Аутизм у школьника

Исследование. В США у 1 из 50 детей школьного возраста диагностирован аутизм

Рост случаев связан с поздней диагностикой детей более старшего возраста

Центр по контролю заболеваемости и профилактике (CDC) опубликовал новые данные о распространенности аутизма среди детей. Теперь уровень распространения определяется как 1 из 50, однако этот сюжет, как и все связанные с аутизмом сюжеты, гораздо глубже, чем просто цифры.

В 2012 году CDC опубликовал отчет о том, что аутизм диагностирован у 1 ребенка из 88, но это касалось только детей в возрасте 8 лет, среди которых собиралась статистика. В этом отчете оценивалось количество диагностированных аутистов в возрасте от 6 до 17 лет на 2011 и 2012 год. В 2007 году их процентная доля в этой возрастной группе составила 1,16%. Новая оценка на 2011-2012 год говорит о том, что аутизм диагностирован у 2%.

Согласно отчету CDC:

«Наибольшее увеличение пришлось на мальчиков и подростков в возрасте 14-17 лет. Когортный анализ показал постоянство как в распространенности диагностированных расстройств аутистического спектра (РАС) по сообщениям родителей, так и в оценке по рейтингу тяжести аутизма с течением времени. Увеличение количества диагностированных случаев среди детей школьного возраста (возраст 6-17 лет) в основном произошло за счет детей, первый диагноз которых был установлен в 2008 году или позже. Дети школьного возраста, которым был поставлен диагноз в 2008 году или позже, гораздо чаще имели более мягкую форму РАС и реже имели тяжелую форму РАС, по сравнению с детьми, диагноз которых был установлен в 2007 году или раньше».

Согласно CDC, в этих цифрах спрятано открытие о том, что с 2007 года и по сей день основной рост случаев диагностированного аутизма приходится на детей школьного возраста. Другими словами, учитывая тот факт, что теперь возможно диагностировать аутизм уже в 18 месяцев, и обычно это делается к возрасту 5 лет, многие из этих новых диагнозов приходятся на детей, которые получили диагноз сравнительно позже. Это дети, которые несколько лет жили с аутизмом, который не был признан… и учтен в статистике. Это соответствует гипотезе о том, что рост случаев аутизма, который мы наблюдаем в течение последних десяти лет, в значительной степени объясняется ростом информированности и диагностики.

CDC собирал информацию по отчетам родителей с помощью случайных телефонных опросов. Родители отвечали на вопросы о наличии диагноза РАС у ребенка и его тяжести, а также о возрасте ребенка, и о том, в каком году ему был поставлен диагноз. Когда CDC проводил аналогичное исследование в 2007 году, результаты были основаны на информации о 63 967 детях, в 2011-2012 годах выборка была немного больше – 65 556 детей.

С 2007 по 2013 год количество случаев аутизма, по сообщениям родителей, значительно увеличилось среди детей всех возрастных групп в возрасте от 6 до 17 лет, среди мальчиков этом возрасте уровень распространения аутизма увеличился с 1,8% до 3,23%. Среди девочек также было увеличение распространения аутизма, но не такое значительное – с 0,49% до 0,70%.

Аутизм среди детей в возрасте от 14 до 17 лет составил более 1%, что гораздо больше, чем среди детей в самой младшей группе от 6 до 9 лет (0,5%). В 2007 году в этой группе старших детей, рожденных в 1990-х годах, диагностированное РАС встречалось реже, чем среди детей более младшего возраста.

Уровень оценки тяжести аутизма (или, как говорит один мой друг, октановый уровень) также был очень показательным. Дети, аутизм у которых был диагностирован в 2007 году в возрасте от 2 до 13 лет, и которым было от 6 до 17 лет, в 2011-2012 годы не продемонстрировали никаких изменений в тяжести РАС. Тем не менее, среди детей в группе от 6 до 17 лет, диагноз которым был поставлен после 2007 года, гораздо чаще встречалась “легкая форма” РАС (6,9% в 2011-2012 году по сравнению с 16,9% на 2007 год). Это говорит о том, что рост диагностики РАС в этой группе объясняется улучшением информированности и диагностики.

Авторы отчета CDC отмечают, что 14% детей в возрасте от 14 до 17 лет получили диагноз только в возрасте 7 лет или позже, то есть диагноз был поставлен, когда проявления и симптомы аутизма «уже давно» присутствовали. Кроме того, более чем у половины этих детей родители классифицировали их РАС как «легкое».

Авторы отчета CDC отмечают:

«Вместе эти данные предполагают, что рост распространенности РАС по отчетам родителей стал результатом улучшения выявления РАС врачами и другими медицинскими специалистами за последние несколько лет, особенно в случае относительно легкой симптоматики. Изменения в выявлении РАС могут быть также связаны с информированностью о РАС среди родителей и медицинских работников, увеличением доступности диагностических услуг, изменениями в скрининговых тестах и диагностических критериях, а также в увеличении местных служб коррекционного образования».

В заключении отчета отмечается:

«Рост распространенности РАС по отчетам родителей продолжался в течение 2011-2012 года, и в значительной степени этот недавний рост (особенно для детей в возрасте 6-13 лет) был результатом диагностики детей с ранее не выявленным РАС».

Вполне вероятно, что вы еще увидите много кричащих заголовков насчет одного ребенка из пятидесяти. Некоторые организации даже могут попытаться использовать эту статистику, чтобы запугать людей, начнут говорить про «эпидемию» и «цунами» аутизма. Однако если вы посмотрите на сам отчет и цифры, вы увидите, что реальное число людей, родившихся с аутизмом, вовсе не обязательно увеличилось. Просто мы все лучше и лучше их считаем. Следующий шаг, который нам необходимо сделать – это принять людей с аутизмом, признать их потенциал, и обеспечить их поддержкой и ресурсами, которые необходимы для реализации этого потенциала.

outfund.ru

Вопрос-ответ. Как учить школьника с высокофункциональным аутизмом?

Советы учителям детей с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера

Независимо от уровня интеллекта и/или возраста люди с аутизмом испытывают проблемы с навыками самоорганизации. Даже «отличник» с фотографической памятью при аутизме может постоянно забывать достать карандаш для работы или сдать задание учителю. В таких случаях ученики нуждаются в помощи, которая должна предоставляться наименее ограничивающим образом. Например, можно наклеить фотографию карандаша на обложку рабочей тетради, для которой он понадобится, или учитель может напомнить в конце учебного дня, какие задания нужно будет сделать дома.

Важно всегда хвалить ученика, если он сделал что-то, о чем прежде забывал. Если же ему это не удалось, то никогда не ругайте и не «огрызайтесь» на него. Никакие нотации на эту тему НЕ помогут, скорее всего, проблема станет только хуже. Вы только убедите ребенка, что он никогда не сможет справиться с этой задачей.

Парта такого ученика — это самая аккуратная или самая захламленная парта во всей школе. Ребенок с самой аккуратной партой, вероятно, очень сильно стремится к однообразию и расстраивается, если хоть что-то мешает созданному им порядку. Обладатель самой захламленной парты нуждается в ваших регулярных подсказках по наведению порядка, чтобы он мог найти все необходимое. Помните, что, скорее всего, бардак — это не его выбор, он просто не справляется с подобной задачей по организации, и ему нужно отдельное обучение такому навыку. Учите его навыкам самоорганизации, подсказывая маленькие и конкретные шаги.

1. Люди с аутизмом испытывают трудности с абстрактным и концептуальным мышлением. Некоторые из них могут приобрести какие-то абстрактные навыки с течением времени, но с другими этого никогда не произойдет. По возможности избегайте абстрактных идей. Когда необходимо объяснить абстрактные концепции, используйте наглядные материалы, жестикуляции или письменные тексты, чтобы ученику было проще понять абстрактную идею.

2. Увеличение частоты необычного или проблемного поведения может указывать на повышение уровня стресса. Иногда причина такого стресса — чувство потери контроля за происходящим. В таких ситуациях полезно иметь «безопасное место» или «безопасного человека», к которому ученик может обратиться, если ему нужно покинуть чрезмерно стрессовую ситуацию. Если это происходит, то нужно разработать программу, которая поможет ученику постепенно привыкнуть и/или остаться в стрессовой ситуации в следующий раз.

3. Не принимайте проблемное поведение на свой счет. Ребенок с высокофункциональным аутизмом — это не коварный манипулятор, который хочет осложнить вам жизнь. Как правило, любое проблемное поведение — это просто неудачный способ выжить в слишком запутанном, сбивающем с толку и пугающем мире. Люди с аутизмом по определению могут смотреть на ситуацию только со своей точки зрения, и им может быть трудно оценить или предсказать реакции других людей. Это делает их неспособными на манипуляции.

4. Большинство людей с аутизмом используют и воспринимают речь только буквально. До тех пор пока вы не узнаете лучше способности конкретного ученика, избегайте следующих речевых конструкций:

— Идиом («рот на замок», «слететь с катушек», «как снег на голову» и так далее).

— Двойных значений (двойные значения есть у большинства шуток).

— Сарказма, например, когда вы говорите «Ну, молодец!» ученику, разлившему бутылку с кетчупом.

— Уменьшительно-ласкательных обращений, например, приятель, дружок и так далее.

5. При разговоре с такими учениками старайтесь быть максимально конкретными. Помните, что ваша мимика и другие социальные подсказки могут не иметь для него никакого смысла. Избегайте общих вопросов вроде: «Почему ты так себя ведешь?» Вместо этого скажите: «Мне не понравилось, что ты так громко стукнул учебником по парте, когда я сказала, что пора идти на физкультуру. Пожалуйста, тихо положи учебник на стол и собирайся на физкультуру».

6. Если кажется, что ученик не справляется с заданием, объясните задачу как последовательность маленьких шагов или представьте ее в другой форме (с помощью визуальной, словесной или физической модели).

7. Старайтесь не вызывать у вашего ученика речевую перегрузку. Говорите ясно и по делу. Используйте самые короткие предложения, если вам кажется, что ученик вас не понимает. Даже если у него нет проблем со слухом, и он внимательно вас слушает, у него могут быть проблемы с пониманием смысла сказанного и вычленением важной информации.

8. Всегда заранее готовьте ученика к изменениям в распорядке дня и/или окружающей среде, включая собрания, смену учителя, перестановки в расписании и так далее. Используйте визуальное или письменное расписание для подготовки к изменениям.

9. Поведенческие методы работают, но если их использовать неправильно, то они приводят к роботоподобному поведению, лишь кратковременным улучшениям или росту агрессивного поведения. Если вы используете поведенческие процедуры, они должны быть основаны только на позитивном поощрении и подходить хронологическому возрасту ребенка.

10. Постоянство в ваших ожиданиях и поведении с учеником — это залог успеха.

11. Помните, что нормальный уровень слуховой или зрительной информации может восприниматься учеником как избыточный или недостаточный. Например, жужжание флуоресцентной лампы может полностью завладеть вниманием некоторых людей с аутизмом. Подумайте, можете ли вы изменить обстановку в классе, чтобы уменьшить «зрительный шум», либо пересадить ученика так, чтобы его не отвлекали и не расстраивали посторонние факторы.

12. Если ученик с высокофункциональным аутизмом спорит с вами, повторяя одну и ту же фразу, и/или повторяет одни и те же вопросы, то попросите его записать вопрос или возражение. Затем напишите свой ответ. Если продолжить отвечать письменно, то, как правило, человек с аутизмом успокаивается и прекращает повторяющуюся речь. Если это не сработало, то попросите его записать повторяющийся вопрос или аргумент, а затем попросите его написать самый логичный ответ или те слова, которые, по его мнению, вам нужно сказать. Это отвлечет его от эскалации устного вопроса или возражения, и для него это может стать социально приемлемым способом выразить свое недовольство или тревогу.

13. Если ученик не может читать или писать, то попробуйте проигрывание по ролям, когда вы задаете ему повторяющийся вопрос, а он вам отвечает. Если каждый раз вы будете пытаться логически ответить или спорить с ним, то это вряд ли остановит поведение. Очень часто ученика расстраивает вовсе не предмет вопроса или возражения. Скорее, он пытается донести до вас чувство потери контроля или неуверенности в отношении кого-то или чего-то в окружающей обстановке.

14. Ученикам с аутизмом может быть трудно «въехать» в ваши доводы. Если повторяющиеся возражения или вопросы продолжаются, рассмотрите возможность, что эта тема его очень волнует, но он не знает, как переформулировать вопрос, чтобы он точнее отражал суть дела.

15. Поскольку при аутизме могут быть различные проблемы с коммуникацией, не рассчитывайте, что ученик с аутизмом верно передаст важные сообщения своим родителям о школьных мероприятиях, заданиях, правилах и так далее. Передавайте что-то через ученика для родителей лишь в экспериментальных целях с контрольной проверкой, или если вы абсолютно уверены, что он владеет этим навыком. Иногда даже записки для родителей не работают, так как ученик может забыть их отдать или потерять еще до того, как придет домой. До того, как этот навык будет отработан, лучше всего полагаться на телефонные звонки родителям. Вообще, частое и прозрачное общение учителя и родителей (или других членов семьи, занимающихся воспитанием ребенка) чрезвычайно важно при обучении таких детей.

16. Если в вашем классе нужно разделиться на пары или выбрать партнеров для работы, то распределите детей счету или какому-то случайному признаку. Либо попросите особенно доброго ученика выбрать ребенка с аутизмом в качестве пары. Об этом нужно будет договориться еще до урока. В противном случае, ученик с аутизмом может постоянно оставаться без пары. И это большая жалость, так как именно эти ученики могут получить наибольшую пользу от работы вместе с другим ребенком.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Вопрос-ответ. Почему у детей с аутизмом могут быть трудности во время школьных перемен?

Отсутствие структуры и низкие социальные навыки могут сделать школьные перемены тяжелым временем для учеников с аутизмом

Свободное время в течение учебного дня может быть связано с разными трудностями для учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этой статье мы попытаемся объяснить, почему это так, и как учителя и другие ученики могут помочь ребенку с РАС. Эта информация также может оказаться полезной для родителей и членов семьи детей с аутизмом.

Дети и подростки с РАС испытывают трудности с коммуникацией, социальными отношениями, дружбой и играми с использованием воображения. Многие из них очень любят структуру и рутину, поскольку они помогают им справиться с непредсказуемостью окружающего мира. Именно по этой причине школьники с аутизмом могут предпочитать уроки, а не перемены – неструктурированные периоды.

Длительные перемены и обеденный перерыв могут быть связаны с целым рядом проблем. Если вам трудно понять поведение других людей, непредсказуемость вызывает у вас очень сильный стресс, вы очень чувствительны к звукам, освещению или запахам, то что будет для вас хуже, чем столовая, полная детей, шума, запаха и непрерывных движений?

Свободное время в школе – это тот период, когда дети становятся друзьями и формируют социальные группы. Это проблема для ребенка с РАС, которому, скорее всего, не хватает социальных навыков, и который с трудом понимает шутки и идиомы. Такой ребенок может чувствовать смущение, так как он или она не понимает язык тела и «неписанные правила» других школьников.

Подобные трудности могут привести к изоляции и травле со стороны других учеников, а возможно даже к злости и агрессии. Большинство эпизодов травли происходит на переменах и в столовой, и учителя о них не знают. Родители также могут не знать о проблеме, поскольку дети с РАС часто не в состоянии рассказать о своих чувствах, даже дома.

«Джефф начинал очень волноваться во время обеда, когда ему предстояло идти в шумную, оглушительную столовую. Ему не нравилось, что на него смотрят во время еды. Даже дома он ел в своей комнате, когда приходили гости» (Cumine, 2010).

Что может помочь?

Информирование других школьников

Необходимо прививать школьникам понимание различных медицинских состояний, инвалидности и особых потребностей. Это увеличит их сочувствие и уменьшит предрассудки. Однако такое обучение нужно проводить очень осторожно.

Например, вы можете провести семинар о диабете или эпилепсии, а затем рассказать об аутизме, чтобы сообщить остальным школьникам то, что им важно понять. Таким образом, вы не будете заострять внимание на отдельном расстройстве, и не будете упоминать конкретных детей.

Школьная политика нулевой терпимости к травле

«Травля может оставаться неизвестной учителям, либо они могут неадекватно на нее реагировать. Изоляция и одиночество ведут к снижению успеваемости и даже психическим проблемам, если вовремя не обратить внимание на ситуацию и не предоставить поддержку» (Gething, 2001).

По поводу любого эпизода травли нужно проводить расследование, всех учеников необходимо поощрять сообщать учителям о любом запугивающем и оскорбляющем других поведении. Необходимо создать условия, когда ученики могут поговорить о любой травле, которую они пережили. Ученикам надо предоставить твердые гарантии, что если учитель узнает о травле, он предпримет решительные действия.

Учтите, что некоторые дети с аутизмом могут не понимать, когда их травят. По этой причине очень важно наблюдать за тем, что происходит в классе. Тьюторы учеников часто замечают травлю и слышат оскорбительные комментарии других школьников. Они должны документировать каждый такой эпизод и сообщать о нем всем сотрудникам школы, которые имеют дело с пострадавшим учеником.

Можно вмешаться в травлю, по-другому рассадив учеников или поговорив во время урока или школьного собрания о вербальном насилии. Некоторые детские организации располагают информацией, ресурсами и проводят семинары на тему травли.

Наблюдение со стороны взрослых

«Перерыв на обед – это самый социальный и наименее структурированный период в школе. Для большинства детей это означает, что они могут расслабиться и отдохнуть от требований дня. Однако отсутствие структуры и социальная природа школьных перемен делает их основным источником социальных конфликтов и возможных поведенческих проблем» (Baker, 2003).

Хорошее наблюдение во время неструктурированного периода жизненно необходимо. Кроме того, это возможность отслеживать поведение, что очень важно в отношении школьников с РАС, которые могут быть неспособны рассказать о своих чувствах. Наблюдайте за детьми во время перемен и делитесь результатами своих наблюдений с другими сотрудниками, если нужно предпринять какие-либо меры.

Место отдыха

«Очень важно признать, что уединение – это часто физическая необходимость для детей с синдромом Аспергера» (Sainsbury, 2000).

Место отдыха – это безопасное и комфортное место, куда может пойти школьник, чтобы отдохнуть в полном одиночестве. Это может быть аудитория или любая комната в школе, о которой известно всем сотрудникам и ученикам.

Местом отдыха для учеников с РАС можно сделать кабинет по коррекционной педагогике или любое другое место по выбору самого школьника, например, это может быть компьютерный класс или библиотека.

Тем не менее, следите за тем, как к месту отдыха относятся другие ученики. Помните, что нахождение в месте отдыха может стать поводом для выделения отдельного ученика и дискриминации. Если вы узнали, что в вашей школе это именно так, проинформируйте всю школу о том, что место отдыха может выполнять разные функции. Например, ученик может делать в этой комнате уроки, или несколько детей могут собраться там, чтобы спокойно обсудить свой школьный проект.

Кроме того, подумайте о том, можно ли воспользоваться вашим местом отдыха до и после школьных уроков. Трудно заранее сказать, что окажется наиболее оптимальным для конкретного ученика. Все очень разные, и детям не менее важно общаться с другими детьми. Постарайтесь получше узнать ученика, наблюдайте за ним внимательно, убедитесь, что другие сотрудники эффективно общаются с ним. Это поможет вам решить, будет ли регулярное уединение в месте отдыха полезным для ученика.

Возможность с кем-то поговорить

Для учеников с РАС огромной поддержкой может оказаться простая возможность с кем-то поговорить. Это может быть «приятель по столовой» – ровесник, который обедает вместе с учеником с РАС, регулярно или только время от времени. Система «приятелей» также может быть эффективна во время перемен или школьных экскурсий.

Также очень важно, чтобы у ребенка была возможность поговорить со взрослым в случае необходимости. Тем не менее, ученикам нельзя впадать в зависимость от одного человека – в этом случае отсутствие этого человека может вызвать очень сильный стресс.

Кружки по интересам

Школьные кружки по интересам – это очень хорошая идея, особенно если у школьника с РАС есть какой-то выраженный интерес. Убедитесь, что ученик активно участвует в кружке и не остается одиноким или изолированным.

Особенно полезными могут оказаться музыкальные и театральные кружки. Участие в театральном кружке помогает таким ученикам лучше понимать язык тела и выражения лиц. Если ученик не хочет играть на сцене, то есть и другие возможности для участия – костюмы, грим, освещение или декорации.

«Возможность наблюдать, как люди используют свои тела, лица и голоса, чтобы выражать эмоции, настолько важна для наших детей, что ее никак нельзя упускать» (Holliday Willey, 2003).

Однако учтите, что некоторые занятия, например, рисование, могут помогать ученикам снять стресс вне школы. Если вы начнете поощрять ученика заниматься этим в свободное время в школе, то это может выглядеть для него как вторжение в личное пространство.

Будьте осторожны с некоторыми внешкольными занятиями, например, с очисткой школьной территории, которая может восприниматься как наказание. Ученикам с РАС нужны структурированные занятия, но важно понимать разницу между структурой и управлением сверху.

«Структура, которая нужна детям с синдромом Аспергера… означает порядок, а не контроль» (Sainsbury, 2000).

Уроки развития социальных навыков и самооценки

«Поскольку социальные навыки – это важный ингредиент для жизненного успеха, мы должны гарантировать, что у детей с РАС есть возможность овладевать этими навыками или учить социальные правила отдельно. Так они смогут компенсировать то, что не приходит к ним само собой, но что необходимо для успешной жизни» (Baker, 2003).

Уроки по развитию социальных навыков и самооценки могут повысить уверенность учеников в себе. Такие уроки не должны быть продолжительными – вполне достаточно одного часа в неделю в течение шести или восьми недель. Однако эти уроки могут очень сильно улучшить понимание социальных ситуаций, интерпретацию социальных сигналов и позволят детям попрактиковаться в умении поддерживать диалог и слушать других. Некоторые организации располагают материалами и руководствами по обучению социальным навыкам.

Программа уроков должна быть индивидуальной, в зависимости от тех детей, которые их посещают, и их потребностей. Однако вот несколько вариантов занятий, которые вы можете попробовать.

Собирайте фотографии из газет и журналов, на которых люди демонстрируют различные эмоции: злость, страх, удивление, радость. Обсудите с детьми эти фотографии и то, какие эмоции на них изображены, и с чем они бывают связаны. Это простое и недорогое занятие.

Потренируйтесь в навыках ведения разговора. Для успешного разговора, как правило, нужно сразу несколько базовых навыков, и вы можете помочь детям потренироваться в них. К таким навыкам относятся:

– как начать разговор;

– как перевести разговор на другую тему;

– как говорить кратко;

– как избегать слишком чувствительных тем;

– как показать, что ты понимаешь чувства другого человека (Baker, 2003).

Поговорите о том, как контролировать свою злость, что «провоцирует» злость и как с ней можно справиться. Пусть дети предлагают возможные решения, так как это развивает самосознание учеников. Хотя возможность поговорить о контроле над злостью может быть очень важна, не забывайте, что некоторым ученикам может потребоваться психологическое консультирование по этому поводу.

Лучше всего ограничить группы по социальным навыкам небольшим числом учеников, не обязательно, чтобы это были только дети с РАС. Включайте в такую группу застенчивых детей, тех, кому трудно заводить друзей, или тех, кто слишком неуверен в себе. Следите за тем, чтобы у всех учеников были схожие потребности: это создаст поддерживающую учебную обстановку.

Каждый такой урок позволит вам лучше понять потребности учеников, и, возможно, в процессе окажется, что какая-то тема требует более подробного рассмотрения, чем вам казалось. Для обучения социальным навыкам можно составить индивидуальный учебный план (ИУП) для наблюдения и оценки прогресса ученика.

Социальные истории и система карточек

Если ребенок испытывает тревожность в отношении определенных ситуаций, например, не знает, что делать во время перемены, то есть два потенциальных решения.

Во-первых, можно написать социальную историю. Это краткое описание определенной ситуации, иногда с картинками, с конкретной информацией о том, что и почему можно ожидать.

Во-вторых, можно использовать систему карточек с подсказками. На каждой карточке или в дневнике ученика можно написать несколько основных пунктов, чтобы ученик мог следовать точной процедуре, например, знал, что нужно делать, если он расстроен или беспокоится.

Заключение

Все ученики с РАС могут иметь проблемы в неструктурированные периоды времени, однако сочувствие и понимание со стороны школьников, учителей и других сотрудников помогут преодолеть эти трудности.

Очень важно помнить, что все ученики с РАС разные, и то, что работает для одного ребенка, может не так хорошо работать для других. Лучше быть гибкими и готовыми пересмотреть свой подход в случае необходимости.

Мы надеемся, что некоторые из этих предложений и идей помогут вам лучше поддерживать учеников с РАС в вашей школе.

Baker, J. E. (2003). Social skills training for children and adolescents with Asperger syndrome and social communication problems. Shawnee Mission, Kansas: Autism Asperger Publishing Company Cumine, V., Dunton, J., and Stevenson, G. (2010).

Asperger syndrome: a practical guide for teachers. 2nd edition. London: Routledge Gething, S. (2001). Educational issues in Asperger syndrome. In Yule, W. (ed.) (2003). Interventions for individuals with Asperger’s syndrome. London: Association for Psychology and Psychiatry

Holliday Willey, L. (2003). Asperger syndrome in adolescence: living with the ups, the downs and the things in between. London: Jessica Kingsley Publishers

Диагностика аутизма при помощи мультфильмов

Аутизм у детей определить в раннем возрасте сложно. Диагностика аутизма трудна даже для профессионалов со стажем работы. Для установления диагноза необходимы многочисленные наблюдения за малышом, у какого предполагают аутизм. Больше всего времени со своим ребенком проводят родители, поэтому они могут рассказать все о его поведении крохой много.

У аутизма признаков много, по которым можно установить диагноз. Чем старше ребенок, тем больше можно увидеть симптомов аутизма в его поведении. Но. К сожалению, ждать нельзя всех проявлений аутизма, так как, чем раньше начинается лечение, тем легче реабилитировать малыша, дав ему больше шансов на полноценную жизнь.

Недавно журнал Nature опубликовал результаты научных исследований британских теоретиков и практиков по аутизму, которые доказали, что с помощью мультиков можно определить аутизм у детей, понаблюдав, как ребенок относится к мультфильмам.

Во время исследований было зафиксировано, что здоровые дети через 2-4 месяца после рождения реагировали на все движения в мультфильме. Младенцы с предполагаемым диагнозом аутизм, на движения не обращают никакого внимания, они реагируют только на отдельные звуки.

Наблюдая за детьми, которым исполнилось два года возраста, ученые преследовали цель изучить реакцию детишек на различные мультфильмы. Оказалось, что дети этого возраста проявляют свое отношение к картинке, а также к изменениям расположения картинки. У детей, которые не прореагировали при одном и том же музыкальном сопровождении на изменение в положении изображений (их реакция осталась неизменной), была выявлена позже задержка в развитии и расстройстве аутического спектра.

Некоторым детям младшего школьного возраста, страдающим аутизмом, нравится смотреть мультфильмы. Прежде чем включать мультфильм такому ребенку, взрослым нужно посмотреть его самим. Мультик должен быть положительно добрым и желательно поучительным, ведь ребенок с аутизмом после каждого просмотра, может что-то принять и попытаться подражать герою, который ему понравился. Поэтому родителям нужно отнестись серьезно к тому, какой мультфильм включить ребенку с аутизмом.

Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка, если он не хочет, смотреть даже фрагмент мультфильма, иначе конфликтной ситуации не избежать. Необходимо спокойно и ненавязчиво комментировать по ходу мультфильма, а после просмотра поговорить с ребенком о героях, их поступках.

Специалистами в области аутизма доказано, что исследования, проведенные британскими учеными, помогут выявить аутизм в раннем периоде заболевания. Родители в ходе наблюдений легко смогут определить, как ребенок с аутизмом относится к мультфильмам и как реагирует на них. К тому же, эти наблюдения можно проводить приблизительно сразу после рождения младенца. Конечно, аутизм нельзя диагностировать только по наблюдениям за тем, как малыш просматривает мультфильмы. Это не главная диагностика заболевания, но и ее нельзя проигнорировать.

Детей, страдающих аутизмом, все больше с каждым годом. К несчастию, это заболевание пока полностью неизлечимо, но если своевременно обратиться к специалистам за помощью, можно достичь подходящих результатов. Ранняя коррекция и лечение поможет аутистам вернуться к нормальной жизни. Результат обусловливается тем, когда этим заняться. Поэтому учеными многих стран так тщательно исследуется это заболевание и каждое такое исследование дает новые итоги и достижения, которые так необходимы в борьбе с аутизмом у детей, подростков и взрослых.

autism-help.ru