Аутизм ученых

Известные аутисты

Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (1756—1791)

Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Билл Гейтс

Американский предприниматель и общественный деятель, один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft. Также является сопредседателем благотворительного Фонда Билла и Мелинды Гейтс.

В период с 1996 по 2007 год и в 2009 году — самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes.

Его состояние в сентябре 2009 года оценивалось в 50 млрд долларов. Билл Гейтс является одним из рекордсменов по размеру средств, переданных на благотворительность: в период с 1994 по 2010 г. он вложил в Фонд Билла и Мелинды Гейтс более $28 млрд.

Мари́я Кюри (1867 — 1934)

Польско-французский учёный-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественный деятель. Дважды лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и химии (1911), первый дважды лауреат премии в истории. Основала институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы радий (от лат. radiāre «излучать») и полоний.

Джейн Остин (1775 — 1817)

Английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов. Её книги являются признанными шедеврами и покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора. Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Э́мили Эли́забет Ди́кинсон (1830 — 1886)

Стихи Дикинсон не имеют аналогов в современной ей поэзии. Их строки коротки, названия, как правило, отсутствуют, и часто встречаются необычная пунктуация и использование заглавных букв. Многие её стихи содержат мотив смерти и бессмертия, эти же сюжеты пронизывают её письма к друзьям. Эмили Дикинсон рассматривается критикой как один из величайших американских поэтов.

Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (1853 — 1890)

Нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция.

Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

Сатоси Тадзири (род. 28 августа 1965 года)

Японский геймдизайнер, создатель серии игр, манги и сериала «Покемон». Он вошёл в список ста самых лучших геймдизайнеров по версии IGN.

То́мас Дже́фферсон (1743 -1826)

Видный деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США в 1801—1809, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. Основными событиями его президентства, успешного для страны, были покупка у Франции Луизианы (1803) и экспедиция Льюиса и Кларка (1804—1806).

Альбе́рт Эйнште́йн (1879 — 1955)

Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).

Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др.

Григо́рий Я́ковлевич Перельма́н (р. 13 июня 1966, Ленинград, СССР)

Выдающийся российский математик, первым доказавший гипотезу Пуанкаре.

В марте 2010 года Математический институт Клэя присудил Григорию Перельману премию в размере одного миллиона долларов США за доказательство гипотезы Пуанкаре[17], что стало первым в истории присуждением премии за решение одной из Проблем тысячелетия. В июне 2010 года Перельман проигнорировал математическую конференцию в Париже, на которой предполагалось вручение «Премии тысячелетия», а 1 июля 2010 года публично заявил о своём отказе от премии

www.sulamot.ru

Что нового ученые выяснили про аутизм

Есть такая популярная (и в корне неверная) теория заговора, которая гласит: аутизм связан с прививками. На самом деле это не так — исследование, на которое обычно ссылаются антипрививочники, было подтасовано его автором Эндрю Уэйкфилдом, чью врачебную лицензию отозвали в связи с разоблачением подлога. На самом деле добросовестные врачи все еще не поняли до конца, откуда же берется аутизм. В последнее время медики уделяют пристальное внимание изучению природы РАС, и едва ли не каждый месяц публикуют новые исследования на эту тему. НЭН решил суммировать их в одном тексте и рассказать о самых свежих данных об аутизме, который диагностирован в среднем у двух процентов современных детей.

В Университете Колумбии выяснили, что риск аутизма повышается тогда, когда во время беременности у женщины случаются приступы жара. По данным исследования, проведенного с участием норвежских детей, рожденных в период с 1999 по 2009 год, выяснилось, что повышенная температура (выше 37,2 градуса по Цельсию) в любом триместре увеличивает риск рождения ребенка с РАС на 34 процента. Если жар у женщины случается во втором триместре, риск возрастает до 40 процентов. В случае, если температура у женщины поднимается трижды и более раз в любой момент после 12-й недели беременности, шансы родить ребенка с аутизмом увеличиваются на 300 процентов. Известно, что матери, принимавшие ибупрофен (разрешен со второго триместра) в случае повышения температуры, полностью избегали всех рисков рождения малыша с аутизмом.

Ранее группа ученых из того же университета выяснила, что первичное заражение генитальным герпесом или другими опасными инфекциями, передающимися половым путем, во время беременности повышает шанс на рождение ребенка с аутизмом, в особенности если женщина вынашивает мальчика. По мнению ученых, вирус герпеса вызывает такой иммунный ответ в организме матери, что он затрагивает развивающуюся нервную систему ребенка и может повысить риск аутизма у развивающегося плода. Также риск увеличивается из-за тяжелых инфекционных заболеваний во время беременности.

Кроме того, угроза развития аутизма возникает и по причине неблагоприятной экологической ситуации, сильного загрязнения воздуха и даже использования определенных пестицидов.

Ученые из Бристоля нашли связь между аутизмом и курением бабушек и дедушек по материнской линии. У внуков курильщиков на 53 процента повышается риск того, что в детстве у них будет диагностировано РАС.

Поздняя беременность связана со многими рисками, в том числе преждевременными родами, преэклампсией, генетическими отклонениями. Также специалисты выяснили, что чем старше оба родителя будущего ребенка, тем выше вероятность рождения у них малыша с РАС. Каждые десять лет жизни будущих родителей прибавляют к риску рождения ребенка с аутизмом 18 процентов со стороны матери и 21 со стороны отца.

Кроме того, дефицит витамина D во время беременности тоже считается фактором риска рождения ребенка с РАС.

Так или иначе, все эти исследования не дают ответа на вопрос о том, откуда берется аутизм и что на самом деле его вызывает. Ученые постоянно говорят о том, что полной картины у них все еще нет, а также напоминают родителям, что факторы риска не являются первопричинами расстройств.

n-e-n.ru

Диагностика и лечение аутизма 10 месяцев назад

Новости Наука

Аутизм развивается задолго до рождения

3D-реконструкция очагового нарушения в головном мозге ребёнка-аутиста
(иллюстрация Stoner et al./NEJM).

Учёные утверждают, что им удалось обнаружить новые доказательства того, что аутизм появляется у человека ещё в утробе матери. Неоднородные изменения в развивающемся мозге эмбриона могут вызвать симптомы расстройства аутического спектра. Подобные заболевания характеризуются сложностями во взаимодействии с окружающими, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов и деятельности.

Возможно, новое исследование приведёт к тому, что лучшее понимание мозга однажды улучшит жизнь детей, страдающих аутизмом.

Согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, около 1,5% американских детей (то есть 1 из 68) страдает аутизмом. Это примерно на 30% больше, чем считалось ранее. Согласно отчёту 2012 года, расстройство аутического спектра имел лишь один из 88 детей.

Также выяснилось, что гораздо больше детей с аутизмом способны иметь высокий показатель IQ. Хотя многим из больных тяжело справляться со сложными интеллектуальными задачами, около 46% детей-аутистов имеют средние или выше среднего интеллектуальные способности (IQ больше 85). При этом аутизм встречается среди мальчиков в пять раз чаще, чем среди девочек. Вероятность диагностирования аутизма у белого ребёнка на 30% выше, чем у латиноамериканца или афроамериканца.

Команда из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California San Diego) и Алленского института наук о мозге в Сиэттле (Allen Institute for Brain Science) считает, что их научная работа указывает на необходимость раннего выявления и лечения этого недуга.

Американские учёные проанализировали ткани головного мозга 22 детей с аутизмом и без, умерших в возрасте от 2 до 15 лет. Органы этих детей были пожертвованы на благо науки после их гибели. Среди причин смерти назывались утопление, несчастные случаи, астма и проблемы с сердцем.

Исследователи проверили, как внешняя часть мозга, кора, проводит электрические импульсы и формирует слои. Тонкая ткань на поверхности головного мозга, придающая ему морщинистый внешний вид, важна практически для всех сфер жизни человека, начиная от базовых функций (планирование движения, осмысление информации, поступающей от глаз и ушей) и заканчивая более продвинутыми, например, речью и абстрактным мышлением.

Нарушения были обнаружены у 90% детей с аутизмом и всего у 10% здоровых детей. Изменения были выявлены в различных слоях лобных и височных долей, то есть в тех областях мозга, что задействованы в социальной и эмоциональной связи и речи, которые, по словам учёных, формируются задолго до рождения.

«Самым удивительным открытием стало то, что подобные ранние патологии развития поражали мозг почти всех страдавщих аутизмом детей, – рассказывает соавтор работы Эд Лейн (Ed Lein) из Алленского института наук о мозге. – Это было неожиданностью, особенно если учесть разнообразие симптомов у пациентов с аутизмом, а также чрезвычайно сложные генетические предпосылки расстройства».

Исследователи говорят, что неоднородный характер изменений объясняет, почему у некоторых малышей-аутистов наблюдаются признаки улучшения, если начать лечение достаточно рано. Учёные считают, что гибкий мозг младенца может сам внести необходимые изменения и компенсировать нарушения.

«Тот факт, что эти дефекты возникают не по всему объёму коры головного мозга, а лишь участками, даёт надежду, а также обеспечивает лучшее понимание природы аутизма», – говорит профессор Эрик Коурчезн (Eric Courchesne), нейробиолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего. – Формирование мозга эмбриона во время беременности включает в себя и создание коры, которая содержит шесть слоёв. Именно участки этих слоёв были повреждены в мозге большинства детей с аутизмом».

Ранее та же исследовательская группа обнаружила, что мозг детей, страдающих аутизмом, тяжелее мозга здорового ровесника, а также то, что у аутистов больше нейронов в перфронтальной коре.

«Новая научная работа показывает неорганизованную структуру изменений в мозге некоторых детей с аутизмом. Можно предположить, что это результат процесса, начавшегося задолго до рождения, – отмечает доктор Томас Инзел (Thomas Insel), директор Национального института психического здоровья. – Это подчёркивает необходимость раннего выявления и вмешательства».

Большинству детей ставят диагноз в возрасте 4 лет и лишь в редких случаях − в два года.

«Лучшее понимание раннего развития мозга детей с аутизмом может помочь нам найти новые и более эффективные способы поддерживать людей, живущих с подобным нарушением развития, – уверена Кэрол Поуви (Carol Povey), директор Национального общества аутизма Великобритании (National Autistic Society Centre for Autism). –Это заболевание может оказать глубокое и разрушительное воздействие, но правильная поддержка и уход имеют огромное значение».

Результаты исследования были опубликованы в издании New England Journal of Medicine.

www.vesti.ru

Нейроразнообразие в России

(Примечание: Интересно, что многие из этих теорий разработаны известными специалистами в вопросах аутизма, даже теми, кто рассматривает аутизм с точки зрения парадигмы патологии, например Бароном Кохеном, автором книги «теория аутизма как теория гиперсистематизации и ассортативных браков» и популярного теста на аутизм AQ. Вы сможете узнать кто авторы теории о том, что этот конкретный человек — аутист и на основании чего эта теория разработана, если перейдете по ссылкам)

Хотя аутизм считается «современным состоянием», есть свидетельства, что многие заметные исторические фигуры могли быть в аутическом спектре. Хотя не все источники убедительны, так как не всегда удается составить полную картину, во многих случаях есть достаточно оснований, чтобы отнести человека к аутическому спектру.

Альберт Эйнштейн

Эйнштейн испытывал трудности в общении, был чувствителен к прикосновениям, обладал незаурядным умом, но при этом не всегда мог четко выразить свои мысли, и учеба в школе давалась ему нелегко. Возможно, Эйнштейну было сложно учиться, потому что в школе не было условий и специальных программ, в которых нуждаются многие аутичные дети. Это объясняет, почему такой умный и изобретательный человек мог отставать в школе. Как и то, что, несмотря на его интеллект, из-за проблем с социальными контактами ему трудно было найти работу. Так же, как и Эйнштейн, многие люди равнодушно относятся к еде и не соблюдают очередность приемов пищи. Однако Эйнштейну было совершенно все равно, что есть, и он никогда не раздражался по поводу еды. Аутисты часто очень придирчивы к виду, цвету, текстуре и запаху еды, но могут и не иметь никаких особенностей, связанных с приемом пищи. То, что его мало заботило то, в какое время есть и есть ли вообще, и отсутствие вкусовых предпочтений отличают его от большинства аутистов. Однако все аутисты разные, и потому не вполне ясно, считать ли это отличительной особенностью аутистов или нет. У Эйнштейна были отношения с женщиной, впоследствии они поженились, и у них было трое детей. Насколько мы знаем, несмотря на детей, их брак был не самым удачным. Хотя Эйнштейн проявлял любовь и заботу по отношению к своим детям, он не выносил их прикосновений. Такое поведение свойственно аутистам. Важно понимать, что Эйнштейн был не таким, как все, и именно это помогло ему создать великие теории. Благодаря своим отличиям, он и стал тем знаменитым ученым, каким мы его знаем. Нам следует пересмотреть наше отношение к тем, кого считают другими, и осознать, что нет ничего плохого в том, чтобы быть непохожим на остальных. Наоборот, непохожесть нужно принимать и ценить.

Амадей Моцарт

Известно, что Моцарт не обладал богатой мимикой и часто делал одни и те же непроизвольные движения руками и ногами. Также есть сведения, что слух Моцарта был очень чувствительный, резкие и громкие звуки причиняли ему боль. Из других источников мы узнаем, что у него была повышенная возбудимость. Моцарт не мог долго поддерживать интеллектуальную беседу, часто вел себя легкомысленно и безрассудно, был подвержен резким сменам настроения. Так однажды, когда Моцарту все наскучило, он стал прыгать по столам и стульям, мяукать и кувыркаться. Его письма свидетельствуют о том, что у него была эхолалия, которую некоторые исследователи считают способом общения аутистов. Эти особенности говорят о том, что Моцарт мог быть в аутическом спектре.

Сэр Исаак Ньютон

Ньютон был тихим человеком и не умел вести светскую беседу или повседневные разговоры. Он целиком отдавался работе и с трудом мог переключаться на что-то другое. Порой он был так сосредоточен на своем занятии, что забывал поесть. Эта черта часто встречается у аутистов, и такая сосредоточенность на чем-то одном заставляет нас не замечать другие вещи, на которые многие люди обратили бы внимание. Ньютону плохо удавалось заводить друзей и сохранять дружеские отношения, так как он не выглядел дружелюбным и не знал, как говорить с теми, кого он считал своими друзьями. Кроме того, для Ньютона важно было выполнять намеченное. Так, если в его расписании стояла лекция, он читал ее независимо от того, пришли студенты или нет.

Чарльз Дарвин

Профессор Майкл Фитцджеральд сделал исследование о Чарльзе Дарвине и привел многочисленные факты в подтверждение своей теории, что Дарвин был аутистом. Фитцджеральд утверждал, что в Дарвин рос одиноким ребенком и, даже когда повзрослел, старался избегать людей. Он часто писал письма, но редко общался с людьми лично. Письма были его любимым способом коммуникации. В этом он походил на других аутистов, которые находят такие средства общения, которые позволяют не говорить с человеком непосредственно. Дарвин коллекционировал разные предметы и увлекался химией и всякими механизмами. Фиксация на определенных темах и предметах – другая особенность, часто встречающаяся у аутичных людей. Он думал при помощи образов, а многим аутистам свойственно хорошо развитое пространственное и образное мышление. Фитцджеральд в своей работе описывает Дарвина как «обсессивно-компульсивную личность со склонностью к повторяющимся действиям». Все вместе эти характеристики указывают на то, что у Дарвина, скорее всего, была какая-то форма аутизма.

Томас Джефферсон

Есть мнение, что Томас Джефферсон, третий президент США и автор Декларации Независимости, мог быть аутичен, либо иметь синдром Аспергера. Норм Леджин, автор книги «Диагноз для Джефферсона», пишет, что Джефферсон был застенчив, плохо устанавливал социальные контакты, не умел выступать на публике и болезненно реагировал на громкие звуки. У него, как и у Эйнштейна, были финансовые проблемы. Хотя он и вел подробный учет своих доходов и расходов, после смерти Джефферсон оставил долги. Также он страстно увлекался перепланировками в доме и вообще был эксцентричный человек . Среди его причуд были привычка одевать тапочки на важные встречи и везде брать с собой пересмешника, который сидел у него на плече. Возможно, птица помогала ему сохранять спокойствие во время общения с окружающими. К сожалению, пожар уничтожил все записи о детстве Джефферсона. Поэтому трудно сказать, была ли у него задержка речи или какие-то ранние признаки аутизма.

Микеланджело

Творческий гений Микеладжело мог быть вызван аутизмом. Два специалиста, доктор Аршад и профессор Фитцджеральд, писали: «Его сосредоточенность на работе, необычный образ жизни, ограниченные интересы, плохие навыки общения и трудности с решением повседневных проблем, вероятно, были признаками высокофункционального аутизма или синдрома Аспергера». Также у Микеланджело были навязчивые привычки, он любил повторять одни и те же действия. Если следовать привычному распорядку не удавалось, это сильно его раздражало. Микеланджело считали странным, безэмоциональным, замкнутым и «живущим в своем собственном мире». Эти черты могут указывать на аутизм, и они же, вероятно, помогли ему стать великим художником.

neurodiversityinrussia.com

Российские ученые рассказали о загадках аутизма

Лев Кулаков (МГППУ), специально для проекта «Жизнь без преград»

Аутизм — это заболевание, которое необходимо лечить, или расстройство, требующее коррекции? Как он формируется и проявляется? Что может сделать общество в решении проблем аутизма? Девять известных российских ученых и специалистов в области изучения аутизма ответили на вопрос о том, что для них является самым загадочным и удивительным в этом явлении.

Екатерина Мень, президент Центра проблем аутизма:

— Самая большая загадка в поле аутизма и для меня, и для очень многих коллег, с которыми я общаюсь, — почему на этом поле столько противостояния и столько противоборства. Конечно, если говорить о проблематике аутизма, то здесь великое множество самых разных, несовпадающих групп интересов, масса возможностей для реализации конкурентных бизнес-проектов. Кроме того, тут и разнообразие социальной практики, и научных амбиций, и просто идеология…

Безусловно, аутизм – крайне сложное явление. Но ведь и онкология — это тоже сложное явление, и любое хроническое заболевание, которое не имеет единственной природы, единственной причины, единственной таблетки для лечения, оно тоже сложное и противоречивое. Тем не менее, на этих территориях все решается намного спокойнее, дружелюбнее, без попыток жестко противопоставить один «клан» другому.

Кто-то может сказать: дескать, это Россия, где в основе любого противостояния всегда лежат коммерческие интересы, борьба за распределение бюджетных и внебюджетных потоков, направляемых на проблематику аутизма.

Почему добродетельно намеренные силы, люди, группы, которые хотят творить добро и у которых приблизительно одинаковые задачи, в процессе своего движения к цели, начинают враждовать? У меня нет на это ответа. Загадка!

Елена Багарадникова, РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт», член Координационного совета по делам инвалидов при ОП РФ:

— Меня как родителя мучает один и тот же вопрос: почему детей с аутизмом так много? Откуда этот взрывной, стремительный рост? И нет никаких предпосылок для того, чтобы этот ежегодный прирост на 10-15% уменьшился! При таких темпах к 2030 году у нас точно в каждой семье каждый второй ребенок будет с аутизмом. Мне кажется, ответ надо искать в другом месте. Безудержный рост аутизма связан с эволюцией, это несомненно. Связан с бурным развитием медицины, с появлением таких привычных для нас вещей, как, например, антибиотики. Мы воздействуем на природу, и при этом очень часто идем против природы.

Можно на проблему аутизма взглянуть и с другой стороны. У академика Сергея Капицы есть очень интересная работа, которая называется «История десяти миллиардов», которая посвящена демографии. Там есть данные, за которые я зацепилась. Капица приводит прогнозный график, математически точно рассчитанный, который показывает, что примерно лет через тридцать численный рост человечества остановится. Почему, ученый не объяснил. Еще одна загадка. Вероятно, у Капицы тоже не было ответа. А может, аутизм — это и есть та самая штука, которая остановит рост всего человечества?

Святослав Довбня, детский невролог, эксперт фонда «Обнаженные сердца», приглашенный профессор университета Нью-Мексико (США):

— Для меня, наверное, главная загадка аутизма заключается в том, что я, уже 25 лет занимаясь этой проблематикой, каждый год ловлю себя на мысли, что я ничего не понимаю в аутизме. Каждый раз я начинаю учиться заново, и вот это удивительно. Насколько все-таки аутизм сложная и комплексная вещь!

Елена Черенева, директор Международного института аутизма Красноярского государственного педагогического университета:

— С проблемными детьми, которых с каждым годом становится все больше, я работаю 20 лет. И вдруг, в какой-то момент, меня словно накрыло, обожгло осознание того, что аутизм является некоей призмой эволюции человечества. И эта эволюция через какое-то время обязательно приведет к новому формату homo sapiens. Аутизм вообще, возможно, некий промежуточный, особый (переломный, а не патологический!) этап, который в будущем даст нам новые, удивительные перспективы развития личности и новые достижения.

Дело в том, что в теме аутизма скомпилированы очень многие проблемы, прежде всего детского развития и детско-родительских отношений, в этом смысле ребенок с аутизмом – лакмусовая бумажка общества, в котором все мы живем. Но такой ребенок – еще и своего рода катализатор всеобщего социального развития. Потому что, пытаясь адаптировать детей с аутизмом к жизни и ее многочисленным проблемам, нам приходится осваивать новые компетенции и знания, создавать новые технологии и форматы в развитии, обучении, коррекции и лечении таких детей.

Ольга Богдашина, ассоциированный консультант Европейского Института детского образования и психологии (ICEP), международный эксперт по проблемам РАС в Международном консорциуме институтов Аутизма (Великобритания):

— Мы существуем с вами в одном физическом мире, а люди с аутизмом обитают в другом. В нашей с вами среде действуют законы Ньютона, в то время как люди с РАС живут по законам квантовой физики. Это, конечно, грубое сравнение, но надо понимать одну вещь: у детей и взрослых с аутизмом сенсорика работает абсолютно по-другому. Они видят не то и не так, как мы, у них свой – аутистический — язык, иные концепты, а потому их мир перцептуально получается абсолютно другим.

Уже 28 лет я пытаюсь свести, соединить эти два параллельных мира. И чем больше работаю над проблематикой аутизма, тем больше понимаю самою себя. Изучение аутизма – это средство самопознания. Аутизм – это не скучно, настолько все интересно и захватывающе! Но, пожалуй, самое удивительное заключается в том, что человек, отдающий себя людям с аутизмом, кардинально меняется в лучшую сторону. И главное — он становится добрым!

Игорь Шпицберг, член Правления Международной ассоциации Autism Europe, руководитель Центра «Наш солнечный мир»:

— Очень часто люди с аутизмом испытывают тяжелейшие, непереносимые страдания. И я не всегда понимаю, что является их причиной. Особенно если речь идет о невербальных людях с РАС, которые ничего не могут рассказать или как-то дать знать о своем состоянии. Но иногда даже «вербалы» не способны объяснить, почему им так плохо и так тяжело. Время от времени их жизнь превращается просто в ад.

А вот люди с аутизмом очень часто вообще не понимают, что с ними происходит. Они похожи на слепого человека, который вдруг оказался в комнате, где полно стульев или каких-то других препятствий. В любой момент можно споткнуться, удариться, упасть. И это состояние порождает чудовищное чувство тревоги, панику, страх… Как сделать так, чтобы дать зрение всем им, дать возможность видеть каждый стул? Увы, пока не знаю.

Лариса Самарина, директор Института раннего вмешательства (Санкт-Петербург):

— Я недавно смотрела фильм «Расплата» про взрослого человека с аутизмом. Ему помогали всем миром, он был не плохо социализирован, получил хорошее образование. Но при этом ключевой дефицит такого человека — невозможность выстроить взаимодействие с другими людьми — у него остался. Откуда все эти трудности в коммуникации с внешним миром? Можем ли мы на это повлиять? И сможем ли в обозримом будущем? Лично моя точка зрения, что аутизм – однозначно не заболевание. Это множество накопившихся факторов, которые сложились, соединились воедино и, видимо, привели к каким-то качественным изменениям в генотипе человека, его развитии.

Роман Золотовицкий, консультант-психолог, философ:

— Для меня главная загадка аутизма заключается в том, что ребенок, который чаще всего не разговаривает, который абсолютно не адаптирован, не приспособлен ко множеству самых элементарных вещей и отношений, ставит вызов всему обществу (чуть ли не всему миру!) самим своим способом мышления. Он требует от нас, чтобы мы посмотрели на мир совершенно другими глазами.

У нас нет ни науки, которая бы нам объяснила, что такое аутизм, ни надежных средств излечения, и в то же время есть четкий критерий нашего движения – сам ребенок. К сожалению, мы этим критерием еще недостаточно хорошо пользуемся.

Татьяна Строганова, доктор биологических наук, руководитель лаборатории исследования аутизма МГППУ:

— Что меня больше всего поразило за последние годы, так это то, какими грандиозными шагами движется наука в понимании того, что лежит в основе аутизма. Сегодня человечество включились в настоящую гонку: во всем мире, на самых разных уровнях люди, занимающиеся аутизмом, пытаются понять, каким образом изменения внутренней механики развития влияют на нашу способность взаимодействовать с другими людьми.

И это представляет собой загадку: что стало причиной таких изменений? Подавляющее большинство моих коллег в России – психологи, врачи, дефектологи просто фиксируют сложившуюся ситуацию. Что есть, то есть, и потому их основной задачей становится коррекция аутизма, помощь детям с РАС, поиск путей, способных облегчить существование семьи и ребенка. Это очень благородная задача сама по себе, к тому же медицина пока, что называется, бессильна.

Но если мы будем в стране заниматься только этим, если мы будем по-прежнему твердить, что аутизм – не болезнь, что аутизм есть особый вариант дизонтогинеза, особый вариант аномального развития, особый вариант эволюции вообще, и если мы будем и впредь соревноваться в этих лингвистических спорах, то, боюсь, мы упустим главное. А главное заключается в том, что сегодня произошел настоящий переворот в понимании того, что такое аутизм, каковы механизмы его возникновения. Появился совершенно другой взгляд на проблему.

Прежде всего, аутизм – это болезнь, тут даже нечего спорить. Болезнь, как, например, фенилкетонурия, вызванная определенными генетическими нарушениями. Они приводят к тому, что определенные обменные процессы в организме дают сбой, что в свою очередь влияет на развитие мозга. Интересно, что как только мы поняли механику возникновения фенилкетонурии, она из «таинственного варианта развития» моментально превратилась в болезнь, которую, кстати, начали лечить. То же самое происходит сегодня с аутизмом. Более того, выясняется, что аутизм – это не просто болезнь, а множество болезней, объединенных в одну группу только по сходству одного единственного симптома – неспособности к социальному общению. Все! Во всем остальном это совершенно разные болезни — по этиологии, механизмам возникновения и, что интересно, по патогенезу. Соответственно, диагностироваться и лечиться они должны по-разному.

Приведу такую аналогию. Мы же не объединяем все болезни, которые характеризуются головной болью, в одну группу? Головная боль – всего лишь симптом, а вызывается она абсолютно разными причинами: тяжелой интоксикацией, менингоэнцефалитом, ишемией мозговых сосудов… И каждое заболевание лечится своими лекарствами.
Разумеется, можно попытаться все заболевания, связанные с головной болью, объединить в одну нозологическую группу. Но тогда и лечить всех будут одинаково, например, нурофеном… А много ли от него толку при том же менингоэнцефалите? Ну, разве только частично он снимет симптом.

При таком новом подходе к аутизму, который уже принят на Западе, само понятие РАС распадается. Выходит, нет никакого спектра одного расстройства, есть абсолютные разные заболевания развития нервной системы, которые в свое время были насильственно объединены в одну группу. А между тем, из так называемого аутистического спектра уже выбыл, например, синдром Рэтта, и знаете, почему? Ученым удалось выяснить его причины, понять его нозологию, и сегодня они постепенно подбираются к пониманию патогенеза. То же самое происходит и с синдромом ломкой Х-хромосомы, который (я в этом даже не сомневаюсь) в ближайшее время «покинет» аутистический спектр.

Происходят вообще удивительные вещи. Подумайте только: прошло всего 15-20 лет, и мы, то есть, человечество, от этой полной беспомощности, полного удивления перед тем, что называется аутизмом, уже переходим к испытанию на животных моделях принципиально новых классов лекарств, предназначенных для определенной подгруппы болезней, которые входят в аутистический спектр. Это не может не потрясать.

Когда сегодня мне говорят, что на поле аутизма собрались и враждуют многочисленные кланы, я вынуждена с этим согласиться. К сожалению, это отражение плачевного состояния нашего (но не мирового) профессионального сообщества. Вообще, кланы – это культура консервной банки. Возможно, в определенной мере возникновение противоборствующих групп и связано с тем, что идет борьба за распределение денег, грантов… Но думаю, основная причина — в другом. Когда людям кажется, что какая-то проблема неразрешима (и в частности, проблема аутизма), когда они чувствуют бессилие и незащищенность перед вызовом Природы, они всегда начинают сбиваться в секты и кланы.

Как бы то ни было, я думаю, что в течение ближайших 20-30 лет, а может, даже раньше, мы начнем лечить аутизм.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      ria.ru