Аутизм томск

Содержание:

Аутизм томск

Юлия Андрейчикова (Томск)

Зацелованные снежной королевой

Одни считают их идиотами, другие — гениями

Ученые полагают, что дети, страдающие синдромом раннего детского аутизма, рождались и в древние времена. Подтверждение тому — легенды и сказания о “подмененных”, заколдованных детях. Известная всем сказка Андерсена “Снежная королева” рассказывает как раз о таком мальчике Кае, который после поцелуя снежной королевы забыл о своих родных и близких, и не стало для него занятия слаще, чем складывать льдинки — в полном одиночестве и холоде.

Увы, для некоторых из нас это вовсе не сказка, а жестокая, непоправимая реальность.

“Я до сих пор хочу проснуться…”

Рассказывает Елена, научный сотрудник, г. Томск:

-Я до сих пор не могу поверить в ЭТО. Мне хочется проснуться — и чтобы все у нас было по-другому, и мой мальчик был обычным ребенком… Знаете, мне, когда я еще даже не была замужем, как-то приснился сон, что у меня родился чудесный сыночек, ему два года, а он уже по-английски так бойко лопочет. Я проснулась с ощущением гордости: “Вот так сына я родила, вот так вундеркинд!”.

Когда я вышла замуж, и у нас родился Алеша, ничего не предвещало беды. Первенец, здоровенький, красивый, ходить начал вовремя, звуки, слоги тоже были. Ну не заговорил рано, так все успокаивали — мальчики начинают говорить позже. Позже он стал разговаривать, но как-то странно: на мои вопросы почти не отвечает, но когда ему захочется , может сам себе стишок рассказать, песенку спеть. Были и другие проблемы: сам не одевался (хотя руки-ноги работают нормально), с едой были капризы — есть хотел одно и то же, ногти обстричь не давал… Ну да у кого с малышами не возникает проблем. А когда я повела устраивать Алешу в детский сад, его не приняли. На все их тесты и вопросы он не реагировал, мне сказали: “У вашего сына олигофрения в стадии дебильности” и направили в специализированный детдом.

Сходила я в этот детдом, как увидела лица детей, которые там обучаются — мне плохо стало. Это сейчас я по-другому смотрю, а тогда увидела даунов — и убежала поскорей оттуда. Чтобы мой аккуратный хороший мальчик сидел рядом с “этими” — ни за что.

Начались хождения по врачам: логопед посылает к психиатру, психиатр к лору, мол, надо проверить слух, вдруг Алеша глухой. (Но я-то знала, что сын все слышит). Олигофрения не подтвердилась. Походили мы месяц в другой детский сад, и директор нам говорит: “Ну что вы мучаетесь, вы же видите, он все понимает, но он НЕ ТАКОЙ , как другие. Ищите хорошего специалиста”.

Только через год нам поставили диагноз — ранний детский аутизм. Я была в шоке. Мне сразу вспомнился какой-то зарубежный фильм, который я видела еще в юности по телевизору. Там для страдающего аутизмом ребенка специально обили стены в комнате мягкими материалами, чтобы он не ушибся, когда будет биться о них. Сидел он такой чистенький, красивый — и никого не слышал, ни с кем не разговаривал. НЕУЖЕЛИ НАС ЖДЕТ ТО ЖЕ САМОЕ?

Не застрахован никто

Что же такое — аутизм? Если не вдаваться в специальную терминологию, то под ранним детским аутизмом подразумевают глубокое нарушение психического развития, которое проявляется в том, что ребенок не стремится к общению с людьми, даже самыми близкими; крайне стереотипен в поведении ; имеет речевые и интеллектуальные нарушения.

Сам термин появился в 1942 году, когда американский детский психиатр Лео Каннер описал это нарушение и назвал его ранним детским аутизмом (от греческого autos — сам)., стремясь подчеркнуть изолированность таких детей от внешнего мира. Природа аутизма до сих пор не определена. Одни ученые видят причину возникновения этого синдрома в генетической предрасположенности, другие — в неблагоприятной экологической обстановке, третьи даже винят комбинированные вакцины, которыми прививают малышей, четвертые говорят о комплексе причин. Пока ясно одно — аутизм не знает расовых, национальных или социальных границ, аутисты рождаются в разных странах, в семьях с разным достатком и разным уровнем образования родителей. Считают аутистом А. Эйнштейна. Аутичный ребенок растете в семье известного киноартиста С.Сталлоне.

Аутизм нельзя “вычислить” генетически, ни одна генетическая лаборатория в мире не скажет беременной женщине, родится у нее ребенок с “ледяным” взглядом на мир или нет. Нельзя подстраховаться, предохраниться.

Встречается это нарушение ничуть не реже, чем слепота или глухота. По свидетельству доктора медицинских наук Виктора Ефимовича Кагана, “ в городе с миллионным населением неконтактных детей будет, как минимум, 120-150”. Сколько таких детей в Томске и области — не знает никто.

Это не удивительно. В Советском Союзе заниматься исследованиями в этой сфере стали только в 70-80-е годы, в Москве и в Санкт-Петербурге. В прежние годы детям с ранним детским аутизмом, если он был сильно выражен, ставили диагноз — шизофрения. Если же нарушения были небольшие, ребенок учился в обычной школе, где его считали “белой вороной”. Ошибки в постановке диагноза встречаются и сейчас.

“Мой сын — инопланетянин”

Рассказывает Мария, учитель, г. Томск:

— Что с сыном что-то не так, мы предполагали уже года в 3-4. Он был не такой, как все: никогда не обнимет, не приласкает, не скажет: “Мамочка милая”. Словно робот, или человек с другой планеты… Но было много других болезней, и мы лежали в больницах, исследовались, лечили то простуды, то кишечник. Андрюша рос очень красивым, умным мальчиком. Прекрасная память, хорошо соображал. В два года уже знал все буквы, еще говорить не мог, а скажешь ему: “Покажи А, покажи П, он несет эти карточки”. У нас было много пособий, кубиков, развивающих игр, он любил, когда я читала ему книжки. Речь появилась вовремя. Только почему-то “я” он о себе не говорил, вообще называл себя в 3-ем лице. Вместо “Дай мне игрушку” говорил “Дать тебе игрушку”. Когда в 4 года мы проходили обычное годовое обследование и пошли к психоневрологу, я ей рассказала об этой особенности. Она Андрюше показала какие-то картинки, спросила что-то, он ответил, в-общем, нам написали “развитие соответствует возрасту”, и никакого отклонения у нас не обнаружили. И только в 6 лет, когда мы сами пошли по другим врачам, психологам, нам сказали: “У вас, похоже, аутизм”. Что это такое? Какие нужны лекарства? Кто может нам помочь? На все мои вопросы врач сказал: “Аутизм не лечится. А лекарства вам не нужны”.

Можно ли им помочь?

Специальных лекарств, излечивающих аутизм, действительно, пока нет. И все же этим детям МОЖНО ПОМОЧЬ. Приведу мнение авторитетного врача, доктора медицинских наук В.Е.Кагана, много лет практически помогающего аутичным детям в Петербурге: “Ранний детский аутизм — не раз и навсегда данное и неизменное нарушение, с которым уже ничего не поделаешь. Опыт показывает, что эта дисгармоничность развития принципиально преодолима, хотя степень преодоления у всех детей разная”.

Об этом говорит и зарубежный опыт. Во многих западных странах созданы специальные нестандартные учреждения, в которых сочетается лечебная, педагогическая, логопедическая и другая коррекционная помощь аутичным детям. Многие из них заканчивают не только школу, но и высшие учебные заведения (в компании “Майкрософт” примерно 10 % сотрудников — аутисты), создают семьи, делают научные открытия, пишут книги о своем взгляде на мир. Не все, но многие довольно успешно вписываются в жизнь общества, не теряя при этом своеобразия личности.

В России очень долго не существовало государственной системы помощи аутичным детям, не было специальных учреждений в системе образования, до сих пор нет программ, официально признанных органами здравоохранения, просвещения и социальной помощи. Но кое-какие сдвиги происходят. В этом году в Москве открылся Центр помощи аутичным детям, построенный по инициативе многих известных людей — Е. Боннер, депутата объединения “Яблоко” В.Лукина, мэра Ю.Лужкова и др. В Томске в спецшколе № 39 появился класс для аутичных детей. Помогают маленьким “Каям” и отдельные томские психологи, педагоги (об успешном опыте работы с аутичным ребенком в Монтессори-школе рассказала на региональной конференции психологов в этом году Жанна Волкова).

Но вся беда в том — что это капля в море. Аутистам нужна комплексная помощь, а медики, педагоги и психологи разобщены. (Некоторые врачи даже отказались с нами встречаться — зачем, мол, об этом писать, аутистам ничем не поможешь). Родители не знают, к кому и куда обращаться, они разобщены тоже, остаются один на один со своим горем.

Почему я пишу об этом? Еще и потому, что я на своем опыте знаю, каково это — ежедневно, ежечасно вытаскивать своего ребенка из “ледяного” плена, каково это — встречать удивленные взгляды окружающих, когда он делает что-то чуть иначе, каково это — разыскивать специалистов, устраивать сына в обычную муниципальную школу (спасибо ее педагогам за терпение и понимание особенностей ребенка!), и каково это — когда этот мой самый любимый человечек “оттаивает” — и спустя годы холодности и неласковости вдруг говорит: “Я люблю тебя, мамочка”…

www.autist.narod.ru

Аутизм. Томск.

Информация

99 записей к записям сообщества

В социальной деревне «Светлана» живут люди с разными физическими и умственными возможностями.

Здесь они вместе учатся работать, помогать другим, открывают в себе таланты и даже встречают любовь.

Три базовых задачи в обучении детей с аутизмом
Я хотела бы поговорить о 3 навыках, которые необходимы всем детям и взрослым с аутизмом для раскрытия своего потенциала настолько, насколько это возможно. Показать полностью… Это правило «3 навыков», которым я руководствуюсь в своей работе, и для начала я хотела бы привести пару примеров того, к чему приводит их нехватка.

Первый случай касается Джо, который учился в пятом классе. Он частично учился в ресурсном классе для детей с аутизмом, а частично в общеобразовательном классе. Навыки Джо были очень «неровными». Он мог говорить, но с ним много работали дополнительно над различными академическими навыками, в том числе, с ним занимались математикой.

Однако у Джо начало расти проблемное поведение. Во время одного из моих визитов в его класс он переворачивал парту, выбегал в коридор, бил кулаком об аквариум, и в целом его поведение стало настолько неуправляемым, что встал вопрос о его переводе в специализированную школу. Однако во время работы с Джо нам удалось скорректировать его поведение, и теперь он очень хорошо справляется с учебой в школе.

Еще одному мальчику было 16 лет, он находился в другом классе. Он не говорил, и с ним работали над такими навыками как соотнесение одинаковых предметов и понимание слов на слух. При этом, первое, на что я обратила внимание, было то, что этот мальчик в свои 16 лет не мог самостоятельно пользоваться туалетом. Он сам ходил в кабинет медсестры, чтобы сменить свой подгузник, но было очень странно, что в таком возрасте никто не работал над тем, чтобы он перешел к использованию туалета.

Так что я считаю, что 3 основных типа навыков, которые должны быть приоритетом, и над которыми всегда нужно работать в первую очередь, следующие:

Просьбы
Имеется в виду способность сообщать о своих желаниях и потребностях в той или иной форме. Это могут быть устные просьбы, система PECS, приложение на мобильном устройстве, но если у вас нет возможности рассказать другим людям о своих желаниях, то это неизбежно приведет к очень серьезным проблемам.

В ситуации с Джо, хотя он и мог говорить, он нуждался в дополнительных инструкциях, чтобы понять, как и когда обратиться за помощью. Оказалось, что задания по математике часто оказывались для него слишком сложными, но он не мог сообщить об этом учителю. Он не мог попросить о помощи или сообщить о том, что испытывает перегрузку, поэтому вместо этого он прибегал к проблемному поведению.

Так что это первоочередная задача – научить ребенка сообщать о всех своих желаниях и потребностях, в том числе, обращаться к незнакомым людям в понятной для них форме.

Отсутствие или почти полное отсутствие серьезного проблемного поведения
В данном случае имеются в виду такие виды поведения как агрессия, уничтожение собственности, причинение себе вреда. Проблемы подобного типа, как видно в случае с Джо, являются основной причиной перевода детей с аутизмом в более ограниченную образовательную среду.

Проблемное поведение мешает детям и взрослым с аутизмом общаться и находиться среди ровесников, посещать общественные места и препятствует трудоустройству. Так что для того, чтобы улучшить качество жизни людей с аутизмом нужно в первую очередь сосредоточиться на коррекции подобного поведения, если оно присутствует.

Независимое использование туалета
В идеале ребенка необходимо научить пользоваться туалетом полностью самостоятельно, а также ходить в туалет по мере необходимости, а не по ежедневному расписанию. Однако даже если этого невозможно добиться, не работать над отсутствующими навыками использования туалета – огромная ошибка.

В случае с 16-летним мальчиком, его родители пытались приучить его к туалету, и у них были ограниченные успехи в этих попытках. Однако в школе решили, что в таком возрасте ничего уже не изменишь. Тем не менее, всегда существует возможность для изменений.

Я не хочу сказать, что для людей, у которых есть проблемы в этих трех областях, невозможно никакое качество жизни. И я понимаю, что есть сложные ситуации, например, если помимо аутизма у человека есть ДЦП, и именно другой диагноз мешает ему самостоятельно пользоваться туалетом.

Я всего лишь хочу сказать, что если вы родитель или специалист, то независимо от того, идет ли речь о человеке в возрасте 5, 15 или 50 лет, если у него или нее есть проблемы и ограничения в одной из этих областей, то вы можете работать с ним или с ней над математикой, продолжением последовательностей или любыми другими навыками, но именно проблемы в этих трех областях могут свести на нет все ваши усилия.

Так что если у ребенка есть нехватка подобных навыков, но они отсутствуют в его индивидуальной образовательной программе, это нужно исправить. Если ребенок не может спонтанно обращаться с просьбами к самым разным людям в течение дня, если он нуждается помощи, чтобы воспользоваться туалетом, то обязанность родителей, педагогов и других специалистов перед этим ребенком – сосредоточиться на этих навыках.

Прикладной анализ поведения позволяет менять поведение, но нам нужно верно определить, какое поведение имеет наибольшую социальную значимость для того или иного человека.

m.vk.com

1. Центр сопровождения семьи «Школа развития «Умничка»

г.Томск, ул.Алтайская, 8/3, ул.Алтайская,20, тел.8-923-405-85-70

Это первый в Томской области центр, где оказывают помощь детям с РАС, используя в своей работе методы Прикладного анализа поведения (АВА-терапия).

Консультации для родителей и практикующих специалистов; Тестирование навыков ребенка для составления индивидуальной программы (VB-MAPP); Курирование и сопровождение индивидуальных программ развития; Помощь в введении системы альтернативной коммуникации PECS (для неговорящих детей и тех детей, которые имеют трудности в речи и коммуникации); Индивидуальные занятия с применением методик Прикладного анализа поведения (АВА-терапия); Индивидуальные занятия с логопедом; Индивидуальные занятия с психологом; Арт-терапия; Песочная терапия; Индивидуально-групповые занятия.

2. АНО «Центр помощи детям и взрослым с аутизмом РАСсвет»

г.Томск, ул.Дзержинского,51, стр.1, тел.8-983-598-76-12, 8-923-215-67-29
АВА-терапия, логопед, работа по индивидуальным программам под супервизией ВСВА, работа с подростками и взрослыми с РАС.

3. Центр «Ступени»

г.Томск, ул. Герцена,26, тел. 256-977, 8-906-959-92-16

Дневное пребывание, коррекционные занятия. Дошкольный и школьный возраст. Существуют комнаты с классной доской и партами, что помогает детям адаптироваться к школьной обстановке. Биоакустическая коррекция.

4. Центр коррекции и развития речи

г.Томск, пр.Фрунзе, 120а, тел. 309-612, 8-909-549-08-49

Дневное пребывание, коррекционные занятия. Дошкольный и школьный возраст. Биоакустическая коррекция.

5. Центр «Семья»

г.Томск, ул. Куйбышева, 1, тел. 669-703

Индивидуальные и групповые занятия с детьми, логопед, психолог. Творческая инклюзивная группа «Колосок».

г.Томск, ул. Говорова 76/1, тел. 624-400

Психологические тренинги для родителей, занятия с психологом для детей. Он-лайн психологические консультации для родителей.

6. Томский Хобби-центр

г.Томск, ул. Елизаровых, 70а, тел. 244-447

Центр ранней диагностики детей с нарушениями развития, психолог. Группы дневного пребывания. Специалисты, подготовленные к работе с детьми с РАС.

7. Центр социальной помощи «Огонек»

г.Томск, ул. Артема 9, тел. 585-075

Отделение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с логопедом, психологом, массаж, компьютерные развивающие игры, наблюдение специалистов-медиков. Хорошая детская площадка и сенсорная комната. Работают с системой «Нумикон».

8. Реабилитационный центр «Надежда»

с. Калтай Томского района, тел. 967-243

Занятия с логопедом, психологом,массаж, иппотерапия. Педагоги обучены для работы с детьми с РАС. Есть возможность организации отдельной смены для детей с РАС.

9.Школа единоборств «Спарта»

г.Томск, пер.Соляной,17, тел. 8-923-405-85-70.

Первые в Томске занятия по тхэквондо для особых детей.

10. Культурно-образовательный центр для детей с ограниченными возможностями (Библиотека им. А.С. Пушкина)

г.Томск, пр.Ленина,111, тел. 512-301, 515-633

Мягкий игровой комплекс, занятия с психологом, книги, интернет-класс.

11. «Институт семьи»

г.Томск, ул.Тверская 90/1, тел. 435-085

Занятия с дефектологами 1-2 часа. Эмоционально-уровневый подход.

12. Центр «Потенциал»

г.Томск, ул. Розы Люксембург,19, тел. 909-100

Томатис и Система интегрированного слушания (СИС), логопед, логопедический массаж, невролог, детский психолог, взрослый психолог, проведение теста Векслера, нейропсихологическая диагностика и коррекция ребенка, индивидуальные занятия по нейропсихологической коррекции с нейропсихологом, массаж, гастроэнтеролог, диагностика вызванных слуховых потенциалов (НейроАудио)

13. Психологический центр «ДАР»

г.Томск, пр.Ленина,94/1, п.1, эт.2, тел. 226-002

Центр развития ребенка, семейное консультирование, психотерапевтическая помощь

14. Центр «Мальвина»

ул. 1-я Рабочая, 44. Тел. 337-874

АВА-терапия, логопед, детские дни рождения.

15. Центр «Гармония»

г.Томск, ул.Дальне-Ключевская,3, Тел. 8-906-947-40-69

Биоакустическая коррекция, тейпирование, платформа Галилео, дыхательный тренажер Карбоник. Изо-студия. Групповые занятия с психологом. Музыкальные занятия. Очень доброжелательный персонал, знакомый с АВА-терапией, ориентация на особых детей.

16. Центр «Шаг вперед»

г.Томск, ул.Пушкина,63, тел. 650-202, 8-906-947-40-69

Биоакустическая коррекция, платформа Галилео, оккупационная терапия, мобилизация суставов, ЛФК, ориентация на детей с ДЦП.

17. Центр «Лабиринт»

г.Томск, ул.Ленская, 31, тел.8-953-911-07-55

Логопед, дефектолог, невролог, дошкольная педагогика, психолог, арт-терапия, сказкотерапия

18. Психологический центр «Статтера»

г.Томск, пр.Фрунзе,152, оф.405, тел.575-371

Психолог, дефектолог, игровая терапия, сенсорная комната.

19. Северский центр «Сенсориум»

г.Северск, ул.Куйбышева,2а, тел.8-923-424-40-41

autizm-aura.ru

«Дети дождя»: как в Томске проходят реабилитацию дети с аутизмом

Когда двухлетнему Вове Татарчук поставили диагноз «аутизм», его семья жила в Стрежевом. Местные педагоги пытались проводить развивающие занятия с мальчиком, но без навыков работы с детьми-аутистами это было безрезультатно.

«Вова просто лежал на полу, мотал головой и ничего не говорил, — говорит его мама Анастасия Татарчук. — Он целый год не мог научиться собрать пирамидку просто потому, что ничего не понимал, а специалисты не могли понять, что делать с моим ребенком».

К четырем годам мальчик не говорил и почти никак не взаимодействовал с внешним миром. Семья Вовы переехала в Томск, и мальчик стал одним из десяти детей, которые приняли участие в проекте «Дети дождя». Выиграв грант от областной администрации, ассоциация родителей детей с аутизмом «Аура» арендовала помещение, сделала в нем ремонт, закупила оборудование и начала коррекционную работу с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС).

Сначала дети, включенные в программу реабилитации, проходят тестирование навыков и речевого развития. После этого для них составляют индивидуальную программу работы с логопедом, психологом, специалистом по лечебной физкультуре и специалистом по прикладному анализу поведения.

«Все специалисты должны быть обучены работе с такими детьми. Потому что, например, обычная логопедия применительно к нашим детям не работает, — объясняет сотрудник центра Анна Сваровская. — Постановка звуков — это не основная проблема для наших детей. От того, что он научится произносить то или иное слово, жизнь ребенка и родителей не изменится. Важно, чтобы он научился эту речь использовать».

Сейчас в центре, кроме 10 детей, которые проходят реабилитацию в рамках проекта, занимаются еще 20 маленьких аутистов. Они проходят обучение альтернативной коммуникации, пониманию обращенной речи, обучение имитации движений, учатся навыкам самообслуживания и самостоятельной игры.

«Занимаются дети от 2 до 6 раз в неделю по полтора-два часа, рассказывает сотрудник центра Анна Сваровская, — график работы расписан каждый день с 8 утра до 6 вечера».

Сейчас Вова осваивает навыки общения с помощью карточек, которыми он может выражать свои просьбы.

«Я вижу, какое удовольствие ему приносит общение, когда он чувствует, что его понимают. Он стал помогать мне по дому, наводить порядок, теперь я без тревоги отвожу его на полдня в детский сад», — говорит мама Вовы.

В просторном светлом помещении тихо, но за каждой дверью кабинета идет работа. Илья заканчивает раскрашивать сливу, почти не заходя за края рисунка.

«Молодец!» — хвалит его педагог и дает маленький кусочек хлебца.

Такое поощрение очень важно для детей с РАС, так как помогает закрепить положительные результаты и игнорировать плохие. У каждого ребенка награда своя: любимое лакомство или игрушка. После того, как ребенок учится выполнять задания, получая материальное поощрение, его заменяют более символическим. Сначала жетонами, потом словами «молодец», «ты справился».

После занятий дети могут отдохнуть в зале с противоударным покрытием, в котором висят качели, гамаки, стоит батут, мягкие модули. Здесь же проводится лечебная физкультура. По выходным спортивный зал превращается в лекторий и кинозал.

«Здесь родителям показывают вебинары, которые специально покупает наша ассоциация, и проводят лекции», — говорит Анна Сваровская.

Кроме того, каждые выходные работает родительский клуб: там мамы детей с РАС сами проводят занятия по системе мягкой школы (это специальные физические упражнения для маленьких детей и родителей, основанные на мягких стилях воинских искусств), делают поделки, проводят кулинарные мастер-классы.

В планах сотрудников центра и организаторов проекта «Дети дождя» — обучать новых специалистов (сегодня часто сами родители детей с РАС куда больше разбираются в особенностях болезни их детей, чем психологи и педагоги), открыть комнату для совместных занятий и класс для подготовки к школе.

«А еще жалко, что центр — не резиновый и не может вместить всех желающих, — говорит Анастасия Татарчук. — Ведь в Томске больше ста семей с такими детьми».

news.vtomske.ru

Неконтактный ребенок. Детский аутизм

Что такое аутизм?

Аути́зм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до 3-х лет.

История появления заболевания

Примеры описаний симптомов аутизма можно обнаружить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм».

В записях «Застольных бесед» Мартина Лютера содержится упоминание двенадцатилетнего мальчика, возможно, страдавшего тяжёлой формой аутизма.

В описаниях «Дикого мальчика из Аверона» также прослеживаются признаки аутизма. Этот Маугли XVIII века, обитавший во французских лесах и попавший к людям лишь в 1798 году в возрасте примерно 12 лет, поступил под опеку студента-медика Жана Итара, разработавшего специальную программу обучения через имитацию, чтобы привить мальчику социальные навыки и обучить речи.

Термин «autismus» был придуман швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году при описании симптомов шизофрении. В основу этого неолатинизма, означающего «ненормальное самолюбование», он положил греческое слово αὐτός — «сам», намереваясь подчеркнуть «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость.»

Современное значение термин «аутизм» впервые обрёл в 1938 году, когда Ганс Аспергер из Венского Университетского Госпиталя в своей лекции по детской психологии на немецком языке использовал термин Блейлера «аутистичные психопаты». Аспергер исследовал одно из расстройств аутистического спектра, впоследствии, названное синдромом Аспергера, но в силу ряда причин лишь в 1981 году получившее широкое признание в качестве самостоятельного диагноза.

Лео Каннер, работавший в Госпитале Джона Хопкинса, внёс современное значение слова «аутизм» в английский язык. Описывая в 1943 году поразительное сходство черт поведения 11 детей, он употребил словосочетание «ранний детский аутизм». Почти все особенности, подмеченные Каннером в первой статье на эту тему, такие как «аутистическое уединение» и «стремление к постоянству», и в наше время считаются типичными проявлениями аутистического спектра.

Признаки аутизма

В случае с расстройствами аутистического спектра, примерно половина родителей замечают необычное поведение ребёнка по достижении 18 месяцев, а к 24 месяцам на отклонения обращают внимание уже 80 % родителей. Поскольку задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, ребёнка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:

  • к 12 месяцам жизни ребёнок ещё не лепечет;
  • к 12 месяцам ребенок не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т. п.);
  • к 16 месяцам не выговаривает слов;
  • к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов;
  • если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

Причины аутизма

Долгое время считалось, что характерные для аутизма симптомы вызываются некой общей причиной, действующей на генетическом, когнитивном и нейрональном уровнях. Однако, в настоящее время, всё большую силу набирает предположение о том, что аутизм, напротив, представляет собой сложное расстройство, ключевые аспекты которого порождаются отдельными причинами, часто действующими одновременно. Причины аутизма тесно связаны с генами. Следует отметить, что генетика данного заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. В редких случаях, обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты. Другие предполагаемые причины спорны.

Статистика заболевания

По данным сайта http://www.autismspeaks.org аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.

По данным статистики США, в 2011—2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти, из-за изменившихся подходов к диагностике; и пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

В России заболеваемость аутизмом составляет один случай на тысячу детей. Кроме того, аутизм входит в четверку самых распространенных заболеваний детского возраста в России, уступая лишь сахарному диабету, бронхиальной астме и эпилепсии.

Нейропсихология: теории развития аутизма

Когнитивные теории

Данные теории связывают развитие аутизма дефицитом социального познания. В частности, сторонники теории видят в аутизме склонность к гиперсистематизации, при которой человек способен создавать свои правила мысленного обращения с зависимыми от него событиями, но проигрывает в эмпатии, требующей умения обращаться с теми событиями, которые вызваны другими действующими лицами.

Теории дефицита памяти

Теории данного спектра на первый план выдвигают обработку мозгом общей, несоциальной информации. Взгляд на аутизм, как дисфункцию исполнительной системы предполагает, что отчасти поведение аутиста вызвано дефицитами рабочей памяти, планирования, сдерживания и других исполнительных функций.

Обе категории по отдельности слабы: когнитивные теории не объясняют причин фиксированного, повторяющегося поведения, а теории дефицита памяти не позволяют понять социальных и коммуникативных затруднений аутистов. Возможно, будущее за комбинированной теорией, способной интегрировать данные о многочисленных отклонениях.

Дети с диагнозом «аутизм»

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда.

У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша.

Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности.

Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает их.

Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.

Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой — у него может отсутствовать чувство реальной опасности: он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.

Социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм — стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.

Проблемы семей аутичного ребенка

Беда семей с аутичными ребенком прежде всего состоит в том, что осознание проблемы в семье зачастую наступает внезапно. Поэтому, в момент постановки диагноза, семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался «здоровым и одаренным», на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим. Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

Психологические рекомендации родителям аутичного ребенка

Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, иногда крайне неловкого и неуклюжего. Непонимание и осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и его родителей.

В результате, такие родители чувствуют себя отверженными, одинокими, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком, они начинают стыдится своего ребенка.

Иногда, детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное заведение, а при достижении ими школьного возраста признают “необучаемыми” и не принимают даже во вспомогательную школу. Родители таких детей особенно сильно чувствуют себя несчастными.

Специалисты знают, как важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно родителям создать в доме психологический комфорт.

Для этого родителям очень важно избавиться от стереотипов:

1) «Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него».

2) «Больной ребенок — это наказание за какие-то грехи. Ты сам(а) виноват(а), что он болен».

3) «Если у тебя больной ребенок-инвалид, то жизнь закончена: нужно все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку».

Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: ”Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!”

Чтобы наладить с аутичным ребёнком контакт, стать ему другом и помощником, необходимо следовать следующим правилам:

Правило 1. Избавьтесь от собственных амбиций в отношении своего ребенка.

Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.

Мы требуем, что бы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему. Мы мечтаем: “Он станет богатым (банкиром, бизнесменом, менеджером), талантливым (музыкантом, артистом, танцором, художником)”. При этом родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. А если вдруг выясняется, что ребенок серьезно болен, что необходима многолетняя коррекционная работа, а планы родителей по его будущему были полны радужных перспектив, родители испытывают страшный стресс: “Наш ребенок не поступит в университет, не станет банкиром, не станет художником, и вообще неизвестно станет ли он полноценным человеком!” Пройдет много дней, прежде чем семья после такого стресса снова обретет почву под ногами.

Правило 2. Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка.

Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким — с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине.

Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв.

Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами.

Кроме того, родители должны знать, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Уважаемые родители, в следующей статье содержится полезная информация по данной проблематике: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=4401

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает на психологическое консультирование

Запись по тел. 468-500

Учреждения, осуществляющие психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семей

1. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», областной медико-педагогический центр
г. Томск, ул. Северный городок, 52, т. 65-18-05
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр.

2. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», детское отделение № 14
г. Томск, ул. Алеутская, 4, т. 97-62-14
Специалисты: логопед, психолог, психиатр, психотерапевт.

3. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», детское отделение № 15
г. Томск, ул. Алеутская, 4, т. 97-62-15
Специалисты: психолог, психиатр, психотерапевт.

4. Областное государственное автономное учреждение здравоохранения Томский Областной Перинатальный центр
г. Томск, ул. И. Черных, 96/1, т. 64-33-03, 64-75-82

5. Областное государственное автономное учреждение Комплексный центр социаль­ного обслуживания населения Томской области
г. Томск, ул. Мокрушина, 20/3, т. 41-08-22
Специалисты: психолог, соц.педагог, педиатр, физиотерапевт.

6. ООО «Лечебно-оздоровительный центр «Здоровая мама – крепкий малыш»
г. Томск, ул. Транспортная, 5, т. 66-05-02
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

7. Областное государственное казённое стационарное учреждение «Реабилитаци­онный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
Томская обл. п. Калтай, т. 96-72-43, с. 8-906-958-32-73
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр.

8. Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Томской области»
г. Томск, ул. Котовского, 19, т. 55-64-01
Специалисты: логопед, психолог, психиатр.

9. ООО «Центр сопровождения семьи «Инклюзия»
г. Томск, ул. Алтайская, 8/3, т. 52-91-61
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

10. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида № 22 г. Томска
г. Томск, ул. Елизаровых, 37, т. 54-28-41
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр.

11. Муниципальное учреждение Психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска
г. Томск, пр. Ленина, 53, т. 52-84-83
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр, педиатр, невролог, сурдолог, ортопед, офтальмолог.

12. Муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Детский центр восстано­вительного лечения»
г. Томск, ул. Елизаровых, 53, т. 54-00-21
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог, невролог, ортопед, офтальмолог.

13. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного об­разования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр»
г. Томск, ул. Елизаровых, 70А, т/ф. 24-44-11
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

14. Муниципальное учреждение «Центр профилактики и социальной адаптации «Се­мья» г. Томска
г. Томск, ул. Куйбышева, д.1, т. 66-97-03, телефон доверия 626 – 046, штаб оперативного реагирования т. 624 – 400
Специалисты: психолог, социальный работник, юрист, логопед.

15. Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия
г. Томск, ул. Пирогова, 10, т. 49-00-09
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог.

16. Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина. Культурно-образовательный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья
г. Томск, пер. Батенькова, д. 1, т. 51-56-33
Специалисты: психолог, педагог, библиотекарь.

Учреждения и организации, оказывающие помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям

1. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
г. Томск, ул. Тверская, 74, т. 71-39-98

2. Департамент социальной защиты населения Томской области
г. Томск, ул. Шевченко, 24, т. 49-80-19

3. Центр социальной поддержки населения Кировского района
г. Томск, пр. Кирова, 48, т. 43-21-01

4. Центр социальной поддержки населения Советского района
г. Томск, ул. Тверская,74, т. 71-40-14

5. Центр социальной поддержки населения Октябрьского района
г. Томск, ул. Суворова, 17, т. 68-38-42

6. Центр социальной поддержки населения Ленинского района
г. Томск, ул. 79 Гвардейской дивизии, 11/2, т. 72-76-09

7. Томская региональная общественная организация помощи детям-инвалидам с ум­ственной отсталостью и их семьям «Парус надежды»
Томская область, пос. Калтай, т. 967-274, 967-373, телефон доверия и экстренной помощи 25-58-03

8. Местная общественная организация томской ассоциации инвалидов детства «Радуга»
г. Томск, ул. Мокрушина, 22, т. 24-37-16

9. Ассоциация родителей детей с ДЦП «Радость движения»
г. Томск, т. 8-913-818-03-10

Статью подготовила: клинический психолог – Е. О. Шахрай

profilaktika.tomsk.ru