Аутизм у маленьких детей

Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом боится других детей?

Рекомендации психолога родителям маленького ребенка с аутизмом

Моему сыну почти 3 года, и недавно у него диагностировали расстройство аутистического спектра. Нам сложно ходить в такие места как открытый спортзал или даже библиотеку, потому что ему не нравится, когда поблизости есть другие дети. Он нормально реагирует на взрослых, но другие дети очень его пугают. Как мне помочь ему почувствовать себя комфортнее рядом с другими детьми и играть там же, где и они, или с теми же игрушками?

На вопрос отвечает психолог Джон Дэниал. Доктор Дэниал занимается разработкой и оценкой поведенческих методов для снижения тревожности у детей, подростков и взрослых с аутизмом и низкими речевыми навыками.

В первую очередь, я должен сказать, что это прекрасно, что вы ищете помощь для ребенка уже в таком раннем возрасте. Получение этого диагноза может вызвать тяжелые чувства и растерянность. Однако исследования показывают, что ранняя помощь может значительно улучшить познавательное, языковое и социальное развитие ребенка.

Мы с моими коллегами очень часто наблюдаем самые разные формы тревожности у детей и подростков с аутизмом. Как и ваш сын, многие из них испытывают тревожность рядом с ровесниками, особенно в группе детей. Для того, чтобы выбрать подход для помощи, важно понять возможные причины этой тревожности.

Например, вы упоминаете, что ваш сын «нормально реагирует» на взрослых, но не на других детей. Это типичная ситуация. Взрослые, как правило, последовательны, дружелюбны и готовы подстраиваться под маленького ребенка, в то время как другие дети могут быть совершенно непредсказуемы. Например, для трехлетних детей нормально выхватывать друг у друга игрушки, плакать, натыкаться друг на друга и вести себя очень шумно! Все это может вызвать очень сильную тревожность у ребенка с аутизмом.

Кроме того, многие люди с аутизмом очень чувствительны к сенсорной информации из окружающего мира. В результате, такие места как открытые спортивные залы или даже детская библиотека могут вызвать у них чрезмерную стимуляцию. Освещение, звуки и запахи могут восприниматься ими как слишком сильные, неприятные и вызывающие перегрузку. По понятным причинам это может привести к тому, что ребенок начнет избегать таких мест и будет сильно расстраиваться, если его туда приведут.

По счастью, существует много программ, которые могут помочь маленьким детям справиться с подобной социальной тревожностью, которую вы описываете. Это включает игровые методы на основе прикладного анализа поведения, эрготерапию с сенсорной интеграцией, вмешательства по развитию коммуникации, игровые группы по развитию социальных навыков и другие варианты. Многим детям лучше всего подходит междисциплинарный подход, который комбинирует два или более таких метода и предусматривает тесное сотрудничество разных специалистов.

Хотя потребности каждого ребенка уникальны, вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать сами или, в идеале, вместе с поведенческим терапевтом сына.

Практика дома. Есть ли специфические социальные ситуации, которые могут вызвать тревожность вашего сына? Например, он расстраивается, когда другой ребенок пытается взять его за руку или включить в свою игру? Подумайте о том, чтобы научить его простым фразам для таких ситуаций. Например, говорить «нет». Вы также можете учить его и практиковать с ним то, как делиться игрушками или делать что-то по очереди, дома. Например, если ребенку нравится пластилин, то поместите несколько кусочков пластилина на стол и лепите из него по очереди, передавая друг другу. Это поможет ему научиться делиться и даже ждать все более и более продолжительные отрезки времени, прежде чем получить то, что он хочет. Научиться этим навыкам может быть сложно. Так что начинайте с коротких периодов ожидания и не забывайте как можно чаще хвалить ребенка. Когда вы предоставляете подобные структурированные возможности для практики социальных навыков дома, это поможет вашему сыну использовать эти навыки в социальных ситуациях.

Начинайте с малого. Комната, в которой полно детей, может вызвать слишком большую перегрузку у ребенка, и он не сможет повторить тот навык, который он отработал дома. Подумайте о том, чтобы устроить для него встречу для игры с каким-то одним дружелюбным и относительно спокойным ребенком. Иногда для таких встреч подходит ребенок постарше, которому проще подстроиться под малыша.

При выборе места для встречи подумайте об уровне комфорта для сына. Вы можете начать с какого-нибудь относительно тихого места, например, на окраине парка.

Заранее подготовьте какие-нибудь относительно структурированные занятия, игры или игрушки, которыми можно делиться, и которые ваш ребенок знает и любит. Пусть встреча с ровесником будет относительно короткой — это повысит шансы на успех.

Пусть у ребенка будет что-нибудь знакомое. Когда вы входите в шумную среду, вызывающую тревожность, ребенку может помочь предмет для утешения, который обеспечит чувство безопасности. Подумайте о том, чтобы ваш сын держал в руках знакомую и любимую игрушку, плюшевого зверя или книгу. Другой вариант — игрушка или игра, которые могут полностью поглотить его внимание, чтобы он отвлекся от сумятицы вокруг.

Будьте терпеливы. Я призываю родителей не забывать, что текущая стадия развития их ребенка может совпадать или не совпадать с тем, что типично для других детей его возраста. В первую очередь, это относится к социальному развитию детей в спектре аутизма. Если вы сосредоточитесь на маленьких шагах, вы сможете повысить уверенность ребенка в себе и снизите риск откатов.

Помните, что ваш ребенок, как и все остальные дети, постоянно развивается. Вы можете помогать ему в социальном развитии и одновременно уменьшать его страх перед другими детьми, предоставляя ему как можно больше возможностей для успеха.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»

outfund.ru

Аутизм у маленьких детей

переведено с сокращениями с сайта http://207.21.243.44/feat/chat.html

CHAT – тест на аутизм у маленьких детей (проводится при достижении ребенком 18-месячного возраста)

Часть А. Спросите у родителей:

  • Любит ли ваш ребенок, когда вы катаете его на колене, держите в руках и раскачиваете, и др.? да …….. нет…….
  • Интересуется ли ваш ребенок другими детьми? да …….. нет…….
  • Любит ли ваш ребенок залезать вверх, подниматься по лестнице? да …….. нет…….
  • Любит ли ваш ребенок играть в прятки или в “ку-ку”? да …….. нет…….
  • Может ли ваш ребенок играть “понарошку”, то есть изображает ли, например, что наливает чай из игрушечного чайника, или что-нибудь подобное? да …….. нет…….
  • Может ли ваш ребенок показывать пальцем, когда просит что-нибудь? да …….. нет…….
  • Может ли ваш ребенок показывать пальцем, когда видит что-то интересное? да …….. нет…….
  • Может ли ваш ребенок играть с небольшими игрушками (машинками, кубиками), используя их по назначению, а не только крутя их в руках, бросая или суя в рот? да …….. нет…….
  • Может ли ваш ребенок приносить вам (родителю) предметы, чтобы показать вам что-то? да …….. нет…….
  • Часть В. Наблюдения врача:

    1. Во время вашего визита смотрел ли ребенок вам в глаза? да …….. нет…….
    2. Обратите на себя внимание ребенка, потом покажите пальцем на интересный предмет в другом конце комнаты и скажите: “Посмотри, там (название игрушки)”. Смотрите ребенку в лицо. Посмотрел ли ребенок на тот предмет, на который вы показали?[1] да …….. нет…….
    3. Обратите на себя внимание ребенка, потом дайте ребенку игрушечный чайник и чашечку и попросите: “Налей мне чашку чаю”. Будет ли ребенок “понарошку” наливать вам чай?[2] да …….. нет…….
    4. Спросите ребенка: “Где лампа?” (“Покажи мне лампу”). Будет ли ребенок показывать пальцем на лампу?[3] да …….. нет…….
    5. Может ли ребенок построить башню из кубиков? Если да, из скольких кубиков?

    Как подсчитывать результаты:

    В тесте пять основных пунктов:

  • А-5 (спонтанные ролевые игры),
  • А-7 (показывание пальцем),
  • В-2 (следование взглядом к тому предмету, на который показывают),
  • В-3 (ролевые игры),
  • В-4 (показывание пальцем).
  • Если ребенок не может пройти тест (то есть тест дает ответы “нет”) во всех этих пяти пунктах, для него существует большой риск оказаться аутистом. Для ребенка, который не может пройти тест в пунктах А-7 и В-4, существует умеренный риск оказаться аутистом.

    Что делать, если ребенок не прошел тест:

    В таком случае тест повторяют через месяц. Если ребенок не проходит тест во второй раз, необходима консультация специалиста.

    [1] Чтобы ответить “да” на этот вопрос, убедитесь, что ребенок не просто посмотрел на вашу руку, но на тот предмет, на который вы показываете.

    [2] Если вы сможете увидеть любую другую игру с использованием элементов “понарошку”, отвечайте “да” на этот вопрос.

    [3] Если ребенок не знает слова “лампа”, задайте этот вопрос про любой другой предмет, находящийся вне непосредственной досягаемости (напр., “где мишка?” и т.д.). Ребенок должен посмотреть вам в лицо в тот момент, когда он показывает на предмет – только тогда на этот вопрос можно отвечать “да”.

    lechenieautizma.org

    Нейроразнообразие в России

    Источник: Sesame street
    Приведенные ниже тезисы могут помочь вам объяснить любому ребенку что такое аутизм.

    • Хорошо что тебя интересуют люди, которые на тебя не похожи. Все мы созданы разными. Не существует совершенно одинаковых людей. Разве это не прекрасно?
    • Мозг (имя ребенка) работает не так, как твой мозг. Мозг — это руководитель твоего тела. Именно он делает тебя тобой.Мозг выполняет очень важную работу: он помогает тебе воспринимать окружающий мир.
    • Мозг помогает тебе понять все, что ты видишь, слышишь, нюхаешь, все, к чему ты прикасаешься и все, что ты пробуешь. Мозг людей с аутизмом
      работает иначе, и поэтому для них может быть сложно говорить, слушать, играть и понимать все таким же способом, каким это делают другие люди. Это может влиять на их восприятие мира, иногда слишком сильно, а иногда не очень.
      Многие аутичные люди очень хорошо запоминают тексты, рисунки, видео и много всяких других вещей.
    • Все дети с аутизмом отличаются друг от друга, точно также как абсолютно все дети отличаются друг от друга.Некоторые дети делают определенные вещи не так, как другие.
    • Люди могут по-разному говорить нам, чего они хотят и по-разному рассказывать о том, они знают. Ребенок с аутизмом может взять твою руку и потянутся ею к вещи, чтобы ты помог ему что-то с ней сделать, может повторять твои слова, или использовать картинки и звуки, чтобы сказать тебе, что он хочет.
    • Если ты видишь, что твой друг трясет руками, раскачивается или повторяет всякие звуки, то, возможно, ему сейчас тяжело и он таким образом пытается успокоится. А может быть он просто возбужден.

    (Примечание переводчика: эти тезисы помогут многим людям объяснить детям, что такое аутизм, но, как и любые тезисы, они не могут быть универсальны. Ребенок может не понять или не согласиться с некоторыми вещами — например с тем, что замечательно, что все люди разные. И это абсолютно нормально, ведь, как сказано в тексте, все дети разные и к каждому ребенку нужен свой подход. Поэтому стоит добавлять или убирать что-то из тезисов в зависимости от того, с каким именно ребенком разговариваешь и от того, при каких обстоятельствах проходит разговор. Кроме того, если вы не собираетесь внушать ребенку , что аутизм отделим от личности человека, советую говорить не «ребенок с аутизмом», а «аутичный ребенок», и не «люди с аутизмом», а «аутист». В тексте я сохранила язык «сначала человек» который использовался в оригинале, который я сама не поощряю и которым были недовольны многие англоязычные аутичные люди, когда оценивали проект Улицы Сезам. Он сохранен исключительно из уважения авторских прав и нежелания вносить изменения в текст. Причины, почему не стоит использовать словосочетание «человек с аутизмом», я объяснила в этой статье)
    neurodiversityinrussia.com

    Расстройство аутистического спектра аутизма (РАС) поражает примерно 1 из 68 детей и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, причем его симптомы могут варьироваться в зависимости от тяжести.

    Обычно инфантильный аутизм диагностируется, когда ребенок начинает посещать детский сад, но иногда даже у годовалых детей можно заметить четкие признаки этого психического заболевания, пишет Fabiosa.ru.

    Важно научиться распознавать РАС как можно раньше, потому что раннее вмешательство может значительно улучшить эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

    Итак, вот восемь признаков, которые могут указывать на аутизм у маленьких детей:

    1. Ребенок избегает зрительного контакт

    Обычные дети стремятся наладить зрительный контакт со своими родителями и окружающими. Если ребенок стесняется и избегает зрительного контакта с незнакомыми людьми, то это нормально. Но если малыш вообще не вступает в зрительный контакт с кем-либо или делает это очень редко, то такое поведение может быть признаком аутизма.

    2. Ребенок не улыбается

    Младенцы очень рано начинают проявлять свои эмоции. Кроме того, они быстро учатся распознавать положительное и отрицательное отношение окружающих. Дети с аутизмом не улыбаются своим родителям и другим людям и не реагируют на их улыбки, а также не пытаются имитировать другие эмоции.

    Общение с животными может помочь деткам-аутистам наладить отношения с окружающей средой. Особенно преуспевают в этом виде психотерапии кошки.

    3. Ребенок не реагирует на свое имя

    Некоторые дети с аутизмом словно не слышат, когда их зовут по имени, поэтому им часто ошибочно диагностируют нарушение слуха. Стоит понаблюдать за реакцией ребенка на другие звуки, которые могут подтвердить или опровергнуть наличие РАС.

    4. У ребенка возникают трудности с овладением речевыми навыками

    Некоторые обычные дети начинают говорить позже своих сверстников. Но проблема овладения речевыми навыками является основным признаком детского аутизма. Кроме того, детки с РАС могут начать использовать слова, но затем теряют навыки владения речью.

    5. Ребенок не использует невербальные способы общения

    Если малыш не указывает на объекты, не хлопает в ладоши и не использует других движений, жестов или эмоциональных выражений лица, это может быть признаком аутизма.

    6. Ребенок не нуждается во внимании родителей

    Маленькие дети обычно испытывают потребность в общении со взрослыми, поэтому пытаются как-то привлечь их внимание. Аутисты не делают ничего подобного.

    Для нормального развития ребенку требуется внимание родителей, и если дети не получают его, то в дальнейшем это приводит к нежелательным последствиям.

    7. Ребенок совершает необычные повторяющиеся движения

    У детей с аутизмом можно заметить необычные повторяющиеся движения, такие как качание, вращение телом, сжимание рук и ног (может наблюдаться у младенцев), вращение запястьями и другие странные действия.

    8. Ребенок не интересуется ролевыми играми

    В возрасте 2-3 лет дети начинают осваивать сюжетно-ролевые игры (например, притворяются, что кормят куклу). Маленькие аутисты обычно не заинтересованы в таком времяпрепровождении. Им больше нравятся одиночные действия, такие как раскладывание игрушек или других предметов в определенном порядке.

    Если вы знаете детей, которые демонстрируют признаки и поведения, описанные выше, проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом с обширным опытом диагностики и лечения раннего аутизма.

    m.postimees.ee

    10 ранних признаков аутизма у ребенка: как не пропустить

    Как понять, что у вашего ребенка аутизм? Обратите внимание на поведение малыша! Если в нем есть некоторые признаки, описанные в этом материале, это сигнал обратиться к специалисту!

    Аутизм — такое состояние психики, когда человек погружен в свой собственный мир больше, чем в окружающий. Такое состояние остается с человеком на всю жизнь и влияет на его образ жизни, способность общаться и взаимодействовать с окружающим миром.

    У каждого ребенка с таким диагнозом аутизм проявляется по-разному: один может быть больше приспособлен к обществу, время от времени проходя специальную терапию, другой оказывается совсем замкнутым и не может взаимодействовать с людьми совсем.

    По статистике, мальчики страдают аутизмом почти в 2 раза чаще, чем девочки. Но помочь своему ребенку будет легче в том случае, если вы заметите проблему на раннем этапе.

    Признаки аутизма у грудничков

    Не реагирует на людей и окружающие звуки

    Маленькие детки всегда проявляют интерес к людям, реагируют на окружающих, улыбаются. Они прислушиваются к голосам, реагируют на мимику и жесты, всматриваются в лица людей.

    Дети-аутисты часто не реагируют на слова, когда к ним обращаются взрослые и не поддерживают зрительный контакт.

    Не реагирует на собственное имя

    Как правило, в один год ребенок уже понимает, что на свое имя нужно обращаться и реагирует на это. Если же в этом возрасте реакции на имя еще нет, это повод обратиться к врачу.

    Нет интереса к окружающим

    Дети-аутисты не смотрят в глаза людям, мало активны (не хлопают в ладоши, не жестикулируют), как правило, ведут себя очень спокойно, иногда даже слишком флегматично и не нуждаются в одобрении и реакции на них от окружающих.

    Если ваш ребенок не очень нуждается во внимании окружающих и вы заметили вышеописанные признаки, поговорите об этом с педиатром.

    Заторможенная реакция

    Безусловно, развитие — речь индивидуальная и говорить каждый ребенок начинает в разном возрасте. Но до 1,5-2 лет он точно уже должен лепетать и издавать какие-то звуки, пытаться подражать родителям. Если этого не происходит, поговорите со специалистом.

    Аутизм у детей 2-4 лет

    С двух лет ребенок становится более социальным, он хочет общаться с детьми, нравится окружающим и проявляет любопытство ко многим вещам. Как раз в этом возрасте распознать аутизм можно практически безошибочно. По каким же признакам?

    Игры в одиночестве

    В 2-4 даже даже очень спокойные дети проявляют интерес к другим малышам, дают им свои игрушки, ссорятся, взаимодействуют. Если ваш ребенок избегает других детей, всегда предпочитает сидеть отдельно от остальных и играет сам, не понимая, как играть с ровесниками, то это один из главных признаков аутизма в этом возрасте.

    Не повторяет за родителями

    Малыши наблюдают за родителями и любят копировать их поведение. Кроме того, они достаточно рано схватывают основные социальные жесты, которые мы повторяем ежедневно (например, махать рукой на прощание) и повторяют их.

    Дети аутисты не очень интересуются такими наблюдениями и не по прежнему не реагируют на жесты и мимику окружающих.

    Не любит прикосновений

    Крохи с аутическим расстройством очень ранимы и не любят перемен вокруг них, даже в человеческом поведении. Они не любят, когда к ним прикасаются посторонние, а иногда — даже родные, часто вырываются из объятий и не любят быть у взрослых на руках.

    Если такой ребенок расстроен, он может сам себя успокаивать, перекачиваясь в разные стороны и обняв себя руками за плечи.

    Повод насторожиться!

    Родители должны обратиться к специалистам, если они увидели хотя бы один из указанных ниже признаков у своего ребенка:

  • сторонится мамы, не любит, когда к нему прикасаются, гладят по голове;
  • не смотрит в глаза, или смотрит как будто сквозь вас;
  • не гулит в 12 месяцев;
  • не указывает пальцем на предметы в 12 месяцев;
  • многократно цитирует отрывки с книг, реклам, фильмов – и это основное проявление речи;
  • играет необычными предметами: ленточками, волосами, палочками, выкладывает их в ряд;
  • вдруг потерял навыки говорения или социального общения в любом возрасте, возможно – после перенесенного заболевания;
  • гиперактивный/невнимательный;
  • не реагирует и не откликается на свое имя, хотя слух есть.
  • Поможет специалист

    Заметили какой-то из этих признаков у своего ребенка? Обязательно обратитесь к специалистам в таком порядке: педиатр – невропатолог – логопед – психиатр. Только последний врач (и только он!) может поставить диагноз вашему ребенку.

    Имейте в виду: данные признаки не обязательно означают, что у вашего ребенка РДА. Существует множество диагнозов, которые по симптомам перекликаются между собой. Однако это в любом случае повод насторожиться и обратиться к специалистам.

    Аутизм – неизлечимое заболевание. Но сегодня разработано множество различных методик, направленных на выработку у ребенка определенной независимости, самостоятельности и навыков социальной адаптации, в тяжелых случаях детей учат основам невербального общения.

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

    www.moirebenok.ua