Бодров ва психологический стресс м 1995

Содержание:

Психологический стресс: развитие и преодоление

12. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 4. С. 45–54.

13. Арутюнов Г.А., Удалов Ю.Ф., Челнокова Н.А. и др. К вопросу об изменениях обмена веществ и энергетических трат в условиях нервного напряжения // Вопросы питания. 1961. № 1. С. 3–6.

14. Беляев Г.С. Значение аутогенной тренировки в комплексном лечении психогенного гипоэрекционного синдрома //Вопросы сексопатологии. М.: Медгиз, 1969. С. 29–31.

15. Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. Л.: Медицина, 1977.

16. Береговой Г.Т., Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978.

17. Берталанфи Л.Ф. Общая теория систем //Системные исследования. М., 1969. С. 30–34.

18. Бехтерев В.М. Избранные произведения. Л.: Медгиз, 1954.

19. Бехтерева Н.П. Нейропсихологические аспекты психической деятельности человека. Изд. 2-е. Л.: Наука, 1974.

20. Бехтерева Н.П. Физиология здорового и больного мозга человека. Л.: Наука, 1980.

21. Бильгильдеева Т.Ю., Крюкова Т.Л. О возрастных аспектах копинг-поведения // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Материалы Всероссийского симпозиума. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, РПО, 2000. С. 81–82.

22. Блинова О.А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. 1998. № 3. С. 106–118.

23. Бобков Ю.Г., Виноградов В.М. Фармакологическая коррекция умственной и физической работоспособности // Фармакологическая регуляция процессов утомления / Под ред. Ю.Г. Бобкова. М.: Изд-во НИИ фармакологии АМН СССР, 1982. С. 7—33.

24. Бобков Ю.Г., Виноградов В.М., Катков В.Ф., Лосев С.С., Смирнов А.В. Фармакологическая коррекция утомления. М.: Медицина, 1984.

25. Боевой стресс: стратегии и коррекции. Сб. научных трудов / Под ред. И.Б. Ушакова и Ю.С. Голова. М.: Изд-во ГНИИИ ВМ МО РФ, 2002. Т. 1.; 2003. Т. 2.

26. Бодров В.А. Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения // Психологический журнал. 1987. № 3. С. 107–117.

27. Бодров В.А. Проблема профессиональной и функциональной надежности оператора // Психологический журнал. 1989. № 4. С. 142–149.

28. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1995.

lib100.com

Тематика самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы психологического консультирования»

Страницы работы

Содержание работы

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов проводится в следующих возможных формах:

1. Конспектирование специальной литературы.

2. Анализ письменных источников.

3. Составление плана-конспекта.

4. Подготовка доклада к лекциям.

5. Творческие работы по специальной тематике.

6. Подготовка к участию в дискуссиях и диспутах на лекции или семинаре.

7. Подготовка реферата.

8. Подготовка письменного комментария к прочитанным текстам.

9. Выделение базовых терминов по публикации.

10. Подготовка контрольной работы (для заочного отделения).

Форма самостоятельной работы определяется преподавателем или самим студентом и выполняются по следующим тематикам:

Тема 1: Консультирование в кризисной службе

  • Специфика консультирования в кризисной службе
  • Принципы и правила кризисного консультирования
  • Особенности телефонного консультирования
  • Требования к персоналу кризисных служб
  • Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
  • Основы психологического консультирования / Сост. А. Н. Волкова, СПб., 2004.
  • Практика телефонного консультирования / Сост. Моховиков А. Н.. М., 2005.

    Тема 2: Экстремальные состояния

  • Особенности экстремальных состояний
  • Виды экстремальных состояний
  • Влияние экстремальных ситуаций на личность
  • Психологические последствия экстремальных ситуаций
  • Пуховский Н. Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 2000.
  • Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
  • Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М., 2005.
  • Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельчёнок. М., 2001.
  • Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций. Ростов н/Д., 2008.
  • Александровский Ю. и др. Психогении в экстремальных ситуациях. М., 1991.
  • Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. СПб., 1999.
  • Пергаменщик Л. А. Кризисная психология. Минск, 2004.
  • Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. М., 2007.
  • Соловьёва С. Л. Психология экстремальных состояний. СПб., 2003.

    Тема 3: Психологическая помощь в кризисных ситуациях

  • Особенности психологической помощи в кризисных ситуациях.
  • Психопрофилактика негативных последствий кризисных состояний.
  • Этапы кризисной помощи
  • Самопомощь в кризисных ситуациях
    1. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций М., 1984.
    2. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов н/Д., 2005.
    3. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб., 2007.
    4. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб., 2000.
    5. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль, 1999.
    6. Пергаменщик Л. А. Самопомощь в кризисных ситуациях: Психологический практикум. Минск, 1995.
    7. Колесникова Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. М., 2005.

    Тема 4: Психологический стресс и работа с ним

  • Стресс как один из компонентов кризисного состояния
  • Виды стресса
  • Методы работы со стрессом
  • Аутотренинг в борьбе со стрессом
  • Кичаев А. А. Кризис и стресс. Пособие по приручению. СПб., 2009.
  • Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000.
  • Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М. 1995.
  • Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.
  • Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
  • Селье Г. Стресс без дистресса. М.. 1982.
  • Стресс жизни. Понять, противостоять и управлять им / Сост. Л. М. Попова, И. В. Соколов. СПб., 1994.
  • Фонтана Д, Перри Г., Брум А. Как справиться со стрессом. Как справиться с кризисом. Как жить с вашей болью. М., 1995.

    Тема 5: Суицидальное поведение как следствие кризисного состояния

  • Особенности суицидального поведения
  • Помощь лицам, после суицидальной попытки
  • Профилактика суицидов
  • Работа с лицами, переживающими суицид близкого человека
  • Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. М., 1980.
  • Бехтерев В. М. О причинах самоубийства и возможности борьбы с ним. Л., 1911.
  • Дюркгейм Э., Самоубийство. СПб, Питер, 1998.
  • Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства. М., 2001.
  • Пурич-Пейакович Й. Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков. М. 2000.
  • Саморазрушающее поведение у подростков / Ред. Ю. В. Попова, А. Е. Личко. Л., 1991.
  • Сладков Л. С. Плюс/минус жизнь. М., 1990.
  • Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005.
  • Суицид. Хрестоматия по суицидологи / Сост. А. Н. Моховиков. Киев, 1996.
  • Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М., 2001.

    Виды психологическое консультирование в ситуации стресса

    Breadcrumbs

    Моя работа:

    Мой кабинет:

    • Фото
    • Видео
    • Аренда зала
    • Новости
    • Мой блог

    Подписаться на новости

    Для ответа на данный вопрос, необходимо дать обозначения этих понятий:

    – психологическое консультирование – это вид психологической помощи, который ориентирован на преодоление проблем психологического характера. В тяжелый момент жизни клиента психолог может помочь преодолеть стресс, лучше понять жизненную ситуацию, принять важное решение. В ходе психологической консультации у клиента появляется возможность шире взглянуть на ситуацию, по-другому оценить свою роль в ней, и соответственно, правильно для клиента скоректировать свое поведение.

    – психотератия – это метод психологической коррекции для облегчения эмоционального стресса, восприятия в решении психологических проблем и внутренних конфликтов, помощь в изменении тех личных особенностей и способов поведения, которые мешают реализации внутреннего потенциала в межличностных отношениях, работе и пр. Как видно из выше скзанного, провести четкую границу между двумя этими видами помощи не так легко. Этому как раз и посвящена моя диссертационная работа.

    Обобщая существующие взгляды специалистов на отличие психологического консультирования и психотерапию, можно сказать, что первый контакт специалиста в сфере психологического здоровья (то есть психолога, психиатора, сексолога, психотерапевта или психоаналитика) человека, который обратится за помощью, всегда начинается с «консультирования», и, в зависимости от мотивации и сложности проблем, может привести к краткосрочной психотерапевтической работе над отдельной проблемой или к неограниченной по времени интенсивной психотерапии.

    Естественно, когда продолжительность и интенсивность (количество сеансов в неделю) психотерапии существенно расширяет ее возможности в сравнении с психологическим консультированием.

    Неврозы и более серьезные психические расстройства, как правило, требуют психотерапии, а иногда и ее совмещения с психофакмакологическим лечением у психиатора.

    Психология травматического стресса. Методологические различия при определении стресса и травматического стресса

    Травматический стресс – это особая форма общей реакции, возникающая в ситуации, когда стресс перегружает психологические и адаптационные возможности человека и разрушает защиту, т.е. стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере.

    – это специфиче­ский класс критических жизненных событий, которым присущи сле­дующие характеристики: они нежелательны; обладают крайне негативным воздействием и высокой интенсивностью; их тяжело конт­ролировать, вплоть до полной невозможности контроля; они превышают возможности преодоления и чаще всего непредска­зуемы (случаются внезапно).

    Стрессор в таких случаях – это травматические события, которые коренным образом нарушают чувство безопасности индивида.

    Травматическое событие – это событие, связанное со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или ка­кой-то другой угрозой с физическими последствиями, причем дан­ное событие может затрагивать человека прямо или косвенно. Ино­гда травма возникает из-за того, что человек становится свидетелем ранения или смерти другого человека. – это экстремальные события, обладающие мощным негативным воздействием, требующие активности индивида по совладанию с этим воздействием. Виды травматических ситуаций: Кратковременные (землетрясение, цунами) Постоянные/повторяющиеся (заложничество)

    Результатом травматического стресса может стать психическая травма.

    Психическая травма — внутреннее состояние, характеризующиеся нарушением аутопластической адаптации, возникающей вследствие дисбаланса воздействий и психических возможностей индивида.

    1). прошедшее событие осознается

    2). состояние обусловлено внешними причинами

    3). пережитое нарушает привычный образ жизни

    4). вызывает чувство ужаса, бессилия, невозможности что-то предпринять и изменить

    Линдеманн ввел понятие «синдром острого горя». Он имеет схожие черты переживания, затем переходит в посттравматический синдром. физическое страдание (тяжесть от ходьбы, постоянные вздохи) поглощенность образом умершего (постоянно думает о нем, видит сны с ним) чувство вины враждебные реакции утрата модели поведения

    Травматическое событие => (вызывает) Травматический стресс => Психологическая травма => Психогенное заболевание. (см. № 13) Для нового приспособле­ния требуется много энергии, усилий, так как обычно эти события затрагивают не только самого индивида, но и близких ему людей, а иногда еще и материальное имущество или социальное и личное существование в целом. Жертвы травматичес­ких событий подвергаются многократным перегрузкам, а нередко и целому ряду следствий этих перегрузок, включая признание челове­ка «жертвой».

    Журнал Практической Психологии и Психоанализа

    Почему люди обращаются за психологической помощью?

    Сколько людей — столько оснований для обращения за психологической помощью.

    Одни приходят к психологу, надеясь справиться с трудной жизненной ситуацией и принять взвешенное решение, другие ждут от психолога избавления от душевного страдания и таких симптомов как депрессия, тревога, страх. За психологической помощью часто обращаются также те, кто испытывают трудности в установлении или поддержании удовлетворяющих личных отношений.

    Обращение за психологической помощью предполагает взятие человеком определенной ответственности за собственную жизнь и признание, что что-то во мне, по всей видимости, не так. Но это способны далеко не все. Решимость воплотить идею обратиться за психологической помощью зачастую возникает, когда человек начинает осознавать, что что-то в его жизни вновь и вновь повторяется с одним и тем же безрадостным исходом.

    Консультация с психологом — это первый шаг, который свидетельствует о реальном желании что-то изменить в себе, в своих личных отношениях или в профессиональной жизни, и этот шаг делает данное желание более реальным. Обращение за помощью к психологу говорит, с одной стороны, об осознании насущной потребности что-то изменить в своей жизни, с другой, — о готовности взять ответственность за собственную жизнь. Поэтому ваш первый шаг всегда будет верно воспринят и с первого визита вы может рассчитывать на самое серьёзное отношение, поддержку и уважение психолога.

    Что такое психологическое консультирование и психотерапия?

    Чтобы ответить на этот вопрос приведу типичные определения обоих понятий.

    Психологическое консультирование — это вид психологической помощи, ориентированный на преодоление проблем психологического характера. В трудный момент в вашей жизни психолог-консультант может помочь преодолеть стресс, лучше понять вашу жизненную ситуацию, принять взвешенное решение. В ходе психологического консультирования у вас появится возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением, скорректировать свое поведение.

    Психотерапия — это метод психологического лечения для облегчения эмоционального стресса, содействие в разрешении психологических проблем и внутренних конфликтов, помощь в изменении тех личностных особенностей и способов поведения, которые препятствуют реализации внутреннего потенциала в плодотворной работе и удовлетворяющих межличностных отношениях.

    Как видите, провести грань между двумя этими видами помощи не так уж просто. Обобщая существующие взгляды специалистов на различие психологического консультирования и психотерапии можно сказать, что первый контакт специалиста в области психологического здоровья (то есть психолога, психиатра, психотерапевта или психоаналитика) и обратившегося за помощью человека всегда начинается с «консультирования» и, в зависимости от мотивации и тяжести проблем, может привести к краткосрочной психотерапевтической проработке отдельной проблемы или не ограниченной по времени интенсивной психотерапии. Естественно, что длительность и интенсивность (количество сеансов в неделю) психотерапии существенно расширяет ее возможности в сравнении с психологическим консультированием. Неврозы и более серьезные психические расстройства, как правило, требуют психотерапии, а порой и ее совмещения с психофармакологическим лечением у психиатра.

    Какова продолжительность психологической консультации?

    Продолжительность психологической консультации обычно составляет 45-60 минут, чаще 50 минут. Как показывает опыт, большинству клиентов этого количества времени достаточно. Отчасти данная длительность объясняется и тем, что при такой продолжительности консультации психолог имеет 10-минутный перерыв, необходимый для того, чтобы перевести дух и настроиться на следующий сеанс.

    Некоторые психологи выделяют для консультаций с клиентами большее количество времени, как правило, не более 1.5 часа. Особенно это распространено среди психологов, работающих с парами и семьями. Большая продолжительность психологической консультации является нестандартной и за некоторым исключением (например, включение в консультацию проведения и интерпретации диагностических методик) свидетельствует о непрофессионализме психолога.

    Большая часть времени первой консультации, как правило, уходит на то, чтобы сориентироваться в жизненной ситуации клиента и оценить его эмоциональное состояние. Поэтому то, чего стоит ожидать от разовой консультации с психологом — это получение поддержки, релевантной информации и профессиональной рекомендации. Более серьезный подход к проблеме предполагает её более тщательное исследование, для чего психолог может предложить вам встретиться несколько раз, чтобы лучше понять характер ваших проблем и более взвешенно подойти к вопросу определения оптимального вида помощи. Вместе с тем, в ряде случаев нескольких встреч бывает вполне достаточно, чтобы облегчить эмоциональную ситуацию и скорректировать ваши реакции в той или иной жизненной ситуации.

    Какова длительность психологической помощи?

    Длительность психологической помощи может быть различной: от разовой консультации до 10-15 встреч. В данном случае речь идет о психологическом консультировании. В случае, если существующие психологические проблемы требуют более длительной работы, психолог может порекомендовать вам пройти курс психотерапии (продолжительность краткосрочной психотерапии 15-30 сеансов, продолжительность длительной психотерапии — от 30 до нескольких сотен сеансов). Впрочем, среди профессионалов в области психологической и психотерапевтической помощи существуют расхождения в представлениях по этому поводу. Кто-то, регулярно встречаясь с клиентом на протяжении нескольких лет, считает, что занимается психологическим консультированием, кто-то, единственную встречу называет психотерапией.

    Какова разница между психологом, психотерапевтом и психиатром?

    Психолог — это специалист с гуманитарным образованием, получивший подготовку в области научной и прикладной психологии. Психолог может иметь первичную специализацию в одной из областей практической психологии, например, психодиагностика, детская психология, психологическое консультирование.

    Психологом-консультантом может называть себя специалист, который в ходе своего первого высшего образования получил первичную специализацию по психологическому консультированию или человек с высшим образованием, закончивший программу профессиональной переподготовки по психологическому консультированию сроком не менее трех лет.

    На мой взгляд, только лишь высшего психологического образования (пусть и со специализацией по психологическому консультированию), даже полученному в лучших вузах страны, недостаточно для компетентной практики в качестве практического психолога.

    Психотерапевтом может стать врач или психолог. Для этого необходимо получить дополнительное образование в области психотерапии сроком не менее трех лет.

    Подготовка по психотерапии может иметь эклектический характер, в ходе которой студент изучает ряд направлений и методов психотерапии или быть узконаправленной, например, по психоаналитической психотерапии, гештальттерапии, когнитивной психотерапии и т.д.

    Психиатр — это врач, то есть специалист с медицинским образованием, прошедший специальную подготовку в области диагностики психических заболеваний и их фармакологического лечения. Психиатрия как область медицины рассматривает эмоциональные и поведенческие проблемы как форму болезни, симптомы которой могут быть облегчены или сняты психофармакологической терапией. Некоторые психиатры считают, что десятиминутные встречи, во время которых они выслушивают жалобы, выясняют симптомы и прописывают лекарственные схемы, являются психотерапией. Это конечно не так.

    В случае если перед Вами профессионал, будь он психологом, психотерапевтом или психиатром, то разницы может никакой и не быть. Психиатр может быть хорошим психологом, способным отложить в сторону «психопатологические линзы» и оценить нуждается ли человек в душевной теплоте, неторопливой оценке жизненной ситуации и лечении разговором, т.е. психотерапии или таблетках и госпитализации. Квалифицированный психолог-консультант может иметь базовые представления в области клинической психологии и психиатрии, осознавать пределы своей компетентности и в случае необходимости порекомендовать человеку проконсультироваться у психиатра. Диагноз психиатра направлен на поиски признаков патологии. В лексиконе традиционной психиатрии существует немного терминов для обозначения здорового состояния и множество — для обозначения патологических проявлений. Диагноз психотерапевта, как и фокус внимания психолога, направлены скорее на выявление здоровых, а не патологических аспектов личности, поскольку чтобы психологическая или психотерапевтическая помощь была эффективна важно опираться на ресурсы, сильные стороны личности пациента. Преимущество психологического образования является опора на знания психологии личности и психологии нормального развития. Достоинством медицинского образования заключается в знаниях о функционировании организма и соматических заболеваниях.

    Существенным отличием психолога-психотерапевта от врача-психотерапевта, а также психиатра является то, что он не может прописывать таблетки, то есть проводить психофармакологическое лечение.

    Как оценить профессионализм психолога-консультанта?

    Для того чтобы найти компетентного психолога-консультанта, услуги которого будет соответствовать вашим потребностям и личным особенностям, вам может потребоваться некоторое время. Сегодня многие провозглашают себя специалистами в области психологической и психотерапевтической помощи, однако, далеко не всегда имеют профессиональную подготовку, соответствующую существующим в данной профессии стандартам.

    Психологическую помощь имеет право оказывать психолог или клинический психолог, не только имеющий высшее психологическое образование, но и получивший специальную подготовку в области психологического консультирования или психотерапии. Конечно же, также важно, чтобы психолог обладал опытом работы в области психологического консультирования или психотерапии, а также был надежным, ответственным и отзывчивым человеком. Поэтому стоит поинтересоваться уровнем подготовки специалиста, который может стать вашим личным психологом. Я бы предложил вам придерживаться следующих минимальных требований к образованию и опыту специалиста. Прежде всего, психолог-консультант должен иметь основательную профессиональную подготовку. Для этого сначала стоит поинтересоваться, имеет ли выбранный вами психолог высшее психологическое образование, когда он закончил институт, а также является ли психология для него первым или вторым образованием? Впрочем, диплом психолога и даже научная степень еще не гарантируют того, что перед вами квалифицированный психолог-консультант. Далее стоит спросить, где и как долго он обучался психологическому консультированию или психотерапии и каков его практический опыт. Если ориентироваться на международные стандарты, то минимальная длительность специального образования в области психологического консультирования или психотерапии должна быть не менее трех лет. Как и в других помогающих профессиях, профессиональное становление психолога-консультанта требует несколько лет практической деятельности, в течение которых психолог обретает практический опыт, время от времени участвует в семинарах и курсах повышения квалификации, обсуждает свой практический опыт с коллегами и супервизором, то есть, с опытным специалистом.

    Членство в профессиональных обществах и ассоциациях является дополнительной информацией, о которой стоит спросить у психолога. Безусловно, лучше, если перед вами специалист, являющийся членом серьезной профессиональной ассоциации или общества. Через мероприятия профессиональных организаций обычно осуществляется непрерывность профессионального развития и некоторый коллегиальный контроль профессиональной компетентности.

    Уверенные и достаточно открытые ответы психолога на эти вопросы могут помочь вам оценить уровень его профессиональной компетентности.

    Чего ожидать и чего не стоит ожидать от консультации и помощи психолога?

    Обращаясь за помощью к психологу, большинство людей надеются как можно быстрее почувствовать себя лучше, многие настраивают себя на быстрое, почти волшебное избавление от своих бед. Отчасти это объяснимо. Как правило, люди не имеют реального представления о процессе психологической помощи. Взаимодействие с психологом представляется им проще и легче, чем оно есть на самом деле. Люди надеются, что после того, как они поведают о своих проблемах, остальное за них сделает психолог, переоценивая при этом влияние специалиста и недооценивая необходимость собственного активного участия в исследовании и разрешении существующих проблем. Зачастую клиенты воспринимают психолога через призму фантазий, низводя себя до пассивной роли предоставления информации для психологического оракула. Магическое желание иметь побольше, прямо сейчас и без весомых усилий, в той или иной степени, присуще каждому из нас. Даже те, кто осознают, что для достижения положительного результата обычно требуются месяцы, а порой и годы кропотливой работы над собой, все же испытывают некоторое разочарование, когда после одной, нескольких консультаций не обнаруживает существенных перемен. Хотя, в отличие от магов и целителей, психологи не обещают людям быстрого и гарантированного изменения их состояния и жизненных обстоятельств, ожидание подобных трансформаций — довольно частое явление.

    Ожидание того, что за час беседы психолог составит психологический портрет и провозгласит чудесный совет, который все расставит на свои места, — это также обращение к образу «идеального родителя». Многое из того, на что мы надеемся от психологической помощи, существует в идеальном родительском отношении: сочувствие и понимание, душевная теплота, терпимость к взлетам и падениям во время кризисов развития. Весьма существенная разница между психологом и родителем заключается в том времени, которое им отводится для того, чтобы показать себя с лучшей стороны.

    Помощь психолога и психотерапевта также отличается от привычной модели отношений врача и пациента, в которых пациенту отведена пассивная роль выполнения указаний врача. Иначе говоря, не стоит рассматривать психологическую помощь как пассивное предоставление информации о существующих проблемах, в то время как специалист будет вас «лечить» или «учить». Психологическая помощь — это совместная работа, в которой клиенту отведена активная роль. От вас ожидается следующее: вовремя приходить на сеансы, не пропускать их без уважительной причины, активно участвовать в предоставлении информации о себе и прилагать усилия для понимания природы существующих затруднений.

    Психолог видит свою задачу в том, чтобы обеспечить вас условиями для открытого самовыражения, поэтому в отличие от привычного общения психолог весомую часть беседы уделяет слушанию. При этом он не просто сидит, как может показаться на первый взгляд, — он внимательно слушает и наблюдает, для того чтобы поделиться с вами своими суждениями о том, какие барьеры стоят на пути к пониманию и решению существующих проблем. В ходе совместной работы психолог поможет реалистичней оценить жизненные события и реакции на них. Проясняя и перефразируя сказанное вами, психолог может привести вас к пониманию того, что обычно ускользает от вашего взгляда. Психолог подмечает внезапные изменения вашего настроения и поведения, помогает отследить непоследовательность в ваших действиях, обращает Ваше внимание на те эмоциональные изменения, которые происходят с вами при повествовании о том или ином событии. Психолог поможет вам установить связь между вашими чувствами и поведением, между событиями прошлого и настоящей жизнью. Кроме того, психолог предложит вам новые средства самопознания — через свободные ассоциации, интерпретацию сновидений, отреагирование чувств и другие приемы. Посредством такого рода взаимодействия с психологом, через погружение в собственный внутренний мир и диалог, вам постепенно откроются новые перспективы и альтернативы решения ваших проблем, вы научитесь извлекать уроки из событий собственной жизни.

    Дает ли психолог советы?

    В процессе оказания психологической помощи психолог стремится к тому, чтобы принимать клиента таким, какой он есть, создать условия для его самоопределения и личностного роста, а также к тому, чтобы он по-новому взглянул на собственное поведение. Иначе говоря, в основе профессионального отношения психолога к клиенту лежит убеждение в том, что людям присуща сложность, уникальность и тенденция к развитию и реализации своего потенциала.

    Поэтому, как правило, психологи не дают советы. Там где это уместно, психологи предпочитают предоставлять психологически релевантную информацию, так как познакомить с информацией — это не то же самое, что дать совет. Советы принадлежат тому, кто его дает. Информация же принадлежит клиенту, он может ее использовать тогда и так, как считает нужным, или же полностью проигнорировать ее. Советы создают зависимость, знание дает свободу.

    Психологи и психотерапевты не имеют особого знания или мудрости относительно того, как следует жить. То, что они главным образом привносят в процесс психологической помощи — это профессиональные навыки, которые помогают клиентам исследовать их внутренние представления и конфликты, понимать существующие проблемы и осуществлять изменения в собственных мыслях, эмоциях и поведении.

    Каковы преимущества и недостатки виртуальной консультации психолога?

    Виртуальная психологическая помощь — это бурно развиваемая сейчас область психологических услуг в интернете. Существуют различные обозначения для этого вида психологической помощи, а именно: психологическая помощь on line, консультирование виртуального психолога, кибертерапия.

    Цель виртуального взаимодействия психолога и клиента, как и психологического консультирования лицом к лицу, состоит в том, чтобы помочь человеку улучшить качество своей жизни. Однако виртуальная помощь психолога ни в коем случае не является заменой лечения разговором. Прежде всего потому, что виртуальная психологическая помощь существует всего несколько лет, в то время как психотерапии уже более ста лет. На данный момент имеются многочисленные свидетельства тех, кто посетил «виртуальный кабинет» психолога о том, что такого рода общение может быть весьма полезно, однако, пока нет каких-либо научных данных, подтверждающих эффективность виртуальной психологической помощи. Эффективность же традиционной психотерапии при лечении различных эмоциональных и поведенческих расстройств подтверждена многочисленными научными исследованиями.

    На данный момент виртуальная психологическая помощь (разовые консультации и в особенности длительная помощь) — это подлинно новаторская работа, поэтому и психологи, и клиенты должны осознавать, что их взаимодействие носит экспериментальный характер.

    Преимущества виртуальной консультации психолога

    · Вы можете написать сообщение с описанием вашей проблемы в любое удобное для вас время.

    · Вы можете использовать столько времени, сколько вам нужно, чтобы сформулировать вашу проблему.

    · Когда за вами никто не наблюдает, вы можете в большей степени быть самим собой.

    · Письменное изложение того, что вас беспокоит, может помочь вам обдумать вашу проблему, достичь ясности, понимания и облегчения

    · Вы можете прочитать и несколько раз перечитать свое письмо и ответ психолога.

    Недостатки виртуальной консультации психолога

    · Дистантное, опосредованное интернетом взаимодействие психолога и клиента не позволяют непосредственно иметь дело с проблемами в общении и отношениях.

    · Психолог не имеет доступа к такой важной информации как «язык тела».

    · Возрастает риск неверного понимания выраженного клиентом, так как возможность психолога что-то уточнить и сверить свое понимание весьма ограничена.

    · Психологическое консультирование посредством интернета — это недавно возникший вид психологических услуг; на данный момент отсутствуют научные исследования эффективности виртуальной психологической помощи в качестве средства разрешения психологических проблем.

    Какова этика профессионального поведения психолога-консультанта?

    В работе психологов-консультантов и психотерапевтов существуют ряд этических принципов и требований, следование которым является обязательным. В основе этических принципов лежит набор моральных предписаний, задающих ориентиры корректного поведения специалиста.

    Каждый человек имеет определенные жизненные ценности и установки. Ценности — это система убеждений и приоритетов, которые выражаются в предрасположенности людей действовать определенным образом. Психолог должен хорошо осознавать собственные установки и с уважением относиться к ценностям своих клиентов. Психолог должен уметь устанавливать имеющие различия в собственных представлениях и взглядах клиента и признавать право последнего на личные убеждения и верования.

    Вместе с тем, одна из задач психологической помощи — помочь клиенту осознать свои установки и представления: сохранить те, которые ему действительно дороги и отказаться от тех, которые устарели и создают серьезные сложности. Это трудная задача для клиента, требующая доверия специалисту. Первая составляющая такого доверия — его абсолютная вера в то, что информация доверенная специалисту, никогда не будет безответственно передана кому бы то ни было. Конфиденциальность является важнейшим условием оказания психологической помощи. Это значит, что содержание ваших бесед с психологом не может быть кому-либо сообщено без вашего согласия. Из этого правила существует некоторые исключения. Таким исключением, например, являются ситуации, когда существует реальная угроза здоровью или жизни клиента или другого человека.

    Одна из серьезных этических проблем связана с неравенством позиций, которое имеет место в отношениях между психологом и клиентом. Эта же проблема существует в отношениях учителя и ученика, врача и пациента, адвоката и его подопечного — в любых отношениях, где есть неравное распределение власти и, когда один может предоставить другому то, в чем он нуждается. Ни в одной профессии специалистам не разрешается эксплуатировать свое влияние на клиента в личных целях. Использование психологом информации и возможностей клиента с личной выгодой также считается неэтичным.

    Психотерапевт также не имеет права поменяться с клиентом ролями и начать рассказывать ему о своих жизненных переживаниях и проблемах. Время контакта с психологом — это время, которое принадлежит клиенту; оно предназначено для обеспечения профессиональной помощи последнему.

    В любых человеческих отношениях могут возникать симпатии и желания сделать отношения более близкими. Несмотря на то, что доверие и эмоциональная близость является важным условием психологической помощи (особенно в ходе длительной психотерапии), отношения между психологом и клиентом изначально ограничены профессиональными рамками, делающими невозможным вступление в личные или двойные отношения, т.е. какие-либо иные взаимоотношения между психологом и клиентом помимо консультативных или психотерапевтических отношений.

    Какова стоимость услуг психолога в Москве?

    Стоимость услуг психолога в Москве существенно разнится — от 10 до 100 долларов за сеанс. Стоимость услуг психолога и психотерапевта зависит от многих факторов: уровня профессиональной подготовки, практического опыта, количества времени, свободного для потенциальных клиентов, стоимости аренды кабинета, самоуверенности специалиста, личных убеждений и иных прозаических факторов.

    Какова минимальная стоимость услуг квалифицированного психолога в Москве? На мой взгляд, 25-30 долларов за консультацию. Найти хорошего специалиста по этой цене вполне реально, хотя и не просто. При обращении в психологические центры или консультации и другие организации, услуги психолога или психотерапевта, как правило, стоят несколько выше, так как в данном случае оплачивается не только непосредственный труд специалиста. Успешные психологи и психотерапевты, как правило, занимаются частной практикой, то есть ведут прием в арендуемом для этого помещении или в частных психологических центрах, порой совмещая ее с частичной занятостью в тех или иных государственных учреждениях (больницах, поликлиниках, школах, институтах и т.п.). В жизни бывает всякое и при неосмотрительном выборе специалиста может вполне оказаться и так, что бесплатная психологическая помощь специалиста, работающего в государственном Центре психологической помощи, может оказаться более компетентной, чем услуги дорогостоящего «специалиста». Психолог, практикующий частным образом, нередко обладает некоторой гибкостью в вопросе оплаты, т.е. при финансовых ограничениях, но сильной мотивации клиента к психологической работе над своими проблемами есть вероятность того, что психолог может согласиться на ее некоторое снижение. Многие психологи и психотерапевты довольно гибки в этом вопросе и нередко выделяют некоторую часть своего времени для пациентов с ограниченными финансовыми возможностями. Кроме того, психологи имеют коллег, знают начинающих специалистов, что позволяет им порекомендовать вам достаточно квалифицированного специалиста, готового работать с вами по льготной и доступной для вас оплате. Иначе говоря, вопрос стоимости психологической помощи и ваших финансовых возможностей имеет смысл обсуждать.

    psycentr-algis.ru