Боязнь самолетов фобия

Авиафобия – боязнь передвижения на самолете

Согласно данным статистики американского агентства WebMD два человека из трех подвержены страху передвижения при помощи самолетов. Это явление получило название авиафобии. Такое количество выявилось только путем глубокого, сложного анкетирования, в ходе которого из ответов на косвенно относящиеся к теме вопросы было установлено точное количество подверженных к боязни перелета людей. Такой сложный путь необходим по причине того, что часть опрошенных не признает у себя аэрофобии, однако, при этом предпочитая любой способ передвижения кроме авиаперелетов.

Как бы удивительно это не прозвучало, однако многие люди в наше время ограничивают географию своих отпусков и своего бизнеса именно по причине невозможности добраться в то или иное место ничем кроме самолета. Так, например, лишь треть населения Европы путешествует самолетами.

Изучением причин возникновения и методов избавления от авиафобии занимаются многие специалисты в области психотерапии. Щедро спонсируемые авиаперевозчиками, для которых подобная фобия весьма неприбыльна с точки зрения сокращения прибыли

Ученые считают столь массовый страх перед авиаперелетами следствием переживаемого современным человеком стресса. В условиях неуверенности в завтрашнем дне, нестабильности экономики, политики и прочих жизненных сфер человек пытается максимально сократить число факторов жизни, не поддающихся его прямому контролю. А ведь именно таким фактором и являются авиаперелеты. Путешествие по воздуху — это характерный пример осознанного нахождения человека в среде, к жизни в которой он не приспособлен. Алгоритм рассуждений авиафоба примерно ясен: воспользовавшись поездом/автомобилем, можно в случае их поломки продолжать путь пешком, передвигаясь водным транспортом, можно какое-то время вплавь продержаться на воде, тогда как самолёт в случае форс-мажора практически не оставляет шанса выжить. Даже знание того, что в авиакатастрофах гибнет значительно меньше людей, чем в ДТП не останавливает авиафоба в развитии его страха.

Авиафбия проявляется в следующих симптомах во время полета, или непосредственно перед ним: сужение горла, учащение сердцебиения и дыхания, появляется ощущение «ватных» ног, головокружение, так организм реагирует на возникшую, по его мнению, опасность.

Люди, страдающие страхом перелётов, во-первых должны признаться себе в том, что проблема авиафобии действительно имеет место быть. Для эффективной борьбы с приступами авиафобии нужно определить ее первопричину: является ли она следствием негативного опыта в прошлом, либо необусловленным ничем беспокойством. В первом случае наиболее эффективным решением будут услуги психотерапевта, обладающего рядом техник, подавляющих влияние неприятных воспоминаний, лежащих в основе фобии. Если же боязнь воздушного транспорта возникла независимо от пережитого опыта, можно попробовать самостоятельное лечение с использованием таких методов, как аутотренинг, позитивная психология, биоэнергетика.

www.fobies.ru

Аэрофобия: избавляемся от страха летать на самолете

Живешь? Значит, боишься. Боишься? Значит, живешь!

Страх – естественная психофизиологическая реакция, предназначение которой – помочь человеку мобилизоваться при возникновении нестандартной или небезопасной ситуации. Считается нормой, когда эта эмоция возникает при наличии конкретной угрозы или источника стресса и усиливается, когда ощутима значимость верного выбора. Тревожно-фобическое расстройство – чрезмерный, частый и беспричинный уровень тревоги, в процессе ожидания или пребывания в особых обстоятельствах.

Среди тревожных расстройств боязнь летать на самолетах довольно распространена. Различают две разновидности страха самолетов: естественное волнение перед полетом, являющееся проявлением здорового инстинкта самосохранения, и ярко выраженная патологическая тревога. Когда интенсивность, частота, длительность страха перед полетом превышает условные границы нормы, и он становится постоянным, когда индивид не в состоянии контролировать, адекватно воспринимать, логично оценивать происходящее, можно выдвигать предположение о наличие фобического расстройства. При аэрофобии человек не только откажется от путешествия на воздушном транспорте и не приблизится к взлетной полосе, но и в состоянии предвкушения полета будет демонстрировать соматические, эмоциональные проявления тревоги.

Насколько безопасен полет?

Аэрофобия (страх полетов) – достаточно распространенное расстройство. Согласно опубликованных данных Всероссийского центра изучения общественного мнения, россияне считают воздушную авиацию самым опасным видом транспорта. Согласно опросам, количество людей, придерживающихся этой точки зрения, составляет около 85% населения страны. Подобное мнение имеют и другие жители постсоветского пространства, имеющие схожесть национальных особенностей и идентичные социальные условия жизни. 40% населения земного шара испытывают в разной степени страх перед полетами на самолете, имеющий вид или грозящий перейти в фобию.

О чем говорит статистика

Современные самолеты – очень надежные конструкции, в которых все имеющиеся системы дублируют и при необходимости могут заменить друг друга. В редких случаях, когда одна из систем выходит из строя, предусмотрен резервный вариант, разработан и внедрен способ устранения неисправности, не прерывая полета.

Статистика утверждает, что пассажир самолета имеет один шанс из 45 миллионов попасть в авиакатастрофу с летальным исходом. То есть, говоря языком цифр, если бы человек совершал полеты ежедневно, то вероятность смерти наступила через 123 тысячи лет. На сегодня уровень смертности в авиакатастрофах составляет 1 летальный исход на 3 миллиарда километров.

Проявление фобии

Проявление аэрофобии (страха самолетов) в большинстве случаев происходит по одинаковому сценарию. Приведем пример классического описания этого тревожно-фобического расстройства.

Как происходит на практике

У человека есть страх летать на самолетах, но его профессиональные обязанности предусматривают частые командировки. Каждый раз перелет превращается для него в кошмар. За несколько дней до предстоящей командировки он начинает ощущать, как желудок сжимается, и все чаще и чаще возникают позывы к рвоте. Оказавшись в аэропорту, человек ощущает, как начинают холодеть конечности, «подкашиваются» ноги, усиливается потоотделение. Когда он все же садится в самолет, его сердце колотиться и «выпрыгивает» из груди, он чувствует пустоту в голове и начинаются приступы удушья. И с каждым разом, ощущения становятся все более пугающими и всепоглощающими. Присоединяется страх – предвкушение, когда индивид боится даже услышать о том, что ему предстоит перелет. В конце концов, чтобы не переживать этот ужас вновь, человек вынужден прибегнуть к поведению предотвращения и избегания. Зачастую он даже меняет место работы и вид деятельности, выбирая действия, не связанные с необходимости пребывания в воздушном транспорте.

Осторожно, иррациональная тревога!

Рассматривая тревогу, как состояние при фобии, психиатры утверждают, что это чувство не имеет прямого отношения к инстинкту самосохранения, и практически всегда не связано с действительностью, а направлено на будущее. Тревога совершенно иррациональна и сосредоточена на «мнимой» угрозе. Часто аэрофобия проявляется у людей, ни разу не совершавших полетов на воздушном транспорте и которые ни разу не были участником или свидетелем авиакатастроф. Тем не менее, тревога аэрофобов огромна, интенсивна и прочно закреплена в сознании и подсознании.

Представляют интерес данные опроса, проведенного российскими психологами. На вопрос о конкретных причинах и предпосылках к страху перед полетами на самолете, большинство женщин заявили: они безумно боятся, что именно их самолет попадет в авиакатастрофу. В то время, мужская половина человечества больше доверяет технике, но отмечает боязнь высоты, тревожащей отсутствием возможности с их стороны повлиять и изменить ситуацию. Отличается и реакция на испытываемую эмоцию – страх. Как правило, женские эмоции – более ярко выражены и проявляются плачем, дрожью, нередко истерикой. Мужчины, даже осознав свои тревоги, стараются держать их внутри себя и не демонстрировать их окружающим. Стоит отметить, что панике при аэрофобии среди всех возрастных категорий больше подвержены люди преклонного возраста, что позволяет сделать предположение, что в пожилом возрасте боязнь летать на самолетах дополняется и/или неразделимая со страхом смерти.

Симптомы расстройства

Среди физических или соматических проявлений аэрофобии часто присутствуют:

  • учащенное сердцебиение,
  • тахикардия;
  • боль в области груди;
  • усиленное потоотделение,
  • тошнота, позывы к рвоте;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • тремор конечностей;
  • головная боль напряжения;
  • бледность или покраснение лица.
  • Среди прочих симптомов для аэрофобия характерно:

  • частые жалобы на сильную мышечную слабость;
  • быстрая утомляемость, постоянное ощущение усталости;
  • затруднение концентрации внимания;
  • раздражительность, нервозность, беспокойство;
  • проблемы с засыпанием и качеством сна, «кошмарные сновидения»;
  • ощущение «пустоты в голове».
  • Зачастую при аэрофобии признаки усиливаются, быстро прогрессируют, и, достигнув пика, проявляются симпато-адреналовым кризом и перерастают в панические расстройства.

    Причины появления

    Согласно последним исследованиям, опубликованных Международной психической ассоциацией, в большинстве случаев аэрофобия является следствием иного психического расстройства. Она нередко возникает после перенесенной сильной стрессовой ситуации или после длительной депрессии, при обсессивном (ОКР) и астеническом типах расстройств. По мнению экспертов, этой фобии подвержены впечатлительные личности, которые сильно фиксируются (застревают) на имевших место негативных ситуациях. Нередко аэрофобия «уютно соседствует» с клаустрофобией (страхом замкнутых пространств).

    Причиной появления аэрофобии может стать генетическая предрасположенность, наследственные особенности нервной системы. Эта фобия (по данным Noyesetal) чаще возникает среди родственников, имеющих тревожные расстройства — около 15% (в сравнении с общей популяцией — около 3%). Веские доказательства генетической этиологии фобии были представлены Slater и Shields в результате обследования семнадцати пар монозиготных и двадцати восьми пар дизиготных близнецов, в каждой из которых имело место тревожно-фобическое расстройство. Конкордатность у дизиготных близнецов составила всего 4%, в то время как у монозиготных достигла 41%.

    Условия жизни

    Немалую роль в появлении страхов в будущем являются условия жизни, воспитание, развитие личности, формирование характера в детском возрасте.

    Социальные факторы

    Среди социальных факторов стоит отметить отрицательное влияние широкого освещения СМИ и акцентирования внимания аудитории на случаях авиакатастроф и числе жертв.

    Как избавиться? Лечение страха полета

    Большинство случаев аэрофобии проходит быстро, не прибегая к медикаментозному лечению. Если же тревожное расстройство длится более полугода, и страх полетов не ослабевает, несмотря на прилагаемые усилия, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Следует получить консультацию специалиста, если:

    • Аэрофобия причиняет постоянный, интенсивный, нарушающий дееспособность страх, переходящий с приближением времени события (полета) в панику;
    • Человек осознает, что страх перед самолетом чрезмерный, безосновательный, избирательный и превосходит по частоте и интенсивности адекватное волнение;
    • Личность начинает сознательно избегать полетов на самолете, стараясь всегда отыскать и воспользоваться альтернативным, но зачастую неэффективным по времени, способом передвижения.
    • На сегодняшних день существует множество эффективных методик, с помощью которых можно быстро преодолеть аэрофобию. Успешно применяется в лечении страха летать на самолетах:

    • методика нейролингвистического программирования (НЛП),
    • когнитивно-поведенческая терапия (КПГ);
    • современные методы гипнотического воздействия;
    • медикаментозная терапия.
    • Как проходит лечение ?

      Обычно не требуется назначение анксиолитических препаратов. Для исцеления страха перед самолетом достаточно беседы с врачом, разъяснение фактической природы физиологических симптомов и составление индивидуальной программы по преодолению/ коррекции/ избавлению от страха полетов. Задача врача: дать точное логичное объяснение имеющим место соматическим симптомам, связанным с фобией. Например, пациент должен понять, что учащенное сердцебиение — не признак сердечнососудистой патологии, а результат преувеличенной реакции на стрессор. Необходимо, чтобы аэрофоб полностью избавился от неопределенности и неясности происходящего с ним и имел четкий план снижения тревоги.

      Что посоветовать?

      Как побороть страх самолета? Прекрасное решение в этой ситуации нашел Джон Малкович: «Я давно уже научился не беспокоиться о тех вещах, которые не могу контролировать. Вы беспокоитесь о том, что самолет сейчас упадет? Вы что – пилот, что ли?».

      Действительно, осознание и принятие того, что существуют ситуации, исход которых не зависит конкретно от индивида, позволяет значительно снизить тревогу.

      Психологи рекомендуют начинать «подготовку» к перелету заблаговременно. Необходимо выполнять действия, доставляющие удовольствие и радость, не фиксируясь на непрерывном вычисление времени до рейса. Полезно заняться приятными делами: для женщин — совершить шопинг, для представителей сильного пола – сделать что-то экстремальное, которое поможет «выбросить» адреналин. То есть в часы перед авиаперелетом сила переживаемых эмоций должна превышать интенсивность имеющей место тревоги.

      Стоит отметить, что если испытываемые от действия эмоции, как негативные, так крайне позитивные станут сильными стрессорами и будут «перевешивать» страх перед полетом на самолете, весь организм (включая психику) будет вынужден «бросить» все имеющиеся резервы и энергию на борьбу с новым значимым стрессором. Установлено, что «запуск» первой фазы типичной реакции на стресс занимает около 90% деятельности всех органов, стоит на первом месте в «распорядке» действий организма, и иногда затмевает по значимости удовлетворение жизненно-важных (первичных) потребностей.

      Психика человека устроена таким образом, что когда тревожная ситуация обсуждается вслух, то существенно снижается волнение и эмоциональное напряжение. Поэтому, немаловажно в спокойной обстановке установить, что явилось первичной причиной возникновения тревоги, связанной со страхом летать.

      Психологи рекомендуют исключить просмотр новостей о негативных происшествиях не только в воздухе, но и на иных видах транспорта, которые лишь усугубляют состояние стресса. Пациенту с диагнозом аэрофобия не следует смотреть телепрограммы, где расписываются подробности авиакатастроф.

      А самый простой способ избавиться от страха полетов на самолете – пользоваться воздушным транспортом как можно чаще! В случае аэрофобии вполне уместна поговорка: «Клин клином выбивают».

      Медикаментозное лечение боязни летать

      Назначение медикаментозных препаратов при аэрофобии должно быть индивидуальным и избирательным. Лекарства следует применять для восстановления быстрого контроля над симптомами исключительно на тот период, пока отсутствует должный эффект от иных, менее быстродействующих методик. Медикаментозная терапия может быть назначена той части больным, состояние которых не улучшилось после применения других мер. В случае с аэрофобией используют: бензодиазепины, антидепрессанты и анксиолитики.

      Плохой исход аэрофобии можно прогнозировать при крайне тяжелых симптомах, таких как: обморочные состояния, истерические проявления, ажитация, дереализация, суицидальные идеи. В таком случае, назначение транквилизаторов и антидепрессантов, вполне обосновано.

      fobiya.info

      Как я училась не бояться летать на самолетах

      30 октября 2008 1:00 71

      Все авиапассажиры делятся на тех, кому полёт не страшен и тех, для кого обычный перелёт на самолёте превращается в нервотрёпку. Фото: Олег РУКАВИЦЫН

      Скажите честно: вы боитесь летать на самолетах?

      «Ни капельки!» — ответит либо полный пофигист, либо настоящий храбрец с железной психикой, либо человек, который не читает газет.

      За последние годы в России бояться летать стало практически нормой.

      А как иначе? На наших-то разваливающихся авиалайнерах, с недосыпающими от перегрузок пилотами. И необходимостью все чаще подниматься на борт: хоть в отпуск, хоть в командировку летим на самолете.

      По разным оценкам, аэрофобией (так по-научному называется боязнь летающего транспорта) у нас уже мучаются от 20 до 30% населения. А у каждого десятого ДАЖЕ МЫСЛЬ о возможном полете вызывает отчаянный страх.

      Как с этим бороться?

      Меня отправляют в психдиспанцер

      Аэрофобия у меня самая настоящая. Плохо на взлете. Ноги-руки ватные, глаза навыкате, не дай бог кто меня в это время заденет, упаду как валенок. Взлетим — отпускает.

      Трагедия с пермским авиарейсом в сентябре этого года освежила в памяти неприятные ощущения.

      В общем, я морально созрела для помощи. Может, государство за свой счет таки избавит меня от страха, купленного на мои же деньги?

      — У вас есть психотерапевты или психологи? — выдохнула я, набрав номер регистратуры в поликлинике.

      — Нет! А зачем вам? — заинтересовалась трубка.

      — Э-э-э. Вам нужно к психиатру в психоневрологический диспансер, — голос вдруг стал очень вкрадчивым и доброжелательным.

      Обшарпанное здание на самом краю северо- востока Москвы удивило обилием суровых женщин-охранниц и утешило надписью на входе: «Факт обращения в ПНД еще ничего не говорит о психическом здоровье пациента». Ой спасибо!

      Заикаясь и краснея, я пересказала свою проблему молоденькому участковому психиатру. Немножко приукрасила картину: соврала, что летать приходится часто и в основном по работе.

      — А в общем как настроение, нормальное? Кроме боязни летать, ничего не беспокоит? — с искренним интересом спросил доктор.

      — Нет, — заулыбалась я. — Мне все нравится.

      — М-да. — задумался психиатр. — Я пропишу вам транквилизаторы.

      — Доктор, не надо, — испугалась я. — Может, оно чем полегче лечится?

      — Я могу вам только лекарствами помочь, — заключил психиатр. — А вообще от фобий разные психологические курсы помогают. Загляните в Интернет.

      Бывший пилот избавит от аэрофобии.

      Заглянула. На одном из сайтов прогонять мои страхи обещали не только теоретическими курсами, но и при помощи виртуальной реальности. Вау!

      — Я представляю уникальную технологию лечения аэрофобии, разработанную в США , — несколько манерно начал рассказывать блондин Алексей. — Таких центров в мире всего несколько десятков. Каждый возглавляет бывший пилот. Я тоже летчик по специальности. Правда, из-за большой конкуренции перестал летать.

      — Да вы что! — поразилась я. — А я-то думала, у нас нехватка пилотов.

      — Я не из этой страны, — потупил глаза Алексей. — Я из Израиля .

      Еще где-то полчаса я слушала речи о том, что шкала страха делится от 0 (полного спокойствия) до 10 баллов (полнейшая паника). Что я в виртуальном самолете буду определять степень страха по этой шкале и потихоньку баллы снижать. Для этого мне придется: раз — выучить специальную дыхательную гимнастику, два — научиться контролировать свое тело и три — контролировать мысли.

      — Давайте полетаем, а? — покосилась я на стоящий в углу комп.

      «Гарантий на голову не даем!»

      Значит, виртуальность оказалась такая. Я села в кресло, на голове оказались наушники. На глазах — очки, в руках джойстик.

      — Сначала картинка будет «игрушечной», — предупредил Леша. — Но чем дальше, тем больше происходящее будет похоже на правду.

      Скосив глаза в плоские окуляры, я оказалась в аэропорту. Очень схематичном. Прохожу в «самолет». Ковровые дорожки очень даже похожи на настоящие. Сажусь. И тут кресло подо мной начинает вибрировать, в ушах гудеть. За окном мелькают картинки аэродрома. Мы катимся на взлет! Гул усиливается, кресло трясется все сильнее. Рука сама собой сдирает очки и наушники. Вы что! Остановите! Где стюардесса с бумажными пакетиками?!

      — Мы с вами даже до взлета не добрались, — констатировал мой летчик. — Думаю, понадобится не меньше пяти занятий на тренажере.

      — Можете дать гарантию, что я перестану бояться?

      — Гарантий на голову не дают! — отрезал Алексей. Но объяснил, что есть примерно 7% людей, на которых виртуальность не действует. Посчитала, сколько мне обойдется курс: 18 500 рублей. Может, как-нибудь без виртуалки обойтись.

      Экспресс-центр психологической предполетной помощи `Летаем без страха` в Шереметьево. Фото: Иван ВИСЛОВ

      Не подсесть бы на врача

      Решено попытать счастья у частного психотерапевта. Прием — от 500 рублей.

      — Аэрофобия замечательно лечится, — порадовал меня психотерапевт Дмитрий КЛЕВЦОВ . — Назначается курс противотревожных препаратов нового поколения. — С ними можно водить авто, алкоголь не запрещен.

      — А без таблеток совсем никак? Может, покопаемся в моем подсознании, найдем причину фобии?

      — Если «лечиться без лекарств», происходит другая крайность — человек подсаживается на врача, — огорошил медик. — Многим моим коллегам частенько предлагают летать на пару с пациентами. С врачом-то не страшно! Подсаживаются, как на иглу. У меня была пациентка, которая каждый день приходила к поликлинике: потрогать дверную ручку. Только так она чувствовала себя в безопасности. Так что я сейчас без лекарственной поддержки не работаю, — добавил Клевцов.

      Я почитала аннотации к этим новейшим препаратам. «Побочные явления: снижение аппетита, бессонница, судорожные припадки и т. д». И последствия, если резко перестану принимать: «головокружения, нарушения сна, тревога, спутанность сознания. »

      Плати 6 тысяч — и самолет не упадет!

      Была не была — рвану в последней надежде к народному целителю. Может, какой травкой или заговором снимет самолетную порчу?

      «Известный врач-биоэнерготерапевт» (так написано его на личном сайте) принимает ну в очень приличной столичной клинике. Причем очередь в его закуток куда длиннее, чем во все остальные кабинеты, вместе взятые.

      Сидят и стар, и млад. Подглядываю в щелочку: над пациентами водит руками плешивый мужичок. И слышно, как он каждого предостерегает: есть два варианта развития лечения. Все будет хорошо или все будет хорошо, но только после дополнительных сеансов. А стоит один биоэнергетический сеанс 4500 рублей. Народ тут же отстегивает денежку.

      Захожу наконец в кабинет. На столе у «последней народной надежды» куча дешевых брелоков с облезлыми камешками.

      — Вам понадобится где-то 4 — 5 сеансов, — на глаз определяет целитель. — И тогда будет три варианта развития событий. Первый: вы будете спокойно летать и смеяться над своими страхами (я тут же представила себе перелет, скажем, из Москвы в Лос- Анджелес и 12 часов беспрерывного хохота). Второй: будете летать с небольшим чувством дискомфорта. Третий: будете дальше бояться. И тогда нам понадобятся.

      — . дополнительные сеансы! — подсказала я целителю.

      Тот изумился моей проницательности.

      — А что это у вас за камешки на столе? — отвлеклась я.

      — Какая интуиция! — снова восхитился мужичок. — Это обереги-талисманы. Могу заговорить на безопасные полеты!

      Я кисло улыбнулась и попрощалась.

      Болезнь или нет?

      Люди начинают бояться летать после 25 лет. Чаще фобия возникает у женщин. Чем выше интеллект, тем больше вероятность появления аэрофобии.

      Важно понять причину неприятных ощущений. Если на борту у вас кружится голова, учащается пульс — это может быть проявлением проблем с сердцем, сосудами, гормонами. Стало плохо в самолете — повод пройти полное медицинское обследование. А потом уж за страхи браться.

      Собственно аэрофобия появляется после пережитого испуга, потрясения.

      Если во время приступа страха получается взять себя в руки и успокоиться, ты еще не болен. Если успокоиться не выходит — это уже фобия, которая квалифицируется как психическая болезнь.

      Займитесь экстремальным спортом!

      — Фобии — это игра гормонов, — пояснил профессор ВИНОГРАДОВ . — Например, у автора после вторых родов окончательно стабилизировался гормональный фон. И страх ушел. Толчком к этому может стать что угодно — от банального гриппа до удара. Яркий пример: внучка писателя Серафимовича. У нее были фобии. Она выпрыгнула с 12-го этажа, упала в сугроб. Выжила, из-за стресса гормоны пришли в норму, женщина излечилась.

      Я ни в коем случае не призываю повторять ее «подвиг»! Но, добавив в жизнь экстрима , вы можете избавиться от страхов.

      КСТАТИ

      Ритуалы помогают?

      Некоторые так и спасаются от боязни летать: заводят традиции. Кто-то старается сесть в хвост. Другой внимательно следит, кто первый встретится из членов экипажа. Если мужчина — полет пройдет нормально. Если женщина — сразу проглатывает оглушающую дозу коньяка. Третий таскает с собой нэцке на цепочке. И не дай бог забудет взять его в самолет!

      А вот врачи советуют сделать ритуалом. прием двух таблеток валидола. Одну — под язык перед регистрацией, вторую — перед взлетом. Куда лучше помогает!

      КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

      Где же реально могут вылечить?

      — Идите к грамотному психотерапевту или к психиатру, который занимается неврозами, — говорит руководитель Центра правовой и психологической помощи профессор Михаил ВИНОГРАДОВ. — Такие есть в государственных институтах психиатрии, во всех психоневрологических диспансерах и в частных клиниках. Нужен именно врач! В основе абсолютно всех фобий — боязни самолетов, метро, темноты или собак — лежит один единственный страх — страх смерти.

      В первую очередь нужно его убрать. Путем беседы, разъяснения, гипноза.

      Второе: надо нормализовать вегетативную реакцию. Это можно сделать только лекарствами! Все эти психотехники, виртуальные реальности, биоэнерготерапии без медикаментов — пустая трата времени и ваших денег.

      ВМЕСТО ВЫВОДА:

      Рожайте — и летайте спокойно!

      Честно говоря, после двух недель мытарств по врачам-психологам и лекарям я так и не нашла панацеи от аэрофобии. Может, кому-то и впрямь помогла бы виртуальная реальность, были бы деньги.

      Если совсем прижмет, можно сдаться психотерапевтам и начать пить таблетки. Врач меня убедил: пилюли не мешают работать, риск побочных гадостей минимальный, глотать буду не годами, а пару месяцев. Зато потом летаешь и в окно плюешь.

      А теперь открою вам страшную тайну. Я соврала: долгое время меня действительно мучила аэрофобия. А теперь — нет. Она прошла после того. как я родила второго ребенка!

      Оказалось, мой случай даже не уникален. Бездетные женщины в принципе страдают фобиями чаще, чем матери одного-единственного. А матери двоих и более детей уже вообще мало чего боятся. Вернее, они боятся уже не за себя.

      Иногда я все же беру с собой валерьянку. Мало ли что. И даже не отказываюсь от «эфирных» 100 граммов виски при взлете. Ровно столько разрешают врачи.

      Но летать я больше не боюсь.

      Автор ждет откликов на нашем сайте

      m.kp.ru

      Боязнь летать на самолете или аэрофобия: определение, причины и последствия фобии

      1. Причины 2. Симптомы 3. Если не лечить

      Многие из нас боятся летать на самолете. Страх полета – самый распространенный тип фобии в современном мире.

      Аэрофобия это боязнь летать, а в более широком значении — страх холодного воздуха и сквозняков.

      Aero (анг.) – воздушный, phobia (англ.) – фобия, страх, боязнь. Психология выделяет еще один тип фобии – авиафобия. Авиа – авиационный, связанный с самолетами. Понятия аэрофобия и авиафобия близки по своему значению, поэтому чаще всего их используют, подразумевая единый формат страха – страх перелетов.

      По статистике, около 25% населения в возрасте более 25 лет боятся лететь.

      В связи с этим, многие отказывают себе в удовольствии увидеть мир, посетить близких людей, поменять место жительства и т.п. Основной причиной, провоцирующей возникновение и развитие аэрофобии – страх возможного крушения самолета. В момент посадки в самолет и в процессе полета такие люди испытывают сильный стресс, пережить который еще раз возможно только в случае крайней необходимости.

      Часто страх полета присутствует у человека совместно с другими аналогичными фобиями: страхом закрытых пространств, высоты, пожаров, смерти. Люди боятся не столько лететь, сколько тех условий, в которых проходит полет. Поэтому его считают симптомом, а не болезнью.

      В связи с распространенностью страха перед полетами, психология активно исследует этот тип фобии. И, прежде чем назначать лечение, необходимо разобраться в причинах панических состояний. Они индивидуальны, но существуют наиболее распространенные причины, встречающиеся у большинства населения:

      1. Стресс, пережитый во время перелетов, часто провоцирует возникновение фобии. Это может произойти в период сильной турбулентности, жесткой посадки, плохих погодных условий. В этот момент человек погружается в негативные ассоциации, представляет падение самолета, гибель людей. Страх может оказаться настолько сильным, что происходит его «закрепление» в психике, становится страшно лететь.
      2. Реально произошедшие авиакатастрофы, освещенные в СМИ. В советские времена такую информацию держали в тайне, поэтому мы думали, что наши самолеты не падают. Сейчас, каждое событие подобного рода активно обсуждается на телевидении, в газетах и журналах. А с развитием интернета утаить крушение стало практически нереально. Наша психика устроена таким образом, что любая информация, несущая негатив, сохраняется в подсознании, формируя настороженное отношение к перелетам.
      3. Страх перед реакцией собственного организма. Чаще всего такая причина страха полетов бывает у людей со слабой сердечно-сосудистой системой. Самолет поднимается в небе на высоту около 14000 м., чтобы корпус выдержал подобную нагрузку и мог лететь с высокой скоростью, внутри понижается давление, а при посадке – вновь повышается. От такого воздействия, меняется давление человека.
      4. Люди, не уверенные в своем здоровье, должны иметь при себе таблетки и лекарства, поддерживающие давление в норме, т.к. кроме плохого самочувствия и кровотечений существует угроза инфаркта.

      5. Внутренние, психологические причины. К ним относится отсутствие контроля над машиной, необходимость довериться пилоту. Чаще всего, ей подвержены самодостаточные и успешные люди, способные делать бизнес и управлять сотнями и тысячами подчиненных, которые на первый взгляд никого не боятся. Излишняя самоуверенность и ответственность не позволяет им позволить кому-то управлять и влиять на их жизнь. Страх полетов может быть единственным страхом в их жизни, но имеющим серьезное влияние.

      Исходя из того, что такое аэрофобия и почему людям так страшно лететь, психология разделяет страх полета на несколько видов, в зависимости от основной причины и распространенности:

    • Страх перед катастрофой, страх смерти – наиболее часто встречающийся вид боязни перелетов;
    • Страх перед высотой. Существует как отдельный тип фобии (акрофобия), так и в связи с перелетами. Люди, страдающие таким видом страха, так же боятся высотных домов, мостов, лифтов и т.п.;
    • Страх замкнутого пространства, или клаустрофобия;
    • Боязнь довериться другим людям, потерять контроль над ситуацией;
    • Склонность к паническим и навязчивым состояниям;
    • Страх потерять контроль над собой;
    • Боязнь турбулентности. Обычно связана с технической неграмотностью людей, незнанием физических законов;
    • Боязнь большого скопления людей.
    • В большинстве случаев, человек не сразу догадывается, что склонен испытывать боязнь полетов. Первоначально, он диагностирует у себя легкую тревожность, которую списывает на стресс, усталость, новые впечатления и т.п. Со временем, симптомов становится все больше, человек всегда берет с собой в путешествие успокоительное средство. Если болезнь усугубляется – надо назначать лечение, совмещающее прием лекарств и работу с психологом.

      Аэрофобия, как и любое другое психическое заболевание, проявляется индивидуально, однако также имеет общие симптомы, по которым ее определяют

    • Физиологические. К ним относятся все телесные проявления:
      • Напряжение в мышцах, дрожание рук и ног, когда сложно делать простейшие движения – в виде завязывания шнурков;
      • Дыхание сбивается, становится учащенным, симптом может проявляться как нехватка воздуха;
      • Боли в области груди, сердце колотится;
      • Дискомфорт в животе, тошнота;
      • Бросает в пот, становится жарко;
      • Кружится голова, появляется слабость, любые движения даются с трудом;
      • Пересыхает во рту;
      • Лицо краснеет или бледнеет.

    • Психологические:
      • Паника задолго до полета, трудности с переключением внимания;
      • Навязчивые негативные картинки в сознании, в воображении рисуется авиакатастрофа, гибель близких;
      • Излишнее внимание любым действиям экипажа, техническому состоянию самолета, поиск негатива;
      • Ухудшается память, все мысли сосредоточены только на предстоящем полете;
      • Человек детально изучает все случаи авиакатастроф, обращает пристальное внимание на них;
      • Желание убежать из аэропорта, отменить поездку.
      • В большинстве случаев, если нет возможности принять успокоительное, люди стремятся бороться с паникой посредством алкоголя. Он затуманивает мозг, снижает тревогу и страх перед полетом. В последний период времени, в СМИ поступало много информации о зачинщиках ссор и драк на борту самолета в связи с сильным алкогольным опьянением. Психология не рекомендует использовать этот способ успокоения – облегчение бывает временным и приносит много неудобств пассажирам и экипажу, а так же может негативно сказаться на организме человека.

        Если не лечить

        В своих крайних проявлениях аэрофобия опасна для человека. Психическое состояние с каждым полетом становится все более неустойчивым, человек начинает чаще чувствовать панические состояния, даже когда находится на земле. Его преследуют кошмары, в которых воздушное судно падает, гибнут все пассажиры, находящиеся на борту. Как следствие — может возникнуть бессонница, больной становится нервным, раздражительным, перестает делать каждодневные обязанности. Портятся отношения с близкими людьми, возникают проблемы на работе. Отпуска проходят однотипно, в пределах железнодорожного или автомобильного сообщения. В плане здоровья – картина выглядит не лучше. Страдающие фобией часто имеет проблемы с сердечно-сосудистой системой организма. Они чаще других подвержены инсультам и инфарктам и проходят курсы лечения у невролога.

        Если же человек, страдающий панической боязнью полетов, все равно вынужден пользоваться данным видом транспорта, и не признает таблетки – то единственным способом унять тревогу становится алкоголь. Частое употребление может привести к алкоголизму, лечение которого редко бывает эффективным, если не устранить причину. Вот почему среди алкоголиков высокий процент людей, страдающих разными видами страхов.

        И в заключение

        Даже если вы обнаружили у себя многие из перечисленных симптомов – не стоит паниковать. Понимание того, что такое аэрофобия, откуда она берется и почему имеет сильное влияние — будет являться преимуществом в борьбе за психическое и физическое здоровье. Аэрофобия очень распространенное явление, особенно в нашем неспокойном мире, в период войн и терактов. Она бывает связана с другими видами страхов, такими как страх высоты, замкнутого пространства, скопления людей и др., а так же может существовать самостоятельно. На усиление фобии могут влиять неприятные события, произошедшие в полете со знакомыми, близкими людьми, задержки рейса, информация о технических неполадках, негативно настроенные попутчики и т.п.

        От аэрофобии надо избавляться – преодолевать свои страхи самостоятельно или проходить лечение у психолога, т.к. со временем она начнет влиять на образ жизни.

        Существуют примеры, когда успешные и знаменитые личности перестали делать над собой усилие и потеряли перспективные проекты, возможности карьерного роста, или даже близких людей из-за своего страха. Не надо бояться самолетов – ведь по статистике вероятность авиакрушения крайне минимальна, и в ДТП ежедневно гибнут в сотни или тысячи раз больше людей. Аэрофобия, как и любой другой страх, не должна мешать жить полной и насыщенной жизнью.

        mozgius.ru