Аутизм в 4-5 лет

Детский аутизм

Как практически помочь больному ребенку

В последнее время о детском аутизме пишут довольно много. Но научная литература не всегда понятна обычным мамам и папам, поскольку и среди специалистов нет единого мнения о способах решения этой проблемы. А в популярных или околонаучных изданиях аутизм чаще всего называют «загадочной болезнью». Конечно, безучастия профессионалов — психологов, педагогов, врачей — не обойтись. Но будущее таких детей в первую очередь зависит от родителей, их активности, настойчивости и терпения.

Основные признаки аутизма

Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 — 2,5 лет (реже в 3 — 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.

Это определение нуждается в пояснении. Под «нарушениями общения» понимается не патология средств общения (речь, слух), но общение как таковое. Если ребенок с тяжелыми нарушениями слуха и речи компенсирует дефицит речевого контакта жестом, мимикой, стремится понять сказанное другим по артикуляции, то при аутизме (даже при формально сохранных речи и слухе) малыш либо игнорирует попытки взаимодействия с ним, либо активно отвергает и избегает их. Контакт с другим человеком, если и устанавливается, то носит формальный и искаженный характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания ребенку с аутизмом не понятны. В этих условиях даже потенциально сохранные психические функции развиваются с отклонениями. Уровень интеллектуального развития может быть различным, но примерно в 70% случаев он оказывается сниженным.

Под стереотипностью поведения понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Согласно МКБ-10, страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и другие подобные явления могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками. И наконец, с возрастом проявления аутизма несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни.

Знакомство с основными признаками аутизма очень важно, и у родителей должна существовать основа для критического отношения к тому, что говорят об их ребенке разные люди (от родственников и знакомых до специалистов). Отдельные признаки аутизма бывают отчасти схожими с симптомами других нарушений развития и заболеваний, и иногда об этой патологии задумываются только на основании задержки речевого развития или, однажды увидев, как ребенок раскачивается в манеже. Подобные признаки могут свидетельствовать и о других расстройствах. Но если появились сомнения, нужно обратиться к детскому психиатру.

Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.

Что должно настораживать родителе в поведении ребенка в возрасте до двух лет?

Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:

  • не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»;
  • не откликается на имя при сохранном слухе;
  • обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
  • не обращается за помощью;
  • не пытается чем-то поделиться;
  • использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.
  • Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру.

    Диагноз и прогнозы

    Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем.

    Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим. Это их право, и подобное поведение, наверное, не лишено смысла. Ведь, как известно, «одна голова хорошо, две — лучше». Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда? Подсознательное вытеснение трудной ситуации? Так или иначе, но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.

    В других случаях родители делают вид, что проблемы не существует. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера. Однако если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то будет намного труднее, если вообще возможно.

    Вполне естественно, что в первую очередь родителей волнуют прогнозы: что будет с ребенком, сможет ли он учиться в школе, сможет ли создать семью и даже будет ли водить машину> Но аутизм чаще всего выявляют в 3 — 5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, а пока терпение и еще раз терпение.

    Вместе с тем (не в качестве прогноза, а из опыта) можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни. Нетрудно догадаться, что очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть. Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию (в большей степени) нередко делают из такого ребенка своеобразную «умную ненужность»: школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни». Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить.

    С другой стороны, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса. Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильяме (Австралия). Многие бывшие воспитанники общества «Добро» тоже закончили вузы и успешно работают.

    Если говорить о создании семьи, то при легких формах аутизма это вполне реальная перспектива, и большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают. Но риск возникновения аутизма в потомстве у них все-таки выше, чем в среднем для населения. Родители должны знать, что аутизм в значительной степени наследственно обусловлен. При тяжелых формах патологии, вне зависимости от успеха коррекционной работы, люди с аутизмом нуждаются в постоянной опеке, и создание семьи маловероятно.

    Причины появления аутизма

    Вопрос о причинах развития этой патологии у детей вообще и у каждого больного ребенка в частности на консультативных приемах задают чаще всего.

    Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса.

    Отвечать же на вопрос о причинах аутизма в каждом конкретном случае значительно сложнее. Права родителей на максимально полную информацию по этому поводу никто не оспаривает, но что это даст с практической точки зрения? Знание о том, что в одном из предшествующих поколений произошло изменение (мутация) определенного гена, ничего не изменит. И не поможет малышу. Не лучше ли отбросить прошлое и направить все усилия в настоящее и будущее, на более полную социальную адаптацию ребенка?

    Коррекционная работа

    Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить.

    Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей. В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности.

    Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:

    1. Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
    2. Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или по крайней мере близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.
    3. Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
    4. Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это прежде всего касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
    5. Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.

    Конечно же никакие глубокие теоретические выкладки и советы не сравнятся по силе убеждения с конкретным случаем из реальной жизни. Поэтому в заключение хочется привести такой вот показательный пример. Мальчика Алешу привели на консультацию в возрасте 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи у него фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь он не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипных действий. При этом у некоторых родственников ребенка отмечены аутистические черты.

    Вначале было проведено несколько диагностических занятий, в ходе которых постоянно уточнялись как особенности нервно-психического развития, так и общее состояние здоровья: в частности, мальчика консультировали детский психиатр и невролог. Консультация показала наличие признаков органического поражения мозга, что было подтверждено специальным исследованием — магнито-резонансной томографией, позволяющей сканировать и выявлять органическую патологию органов и систем организма. У ребенка была обнаружена киста (полое образование с жидким содержимым) в ткани мозга. Электроэнцефалография (графическая регистрация нервных импульсов мозга) выявила наличие очага патологических импульсов в мозге, провоцирующих судороги. Была назначена противосудорожная терапия. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее — на развитие понимания речи и звучащей речи, и организацию поведения. По окончании диагностического периода (около двух месяцев) родителям была дана соответствующая программа и инструкции по ее выполнению. Родители выполняли ее очень тщательно, при необходимости получали дополнительные консультации. Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы. Мальчик стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но «прорыв» уже произошел, и специалисты считают, что это прежде всего заслуга родителей.

    Комментируя этот случай, хочется обратить внимание, что работать с малышом начали достаточно рано, не дожидаясь уточнения диагноза, и родители активно, тщательно и последовательно выполняли все рекомендации специалистов. Хотя коррекционную работу с ребенком проводила в основном, только мама (папа очень занят на работе), положительный эффект — налицо.

    Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех терпение, целеустремленность и конечно же любовь к своему ребенку.

    Личный опыт: «Жалеть себя нет времени»

    Вашему малышу уже 2 года, и он заметно отличается от других детей. Все его ровесники интересуются миром, начинают говорить, а он молчит и совсем не рад ласковым объятиям. Карапуз все время плачет, бессонные ночи изматывают вас, а выполнение бесконечных рекомендаций специалистов опустошает семейный бюджет. Ребенок часами играет в какие-то необычные игры или кружит по комнате, и нет возможности ничем его заинтересовать. Выясняется, что этот «вечный двигатель» всего боится. Начинаются поиски врачей, логопедов, дефектологов. Вы слышите различные версии о глухоте, умственной отсталости, нежелании разговаривать. При этом у ребенка вполне осмысленное лицо, он очень музыкален. И вот однажды вы слышите от врача загадочное слово — аутизм, которое приведет в длинную очередь на консультацию в центры, где есть люди, которые смогут чем-то помочь. Вы охвачены тревогой: что будет с ребенком и вашей семьей? Наступает депрессия. Мужа раздражают проблемы, и он в конце концов решает, что без всего этого жить спокойнее. Казалось бы, это тупик, из которого нет выхода. Но поверьте, не стоит отчаиваться! Если диагноз окончательный и ни у кого не вызывает сомнений, не жалейте себя слишком долго и не прячьте голову в песок! На это просто нет времени. Никто на свете не сможет помочь вашему ребенку, кроме вас. Даже самые лучшие специалисты лишь научат, как правильно заниматься с малышом, и не более. Не зарывайтесь в своем одиночестве, верьте и надейтесь, ищите товарищей по несчастью — вместе легче справиться с любой бедой. Не откладывайте на завтра решение проблемы и рассчитывайте в первую очередь только на свои силы. От этого зависит, будет ваш ребенок глубоким инвалидом или сможет жить среди людей. Любите своего малыша, помогайте ему. Он очень одинок и нуждается в понимании. Дай Бог вам здоровья и бесконечного терпения.
    Пиля Мартыненко

    Сергей Морозов
    психопатолог, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования,
    председатель общества помощи аутичным детям «Добро», к. биол. н.
    Татьяна Морозова
    коррекционный педагог, зав. коррекционным отделом общества помощи аутичным детям «Добро»

    www.7ya.ru

    Аутизм у детей — признаки и симптомы

    Расстройство психики – аутизм – выражается как дефицит взаимодействия с обществом. У аутистов восприятие мира не такое, как у обычных людей, особое, так как уже у маленьких имеются нарушения в развитии. Важно запомнить некоторые признаки заболевания аутизма и точно понять, что это такое.

    Признаки аутизма у детей

    Как и когда проявляется аутизм у детей? Во-первых, должно насторожить слабое развитие речевого аппарата. Во-вторых, аутизм проявляется даже в нежелании общаться с другими детьми из-за разных интересов, других стереотипов. Как выявляют аутизм у детей – признаки включают неумение радоваться за окружающих и сопереживать друзьям. Самый распространенный ранний признак детского аутизма – это полное отсутствие каких-либо чувств и эмоций.

    Как проявляется аутизм у детей до года? Есть несколько важных моментов, которым стоит сразу же обратить внимание:

    • простейший тест – отсутствие улыбки и эмоций;
    • взгляд грудничка зафиксирован на одной точке;
    • если сравнивать новорожденного с остальными ребятишками, то он малоподвижен и неактивен;
    • малыш не просится на ручки;
    • грудничок не гулит и не лепечет, он молчит;
    • может играть сам с собой, теребя соску или игрушки;
    • в развитии малыш очень поздно начинает опираться на ручки, вставать на ножки и делать первые шаги.
    • Признаки аутизма в 2 года у ребенка таковы:

    • он очень закрыт, не проявляет эмоций;
    • малыш почти не говорит и лепечет что-то неразборчивое;
    • взгляд постоянно отведен в сторону, нет зрительного контакта;
    • дети говорят о себе часто в третьем лице, называя свое имя;
    • резкое расстройство речи;
    • если малыш ходит, то, в основном, на цыпочках;
    • постоянное раскачивание на стуле;
    • появление странных увлечений и интересов: включить и выключить свет/воду и т.д.;
    • нет реакции на падение, отсутствие слез даже на физическую боль.
    • Как заметить аутизм у детей – признаки просты. Малыш боится всего, даже звука пылесоса и дверного звонка, в среднем это проявляется раньше, чем в полтора года. Как определить аутизм у ребенка 3 лет? Детское мышление формирует своеобразные ранние страхи: их надо понять каждому родителю, чтобы он начал контактировать хотя бы с мамой и папой. Для ребенка самое главное – понимание близкими его собственного мира. Если дитя необходимо отправить в садик и подготовительную группу, то стоит отдать малыша в ясли, где 4-5 человек – так ребенку будет спокойнее.

      Детский сад не должен восприниматься как форма стресса, а для этого важно сказать воспитателям, что у вас особенный малыш. Нюансы:

    • В 3 года проявляются первые ранние попытки контакта с собеседниками, но все это может быстро исчезнуть в этом возрасте, если над аутистом начнут смеяться и тыкать пальцем, считая, что он больной. Это часто делают малыши.
    • Конфликтов вообще не должно быть, чтобы дети-аутисты не замкнулись в себе окончательно.
    • На прогулке важно разговаривать с малышом, показывать на интересные в окружающей жизни вещи – это развивает дошколят и немного выводит их из этого состояния.
    • Проявления и симптомы аутизма у детей 4 лет выражены намного острее, чем предыдущие. Пугливость и другие страхи становятся ощутимее и ярче. Сын или дочь могут постоянно мыть руки, считая, что через пару минут они обязательно будут грязными. Появляются странные последовательности в еде, играх. Часто в 4 годика малыш гиперактивен, а реакция все равно остается заторможенной. Ребенку этого возраста редко удаются простые движения:

    • завязать шнурки;
    • застегнуть пуговицы;
    • удержать карандаш в руке.
    • Признаки аутизма у детей 5 лет почти такие же, что и в 4 годика. Добавляется только:

    • чрезмерная активность;
    • малышам этого возраста сложно усидеть на одном месте;
    • малышу всегда хочется куда-то убежать, уйти, скрыться от всех.
    • Признаки аутизма у детей 7 лет разнообразнее. Диагностировать их важно. Поможет знание, каковы ранние признаки аутизма:

    • Школьник не сможет учиться в слишком шумном классе, где много учеников. Для аутиста оптимальное количество обучающихся – 6-7 человек, не более.
    • Как правило, такие детки больше склонны к творчеству, но сфокусировать свое внимание на уроках в школе у них не получается.
    • Малыши-аутисты плохо читают даже обычные слоги, с большими трудностями проговаривают и запоминают их.
    • Младший школьник или подросток проявляет агрессию, если окружающие не понимают их.
    • Дети могут кушать пищу, основываясь на цветовых предпочтениях. Для них становится важной визуализация еды.
    • Как проявляется аутизм у новорожденных

      Как обнаружить аутизм у детей – основные признаки: по только что родившемуся грудному малышу или во время беременности очень сложно понять, есть ли у него какие-либо симптомы. Самый тесный контакт с мамой. Кто, как не она, может не только распознать близкую болезнь, но и описать ощущения, как ведет себя ее малыш. Вот несколько моментов, как проявляется аутизм у новорожденных, исходя из наблюдений внимательных мамочек.

      Первые признаки аутизма у детей:

    • в напряжении у младенца почти все тело, нет расслабления и реакции на укачивание;
    • в младенчестве нет эмоций и даже легкого крика, ощущение полного безразличия ко всему, очень вялые мышцы;
    • фокусировка и распознавание лиц с первого месяца очень медленная и малозаметная.
    • Диагностика аутизма

      Все симптомы одновременно никогда не проявятся. Определение по 2-3 признакам – это максимум, который можно увидеть со стороны. Если у малыша есть хотя бы 1 критерий – не нужно сразу же считать, что он является аутистом. Детки все разные, развитие не одинаковое. Самое главное, как распознать аутизм у ребенка, что можно выявить самим – это нарушение восприятия реальности.

      Проявляется это в том, что малышу не нужно общение со сверстниками, безразлично поведение окружающих, и еще будто не ощущается физической боли. Если замечен легкий симптом, обязательно стоит обратиться к врачу, здесь поможет профессиональная диагностика аутизма. Не стоит относиться к таким детям как к чему-то странному. Аутизм – не диагноз, чтобы не замечать проблему или избегать общения. Лучший способ помочь – это начать эффективное лечение и коррекцию.

      Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

      sovets.net

      Атипичный аутизм у детей

      Атипичным аутизмом именуют лёгкую форму расстройства развития. По сравнению с классическим аутизмом эта болезнь протекает проще, она менее заметна, не имеет всей той симптоматики, которая присуща классической форме расстройства. По этой причине атипичный аутизм диагностируют с большим опозданием — потому что не сразу становится понятно, что ребёнок болен.

      Атипичный аутизм — заболевание генетическое. Оно выражается в изменении структуры внутренних частей головного мозга ребёнка. У кого-то из больных детей врачи выявляют слишком большие мозговые желудочки. У других — чрезмерность клеток червя мозжечка. У третьих — аномальное строение ядер мозгового ствола.

      Атипичный аутизм влечёт за собой проблемы в трёх областях:

    • области социальной коммуникации,
    • языкового развития,
    • творческого мышления и фантазии.

    Безусловно, одно лишь перечисление проблемных сфер не даст родителям понимания сути недуга. Для того чтобы распознать расстройство, необходимо знать, как именно оно проявляется, каковы его первые признаки. Родители должны обратить внимание на следующую симптоматику:

    • у малыша нарушены коммуникативные навыки (к примеру, в разговоре он никогда не смотрит в глаза собеседнику);
    • ребёнку сложно завести дружбу с себе подобными;
    • малыш внезапно разучивается говорить те слова, который умел говорить ранее; его словарный запас пополняется крайне медленно;
    • ребёнку сложно говорить связно;у него нет фантазии, ролевые игры не для него;
    • малыш воспринимает всё сказанное в его адрес совершенно буквально, он не разбирается в словесных и интонационных оттенках;
    • чадо привыкло к рутинной жизни, никогда не отступает от привычных жизненных алгоритмов: принял душ, почистил зубы, прочёл книгу, повернулся на правый бок, заснул;
    • странные игры: дети, которые страдают атипичным аутизмом, могут долго-долго сидеть на одном месте и крутить в руках один и тот же предмет, они любят однообразие и монотонность;
    • малыш нестандартно реагирует на новый аромат, на ветер, на необычный звук.
    • Это лишь общие симптомы, указывающие на наличие заболевания. однако у каждого маленького пациента эти признаки представлены по-своему. К примеру, кто-то в принципе не желает общаться со сверстниками. Другой же изъявляет желание, но у него этого не получается в силу определённых причин.

      Диагностика атипичного аутизма у ребёнка

      Для того чтобы поставить диагноз атипичный аутизм, за потенциальным маленьким пациентом необходимо тщательно наблюдать. Врачи и родители должны пристально следить за тем, как малыш развивается, постоянно поддавая сомнению приобретённые им навыки и способности. Как правило, диагноз атипичный аутизм звучит тогда, когда есть веские основания подозревать болезнь, но основные признаки аутизма при этом отсутствуют.

      Осложнения

      Атипичный аутизм приводит к тому, что у маленького пациента проявляется неспособность общаться с окружающим миром. При своевременном диагностировании недуга и при правильном лечебном подходе осложнения и риски можно минимизировать. В идеале — свести к минимуму настолько, чтобы ребёнок смог вести обычную жизнь: расти среди здоровых сверстников, ходить в обычную школу, закончить вуз, построить семью, найти хорошую работу.

      Никакой специальной системы лечения для деток с обсуждаемым диагнозом не существует. Некоторые врачи даже не уверены, нужно ли лечить умственную отсталость, которая характеризуется как умеренная. Да и в принципе, аутизм — это та болезнь, которую сегодня не лечат. Её первопричины остаются неизвестными. Лечить атипичный аутизм можно лишь при помощи устранения тех или иных симптомов, которые указывают на наличие заболевания.

      Что можете сделать вы

      Родители должны запастись терпением. Они должны понять, что их ребёнок — не такой, как все, но при этом он будет жить обычной жизнью в обычном обществе. По крайней мере, именно такова конечная цель лечения, к которой стремятся и доктора и родители.

      Конечно, такому чаду придётся уделять больше времени и внимания, придётся дарить больше любви. Но мама и папа на это способны. При поддержке опытных медицинских специалистов, родители смогут обеспечить своему малышу нормальную счастливую жизнь. Нужно лишь чуточку терпения и сил.

      Крайне важно не обманывать себя и окружающих, не стоит маскировать неблагозвучный диагноз. Некоторые мамы и папы считают своих детей гениальными. Другие, слыша диагноз атипичный аутизм, уверены в том, что отныне и навсегда их малыш — неполноценный. Оба действия, несмотря на две абсолютно разные ситуации, одинаково вредны.

      Если мама и папа смогут принять своего малыша таким, каким он является на самом деле, всё остальное им тоже удастся. Все действия, которые будут проводиться в семье, должны происходить в интересах малыша-аутиста. Родители будут организовывать мир ребёнка, и в какой-то момент осознают, что сын или дочь научились это делать самостоятельно.

      Что может сделать врач

      Талантливый и знающий врач может сделать очень многое. Нередко наилучшим методом избавления от атипичного аутизма является индивидуальная терапия. В некоторых случаях крайне важно, чтобы такая терапия занимала большую часть периода бодрствования больного ребёнка. Однако это не значит, что индивидуальная терапия должна восприниматься как панацея. Есть дети, которые для уменьшения симптомов должны находиться в состоянии полного спокойствия. Их попросту не стоит трогать.

      Врач, которому родители доверяют умственное здоровье своего малыша, должен в совершенстве владеть всеми актуальными навыками. Такую болезнь как атипичный аутизм не лечат по протоколу, да и протокола лечения в данном случае не существует.

      Нередко лечение атипичного аутизма происходит по принципу “пробуем, ошибаемся, снова пробуем”. В тех случаях, когда симптоматика выражена слабо, занятия с маленьким пациентом всё равно нужно продолжать. Длительность такого лечения должна быть довольно существенной. Практиковать выбранные методы нужно до тех пор, пока и врачи, и родители не заметят, что малыш действительно пошёл на поправку и его состояние значительно улучшилось.

      Профилактика

      Никаких профилактических мероприятий, которые могли бы предотвратить развитие заболевания, не существует.

      detstrana.ru