Боязнь отрицательных эмоций

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в случае получения субъектом информации о возможном причинения вреда его жизненному благополучию, реальную или воображаемую угрозу. Страх рано или поздно переживают все люди. Связанные с ним переживания легко воспроизводятся и могут просачиваться в сознание в снах. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. При слабой и средней интенсивности он часто взаимодействует с положительными и отрицательными эмоциями. Интенсивный страх приводит даже к смерти. Но страх является не только злом. Он может быть предупредительным сигналом и изменять направление мыслей и поведение человека.

Страх возбуждается резким возрастанием частоты нейронной импульсации. На нейрофизиологичном уровне он имеет компоненты, общие с удивлением и возбуждением, по крайней мере на первых стадиях возникновения эмоционального процесса.

Существуют как природные, так и приобретенные (культурные) причины и стимулы для страха. Порог возникновения страха, так же как и пороги возникновения других фундаментальных эмоций, зависит от индивидуальных различий, имеющих биологическую основу и определяются индивидуальным опытом. Природные пусковые механизмы или естественные причины страха — это одиночество, неосведомленность, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула и боль. Крайне распространен страх перед животными, незнакомыми объектами и незнакомыми людьми. Причины страха можно разделить на 4 класса:

  1. Внешние события и процессы;
  2. Наклоны, поезда и нужды;
  3. Эмоции;
  4. Когнитивные процессы субъекта.

Чувство страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. Во время страха человек чувствует неуверенность, незащищенность и угрозу. В значительной мере присутствует напряжение средней импульсивности. Чувство страха в взрослого человека существенно определяется тем, каким образом социализировался страх в детстве. Взаимодействие страха и других эмоций может существенно влиять на поведение личности. Взаимодействие между страхом и страданиям нередко приводит к уныния в себе, даже боязни себя. Сильная связь между страхом и стыдом может привести параноидальную шизофрению. Понятие тревоги занимает важное место в психологических теориях и исследованиях тех пор, как австрийский психолог 3. Фрейд подчеркнул ее роль при неврозах. Большинство исследователей склонны рассматривать тревогу как унитарный состояние. Существуют способы снижения и контроля страха. Исследователи рассматривают страх и тревогу как тесно связанные состояния и процессы, но большинство описаний тревоги включают наряду со страхом другие аффекта. За теорией дифференцированных эмоций, тревога в ее традиционном понимании состоит из сочетания страха и других фундаментальных эмоций, прежде всего таких, как страдания, гнев, стыд, вина, интерес и т.п. Эта теория признает, что тревога, как и депрессия, может быть связана с потребностными состояниями и с биохимическими факторами. Реальная и кажущуюся ситуация, которая вызывает тревогу, вызывает страх как доминирующую эмоции и усиления одной или нескольких эмоций, таких как страдания, стыд, гнев, интерес. Стыд — негативное состояние, которое проявляется в осознании несоответствия субъективных мнений, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и личным представлениям о поведении и внешность.

Переживание стыда начинается с внезапного и интенсивного, усиленного осознания своего «;Я»;. Осознание «;Я»; настолько доминирует в сознании, что когнитивные процессы резко тормозятся, увеличивается количество ошибок. Стыд так влияет на «;Я»;, «;Я»; становится маленьким, беспомощным и чувствует поражение и провал. Стыд имеет две функции, которые определяют его роль в эволюции. Он повышает чувствительность индивида к мыслям и чувствам других и, таким образом, способствует социальной адаптации и социальной ответственности. Стыд может играть значительную роль в развитии самоконтроля и самостоятельности. Для преодоления стыда люди прибегают к защитных механизмов оспаривания, подавления и самоутверждения. Часто стыд, что переживается, может привести к страданиям и депрессии.

psyznaiyka.net

Отрицательные эмоции

Мы уже поговорили с вами о крайней необходимости положительных эмоций, но исключить отрицательные эмоции из нашей жизни вряд ли получится. Так или иначе они присутствуют в нас. Чтобы развиваться и идти вперед, нам нужны преграды и толчки, иначе мы расслабимся и перестанем двигаться. В идеальном состоянии положительные и отрицательные эмоции должны соотноситься 7:1.

Положительные эмоции дарят нам осознание настоящего, позволяют ощущать себя радостным в момент «сейчас». И это очень верно, ведь есть только этот момент. Отрицательные же эмоции заволакивают настоящее беспокойными эмоциями и мыслями, и мы погружаемся в переживания о прошлом или будущем. Физически мы всегда в настоящем времени, а мысленно можем находиться где угодно, поэтому у отрицательных эмоций огромный охват, они разделяются на биологические и социальные.

Давайте рассмотрим биологические эмоции — они все нам хорошо известны.

Тревога – эмоциональное состояние, возникающее при осознании момента как неблагоприятного. Каждый человек сталкивается с этой эмоцией, ученые даже считают, что тревога в небольших проявлениях – это норма. Хотя я очень сомневаюсь в подобных данных, ведь тревога может испортить любое радостное событие, поэтому по моему мнению ее присутствие в нашей жизни вовсе не является нормой. Если человек непрестанно испытывает чувство тревоги, то ему крайне сложно стать счастливым и благополучным.

Внешне тревога проявляется достаточно явно, заметя человека суетливого и одновременно скованного, с напряженным лицом либо с натянутой маской беспристрастности, мы сразу поймем, что он тревожен.

У встревоженного человека нервная система находится в возбужденном состоянии, одновременно симпатическая система стимулирует обменные процессы, а парасимпатическая их тормозит, что приводит к отсутствию активности. Это похоже на неопытного водителя, который в панике давит сразу на газ и на тормоз и в итоге автомобиль скорее сломается, чем поедет.

Некоторые люди предпочитают прятать тревогу и не показывать её, они удерживают безэмоциональное выражение лица, постоянно сдерживают себя в проявлении эмоций, что приводит к состоянию постоянной напряженности. Хотя при этом они могут даже гордиться собой — что держат весь хаос ощущений внутри под замком. Но это имеет свои последствия и, конечно же, в какой-то момент человек не выдержит и сорвется. В лучшем случае это будет эмоциональный нервный срыв, а в худшем варианте – срыв физический в виде инсульта, инфаркта и т.д.

Другой вариант – человек становится чересчур суетливым, беспокойным, постоянно куда-то спешит, делает множество лишней работы, загоняет свою жизнь в шаблонные рамки и не может из них выйти.
Негативное побочное свойство тревоги – повышение аппетита, часто наблюдается, что встревоженный человек заедает свои переживания, таким образом, пытаясь успокоиться. Если тревога связана с работой, то и аппетит будет возрастать во время работы. При этом набирать вес будут только те, кто склонен к этому, худощавые люди наоборот будут худеть. И на заметку всем, кто хочет похудеть – диета не всегда вам поможет. Для начала надо разобраться со всеми проблемами в душе, преодолеть тревогу и найти гармонию.

Тревогу разделяют на личностную и ситуационную. Последняя появляется перед важным событием, которое нужно достойно провести – совещание с руководителем, знакомство с родителями невесты, экзамены. Такая тревога ощущается человеком в виде сердцебиения, дрожи, потливости. Чтобы побороть эти симптомы, нужно просто физически поупражняться. Представьте автомобиль с разогретым работающим двигателем, но стоящим на месте, ведь вся вырабатываемая энергия будет сгорать только в движении, поэтому лучше на машине ехать. Так и человеку – если колотится сердце – пробежитесь или поупражняйтесь, пусть организм и сердце придут в один ритм. Также если перед публичной речью вы волнуетесь и знаете, что ваш голос может дрожать или пропадать, поднимайтесь пешком по лестнице до зала выступлений, забегайте на трибуну. В таком случае ваше дыхание и небольшое запинание будет естественным и оправданным. А потом само пройдет, как только вы отдышитесь.

Борьба с личностной тревожностью намного сложнее, она уходит глубоко в человека, чтобы ее преодолеть лучше обратиться к психотерапевту. Самому можно изучить и выполнять упражнения для расслабления напряженных мышц.

Если тревога не проходит длительное время, то человек пытается найти причину опасности и уничтожить ее. Но бывают случаи, когда невозможно убрать причину, тогда появляется страх. Он появляется вследствие работы мышления и тревоги и является одной из самых опасных эмоций. Именно страх толкает на преступления и необдуманные поступки, человек, гонимый страхом может натворить много бед.

Внешне страх явно проявляется – это поднятые прямые брови, распахнутые глаза, напряженные губы, при этом человек может либо бежать от страха, либо безмолвно замереть.

Страх, как и любая эмоция, влияет на состояние нашего организма, он действует стимулирующе на нервную систему. При этом, если страх не сильный, повышается активность, от чего может появиться интерес, способный поглотить страх.

Бывает так, что тревога за близкого и страх негативно влияют на человека и приводят к трагедии. Чрезмерная опека матери своего уже взрослого ребенка обычно приводит к печальным последствиям, в этой ситуации мать будет своим беспокойством уничтожать ребенка, который давно уже самостоятельный. Например, сын задержался на работе, по пути домой, зная, что его беспокойная мать сидит, переживает и ждет его, поспешил перебежать дорогу, не обратив внимания на машину вдалеке, и попал под колеса. Таких примеров чрезмерной материнской любви и страха за ребенка достаточно много.

Чтобы учиться бороться со страхом и тревогой, нужно преодолевать зажатость и стеснительность в проявлениях этих чувств. Страхи в нас с детства. При плохом поведении нас всегда пугали, что за нами придет серый волк или какой-то злодей. Не стоит запугивать детей ни злодеями, ни дядьками на улице, ни врачами, всё это потом может отразиться на психике. Если ребенок боится, его нельзя ругать, нужно разговаривать и объяснять. Постоянные страхи делают ребенка слабым и больным.
Страх является приобретенным чувством, ведь новорожденные дети ничего не боятся, у них ещё нет того опыта и знания, которые могут их напугать.

В зависимости от степени страха и его воздействии на человека, можно сказать, что есть страхи в пределах нормы, а есть патологии. Но между этими понятиями очень сложно провести четкую границу. Существуют различные фобии, например, акрофобия – страх высоты, инсектофобия – боязнь насекомых. В одних случаях такой страх проявляется лишь при столкновении с предметом страха, и человек осознает, что это фобия, пытается с ней справиться. В других случаях, страх перерастает в навязчивость и патологию, при таком лучше обратиться к специалисту.

Излишняя пугливость из-за не очень серьезных причин называется трусостью. Храбрость же – это умение преодолевать свои страхи и развиваться. Если закаленный солдат, прошедший много боев, один вступает в бой с десятком солдат-новичков, то это вовсе не храбрость. А если же человек, безумно боящийся публичных выступлений, преодолевая себя, выходит с докладом и старается выступать, борясь с приступами страха – это уже можно назвать храбростью.

Страхи возникают по разным причинам, одно дело, когда есть реальная угроза жизни или физическому здоровью. Но когда страхи разрастаются, то человек начинает бояться всего – простыть, пораниться, заразиться какой-либо болезнью. Чем больше он нервничает и переживает, пытается себя уберечь от всех опасностей, тем больше вероятности, что он заболеет именно тем, чего боится.

Существует также множество страхов, основанных на социальных и психологических причинах. Тех, кто страдает подобным, я определяю просто — психологические трусы. При этом их трусость разгадать достаточно сложно, при реальной опасности они могут и не пугаться и проявлять отвагу в экстренной ситуации, но это ни о чем не говорит. От их психологической трусости возникает множество проблем и бед у них самих и их близких людей. Признаться себе в настоящих причинах своих несчастий они не могут, потому что даже не догадываются, что за всеми их поступками стоит всего лишь трусость. Она мастерски прячется и принимает различные маски, которые мы рассмотрим в следующей статье.

litvak.me

Страх состояний

Любая личность постоянно пребывает в каком-либо состоянии: человек веселится или грустит, испытывает моменты счастья либо огорчения, бывает богатым или нуждающимся в финансах. Любые проявления жизни индивид воспринимает как само собой разумеющиеся, и не страшится возникновения и проявления своих эмоций.

Хотя в современном обществе довольно часто встречается патологическое восприятие и отношение к наступившему или ожидаемому состоянию. Оказавшись или предвидя свои ощущения при наступлении определенных состояний, личность, страдающая тревожно-фобическим расстройством, испытывает сильный, иррациональный, не поддающийся пониманию, объяснению и контролю страх. Сила проявляемых симптомов настолько велика, что больной всячески старается избежать и предотвратить пугающее его состояние.

В данной группе фобий есть свои «фавориты». Среди пациентов с высоким уровнем дохода часто фиксируется пениафобия – страх обнищания. Это заболевание подразумевает иррациональную сильную боязнь потерять имеющиеся сбережения и стать нищим. Данное расстройство вынуждает больного становится скрягой, зачастую ограничивать себя в еде и отказывать в предметах первой необходимости. Сильнейшие приступы панических атак у пениафобов может вызвать даже одна мысль о необходимости потратить сбережения.

Еще одной разновидностью нездорового отношения к материальному достатку является плутофобия — патологическая боязнь богатства. Человек, страдающий данным расстройством, прикладывает максимум усилий, чтобы не стать обладателем денежных средств. Как правило, первопричиной фобии становятся чрезмерная фиксация на слухах о нападениях, похищениях, ограблениях и даже убийствах состоятельных людей с целью завладения богатством. Такая пугающая информация в сознании больного разрастается до громадных размеров, вынуждая личность прибегать к защитному поведению: отказываться от перспективных проектов, стремлений подняться по карьерной лестнице. В крайне тяжелой форме заболевания происходит заметное изменение личности, вплоть до того, что больной начинает бродяжничать, заниматься попрошайничеством, тщательно скрывая от окружающих имеющиеся финансовые ресурсы.

Среди «нематериальных» фобий довольно часты случаи страхов, связанных со здоровьем и болью, такие как:

  • Альгинофобия – боязнь испытать боль;
  • Иллингофобия – страх ощутить головокружение;
  • Обезофобия – боязнь растолстеть.
  • В отдельную категорию можно вынести страхи состояний, основанные на боязни испытать определенные эмоции, например:

    • Гедонофобия — страх испытать радость;
    • Херофобия – страх веселья;
    • Зелофобия – боязнь ревности;
    • Филофобия – страх влюбленности.
    • Одна из самых распространенных фобий в данной группе – гипенгиофобия (патологическая боязнь ответственности). Данное расстройство чаще всего возникает даже без влияния реальных психологических травм и не требует присутствия внешних факторов. Гипенгиофобией страдают личности с крайне низкой самооценкой, нерешительные, застенчивые, мнительные и воспитанные строгими и требовательными родителями. Ирония этой фобии заключается в том, что человека, болеющего расстройством, окружающие воспринимают как за безответственную, несерьезную личность. Такая негативная оценка со стороны близких, знакомых и коллег формирует замкнутый круг и усугубляет течение болезни, вызывая у гипенгиофоба еще большую боязнь сделать что-то неверно.

      В последние годы наблюдается увеличение числа пациентов с диагнозом «геронтофобия» – страх перед старостью. Больной этим расстройством воспринимает каждые прожитые сутки исключительно как еще один шаг на пути к смерти. Герантофоб мысленно зачеркивает еще один день в календаре жизни, рисуя в сознании скорое окончания молодости и приближение старости. В результате, сильный иррациональный страх, действующий постоянно в течение длительного срока, запускает и активизирует в организме механизмы старения. Тем самым, больной не только отравляет себе настоящее, но и подсокращает длительность жизни.

      Не менее распространенным расстройством является атихифобия – панический страх неудачи. Интенсивная, постоянная тревога приводит к тому, что больной перестает даже пытаться что-то сделать и предпринять, ведь он заранее убежден, что его любые начинания потерпят крах и будут неудачными. Пациент с диагнозом «атихиофобия» перестает выполнять ежедневные обязанности, не стремится к свершениям, не интересуется образованием и карьерным ростом. В результате к тревожному расстройству присоединяется тяжелая хроническая депрессия.

      Страхи состояний могут привести не только к проблемам в здоровье, но и стать причиной постоянных неудач в профессиональной деятельности и личной жизни. Эти расстройства требуют длительного и серьезного лечения у профессиональных специалистов.

      Прочие фобии, связанные с состояниями:

      • ангрофобия — страх гнева;
      • астенофобия — страх слабости;
      • атазагорафобия — страх быть забытым/незамеченным;
      • ателофобия — страх несоответствовать норме;
      • атихифобия — страх неудачи;
      • аутофобия — страх одиночества;
      • гедонофобия — страх наслаждения;
      • гелиофобия — страх пребывания на солнце ;
      • геронтофобия — страх/неприязнь к пожилым людям;
      • гипенгиофобия — страх ответственности;
      • копофобия — страх переутомиться;
      • менофобия — страх/неприятие менструаций;
      • мизофобия — страх загрязнения;
      • мнемофобия — боязнь воспоминаний;
      • пеладофобия — страх облысения;
      • пениафобия — страх оказаться бедным/обнищавшим;
      • плутофобия — страх богатства;
      • эритрофобия — страх покраснеть.
      • ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

        fobiya.info

        Боязнь отрицательных эмоций

        Эмоции человека – это оценочное отношение личности к возникающим явлениям. Эмоции человека изучены недостаточно хорошо, поэтому часто встречаются различные определения этого явления у разных авторов. Но можно выразить общее утверждение, по которому эмоции – это регуляторы деятельности, отображающие смысл существующей или возможной ситуации в жизнедеятельности индивида. Исходя из этого, эмоции человека порождают у него переживания радости, страха, удовольствия и другие чувства. Эмоции человека, сами по себе, могут не порождать переживание, их главная задача – это внутренняя регуляция деятельности.

        Эмоции прошли долгую эволюцию, они развивались из простых врождённых инстинктивных процессов (органических и двигательных изменений) в более сложные процессы, утратившие инстинктивную основу, но имеющие привязку к определенной ситуации. То есть сложные эмоциональные процессы начали выражать индивидуальное оценочное отношение к обстоятельствам и своему непосредственному участию в них.

        Определяют витальные первичные эмоции, которые обеспечивают человеку выживание. К ним относят боль, ярость, страх и другие похожие.

        Эмоции в жизни человека имеют непередаваемое словами значение. Так, благодаря, интересу, удивлению, печали, злости, радости, страху люди передают информацию. Их выражение сопровождается телесными проявлениями – жестами, мимикой, изменениями цвета кожи (покраснение, побледнение).

        Эмоции в жизни человека – это регуляторы социальной активности и его направляющие. Человек без эмоций становится пустым, не интересным. Он перестает видеть смысл во всем, что он делает, поэтому становится апатичным, отрешенным. Иногда такое апатичное состояние захватывает человека, но со временем возвращается хорошее настроение, которое движет им вперед.

        Эмоции в жизни человека выступают, как сигналы. С их помощью отображается актуальное состояние организма. Если наблюдаются положительные эмоции, то значит, он всем доволен, негативные указывают на неудовлетворенность каких-то потребностей.

        Эмоции защищают организм от перегрузок и сохраняют внутреннюю энергию. Каждое эмоциональное состояние о чём-то оповещает. Так, при переживании стресса, у человека снижается активность, этим самым он оставляет энергию для выполнения чего-то более важного.

        Влияние эмоций на человека очень многообразное. Они воздействуют на восприятие. Человек, переживающий позитивные эмоции, например, радость, смотрит на мир с оптимистической точки зрения. Те, кто переживает страдание или гнев, во всем видят злые намерения и негатив.

        Эмоции имеют влияние на психические процессы. Так, человек в состоянии стресса не может запомнить событий, внешнего вида людей, у него происходит смешивание всех фактов и он не понимает, что правдиво, а что он мог выдумать.

        Влияние эмоций на человека отображается в его учебе и работе. Если он принимается за работу с интересом, то тогда будет действовать быстро, и не утомляясь.

        Эмоциональное состояние оказывает влияние на сознание. Сильные эмоции человека делают его неуправляемым, он может совсем не соображать, что он делает. Например, в состоянии аффекта (чрезвычайно сильного эмоционального состояния) человек способен на убийство, вандализм, может сделать что-то, совершенно несвойственное ему.

        Виды эмоций человека

        Роль любой эмоции в жизни человека невозможно переоценить. Люди могут быть из разных культур, по-разному воспитаны, жить в разных уголках мира, отличаться внешностью, говорить на разных языках, но эмоции у всех у них одинаковые и выражают одно и то же отношение человека к определенной ситуации или предмету. Даже животные понимают некоторые эмоции людей. Например, когда человек радуется и смеется, то собака также начинает проявлять свою радость, пританцовывая вокруг человека и виляя хвостом. Если человек грустный, собака спокойно укладывается возле него. Эти процессы не изучены должным образом, но это факт.

        Виды эмоций человека существует много и они могут очень быстро менять друг друга. Например, человек находится в одном состоянии и на него внезапно действует некий стимул, и он критически изменяет свое отношение к ситуации. Человек может в один миг, будучи в веселом настроении перейти в мрачное, или, наоборот, под воздействием происшедшего события из грустного состояния переключиться на радостное.

        Человек способен переживать относительно одного индивида противоположные чувства, причём одновременно. Эмоции, волнующие человека, моментально отражаются на его лице, поэтому скрыть их очень тяжело. Люди могут попытаться спрятать свои истинные чувства, свое выражение на лице, но есть и другие факторы, через которые можно определить, что испытывает человек – это поза, мимика, походка, жестикуляция и другие.

        Все эмоции подразделяются на положительные эмоции людей, нейтральные и отрицательные эмоции человека.

        Положительные эмоции людей — это радость, восторг, уверенность, удовлетворенность, нежность, доверие, восхищение, симпатия, любовь, признательность, умиление, облегченность, блаженство.

        Негативные эмоции человека — это грусть, отчаяние, тревога, неудовольствие, тоска, огорчение, обида, страх, досада, сожаление, негодование, неприязнь, злость, оскорбление, ненависть, зависть, ревность, неуверенность, стыд, недоверие, ярость, отвращение, презрение, разочарование, нетерпение.

        К нейтральным относятся безразличие, изумление, любопытство.

        Каждая эмоция человека создает некий резонанс, и все что находится вокруг индивида, начинает вбирать в себя это состояние. В большей степени здесь имеются в виду люди, но благодаря некоторым исследованиям, стало известно о том, что животные и растения также способны реагировать на разные виды эмоциональных состояний.

        Все люди могут испытывать базовые эмоции, но не каждому доступно прочувствовать более широкий их спектр. Таких людей в быту называют «толстокожими». Они не слишком чувствительны и не могут полностью оценить свои чувства, им трудно их идентифицировать.

        Есть отдельный вид эмоций, называющийся аффектом. Аффект – это сильное эмоциональное состояние, во время которого отключается рациональное мышление и в тот момент человек начинает действовать стереотипно. Он выражается в оцепенении, агрессии, бегстве.

        Эмоции готовят человека к определенным действиям. Например, когда человек попадает в критические стрессовые обстоятельства, у него появляются определенные эмоциональные и физиологические реакции. Так, в состоянии страха, тело человека может оцепенеть, но может и приготовиться бежать.

        Если человек грустный, то у него вялая походка, опущенные плечи и уголки рта. В состоянии агрессии человек занимает оборонительную позицию, тело становится щитом, спина выпрямляется, все тело напрягается. В экстремальной ситуации, когда есть угроза жизни, кровь в теле сгущается и в случае ранения можно избежать её сильной потери. Когда человек переживает радость, у него вырабатываются гормоны, способные защитить организм и укрепить общий тонус.

        Различные эмоциональные состояния влияют на сердечно-сосудистую систему. Длительный стресс способен нарушать нормальную работу сердца, и привести к гипертонии. Кровообращение также находится в зависимости от общего состояния.

        Положительные эмоции людей влияют на приток крови к коже, на ритм дыхания. Если человек переживает длительный стресс, то у него могут возникнуть проблемы с дыханием.

        Отрицательные эмоции человека очень негативно влияют на него, провоцируют различные заболевания.

        Положительные эмоции людей позитивно влияют на крепкий сон, улучшая общее состояние. Оптимистичный образ жизни позитивно влияет на здоровье, поэтому нужно в любом случае мыслить позитивно.

        Еще одну группу эмоциональных состояний представляют аффекты. Аффекты – сильные эмоции человека, сопровождающиеся активными действиями по разрешению острой, экстремальной, конфликтной или стрессовой ситуации. Аффект возникает внезапно и выражается во временной дезорганизации (сужении) сознания и острой активизации импульсных реакций. Они могут проявляться в различных формах.

        Страх является формой аффекта, это рефлекторная реакция, которая служит биологическим защитным механизмом психики. Основные проявления страха — бегство, крик, гримаса, снижение или сильное повышение мышечного тонуса, дрожание тела, учащение пульса, повышение артериального давления, сухость во рту, расстройства кишечника и прочее.

        Гнев человека также может привести к состоянию аффекта. Гнев проявляется в повышенном тоне голоса, доходящим до крика, позой нападения и угрожающей мимике.

        Состояние разочарования является менее эмоционально окрашенным, чтобы привести к возникновению аффекта, но иногда и это происходит.

        Чувства и эмоции человека

        Чувства и эмоции человека сильно связаны с внутренними личностными качествами. Они отображают всё то, чем живёт человек, что происходит у него внутри. Человек часто боится выражать собственные эмоции или отрицает их, может перепутать их с чувствами. Некоторые вовсе их не осознают, им тяжело что-то сказать в ответ на вопрос, что они испытывают. Но это не значит, что эти люди бесчувственные. Значит, нужно разобраться, в чем причина такого состояния, почему человек не способен определить, что он чувствует к человеку, как относится к определенному событию или явлению. Человек, который не может идентифицировать свои эмоции и чувства не способен на решение жизненных проблем.

        Для многих людей так и остаётся неизвестным то, что они переживают или чувствуют, но в большей степени их волнуют причины их ощущений. Причины многих состояний и чувств являются социальными. Вследствие активного развития общества, появляются новые эмоции или им предается новое значение. Например, некоторые чувства человек не способен ощущать после рождения, но может научиться позже у своего ближайшего окружения. С раннего детства родители и знакомые учат ребенка выражать свои эмоции, поощряют показывать свои чувства, рассказывают им, какие эмоции и в каких ситуациях можно выражать, а когда лучше себя сдерживать. Когда человек не в состоянии по какому-то поводу испытывать ту гамму чувств, которые захватывают всех, кроме него, тогда его считают эгоистичным и бесчувственным.

        Эмоции и чувства могут выражать одно и тоже, например, человек может ощущать эмоцию и чувство радости. Эмоции появляются, когда возникает потребность и заканчиваются сразу после удовлетворения данной потребности, чувства носят предметный характер. Утоление жажды, голода и других потребностей связано с эмоцией радости. Чувство удовлетворения прямо связанно с каким-то одним незаменимым объектом, например, человеку хочется пить кофе, но есть только чай, но он не заменит кофе, он не доставит, то удовлетворение, которого ожидает человек от кофе. Чувства проявляются исключительно к какому-то объекту, если он отсутствует, тогда они не возникают.

        Чувства могут воспитываться и развиваться. Выделяют уровни человеческих чувств – от практических, таких, как удовлетворение или собственность, до возвышенных чувств, которые выделяются наряду с духовными идеалами и ценностями.

        Чувства развивались исторически, и в разные эпохи одно явление могло вызывать у людей разное отношение. Также чувства поддаются воздействию культуры и религии. Поэтому к одному и тому же объекту у людей разных народов возникают противоположные чувства. Например, в европейских странах женщина вполне свободно может гулять в шортах, короткой юбке и майке, это считается нормой. Если женщина в таком виде пройдется возле верующих мусульман, то это вызовет у них возмущение и презрение, поскольку их религия и культура не позволяет, чтобы тело женщины было открытым.

        В жизни человека формируются практические чувства, которые напрямую связаны с его деятельностью. В теоретической деятельности формируются интеллектуальные чувства, которые связанны с познавательной деятельностью (любознательность, интерес, удивление). В отношении развития образно-избирательной деятельности возникли эстетические, такие как чувство гармонии и красоты, восхищение.

        Нравственные чувства включают в себя совесть, переживание вины, долга, солидарности, справедливости, благородства. Благодаря моральным чувствам человек выражает свои переживания и отношение к другим. Еще выделяют духовные чувства, к которым относят чувства святости, просветления, благоговения, мистичности.

        В многообразности чувств индивида отображается его система ценностей, потребностей и сущность личности. Относительно внешнего мира человек желает действовать так, чтобы быть к нему положительно настроенным. Поэтому чувства в отличие от эмоций можно самостоятельно регулировать.

        Когда человек испытывает сильное устойчивое, положительное чувство к чему бы то ни было, которое возникает на основе недостаточно удовлетворенной потребности, он ощущает страсть. Страсть является сильным эмоциональным состоянием, которое плохо контролируется человеком, и не каждая личность может с ним справиться.

        Эмоциональные состояния разнятся по их знаку (положительные или отрицательные), интенсивности, глубине, продолжительности влияния и значимости отражения в действительности (глубокие и неглубокие).

        Чувства и эмоции бывают стеническими или астеническими, зависимо от воздействия на активность деятельности. Стенические активизируют человека, побуждают к деятельности, мобилизуют ресурсы и силы, к ним относят радость, интерес, воодушевление. Астенические расслабляют и сковывают силы, например, негативные эмоции человека, униженность, переживание вины, подавленности.

        Эмоциональный тон ощущения показывает отношение человека к качеству чувств. То есть определенное явление или раздражитель отвечает за состояние человека. Например, шум моря, звук от потрескивания полена в костре, вид заката и тому подобное. Некоторые раздражители способны вызывать у человека идиосинкразию – болезненное отвращение к определенным индивидуально непереносимым звукам, запахам, вкусам.

        Эмоциональный отклик – это быстрая реакция на изменения во внешней среде. Например, человек увидел красивый цветок — восхитился, услышал громкий гром – испугался. Эмоциональный отклик выражает эмоциональную возбудимость человека. Выделяется такой вид эмоционального отклика, как синтония, она проявляется в способности человека быть отзывчивым к другим людям и откликаться на явления и изменения явлений в окружающем мире. Синтония выражается через состояние гармонии человека с природой, в умении понимать и принимать переживания и чувства других.

        Эмоциональная устойчивость проявляется в стабильности поведения человека в разнообразных ситуациях, в устойчивости перед разными жизненными трудностями, проявлении терпимости к другим людям. Преобладание положительных или негативных эмоций в опыте человека формирует у человека соответствующее устойчивое настроение.

        Существует также связь между эмоциями, чувствами и мотивацией. Эмоции могут вызывать определенные поведенческие акты подобно мотивации и сопровождать саму мотивацию, переживая при этом определенные чувства. Например, еда – это не только мотивация, но и источник чувства удовлетворенности, а сам процесс, при котором человек ест, сопровождается эмоцией радости. Мотивация «включается» с помощью внутренних процессов организма и ориентируется на подавление внутреннего дисбаланса. В отличие от мотивации эмоция является ответной реакцией на внешние процессы и направляется на источник информации извне.

        В природе встречается такое явление, как алекситимия. О личности с алекситимией говорят – человек без эмоций. Такие люди вычеркивают и эмоции, и чувства из своей жизни. Вместо них они занимаются размышлениями. Алекситимики считают, что важно понять смысл жизни, а не прожить её, расходуя время на ненужные переживания. Они ничего никогда не чувствуют, или по крайней мере говорят так, им трудно разобраться в себе и идентифицировать свои ощущения.

        Если человек здоровый, то он испытывает чувства и переживает эмоции. Поскольку внешний мир воздействует на человека, значит, он должен отвечать на эти воздействия каким-то образом, поэтому все действия и мысли человека имеют эмоциональную окраску, что является признаком психически здоровой личности.

        Алекситимия формируется в основном в детстве, когда взрослые в процессе воспитания своих детей, сами действуют так, что вызывают это расстройство. Они мешают полноценному формированию эмоций и чувств у детей, поскольку сами имеют проблемы с их выражением. Тогда, как другие родители поощряют своих детей к выражению чувств, алекситимики не в состоянии обучить этому собственного ребенка, так как им самим трудно осознать и выразить свои чувства. В большинстве случаев алекситимия проявляется у мужчин. Поскольку их с детства обучают тому, что они не обязаны плакать или выявлять свои истинные переживания, а все держать в себе или даже не допускать себе никаких чувств.

        Не только в детстве, а и во взрослом возрасте алекситимия может развиваться. Это происходит в связи со стрессовыми переживаниями, сопровождающимися сильными эмоциями. При неумении осознать и пережить свои эмоции у человека появляется к ним некий барьер, он не допускает их к своему сознанию, блокирует и игнорирует. Выходит, что человек остерегает себя от внутренних переживаний, из-за невозможности делиться ими с кем-то или должным образом их проработать.

        Есть люди, которые вполне осознанно отключают у себя эмоции. Они это объясняют тем, что так жить легче и намного выгоднее. Так, например, эти люди могут свободно «идти по головам», не смотря на то, что другим людям от этого плохо. Они не испытывают к людям жалость, если причинили им боль, просто бесчувственно используют их в личных целях. Они организовывают свою жизнь на все сто, делают то, что важно в первую очередь им. Вот только, со временем приходит некое понимание того, что жить нужно было иначе. Это случается, когда человек осознает всю боль, которую он причинял другим, когда его самого покидают близкие, и он ничего с этим сделать не может. Очень важно понять все это вовремя и перестать быть бесчувственным человеком.

        psihomed.com