Боязнь андреев

Боязнь андреев

Страх — это естественная реакция, обусловленная окружением. Мы рождаемся практически лишенными страха. Единственный страх, свойственный младенцам — это страх упасть с высоты и страх громких звуков. Все остальные страхи возникают позже как реакция на те или иные события. И корень их всех — это убеждение в том, что мы не способны справиться с жизнью.

Но для любого человека очень важно уметь побороть страх, потому что иначе он не сможет достичь в своей жизни любой, даже самой маленькой высоты, не говоря уж о том, чтоб добиться успеха или осуществления своих мечтаний. Существует много способов, как победить страх. Ниже я опишу пять очень действенных методов, применяя которые человек сможеть преодолеть любой страх.

как побороть страх
СПОСОБ 1: JUST DO IT (ПРОСТО СДЕЛАЙТЕ ЭТО)

Создайте у себя привычку действовать, несмотря на страх. Поймите, что страх — это обыкновенная реакция, которая возникает у вас в ответ на попытку предпринять несвойственные вам действия. Страх также может возникать из-за попытки действовать против своих убеждений. Понимаете, у каждого человека за длительный период складывается определенное мировоззрение, и, когда он старается его изменить, он всегда переступает через страх, он должен победить страх. В зависимости от силы определенного убеждения, страх может быть сильным или слабым.

Мы не рождаемся успешными. И обычно нас воспитывают далеко не такими, какими должны быть успешные люди, поэтому, если мы желаем все-таки добиться своих целей и мечтаний, мы должны научиться преодолевать страх. Научитесь действовать, несмотря на страх. Скажите себе: «Да мне страшно, мне очень страшно, но тем не менее я сделаю это». До тех пор, пока вы медлите, страх торжествует и становится все сильнее. Чем больше вы медлите, тем больше он заполняет ваш мозг, но, как только вы начнете действовать, страх сразу же пропадет. Страх вырастает перед вами, будто бетонная стена, но как только вы делаете шаг вперед, оказывается, что эта стена иллюзорная, и на самом деле ее не существует. Смиритесь с вашим страхом, примите его и просто сделайте шаг навстречу ему. Ни в коем случае не боритесь с ним. Признайте: «Да, мне страшно». Но в признании нет ничего плохого, ведь вы всего лишь человек и имеете право бояться. Но когда вы признаете, страх будет торжествовать победу и начнет ослабевать. А вы как раз и начинете действовать.

как преодолеть страх
СПОСОБ 2: ОЦЕНИТЕ ХУДШИЙ ВАРИАНТ

Можно попробовать преодолеть страх чисто логическим путем. Когда возникает страх, подумайте о самом худшем варианте развития событий в случае, если вы все-таки решитесь действовать, несмотря на свой страх.
И дальше страшно? Обычно после оценки самого худшего варианта развития событий страх пропадает. Даже самый худший вариант не такой страшный, как неизвестность и сам страх. Как только страх обретает конкретное лицо, он перестает представлять угрозу. Самое сильное оружие страха — это неизвестность. Он представляется таким большим и огромным, что кажется, будто мы не переживем того, что случится в результате.
Если после оценки худшего варианта и дальше страшно, возможно, на самом деле худший вариант очень уж плохой. В этом случае подумайте, не преувеличили ли вы вероятность возникновения ситуации, которая возникнет в результата действий «несмотря на страх». Если оценка достаточно реальна и страх не проходит, тогда нужно подумать, действительно ли стоит делать это. Ведь страх не возникает просто так. Страх — это защитная реакция. Может, стоит отказаться от действия.

Приведу две ситуации, когда страх является обоснованным, а когда — нет.

1.Вам уже 35 лет, а вы все еще не женаты, и никак не можете сделать предложение той единственной девушке, которая вам нравится и с которой вы уже долгое время вместе. Конечно, возникает страх, потому что предложение вы делаете впервые. А, возможно, предыдущая девушка вам отказала, и вы боитесь еще одного отказа. Что самое худшее может произойти? Она вам откажет. Это страшно? Нет. Откажет, значит надо искать другую. Вселенной виднее, может, эта девушка вам не пара, а где-то там все еще ждет та единственная. В этой ситуации мы с легкостью преодолели страх.

2.Вы хотите научиться кататься на лыжах. Вас завезли на очень высокую и крутую горку. Конечно, вы боитесь. Какой самый худший вариант развития событий, если вы все же решитесь спуститься? Вы сломаете ногу! Да, вполне реальный и очень неприятный вариант. Вы можете понадеяться на удачу и все же начать спускаться вниз, используя метод преодоления страха, описанный выше. Как только вы начнете спуск, страх пропадет. Но, может, стоит прислушаться к своему страху? Может, все-таки стоит пешком спуститься вниз по горке и встать на лыжи там, где более безопасно и вы уже не так будете бояться спускаться?

Просто оцените, насколько ваш страх обоснованный. Если он действительно обоснованный, прислушайтесь к нему, ведь он ваш защитный механизм, который может уберечь вас от неприятностей. Если же он не обоснованный и худший вариант не представляется таким страшным, вперед действовать.

как побороть страх
СПОСОБ 3: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Да, именно решение заставляет вас собраться с духом и все-таки выполнить то, чего вы боитесь. Когда вы серьезно настроите себя на то, что вы выполните это, страх уходит. Страх существует только там, где есть пустота и неуверенность. Страх и сомнения идут рука об руку. Если вы уничтожите сомнения, не останется места для страха. Вот тут и приходит на помощь решение. Когда вы принимаете решение сделать что-то, сомнения пропадают. Все, решение принято, назад пути нет. Почему страх такой сильный? Он вызывает в уме неприятные картины того, что нам не хочется, и ситуации, где мы чувствуем себя некомфортно. Как только возникает страх, человек начинает прокручивать в уме картины неудачи и провала. Эти мысли сразу же воздействуют на эмоции негативным образом, а ведь именно эмоции управляют нашей жизнью. При недостаточных позитивных эмоциях, мы теряем решимость действовать, и в период бездействия мы укрепляем в себе собственную никчемность. Именно от вашей решимости зависит, преодолеете вы страх или нет. Страх концентрирует разум на негативных стечениях обстоятельств, решение же сосредотачивает вас на позитивных. Когда вы принимаете решение, вы концентрируетесь на том, как будет хорошо, когда вы преодолеете страх, что вы получите в результате, как изменится ваша жизнь в лучшую сторону. Это создает позитивный настрой и главное, что разум заполяется хорошими картинами, для страха и сомнений не остается места. Но помните, стоит закрасться в голову хоть одной негативной мысли (особенно мысли, связанной со страхом), как сразу же появляются сотни таких же мыслей.

Просто попробуйте этот метод. Скажите себе: «Несмотря на то, что мне страшно, я принимаю решение выполнить то-то и то-то». Глаза боятся, а руки делают.

как победить страх
СПОСОБ 4: ПОДГОТОВКА.

Итак, вы знаете. чего вы боитесь. Это уже большой плюс. Значит, можно подготовиться к тому, чтоб преодолеть этот страх. Подготовка состоит из двух этапов:

На этапе анализа тщательно проанализируйте свой страх. Ответьте себе на вопросы

  • Чего я боюсь?
  • Почему я боюсь?
  • Стоит ли этого боятся?
  • Есть ли у этого страха рациональная основа?
  • Чего я боюсь больше: выполнить это действие или то, что я не достигну своей цели?
  • Задайте себе и другие вопросы, которые вы считаете нужными. Проанализируйте свой страх как можно более тщательно. Анализ — это только первая часть процесса. Страх — это эмоция, анализ же происходит на логическом уровне. Эмоции всегда сильнее логики. Вы можете все очень тщательно проанализировать, понять, что ваш страх бессмысленный, и тем не менее будете продолжать бояться.

    Теперь приступаем ко второму этапу — представлению. Теперь же мы будем бороться против страха не логикой, а эмоциями. Представление — это не что иное, как визуализация. Вы знаете, чего боитесь, так сядьте спокойно и прокручивайте в уме картины, как вы выполняете то, чего боитесь! Разум не различает представляемых событий от реальных. После того, как вы в воображении преодолеете страх много раз, вам будет уже значительно легче справиться с этой ситуацией в действительности, ведь на подсознательном уровне уже закрепилась модель событий, когда вы выполняете это действие. Метод самовнушения очень силен. Чтобы ни случилось, вы всегда можете его применить и будете иметь успех. Можно использовать и другие методы самовнушения, но они менее эффективны против страха. Самый лучший — это визуализация. Вы заметите, что даже после однократной пятиминутной визуализации, вам будет уже значительно проще справиться со страхом.

    И в завершение хочу вас кое о чем предупредить. В статье я говорю, что вы боретесь со страхом, но на самом деле никогда не боритесь с ним. Когда вы боретесь против него, он становится сильнее и еще больше захватывает ваш разум. Когда он появляется, признайте его. Если вы скажете себе, что «я действительно боюсь», это не будет означать, что вы слабак. Все испытывают страх, и только люди успеха научились действовать, несмотря на него. Мужественность — это не отсутствие страха, а способность действовать, несмотря на страх. Когда вы признаете, что вы боитесь, вы можете переключить мысли на что-то другое и отвлечься от него. Когда же вы боретесь против него, вы отдаете ему энергию, и он становится еще сильнее. Вы разрушаете страх только тогда, когда игнорируете его и отвлекаетесь на что-то другое.

    как преодолеть страх
    СПОСОБ 5: ТРЕНИРОВКА ОТВАГИ

    Наша цель — научиться преодолевать страх, чтоб он не стоял у нас на дороге, как только мы соберемся принять решение или отважиться на какой-то поступок. Мы постараемся добиться отсутствия интеллектуального страха. Это даст нам возможность мыслить ясно, когда дело дойдет до принятия решения.

    Первое, что нужно понять – это то, что проблемой является сам страх, а не объект страха. Если мы боимся отказа, то нет смысла бороться против страха, стараясь уменьшить количество отказов. Люди так сильно боятся страха, что они свели до нуля все ситуации, когда он может возникнуть. Они не предпринимают вообще никаких действий. А ведь это прямой путь к несчастью.

    Итак, для начала нужно идентифицировать страх.

    Далее нужно начать тренировать отвагу.

    Представьте, что тренировка отваги, это то же самое, что тренировка мышц в спортзале. Сначала вы берете маленький вес, такой, какой вы сможете поднять. Когда берете этот вес уже легко, переходите к более тяжелому весу и старайтесь поднять его. Аналогично и со страхом. Сначала вы тренируете себя против маленького страха, затем переходите к более сильному. Для примера возьму страх публичных выступлений. Вы боитесь выступать перед аудиторией в 1000 человек. Для начала соберите своих друзей и выступите перед ними. Выступление перед 10 людьми не такое страшное. Дальше соберите 30 человек и выступите перед ними. Если на этом этапе у вас возникают проблемы, вы боитесь, забываете, что должны сказать, теряетесь, тренируйтесь с такой аудиторией до тех пор, пока не привыкните и не начнете чувствовать себя комфортно. Далее переходите к публике в 50 человек. Затем 100, 200, 500 и 1000.

    Давайте рассмотрим и другие варианты. Например, вы боитесь выглядеть глупо. Чтоб перестать бояться, нужно сделать это, и страх пройдет. Попрактикуйтесь. Специально в разных ситуациях выставьте себя глупцом и посмейтесь над собой.

    Если же вы застенчивый и малообщительный человек, попрактикуйтесь разговаривать с людьми. Начните с того, что на улице просто улыбайтесь прохожим. Вы увидите, что люди начнут улыбаться вам в ответ. Конечно, будут и такие, которые подумают, что вы над ними смеетесь, раз вы смотрите на них и улыбаетесь. Но все в порядке. Далее начните здороваться с людьми. Скажите просто: «Добрый день». Здоровайтесь с прохожими. Они будут думать, что вы знакомый, но вспомнить вас не смогут. Потом старайтесь заводить легкую беседу. Когда стоите в очереди, скажите что-нибудь, начните разговор на какую-то нейтральную тему, например, одно только «Как я ненавижу стоять в очередях» уже спровоцирует человека вам ответить: «Да, я тоже, но приходится в них выстаивать и ничего сделать нельзя». И подобное. Начинайте с каких-либо нейтральных тем для разговора, к примеру, о погоде.

    Суть в том, чтоб сначала привыкнуть преодолевать мелкие страхи, а затем браться за большие.

    Коротко процесс можно изложить так:

    1. Идентифицируйте свой самый главный страх
    2. Разбейте его как минимум на 5 мелких страхов
    3. Начинайте тренироваться преодолевать самый маленький (легкий) страх.
    4. Если же испытываете страх даже перед ним, разбейте этот страх еще на несколько.
    5. Шаг за шагом преодолевайте свои страхи
    6. Тренируйтесь постоянно
    7. Этим методом вы научитесь преодолевать страх. Если вы длительное время не будете заниматься тренировками, вам вскоре опять придется начинать с простых страхов. Аналогично в спортзале, если вы длительное время не тренировались, мышцы отвыкли от тяжелого веса и нужно опять начинать с легкого. Страх и дальше будет жить в вас, и, как только вы перестанете тренировки, он возьмет свое, и в следующий раз придется начинать сначала.

      ДРУГИЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА

    8. Повышение собственной самооценки
    9. Есть такая закономерность — чем лучшего вы мнения о себе, тем меньший страх вы испытываете. Ваша самооценка как-будто охраняет вас от страха. И причем неважно, адекватная это самооценка или ложная. Поэтому люди с завышенной ложной самооценкой часто способны совершить больше, чем люди с адекватной самооценкой.

      1. Вера в Бога ( ангела хранителя, высший разум, сверхсознание .. )
      2. Когда вы верите в какую-либо высшую сущность, вы верите, что он/она о вас позаботится, и становится менее страшно. Тьма страха будто бы рассеивается светом этой высшей силы.

        1. Любовь

        Мужчина способен победить очень сильный страх ради женщины, которую он любит. То же самое относится и к матерям, которые делают все возможное и невозможное, чтоб вырастить своих детей.

        Вообще хочу заметить, что любая положительная эмоция способствует преодолению страха, а любая негативная — мешает.

        www.ysnex.ru

        «Больно мне, больно»: как Кудрявцева, Валерия и Андреев пострадали от врачей

        Антона Богданова зашивали по живому, а Кирилл Андреев чуть не погиб из-за неверного диагноза. Накануне Дня здоровья, который в России отмечается седьмого апреля, «СтарХит» узнал, как звезды стали жертвами непрофессионалов.

        БЕГИ, ЛЕРА, БЕГИ

        ЛЕРА КУДРЯВЦЕВА ПРЯТАЛАСЬ В ШКОЛЕ ОТ «ФАШИСТА».

        Ведущая скандального шоу «Секрет на миллион» Лера Кудрявцева с ужасом вспоминает время, когда в школе наступали плановые медицинские осмотры у стоматолога.

        «Нам ремонтировали зубы, – рассказывает «СтарХиту» телеведущая. – По-другому я никак этот процесс назвать не могу. Прямо в середине учебного дня забирали в кабинет зубного. Врачом была женщина, которая сверлила старой бормашиной и ставила пломбы – ужасно, больно и отвратительно. Мы называли ее «фашистом». Она была злая и грубая, даже не пыталась успокоить ребят, подготовить…

        Так у меня с детства началась боязнь стоматологов: один вид зубного кресла мгновенно вызывал чувство страха, хотелось спрятаться. В старших классах, прознав об очередном визите «фашиста», мы так и делали – сбегали с уроков, лишь бы не попасть в ее руки».

        БОГ ОТВЕЛ

        ВАЛЕРИЯ ЧУДОМ СПАСЛАСЬ ОТ ПЛАСТИЧЕСКОГО ХИРУРГА.

        Певица часто становится лицом разных рекламных кампаний, но с одним условием: звезда должна лично удостовериться в качестве и пользе продукта или медицинских услуг. Так, артистка могла стать жертвой врача, занимающегося пластикой лица.

        «Однажды мне поступило коммерческое предложение от элитной клиники на Кутузовском, – вспоминает Валерия. – Они попросили рекламировать имплантацию «золотых нитей», уверяли меня, что многие отечественные звезды лично испытали на себе чудодейственное омоложение. В операции я тогда не нуждалась, но и поверить на слово им не могла. Я человек-зануда, мне нужно прочитать отзывы, познакомиться со специалистами.

        Повезло, что на этом этапе совершенно случайно выяснилось – они настоящие аферисты. И тот самый доктор испортил не одно лицо. А медцентр уже начал использовать мое имя в пиар-акциях. Скандал тогда помотал нервы, пришлось даже обращаться в суд, чтобы наказать мошенников. Выигранные деньги мы раздали пострадавшим в клинике пациентам. Обращаться к пластическим хирургам не буду – не доверяю им».

        ПОДЪЕМ!

        АНТОН БОГДАНОВ ПРОСНУЛСЯ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ.

        Как ни странно, звезда сериала «Реальные пацаны» одно время обожал больницы: лежишь себе, за тобой ухаживают. В 17 лет актер угодил на стол хирурга с диагнозом воспаление кишечника. И прямо во время операции вдруг. открыл глаза. Звезда «Реальных пацанов» Антон Богданов пострадал в ДТП за границей

        «Я с детства доверял врачам, – делится со «СтарХитом» Антон. – Мне было абсолютно спокойно. Анестезиолог сделал укол, пообещав, что проснусь уже в палате.

        УПАЛ, ОЧНУЛСЯ, ГИПС

        КАТЯ ЛЕЛЬ ВСТРЕТИЛА НОВЫЙ ГОД В ГОСПИТАЛЕ.

        В конце 90-х певица отправилась с подругой в ЮАР на новогодние каникулы. Они навсегда запомнились звезде, и не только приятными моментами.

        «31 декабря мы взяли экскурсию по пустыне, думали – вот экзотика! Родные оливье нарезают, а мы круги на квадроциклах, – вспоминает Катя. – Однако на крутом повороте моего железного коня занесло, я пролетела несколько метров и, упав, потеряла сознание. На вертолете меня доставили в госпиталь. Как вы понимаете, в новогоднюю ночь пациентов там особо не ждали.

        Жутко болела рука, слезы текли ручьем, несколько часов я терпела эти муки, пока не нашелся врач. Он сделал рентген, наложил гипс, дал обезболивающее. Через 10 дней по возвращении меня ждал госэкзамен по фортепиано в Академии им. Гнесиных. Так как я была способной ученицей, получила «пять» автоматом. А к врачам с тех пор отношусь с опаской».

        ДВОЙНОЙ УДАР

        КИРИЛЛ АНДРЕЕВ ЕДВА НЕ ПОГИБ ИЗ-ЗА ОШИБКИ ВРАЧЕЙ.

        Солист «Иванушек» признался, что мама буквально спасла ему жизнь. В 16 лет он чуть не умер из-за неправильного диагноза.

        «Температура была под 40, родители вызвали участкового врача, который сказал, что это ОРЗ, мол, инфекция гуляет, – рассказывает Андреев «СтарХиту». – А мама, царствие ей небесное, почувствовала неладное и настояла, чтобы мы немедленно поехали в больницу и сдали анализ крови.

        www.starhit.ru

        Ой, боюсь, боюсь. Редкие фобии

        Страх относится к базовым эмоциям человека, присущим всем здоровым людям и одинаково проявляющимся у представителей всех культур и национальностей. Это эмоция реализует основной инстинкт — самосохранения. Иррациональный излишний неконтролируемый страх в определенной ситуации или в присутствии некоего объекта — это уже отклонение: фобия. Есть известные часто встречающиеся фобии, которые, думаю, никому не интересны, такие как агорафобия (боязнь открытого пространства), арахнофобия (боязнь пауков), верминофобия (боязнь микробов, болезней), аблютофобия (боязнь умываться, стирать, чистить), антропофобия (боязнь людей) и т.д.

        Редкие странные фобии:

        Андрофобия — боязнь мужчин. В зависимости от тяжести фобии выражаться может дискомфортом или легкой тревогой при общении и в присутствии представителя сильного пола, а более тяжелые формы могут сопровождаться состоянием ужаса при виде оных. Она бывает и у мужчин, и у женщин. Часто связана с пережитым психологическим или физическим насилием, что предсказуемо

        Аграфобия (контрелтофобия/эротофобия) — боязнь сексуальных домогательств, секса как такового. Само собой, как и предыдущая фобия, часто связана с пережитым насилием. Легкие формы могут сопровождаться лишь страхом оставаться с кем-то наедине и страхом любых прикосновений (гаптофобия), при тяжелом течении люди испытывают страх постоянно.

        Барофобия — боязнь гравитации. Люди, страдающие этой фобией, боятся быть раздавленными силой тяготения или же напротив она исчезнет и их унесет в пространство

        Хионофобия — боязнь снега. Может привести к тяжелой депрессии зимой, если страдающий фобией живет на широтах, где снег зимой присутствует.

        Аибофобия — боязнь палиндромов (слов или цифр, одинаково читающихся в обоих направлениях). Казалось бы, чего тут страшного? Ан нет, даже несчастные палиндромы вызывают в ком-то ужас. Сюда же можно отнести вербофобию — боязнь некоторых слов

        Гексакосиойгексеконтагексафобия (мне тоже лень это читать, а тем более произносить) — боязнь числа 666. Здесь, думаю, пояснений не требуется, 666 — «число зверя», несет проклятье, несчастья и все такое.

        Параскаведекатриафобия (еще одна фобия, название которой звучит как логопедическое упражнение) — боязнь пятницы, 13. Широко распространена на территории США. В некоторых компаниях можно не выходить на работу в пятницу 13 числа без объяснения причин.

        Трискайдекафобия — просто страх перед числом 13. Так же имеет широкое распространение на территории США, поэтому там нет рейсов с этим номером, нет 13 этажей в некоторых гостиницах (после 12 этажа идет 14 и не волнует, что по факту этаж все равно 13, издержки строительства, куда ж деваться. Использовать 13 этаж под подсобные помещения, видимо, не судьба). Серьезная форма фобии может заставлять человека «видеть» это число даже там, где его нет, как в фильме «Роковое число 23», где героя «преследовало» это самое роковое число, даже если необходимо сложить/вычесть/подтереть/подписать/перевернуть/вывернуть/прикрыть один глаз/встать вверх тормашками, чтобы получить это число. В принципе, есть фобии на каждое число, но это настолько редко, что не буду перечислять.

        Фобофобия — фобия перед фобиями, ага

        Эйсоптрофобия — боязнь зеркал и собственного отражения. У меня вот возникала на пару часов после просмотра фильма «Зеркала».

        Декстрофобия — боязнь вещей, которые расположены справа от страдающего этой фобией. Любых вещей. Если те же вещи окажутся слева — страх отступает.

        Хрематофобия — боязнь прикосновения к деньгам (бумажным, монетам). Сейчас эта фобия не страшна, почти везде можно расплатиться банковской картой.

        Эйхофобия — боязнь произносить или выслушивать комплименты, добрые пожелания. Не стоит путать со скромностью, человек, страдающий этой фобией, испытывает не смущение, а ужас!

        m.spletnik.ru

        Страх (Леонид Андреев, 1904)

        СТРАХ. Проявления страха имеют следующие виды: Опасение – конкретный случай боязни, и ему свойственна та же физиогномика, что и страху. Тревога представляет собой острое опасение или боязнь, стоит между страхом и боязнью. Осмотрительность и осторожность, как показывают сами наименования, являются частными сторонами или проявлениями боязни или опасения и обозначают: первое – наличность осмотра, то есть зрительного внимания, а вторая – наличность охраны, оберегания. То же обозначает и предрасположенность (сторож, стража, охрана и др.).

        Трусость, трепет, дрожь, пугливость, робость, боязнь, опасение представляют различные стороны страха; из них первые три указывают на физический признак страха – дрожание, три остальные – на душевное состояние. Трусость есть малодушный страх, соединенный с умственной спутанностью и растерянностью, при которой человек не удаляется от опасности, не спасается, но остается на месте, съеживается в «комок» в ожидании беды.

        Описание страха в его сильных проявлениях сделано французским врачом (Laborde) из наблюдений над несчастными, идущими на казнь. Мертвенная бледность и бессилие составляют главные черты душевного состояния человека, ожидающего близкой, насильственной смерти.

        Чувства страха и все другие чувства, хотя они представляют собой чувственные или эмотивные образы, но происходит не так, как возникают зрительные, слуховые и другие умственные образы предметов, то есть в зависимости, полностью от полученных внешних впечатлений. Страх может вспыхнуть и синестетически, как выражаются психологи, и на этом последнем способе основывается чуткость чувств. Зависит чуткость только от внешних впечатлений, частью же от воспоминаний и от внутренних впечатлений, которыми синестетически подкрепляется получаемое извне впечатление. Типичным примером синестетического возникновения и разрастания чувства могут служить: страх, отвращение, чувственность. В состоянии страха даже от ничтожного шороха, от крохотного внешнего толчка чувство разрастается в сильный неудержимый взрыв, как будто ничтожное внешнее впечатление коснулось какого-то аккумулятора чувства и вызвало взрыв наподобие взрыва у электрической рыбы. Подобным образом в состоянии тошноты ничтожный дурной запах иногда даже зрительное впечатление переполняют синестетическое напряжение и доводят незначительную в начале тошноту до рвоты. От ничтожной внешней искры зажигаются синестетические пожары. На это расчитывают и этим злостно пользуются художественные порнографы. Но в руках такого целомудренного писателя как Гогольтот же художественный прием обращен в иную сторону на дело вызова чувства стыда, и это чувство подобно чарующему действию лекарственного напитка вызывает синестетический подъем всех высших чувств на идеальную высоту жизни. Такое чувство психизма недоступно для системы ассоциаций, но дается синестезиями, которые кладутся в основу художественных приемов творчества. В этом различие между умственными образами, связанными ассоциациями и эмотивными образами, связанными двояко: и ассоциативно, и синестетически.

        Это двоякое происхождение чувства страха передано хорошо в рассказе Леонида Андреева «Вор»:

        «Федор Юрасов, вор, трижды судившийся за кражи, собрался в гости к своей прежней любовнице, проститутке, жившей верст за семьдесят от Москвы. На вокзале он сидел в буфете I класса, ел пирожки и пил пиво, и ему прислуживал человек во фраке; а потом, когда все двинулись к вагонам, вмешался в толпу и как-то нечаянно, подчиняясь общему возбуждению, вытащил кошелек у соседа, пожилого господина. Денег у Юрасова было достаточно, даже много, и эта случайная, необдуманная кража могла только повредить ему. Так оно и случилось. Господин, кажется, заметил покражу, потому что очень пристально и странно взглянул на Юрасова, и хотя не остановился, но несколько раз оглянулся на него. Второй раз он увидел господина уже из окна вагона: очень взволнованный и растерянный, со шляпой в руках, господин быстро шел по платформе и заглядывал в лица, смотрел назад и кого-то искал в окнах вагонов. К счастью, пробил третий звонок, и поезд тронулся. Юрасов осторожно выглянул: господин, все еще со шляпой в руках, стоял в конце платформы и внимательно осматривал пробегающие вагоны, точно отсчитывая их; и в его толстых ногах, расставленных неловко, как попало, чувствовалась все та же растерянность и удивление. Он стоял, а ему, вероятно, казалось, что он идет: так смешно и необыкновенно были расставлены его ноги…

        Сосчитав в уборной украденные деньги – их было двадцать четыре рубля с мелочью, – Юрасов брезгливо повертел в руках кошелек: был он старый, засаленный, и плохо закрывался, и вместе с тем от него пахло духами, как будто очень долго он находился в руках женщины. Этот запах, немного нечистый, но возбуждающий, приятно напомнил Юрасову ту, к которой он ехал, и, улыбнувшись, веселый, беспечный, расположенный к дружелюбной беседе, он пошел в вагон. Теперь он старался быть как все, вежливым, приличным, скромным; на нем было надето пальто из настоящего английского сукна и желтые ботинки, и он верил в них, в пальто и в ботинки, и был уверен, что все принимают его за молодого немца, бухгалтера из какого-нибудь солидного торгового дома…

        – Это место свободно? – вежливо осведомился он, хотя сразу видно было, что место свободно, так как на двух диванчиках сидело только двое, отставной офицер, старичок, и дама с покупками, по-видимому, дачница. Никто ему не ответил, и с изысканной аккуратностью он опустился на мягкие пружины дивана, осторожно вытянул длинные ноги в желтых ботинках и снял шляпу. Потом дружелюбно оглядел старичка-офицера и даму и положил на колено свою широкую белую руку так, чтобы сразу заметили на мизинце перстень с огромным брильянтом. Брильянт был фальшивый и сверкал старательно и голо, и все действительно заметили, но ничего не сказали, не улыбнулись и не стали дружелюбнее. Старик перевернул газету на новую страницу, дама, молоденькая и красивая, уставилась в окно. И уже со смутным предчувствием, что он открыт, что его опять почему-то не приняли за молодого немца, Юрасов тихонько спрятал руку, которая показалась ему слишком большой и слишком белою, и вполне приличным голосом спросил:

        – На дачу изволите ехать?

        Дама сделала вид, что не слышит и что она очень задумалась. Юрасов хорошо знал это противное выражение лица, когда человек безуспешно и злобно прячет насторожившееся внимание и становится чужим, мучительно чужим. И, отвернувшись, он спросил у офицера:

        – Будьте любезны справиться в газете, как стоят Рыбинские? Я что-то не припомню.

        Старик медленно отложил газету и, сурово оттянув губы книзу, уставился на него подслеповатыми, как будто обиженными глазами…

        – Не знаю, – сердито буркнул он. – Не знаю. Ничего тут нет такого. Не понимаю, о чем только люди спрашивают.

        И, уже снова взявшись за газетный лист, несколько раз опускал его, чтобы взглянуть сердито на надоедливого господина. И тогда все люди в вагоне показались Юрасову злыми и чуждыми, и странно стало, что он сидит во II классе на мягком пружинном диване, и с глухой тоской и злобой вспоминалось, как постоянно и всюду среди порядочных людей он встречал эту иногда затаенную, а часто открытую, прямую вражду. На нем пальто из настоящего английского сукна, и желтые ботинки, и драгоценный перстень, а они как будто не видят этого, а видят что-то другое, свое, чего он не может найти ни в зеркале, ни в сознании. В зеркале он такой же, как и все, и даже лучше. На нем не написано, что он крестьянин Федор Юрасов, вор, трижды судившийся за кражи, а не молодой немец Генрих Вальтер. И это неуловимое, непонятное, предательское, что видят в нем все, а только он один не видит и не знает, будит в нем обычную глухую тревогу и страх. Ему хочется бежать, и, оглядываясь подозрительно и остро, совсем теперь не похожий на честного немца-бухгалтера, он выходит большими и сильными шагами…

        – Слушайте, кондуктор, отчего не идет поезд?

        Юрасов замедляет шаги и вслушивается. Кондуктор сзади равнодушно отвечает:

        – Стоит, стало быть, есть причина. Машинист танцевать пошел.

        Пассажир смеется, и Юрасов идет дальше. На обратном пути он слышит, как два кондуктора говорят:

        – Будто он в этом поезде.

        – А кто же его видел?

        – Да никто не видел. Жандарм сказывал.

        – Врет твой жандарм, вот что. Тоже не глупее его люди.

        Бьет звонок, и Юрасов одну минуту в нерешимости…

        Толкнув дверью Юрасова и не заметив его, через площадку быстро прошел кондуктор с фонарем и скрылся за следующей дверью. Ни его шагов, ни даже хлопанья двери не было слышно за грохотом поезда, но вся его смутная, расплывающаяся фигура с торопливыми наступающими движениями произвела впечатление мгновенного, резко оборванного вскрика.

        Юрасов похолодел, что-то быстро соображая – и, как огонь, вспыхнула в его мозгу, в его сердце, во всем его теле одна огромная и страшная мысль: его ловят. О нем телеграфировали, его видели, его узнали и теперь ловят по вагонам. Тот «он», о котором так загадочно говорили кондуктора, есть именно Юрасов: и так страшно – узнать и найти себя в каком-то безличном «он», о котором говорят посторонние незнакомые люди.

        И теперь они продолжают говорить о «нем», ищут «его». Да, там, от последнего вагона идут, он чувствует это чутьем опытного зверя. Трое или четверо, с фонарями, они рассматривают пассажиров, заглядывают в темные углы, будят спящих, шепчутся между собою – и шаг за шагом, с роковой постепенностью, с беспощадной неизбежностью приближаются к «нему», к Юрасову, к тому, кто стоит на площадке и прислушивается, вытянув шею. И поезд несется с свирепой быстротой, и колеса уже не поют и не говорят. Они кричат железными голосами, они шепчутся потаенно и глухо, они визжат в диком упоении злобою – остервенелая стая разбуженных псов.

        Юрасов стискивает зубы и, принуждая себя к неподвижности, соображает: спрыгнуть при такой быстроте нельзя, до ближайшей остановки еще далеко; нужно пройти на перед поезда и там ждать. Пока они обыщут все вагоны, может что-нибудь случиться – та же остановка и замедление хода, и он соскочит. И в первую дверь он входит спокойно, улыбаясь, чтобы не казаться подозрительным, держа наготове изысканно-вежливое и убедительное «pardon!» – но в полутемном вагоне III класса так людно, так перепутано все в хаосе мешков, сундуков, отовсюду протянутых ног, что он теряет надежду добраться до выхода и теряется в чувстве нового неожиданного страха. Как пробиться сквозь эту стену? Люди спят, но их цепкие ноги отовсюду тянутся к проходу и загораживают его: они выходят откуда-то снизу, они свисают с полок, задевая голову и плечи, они перекидываются с одной лавочки на другую – вялые, как будто податливые и страшно враждебные в своем стремлении вернуться на прежнее место, принять прежнюю позу. Как пружины, они сгибаются и выпрямляются вновь, грубо и мертво толкая Юрасова, наводя на него ужас своим бессмысленным и грозным сопротивлением. Наконец он у двери…

        , но, как железные болты, ее перегораживают две ноги в огромных сборчатых сапогах; злобно отброшенные, они упрямо и тупо возвращаются к двери, упираются в нее, выгибаются так, будто у них совсем нет костей – и в узенькую щель едва пролезает Юрасов. Он думал, что это уже площадка, а это только новое отделение вагона – с тою же частою сетью нагроможденных вещей и точно оторванных человеческих членов. И когда, нагнувшись, как бык, он добирается до площадки, глаза его бессмысленны, как у быка, и темный ужас животного, которое преследуют, и оно ничего не понимает, охватывает его черным заколдованным кругом. Он дышит тяжело, прислушивается, ловит в грохоте колес звуки приближающейся погони и, нагнувшись, как бык, превозмогая ужас, идет к темной, безмолвной двери. А за нею снова бестолковая борьба, снова бессмысленное и грозное сопротивление злых человеческих ног.

        Вот они растворили еще одни двери. еще одни двери.

        Последним усилием воли Юрасов принуждает себя к спокойствию и, медленно оглядевшись, лезет на крышу вагона. Он встал на узенькую железную полоску, закрывающую вход, и, перегнувшись, закинул руки вверх; он почти висит над мутною, живою, зловещей пустотой, охватывающей холодным ветром его ноги. Руки скользят по железу крыши, хватаются за желоб, и он мягко гнется, как бумажный; ноги тщетно ищут опоры, и желтые ботинки, твердые, словно дерево, безнадежно трутся вокруг гладкого, такого же твердого столба – и одну секунду Юрасов переживает чувство падения. Но уже в воздухе, изогнувшись телом, как падающая кошка, он меняет направление и попадает на площадку, одновременно ощущая сильную боль в колене, которым обо что-то ударился, и слыша треск разрывающейся материи. Это зацепилось и разорвалось пальто. И не думая о боли, и не думая ни о чем, Юрасов ощупывает вырванный клок, как будто это самое важное, печально качает головой и причмокивает: тсс.

        После неудачной попытки Юрасов слабеет, и ему хочется лечь на пол, заплакать и сказать: берите меня. И он уже выбирает место, где бы лечь, когда в памяти встают вагоны и переплетающиеся ноги, и он ясно слышит: те, трое или четверо с фонарями, идут. И снова бессмысленный животный ужас овладевает им и бросает его по площадке, как мяч, от одного конца к другому. И уже снова он хочет, бессознательно повторяясь, лезть на крышу вагона – когда огненный хриплый широкозевный рев, не то свист, не то крик, ни на что не похожий, врывается в его уши и гасит сознание. То засвистал над головой паровоз, приветствуя встречный поезд, а Юрасову почудилось что-то бесконечно ужасное, последнее в ужасе своем, бесповоротное. Как будто мир настиг его и всеми своими голосами выкрикнул одно громкое:

        И когда из мрака впереди пронесся ответный, все растущий, все приближающийся рев и на рельсы смежного полотна лег вкрадчивый свет надвигающегося курьерского поезда, он отбросил железную перекладину и спрыгнул туда, где совсем близко змеились освещенные рельсы. Больно ударился обо что-то зубами, несколько раз перевернулся, и когда поднял лицо со смятыми усами и беззубым ртом, – прямо над ним висели три какие-то фонаря, три неяркие лампы за выпуклыми стеклами.

        Значения их он не понял».

        Цитируется по изд.: Сикорский И.А. Книга жизни. Психологическая христоматiя для школы и жизни. М., 2012 (Репринтное воспроизведение издания 1931 года), с. 203-207.

        ponjatija.ru