Боязнь техники

Содержание:

25 странных фобий

Мы все без исключения чего-то боимся. У некоторых из нас страх связан с полученными травмами или просто невезением в какой-либо ситуации. В нашем списке собраны 25 самых странных фобий.

Аблютофобия

Если у вас аблютофобия то вам лучше пойти купить пару дезодорантов, потому что вы, вероятно, слишком боитесь принять ванну или умыться.

Это, вероятно, одна из самых «удобных» фобий в этом списке — боязнь работы или рабочего места. Если серьезно, психологи считают, что это сочетание различных страхов, например, на поставленные задачи, социального беспокойства и публичных выступлений.

Это постоянный страх находиться вдали от своего мобильного устройства, то есть, когда телефон вне зоны доступа, у него садится батарейка и.т.д. Исследования в Великобритании показали колоссальные результаты, оказывается 50% людей в мире страдают этой фобией. Мы приносим свои извинения 1/3 части населения мира.

Хотя бабочки в животе часто ассоциируются с прекрасном чувством влюбленности, филофобу такие «бабочки» больше напоминают смертельных скорпионов, так как страдающие филофобией до смерти боятся влюбленности. К сожалению, многие люди из этой категории в конечном итоге проводят жизнь в одиночестве и в страхе перед обязательствами.

Сомнифобия

Также известна как гипнофобия, это ненормальный страх заснуть. Часто причиной такого страха становится ощущение, как будто человек теряет контроль. Причиной также могут послужить кошмары.

Гелиофобия

Это своего рода современный вампиризм, так как гелиофобия определяется как страх от солнца. Хотя это звучит безвредно, гелиофобия может иметь достаточно серьезные последствия и привести к дефициту витамина D в результате пребывания в закрытом помещении.

Хаэтофобия

Хотя некоторые люди страдающие хаэтофобией боятся только лишь выпадания волос, других может привести в ужас волосы на своем собственном теле.

Аракибутирофобия

Хотя вы, наверное, слышали о подобном явлении – арахисовое масло прилипает к небу -, на самом деле для некоторых людей это фобия.

Что бы вы не делали, только держитесь подальше от гафефобов … они боятся прикосновений.

Представьте, что вы боитесь тостера … и духовки, и холодильника, и любой другой бытовой техники в вашем доме. Для людей с ойкофобией C’est La Vie (такова жизнь).

Коулрофобия

Обычно наблюдается у детей, страх клоунов. Некоторые фобии просто грустные.

Для тех, кто не знает, палиндромы это слова «перевертыши», читающиеся одинаково в обоих направлениях. Хороший примерж: «А роза упала на лапу Азора» (А.Фет) . Аибофобия является страхом палиндромов. Это фобия созданна компьютерщиками «ботаниками» в начале 80-х годов.

Характерна для людей в пожилом возрасте, неофобия классифицируется как страх новых вещей, в более мягкой форме — нежелание расставаться со старыми привычками.

Это страх древесины, леса и деревьев и, как и большинство фобий в этом списке, чаще всего это результат давно забытых полученных травм, таких как избиение куском дерева или нападение в лесу.

Гиппопотомомонстросесквиппедалиофобия

Llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogoch это город с самым длинным названием в мире. Находится он в Соединенном Королевстве и если вы страдаете Гиппопотомомонстросесквиппедалиофобией, то держитесь подальше от этого места. Почему? Потому что вы боитесь длинных слов.

Децидофобия

В то время как некоторые из вас могут просто быть нерешительным и апатичными, есть люди, которые искренне боятся принимать решения, они известны как децидофобы.

Гефирофобия

Если у вас есть эта фобия просто убедитесь, что вы не живете рядом с рекой, потому что вы, вероятно, будет слишком напуганы, чтобы пересечь любой из его мостов. В некоторых городах мира предоставляется услуга по перевозке автомобиля гефирофобов через мост.

Десцендофобия

Для страдающих десцендофобией спускании по лестнице может оказаться страшнейшим испытанием, что сопровождается головокружением. С другой стороны, вы также можете страдать от асцендофобии — боязни двигаться вверх.

Трипофобия

Если, глядя на картинку слева, вы испытываете зуд и тошноту, возможно у вас трипофобия. Это патологическая боязнь дырок и отверстий. Человек, страдающий этой фобией, приходит в ужас, затруднённость дыхания и панику при виде объекта своего страха.

Лупослипофобия

Первый раз упомянутая в комиксах, эта шутоная фобия стала своего рода явлением поп-культуры. Лупослипофобия — страх быть преследуемым волками вокруг стола, будучи одетым в шерстяные носки на кафельном полу. Да, да, именно так!

Хронофобия

Одна из самых странных фобий в этом списке. Хронофобия является страхом времени. Не удивительно, что эта фобия часто встречается в в местах лишения свободы у лиц, приговорённых к длительному сроку заключения или пожилых людей, но она также может возникнуть у людей, которые испытывают сильный стресс и беспокойство.

С этим страхом было бы действительно трудно жить. Фагофобия является страхом проглотить пищу из за опасения подавиться и в некоторых случаях это действительно может привести к потере веса и недоедания.

Омфалофобия

Пупок внутри или снаружи? Если вы страдаете от омфалофобии, вас не волнует его положение, а сам факт того, что у вас на животе кнопка страха – вы боитесь собственного пупка.

Также известна как омнифобия, этот страх обобщает все страхи — боязнь всего окружающего.

Трудно поверить, но это буквально фобия фобий — «страх страха» . Если вам удалось пройти через этот список, вероятно, вы не страдаете фобофобией.

like25.lv

Страх предметов

Патологические страхи, объединенные в этой группе, направлены на конкретные материальные предметы, воспринимаемые больными как объекты высочайшей опасности. Многие из данных фобий имеют реальную причину для возникновения. Как правило, это произошедшая с человеком негативная ситуация в детском возрасте, при которой какой-то предмет вызвал сильный испуг или причинил вред здоровью.

Так, одна из самых распространенных болезней – айхмофобия (страх острых предметов) нередко возникает после пережитых стрессовых ситуаций с травматическими последствиями, когда имела место реальная угроза жизни человека (нападение преступников, участие в драке). Также фоном для развития боязни острых предметов довольно часто выступают испытанные и зафиксированные болезненные ощущения, возникшие в результате неосторожного обращения с режущими и колющими предметами. Особенность айхмофобии состоит в присоединении со временем ряда дополнительных страхов (например, боязни оружия). Причем эти специфические страхи при тяжелой форме заболевания могут трансформироваться в невроз навязчивых состояний.

Среди страхов предметов есть и довольно «глобальные» тревоги, направленные на объекты, с которыми в реальности индивид никогда не соприкасался (например: атомная бомба). Так, в случае нуклеомитуфобии (боязни ядерного оружия и войны), в воображении человека возникают различные ужасающие сюжеты, центральное место в которых отведено ходу и последствиям ядерной войны. В результате воздействия таких навязчивых мыслей, больной не может контролировать и отдавать отчет своим поступкам, так как он убежден, что все его действия направлены на сохранение собственной жизни.

Появлению иррационального страха предметов нередко предшествует чрезмерное увлечение мистикой. Нередко патологический страх зеркал (спектрофобия) и боязнь прикосновения к стеклу и хрусталю (кристаллофобия) возникает на фоне пристального изучения больным различных суеверий, предсказаний, пророчеств. К переизбытку увлечений оккультными науками можно отнести и довольно распространенную боязнь кукол и иных искусственных имитаций живых существ (педиофобия).

Из страхов, образовавшихся в детском возрасте, стоит выделить некрофобию – боязнь трупов. Страдающие этим расстройством при виде мертвого тела могут ощутить не только головокружение, тошноту, сердцебиение, но и потерять сознание.

Зафиксировано изрядное количество «цветовых» фобий, связанных с боязнью определенного цвета, среди которых: меланофобия, порфирофобия, ксантофобия, лейкофобия. Некоторые страхи направлены на габариты и форму предметов, например: ассиметрифобия, микрофобия, мегалофобия. Отдельная группа пациентов страшится и избегает автомобилей (моторофобия) или велосипедов (циклофобия).

Со стремительным развитием фармакологической отрасли можно связать и появление относительно «молодого» расстройства – неофармофобии. При данном недуге больной испытывает неконтролируемый и не поддающийся логичному объяснению страх перед новыми медикаментозными препаратами. Сильная иррациональная тревога возникает у часто болеющих людей, которым по состоянию здоровья врачи вынуждены назначать новые лекарственные средства. Избавляться от этого расстройства крайне важно и необходимо, ведь эта фобия может реально привести к летальному исходу. Причем сегодня неофармофобия поддается успешному лечению психотерапевтическими техниками.

Современный мир тревожно-фобических расстройств преподносит и странные «сюрпризы». Существует, схожая со страхом богатства патологическая боязнь денег — хрометофобия. В отличие от плутофоба, страдающий данным расстройством не боится разбогатеть, нередко являясь очень состоятельной личностью. Он испытывает сильную тревогу при виде наличных денег: купюр или монет. У кого-то фон для развития болезни – чрезмерная брезгливость, кто-то опасается покушения из-за крупной суммы денежной наличности. Встречаются и более экзотические предпосылки: страх у должностных лиц быть пойманным на взятке.

В психиатрии описаны и иные расстройства, связанные с требованиями цивилизации: технофобия (боязнь техники) и ее подвид – киберфобия (страх компьютеров). Так, при необходимости воспользоваться банкоматами, гаджетами или Интернетом больные испытывают сильное физическое недомогание нередко с состоянием паники. Есть и своя странность у технофобии: болезнь встречается чаще у отлично образованных людей с высоким интеллектом. Такие расстройства вынуждают больного отказаться от использования современных технических устройств и негативно относиться к техническому прогрессу.

Чтобы справиться самостоятельно со страхом предметов, необходимо пересмотреть и изменить отношение к этим объектам, найти веские аргументы об их естественности, полезности, удобности. Если заболевание протекает в тяжелой форме, то без консультации и лечения психотерапевтами не обойтись.

Прочие фобии, связанные с предметами:

аулофобия — страх флейты
библиофобия — страх книг
киберфобия — страх компьютерной техники
мегалофобия — страх больших предметов
механофобия — страх машин
микрофобия — страх маленьких предметов
папирофобия — страх бумаги
педиофобия — страх кукол
птеронофобия — страх птичьих перьев
хронометрофобия — страх часов
циклофобия — страх двухколесного транспорта
эйсоптрофобия — страх зеркал

fobiya.info

Технофобия – боязнь прогресса

В последнее время много говорится о гаджетомании – стремлении людей обзаводиться все большим и большим количеством технических устройств самого разнообразного назначения. О технофобии приходится слышать гораздо реже. А между тем, технофобы встречаются куда чаще, чем можно предположить. Какие же разновидности технофобов существуют и почему эти люди так боятся технического прогресса?

«Антимобильщики»

Они с опаской относятся к мобильным телефонам. Очень часто у них просто нет мобильника, причем нежелание его завести они объясняют по-разному: «Мне он не нужен, кому надо — позвонят на домашний или рабочий», «Жалко денег», «Не хочу всегда быть доступным». Если же они все-таки решаются приобрести сотовый, то выбирают обычно самую дешевую модель, без наворотов, могут купить б/у. Нередко им достаются старые мобильники от родных или друзей. Но даже при наличии мобильника не факт, что такой человек станет им пользоваться. Часто телефон в отключенном состоянии лежит дома и включается лишь в случае крайней необходимости. При этом неудобство в основном испытывают окружающие, которые в нужный момент не могут до человека дозвониться, а вовсе не он сам – сам-то он воспользуется телефоном, когда нужно. Кстати, в лучшем случае «антимобильщики» используют телефон как «звонилку», но о том, чтобы отправлять смс или фотографировать, обычно и речи не идет. «Я просто не знаю, как это делается», — говорят они.

«Антикомпьютерщики»

Эта категория технофобов куда более распространена, чем «антимобильщики». Ее представители стараются как можно дальше держаться от компьютеров. Даже если в доме есть компьютер, они практически им не пользуются. Часто не подключают Интернет, даже если есть на это средства. Своего электронного ящика у них, как правило, нет. Если необходимо передать какую-то информацию в электронном виде, дают е-мейл кого-то из родственников. Набрать текст на компе не могут, для этого прибегают к чьей-то помощи. Изредка могут пользоваться компьютером мужа или кого-то из детей, но своего собственного компьютера ни за что не заведут.

Бывает более легкая форма «компьютерной фобии». Человек знает, как включать компьютер, набирать тексты в Word, но не умеет пользоваться электронной почтой. А если и умеет, то это единственный приемлемый для него способ компьютерной связи. Слова «аська», «скайп» и проч. вызывают у него священный ужас. Если необходимо связаться, скажем, с кем-то, живущим за границей, то они скорее позвонят за огромные деньги по телефону, чем воспользуются скайпом.

Свое нежелание пользоваться компьютером «антикомпьютерщики» объясняют тем, что это «вредно для здоровья» или «слишком сложно» для них. И переубеждать их совершенно бесполезно.

«Антибытотехники»

Они признают только простейшие бытовые приборы — вроде утюга, холодильника, пылесоса и стиральной машины, и то не самых продвинутых моделей. Они будут «по старинке» долго резать овощи ножом вместо того, чтобы засунуть их в комбайн, не отходить от кастрюль, вместо того, чтобы доверить приготовление рагу мультиварке, и разогревать пищу на плите, даже не задумываясь о микроволновке… Можно дарить им кофеварки, пароварки, аэрогрили, блендеры, хлебопечки, соковыжималки, йогуртницы – все это будет пылиться в шкафах до второго пришествия, если они не передарят вещь кому-нибудь еще… «Антибытотехники» и сами не могут внятно объяснить, почему им «влом» пользоваться достижениями прогресса. «Так сподручнее», — заявляют они в ответ на упреки в своей дремучести. Иногда они говорят, что все эти устройства потребляют слишком много электричества. Но на деле далеко не все они работают на электричестве, так что чаще всего это просто отговорка.

В чем же заключаются истинные причины технофобии? Писатели-фантасты нередко рисуют технофобов, борющихся за «очеловеченное» будущее, поскольку в роботизированной среде, где техника не только решает за людей большинство проблем, но и контролирует их, они видят угрозу самой человеческой природе. Но у настоящих технофобов нет таких высоких целей.

Итак, основная причина боязни технических достижений – психологическая. Технофоб опасается, что не сможет освоить новинки техники, что будет выглядеть дураком в собственных глазах и глазах окружающих. Поэтому для него проще отрицать все под каким-то благовидным предлогом, чем пытаться разобраться в том, как это устроено. «Я могу, но не хочу!» — пытается он доказать себе и другим.

Хотя есть и индивиды, которые не скрывают, что пользование гаджетами для них является чересчур сложной задачей. Чаще всего это пожилые люди. Чтобы научиться пользоваться мобильником, компьютером, приготовить что-то в микроволновке или мультиварке, требуется как минимум прочитать инструкцию и знать, на какие кнопки нажимать. «Где мне, ведь мне уже за 60», — оправдываются пенсионеры. Хотя если мозги работают нормально и есть желание, то можно освоить все это и в довольно преклонном возрасте. Мне недавно рассказали про интеллигентную бабушку 80 с лишним лет, которая решила освоить Интернет. С помощью знакомых ей это вполне удалось. Так что освоение достижений технического прогресса – это, как правило, скорее проблема неуверенности в себе, выхода из зоны комфорта, чем проблема возраста.

Еще одна причина заключается в том, что люди не хотят возиться, вникать в устройство той или иной «машинки». Им попросту жаль на это времени и сил. Поэтому лучше все делать «по старинке», вручную, или поручать возню с «машинками» близким.

Не хочется однозначно заявлять, что технофобия – это плохо. Ведь многие успешно справляются с жизненными проблемами, и не имея в своем распоряжении продвинутой техники. Другое дело, если сама жизнь требует освоения новых технологий, а вы «отбрыкиваетесь»… Тогда следует задуматься над тем, насколько верную позицию вы заняли.

www.myjane.ru

46. Техника «Быстрое лечение фобий»

Александр Любимов

В нашей жизни довольно много якорей на сильные состояния: страх, обида, любовь, ненависть, злость. И не все эти якоря нам нужны. Многие совсем наоборот. Так что хотелось бы иметь способ, как от этих сильных якорей избавляться. Вот техника «Быстрое лечение фобий» как раз эти самые сильные якоря и разрушает. Естественно, если это вам нужно.

Не смотря на название, эта техника

может разрушать якоря на любые сильные переживания: страх, злость, восторг, влюблённость, ненависть,

а не только фобии и страхи.

Ричард Бендлер как-то описывал, как придумал эту технику. В классической психотерапии если у вас есть психическое заболевание, вам нужно найти еще десяток — сотню таких же и изучить. Но Бендлер учился у Милтона Эриксона, а тот предлагал действовать наоборот – найти тех, кто с таким заболеванием справился самостоятельно и выяснить, как они это сделали. Вот Бендлер как раз и нашёл пару таких умельцев, справившихся с собственной фобией, смоделировал их и оп-па – у нас есть техника «Быстрое лечение фобий».

Немного о фобиях

Фобия: труднопреодолимый навязчивый страх.

Страх и фобия

Фобическая реакция – пример «мгновенного» научения. Её можно описать как быстрое создание устойчивого якоря: укусила собака – напугался – теперь пугаюсь постоянно.

То есть за фобией обычно стоит конкретное переживание.

Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а «предположение» о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне интенсивное переживание. В процессе образования страха обычно большую роль играет внутренний диалог (Ад).

Например, человек шёл вечером домой и сказал себе (Ад): «Вот я сейчас иду по тёмной улице, а на меня ведь могут напасть». Потом он начал представлять себе, как это может произойти (В К + А К ). И с каждым разом, когда он проходил по тёмной улице, страх становился сильнее. В какой-то момент человек начал бояться тёмных улиц и ходил только по освещённым. Потом вообще тёмных мест. Потом начал бояться спать в темноте. И т.д.

А началось всё с вполне вроде бы безобидной мысли. Но люди существа творческие и могут испортить себе жизнь очень большим количеством способов.

Названия для фобий

Для многих страхов и фобий придуманы красивые научные названия:

агорафобия – страх открытого пространства;

акнефобия — страх перед появлением на коже угрей;

апейрофобия — страх перед бесконечностью;

арахнофобия – страх перед пауками;

бромгидрофобия — боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;

винофобия — навязчивый страх употреблять вино;

гидрофобия – боязнь воды;

гленофобия — боязнь взгляда куклы;

интимофобия — страх перед выключением осветительных приборов;

канцерофобия – страх заболеть раком;

кейрофобия — навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;

клаустрофобия – страх закрытых помещений;

ксенофобия – страх незнакомого;

мизофобия – боязнь загрязнения;

микрофобия — страх маленьких предметов;

никтофобия – страх темноты;

тениофобия — боязнь заразиться глистами;

теофобия — боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;

харпаксофобия — боязнь разбойников;

хипенгиофобия — боязнь ответственности;

фотофобия – страх света;

эрейтофобия – страх покраснеть;

эйхофобия — боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.

Если вы немного знаете латыни или древнегреческий, вы тоже можете потренироваться.

Многомерная диссоциация

Для выполнения техники «Быстрое лечение фобий» нужен один полезный навык: многомерная диссоциация. Я его уже описывал, но могу ещё раз повторить. Мы можем наблюдать за собой – видеть себя в ситуации со стороны – это одномерная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой – это уже двойная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой, наблюдающим за собой – это уже тройная диссоциация.

Это всё конечно кажется извращением ума,

но при каждом следующем уровне диссоциации, степень вовлечённость в ситуацию уменьшается.

Так что если вам нужно уменьшить переживания от события, но при этом каким-то образом вспомнить о нём – двух-трёхмерная диссоциация может быть весьма полезной.

Анекдот в тему. Объявление в публичном доме:
«Женщина – 100$. Подглядывание – 200$. Подглядывание за подглядывающим – 400$.”

Для выполнения техники вам нужно будет сделать несколько вещей: поставить себе сильный положительный якорь, сделать фильм про объект состояния и научиться его быстро проматывать вперёд и назад, ассоциироваться в этот фильм и пройти ситуацию изнутри задом-наперёд. То есть нужны навыки:

  • умение многомерной диссоциации и диссоциированного просмотр событий задом на перёд;
  • ассоциированное проживание события в обратном порядке;
  • быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.
  • А теперь подробнее.

    0. С чем работаем

    Определите, якорь на какое состояние вы хотите разрушить – я его буду обозначать Я – .

    При этом помните, что разрушается только якорь, состояния как были, так и остаются – то есть, если разрушить якорь на ненависть, то исчезнет ненависть к конкретному «объекту», но способность испытывать ненависть никуда не денется.

    С собой можно работать с якорями практически на любые сильные состояния, как положительные, так и отрицательные: влюблённость, злость, восхищение, восторг, злость, ненависть. А вот если у вас что-нибудь «парализующее» — фобия, сильный страх, ужас – то тут уже потребуется оператор.

    1. Создание мощного ресурсного якоря

    Поставьте себе якорь на сильное положительное состояние или состояния: счастье, радость, спокойствие… Можно использовать набор состояний из «Круга совершенства». Главное условие: якорь должен быть кинестетический – сжатие кулака, прикосновение к бедру, соединение пальцев. Здесь он будет обозначен как Я + .

    2. Диссоциация

    На этом этапе вам нужно создать диссоциированный фильм об объекте, вызывающем состояние. Напоминаю, что диссоциированный – это такой, в котором вы видите себя со стороны.

    а) 1-я ступень

    Вспомните два события – одно до «включения» Я – , когда ещё всё хорошо, — и другое – после «выключения» Я – , когда уже всё хорошо. Например, если вы на кого-то злитесь, то первое событие – когда вы ещё не злитесь, второе – когда вы уже не злитесь. Сделайте фотографии этих событий – чёрно-белую первого и цветную второго, будем их называть слайд №1 и слайд №2.

    б) 2-я ступень

    Представьте, что вы сидите перед телевизором, по которому будут показывать фильм про вас. А теперь шагните ещё назад – и вы видите себя, сидящем перед телевизором, по которому показывают фильм про вас. И у вас в руках пульт от видеомагнитофона, в который вставлена кассета с записью этой ситуации – и вы можете ускорить её, замедлить, остановить или вообще выключить.

    Можно взять любую другую метафору управления просмотром фильма – вы киномеханик в будке, вы смотрите фильм на экране и у вас пульт управления от проектора и т.д.

    3. Быстрый просмотр черно-белого фильма

    Запустите положительный ресурсный якорь Я + и удерживайте его во время просмотра фильма.

    Теперь можно собрать и весь фильм – начинаться он будет с чёрно-белой фотографии первой ситуации, слайда № 1,

    потом чёрно-белый фильм про ситуацию с объектом, вызывающим нежелательное состояние Я – ,

    последний кадр – цветная фотография второй ситуации, слайд № 2.

    Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 – он цветной!

    Находясь во 2-й ступени диссоциации просмотрите черно-белый фильм, удерживая якорь Я + , начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2. Просмотрите фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. Повторяйте просмотр до тех пор, пока не научитесь делать его очень быстро.

    4. Разрушение паттерна

    1. Запустите положительный ресурсный якорь Я + и удерживайте его во время просмотра фильма.

    2. Находясь во 2-й ступени диссоциации очень быстро просмотрите черно-белый фильм, от чёрно-белого слайда № 1 до цветного слайда №2.

    3. После чего ассоциируйтесь с цветным слайдом №2 – то есть «войдите» в него.

    4. После ассоциации со слайдом №2, быстро ассоциированно проживите все события задом на перёд от слайда №2 до черно-белого слайда №1.

    5. Дойдя до слайда №1 вернитесь обратно во 2-ю ступень диссоциации.

    6. После этого погасите экран.

    Диссоциация

    Черно-белое кино от слайда № 1 до слайда №2. Последний слайд цветной.

    Ассоциация

    Ассоциация в цветной слайд №2
    Быстрый просмотр фильма задом наперед от слайда №2 до слайда №1

    Быстрая диссоциация
    Экран гасится

    Пройдите этот процесс несколько раз, пока не получится достаточно быстро.

    5. Проверка работоспособности

    Вспомните объект, раньше вызывавший нежелательное состояние и откалибруйте собственную реакцию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку. Если не сработало – вернитесь на первый шаг и пройдите процесс заново, при этом проверьте, что:

    • Проверьте Я + — якорь должен быть достаточно «мощным» и его нужно удерживать во время каждого просмотра фильма.
    • Прокрутка фильма должна быть максимально быстрой.
    • Во время диссоциированного просмотра фильма вы находитесь во 2-й ступени диссоциации – видите себя, сидящего перед телевизором и смотрящего фильм про себя.
    • Перепроживание ситуации должно быть ассоциированным, очень быстрым и задом-наперёд.
    • 6. Подстройка к будущему

      Представьте себе возможную встречу в будущем с объектом нежелательного. Найдите точную сенсорной информацию о «критериях осторожности»: как вы будете понимать, что ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

      Демонстрация работы с негативными эмоциями

      При работе с собой просто придётся регулярно переходить из состояния «Клиент» в состояние «Оператор». Этот вариант годится для работы с сильными эмоциями, вроде обиды, злости, влюблённости, раздражения и т.д.

      В случае работы со страхами и фобиями, настойчиво рекомендую выполнять данную технику с Оператором.

      Тренер: — С чем будем работать?

      Клиент: — Злюсь.

      Т: — На кого или что ты злишься?

      К: — На себя я злюсь.

      Т: — На себя вообще или на себя в какой-то ситуации?

      К: — Была ситуации, где я мог бы поступить по другому. Но не поступил. И из-за этого до сих пор на себя злюсь.

      Т: — Давно это было?

      К: — Несколько лет назад.

      Т: — И до сих пор злишься?

      К: — Да.

      Т: — А как ты узнаёшь, что пора вспомнить об этой ситуации.

      К: — Когда попадаю в похожую ситуацию – вспоминаю, вот я как-то облажался.

      Т: — Как ты думаешь – зачем ты злишься на себя, какой в этом смысл?

      К: — Может быть это и имело смысл в том, чтобы в другой раз по-другому поступить. Но я вроде как всё понял и действую нормально, а злость не уходит.

      Т: — А если злиться перестанешь – это тебе никак не повредит?

      К: — Я уже думал – нет, не повредит.

      Т: — Хорошо. То есть ты готов прямо сейчас от этого избавиться?

      К: — Да. Готов.

      Т: — Отлично. Тогда для начала нужно, чтобы ты установил себе мощный положительный якорь. Какие состояния подошли бы для изменения оценки этой ситуации?

      К: — Спокойствие, уверенность, радость.

      Т: — Что бы ты предпочёл использовать как триггер для якоря?

      К: — Якорь должен быть кинестетическим?

      Т: — Да, только кинестетическим.

      К: — Тогда пусть будет сжатие левой руки в кулак.

      Т: — Замечательно. Теперь сделай следующее – вызываешь состояние спокойствия, доводишь до максимума, ставишь якорь. Аналогично с радостью и уверенностью. потом проверь насколько хорошо это всё работает.

      Т: — Отлично. Этот якорь нам будет нужен в дальнейшем. Теперь выбери две ситуации – одна, до того, как ты начинаешь на себя злиться и ещё чувствуешь себя хорошо, вторая – после того, как злиться закончил, и уже чувствуешь себя хорошо.

      К: — Это события, которые были до и после ситуации, на которую я злюсь?

      Т: — Нет, это события которые были до и после того, как ты вспоминаешь ситуацию, на которую злишься.

      К: — Да, вспомнил.

      Т: — Теперь сделай фотографии первой и второй ситуаций. Фотографию первой ситуации сделай чёрно-белой, второй – цветной. И давай так, чтобы не путаться будем называть их слайд один – это фотография первой ситуации, — и слайд два. И – важно – на этих ситуациях ты видишь себя со стороны.

      К: — Да. Сделал.

      Т: — Хорошо. Представь, что ты сидишь перед телевизором, на котором тебе демонстрируют последовательно эти слайды.

      К: — Представил.

      Т: — А теперь представь, что ты стоишь у себя за спиной – то есть видишь себя сидящим перед телевизором – и у тебя в руках пульт от видеомагнитофона, с которого идёт сигнал на телевизор. И ты можешь ускорить запись, остановить, выключить – то есть полностью ею управляешь. Попробуй.

      К: — Да, я представил.

      Т: — Запускай свой ресурсный якорь – сожми левую руку в кулак. И между первым и вторым слайдом вставь в запись фильм о ситуации, на которую ты злишься.

      Т: — Отлично. Теперь ты делаешь следующее: удерживая ресурсный якорь ты просматриваешь фильм, который состоит из первого чёрно-белого слайда номер один, фильма про проблемную ситуацию и заканчивается цветным слайдом номер два. После чего ты гасишь экран. Ты повторишь этот процесс несколько раз, с каждым разом делая его всё быстрее и быстрее, пока не получится сделать просмотр максимально быстрым.

      К: — Фильм со звуком?

      Т: — Немой. Но ты можешь на заднем плане пустить какую-нибудь весёлую музыку – знаешь, как в итальянских комедиях. Или в немых комедиях.

      К: — Да, сделал.

      Т: — Следующий шаг – ты просматриваешь быстро этот фильм, как сейчас просматривал, а потом прыгаешь в цветной слайд и ассоциированно проходишь фильм задом наперёд. Когда достигаешь слайда один – выпрыгиваешь обратно в позицию с пультом и гасишь экран. Повторяешь это, увеличивая скорость, пока не получится максимально быстро. Во время всего процесса удерживаешь ресурсный якорь.

      К: — Звук там есть?

      Т: — Если только музыка от итальянской комедии.

      К: — Сделал.

      Т: — Замечательно. Давай проверим, насколько хорошо сработало – вспомни ситуацию, в которой ты раньше на себя злился.

      К: — Она и не вспоминается теперь. Что-то смутное и нейтральное.

      Т: — То есть злости больше нет?

      К: — По крайней мере я её не чувствую.

      Т: — Отлично. Представь себя в трёх-четырёх ситуациях в будущем, когда ты раньше начинал вспоминать эту ситуацию. Что там изменилось.

      К: — Что-то я её там больше не вспоминаю – просто действую нормально и всё.

      Т: — Это то, что ты хотел?

      К: — Да, вполне.

      Т: — Спасибо

      Демонстрация работы с фобиями и страхами

      Тренер: — Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.

      Клиент: — Я боюсь машин.

      Т: — И давно это у тебя?

      К: — Около года.

      Т: — Оля, а насколько сильно ты их боишься?

      К: — Я стараюсь на них не ездить.

      Т: — А как же ты сюда добралась?

      К: — На метро.

      Т: — То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?

      К: — Не столько ездить — я к ним и подходить опасаюсь.

      Т: — А автобусы, троллейбусы, трамваи?

      К: — С ними всё нормально.

      Т: — Грузовики?

      К: — Тоже всё нормально.

      Т: — Итак, правильно ли я понимаю ситуацию – ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?

      К: — Да, я хочу это изменить.

      Т: — А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?

      К: — Я боюсь именно подойти к ним. [Тренер устанавливает К якорь Я — ]. Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу.

      Т: — Хорошо. Посмотри вокруг. [Проверяет якорь Я — ]. Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … [Ставит К якорь Я + ] Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. [Проверяет якорь Я + ]. Что это было?

      К: — Я бы назвала это комфортом.

      Т: — Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать – что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?

      К: — Ну. Я … Они могут тебя сбить.

      Т: — То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.

      К: — Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.

      Т: — Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?

      К: — Первое, что приходит в голову – я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу. И меня подбрасывает к метро.

      Т: — И что это такое для тебя – когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?

      К: — Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.

      Т: — Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?

      К: — Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.

      Т: — И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?

      К: — Это понятно – безопасность.

      Т: — Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?

      К: — Нет, это наверно всё.

      Т: — А может тогда всё так и оставим – столько пользы?

      К: — А можно пользу оставить, а страх убрать?

      Т: — Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?

      К: — Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков – это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят – это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.

      Т: — Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях.

      Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.

      К: — Когда сюда шла – я боялась переходить улицу.

      Т: — Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.

      К: — Да, я иду от метро.

      Т: — Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.

      К: — Да, я сделала. Такая чёрно-белая фотография.

      Т: — Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.

      К: — Да. Вхожу в здание.

      Т: — Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя есть видеомагнитофон.

      К: — Да, есть.

      Т: — Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.

      Т: — А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.

      К: — Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?

      Т: — Да, именно так.

      К: — Да, представила.

      Т: — Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.

      К: — Попробовала.

      Т: — Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Я бы сказал очень быстро. Итак, ставь кассету. [Воспроизводит и удерживает Я + ]. Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?

      К: — Да.

      Т: — Запускай.

      К: — Да, просмотрела.

      Т: — [Снимает Я + ] Насколько комфортно тебе было смотреть?

      К: — Достаточно. Но немного чувствовался страх.

      Т: — А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию [воспроизводит Я + ]

      К: — Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.

      Т: — Почувствуй себя максимально спокойной, на сколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. [Устанавливает Я + ]. Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. [Устанавливает Я + ]. Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. [Устанавливает Я + ]. Отлично. Давай посмотрим, что получилось. [Воспроизводит Я + ]. Как тебе это теперь?

      К: — Ух. Хорошо.

      Т: — Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик – и ты входишь в здание.

      Т: — [Снимает Я + ] Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.

      К: — Да, сейчас вполне нормально.

      Т: — Скорость просмотра было большой?

      К: — Да, очень.

      Т: — [Воспроизводит и удерживает Я + ]. Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…

      К: — Хм, забавно.

      Т: — [Снимает Я + ] Сначала я расскажу, а потом ты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно «впрыгиваешь» в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? [Воспроизводит и удерживает Я + ].

      К: — Да, я сделала это.

      Т: — Это было быстро?

      К: — Не очень.

      Т: — Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это очень быстро.

      К: — Теперь очень быстро.

      Т: — [Снимает Я + ] Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.

      К: — Ну, машины как машины.

      Т: — [Воспроизводит Я — — реакции нет]. Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?

      К: — Да ничего особо.

      Т: — Хорошо, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.

      К: — Да, например когда даже зажегся «зелёный человечек», следует посмотреть «не едет ли кто?». Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине – стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.

      Т: — Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.

      К: — Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину – оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем – нет.

      Т: — И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…

      К: — Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.

      Т: — Представь себе, что ты собираешься поймать машину.

      К: — Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…

      Т: — Что происходит в этот момент внутри тебя?

      К: — То же чувство, что и при переходе улицы – только более острое. И я себе чётко говорю: «Нет!», или: «Да, можно». В зависимости от того, кого я вижу за рулём.

      Т: — И что ты делаешь?

      К: — Если нет – машу, мол, проезжай. А если «Да» – то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать «Нет».

      Т: — Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.

      К: — Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня – к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.

      Т: — Тебя устраивает то, что получилось?

      К: — Да, вполне.

      Т: — Спасибо.

      Вопросы и ответы

      — Почему якоря должны быть именно кинестетическими?

      Т: — Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.

      — Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?

      Т: — Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена – разрушится и этот якорь. То есть на воспроизведение стимула практически не будет никакой реакции.

      — Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?

      Т: — Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока Клиенту не будет достаточно комфортно просматривать фильм.

      — Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?

      Т: — Конечно. Фобическая реакция защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но проявлять бдительным большинстве случаев всё-таки стоит.

      — С какими ещё переживаниями работает эта техника?

      Т: — Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее

      — Но ведь восторг – положительное переживание?

      Т: — И что с того, что переживание приятное? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях. Представьте себе мужчину лет сорока, восторгающегося любой девушкой, попавшейся на дороге. Особенно если он идёт с женой.

      — Нужна ли многомерная диссоциация в случае восторга?

      Т: — Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется трёх- или четырехмерная диссоциация.

      — Сильно ли отличается техника, в случае страха или фобии?

      Т: — Не отличается. Состояния в обоих случаях очень близкие, а страх или фобия – это история образования паттерна. При желании можно покопаться в структуре, чтобы понять как эта штука работает. Но в контексте выполнения техники различий не будет.

      nlp.trenings.ru