Белякова дьякова заикание 2003

Образование

Особенности логопедической работы с детьми-билингвами.
Логопедия.
Методология исследовательской деятельности.
Основы клинико-физиологического анализа речевых нарушений.

Публикации

Белякова, Л.И. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей: формирование речевого дыхания: Учебно-методическое пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Ю.О. Филатова, Т.Г. Хатнюкова-Шишкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017.

Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 184 с. Белякова, Л.И.

Белякова, Л.И. Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Вопросы психолингвистики. – 2016. – № 4 (30). – С. 30-38.

Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 114-123.
Белякова, Л.И. Традиции и инновации в диагностике и коррекции заикания у детей в русской логопедии / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Forum Logopedyczne. – 2015. – № 23. – С. 17-25.
Белякова Л. И. Логопедия : Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Белякова Л.И. Логопедия: Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Владос, 2009.
Белякова Л.И. Логопедия: Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003.
Белякова Л.И. Логопедия: Заикание: Хрестоматия / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003.
Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. – М.: Книголюб, 2004.
Белякова Л. И. Системный подход к анализу патогенетических механизмов заикания / Л.И. Белякова // Теоретические проблемы нарушений плавности речи: Коллективная монография / Под ред. Ю. О. Филатовой. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – C. 14-33.
Белякова Л.И. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – логопедия. – Ч. 1, 2. – М.: Прометей, 2004.
Белякова Л.И. Практикум по логопедии. Заикание / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. – М.: Издательство «Прометей», 2007.
Белякова Л. И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения ; под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – С. 40-54.

Достижения и поощрения

В 2017 году Беляковой Лидии Ивановне было присвоено звание Почетного профессора МПГУ.
Лауреат I степени в конкурсе на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук за монографию «Теоретические проблемы нарушений плавности речи» (2012).
Лауреат I степени в конкурсе на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебное пособие для студентов педагогических вузов «Логопедия. Заикание. Хрестоматия» (2002).
I место среди иностранных учебников по проблеме заикания за учебник «Логопедия. Заикание» (1998).

Исследовательские проекты и гранты

Дополнительная информация

Количество защищенных кандидатов педагогических и медицинских наук – 25, докторов педагогических наук – 1.
Председатель Диссертационного совета Д 212.154.26 при ФГБОУ ВПО “Московский педагогический государственный университет”.

Институт детства

Кафедра логопедии

Профессор

Доктор медицинских наук

Профессиональные интересы

Речевой онтогенез и его нарушения.
Диагностика нарушений речи.
Заикание.
Дизартрия.
Билингвизм.

mpgu.su

Детские Судьбы

Медицинский журнал

Дьякова белякова заикание

Настоящая книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов и логопедов. Она направлена на совершенствование подготовки педагогических кадров и логопедической помощи заикающимся. Материал книги соответствует программе и учебным планам для отделения логопедии дефектологических факультетов.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского.

В настоящее время интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал “Fluen y Disorders” (“Нарушение плавности”), который также посвящен этой монопроблеме. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.

Настоящая книга представляет собой попытку освещения актуальных для широкой логопедической практики различных аспектов изучения заикания. В своем изложении авторы опираются не только на данные литературы, но и на результаты многолетних исследований, проведенных в “Лаборатории патологии речи” ВНИИ им. В.П. Сербского и на кафедре логопедии Московского педагогического государственного университета.

В первой главе учебника “Основные механизмы устной речи” даны представления о ее анатомо-физиологических механизмах. Дается краткое описание дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата; представлены основные структуры ЦНС и их функции, обеспечивающие речевую деятельность; даны акустические характеристики устной речи, которые, как правило, нарушаются при заикании.

В этой же главе описаны возрастные особенности функциональной системы устной речи. В ней обоснована возрастная неустойчивость речедвигательных стереотипов в дошкольном возрасте, объясняются причины избирательной непрочности речевой системы при воздействии различных вредоносных факторов.

Глава вторая посвящена собственно заиканию: его феноменологии, этиологии, клинической и психолого-педагогической характеристикам заикающихся с невротической и неврозоподобной формами заикания.

Сегодня многие специалисты, работающие в области заикания, считают, что успешная практическая работа по реабилитации заикающихся едва ли возможна без тщательной клинической и психолого-педагогической дифференциации заикающихся. В данной главе выделены наиболее актуальные для широкой логопедической практики вопросы дифференциальной диагностики. В этой же главе представлен анализ заикания с психолингвистических позиций, поскольку такой анализ позволяет рассмотреть в едином комплексе нарушение речевого процесса при заикании от замысла до моторной реализации высказывания. В конце главы дан современный взгляд на некоторые патогенетические механизмы заикания с обоснованием основных направлений коррекционного воздействия при разных формах заикания.

Третья глава посвящена основным направлениям комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся. В ней раскрыто основное содержание задач логопедической работы. В связи с этим подробно освещен ряд логопедических технологий: торможение патологических речедвигательных стереотипов; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие просодической стороны речи; развитие планирующей функции речи. Логопедические технологии раскрыты через содержание конкретных приемов и упражнений.

Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012

В учебном пособии рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики, подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания, изложены современные подходы к реабилитации заикающихся, впервые интегративно представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся, даны методические разработки организации учебного процесса для студентов и практических работников, осваивающих данный раздел логопедии. В учебном пособии представлена авторская позиция по проблеме заикания.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть интересно логопедам, психологам, врачам, лицам, страдающим заиканием, и их родителям.

АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ.

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи.

Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность психофизиологических, ситуационных, потребностно-мотивационных и экстралингвистических показателей. Этот комплекс в конечном счете и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом.

Глава 1. Основные механизмы устной речи

1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи

1.2. Акустические характеристики устной речи

1.3. Речевой онтогенез

1.3.1. Этапы речевого развития

1.3.2. Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития

1.3.3. Развитие речевого дыхания

2.1. Феноменология заикания

2.2. Этиология заикания

2.3. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся

2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии

2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии

2.4. Психолингвистический анализ речи заикающихся

2.5. Некоторые патогенетические механизмы заикания

2.5.2. Патогенетическое обоснование основных направлений комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

Глава 3. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

3.1. Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся

3.2. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся

3.2.1. Охранительный речевой режим

3.2.2. Регуляция эмоционального состояния

3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений

3.2.4. Формирование речевого дыхания

3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

3.2.6. Развитие просодической стороны речи

3.2.7. Развитие внутреннеречевого планирования

3.2.8. Инструментальные методы воздействия

3.3. Воздействие на личность заикающихся

3.4. Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий

3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников

3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых

3.5. Профилактика заикания

Глава 4. Организация учебного процесса по курсу «Заикание»

4.1. Организация деловых игр

4.2. Анализ логопедического занятия

4.3. Задания для самостоятельной работы

4.4. Контрольные вопросы и задания по курсу «Заикание»

Практический материал, используемый в работе с заикающимися

Приложение 1. Приемы активизации невербальных способов общения

Приложение 2. Специализированная аутогенная тренировка для взрослых заикающихся

Приложение 3. Упражнения для развития речевого дыхания у детей

Приложение 4. Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых

Приложение 5. Упражнения для работы над голосом

Приложение 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях

Приложение 7. Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Хрестоматия. Логопедия. Заикание

В представленных работах отражены вопросы истории изучения заикания, этиологии и патогенетических механизмов заикания, а также коррекционной логопедической работы. Хрестоматия является дополнением к учебнику «Логопедия. Заикание» (авторы: Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова).

Данилов И.В. Черепанов И.М. Краткий исторический очерк

Рау Ф. А. Исторический обзор развития организации помощи детям заикам дошкольного возраста

Хватцев М.Е. Заикание

Щкловский В.М. Заикание

Левина Р.Е. Заикание у детей

Данилов И.В. Черепанов И.М. Некоторые общие вопросы организации речевой деятельности

Лохов М.И. Межполушарные взаимодействия в процессах речи

Шкловский В.М. Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях

Суворова В.В. Матова М.А. Туровская З.Г. Репродуктивные образы бинокулярного зрения при нетипичных межполушарных отношениях у заикающихся

Селиверстов В.И. Психологические особенности заикающихся. Модель фиксированности на своем дефекте

Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Мозговая Е.Л. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием

Казаков В.Г. Психопатология и принципы терапии затяжных форм заикания у взрослых

Асатиани Н.М., Казаков В.Г.,Фрейдин Ю.Л. Некоторые вопросы клинической классификации заикания

Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе со взрослыми заикающимися

Клепикова Р. И. Анализ динамики речевого и внеречевого дыхания у взрослых заикающихся до и после лечения

Станишевская Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием

Жинкин Н.И. Язык, речь и текст.

Чевелева Н.А. Очобенности речи заикающихся школьников

Ястребова А. В. Особенности речевой коммуникации и учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста

Кузьмин Ю.И. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений

Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой

Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процессаречеобразования у заикающихся

Рау Ф.А. Перевоспитание речи. Методы работы.

Рау Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста

Власова Н.А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов

Чевелева Н.А. Заикание у детей

Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержании логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста

3. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании

Некрасова Ю.Б. Вариант комплексного метода по устранению заикания у взрослых (в условиях поликлиники)

Шкловский В.М. Комплексная система лечения заикания

Волкова Г.А., Тележникова М. Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей

Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л.,Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре

Лубенская А.И. Специализмрованная методика аутогенных тренировок для взрослых заикающихся

Белякова Л.И., Лубенская А.И. Прием угашения страха

Исагулиев П.И. Функциональные тренировки повышенной трудности и их роль в комплексе медико-педагогической работы со взрослыми заикающимися

Миссуловин Л.Я. Функциональные тренировки

Гринер В.А. Цели, задачи особенности логопедической ритмики

Оганесян Е.В. Дифференцированная методика логопедической ритмики для занятий с заикающимися подростками и взрослыми

3. С. Практическое руководство в логопедической работе с заикающимися школьниками-подростками

Богомолова А.И. Методика формирования твердой ритмичной речи

Арутюнян (Андронова) Л.З. Способ коррекции заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки

Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся

Буянов М.И. (сост.) Логопедическая коррекция заикания

Раздолъскш В.А. Экспериментальное изучение влияния звукоусиления на речь заикающихся

Вессарт О.В. Особенности речи заикающихся и нормально говорящих при маскировке белым шумом

Драпкин Б.З.Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков

Некрасова Ю.Б. Активная логопсихотерапия при восстановлении речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях

Лохов М.И. Особенности коррекции речи у взрослых

Чевелева Н.А.Родителям о заикании у детей

Рау Е.Ю. Возможности педагогической коррекции нарушения общения при заикании учителями общеобразовательной школы

Образование: Первый московский медицинский институт, 1952, специальность «Лечебное дело».

Тема кандидатской диссертации

Тема докторской диссертации

Курсы текущего учебного года

Методология исследовательской деятельности.

Основы клинико-физиологического анализа речевых нарушений.

Более 150 научных и учебно-методических работ. Наиболее важные работы в последние годы:

Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 184 с. Белякова, Л.И. (готово к выходу).

Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 114-123.

Белякова, Л.И. Традиции и инновации в диагностике и коррекции заикания у детей в русской логопедии / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Forum Logopedyczne. – 2015. – № 23. – С. 17-25.

Белякова Л. И. Логопедия : Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Белякова Л.И. Логопедия: Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Владос, 2009.

Белякова Л.И. Логопедия: Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003.

Белякова Л.И. Логопедия: Заикание: Хрестоматия / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003.

Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. – М.: Книголюб, 2004.

Белякова Л. И. Системный подход к анализу патогенетических механизмов заикания / Л.И. Белякова // Теоретические проблемы нарушений плавности речи: Коллективная монография / Под ред. Ю. О. Филатовой. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – C. 14-33.

Белякова Л.И. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – логопедия. – Ч. 1, 2. – М.: Прометей, 2004.

Белякова Л.И. Практикум по логопедии. Заикание / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. – М.: Издательство «Прометей», 2007.

Белякова Л. И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения ; под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – С. 40-54.

Повышение квалификации

Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «МПГУ» по теме «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»». 2017– 78 час. (Удостоверение № 14458-ПК-2017).

Государственные и ведомственные награды

Лауреат I степени в конкурсе на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук за монографию «Теоретические проблемы нарушений плавности речи» (2012).

Лауреат I степени в конкурсе на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебное пособие для студентов педагогических вузов «Логопедия. Заикание. Хрестоматия» (2002).

I место среди иностранных учебников по проблеме заикания за учебник «Логопедия. Заикание» (1998).

Городская экспериментальная площадка «Разработка и апробация логопедических технологий в целях их использования в ”Программе обучения и воспитания заикающихся дошкольников», 2010-2013 гг. (совместно с Филатовой Ю.О.).

Грант РГНФ «Мультидисциплинарный анализ механизмов становления и нарушения письма и чтения», 1994-1996 гг. (совместно с Иншаковой О.Б.).

Количество защищенных кандидатов педагогических и медицинских наук – 25, докторов педагогических наук – 1.

Председатель Диссертационного совета Д 212.154.26 при ФГБОУ ВПО “Московский педагогический государственный университет”.

Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова: Заикание.

Если специально приготовленный образец подвергнуть растяжению на машине и записать на диаграммной ленте все изменения, которые будут происходить с ним, то получим кривую, которая называется кривой растяжения.В первоначальный момент образец растягивается без деформации, т.е. в упругой области. Это имеет место при напряжении sпц. При растяжении большем sпц. Пропорциональность степени напряжения и деформации нарушается.sпц – получила название предел пропорциональности, который равен:sпцпц/Fо, МпаПри деформации металла, в процессе повышения нагрузки, на кривой растяжения может появиться площадка, нагрузка при которой металл деформируется без приложенных дополнительных усилий, называется пределом текучести (физический):sтт./F о, МПаДеформированием сплавов, у которых отсутствует площадка текучести вводят характеристику, называемую условным пределом текучести.s02 – это усилие, которое вызывает остаточную деформацию 0,2%;sв – предел прочности на растяжение – это максимальная нагрузка, предшествующая разрушению образца.Помимо характеристик прочности из кривой растяжения можно выделить характеристики пластичности:d — относительное удлинение;y — относительное сужение.

60.Термическая обработка металлов и сплавов. Классификация видов тер.обработки. Для придания М и сплавам необход св-в их подвергают термической обработке. Для этого М и сплавы нагревают до опред t°, выдерживают, а затем охлаждают с определённой n. В рез-те этого происходит изменение структуры Þ получаем нужное нам св-во. ТО заключается в тепловом воздействии на М и сплавы с целью направленного изменения структуры и свойств М и сплавов. » То можно изобразить графически в координатах t°, С и t, сек. Наклон говорит о n. РИС. По графику можем определить t° нагрева, t выдержки, n охлаждения. График не говорит об изменении структуры. Параметры ТО (t° нагрева, t выдержки, n охлаждения, n нагрева) по-разному влияют на структурные изменения. Соответственно структурным изменениям все виды ТО делят на: 1) отжиг (I и II рода). Отжиг – ТО, в процессе кот производится нагрев деталей из стали до требуемой t° с последующей выдержкой и медленным охлаждением в печи для получения однородной, равновесной, менее тв структуры, свободной от остаточных напряжений. Отжиг I рода – отжиг, при кот нагрев и выдержка м производятся с целью приведения его в однородное (равновесное состояние) за счёт ¯ химич неоднородностей. Виды О I-го рода: а) гомогенизационный (ТО, при кот гл процессом явл устранение последствий ликвации); б) рекристаллизационный (ТО деформированного М, при кот гл процессом явл рекристаллизация М); в) О для снятии напряжения. 2) закалка состоит в нагреве стали выше её t° фазовых превращений, выдержке для завершения всех превращений и охлаждений с более высокой n с целью получения при комнатной t° неравновесных структур, обеспечивающих более высокую прочность и твёрдость стали: а) закалка без полиморфного превращения; б) закалка с полиморфным превращением (ТО, заключающаяся в нагреве М выше t° фазовых превращений с последующим быстрым охлаждением для получения структурно неравновесного состояния. 3) отпуск – ТО, представляющая собой нагрев закалённого сплава ниже t° фазовых превращений для приближения его структуры к более устойчивому состоянию. 4) ХТО: а) диффузионное насыщение неМ (цементация, азотирование, цианирование, борирование, оксидирование); б) диффузионное насыщение М (алитирование, хромирование, силицирование, насыщение др М); в) диффузионное удаление элементов (обезводороживание и обезуглероживание). 5) ТМО: а) ТМО стареющих сплавов; б) ТМО сталей, закаливаемых на мартенсит. Первые 3 вида относятся к собственно ТО, там имеет место тлк тепловое воздействие. При ХТО одновременно с тепловым возд происходит изменение в хим составе. При ТМО происходит одновременное термич и механич воздействие.

61. Диаграмма сост. переохлаждённого А (строят, чтобы понять, что происходит в сталях при охлаждении). Берут большое кол-во тонких образцов и нагревают их до t°, немного выше А1. После этого образцы переносят на t°, немного ниже А1 и выбрасывают в Н2О. Наблюдают, как происходит процесс . РИС. Степень переохлаждения – разность м/у равновесной и реальной t°. Степень переохлаждения ­, n переохлаждения ­. Чем ­ степень переохлаждения, тем ­ центров, тем Спросить! феррито-цементита.

62.Способы закалки сталей. З в 1 охлаждающей среде — самый простой способ – (гл, чтобы n охлаждения>n критич). Для этого сталь нагревают до состояния однородного А и охлаждают в 1 среде (масло, Н2О). При З в 1 среде оч часто возникают чрезмерные закалочные напряжения Þ надо найти способ З для ¯ этого напряжения. «+»: простота; «-» большие внутренние напряжения в детали. 2) З в 2 средах: Сначала погружают в Н2О, а потом в масло. «+»: снижаются внутренние напряжения; «-»: трудность регулирования выдержки деталей в перовой охлаждающей Ж, нестабильный результат. 3) Ступенчатая З (Чернов): после нагрева до состояния А деталь быстро переносится в t°, чуть >МН, выдерживается при этой t°, а потом охлаждается в масле. З в 2 средах и ступенчатая З, если речь идёт об обычных углеродистых сталях, может применяться тлк для деталей небольшого сечения, т.к. при охлаждении в Н2О детали диаметром 8…12 мм, мы можем перескочить t° распада на феррит и цементит. t° нагрева сталей по З подбирают по ДС. Доэвтект стали: (30…50)°С+АС3; заэвтект и эвтект стали: (50…70)°С+АС1. «-»: ограничение размера деталей. 4) Изотермическая З. Сталь выдерживается в ваннах до окончания изотермического превращения аустенита. t° соляной ванны обычно составляет (250-350)°С. В рез-те изотермической З получается структура бейнита с твёрдостью 45-55 HRC при сохранении повышенной пластичности и вязкости. Длительность выдержки определяется с помощью диаграмм изотермического превращения аустенита. 5) Закалка с самоотпуском применяется в случае термообработки инструмента типа зубил, молотков, в кот должны сочетаться твёрдость и вязкость. Изделия выдерживают в закалочной ванне не до полного охлаждения. За счёт тепла внутренних участков происходит нагрев поверхностных слоёв до нужной t°, т.е. самоотпуск. 6) Обработка холодом. В структуре стали, закалено при комнатной t° присутствует некоторое кол-во остаточного аустенита, кот ¯ твёрдость и износостойкость деталей и может приводить к изменению их размеров при эксплуатации в условиях низких t° из-за самопроизвольного образования мартенсита из аустенита. Для ¯ остаточного аустенита в структуре применяют обработку холодом, кот состоит в охлаждении стали ниже 0°С до МК (обычно не ниже -75°С), поучаемых в смесях сухого льда со спиртом. Обработка холодом должна производиться сразу же после закалки во избежание стабилизации аустенита.

Начинается применение охлаждения под давлением в среде азота, аргона, водорода

63. Поверхностная закалка стали состоит в нагреве поверхностного слоя стали выше АС3 c последующим охлаждением для получения высокой твёрдости и прочности в поверхностном слое детали в сочетании с вязкой сердцевиной. Высокая n высокочастотного нагрева обусловливает смещение фазовых превращений в область более высоких t° Þ t° высокочастотной закалки должна быть выше t° З при обычном печном нагреве и тем выше, чем больше n нагрева и грубее выделения избыточного феррита в доэвтектоидных сталях. Нагрев под З производят токами высокой частоты (ТВЧ). При нагреве ТВЧ магнитный поток, создаваемый переменным током, проходящим по проводнику (индуктору), индуцирует вихревые токи в М детали, помещённой внутри индуктора. СТР 279 РИС 12.1. Форма индуктора соответствует внешней форме изделия. Индуктор представляет собой медные трубки с циркулирующей внутри Н2О для охлаждения. n нагрева зависит от кол-ва выделившейся теплоты, пропорционального квадрату силы тока и сопротивлению М. Основное кол-во теплоты выделяется в тонком поверхностном слое. Чем ­ частота тока, тем ¯ закалённый слой. После нагрева в индукторе деталь охлаждают с помощью специального охлаждающего устройства. Ч/з имеющиеся в нём отверстия на поверхность детали разбрызгивается охлаждающая жидкость. Структура закалённого слоя состоит из мартенсита, а переходной зоны – из мартенсита и феррита. Глубинные слои нагреваются до t° ниже критических и при охлаждении не упрочняются. Для ­ прочности сердцевины перед поверхностной закалкой деталь иногда подвергают нормализации или улучшению. Достоинства поверхностной З ТВЧ: регулируемая длина закаливаемого слоя, высокая производительность, возможность автоматизации, отсутствие окалинообразования и обезуглероживания, min коробление детали. Недостатки: высокая стоимость индуктора Þ малая применимость ТВЧ к условиям единичного производства. Для поверхностной З применяют обычно углеродистые стали, содержащие »0,4%С. Глубокая прокаливаемость при этом методе не используется Þ легированные стали обычно не применяют. После З проводят низкий отпуск или самоотпуск. Выбор толщины упрочняемого слоя зависит от условий работы деталей. Для поверхностной З может использоваться нагрев лазером. Это позволяет избежать необходимость изготовления индивидуальных индукторов. Лазерное излучение распространяется очень узким пучком и хар-ся высокой концентрацией энергии. Под действием лазерного излучения поверхность деталей за короткий промежуток времени нагревается до высоких t°. После прекращения облучения нагретые участки быстро охлаждаются благодаря интенсивному отводу теплоты холодными V М. Происходит З тонкого поверхностного слоя. Лазерная обработка поверхности стальных и чугунных деталей ­ их износостойкость, предел выносливости при изгибе и предел контактной выносливости.

64. Сиситема Железо–Углерод. Структурные модификации железа. Раств-ть С в Fe.

Все сплавы системы железо – цементит по структурному признаку делят на две большие группы: стали и чугуны.Cплавы с содержанием углерода >0,02%, наз. тех. железо. Структура таких сплавов после окончания кристаллизации состоит или из зерен феррита, при содержании углерода менее 0,006 %, или из зерен феррита и кристаллов цементита третичного, расположенных по границам зерен феррита, если содержание углерода от 0,006 до 0,02 %.Углеродистыми сталями называют сплавы железа с углеродом, содержащие 0,02…2,14 % углерода, заканчивающие кристаллизацию образованием аустенита.Они обладают высокой пластичностью, особенно в аустенитном состоянии.Структура сталей формируется в результате перекристаллизации аустенита. По содержанию углерода и по структуре стали подразделяются на доэвтектоидные (0,02% Опубликовано в рубрике Депрессия

detskie-sudbi.ru