Аутизм у детей признаки причины

Содержание:

Особые дети: современный взгляд на причины появления аутизма

Детский аутизм – одно из проявлений расстройств аутистического спектра наряду с атипичным аутизмом, синдромом Аспергера, органическим аутизмом, аутистическим расстройством. У четверти пациентов он сочетается с умственной отсталостью различной степени, расстройствами мелкой моторики и координации, проблемами с желудочно-кишечным трактом, нарушением сна.

Аутизмом более каждый 50-тый ребенок

У детей аутизм характеризуется неравномерностью развития психических функций (памяти, внимания, мышления) в сочетании с расстройствами в эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной сфере.

Признаки аутизма в раннем возрасте

Отдельные признаки аутизма у детей в возрасте до 1 года заметны практически с момента его рождения. В первые месяцы жизни ребенок не улыбается, у него отсутствует выразительная мимика, нет выраженной реакции на приближение взрослого.

Признаки аутизма у детей в возрасте от полугода до 2 лет картина аутизма представлена следующими симптомами:

  • избеганием контакта глазами, даже с родителями;
  • отсутствием реакции на собственное имя;
  • речевыми расстройствами;
  • отношением к собеседнику как к «неодушевленному предмету»;
  • избеганием обращения за помощью;
  • совершением ритуалов (открывание-закрывание дверей, включание-выключание света, кружение вокруг своей оси);
  • мычанием, произношением нараспев нечленораздельных звуков;
  • отсутствием желания участвовать в сюжетно-ролевых играх;
  • повышенной чувствительностью к сенсорному дискомфорту (громким звукам, мокрым пеленкам).
  • Аутизм до года — ребенок не улыбается и отстранен

    У малышей с аутизмом навыки речи могут отсутствовать полностью либо оставаться на уровне раннего развития.

    Признаки аутизма у ребенка 3 лет несколько специфичны:

  • он ведет себя эмоционально холодно при контакте со взрослыми и другими детьми;
  • при общении использует периферическое зрение;
  • в деятельности применяет «ритуалы»;
  • демонстрирует однотипность, стереотипность мышления;
  • говорит, используя шаблоны, не сопровождает речь жестами;
  • придерживается жестких правил в распорядке дня;
  • страдает эмоциональными нарушениями (тревожностью, раздражительностью, гневливостью).
  • Существуют специфические «физиологические признаки» аутизма, такие как судорожный синдром, проблемы с иммунной системой, синдром раздраженного кишечника, дисбактериоз, дисфункция поджелудочной железы.

    Особенностью детского аутизма является неравномерность развития психических функций ребенка. Одни процессы развиваются медленно, другие, наоборот, — слишком быстро. Единых признаков аутизма не существует.

    ? ? ? Каждый ребенок с проблемой ведет себя по-разному.

    Ранний детский аутизм

    Проявления раннего детского аутизма (РДА) многообразны. Малыш может вести себя возбужденно, либо заторможено, проявлять агрессию либо гиперактивность, стремиться к соблюдению ритуалов в речи и поведении.

    Различают 2 вида детского аутизма:

    1. Синдром Каннера. Аутизм появляется с момента рождения, сопровождается нарушениями в интеллектуальной сфере, задержкой либо отсутствием речи до 16 месяцев. Расстройство встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
    2. Синдром Аспергера. Наряду с сохранной речью и интеллектом у ребенка отмечаются нарушения в эмоциональной сфере, что выражается в отстраненном поведении и отсутствии интереса к другим людям. Люди с синдромом Аспергера лучше адаптируются к жизни в обществе.

    Аутизм в 1,5 года — безучастность

    Атипичный аутизм не относится к РДА, поскольку проявляется в возрасте 3 лет и позднее.

    Причины аутизма у детей

    Исследования по проблеме возникновения аутизма у малышей показали, что основными провоцирующими факторами являются следующие:

  • генная модификация;
  • энцефалит;
  • нарушение работы головного мозга;
  • гормональные изменения;
  • последствия вирусных инфекций;
  • отравление ртутью;
  • злоупотребление антибиотиками;
  • химическое воздействие на плод через организм беременной женщины.
  • Исследования показали: если существует наследственная предрасположенность, то любой негативный фактор, будь то инфекция или стресс, может стать предпосылкой к появлению расстройства.

    Отсутствие контакта с родителями

    Доктор Дэвид Амарал пришел к выводу, что можно выделить 2 типа детей-аутистов. К первой группе относятся мальчики. Явные признаки аутизма проявляются с полутора лет, что связано с развитием полушарий мозга. Вторую группу составляют аутичные дети, имеющие проблемы с работой иммунной системы.

    Исследование продемонстрировало, насколько важно, выбирая способ диагностики и лечения, опираться на индивидуальные особенности психики малышей.

    Аутизм у детей: признаки, симптомы

    У малышей отмечаются трудности взаимодействия в коллективе. Они с трудом идут на контакт, не умеют его поддерживать длительное время. Дети холодны в общении, отличаются низким уровнем эмпатии, не понимают чувств и желаний других людей, не стремятся к дружбе.

    Речь ребенка с аутизмом специфична. Малыш использует ее для описания своих нужд, испытывает трудности с пониманием истинного смысла сказанного, интерпретирует речь буквально. Дети редко пользуются жестикуляцией и не умеют ее интерпретировать в разговоре с другими.

    Мышление аутиста отличается вязкостью и бедностью, что находит выражение в ритуальности поведения. Для детей важно соблюдать последовательность действий. На малейшие изменения в режиме дня ребенок реагирует возбужденно, начинает кричать, может впасть в панику.

    Детки с аутизмом отличаются высокой тревожностью, ранимостью, неумением адаптировать навыки к новой ситуации. Они испытывают трудности с самообслуживанием, организацией и планированием деятельности.

    Однообразные игры много часов

    Особенности сенсорного восприятия

    Дети испытывают трудности в восприятии ощущений. Некоторые гиперчувствительны. Их может раздражать громкая музыка, запахи. Они стараются блокировать раздражающий фактор. Другие детки испытывают трудности в сенсорном восприятии. Для них нужно сильное воздействие фактора.

    Особенности сенсорного восприятия находят выражение в поведении и движении малышей:

  • хождении на носочках;
  • закрывании ладошками ушей;
  • кружении, раскачивании;
  • избегании телесного контакта;
  • негативной реакции на соприкосновение с определенной текстурой материалов;
  • нежелании оставаться в темноте;
  • стремлении облизать или пожевать незнакомые предметы;
  • недостаточной или избыточной реакции на раздражение (тепло, холод, боль);
  • желании облачиться в тесную, обтягивающую одежду.
  • Спектр проявлений аутизма настолько многообразен, что его сложно классифицировать. Тяжелое течение болезни выражается в стремлении уйти от контактов, изолироваться. Ребенок тяжело переносит зрительный и телесный контакт, гиперчувствителен. У многих деток отмечается очень тесная эмоциональная связь с мамой. При легкой степени аутизма у малыша проявляются специфические черты: эмоциональная холодность, черствость, отсутствие сопереживания, затруднение взаимодействия со сверстниками. В широком смысле аутизм можно воспринимать как отрыв от действительности, нарушение связи с реальностью.

    Закрывание ушей — особенность

    Парадоксальность поведения ребенка выражается в одновременном поиске однотипных впечатлений, сверхпристрастности и отсутствию интереса к миру.

    Нарушение адаптации

    Полярность и парадоксальность в поведении выражается в сочетании бесстрашия и сверхосторожности. В одной ситуации малыш боится подняться по ступенькам, в другой – спокойно свешивает ноги из окна на большой высоте.

    У детей отмечаются странности в пищевом поведении: одновременная брезгливость и избирательность, желание пробовать несъедобные продукты, стремление к перееданию или голоданию.

    ? ? ? Ребенок с аутизмом плохо овладевает навыками самообслуживания, бытового поведения.

    Он не умеет пользоваться приборами, но одновременно с этим крайне аккуратен и педантичен в быту. Болезненно воспринимает перестановку мебели, отсутствие вещей на привычных местах.

    Исследования показали, что лишь 5 % взрослых людей с аутизмом благополучно адаптируются к жизни в обществе. Три четверти испытуемых нуждаются в опеке и ежедневной помощи. Даже у хорошо адаптированных людей отмечаются трудности: они периодически испытывают тревогу и чувство опасности по отношению к ситуациям, людям. Страхи «всплывают», когда аутист сталкивается с травмирующей ситуацией. У многих людей, страдающих аутизмом, проявляются странные интересы, фантазии, которые могут удивлять и пугать окружающих.

    Ребенок не смотрит в глаза

    Особенности развития детей с аутизмом

    Тревожные симптомы дают о себе знать еще в младенчестве. Картина аутизма формируется постепенно. Пик «аутизации» приходится на возраст от 3 до 5 лет.

    Треть детей подросткового возраста наряду с аутизмом страдает эпилепсией. У многих ребят выявляются незаурядные способности. При легкой степени аутизма подростки способны к установлению контактов. Трудности заключаются в том, что у них не хватает коммуникативных навыков.

    Диагностика и прогноз

    Чтобы выявить категорию малышей раннего возраста, нуждающихся в более детальной диагностике психического развития, применяется тест на аутизм М-CHAT у детей.

    Для постановки диагноза требуется длительное наблюдение в динамике. Необходимо, чтобы малыш находился в естественной среде. Специалист с учетом психологических особенностей ребенка разрабатывает коррекционную программу. Цель помощи аутичным детям состоит в их максимальной адаптации к среде, повышении качества жизни.

    Аутизм в 11 лет — нежелание общаться

    Особенности общения родителей с ребенком

    Научиться общаться с аутичным малышом – то же самое, что освоить чужой язык. Главное, что должен запомнить родитель: от его поведения зависит эмоциональное состояние малыша.

    Основные правила взаимодействия выглядят следующим образом:

    • помогать по необходимости, не назойливо;
    • оказывать помощь не подавляя активность;
    • избегать постановки непосильных задач.
    • Чтобы сформировать желаемое поведение родитель должен показать пример, затем похвалить за правильное выполнение. Можно буквально показывать те или иные действия, затем просить повторить, либо делать рукой ребенка.

      Для поддержания контакта достаточно находиться «в зоне досягаемости», чтобы ребенок ощущал присутствие. Если он эмоционально холоден, такое родительское поведение позволит постепенно сблизиться. В случае, когда малыш сильно привязан к взрослому, некоторая отстраненность позволит развить самостоятельность.

      Главное условие любви к ребенку – принятие. Многие родители боятся и стесняются своеобразных поведенческих проявлений.

      Если ребенок начинает действовать стереотипно – кружится, раскачиваться, — следует попытаться переключить его внимание. Способы отвлечения должны быть разнообразными, чтобы не закрепилось стереотипное поведение.

      Важно знать родителям

      Обращаться к малышу следует на понятном для него языке, но слишком упрощать речь не стоит. Полезно приобщать малыша к совместной деятельности, например, накрыванию на стол, участию в уборке комнаты. После того, как малыш выполнить поручение, следует его похвалить. Совместная деятельность позволяет воспитывать в ребенке чувство ответственности, учит взаимодействовать в команде, контактируя с другими людьми.

      ?Необходимое условие успеха – создание теплой, душевной атмосферы в семье.?

      Требуя невозможного, родители усугубляют ситуацию. Ребенок начинает проявлять агрессию, либо замыкается. Полностью вылечить аутизм невозможно. Ранняя диагностика аутизма позволяет увеличить шансы на то, что ребенок сможет адаптироваться в коллективе. Коррекционные занятия проводятся индивидуально в специально оборудованных классах или дома. Разработана специальная система для обучения аутичных ребят, которая позволяет максимально приблизить их к жизни в современном обществе, а также повысить качество жизни в целом.


      detki.guru

      Аутизм у детей

      Детским аутизмом признается патология психического развития, когда нарушается нормальный порядок социального взаимодействия ребенка с другими индивидами. Могут возникать речевые, моторные и поведенческие расстройства.

      Ранний детский аутизм, или РДА, называют синдромом Лео Каннера. Это заболевание в 5 раз чаще встречается у мальчиков. В среднем тяжелым психическим расстройством страдает каждый тысячный ребенок.

      Дети, заболевшие тяжелой формой аутизма, игнорируют даже самых близких людей. Такая ослабленная эмоциональная реакция называется «аффективной блокадой». Родители могут наблюдать у малыша заторможенность, сниженную реакцию на слуховые и зрительные раздражители.

      Содержание

      Причины развития РДА

      Факторы, способствующие возникновению заболевания

      Нарушение психического состояния ребенка может быть спровоцировано объективными факторами, например:

      • генными нарушениями у родителей или плода;
      • органическими поражениями ЦНС (аномальным развитием отделов мозга, энцефалитом);
      • гормональной дисфункцией;
      • ртутным отравлением, которое может произойти в результате нарушения правил вакцинации;
      • бактериальной инфекцией;
      • злоупотреблением антибиотиками;
      • вирусным заражением;
      • химическим воздействием на организм матери во время беременности;
      • развитием патологий в период вынашивания плода матерью в связи с перенесенной вирусной инфекцией (ветрянкой, краснухой или корью);
      • шизофренией.
      • Патогенез синдрома Лео Каннера

        Причины аутизма могут быть:

        В число первичных причин болезни медики включают повышенную эмоциональную чувствительность малыша. Ребенок, который имеет невысокий энергетический потенциал, под влиянием вторичного фактора может демонстрировать признаки психического расстройства.

        Среди вторичных причин развития следует отметить желание сбежать от проблем окружающего мира, стремление избавиться от внешних воздействий, появление сверхценных интересов и формирование устойчивых стереотипов.

        Наследственность играет ключевую роль в процессе формирования аутизма. Существует теория, согласно которой аутичный ребенок может родиться в семье с любым материальным достатком и психологическим климатом.

        Основные признаки детского аутизма

        Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.

        Поведенческие аутические проявления

        Внешние признаки аутизма выражаются в разных формах в зависимости от возраста больного.

        Поведение детей до 6 месяцев

        Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:

      • постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
      • чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
      • отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
      • непроявление реакции на голос родителей;
      • уклонение от прикосновений матери и отца;
      • отказ от материнского молока;
      • отставание в развитии;
      • ускоренный рост черепа.
      • Фотографии

        Поведение детей до 11 лет

        Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:

      • отсутствие реакции на собственное имя;
      • желание играть в одиночестве;
      • отсутствие стремления к общению;
      • отказ от зрительного контакта с собеседником;
      • нежелание беседовать с окружающими людьми;
      • ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
      • систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
      • паника при смене привычной обстановки;
      • сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).
      • Поведение детей после 11 лет

        На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:

      • депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
      • отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
      • склонность к совершению повторяющихся действий;
      • однообразие интересов;
      • отрицательное отношение к любым переменам;
      • речевые нарушения;
      • общение с невидимыми собеседниками;
      • повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
      • наличие патологических страхов;
      • склонность к формированию ритуалов;
      • повышенная привязанность к некоторым предметам.
      • Стереотипия поведения аутичного малыша

        Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:

      • движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
      • речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
      • пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
      • социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
      • игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.
      • Физиологические аутические проявления

        Болезнь имеет ряд физиологических симптомов, а именно:

      • судороги;
      • слабая иммунная система;
      • избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
      • синдром раздраженного кишечника;
      • хронические желудочно-кишечные патологии;
      • нарушение работы поджелудочной железы.
      • Классификация

        Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.

        Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.

        Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.

        Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.

        Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.

        Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.

        Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.

        Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.

        Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.

        Диагнотика аутизма

        Изучая информацию по вопросу, аутизм — что это за болезнь, родители должны помнить, что непринятие срочных мер по излечению детской психики может пагубно отразиться на развитии ребенка.

        Аутизм может быть одним из последствий тяжелого поражения головного мозга. Именно потому при обнаружении первых признаков расстройства аутичные дети должны пройти комплексное обследование.

        Когда ребенку нужно пройти обследование

        Основанием для обращения к специалисту служит наличие у малыша таких тревожных признаков как:

      • повторяющееся (стереотипное) поведение;
      • сложности в социальном взаимодействии;
      • нарушения коммуникации с внешней средой.
      • Какие врачи подтверждают заболевание РДА

        Для подтверждения диагноза пациенту потребуется пройти обследование у следующих врачей:

        Способы выявления нарушения психики

        Диагностика аутизма заключается в наблюдении за поведением пациента, сборе анамнеза жизни ребенка и проведении ряда психологических тестов. Родители вносят данные в опросник, где описывают обычное поведение своего ребенка.

        На основании собранной информации специалист оценивает психическое состояние ребенка и проводит дифференцированную диагностику. Осуществляется углубленное медико-психологическое исследование состояния ребенка. Врач изучает динамику развития пациента, знакомится с его коммуникативными возможностями, границами познавательной деятельности и эмоционально-волевыми чертами, а также уровнем работоспособности.

        Лечение детского аутизма

        Аутизм у детей требует продолжительного комплексного лечения. В число основных принципов медицинской помощи после выявления РДА входит:

      • участие родителей, воспитателей и педагогов в оказании психологической помощи ребенку;
      • терпеливое, внимательное и деликатное отношение к больному;
      • планирование ежедневного распорядка пациента;
      • отказ от повышенных требований к ребенку;
      • обучение больного основным социально-бытовым навыкам;
      • сохранения привычной обстановки жизни пациента;
      • общение родителей пациентов с аутизмом, групповое обсуждение положительного опыта лечения;
      • периодический отдых от лечения для сохранения психической стабильности малыша.
      • Медикаментозное лечение

        Детский аутизм лечится с применением нейролептиков и психостимуляторов для устранения отдельных симптомов, например, повышенной агрессивности или депрессивных проявлений. С целью борьбы с дисбактериозом больному назначают курс пробиотиков. Восполнить запасы минералов, витаминов и аминокислот помогут лекарственные комплексы, содержащие:

      • жирные кислоты Омега-3;
      • витамины B6 и B12, C и E;
      • фолиевую и липоевую кислоты;
      • молибден, марганец, магний, кальций и селен.
      • Ферментные препараты применяются для нормализации пищеварительных процессов и восстановления обмена веществ. Иммуностимулирующая терапия оказывает вспомогательное действие и ограждает ослабленный детский организм от проникновения инфекции.

        Рефлексотерапия

        Логопеды и дефектологи проводят с больными индивидуальные занятия для:

      • активации работы лобных долей головного мозга;
      • повышения работоспособности речевых зон;
      • развития областей мозга, отвечающих за познавательные процессы;
      • ограничения активности срединно-стволовых структур, ответственных за повышенную возбудимость, возникновение тревог и страхов;
      • снижения внутричерепного давления, что поможет восстановить сон и избавиться от головных болей.
      • Диетическое питание

        Рацион пациентов должен отвечать следующим требованиям:

      • исключение красителей и консервантов, казеина и глютена, дрожжевой пищи;
      • увеличение процента белковой пищи и продуктов, богатых клетчаткой.
      • Профилактика

        Для сокращения риска развития аутизма родителям нужно придерживаться следующих правил:

      • производить грудное вскармливание, не заменяя его искусственными смесями;
      • следить за качеством косметических и гигиенических средств во время беременности и лактации;
      • в период вынашивания плода избегать употребления продуктов с ГМО;
      • постоянно находиться рядом с младенцем;
      • давать ребенку только очищенную питьевую воду;
      • обогащать питание натуральными витаминными добавками;
      • не пропускать вакцинацию;
      • исключать из детского рациона продукты, на которые развилась пищевая непереносимость;
      • для кормления ребенка использовать посуду из высококачественных материалов.

      • medinfa.ru

        Не все малыши похожи на других. Диагноз «расстройство аутического спектра» сегодня встречается у 2% детей во всё мире. Родителям и обществу очень важно научиться понимать и принимать этих особенных детей, заниматься их развитием и не опускать руки. Мы постарались подробно рассказать о патологии «детей дождя» и развенчать существующие вокруг них мифы.

        Содержание:

        В статье мы поговорим о симптомах и диагностике аутизма у детей, а также расскажем, о терапии аутистов в Красноярске.

        Что это за болезнь?

        Расстройство аутистического спектра, высокофункциональный, классический аутизм, аутизм Каннера, первазивное расстройство развития — всё это названия расстройства нервной системы, связанного с нарушениями развития головного мозга.

        В настоящий момент учёные исследуют это заболевание, однако его природа весьма сложна, поэтому однозначного ответа на вопрос «что всему виной?» не существует. Если верить статистике, симптомы этого расстройства встречаются у 2% детей. Таких малышей называют «детьми дождя».

        Уровень интеллектуально развития при таком диагнозе может быть полярно разный: от глубокой умственной отсталости до одарённости в отдельных областях. Зачастую этот недуг долгое время не диагностируется, так как нетипичное поведение малыша родители относят просто к особенностям его характера. И заболевание действительно может протекать в лёгкой форме, усложняя задачу распознать его не только мамам и папам, но и специалистам.


        Клиника «СКиРТ»

        Эффективная коррекция нарушений поведения и психосоматических состояний у детей и подростков.

        Перейти на сайт
        ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

        Задержка развития и нежелание идти на контакт с окружающими — два основных симптома раннего аутизма, который диагностируют у ребёнка ещё до 3 лет. Чаще всего физиологическое развитие не страдает: малыш стабильно набирает вес, видит и слышит, однако не старается взаимодействовать с родителями, не тянет руки к матери, не реагирует на звуки и собственное имя. Вам может казаться, что малыш живёт в собственном мире и не желает с ним расставаться.

        Со взрослением ребёнка аутизм будет давать новые симптомы. Во-первых, это задержка развития речи и штампованность языка. Он может повторять одну фразу или отдельное слово в разных ситуациях, не изъясняться сложными грамматическими конструкциями или почти не говорить. Ребёнок-аутист с трудом распознаёт сарказм, переносные значения слов, иногда он повторяет то, что только что услышал от другого человека («эхолалия»).

        Во-вторых, ребёнок становится чересчур восприимчив к громким звукам, ярким цветам и свету, не любит тесную одежду и прикосновения. Сверхчувствительность вызывает постоянное беспокойство, агрессию или даже физическую боль. У таких детей могут развиваться фобии.

        В-третьих, у больного аутизмом есть специальный интерес. Так называют вид деятельности, к которому ребёнок проявляет повышенное внимание (рисование, конструирование, компьютерные программы). Любимым делом он может заниматься часами, иногда оно становится делом жизни. Как мы уже отмечали выше, при общей задержке развития в определённой сфере ребёнок-аутист может проявлять способности.

        В-четвёртых, для аутизма характерны сопутствующие диагнозы — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия (трудности с чтением) и диспраксия (трудности с управлением своими движениями).

        В-пятых, аутистам сложно обучаться и осваивать что-то новое. Трудности могут возникать как с элементарными социальными навыками (умывание, приготовление пищи), так и с обучением (счёт, письмо, чтение).

        Стоит обратить внимание, если ребёнок не играет с другими детьми, не любит игрушки, а если и играет — то только сам с собой.

        Формы аутизма

        Заболевание может протекать в нескольких вариантах:

      • Типичный. В таком случае симптоматика проявляется довольно ярко уже в детском возрасте. Малыши отличаются замкнутым поведением и нежеланием идти на контакт даже с близкими родственниками.
      • Атипичный. Обычно встречается позже (в 3-4 года) и характеризуется не полным, а частичным проявлением специфических черт.
      • Скрытый. Такую форму довольно сложно диагностировать, и проявляющиеся признаки заболевания ошибочно считают проявлением замкнутости и стеснительности.
      • Причины аутизма

        Конечно, воспитание тут не играет никакой роли, поэтому не стоить винить себя или второго родителя в страшном диагнозе. Ещё более неуместно — обвинять ребёнка в том, что «он такой».

        Как говорилось выше, сегодня истинные причины возникновения аутизма до конца не изучены. Многие исследования говорят об изменениях в развитии мозга, происходящих по сбоям в генетике. Другие уверены, что всему виной нарушения обмена веществ, вирус или инфекционные заболевания. Единого мнения на этот счёт нет.

        Именно поэтому до конца вылечить аутизм нельзя, но определённые методики позволяют ребёнку постепенно развиваться и жить в социуме.

        «Мы обращались в Красноярский психоневрологический центр и краевой центр психолого-медико-социального сопровождения. Симптоматика аутизма различна, как и его формы, и одинаковых симптомов у двух аутят не будет. Первые тревожные сигналы могут выражаться в отставании в развитии, отсутствии речи, внимания, наличии необъяснимых страхов, боязни прикосновений, стереотипных (постоянно повторяющихся) движениях, замкнутости, мнимой глухоты. У нас, пока мы жили в Хакасии, долго не могли диагностировать аутизм, поставили диагноз только здесь, в Красноярске. Здесь же в КПМСС мы начали занятия, которые позволили сыну заговорить и раскрыться.

        Ребёнок-аутист обычно бросается в глаза родителям именно своим поведением. Может вместо того, чтобы играть в машинки, сводить их все в большую шеренгу. Или два часа перебирать какие-то мелкие детали или просто крутить колёсико, например. Слышать только то, что ему кажется важным — на остальное просто не реагировать никак».

        Лечение аутизма

        На сегодняшний день медикаментов, излечивающих расстройства аутического спектра, не существует. Однако терапия и коррекция нарушений развития во многих случаях помогает добиться действительно впечатляющих результатов. И чем раньше начинать принимать меры, тем лучше. Среди основных методик можно выделить:

      • Занятия с логопедом-дефектологом
      • ABA-терапия
      • Трудотерапия
      • Физиотерапия
      • Карточки для аутистов с картинками
      • Медикаментозная терапия (при повышенной возбудимости, приступов агрессии и пр.)
      • «Моему ребёнку сейчас 6 лет. Диагноз психиатр нам поставил в 4 года, но к тому моменту я просто пришла за бумажкой. К основным признакам аутизма я могу отнести отсутствие социализации, отсутствие фантазии (мальчик не играет с мечом-палкой, девочка не кормит грудью куклу и т. д.) и повторение определённых движений. Например, ребёнок часами перебирает ленточки или кусочки мозаики.

        К счастью, сейчас есть Интернет, где родители могут найти все признаки аутизма и соотнести с собственным малышом. А психиатр, если ребёнок маленький, может сразу не поставить диагноз. Я заметила проявления аутизма в 2,5 года, а диагноз нам поставили значительно позже».

        Важно понимать, что терапия должна проходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, словом, повсеместно. В Красноярске есть несколько учреждений, в которых имеют опыт работы с детьми аутистами, и оказывают поддержку не только малышам, но и их мамам и папам. Вот некоторые из них:

      • КРОО «Свет надежды», пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», 184 «а», тел. 255-56-68
      • Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, ул. Гагарина, 48 «а», тел. 227-68-34
      • Краевой психоневрологический диспансер, ул. Копылова, 78, тел. 243-25-53
      • Клиника «СКиРТ», ул. Взлётная, 20, т. 15-38-13
      • Оздоровительный центр MumiDom, ул. Никитина, 3 «б», т. 294-30-22
      • Логопедический центр «Букваешка», т. 297-80-40
      • Обращайтесь к специалистам вовремя, будьте рядом с ребёнком, поддерживайте его и помогайте преодолеть все возникающие проблемы. Мы уверены, что опытные врачи и ваше терпение способны сотворить маленькое чудо для крепкой семьи.

        www.zatylenka.ru