Боязнь выступать перед аудиторией это

Содержание:

Страх выступлений. Как преодолеть страх. Как бороться со страхом.

Что делать, если страшно выступать?

А ведь действительно выступать – страшно! Я это хорошо помню.

  • С детства слышал фразу “От страха трясутся коленки”. И вот, девятый класс, вечер химии в школе. Я вышел (речь помнил назубок). И вдруг: как затрясутся коленки. И такая крупная дрожь! И мне казалось – вся школа это видит…
  • И что же делать?

    Лучший способ борьбы со страхом

    Конечно же, когда человек не умеет плавать – ему страшно оказаться в воде на глубине. Когда парень не знает элементарных приемов рукопашного боя, ему страшно пройти мимо подвыпивших подростков.

    Страшно тогда – когда не умеешь!

    А когда уже хорошо владеешь лыжами – хочется горку круче и длиннее. Когда умеешь танцевать – занимаешь место в самом центре дискотеки, с самой красивой девушкой. А почему бы и нет?

    Так от чего же страшно выступать? От незнания или от неумения?

    “Я не трус – но я боюсь…”

    Сначала несколько предложений о страхе, как таковом.

    Не только о страхе выступлений, а о страхе в общем. Потом будет хорошая практическая техника. И в самом конце – интересное видео.

    Одной из (рассматриваются не все причины) главных причин страха, как такового, является отсутствие информации в подсознании. То есть, информации ровно ноль. Или почти ноль.

  • Пример. Когда заходишь в тёмную комнату, и ничего не видишь, то есть, имеешь ноль зрительной информации, то страшно. Ничего не видно – поэтому и страшно. А если еще и ничего не слышно – еще страшнее. Знаете ли, такая звенящая тишина. Жуть. А если это комната не ваша, или это вовсе и не комната?
  • Это отсутствие информации заполняется чем угодно … (нехорошим).

  • И воображение начинает дорисовывать ужасные картины из всего того, чего вы боитесь
  • И подсознание заполняется информацией.

    Но какой? Если вы боитесь монстров, то в темноте Вам покажутся страшные монстры. Если вы боитесь насилия – сзади вы почувствуете чье-то приближение. Если…

  • Сами догадались, чем это можно продолжить.
  • Но, как только видимость появляется, уже не страшно. Уже, хоть что-то, видно.

  • Но, только при условии, что это увиденное Вам известно и понятно. А если не известно – то есть опять нет информации – то страх продолжается. Или усиливается.
  • Если информация максимальная (всё видно, всё понятно, всё известно) – страха не будет.

    А теперь продолжим, но уже применительно к страху сцены и страху публичных выступлений.

    Если вы никогда не выступали перед большой аудиторией, то у Вас об этом выступлении информации почти ноль.

  • Вы не знаете, вернее ваше подсознание не ведает, что делать в такой чрезвычайной ситуации. И от этого находится в сильном напряжении, ожидая ежесекундно какой-нибудь неприятности. «Доброе» воображение выкладывает все наихудшие предположения в черно-грязных тонах.
  • Хочется спрятаться (куда угодно) или убежать со сцены. А вот выступать не хочется вовсе.

    Интересное видео. Оно не про ораторов, а про сову. Но… как похож страх оратора и этой совы. Посмотрите.

    Мои комментарии:

    Сидит сова. Самая обыкновенная. К ней подносят сову поменьше, сипуху. Наша сова решает показать свое превосходство, и у нее это получается красиво.

    Но вот, к сове подносят более крупного хищника – филина. Филин сидит спокойно на руке человека. Но что же сталось с нашей совой? Как же она преобразилась?

    Очень часто испуганный оратор похож на такую вот испуганную сову.

    Что делать?

    Дальше я привожу различные рекомендации, которые, возможно вам пригодятся. Это не догма, не правила – это полезные советы. Причем не все, а лишь те, которые не страшно отдать в пользование широкому кругу читателей.

    Первое. Не допускайте пессимистичных и негативных мыслей.
    А именно. Перестаньте бесплодно переживать! Займитесь делом! Например, репетицией. И если, все же, просачиваются негативные мысли, не нужно их смаковать во всех спектрах вашего воображения.

    Второе. Заполните воображение радостными и удачными картинками.

    А именно. Представьте, что ваше выступление пройдет очень успешно. Что Вам будут аплодировать! Представьте это зрительно, в ярких красках. Представьте зрительный зал, восхищенных людей, слушающих Вас, услышьте их аплодисменты. Представьте себя со стороны, себя, выступающего красиво и уверенно.

  • Только не переусердствуйте! Иначе начнете волноваться в другую сторону.
  • Далее. Страх выступления.

    Когда он появляется? Перед выступлением. Еще ничего не произошло, а страх появляется, потому что мы моделируем будущее. Страх – в будущем.

    Страх может жить и в прошлом, когда мы вспоминаем все неудачи по поводу наших выступлений.

  • Если, конечно, таковой опыт существует.
  • Но есть ли страх в настоящем? В настоящем страха фактически нет.

    Поэтому, третье. Перестаньте беспокоиться о будущем, которого еще нет, и вспоминать прошлое, которого уже нет. А займитесь делом настоящим. А если Вам и захочется подумать о том, что будет – допускайте только оптимистичные предположения.

    Четвертое. Сделайте каждую деталь выступления знакомой Вам.

    Ведь страх – это отсутствие информации в подсознании, отсутствие реального опыта.

    Что конкретно сделать? Нужно познакомиться со своей речью, прорепетировать, почувствовать ее.

    • Полезно это записать на видео и посмотреть. Можно несколько раз, пока Вы не привыкнете к своей речи.
    • Полезно познакомиться с залом, до выступления, зайти в него, постоять, привыкнуть. Репетировать, конечно, лучше в нем, если это, конечно, возможно.

    • Нужно узнать, кто будет присутствовать. Идеальный вариант, если Вы с этими людьми познакомитесь заранее, поговорите. Но это идеальный. В реальности, как получится, но по максимуму ознакомьтесь с вашими слушателями заранее.
    • Пятое. Знания.

      Как утверждал Дейл Карнеги: “Страх рождается от невежества”. Отсутсвие знания “как выступать грамотно” дает пищу для множества переживаний. Приобретите эти знания. Пойдите на курсы ораторского искусства. Если таких нет в вашем городе – запишитесь на онлайн обучение.

      В нашей Школе ораторского мастерства есть хорошие тренера, которые обучают ораторскому искусству онлайн. Вот ссылка на ОБУЧЕНИЕ ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ ОНЛАЙН

      Один раз выучите азы риторики – и больше не переживайте, “правильно ли вы выступаете”.

      Мы не боимся выступать! Мы любим выступать! Мы – хотим выступать!

      Практическое упражнение

      КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ

      Это одна из действенных техник работы со страхами в ораторском искусстве.

      Сказать вслух то, чего ты боишься.

    • Я боюсь выступить перед «такой-то» аудиторией.
    • Обязательно нужно уточнить, перед какой именно аудиторией страшно выступить, а не сказать в общем.

    • Я боюсь выступить на этой сцене.
    • Меняем слово «боюсь» на слово «хочу!». И проговариваем несколько раз.

    • Я хочу выступить на этой сцене.
    • Важно, чтобы это «хочу!» было с восклицательным знаком, а не просто «ну, хочу».

      Вот еще несколько примеров рефреминга

      • Я боюсь выступить самой первой.
      • Я хочу выступить самой первой.
        • Я боюсь выступить сейчас на сцене.
        • Я хочу выступить сейчас на сцене.
        • Чтобы не бояться делать жесты – нужно научиться это делать красиво.

          Понятно, что для того, чтобы хорошо выступить – нужно обучаться. К примеру, если человек не умеет плавать – бесполезно бороться со страхом, нужно учиться плавать, а не заниматься рефремингом. Если человек не умеет выступать – нужно учиться выступать.

          Для этого существуют тренинги, курсы, группы и другие формы обучения.
          Можно обучаться и самому – ничего плохого нет в самостоятельном “изобретении велосипеда” ?)

          Оратору рефреминг нужен лишь тогда, когда появляется страх.

          У опытного оратора страх не возникает. Потому что у него есть опыт, а это – самое лучшее лекарство от страха.

          Эта техника не нова. Многие люди давно ею пользуются в разных сферах. Этот метод используется, так же, в НЛП и других направлениях практической психологии.

          Вот чего боюсь – то и заменяю с «боюсь» на «хочу».

          Я боюсь пойти на курсы риторики…. => Я хочу пойти на курсы риторики! 🙂

          Есть похожие слова, на которые можно поменять слово “боюсь”.

          Я боюсь выступать перед людьми… = Я люблю выступать перед людьми 🙂
          Как же я боюсь выступать на сцене! = Как же я люблю выступать на сцене! 🙂

          Посмотрите видео, как мы обучаем ораторскому искусству онлайн:

          Напоследок посмотрите чудесное видео. Джо Кован рассказывает, как он преодолел страх выступлений.

        • И просьба: оставьте, пожалуйста, комментарии к тем статьям, которые Вам понравились! Очень нужно!
        • С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

          Текст выступления Джо Кована:

          Я боюсь выступать. Я всегда боялся сцены не просто немножко, а очень множко. Это не имело никакого значения, пока мне не стукнуло 27. Именно тогда я начал писать песни, но играл их только для себя. Если я знал, что соседи со мной в одном доме, я начинал нервничать. Несколько лет спустя просто писать песни стало недостаточно. Я хотел поделиться с людьми всеми историями и идеями, что знал, но чисто физически не мог это сделать. На меня накатывал этот безрассудный страх. Но чем больше я писал, чем больше практиковался, тем больше мне хотелось выступать. Итак, на своё 30-летие я решил пойти на местный вечер «свободного микрофона», оставив все страхи позади. Когда я приехал туда, всё было уже готово.

          Там было человек 20 не больше.

          (Смех) И они выглядели сердито. Но сделав глубокий вдох, я зарегистрировался. Я чувствовал себя довольно хорошо. Довольно хорошо было минут за 10 до выступления, а потом тело взбунтовалось, и волна беспокойства накрыла меня с головой. Когда вы испытываете страх, активизируется ваша симпатическая нервная система.

          Вы испытываете прилив адреналина, сердце начинает биться чаще, дыхание учащается. Второстепенные системы, например пищеварение, перестают работать. (Смех) Во рту пересыхает, кровь не поступает к конечностям, поэтому пальцы перестают работать.

          Зрачки расширяются, мышцы сокращаются, шестое чувство подаёт сигналы, в принципе, ваше тело настроено воинственно. (Смех) В таком состоянии сложно играть фолк-музыку. (Смех) Ваша нервная система ведёт себя по-идиотски. Серьёзно.

          Двести тысяч лет человеческой эволюции, а я до сих пор не могу отличить саблезубого тигра от 20 певцов на вечере «свободного микрофона» во вторник?! (Смех) Мне ещё никогда не было так страшно, как сейчас. (Смех и аплодисменты) Подошла моя очередь, каким-то образом я оказался на сцене и начал своё выступление.

          Я открыл рот, чтобы спеть первую строчку, и вдруг это ужасное вибрато — знаете, когда голос колеблется — вырвалось наружу. Это было не то прекрасное вибрато, которым обладают оперные певцы, это просто моё тело билось в конвульсиях от страха.

          Это был кошмар. Мне было стыдно, зал начал нервничать, они сосредоточились на моём страхе. Это было так ужасно. Тем не менее, это был мой первый опыт в качестве автора-исполнителя. Но кое-что хорошее все-таки случилось — я почувствовал крошечный проблеск связи со зрителями, которую я надеялся ощутить. Но мне хотелось бóльшего.

          Я знал, что должен избавиться от нервозности.

          В тот вечер я пообещал себе, что буду приходить каждую неделю, пока не перестану нервничать. И я сдержал слово.

          Я приходил каждую неделю, но, без сомнения, неделю за неделей моё состояние не улучшилось. Всё повторялось каждую неделю. (Смех) Я никак не мог от этого избавиться. Тогда на меня снизошло озарение. Я помню это очень хорошо, потому что не так часто испытываю озарения. (Смех)

          Всё, что я должен был сделать, — написать песню о своей нервозности. Казалось, что это верное решение для того, кто боится сцены. Чем больше я нервничаю, тем лучше будет песня. Всё просто. Так, я начал писать песню о страхе перед сценой.

          Во-первых, надо было признаться в наличии проблемы, не забыть о физических проявлениях, о том, что я буду чувствовать, и что слушатель может чувствовать. А во-вторых, принять во внимание мой трясущийся голос: я знал, что буду петь на пол-октавы выше, чем обычно, из-за нервов.

          Песня, которая объясняет, что происходит со мной, в тот момент, когда это происходит, позволяет зрителям обдумать это.

          Им необязательно чувствовать себя виноватыми из-за того, что я нервничаю, они могут пережить это вместе со мной, и мы все будем одной большой, счастливой, нервной семьёй. (Смех)

          Думая о своих зрителях, осознавая и извлекая пользу из своей проблемы, я смог принять то, что препятствовало моему прогрессу, и превратить это в то, чтоб было так необходимо для моего успеха. Песня о страхе перед сценой позволила мне преодолеть сам страх прямо в самом начале выступления. И я смог продолжить и даже сыграть свои остальные песни с чуть бóльшей лёгкостью.

          В конце концов, со временем я перестал играть эту песню. Кроме случаев, когда я очень сильно нервничаю, как сейчас. (Смех) Вы не против, если я сыграю песню о страхе перед сценой прямо сейчас? (Аплодисменты) Можно мне глоток воды?

          (Музыка) Спасибо.

          Я не шучу, это точно, ♫ ♫ этот страх перед сценой реален. ♫ ♫ И сейчас я перед вами, трясусь и пою, ♫ ♫ скоро вы поймёте, что я чувствую. ♫ ♫ И все ошибки, что я совершу, ♫ ♫ из-за того, что всё моё тело дрожит от страха. ♫ ♫ А вы сидите в зале, и вы в замешательстве, ♫ ♫ но вам не стóит так чувствовать. ♫ ♫ Хотя, может, чуть-чуть. ♫ (Смех) ♫

          Возможно, я попробую представить вас без одежды, ♫ ♫ но петь перед голыми незнакомцами, это пугает меня ещё больше. ♫ ♫ Не стоит тратить на это много времени, ♫ ♫ моё тело никогда не было моей сильной стороной. ♫ ♫ Откровенно говоря, я хочу, чтобы вы были одеты. ♫ ♫ Я не имел в виду, что вы абсолютно голые. ♫ ♫ У меня у одного тут проблема. ♫♫

          А вы говорите: «Не волнуйся, всё будет отлично».

          ♫ ♫ Я живу с этой проблемой ♫♫ и знаю, что происходит. ♫ ♫ Ваш совет полезен, но уже слишком поздно. ♫ ♫ Если, конечно, вы не снисходительны. ♫ ♫ Этот язвительный тон не помогает мне петь. ♫ ♫ Но нам не стоит говорить об этом прямо сейчас. ♫ ♫ Ведь я на сцене, а вы в зале. Всем привет. ♫ ♫ И я не высмеиваю взлелеянный, рациональный страх, ♫ если бы я был готов выстоять перед ним, ♫ ♫ всё не было бы так ужасно. ♫ ♫

          Если я могу пропеть всё чётко, ♫ ♫ вы знаете, что я избавляюсь от страха медленно, но верно. ♫♫ А, может, на следующей неделе я буду играть на гитаре, ♫ ♫ мой голос будет звучать всё чище, и все будут подпевать. ♫ ♫ Наверное, я просто встану и начну получать удовольствие, ♫ ♫ а мои голосовые связки будут двигаться ♫ ♫ чуть быстрее, чем звук. ♫ (Аплодисменты)

          Страх выступлений / Страх публичных выступлений / Страх выступлений перед публикой / Как побороть страх выступлений? / Что делать со страхом выступлений / Пять советов борьбы со страхом выступлений / Преодоление страха выступлений / Риторика Киев / Как преодолеть страх в ораторском искусстве / Что делать если боишься выступать перед публикой / Боюсь выступать на сцене / Как перестать бояться выступать перед публикой / Боюсь выступать / Как выступать перед публикой без страха / Как не нервничать на сцене / Как не бояться выступать на публике / Как не бояться сцены и не забыть слова / Как побороть страх сцены / Как избавиться от страха перед публикой /

          bolsunov.com

          Страх перед публичным выступлением: как побороть в себе боязнь публичных выступлений

          Почему нам становится страшно говорить перед публикой и чем это обусловлено? Как преодолеть страх, и забыть про него на совсем?

          На эти вопросы пытается найти ответ каждый, кто сталкивается с такой проблемой, как боязнь публичных выступлений. Неуверенность, возникающее покалывание в животе и холодок по всему телу вот признаки, которые известны каждому, кто хотя бы хоть раз выступал перед большой публикой.

          Сложно ли преодолеть боязнь публичных выступлений?

          Для того что бы чувство страха не возникало, стоит разобраться в себе, и понять откуда он приходит. Именно внутреннее зажимы не позволяют нам раскрыть свои таланты и способности. Психологические барьеры есть у каждого, все зависит от склада характера, и упорства в преодолении своих страхов. Вам станет намного проще если вы сможете побороть все зажимы и страхи, это поможет почувствовать себя свободнее и увереннее. Сам страх перед публичным выступлением легко побороть если неотступно двигаться вперёд, идти на встречу своим «великанам».

          Конечно стоит помнить, что подавить в себе это неприятное и мучительное чувство, получится не сразу. Накопленный опыт выступлений перед обширной аудиторией поможет справится с этой задачей. Стоит понять одно правило, которое помогает во многих жизненный ситуациях, надо всегда идти на пролом, так вы будете знать «Врага в лицо» и сможете побороть все комплексы и боязнь. Тут важно упорство и постоянство, с этими качествами любая цель будет достижима.

          Страх перед выступление. Методы борьбы со страхом перед публичными выступлениями.

          Есть много информации, о том как можно побороть страх публичных выступлений, но как выбрать для себя наилучший путь решения проблемы?

          Вот основные советы, которые на начальном этапе помогут справиться со страхом:

        • Полная концентрация. Следует сосредоточиться на тексте, что бы не сбиться от потоков эмоций, и не запутаться. Держитесь плана текста, не отступайте от него.
        • Не настраиваете себе на провал. Вы должны понять, что на ошибках мы все учимся, и все мы ошибаемся. Даже у самых как казалось бы на первый взгляд профессиональных ораторов, могут возникнуть ошибки. Научитесь не думать отрицательно, никто не будет ждать пока вы ошибетесь.
        • Думайте позитивно. Важно иметь положительной настрой при выходе на публику, важно избавиться от лишних суетных мыслей, думайте о хорошем, что помогает вам в трудные минуты. Боязнь публичных выступлений формируется именнно из общего негатива и неуверенности.
        • Концентрируемся на хорошем. Есть правило помогающее справится с такой распространенной проблемой как страх публичных выступлений это — найти в зале человека, который располагает к себе, это может близкий вам человек, представьте что вы ему всё говорите, а в зале никого нет. Этот секрет помог многим.
        • Правильно дышать. Стоит сразу понять что если дыхание собьется, будет трудно его восстановить, а это значит что и постановка голоса будет не правильной вместо приятного тембра, будет исходить писк, и будет ощущаться напряженность в вашем голосе. Уметь правильно дышать тоже важно.
        • Вы можете подумать: « Как можно соблюсти все эти пункты, когда мысли разбегаются,а концентрация пропадает?»

          Конечно сразу не получится учесть все замечания и советы, но не стоит отчаиваться, это всё со временем получиться вы наработаете опыт и тогда вам не надо будет напрягаться что бы вспоминать все пункты. Для того что бы скорее прийти к нужному результату, стоит найти хороших профессионалов, которые помогут освоить ораторское искусство.

          Преподаватели театр — студии «Отражения» обладают большим опытом работы и помогли многим побороть боязнь перед публичным выступлением. Студенты нашей театр — студии «Отражения» благодарят за оказанную им помощь. Теперь они с легкостью могут вести переговоры, беседы, выступать перед большой аудиторией, страх перед выступлениями их больше не беспокоит. Мы работает до результата, уже через месяц вы можете справиться со страхом перед сценой, вы забудете что такое стресс.

          www.studio-otragenie.ru

          Как побороть страх публичных выступлений

          Страх публичных выступлений — очень распространённое явление: кажется, нет такого человека, который не волновался бы, читая доклад или выступая с презентацией перед коллегами. Но этот страх вполне реально победить, а хорошим оратором может стать и самый явный интроверт. Предлагаем 10 лайфхаков, которые помогут справиться с волнением и отлично выступить.

          Не пытайтесь успокоиться

          Тем, кто готовится к публичному выступлению, часто кажется, что главное — заставить себя успокоиться любыми возможными способами. Но данные исследований показывают, что это не самая эффективная стратегия: вместо этого стоит открыто признаться себе, что вы волнуетесь. Беспокойство — сильная эмоция, постарайтесь направить ее в позитивное русло и трансформировать в радостное предвкушение будущего события. Участники исследований, которые признавались, что они испытывают легкое, но приятное волнение, выполняли задания лучше, чем те, кто пытался заставить себя перестать нервничать.

          Если справиться с беспокойством всё-таки не получается, перед выступлением можно позаниматься спортом. Даже короткая тренировка поможет расслабиться, выпустить пар и снять нервное напряжение. Главное помните, что аудитория, как правило, настроена доброжелательно и не хочет, чтобы вы провалились: даже если в вашей речи будут ошибки и недочёты, слушатели с лёгкостью простят их вам.

          Знайте о предмете больше,
          чем собираетесь рассказать

          Совет, который кажется очевидным: выступать перед аудиторией стоит, если вы хорошо разбираетесь в том, о чём говорите. Думаем, не надо объяснять, что к выступлению нужно готовиться, а содержание вашего доклада имеет не меньшее значение, чем то, как вы его представите: судорожно сочинять свою речь в ночь накануне конференции или совещания — не самая лучшая идея. Если вы хорошо понимаете тему, на которую вам предстоит говорить, и изучили не только содержание вашего доклада, но и дополнительные материалы, вы будете чувствовать себя увереннее перед аудиторией, сможете изъясняться чётче, а самое главное, дополнительные вопросы не застанут вас врасплох. Этот приём хорошо работает в академической среде: если начнёте волноваться, вспомните, что мало кто исследовал тему вашего диплома, доклада или диссертации так же подробно, как вы сами.

          Репетируйте

          Долгие репетиции — залог хорошего выступления. Повторив доклад вслух много раз, вы волей-неволей выучите его содержание и хорошо запомните, о чём вам нужно говорить: после этого вас будет сложно выбить из колеи. Говорят, Уинстон Черчилль по часу репетировал каждую минуту своих речей — возможно, вам потребуется не так много времени, но вы обязательно будете чувствовать себя увереннее с каждым повтором. При этом зубрить доклад не стоит: выученная наизусть речь выглядит вымученно и неестественно.

          Можно репетировать перед зеркалом, а можно записать своё выступление на видео — хотя бы на камеру смартфона. Смотреть получившуюся запись поначалу будет неловко, а может, и неприятно, но это поможет проанализировать то, как вы говорите, и выделить то, над чем ещё стоит поработать — включая мимику, позу, жесты и то, как вы держитесь.

          Незадолго до выступления можно порепетировать перед группой друзей и коллег: велика вероятность, что нервничать вы будете перед этим первым, «тренировочным» прогоном, а к самому выступлению уже будете спокойны. Стоит попросить друзей или коллег позадавать вам каверзные вопросы — так вы поймёте, что может заинтересовать аудиторию и какие темы стоит изучить подробнее, пока ещё есть время.

          Не читайте с листа и не полагайтесь
          на заметки

          Хорошие ораторы, как правило, говорят так, будто не готовили речь заранее — но при этом чётко понимают, о чём нужно рассказать. Считается, что небольшие заметки помогают в выступлении — но они могут и сбить вас с мысли и отвлекать от слушателей и их реакции. Можно распечатать текст своей речи, но лучше использовать его только для подстраховки. Не стоит целиком читать текст с листа: слушатели могут заскучать, а вы будете выглядеть и чувствовать себя менее уверенно, чем если бы рассказывали информацию своими словами. Текст должен быть понятен и вам, и слушателям: формулировки, которые хорошо воспринимаются в письменном виде, на слух аудитория может и не понять. Особенное внимание уделите началу выступления: это самый сложный момент в вашей речи, и когда вы справитесь с ним, вы почувствуете себя намного увереннее.

          Кроме того, важно поработать над презентацией, если она предусмотрена. Презентация не должна полностью дублировать доклад, который вы читаете, — аудитории будет попросту неинтересно воспринимать одну и ту же информацию в двойном объёме. На слайдах не должно быть очень много текста — лучше вынести на них ёмкие тезисы. Это поможет и в вашем выступлении: короткие подсказки сориентируют, о чём и в каком порядке нужно говорить.

          Поработайте над скоростью речи, громкостью и артикуляцией

          Очень важно поработать над тем, с какой скоростью вы говорите. Мы склонны говорить быстрее, когда волнуемся, так что, если вам кажется, что вы читаете доклад в нормальном темпе, скорее всего, вы говорите очень быстро, а если вам кажется, что вы говорите чересчур медленно, скорее всего, это и есть нужная скорость. Когда вы говорите размеренно, вам проще контролировать свою речь и у вас есть время на то, чтобы исправиться, если вы ошиблись, или оперативно подстроить свой доклад под реакцию аудитории — например, обратившись к залу с вопросом.

          Ваше выступление скорее заинтересует зрителей, если вы будете говорить громко и чётко. Этот навык легко наработать: можно записать своё выступление на камеру или на диктофон и проанализировать, как вы звучите со стороны и что можно улучшить. Ну и конечно, работать над артикуляцией куда легче, если вы уже знаете свой доклад назубок.

          Следите за дыханием и позой

          «Если вы можете контролировать своё дыхание, вы сможете контролировать и то, как вы говорите», — считает коуч Кристин Шеффер. По её мнению, сбивчивое или затруднённое дыхание — признак того, что вы волнуетесь, а ваш организм решил отреагировать на стрессовую ситуацию по модели «дерись или беги». Она говорит, что незадолго до выступления стоит последить за дыханием и подышать ровно и глубоко: это поможет отвлечься от тревожных мыслей и сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас.

          Не менее важно поработать и над позой и жестами: от этого зависит не только то, как нас воспринимают другие, но и то, как мы сами воспринимаем себя. Социальный психолог Эми Кадди, автор знаменитой лекции TED, считает, что так называемые властные позы (power poses) оказывают на нас влияние как на нейроэндокринном, так и на поведенческом уровне. Так что, даже если выступая, вы не чувствуете себя уверенно, стоит выбрать открытую позу, расслабив плечи и руки, — и в итоге вы не только будете выглядеть спокойнее, но и почувствуете себя увереннее.

          Заранее осмотрите помещение,
          где будете выступать

          Здорово, если у вас есть возможность порепетировать в том зале, где вы должны выступать. Если это не вариант, полезно будет хотя бы просто осмотреть нужную аудиторию или зал: читать речь в знакомой обстановке намного проще. Осматривая помещение, подумайте, какие здесь могут возникнут трудности (неожиданно откажет техника? На задних рядах вас будет плохо слышно?) и как их можно предотвратить.

          Кроме того, многим проще справиться с волнением, если они узнают чуть больше о публике, перед которой им предстоит выступить. Чем больше вы знаете о своей аудитории, тем меньше она напоминает абстрактную толпу — и тем легче вам будет изменить материал и манеру общения в соответствии с её потребностями и интересами.

          Выбирайте удобную одежду и обувь

          Этот совет кажется очевидным, но проговорить его всё-таки стоит. Для выступления нужно выбирать одежду, в которой вам будет комфортно: в удобной одежде вы будете чувствовать себя увереннее и сможете полностью сосредоточиться на своей речи. Лучше отказаться от новой одежды и, в особенности, обуви: только представьте, насколько сложнее выступать на сцене в туфлях, которые натирают ноги. Возможно, стоит отказаться и от чрезмерно ярких украшений: они могут отвлечь внимание слушателей от вашего выступления и сути ваших слов.

          Не стоит забывать и о дресс-коде: если ваша одежда будет соответствовать месту и теме выступления, вам будет проще расположить к себе аудиторию. При этом жертвовать своим стилем, удобством и свободой самовыражения тоже не стоит: вам будет комфортнее выступать в одежде, которая вам нравится, так что смело отказывайтесь от каблуков, если вы от них устаёте.

          Устанавливайте зрительный контакт
          с аудиторией

          Многие, выступая публично, предпочитают смотреть вдаль, поверх аудитории, но лучше стараться устанавливать зрительный контакт со слушателями, заглядывая в глаза то одному, то другому человеку в аудитории. Сэнди Эйфион-Джонс, из организации Toastmasters International, которая помогает людям оттачивать коммуникационные навыки, советует потренироваться в домашних условиях: вырезать из газет и журналов несколько крупных лиц и расклеить их по комнате, а затем, повторяя речь, переводить взгляд с одного лица на другое.

          Ещё один полезный приём — найти глазами в аудитории дружелюбно настроенного человека (это может быть, например, коллега, с которым вы в хороших отношениях, друг, который пришёл послушать ваш доклад, или незнакомый человек, которого заинтересовала тема вашего выступления), смотреть на него и представить, что вы выступаете только перед ним. Возможно, это будет заметно со стороны — зато вам будет легче расслабиться.

          Представьте худший вариант
          развития событий

          Этот совет полезен не только для подготовки к публичным выступлениям, но и в любой другой стрессовой ситуации. Если вы никак не можете справиться с волнением и тревогой, представьте себе самый худший вариант развития событий. Как только вы вообразите себе конкретную ситуацию, вы почти наверняка поймёте, что всё не так страшно, как казалось, и что из любого положения можно найти выход. Стоит подумать о том, какие ситуации заставляют вас нервничать и как с ними можно справиться — ощущение, что у вас есть план действий даже для самой трудной ситуации, придаст вам уверенности в себе.

          www.wonderzine.com