Аутизм в детстве

Рекомендуемые книги по РАС

Айрес Э. Джин Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития Издательство: Теревинф, 2010 г. , 272 стр.

Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. – М.: Теревинф, 2004. – 208 с.

Аппе Фр. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2006. – 216 с.

Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под. Ред. С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.

Аутизм: Практические рекомендации для родителей. М.: Изд-во «СигналЪ», 2002

Баенская Е. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) Серия: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи Издательство: Теревинф, 2009 г.,112с.

Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития/ Пер. со шведск. под ред. Ю.Колесовой. – СПб.:Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2001

Баллон А. От действия к мысли. М.: Иностранная литература, 1956.

Баряева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития.– СПб: «СОЮЗ», 2001
Башина В.М. Аутизм в детстве – М.: Медицина, 1999. – 240 с

Башина В. М.Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). — М.: Медицина, 1989. — 256 с.

Башина В. М., Козлова И. А., Ястребов B. C., Симашкова Н. В. и др. Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме (Методические рекомендации). — М., 1989.

Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.– М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003

Бруно Беттельхейм Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. Издательства: Академический Проект, Традиция, 2004 г.
Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман Путь к независимости: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. М.: Теревинф. 2002

Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок.– М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003

Гилберт К., Питере Т. Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. СПб., 1998 г

Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.– М.:Изд-во НЦ ЭНАС,2003

Гринченко И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М.:ЦГЛ, 2002

Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в спец.коррекционной школе.– М.:Инс-т Общегуманитарных исследований, 2001

Грэндин Т., Скариано М.М. Отверяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999. – 228 с.
Детский аутизм: хрестоматия / Е.С. Иванов. – СПб.: МУСиР им. Р. Валленберга, 2001. – 430с.
Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие —М.: Центр лечебной педагогики, 2000.— 96 с.

Доленко О.В. Аутизм в дошкольном детстве откровенный разговор (в помощь родителям). – Запорожье: ООО «Типография «Печатный мир», 2009. – 140 с.

Доман Г. Что делать если у вашего ребенка повреждение мозга, или у него травма мозга, умственная отсталость, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна. Издательство: Теревинф, 2007 г.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ АУТИЗМА — http://vkontakte.ru/club9850386

Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства.– М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003

Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии. – Мн.:Белорусский Экзархат-Белорусской православной церкви, 1999

Йоханссон И. Особое детство — М.: Центр лечебной педагогики, 2001.

Как помочь ребенку: опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах:Пер.с нем. Вейс Т.Е. – М.:Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992
Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981. – 223 с.

Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье.– СПб, 1996

К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. Материалы к семинару «Детский аутизм и основы его коррекции». М.: Изд-во «СигналЪ», 2002.

Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми —Москва, 2003- 70 с.

Карвасарская Е.Е. Осознанный аутизм, или мне не хватает свободы. — Москва, изд — во «Генезис», 2010 г., 400с.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Бук-Мастер, 1993. — 191 с.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995. — 206 с.

Колосков А.Р., Горбунов Л.Л. Аутистическое расстройство и новые методы его коррекции. (Реабилитация детей с ограниченными возможностями. Опыт и проблемы. Сборник), Воронеж, 2002

Кислинг Улла Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие Издательство: Теревинф, 2010 г. , 240 стр.

Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация.– М.:ПЕР СЭ, 2002
Коэн Ширли. Как жить с аутизмом? – М.: Институт общегуманитарных Исследований, 2008. – 240 с.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985
Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети с нарушением общения. – М.: Просвещения, 1989. – 95 с.
Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 197 с.

Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991.

Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка / Детский аутизм. Хрестоматия. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс». – 368с.
Лейт Ричард «Аутизм, мозг и среда». ИздательствоJessica Kingsley Publishers, 2006, 288с.

Линн. И. МакКланнахан., Патрисия Крантц.Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению./ Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.

Люди с ограничениями должны жить без ограничений. Материалы международной конференции 2002г. – Мн.:БелАПДИ, 2003

Лютова Елена, Монина Галина Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. / Издательства: Речь, Сфера, 2007 г., 136с.

Макаров А. М., Макарова О. Н. «Неропсихологическая диагностика и коррекция — сенсомоторная коррекция» можно скачать программу http://www.alexpsy03.ru/Neuropsychology_Center.html

Маккерлен Т., Мортлок Д. Аутизм. Практическое руководство для персонала, пер с англ., Минск, 2003 – 112с.

Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. – М.: Изд-во “Диалог-МИФИ”, 2008. – 288 с.

Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом Издательство: Речь, 2007 г.

Медведев А., Медведева И. Собака-целитель. 10 основных методов канистерапии. М.: ООО Издательство «ACT МОСКВА», 2007. – 61 с.

Морозова С. С.Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах Серия: Коррекционная педагогика Издательство: Владос, 2007 г.

Морозова Т.И., Морозов С.А. Мир за стеклянной стеной. Книга для родителей аутичных детей. М., «Изд-во СигналЪ», 2002

Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты.– М.:Изд-во НЦЭНАС, 2002

Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). М.: Изд-во «СигналЪ», 2002

Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение Серия: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи Издательство: Теревинф, 2008 г. , 224 стр.
Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000. – 364 c.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997. – 342 с.
Никольская О.С. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.

Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Книги 1,2. – М.:Изд-во НЦ ЭЕАС, 2001-2002
Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2003. – 160 с.
Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. – Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой – М.: Теревинф, 2009. – 240 с.
Обычные семьи, особые дети. – М.: Теревинф, 2007. – 368 с.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.– М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003
Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
Победить аутизм: Метод семьи Кауфман. Сост. Н.Л. Холмогорова. Москва. Центр лечебной педагогики. 2005.

Прочухаева М.М. Особенности работы психолога с родителями / Опыт работы интегративного детского сада. — М.: Теревинф, 2004. — 184 с.

Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития (хрестоматия), СПб:Изд-во «Питер», 2002
Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. – М.: Теревинф, 2005. – 370с.
Ремшмидт Х., Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. М., Медицина, 2003. — 120 с.

Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. — М.:Изд-во Гном и Д, 2001
Рюе Х. Когда я и ты вместе. Пособие для родителей. Перевод с норв.:Никоновой М., СПб.: Институт раннего вмешательства, 1999

Сансон Патрик Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми, Издательство: Теревинф, 2008 г., 208 стр.
Сатмари П. Дети с Аутизмом. – СПб.: Питер, 2005. – 224 с.

Фишер Эрхард. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии.– Мн.:Белорусский Экзархат-Белорусской православной церкви,1999

Тутушкина М.К. Практическая психология для педагогов и родителей.– СПб:Изд-во «Дидактика Плюс», 2000

Фридман Л.М. Психология детей и подростков.– М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003
Фюр Гурли. Запрещенное горе. Психологическая помощь родителям детей инвалидов.– Мн.:Минсктиппроект, 2003

Фьюэлл Р.,Вэдези П. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей/ Пер. с англ. Чистович Л.А., Кожевниковой Е.В., Сабанеевой Е.В., Вып.1-8. – СПб.:Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 1999

Шипицина Л.М. Детский аутизм. СПб., 1997.

Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе.– СПб:Изд-во «Дидактика Плюс», 2002
Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. — Мн.:БелАПДИ, 1997

Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития.– М.:НЦ ЭНАС, 2002
Щербаковой А.М. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Под ред.– М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2001

Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста.– М.:МПСИ, 2001
Эльнебю Ильва. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей.– Мн.:Белорусский Экзархат-Белорусской православной церкви, 1999
Эльнебю Ильва. Право детей на развитие. Практическая модель поэтапного развития ребенка.– Мн.:БелАПДИ, 1997
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004

Я и мой день. Книга для аутичных детей./ Под.ред С.А. Морозова. М., 1998.

Литература в открытом доступе интернета.

Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина — Детский аутизм (инфантильный психоз): аспекты терапии церебролизином

Введение
Аутизм в детстве (ДА) многомерного генеза сопровождается ранними искажениями и остановкой развития всех функциональных систем ребенка.
По данным группы исследователей Кембриджского университета Англии, встречаемость ДА равна 57 и выше на 10 000 детской популяции [10]. Столь высокие цифры встречаемости аутизма у детей, приводящего к инвалидизации, при отсутствии знания причин этой патологии развития показывают важность и необходимость поиска новых терапевтических подходов для этих групп больных. В случаях патологии ЦНС и нарушений умственного развития разного генеза с 50-х годов 20 века в отечественной медицине – в неонатологии, геронтологии, неврологии, психиатрии – стал применяться церебролизин (ЦЛ) как препарат нейротропного свойства.
Особый интерес представляют последние работы, проведенные группой сотрудников НЦПЗ РАМН на современном уровне в ходе контролируемых испытаний и показавшие эффективность терапии ЦЛ, в аспекте улучшения ориентировки в окружающем, улучшения памяти, воспоминания накопленных знаний, устойчивости внимания, повышения качества повседневной активности при болезни Альцгеймера (БА) [3, 4].
На VI Международном симпозиуме по психиатрии в Стокгольме (2000) также привлек к себе внимание ряд сообщений о применении ЦЛ при БА, в которых было подчеркнуто, что лечение ЦЛ способствует восстановлению нормального уровня кровотока, нормализации церебрального метаболизма в теменных и височных областях мозга; установлено долговременное, до 3–6 мес, положительное влияние ЦЛ; подтверждена нейроиммунотрофическая активность ЦЛ, посредством которой предотвращается активация клеток микроглии, индуцирующей астроглиоз; установлено, что ЦЛ к тому же снижает уровень амилоидогенных пептидов, запускающих процесс нейродегенерации при БА; подчеркнуто, что ЦЛ способствует увеличению числа клеток – предшественников нейронов (так называемых стволовых клеток в коре головного мозга), на основе которых формируются нейроны у стареющих животных [5].
Несмотря на достаточно широкое применение ЦЛ, работы по лечению детского и типичного аутизма единичны.
Широко известными клиническими и нейрофизиологическими исследованиями детей с аутизмом (ДА) (инфантильным психозом (ИП)) и синдромом Аспергера (СА) выявлены значительные отклонения в их психическом развитии, подтвержденные отклонениями в частотных характеристиках электрической активности мозга [1].

Как показывают наши клинические наработки, в случаях ДА патологические явления, начинаясь с коры большого мозга, постепенно затрагивают подкорковые структуры и приводят к дезинтегративности в психическом созревании, переслаивании примитивных и более высокоорганизованных функций, а в ЭЭГ ведут к редукции a1-диапазона компонентов ЭЭГ [1].
Поскольку в состав ЦЛ входят аминокислоты и дериваты пептидов, была высказана версия о возможном положительном влиянии терапии этими средствами на умственное развитие детей с разными видами патологии развития ЦНС. Отсюда казалась вполне правомерной попытка введения в терапию (ДА) не только нейролептиков, антидепрессантов, но и аминокислот и комплекса пептидов – как естественных, в виде церебролизина, так и их синтетических аналогов и препаратов, изготовленных из биологически активных тканей.
Последние 15 лет на базе НЦПЗ РАМН в единичных случаях применялись курсы терапии ЦЛ [8]. С 1993 г. на базе НТЦ ПНИ при лечении больных ДА стало применяться комплексное воздействие (в которое входил и ЦЛ) для форсированной стимуляции основных анализаторных систем, с включением в него коррекционных занятий с логопедом, дефектологом, психологом. Церебролизин вводили микроинъекционно (ежедневно 10 инъекций по 0,1 мл, на курс – 5 процедур) внутримышечно [согласно концепции о метамерном строении организма и нервной системы (центральной, периферической, вегетативной)] и нетрадиционно в периневральные и периганглионарные пространства [2, 6, 7]. Введение препаратов – гидролизатов типа ЦЛ в метамерные зоны путем обкалывания микродозами позволяет воздействовать непосредственно на нейроны соматических и вегетативных парасегментарных ганглиев. Предполагается, что под влиянием дериватов ЦЛ возникает вероятность каскадной цепной биохимической реакции, которая посредством компенсаторных механизмов в аномально развивающемся мозге запускает процессы аксодендритного ветвления и образовывает новые межклеточные связи в мозге. Комплексный метод включал к тому же форсированную специфическую сенсорную стимуляцию анализаторов зрения, слуха, двигательной системы путем использования аппаратных воздействий и методов психологической, педагогической, логопедической коррекции, что существенным образом усиливало эффективность медикаментозной терапии. Несмотря на достаточно широкое применение ЦЛ [9], в нашей печати не встретилось работ, проведенных в виде контролируемых испытаний по лечению ЦЛ больных с разными типами ДА, атипичного аутизма и другими формами умственной отсталости.

Материалы и методы
Характеристика когорты больных

В когорту вошло 27 больных (22 мальчика и 5 девочек). В соответствии с клиническими формами заболевания больные распределились следующим образом:
1) инфантильный психоз, кататоно-регрессивный приступ (ИП) – 19 человек;
2) синдром Аспергера (СА) – 8 человек.
У всех больных до проведения терапии не было положительной динамики в психическом состоянии и развитии в течение 6 мес.
Возраст больных к началу проведения терапии колебался от 2 лет 1 мес до 8 лет 7 мес и в среднем составил 4 года 7 мес. Большая часть больных (14 человек, что составляет 52%) находилась в возрасте от 3 до 4 лет 11 мес. Средний возраст в подгруппах ИП и синдрома Аспергера существенно не отличался (4 года 6 мес и
4 года 9 мес соответственно).
Во всех случаях инициаторами проведения соответствующей терапии были родители.
У больных с ДА(ИП) на фоне предшествующего относительно нормального психического развития в периоде 1–3 года жизни наблюдалось кататоно-регрессивное состояние, по миновании которого формировалось дефектное состояние типа детского аутизма. Больные были отрешены, неспособны к общению, формированию коммуникативной речи, навыков. Игра носила стереотипный протопатический характер. Наблюдались отчетливые нарушения в эмоциональном, когнитивном, инстинктивном развитии.
Аутистическое состояние при СА формировалось с 1-го года жизни. Имели место отрешенность, ограниченность, бедность общения. Невербальная коммуникация была этим детям практически недоступна, мимические и жестикуляторные реакции резко обеднены. Эмоциональная сфера несла в себе черты анестетичности и гиперестетичности. Для этих детей были характерны стереотипные интересы. Тонкая моторика развивалась с заметным отставанием. Отмечались заместительные привычные действия в виде кручения волос, одежды. Игровая деятельность была мало связана с конкретной реальностью. Наблюдалась правильная и эгоцентрическая речь, речь штампами. Сохранялась способность к умственному развитию.
Методы обследования и оценки состояния больных:
• двукратная (до и через 3 мес после курса терапии) оценка состояния клинико-психопатологическим методом,
• оценка по шкале общего клинического впечатления (CGI – Clinical Global Impression).
• стандартизованная оценка уровня развития по разным сферам психической деятельности и выраженности позитивной психопатологической симптоматики по специально разработанной авторами шкале.

Результаты
Эффект терапии считали положительным – (+) эффект – в тех случаях, когда оценка по шкале общего клинического впечатления (CGI – Clinical Global Impression) равнялась 1 баллу (максимальное улучшение) и 2 баллам (умеренное улучшение). Оценка в 3 балла (минимальное улучшение) и 4 балла (без изменений) определялась как отсутствие эффекта терапии – (0) эффект.
Различия в соотношении (+) и (0) эффектов терапии в зависимости от клинических форм заболевания статистически достоверны ( c 2 =7,9 при p

Раннее аффективное развитие детей с аутизмом

Заключение

Предвестники детского аутизма появляются в самом раннем возрасте в выраженных отклонениях аффективного развития, обусловленных экстремально малой выносливостью детей в контактах с близкими и окружением в целом. Накопление этих признаков в течение первых двух – двух с половиной лет жизни и оформление их в определенные сочетания предопределяет формирование вариантов синдрома детского аутизма, различающихся по глубине и качеству трудностей раннего взаимодействия ребенка с социальной и предметной средой. Завершение оформления синдрома свидетельствует о формировании системного нарушения аффективного развития.

Недостаточность, отсутствие или искаженность ориентации ребенка на опосредующую эмоциональную оценку близкого взрослого приводит к тому, что ограниченные позитивные впечатления остаются для него слишком возбуждающими (и, соответственно, быстрее вызывают пресыщение), нейтральные не начинают привлекать внимание, а интенсивность негативных, которые преобладают, не может быть уменьшена. Таким образом, нарушения становления общей со взрослым системы регуляции активности и аффективной стабильности не позволяют компенсировать первичную недостаточность ребенка и стимулировать его продвижение в развитии взаимодействия с близкими, с социальной и предметной средой. Наоборот, к моменту оформления синдрома, эти трудности становятся все более очевидными, что проявляется, прежде всего, в особой легкости возникновения дискомфорта (даже на фоне исходно положительных впечатлений), порождающего стойкие амбивалентные переживания, фиксированные страхи, генерализованную тревожность. И в дальнейшем ребенок остается крайне уязвимым по отношению к впечатлениям новизны, неожиданности, нарушениям привычного порядка.

Выраженные трудности адаптации такого ребенка проявляются на ранних этапах развития как:

  • нарушение эмоционального контакта и становления отношений привязанности;
  • крайняя ограниченность способов взаимодействия с близкими;
  • дефицитарность проявлений «социальной ссылки»;
  • проблемы произвольной организации внимания и, соответственно, формирования совместно разделенных действий;
  • неадекватность реакций самосохранения;
  • отсутствие исследовательской активности;
  • невозможность выйти за рамки жестко стереотипных форм поведения и принимать какие-либо изменения в окружающем.

Показателем дезадаптивных тенденций развития также является ранняя фиксация механических средств аутостимуляции. Закрепление этих наиболее примитивных и ограниченных способов успокоения, и отсутствие перспективы содержательного развития средств тонизирования обусловлены их формированием вне русла взаимодействия с близким взрослым, как это происходит в норме.

Перечисленные особенности позволяют сделать заключение о нарушении развития общей со взрослым системы аффективной организации адаптивного поведения ребенка с аутизмом и о дефицитарности условий становления его собственного положительного опыта жизни в стабильной среде и при меняющихся обстоятельствах.

Оформление синдрома детского аутизма на втором — третьем годах жизни может быть связано с началом освоения в этом возрасте ребенком индивидуальных способов взаимодействия с окружающим миром. В отличие от благополучного развития, при формирующемся аутизме этот этап не подготовлен предварительным совместным с близким взрослым опытом регуляции аффективых состояний малыша, разработкой и усложнением общих форм бытового и игрового взаимодействия.

Уточнение характера первичных трудностей при искаженном дизонтогенезе, а также понимание роли и возможностей взрослого в организации, упорядочивании и помощи в эмоциональном осмыслении переживаний ребенка, наполняющих его индивидуальный опыт, позволяют более точно определить цели и способы психологических коррекционных воздействий.

Вовлечение ребенка в разделенное со взрослым переживание создает условия для формирования и поддержания его активности и стабильности в контактах с миром; установления и дифференциации эмоциональных отношений; возможности объединения внимания на объекте общего интереса. Именно в этих основных направлениях первоначально происходит становление аффективного опыта ребенка при благополучном развитии. Продуктивность коррекционной работы по нормализации аффективного развития при угрозе формирования синдрома раннего детского аутизма в значительной степени зависит от включенности в коррекционный процесс близких ребенка. Раннее начало и систематичность обучения родителей наиболее действенным приемам эмоционального заражения, регуляции аффективных состояний ребенка, разделению и организации его впечатлений могут создавать условия для профилактики развития наиболее тяжелых форм искаженного дизонтогенеза.

Башина вМ аутизм в детстве м медицина 1999

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии — Учебное пособие (Мастюкова Е.М.)

Литература

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным пара­личом. — М., 1989.

Бадалян Л.О. Детский церебральный паралич. — Киев, 1988.

Баенская EJ*. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста // Дефектология. — 1999. — № 1.

Баркан АЛ. Его величество ребенок. — М., 1996.

Башина В.М. Ранний детский аутизм. — М., 1993.

Башина ВМ. Аутизм в детстве. — М., 1999.

Белопольская НЛ. Некоторые вопросы психолого-педагогического кон­сультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуаль­ном развитии // Дефектология. — 1984. — № 5.

Белякова И.В., Петрова В.Г. Дети с отклонениями в развитии. Кто они? — М„ 1997.

Берне Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. — М., 2000.

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. — М., 2001.

Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологичес­кой диагностике. — Киев, 1989.

Буянов ММ. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1983.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.

Ватсон Л„ Маркус Д. Аутизм: от теоретического понимания к педаго­гическому воздействию. — С.-Пб., 1999.

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под. ред. С.С. Ля­пидевского и В. И. Селиверстова. — М., 1969.

Воспитание слабовидящего ребенка в семье / Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. — М., 1986.

Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб­но-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. — М-, 2001.

Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982. Т. 4.

Гарбузов В.И. Нервные дети. — Л.: Медицина, 1990.

Гасперова ЕЛ. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 8.

Гогин МТ. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. — 1973. — № 6.

Головчиц ЛЛ. Дошкольная сурдопедагогика. — М., 2001.

Грибанова Г£. Гиперактивный ребенок // Дефектология. — 1994. — № 6.

Грибанова Г.В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте // Дефектология. — 1994. — № 3.

Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Минск, 1997.

ДобсонДж. Непослушный ребенок: Практическое руководство для ро­дителей. — М., 1992.

Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой.—

Дубинская ИД. Формирование здоровья детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях // Педиатрия. — 1979. — № 3.

Ермаков ВЛ., Якушин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обу­чение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для вузов. — М., 2000.

Жукова И. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —

Журба Л.Т., Мастюкова ЕМ. Ранние неврологические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей, — М., 1976.

ЗаЛралекаяСД. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М.Д993.

Запорожец АВ., Невероеич ЯЗ. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. — № 6.

Захаров АЛ. Неврозы у детей и психотерапия. — С.-Пб., 2000.

Захаров AM. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.—М.,1986.

Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М., Бабенкова РД. Воспитание де­тей с церебральным параличом в семье. — М., 1985.

Исаев ДЛ. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982,

Исследование личности детей с нарушениями слуха / Под ред. Т.В.Ро­зановой — М., 1981.

Каган В.Е. Аутизм у детей. — М., 1981.

Кариес Мерл Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ. ред. В.Я. Пилиповского — М., 1992.

Калижнюк Э.С. Психические нарушения при ДЦП. — Киев, 1987.

Катаева АЛ., Стребелева ЕЛ, Дошкольная олигофренопедагогика. —

Кащенко BJI. Педагогическая коррекция. — М., 1994. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специ­альной психологии. Программы для вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. —

Ковалев ВЛ. Руководство для врачей: Психиатрия детского возраста. —

КозмюекалГВ^КремневаЛ.Ф.Хкхаогшлдвв&дрте&киорросгков. —М., 1985.

Кондратов AM. Если ребенок не видит. — М., 1991. Коробейников ИА.И&’оушевия развития и социальная адаптация.—М.,2002. Корсунская БД. Воспитание глухого дошкольника в семье. —М., Про­свещение, 1969. -*—**-: —

Кошелева АД„ Алексеева Л.С. Гиперактивный ребенок // Начальная школа. — 2002. — № 9.

Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. —-М., 2001.

Кучма В.Р., Врязгунов ИЛ. Синдром дефицита внимания с гиперак­тивностью у детей. — М., 1997.

Кучма BS., Платонова AS. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика. — М., 1997.

Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском воз­расте. — Прага, 1984;

Лебединская К.С., Никольская О.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. — М., 1989.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.

Лебединский BS>., Никольская О.С, Баенская ES., Либлинг ММ. Эмо­циональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1997.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2000.

Лисина МЛ. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

Лосева В.К. Рисуем семью. — М., 1995.

Лубовский ВЛ. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей. — М., 1989.

ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М., 1979.

Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы кор­рекционной педагогики. Учебник для вузов. / Под ред. В.И. Селиверсто­ва. — М., 2000.

Маковецкая ГА., Захарова ЛЛ. Ребенок и семья. — Самара, 1994.

Малофеев НЛ. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996.

Маллер AS. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. — 1995. — № 5.

Маллер AS. Ребенок с ограниченными возможностями. — М., 1996.

Маллер АР. Специальное воспитание и обучение детей с отклонения­ми в развитии. — М., 2000.

Маллер AS. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отста­лых детей. — М., 1990.

Маллер AS. Воспитание ребенка с болезнью Дауна в семье // Дефекто­логия. — 1986. — № 4.

Мамайчук И.И., Мартынов В.Л.Г Пятакова Г.В. Социально-пси­хологическое исследование семьи больных ДЦП и психокоррекцион-ная работа с родителями: Психологические исследования в практике

врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации.

Мастюкова Е.М., Москоекина AS. Основы генетики. Клинико-гене-тические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И.Селиверстова и Б.П.Пузанова. —

Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст). — М., 1997.

Мастюкова Е.М., Ипполитова М,В. Нарушения речи у детей с це­ребральным параличом. — М., 1985.

Мастюкова ЕМ., Москоекина AT.Ока ждут нашей помощи. —М., 1991.

Мастюкова ЕМ., Грибанова ГЛ., Москоекина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алко­голизме. — М., 1989.

Мастюкова ЕМ. Ребенок с отклонениями в развитии. — М., 1992.

Мастюкова ЕМ. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетичес­кой формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопе­дических мероприятий // Дефектология. — 1979. — № 3.

Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с детским церебраль­ным параличом. — М., 1991.

Матейчек 3. Родители и дети. — М., 1992.

Медведева ЕЛ., Левченко ИЖ>., Комиссарова ЛЛ., Добровольская ТА. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М, 2001.

Маховер К. Проективный рисунок человека. — М., 1996 (2-ое изда­ние).

Минаева ЛМ. Развитие эмоций дошкольников. — М., 2000.

Мишина ГА. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития // Дефектология. — 2001. — № 1.

Москоекина АГ„ Анисимова ИЛ. Как помочь ребенку с нарушением внимания // Дефектология. — 2000. — № 2.

Москоекина AS., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Де­фектология. — 2000. — № 1.

Москоекина AS., Абрамова АВ. Особенности зрения и слуха у детей с ограниченными возможностями // Дефектология. — 2001. — № 1.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. Учебное пособие для вузов / Под ред. В.И. Селивер­стова.— М., 2001.

Нейман ЛЛ., Богомильский MJ?. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. Учебник для вузов./ Под ред. В.И.Селиверстова. — М.,2001.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок, пути помощи. — М., 1997.

О психологии развития глухих и нормально слышащих детей / Под ред. И.М. Соловьева. — М., 1962.

Питерси М., Трилор Р. при участии Керне С. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в раз­витии. Пер. с англ. Научная редакция доктора медицинских наук Е.Мас-тюковой. Университет Маккуэри, Сидней. — М., 1997.

Петрова BS. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной дея­тельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процес­сы и познавательная деятельность умственно отсталых детей. — М., 1993.

Петрова В.Г., Белякова ИЛ. Кто они, дети с отклонениями в разви­тии? — М., 1998.

Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с англ. Общая редакция и предисловие д-ра пед. наук В.Я. Пилиповского. — М., 1992.

Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. В.И.Се­ливерстова. — М., 1997.

Психокоррекция: теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П. Добриденя, О.Н. Усановой. — М., 1995.

Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье: Методические ре­комендации для родителей / Под ред. Э.И. Леонгард. — М., 1985.

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запо­рожца, Я.Е. Неверович. — М., 1986.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1999.

Раху А.И. Особенности положения умственно отсталого ребенка в се­мье // Дефектология. — 1977. — № 4.

Рудакова Л А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нару­шенным зрением. — М., 1995.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М., 1993.

Сафонова ТЛ., Цымбал Е.И., Олиференко ЛЯ., Иванова НА., Деньян-ко И.И. Жестокое обращение с детьми. — М., 1993.

Селиверстов ВМ. и др. Речевые игры с детьми. — М., 1994. Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании. //Дош­кольное воспитание. — 1997. — № 12.

Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидакти­ческие основы логопедических занятий. — М., 2000.

Серз У. и Серз М. Ваш ребенок. — М., 1992.

Скиннер Р. Клингз Дж. Семья и как в ней уцелеть. — М., 1995.

Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: Посо­бие для родителей. — М., 1967.

Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1983.

Солнцева ЛЛ. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 2000.

Специальная педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.М. На­заровой. — М., 2000.

Специальная дошкольная педагогика. Учеб. пособие для вузов. / Под

ред. Е.А. Стребелевой. — М., 2001.

Специальная дошкольная педагогика и психология. Программы для вузов. / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2001.

Спиваковская АС. Как трудно быть родителями, — М., 1986. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980. Спиваковская А,С. Профилактика детских неврозов (комплексная пси­хологическая коррекция). — М., 1984.

Спок Б. Разговор с матерью. — М., 1991.

Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — № 4.

Ткачева В.В. Гармония внутрисемейных отношений. — М., 2000. Томас Й. Вепс. Как помочь ребенку? — М., 1992.

Тонкова-Ямпольская Р.В., Голубева Л Т., МышкисАЛ. Некоторые воп­росы социальной адаптации в раннем детстве. — М., 1979. Торре Делла А. Ошибки родителей. — М., 1993.

ТржесоглаваЗ. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. —М., 1986. УинделлДж. Дисциплина. 50 надежных способов воспитания детей. —

Феоктистова ВА. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в

Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного

возраста. — М., 1999.

Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Разви­тие. Книга для родителей. — М., 2001.

Фромм М. Азбука для родителей. — Л., 1991.

Хоментаусках Г.Т. Использование детского рисунка для исследова­ния внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 1986. — N° 1.

Хомецкая О.В., Трошин В.М. ММД в детском возрасте. — Нижний Новгород, 1995. — , ^

Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка / / Дефектология. — 1991. — N° 3.

ХорошС.М. Игрушка и ее роль ввестштании слепого дошкольника. —М., 1983.

Хрестоматия. Серия Арттерапия / Составление и общая редакция А.И. Копытина. — С.-Пб., 2001.

Цикото ГЛ. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов // Де­фектология. — 1979. — № 1.

Цикото ГЛ. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка ран­него возраста // Дефектология. — 1977. — №5.

Черников Л&. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. — М-, 1997.

Эльконин ДЛ. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. —М., 1960.

Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. 260 уп­ражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1—3 лет с проблемами в развитии. Пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. — М., 2002.

psycentr-algis.ru