Аутизм у ребенка 1 года

Ранние признаки аутизма

РАННИЕ признаки аутизма у детей

КАЖДЫЙ ребенок в спектре имеет проблемы, в той или иной степени, в следующих трех областях:
1. общение вербальное и невербальное (жестами и т.п.)
2. отношения с окружающими и миром вокруг него
3. гибкость мышления и поведения

Ранее диагностирование аутизма ЗАВИСИТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ. Поэтому:

1.Наблюдайте за развитием ребенка.
2. Принимайте меры незамедлительно, если вы чем-то обеспокоены.
3. НЕ занимайте позицию «поживем-увидим». Аутисты НЕ «вырастают» из своих проблем.
4. Доверяйте себе. Иногда даже специалист может просмотреть «красные флаги». Добивайтесь диагностирования своего ребенка.

Самое главное, на мой взгляд, выделено в статье в рамку:

Регресс (откат) ЛЮБОГО ВИДА — серьезный признак аутизма

Некоторые аутята начинают развивать коммуникационные навыки, а потом теряют их, обычно в возрасте от 12 до 24 месяцев. Например, ребенок, который использовал такие слова как «мама» или «дай», может вдруг перестать говорить вообще. Или ребенок может перестать играть в те игры (подразумевающие под собой общение с окружающими), в которые он любил играть прежде, как прятки или махать «пока». ЛЮБАЯ потеря речи, бормотания, жестов или социальный навыков должна восприниматья ОЧЕНЬ серьезно, т.к. откат — это САМЫЙ ГЛАВНЫЙ признак аутизма.

Список ранних признаков аутизма у младенцей и ходунков:

— Нет визуального контакта (не смотрит на маму, когда сосет грудь)
— Не отвечает на улыбку улыбкой
— Не реагирует на свое имя или на звук знакомого голоса
— не следит взглядом за предметами
— Не показывает пальцем, не машет «пока» и не использует другие жесты для общения
— Не смотрит туда, куда вы показываете ему пальцем
— Не издает звуков для привлечения вашего внимания
— Не лезет обниматься и не отвечает на обнимания (не обнимает вас, когда вы его обнимаете)
— Не повторяет ваши движения или выражения лица
— Не тянется к вам, чтобы его взяли на руки
— Не играет с другими людьми, не проявляет интереса или удовольствия
— Не просит о помощи и не выражает свои основные нужды

Опять же, в рамке выделено главное:

Следующие отставания в развитии должны быть немедленно оценены специалистом. Если:
— к 6 месяцам не улыбается, нет выражения удовольствия на лице
— к 9 месяцам нет обмена с вами звуками, улыбками и другими выражениями лица
— к году мало откликается на имя
— к году не бормочет, нет детского лепетания
— к году нет обмена жестами, как указывание пальцем, показывание рукой, не тянется к вам, не машет
— к 16 месяцам не говорит ни одного слова
— к двум годам нет несущих смысл фраз из двух слов, которые не являются повторением (самостоятельных)

Дальше в статье так же подробно признаки в более старших детях

Половина у моей дочки присутствует, в машину вообще спокойно не сядешь, истерику закатывает и плачет до конца, все время дома кружится, ручками машет как утка. Не зря наверное я беспокоюсь. ((

Психолог сказал, что у ребенка признаки аутизма, помогите, так ли это?

Здравствуйте, моей дочери 1год и 10 месяцев.

во время беременности был тонус, в остальном все нормально.

Родилась на 39 месяце, кесарево. давали таблетку стимулирующую роды, но на утро подтекание вод, и воды темные. по Апгар 8-9 баллов.

Грудь не сосала, точнее полностью не захватывала, кормила сцеженным молоком до 6 месяцев. были проблемы с животиком, какала со стимуляцией до 8 месяцев.

Сейчас беспокоят частые истерики, на слово нельзя иногда реагирует истерикой, ложится на пол и кричит.

почти не говорит.Только слово ПОКА по назначению, мяу. ав-ав, ко-ко-ко, га-га га, мыы- это корова. пивет. Подражает чиханию апчи.

На речь просьбы не реагирует, на имя отзывается когда как.

на горшок сажу сама сикает, но не просится.если хочет шоколад то подходит к холодильнику, если пить поильник берет. кушает сама вилкой, из ложки половину выливается, из чашки пьет.

игры — любит рисовать, карандашами, мелками, пирамидку собирает почти с года, но не попорядку, башню из кубиков, катается на машинке, мячик кидает, но получается либо назад летит, либо высоко. в песочнице делает куличики, лего дупло чаще строит в линейку, еще такая появилась черта сложит все детали в коробку и высыпает и так снова. ходит с карандашом пытается отвернуть винтики где только их видит. ладушки, сорока выполняет, под музыку танцует. но если видит мультик маша и медведь радуется и машет руками- это беспокоит.

в глаза смотрит но не прям долго, чаще когда шкодничает, знает что нельзя и смотрит прям в глаза, как я отреагирую. если видит ребенка то идет прям к нему. но за ручку не берет, рядом играют в песочнице, с племянником ему 8 играет в догонялки, любит ку ку игру.

говорю пойдем купаться может не пойти, а если видит, что ванну набираю, то бежит за игрушками для купания.

кушает, что только нравится это макароны картошка, ну и все сладкое, супами кормлю сама .

за ручку стала ходить со мной недавно, но и то иногда убегает, указательный жест есть, но редко очень.

может что то упустила, извините за ошибки и пунктуацию сейчас не до них. до сих пор реву. невролог направил на ээг, завтра идет эхо-эг сделали, все в норме.

Подскажите с чего начинать, к кому обращаться.

Б, Э, А пограничная, искажена миограммой

Регистрируется умеренное замедление фоновой активности

Патологическая активность, в т.ч эпилептиформная не зарегистрированна, но есть еще запись что на звук реакции нет, во время обследования ребенок иногда плакала, отвлекали планшетом

‘).width($(this).width()).height($(this).height()))»> найдите время, прослушайте внимательно. На многие вопросы найдете ответы.

Повторюсь-аутизм в 3 ставят, есть спецтест. К другому доктору сходите… и пока не найдете «своего», консультируйтесь у нескольких

сходите к психиатру, только к хорошему, протестирует вашего ребенка, посмотрит на поведение, с ваших слов соберет информацию и выдаст вам свое мнение. Просто есть совсем легкие степени аутизма и чем быстрее их начать лечить тем быстрее можно вытащить ребенка из этого состояния. У нас тоже легкая форма аутизма, но мы поздно пришли к психиатру в 2,5 г., до этого неврологи ставили просто зрр или зпр, теперь я уже точно знаю как выглядит аутизм и что зная признаки и методы его лечения и коррекции это не так уж и страшно, главное верить в своего ребенка!

признаки есть, но все может выправиться еще

по описанию мой 100% аутист… дак он и не говорит и не подражает к тому же.

в таком возрасте, мне кажется, вы зря так переживаете… нормальное развитие ребенка… я бы сходила к другому врачу.

ну это не только под ач подходит, как она понимает обращенную речь? возможно в восприятии речи проблема!

Оксана, добрый день. Моему сыну в 5,4 психиатр поставила диагноз «Смешанное расстройство поведения и эмоций», а в скобках рядом написала РАС (расстройство аутистического спектра). Самая большая проблема, которая беспокоила меня с 1,5 лет — это негативизм моего сыночка на отказы его желаний и на наши просьбы. Все врачи и родственники утверждали, что это поведение — результат нашего воспитания + характер… В целом ребенок немного выделялся из своего возраста, но это «немного» росло с каждым годом, и в результате опытный специалист к пяти годам ответил на все вопросы о «характере» нашего сыночка, только время упущено, и то, что можно было сделать раньше, нам надо наверстывать сегодня… Я это пишу к тому, что лучше сегодня все несколько раз перепроверить и жить спокойно (если не подтвердится) или бросить все силы на развитие своего ребеночка. А про аутизм хочу сказать следующее — это «особое развитие» очень многогранно, и стандартные признаки, о которых пишут в инете — это классика аутизма. Ребенок может смотреть в глаза, общаться с детьми и взрослыми, не иметь стереотипности в поведении, но при этом иметь РАС.

Вы прям моего сына описали. И истерики, и то откликается, то ее откликается. Только говорим мы «папа», «кис-кис», и «катка»- это кошкуобозначает. Ходили к дефектологу, потрм к сурдологу. Говорят, прям конкретно на аутиста не похож, а аутичные черты есть у каждого ребенка и взрослого человека, просто у кого-то они больше проявляются. И вот с этим я согласна. Надо воспринять ребенка таким какой он есть и развивать те способеости, которые есть. Догонялки и прятки есть — вот вам и ролевая игра «охотник и добыча». Ложку-вилку держать умеет — берите любую игрушку (смотрите с которой чаще играет) или куклу, сажайте на столик ребенку и предлагайте ее угостить. И так во всем — интересуется мячиком — стройте башню и кидайте мячик в нее, интересуется перекладыванием — учите сортировать вещи — например колечки от пирамидки сюда, а кубики вот в эту коробку. С первого раза ничего не получится — возьмите определенный срок — предлагайте занятие неделю, если нет результатов — отложите, позже еще попробуете. Сын никак не хотел вкладыши вкладывать, пробует -неполучилось — выкинул, и так пять дней а сегодня половину вложил. Плюс на каждую удачу я его хвалю — хлопаю в ладоши и теперь он тоже так делает, когда понимает что все правильно сделал (причем не важно — пописал в горшок, нарисовал каляку-маляку или кинул мячик папе в руки). Не сравнивайте своего ребенка ни с кем — моя дочка знала цифры до 10 в два года, сомневаюсь что сын это так рано освоит — зато он хорошо строит из кубиков, а дочка вообще с ними не дружит. Есть замечательные книжки как наладить контакт с ребенком (в том числе и зрительный) и грамотно проводитьзанятия., сейчас я читаю Янушко и Гринспена. Если нужна литература — напишу. Вы не отчаивайтесь, все равно пока никто диагнозы вам не поставит (даже ЗРР ставится после двух). Из рекомендаций дефектолога — немного изменить модель воспитания, сформировать четкую систему запретов, логомассаж (для развития речи, кстати сама научилась, очень просто, вижу как помогает, ребенок стал лучше жевать и звуков больше появилось). Еще возможно вам к сурдологу сходить — проверить реакцию на звуки вообще… а на громкие, резкие, продолжительные шумы какая реакция? вот вы пишите не выполняет просьб — а применительно к чему говорит ав-ав например? Вы спрашиваете как лает собачка или она при виде собачки говорит?

m.baby.ru

Аутизм у ребёнка до года

Аутизм у ребёнка до года диагностируют крайне редко. Часто подобный диагноз получает ребёнок в более позднем возрасте, но если время упущено, то и корректировать поведение малыша будет гораздо труднее. Давайте разберёмся, какие симптомы должны вас насторожить и что можно сделать, чтобы успешнее справляться с аутизмом у ребёнка до года и после него.

Симптомы аутизма у ребёнка до года

Говоря об аутизме, мы говорим о нарушении психического развития ребёнка, которое характеризуется расстройствами моторики и нарушениями развития речи у ребёнка, а также проявлениями стереотипности поведения. В дальнейшем всё это затруднит социализацию ребёнка – аутикам не нужны ни друзья, ни просто собеседники, они предпочитают лишь собственное общество.

  • Ребёнок страдает нарушениями коммуникативных функций: не реагирует на собственное имя, не улыбается близким, не реагирует на попытки завести с ним «беседу», ребёнок в 1 год не лепечет и не «гулит».
  • Аутизм у ребёнка до года часто проявляется в периодических нарушениях слуха и невозможности установить контакт с ребёнком – карапуз попросту игнорирует указания взрослых, да и самих взрослых.
  • В отличие от здорового ребёнка, ребёнок с аутизмом не старается установить визуальный контакт с близкими, и какие бы интересные игрушки оптом ни скупали родители, не останавливает взгляд даже на самых громких из них.
  • Играть с игрушками аутик тоже не стремится – у него слабо выражен хватательный навык и он практически не понимает, как играть тем или иным предметом, попавшим ему в руки.
  • Наблюдается общая задержка развития ребёнка, часто малыш ослаблен и другими заболеваниями: нарушениями сна, аллергическими реакциями, расстройствами пищеварительной системы.

Обратите внимание на то, что в группе риска находятся мальчики, которые страдают аутизмом в 4 раза чаще, чем девочки. Также риск развития аутизма увеличивается, если это заболевание есть в роду.

Что делать с аутизмом у ребёнка до года?

Если у вас есть подозрение, что вам маленький ребёнок может страдать аутизмом, прежде всего, нужно успокоиться – эта проблема не терпит поспешности и нервности. Вы нужны своему малышу спокойными и внимательными. И, конечно, сильными.

  • Убедитесь в том, что вам педиатр достаточно внимателен к вашему ребёнку. Давайте специалисту полную информацию об уровне развития малыша, не стесняйте спрашивать непонятные вещи и приукрашивать ситуацию.
  • Займитесь развитием своего ребёнка самостоятельно – изучите нормы, определите «западающие места» и действуйте. Например, визуальный канал нужно стимулировать, предлагая ребёнку для игры контрастные игрушки.
  • Займитесь самодисциплиной. Дети с аутизмом плохо себя чувствуют в изменяющейся среде – им нужна чёткость: во всём должен быть порядок, который со временем станет привычным.
  • Поведение детей с этим диагнозом можно корректировать. Логопедические занятия, трудо- и физиотерапия помогут ребёнку приобрести полезные навыки и уменьшить проблемы в социализации.
  • Чаще всего таких деток лечат попросту терпением и любовью, но в особо запущенных случаях требуется лекарственная терапия.

    www.rebenokdogoda.ru

    Твой Малыш

    На какой воде готовить молочную смесь для малыша до года?

    Вишня в шоколаде: рецепт варенья, которое не оставит никого равнодушным

    Лечение потницы: как правильно избавиться от сыпи, беспокоящей ребенка

    Старт арт-марафона #МояДитячаМрія: с 27 по 30 июня узнай, о чем мечтают украинские дети

    Ребенок охрип: болезнь или нет?

    Календарь прививок

    Календарь беременности

    Таблица прикорма

    Внимание, родителям: как распознать ранние проявления аутизма

    Исследования доказывают, что чем раньше малыш с аутизмом получит профессиональную помощь, а его родители и близкие научаться правильно себя вести с ним, тем скорее и нагляднее будут результаты этой работы.

    Но чем дольше родители «не желают» замечать особенность малыша, чем дольше он продолжает жить без помощи, тем сложнее ему ориентироваться в этом мире. Оказывается, уже в возрасте 3 месяцев можно распознать самые ранние признаки аутизма. Но даже если ты в возрасте до 1 года или даже до 2 лет видишь такие симптомы, то не теряй время. Грамотный специалист может помочь и тебе и ребенку!

    Основные ранние признаки аутизма у детей

    Всего специалисты выделяют 9 таких ранних признаков:

    1. отказ от тактильного контакта с мамой, папой, другими людьми;
    2. отсутствие речи у детей старше 3 лет;
    3. малыш предпочитает быть в одиночестве;
    4. отказ контактировать не только с людьми, но и вообще с окружающим миром, ему не интересны прогулки;
    5. отсутствуют навыки невербального общения;
    6. ребенок не смотрит в глаза собеседнику или даже когда мама кормит его грудью;
    7. малыш часто выражает эмоции жестами, они дерганные и странные;
    8. если кроха разговаривает, то его речь похожа на повторение текста, заученного на память или как бы это твоих высказываний;
    9. нетипичные сенсорные реакции на раздражители: прикосновения, ароматы, вкус, звуки.

    Наблюдательные родители заметят такие признаки еще в раннем возрасте ребенка. Если ты наблюдаешь эти симптомы, то следует провести диагностику психического развития малыша. Некоторые признаки может заметить невропатолог на плановом осмотре, поэтому не пренебрегай ими.

    Уже с 3 месяцев ребенка можно самостоятельно проводить раннюю диагностику аутизма.

    Проверяй, фиксирует ли малыш свой взгляд на тебе или ком-то из других людей. Выделяет ли он тебя (если именно ты проводишь с ним больше всего времени) среди прочих членов семьи. Отметь, фиксирует ли он взгляд на ярких предметах, например, картине, висящей на стене. Смотрит ли в твои глаза долго, а не по чистой случайности.

    Тебя должно насторожить, если кроха на руках у тебя «как положили, так и лежит», то есть буквально растекается, не группируясь и не принимая позы, в которой будет ему удобнее.

    • Плачем и беспокойством реагирует на любой громкий звук, смех, яркий свет.
    • Большую часть времени движения малыша не такие, как у обычных людей, или слишком медленные или чересчур активные.
    • Подросший кроха не повторяет, не копирует действий взрослых людей.
    • У ребенка нарушена привязанность к тебе. Он или «не слазит с рук» или безразличен к маме.
    • У ползающего, а потом и ходящего малыша, замечаются монотонные движения, которые он часто повторяет.
    • Хочется отметить, что подобные симптомы характерны и для некоторых других особенностей развития как психического, так и физического, у детей младшего возраста. Именно поэтому диагностику и постановку диагноза должен проводить опытный специалист, который проводит соответствующие тесты и на протяжении нескольких визитов наблюдает малыша.

      tvoymalysh.com.ua

      Этот загадочный аутизм

      Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас. Джим Синклер, аутист

      Дать краткое, емкое и всеобъемлющее определение аутизма — задача не самая легкая. Объясняется это не только тем, что проявления аутизма многолики, но и существованием большого количества теорий, освещающих вопросы реабилитации, воспитания, питания при аутизме. Это зависит не только от года, в котором была сформирована та или иная теория (так как подход к такому явлению как аутизм за последние 100 лет существенно изменился), но и от личной позиции и опыта специалиста.
      Однако, проанализировав несколько определений, данных разными авторами, мы понимаем, что почти все специалисты как ведущий симптом определяют недоразвитость социальных навыков, нарушение общения и любых форм социального взаимодействия (вплоть до полного отказа от контакта с социумом). Это действительно считают одним из самых ярких проявлений аутизма. Если говорить об интеллектуальном развитии при аутизме, то следует отметить его неравномерность, и этим аутизм отличается от, например, задержек развития, когда ребенок развивается по «нормальным» законам, но медленнее, чем сверстники.
      Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность нарушений. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость. Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

      Определения аутизма

      К.С. Лебединская. Аутизм — это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.
      Тэмпл Грэндин, аутист. Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
      Определение по классификации психиатрических болезней — DSM-III-R. Аутизм отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций.
      К. Гилберг, Т. Питерс. Аутизм — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями.
      В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутизм — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.

      МНОГОЛИКИЙ АУТИЗМ

      В последние годы вопросам аутизма уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество аутичных людей с каждым годом растет. Однако неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».
      Термин «аутизм» был введен в 1912 году Э. Блейлером для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
      В современной психологии и психиатрии термин «аутизм» используется также применительно к нормальной психике. Сейчас все чаще говорят о том, что аутизация может выступать в качестве механизма психологической защиты от психотравмирующих влияний. В некоторых зарубежных психологических теориях аутизм рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.
      Аутизм как симптом встречается при довольно многих расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого варианта психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи (т.е. речь не используется в своей прямой функции — для общения). В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для постановки диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми. В такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности и аутическом спектре.
      Так что же такое аутизм — симптом, синдром или болезнь? Однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Некоторые считают, что это и то, и другое, и третье. Много споров возникает вокруг того, что при аутизме является первичным и определяющим — интеллектуальное, эмоциональное или личностное расстройство. Ответов не меньше, чем вопросов, но попробуем все же кое-что прояснить.

      Симптомы аутизма у ребенка раннего возраста (0-3 года)

      Обычно наблюдается только часть симптомов:
      — не «гулит» до 1 года (или гуление напоминает визг или крик), не говорит единичных слов до 16 месяцев, не строит фразы из двух слов до 2 лет;
      — не владеет речью;
      — не имитирует поведение людей или животных, а также различные звуки;
      — говорит с неадекватной интонацией (тон и ритм нарушены — напоминает «деревянную» речь, как у робота);
      — повторяет личные местоимения так же, как слышит;
      — повторяет одни и те же фразы (эхолалия).

      Невербальная коммуникация:
      — ребенок до года не указывает на предметы;
      — не применяет жестов;
      — говорит с неподвижной мимикой, не использует указательный жест (ребенок просто берет родителя за руку, подводит взрослого к месту привычного расположения объекта и ждет, пока ему дадут предмет);
      — не проявляет интереса к знакомству, испытывает полное безразличие к окружающим; — не смотрит в глаза (или смотрит очень редко).

      Восприятие:
      — ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
      — не понимает речи (воспринимает ее как шум);
      — никак не реагирует на громкие звуки, производя впечатление глухого;
      — очень чувствителен к определенным звукам (например, зажимает уши, услышав лай собаки);
      — не узнает себя в зеркале.

      Другие особенности поведения:
      — не может сосредоточиться на предмете или на словах (очень короткий период удерживания внимания);
      — в течение длительного времени повторяет одни и те же телесные движения (например, вертит руками, раскачивается туда и обратно);
      — периодически испытывает сильные приступы гнева;
      — подолгу фиксирует взгляд на одном предмете;
      — сильно сопротивляется, когда кто-то пытается изменить привычное течение событий.

      Примечание: некоторые дети-аутисты демонстрируют раннее и быстрое развитие речи. Любят, когда им читают, запоминают и пересказывают целые куски текста. При этом плохо понимают переносный смысл речи — метафоры

      ЧТО ВЫЗЫВАЕТ АУТИЗМ?

      На сегодняшний день в специальной литературе существует множество концепций происхождения аутизма. Его возникновение объясняют и неблагоприятными воздействиями в течение внутриутробного периода, и родовой травмой, и влиянием прививок, и ухудшением экологической ситуации, и непереносимостью глютена, казеина, лактозы. Говорят и о генетической природе аутизма. Есть сведения о том, что аутизм действительно может быть наследственно обусловлен, но, скорее всего, наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Именно поэтому нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые различные события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения еременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.
      Рассмотрим основные концепции происхождения аутизма — их можно разделить на несколько больших групп.

      Теория эмоциональной холодности
      Этой теории придерживаются сторонники психоаналитической традиции, сформулировал ее Л. Каннер.
      В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия. Основной причиной при этом считается эмоциональная холодность матери, ее безразличие к ребенку вследствие нежелательной беременности и ее собственных личностных проблем.
      Современные научные исследования, посвященные анализу взаимодействия матерей и детей с ранним детским аутизмом, а также некоторые клинические данные об особенностях функционирования центральной нервной системы у детей изучаемой категории опровергают эту теорию.

      Аутизм как порождение внешних факторов
      В настоящее время популярна теория, доказывающая, что такое расстройство как аутизм вызывают ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (например непереносимость казеина, глютена, лактозы, неспособность справляться с токсинами, поступающими в организм).
      Последователи этой теории настаивают на том, что все проявления атуизма не первичны и не являются следствием психического расстройства. Они ссылаются на зарубежные исследования, показавшие, что во многих случаях аутизм вызывается дисфункцией иммунной системы: конкретные вещества влияют на развитие мозга у части детей и являются причиной аутичного поведения. По мнению специалистов, придерживающихся этой теории, организм аутичного ребенка просто не в состоянии полноценно расщеплять определенные протеины — они превращаются в опиаты, наркотические вещества, негативно воздействующие на работу мозга.
      Найдено два таких основных компонента: глютен (протеин пшеницы, овса, ржи и ячменя) и казеин (молочный протеин). Однако могут быть реакции и на другие вещества, фенольные продукты, слишком сильная реакция на другие аллергены, а также токсины, поступающие из окружающей среды (в том числе в результате ухудшения экологической ситуации и вакцинирования). Соответственно, максимально устранив вещества, нарушающие работу организма, можно свести проявления атуичной симптоматики к минимуму, а то и вовсе добиться ее исчезновения.
      Этот подход пока еще не нашел одобрения и широкого применения в научном мире, а в нашей стране лишь немногие специалисты рекомендуют диету как основой способ лечения атуизма. Однако многие родители, опробовавшие ее, говорят, что замечают прогресс в состоянии своих детей — заметные улучшения наступают в контакте глаз, социализации, развитии речи. Также многие отмечают улучшение работы кишечника и нормализацию сна.

      Аутизм как следствие аффективных расстройств
      Концепции, делающие акцент на аффективных расстройствах* как определяющих отношения аутистов с миром .Эти концепции включают две большие группы.
      Аффективные расстройства
      — психические расстройства настроения, связанные с нарушениями в эмоциональной сфере.
      Согласно теориям первой группы, причина всех проявлений аутизма — ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.
      Наиболее последовательной и детально разработанной концепцией подобного рода считается теория В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Согласно их подходу, биологическая недостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов: нарушение возможности активно взаимодействовать со средой и снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком. Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Те специалисты, которые придерживаются данной теории, интерпретируют многие проявления аутизма как результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром.
      В рамках данной концепции искажение развития когнитивных (познавательных) функций — это следствие нарушений в аффективной (эмоциональной) сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непосредственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами. Выделение четырех уровней позволяет авторам объяснить весь спектр проявлений аутизма (эти уровни будут приведены в конце статьи).

      По мнению авторов концепций второй группы, аффективные расстройства производны от специфических КОГНИТИВНЫХ (сферы познания) НАРУШЕНИЙ. Утверждается, что для аутистов типично врожденное отсутствие способности воспринимать и отвечать на аффективную экспрессию (эмоции) других людей. В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом не получает необходимого социального опыта в период раннего детства. Последнее приводит к неполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального общения. Таким образом, сторонники данной теории считают первичность специфического когнитивного дефицита основным источником проблем.

      Еще одна теория считает коммуникативные проблемы у детей с аутизмом следствием нарушения способности имитации лицевой экспрессии. Адепты этой теории считают, что, имитируя аффективную экспрессию взрослого, ребенок начинает испытывать те же эмоции. Так возникает «эмоциональное заражение», позволяющее ребенку идентифицировать взрослого как «нечто похожее на него самого». Авторы полагают, что при аутизме эта врожденная система имитации повреждена, что и приводит к нарушению взаимодействия с миром.

      Аутизм как следствие когнитивных нарушений
      Теории, согласно которым нарушение именно когнитивной (познавательной) сферы и есть источник отклонений.

      Одна из наиболее известных концепций такого рода — теория U. Frith. Основанием для ее создания послужили результаты экспериментальных исследований и наблюдений, которые обнаружили не только снижение возможностей, но и специфические способности аутистов (например высокие показатели при запоминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмысленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изображения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц). В то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному выражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т.д.

      У. Фриф предположила, что аутизм характеризуется специфическим дисбалансом в интеграции информации. По мнению автора, нормальный процесс переработки информации заключается в тенденции сводить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстом или «центральной связью». Она считает, что при аутизме нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то время как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны, от такого «контекстуального принуждения».

      В последнее время исключительную популярность приобрела еще одна теория аутизма, получившая название «Теория намерений». Ее создатели У. Фриф, А. Лесли, С. Барон-Кохен утверждают, что триада поведенческих нарушений при аутизме обусловлена повреждением фундаментальной человеческой способности понимать намерения других людей. Здоровые дети приблизительно в возрасте 4 лет начинают понимать, что люди имеют убеждения и желания («ментальные состояния»), и что именно они детерминируют поведение. По мнению авторов, у людей с аутизмом эта способность отсутствует, что приводит к нарушению развития воображения формирования коммуникативных и социальных навыков. Иметь теорию намерений, означает быть способным приписывать независимые ментальные состояния себе и другим. Именно такая способность позволяет объяснять и прогнозировать поведение. Предполагается, что существует некоторый врожденный когнитивный механизм, обеспечивающий формирование особого типа представлений, а именно представлений о ментальных состояниях. Авторами концепции была разработана целая батарея тестов, с помощью которой удалось показать, что большинство больных аутизмом несостоятельны в понимании желаний, намерений, знаний и т.д. других людей.

      Таким образом, большинство современных исследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом. Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связано прежде всего с тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов, отражающих и дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция с необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологической моделью.

      lib.komarovskiy.net