника, социального работника или опекуна.

      Уровень интеллекта — норма или ниже нормы

      Уровень IQ колеблется около 100. У человека могут возникать сложности с комплексными задачами в самообслуживании.

      Трудности в коммуникации

      Средняя степень тяжести аутизма нередко создаёт возможности для развития речи. Однако речь может включать эхолалии, не всегда отвечать обстоятельствам и осуществляться в отрыве от целевого назначения. Кроме того, у таких людей часто возникают трудности в освоении манер и правил поведения в обществе. Поэтому даже для взрослых с таким аутизмом одним из самых эффективных способов коммуникации могут оставаться жестикуляция, карточки или технологические приспособление (приложения на планшетах и телефонах), созданные на основе принципов визуальной поддержки.

      Аномалии в поведении

      Особенности поведения чаще всего обусловлены аномалиями в сенсорном восприятии. Человек может быть гипер- или гипочувствительным. Это определяет его желание уклоняться от раздражителей или добирать усиленных ощущений. В связи с тем, что обычные люди воспринимают эти же раздражители спокойно (легко к ним адаптируются), им сложно понять странное поведение, и это создаёт непреодолимые трудности в поверхностном общении – по работе, в общественных местах и т.п.

      Уровень средней функциональности не предполагает способности найти наиболее приемлемый способ адаптации своих сенсорных особенностей к социальным нормам. Поэтому многие стереотипии, неизбежные при сенсорной перегрузке (хлопанье руками, как крылышками, неречевые звуки, хождение по кругу и на цыпочках) удаляют человека от возможности легко вписаться в социум.

      Социальная отгороженность

      Люди с аутизмом средней тяжести воспринимаются отстранёнными и часто находятся вне активного социального взаимодействия. Для них является проблемой начать и поддерживать диалог. Однако человек со средней степенью аутизма, как правило, осознаёт, что вокруг него другие люди.

      ХАРАКТЕРИСТИКИ МЯГКОГО ИЛИ ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

      Классический пример высокофункционального аутизма – синдром Аспергера. Однако такой уровень возможен и при синдроме Каннера, и при атипичном аутизме. Что именно определяет высокую функциональность – читайте ниже.

      Нормальный или высокий уровень интеллекта

      Нормальный и высокий интеллект, в том числе по показателю IQ. Вместе с тем человек может испытывать затруднения при решении неожиданных и срочных задач или недостаток в адекватной реакции на изменение привычных ритуалов жизни.

      Нормальная речь, но некоторые сложности в коммуникации

      Чтобы аутизм был определён как высокофункциональный, у человека должна быть развита речь и способность использовать её для коммуникации. Однако и здесь возможны затруднения в отдельных ситуациях. Например, зная несколько синонимов для слова «напиток», человеку может быть сложно заказать конкретный напиток в кафе. Кроме того, часто отмечается монотонность в модуляциях голоса или неестественный оттенок в тоне – «словно робот».

      Основные особенности в поведении

      Зацикленность на одной теме или очень узкий круг интересов – частые проявления аутизма лёгкой степени. Ригидность к изменениям в рутинных моментах, что может создавать сложности в общежитии и на работе. Некоторые сенсорные проблемы обычно подконтрольны осознанному поведению (человек умеет предугадывать и/или справляться с сенсорной перегрузкой не агрессивными способами, более-менее приемлемыми в социуме).

      Аномалии в социальном поведении

      Возможны затруднения в долгом глазном контакте, в поддержании оживлённого диалога, в распознавании поз, жестикуляции и мимики собеседника, а также нередко страдает общение с людьми разных возрастов — в согласии с социальными нормами. Также для людей с лёгким аутизмом довольно затруднительно соглашаться с другим человеком или принимать точку зрения коллектива.

      МОГУТ ЛИ ИЗМЕНЯТЬСЯ УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ БОЛЕЗНИ?

      Столкнувшись с диагнозом РАС, важно помнить, что уровни функциональности могут меняться в процессе адекватной терапии. И не просто меняться – постепенно и градуировано, но и переходить от тяжёлого к лёгкому, иногда достаточно быстро и скачкообразно.

      Большинство исследований сходятся в том, что раннее вмешательство (до 3 лет) с поведенческой терапией и медикаментозной коррекцией (при необходимости) существенно повышают IQ ребёнка с РАС — до 17,6 пунктов (!)

      Также раннее вмешательство широко развивает адаптивные и коммуникационные способности. Положительная динамика может коснуться всех сфер высшей нервной деятельности: социального взаимодействия, речевой коммуникации, адаптивного поведения в изменчивой среде. Именно такие улучшения становятся основанием для корректировки диагноза — с изменением степени тяжести.

      НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ ИЗ-ЗА ТЕКУЩЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

      Помните главное: степень тяжести, установленная в диагнозе в данный момент — это лишь констатация фактов по тем навыкам и возможностям, которые доступны вам или ребёнку на текущем этапе развития. Перемены могут прийти с течением времени — по ходу терапии, и степень тяжести будет снижена.

      www.corhelp.ru