Брошюра виды психических расстройств и их профилактика

Основные виды и классификации психических расстройств. Направления лечения

Под психическим расстройством понимают отклонение психики от нормы, нарушение не только соматического, но и душевного состояния человека. Патология психического аспекта проявляется в расстройстве поведения, эмоций, когнитивной сферы, адаптации и личностных особенностей индивида. С каждым годом разнообразие и распространённость психических расстройств увеличивается. В связи с динамичностью науки классификации психопатологий постоянно изменяются и совершенствуются.

Основные классификации психических расстройств

Проблематика дифференциации психической патологии связана с различными подходами к пониманию сущности заболевания. Существуют три основных принципа систематизации психических расстройств:

  • нозологическая,
  • статистическая,
  • синдромологическая.
  • Нозологическую дифференциацию заболеваний впервые предложил Э. Крепелин, который опирался на происхождение, причины и общую клиническую картину психических отклонений. Согласно данной классификации патологию психики можно разделить на две больших группы (согласно этиологии):

    Эндогенные болезни вызваны внутренними факторами, такими как: генетическая предрасположенность, хромосомные мутации и аберрации. Экзогенные расстройства проявляются по причине воздействия внешних негативных факторов: интоксикации, травмы головного мозга, инфекционные болезни, психогенные воздействия, стрессы.

    Статистическая дифференциация психических заболеваний и расстройств является наиболее распространённой, к ней относится знаменитая МКБ, которой и по сей день успешно пользуется отечественная психиатрическая наука. Основой данного принципа выступают статистические подсчёты динамики развития и распространённости психических заболеваний среди населения мира. Международный классификатор психических болезней был разработан ВОЗ для усовершенствования диагностических критериев в определении патологии.

    Синдромологический подход в систематизации психических заболеваний основан на теории единства психической патологии, которая подразумевает под собой общие причины развития и проявления болезней. Представители данного направления считают, что все психические расстройства имеют сходную природу, отличаясь друг от друга лишь симптоматикой на различных этапах развития заболевания. Большое значение в развитии данной классификации послужило использование медицинских препаратов для купирования симптомов психических расстройств (галлюцинаций, бреда).

    Основные виды психических расстройств по Международной классификации болезней (МКБ)

    На основе многочисленных исследований, используя сведения из американской нозологической классификации, известной под названием DSM, была разработана Международная классификация болезней. На протяжении нескольких десятков лет в классификацию вносились изменения, которые усовершенствовали её структуру и содержание. Все виды психических расстройств делятся по симптоматическим, этиологическим и статистическим критериям.

    На сегодняшний день отечественная психиатрия пользуется МКБ-10, которая имеет в своём составе следующий список психических расстройств:

  • органические и симптоматические психические расстройства,
  • психические патологии, возникшие по причине действия психоактивных веществ,
  • бредовые психические расстройства, шизофрения,
  • аффективные расстройства (психические расстройства чувств),
  • стрессовые, соматоформные и невротические расстройства,
  • психические заболевания зрелого возраста,
  • расстройства поведения, вызванные физиологическими или физическими факторами,
  • умственная отсталость,
  • нарушения психологического и психического развития личности,
  • эмоциональные и поведенческие нарушения в детском возрасте,
  • синдромы и расстройства без уточнений.
  • Первый раздел содержит список заболеваний, причиной которых являются инфекционные, травматические и интоксикационные поражения головного мозга. В клинической картине расстройств преобладают когнитивные нарушения, патология восприятия и нарушения эмоциональной сферы. Церебральные нарушения приводят к дисфункции одного или нескольких отделов коры головного мозга. К данной группе относятся следующие заболевания:

  • различные проявления деменции,
  • неалкогольный делирий,
  • органические личностные расстройства,
  • бред, галлюциноз органического происхождения.
  • Нарушения, вызванные употреблением различных психоактивных веществ, отнесены в специальную группу расстройств. К данному разделу относятся зависимости, интоксикации, абстинентные состояния и психические патологии, вызванные психоактивными стимуляторами. Нарушения психики в данной группе заболеваний имеют общий алгоритм течения:

    Употребление наркотических или других средств на начальных стадиях вызывает повышенный эмоциональный фон, эйфорию или двигательную активность, далее формируется зависимость. Синдром абстиненции является побочным действием и вызывает непреодолимое желание повторного употребления психоактивных препаратов. К последним относятся наркотики, алкоголь, психостимуляторы, пары токсических веществ и т.д. Чрезмерное употребление или превышение доз может вызвать интоксикацию, которая может привести к сопору, коме или даже смерти.

    Следующий блок психических расстройств включает в себя заболевания, основой которых является патология сознания и восприятия. Основными симптомами таких нарушений считаются галлюцинации и бред. Главным заболеванием в данной рубрике является шизофрения, характеризующаяся масштабными нарушениями восприятия и мыслительных процессов. Среди остальных нарушений психики выделяют: шизотипические, бредовые и аффективные расстройства.

    Психические расстройства чувств и аффективные нарушения образуют раздел, который включает в себя разнообразные патологии эмоционального фона и настроения. Под расстройством чувств понимают отклонения в эмоциональном реагировании на внутренние или внешние стимулы. Объективная реакция соответствует силе действующего раздражителя, тогда, когда патологическая является монополярной – чрезмерной либо угнетённой. Среди основных нарушений чувств выделяют:

    Данные состояния могут проявляться при следующих патологиях психики:

    • биполярно-аффективное расстройство,
    • аффективные расстройства,
    • маниакальный и депрессивный эпизод.
    • Преморбидные состояния, такие как неврозы, неврастения, фобии, а также расстройства, вызванные негативным воздействием стрессовых факторов, объединяются в специальную группу нарушений. В данном разделе выделяют следующие расстройства:

    • соматоформные,
    • конверсионные,
    • тревожные и фобические,
    • обессивно-компульсивные.
    • Патология поведения, проявляющаяся в нарушении пищевого влечения, сексуальной дисфункции, расстройстве сна относятся к пятой рубрике Международной классификации болезней. В раздел включаются отклонения в поведении, связанные с послеродовым состоянием, а также различные неуточненные расстройства.

      Заболевания в пожилом возрасте связаны с дисфункцией органов и систем, которые вызывают сбой не только на физиологическом, но и на психическом уровне. Практическая сторона психиатрической науки показывает, что множество нарушений из списка психических расстройств данной рубрики могут проявляться ещё в детстве, с возрастом прогрессируя. К данному блоку патологий относят:

    • расстройства влечений (игровые аддикции, сексуальные отклонения, пиромания, трихотилломания и т.д.),
    • специфические личностные расстройства,
    • патология половой ориентации и идентификации.
    • Умственная отсталость, включённая в специальный раздел заболеваний, охватывает нарушение не только интеллектуальной, но и в познавательной, речевой и социальной сферах. В зависимости от степени отсталости выделяют лёгкие, средние и тяжёлые формы. Природа заболеваний в большей степени зависит от наследственности, хромосомных аберраций и мутаций, генетических заболеваний.

      Нарушения психического и психологического развития становятся заметны ещё в раннем детстве, их симптоматика стойкая и проявляется в основном в задержке становления речевого компонента, двигательной координации и социализации. Большинство нарушений проходят по мере того, как ребёнок становится старше, лишь некоторые признаки остаются на всю жизнь, исключением является аутизм.

      Эмоциональные нарушения в детском возрасте часто проявляются в неадекватном поведении, чрезмерной активности, задержкой в речевом и двигательном развитии. Подростковый период, как наиболее сенситивный этап вызывает разнообразный спектр отклонений в поведенческом и эмоциональном реагировании. Данная рубрика включает в себя следующие расстройства:

    • нарушения поведения,
    • расстройства социализации,
    • смешанные расстройства,
    • тики.
    • Лечение психических расстройств

      На сегодняшний день в качестве лечения психических отклонений используются следующие методы:

    • фармакотерапия,
    • психотерапия,
    • соматотерапия.
    • Медикаментозное лечение психических патологий основывается на использовании в основном транквилизаторов и антидепрессантов, так как эти вещества дают пролонгированный терапевтический эффект. Правильно подобранный препарат оказывает успокаивающий и активирующий эффект.

      Психотерапевтическое воздействие оказывает позитивное влияние на психическое состояние больного. Используя различные методы и подходы можно достичь огромных результатов и избавиться от страданий пациента, известны случаи, когда психотерапия помогала там, где медикаменты были бездейственны.

      Комплексный подход, в лечении психических заболеваний является наиболее продуктивным: медикаменты – купируют симптомы, психотерапия – стабилизирует психическое состояние больного.

      onevroze.ru

      Нервно-психические расстройства и их профилактика

      Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления.

      Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья.

      Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной.

      Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время (остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяю­щую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требова­ниям.

      Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая «Я-концепция» (восприятие или оценка самого себя) — позитивная, адекватная, стабильная самооценка.

      Психическое здоровье неразрывно связано в понимании большинства людей с теорией стресса и общего адаптационного синдрома Г. Селье.

      Стресс (от англ. stress — напряжение, усиление, ударение) — что защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители. Термин, как и теория, был предложен канадским физиологом Гансом Селье в 1936 г.

      Некоторые ученые выделяют стресс, вызванный положи­тельными эмоциями — эустресс и отрицательными — дистресс.

      Дистресс (от английского distress — страдание) — форма стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реак­ция организма на любое неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий роль патологического фактора. Возни­кающие при нем нарушения Г. Селье рассматривал, как болезни адаптации. Наиболее тяжелая форма дистресса — шок.

      Механизм ответной реакции организма, или стресс, вызы­вается выбросом в кровь гормона надпочечников — адреналина.

      Адреналин вызывает в организме человека защитные реакции, выработанные за миллионы лет у наших предков и помогавшие им противостоять стрессогенным факторам, например, спасаться от саблезубого тигра:

      • учащение работы сердца и повышение АД, что дает возмож­ность крови скорее доставлять кислород к мышцам, мышцам — быстрее сокращаться (сердце «выпрыгивает» из груди), а человеку — убегать;
      • расслабление гладкой мускулатуры внутренних органов и сжатие сфинктеров прямой кишки и мочеиспускательного канала, что приводит к таким последствиям, как «в штаны наложил», «штаны намочил», «медвежья болезнь», но оправ­дывает положение о том, что убегать налегке легче, чем с грузом;
      • расширение зрачков «у страха глаза велики» и др.
      • Однако если адреналин выбрасывается из надпочечников в кровь часто, кровеносные сосуды привыкают все время нахо­дится в сжатом состоянии, они со временем совсем перестают расслабляться, а это не что иное, как гипертоническая болезнь.

        Может быть и такое, что нетренированные (при малоподвижном образе жизни) стенки кровеносных сосудов не выдерживают дав­ления на них крови, при его повышении под действием адрена­лина, лопаются, и если это происходит в головном мозге, то на­зывается кровоизлиянием (красный инсульт), если в толще сер­дечной мышцы, то — инфарктом миокарда и т.д. Вот почему хронический стресс и неумение с ним бороться страшны для совре­менного человека.

        Кроме того, у современного человека, находящегося постоянно под воздействием стрессовых ситуаций, развиваются бо­лезни нервной системы, которые объединены в группу невроти­ческих расстройств.

        Невротические расстройства — это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

        • все они относятся к функциональным видам расстройств, т.е. не сопровождаются органическим поражением головного мозга;
        • имеют невротический уровень проявления, т.е. больной неза­висимо от тяжести состояния не утрачивает контакта с реаль­ной действительностью;
        • расстройство имеет четкую временную связь с провоцирую­щим его фактором.
        • Профилактика психического стресса и коррекция его по­следствий включают следующие группы методов:

          • Повышение устойчивости к психическому стрессу. Она за­ключается в так называемой превентивной концептуализа­ции, смысл которой состоит в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, а также приобретение на­выков управления состоянием психики.
          • Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть не­посредственным, либо в позже смоделированной ситуации. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков, людей атлетической конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвини­ков), слезы (у людей меланхолического склада).
          • Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах они может включать: комплекс движений для внутренней утили­зации адреналина); релаксацию всевозможными способами; самовнушение; использование внешних расслабляющих воз­действий (музыка, запахи, природные факторы).
          • Фармакологическая коррекция, которая включает использо­вание лекарственных препаратов или трав (адаптогенов), преимущественно успокаивающего характера.
          • Кроме того, люди, пережившие острый стресс (психо­травму) или находящиеся в состоянии хронического стресса, под­лежат общему оздоровлению.

            Адаптогены — вещества растительного и животного про­исхождения, обладающие антистрессорным действием, повы­шающие устойчивость организма к стрессу, высвобождающие его запасные функциональные резервы, отдаляющие фазу насту­пления утомления и укорачивающие восстановительный период.

            К числу адаптогенов растительного происхождения относятся женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия маньчжурская и др. Принимают адаптогены короткими (14-21 день) курсами, так как механизм их действия основан на использовании резервных воз­можностей организма, а они не безграничны.

            Необходимо помнить и применять такие доступные, не оказывающие отрицательного воздействия на здоровье организма методы снятия стрессовых реакций, как:

            • глубокий здоровый сон, достаточный по продолжительности (недаром некоторые люди, после сильнейшей стрессовой си­туации непроизвольно впадают в летаргический сон);
            • повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охо­той (во время мышечной активности сжигаются излишки ад­реналина — химической причины стресса);
            • различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов — социального работника или пси­холога (групповые, аутотренинга);
            • занятие любимым или монотонным делом (вязание, наблюде­ние за рыбками, перебирание четок, раскладывание пасьянса, рыбалка);
            • нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения — смехотерапия);
            • секс и др.


            Кроме невротических расстройств, существуют психические заболевания. Их количество, к сожалению, имеет тенденцию к росту, хотя в общей массе всех болезней их доля и так достаточноно велика. Например, в нашей республике психические расстройства стоят на 3-м месте по причине инвалидности (рис. 1). Вдумайтесь в тот факт, что каждая 9-я — 10-я больничная койка в России — психиатрическая.


            Рис.1. Социально значимая патология в структуре первичной инвалидности по ее причинам

            Психиатрия (от греч. psyhe + iatreia — душа, дух, сознание + врачевание, лечение) — отрасль клинической медицины, изу­чающая причины, механизмы развития, проявления и распространенность психических болезней и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики, порядок и методы экс­пертизы и реабилитации психически больных.

            Самыми распространенными психическими заболевания­ми являются: умственная отсталость, шизофрения, психозы и эпилепсия. В психиатрии умственная отсталость называется олигофренией.

            Олигофрения — психическое, главным образом умствен­ное недоразвитие. Олигофрения бывает трех степеней по выра­женности интеллектуального дефекта:

            Дебильность (8,5%) — легкая степень олигофрении, ха­рактеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью воз­можностей обучения, сниженной социальной адаптацией;

            Имбецильность (72,6%) — характеризуется замедленным и непоследовательным мышлением, косноязычием, возможно­стью усвоения лишь элементарных навыков;

            Идиотия (18,9%) — наиболее тяжелая форма олигофрении, характеризующаяся практическим отсутствием психических ре­акций и речи, невозможностью усвоения простейших навыков.

            Шизофрения — психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, проявляющаяся изменениями лич­ности (снижение активности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психических процессов, нарушение мышления) и различными продуктивными симптомами. Шизофрения считает­ся одним из самых тяжелых психических заболеваний.

            Психоз — болезненное расстройство психики, проявляю­щееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, обычно с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (галлюцинации, бред, психомоторные, аффективные расстройства и др.). Одним из разновидностей этой патологии является маниакально-депрессивный психоз.

            Эпилепсия — хроническая болезнь, обусловленная пора­жением головного мозга, проявляющаяся повторными судорож­ными или другими припадками и сопровождающаяся разнооб­разными изменениями личности.

            Шизофрения, психозы и эпилепсия приводят к слабо­умию. Слабоумие — стойкое оскудение и упрощение психиче­ской деятельности, характеризующееся ослаблением познава­тельных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведе­ния. Слабоумие занимает первое ранговое место среди всех видов психической патологии.

            Как следует из определений приведенных заболеваний, при них в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмоции и др.), претерпевает из­менения сама структура личности.

            Дисгармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сфе­рах жизнедеятельности — самообслуживании, общении, обуче­нии, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.

            Причины многих психических заболеваний не до конца понятны, однако такая болезнь, как олигофрения чаще всего раз­вивается у детей алкоголиков. Алкоголь — яд, он не только нано­сит вред самому пьющему человеку, но и калечит потомство.

            В психиатрии существует такое понятие, как стигма. На­селение негативно относится к потребителям психиатрических услуг, большая его часть боится обращаться за квалифицирован­ной психиатрической помощью, дабы не стать изгоями в глазах окружающих, не получить «стигму».

            Стигма — это исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохоже­сти на большинство представителей общества. Дословно термин «стигма» означает «метка», «клеймо», которое в Древней Греции ставили на теле рабов или преступников.

            Стигматизация в определенной мере предопределена био­логически — животные изгоняют из стаи особей, которые чем-либо отличаются от всех. Стигма — устойчивое, труднопреодоли­мое убеждение.

            В современном обществе большую роль в поддержании стигмы психических расстройств играют средства массовой ин­формации. Представляя общественности узкосфокусированные истории, основанные на избирательном восприятии ситуации, они усиливают негативное отношение и формируют стереотипы.

            В конце 80-х гг. прошлого века в России СМИ была раз­вернута широкая антипсихиатрическая кампания, которая имела для психиатрии разнополюсные последствия. Население в связи с выведенным отрицательным образом психиатрии и психиатров более чем на 30% снизило обращения за психиатрической помо­щью.

            В настоящее время художественные телефильмы пестрят образами психически больных людей. Причем персонажи высту­пают в виде маньяков-убийц или, что бывает реже, великих му­чеников в руках садистов-врачей. Такие «произведения искусст­ва» могут только усугубить и без того значительную стигматиза­цию психически больных, усилить их дискриминацию.

            Современный человек должен понимать, что нервно-психические перегрузки, стрессы могут любого привести на при­ем к психотерапевту или психологу. И это нормально. Не убегаем же мы от хирургов, например, с приступом аппендицита.

            Однако необходимо четко представлять себе то, что лечением психиче­ских заболеваний, назначением любых психотропных (влияющих на психику) препаратов, имеют право заниматься только врачи; психиатры и психотерапевты. Помощь психолога предполагает: только вербальные методы воздействия. Вербальный (от лат. verbalis — словесный) — относящийся к речи.

            medbe.ru

            Всемирный день психического здоровья

            10 октября 2013 – Всемирный день психического здоровья.

            Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day) отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья (World Federation for Mental Health). День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

            Целью Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

            Темы Всемирного дня психического здоровья:

            • 1996 — Женщины и психическое здоровье.
            • 1997 — Дети и психическое здоровье.
            • 1998 — Психическое здоровье и права человека.
            • 1999 — Психическое здоровье и старение.
            • 2000-2001 — Психическое здоровье и работа.
            • 2002 — Влияние насилия и жестокости на детей и подростков.
            • 2003 — Эмоциональные и поведенческие расстройства детей и подростков.
            • 2004 — Взаимосвязь физического и психического расстройства.
            • 2005 — Физическое и психическое расстройство на протяжении жизненного пути человека.
            • 2006 — Связь психического здоровья и самоубийства.
            • 2007 — Психическое здоровье в изменяющемся мире: вклад культуры и культурных различий.
            • 2008 — «Сделаем психическое здоровье мировым приоритетом: увеличим количество служб посредством пропаганды гражданской ответственности и активной деятельности».
            • 2009 — «Охрана психического здоровья в системе первичной медицинской помощи: улучшение лечения и способствование психическому здоровью».
            • 2010 — «Нет здоровья без психического здоровья».
            • 2011 – «Важное действие: инвестирование в психическое здоровье».
            • 2012 – «Депрессия: глобальный кризис»
            • 2013 – «Психическое здоровье и пожилые люди».

            Понятие «Психическое здоровье»

            Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

            Критерии психического здоровья

            Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

          • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
          • Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
          • Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
          • Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
          • Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
          • Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
          • Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
          • Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний, и могли бы получить пользу от диагностики и лечения. Психическое здоровье и психические заболевания – часть любой страны, культуры, возрастной группы и не зависят от социально- экономического положения.

            Индивидуальное развитие и психическое здоровье человека

            Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:

            ● От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

            ● От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

            ● От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.

            ● От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

            ● Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

            Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем — еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

            Типы психических расстройств

            По тяжести психические расстройства можно разделить на психотические и непсихотические.

            Психотические расстройства способны ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психотического расстройства — шизофрения.

            Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга.

            Стресс и психическое здоровье

            Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз*, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

            Стресс является фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний.

            * Гомеостаз (от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность) — процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма можно выделить нервно–психический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности.

            Бостонский тест на стрессоустойчивость

            Данный тест разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

            1 балл – всегда
            2 бала — часто
            3 балла – иногда
            4 балла – почти никогда
            5 баллов — никогда

            1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.
            2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.
            3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.
            4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.
            5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
            6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
            7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков.
            8. Ваш вес соответствует Вашему росту: Рост (см) — Вес (кг) =100 ± 10
            9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
            10. Вас поддерживает Ваша вера.
            11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.
            12. У Вас много друзей и знакомых.
            13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.
            14. Вы здоровы.
            15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.
            16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
            17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю.
            18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.
            19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.
            20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

            Сложите результаты ваших ответов, и из полученного числа отнимите 20 баллов.
            Если Вы набрали меньше 10 баллов, то у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает.
            Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов — у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.
            Если ваше итоговое число превысило 30 баллов, то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь.
            Если вы набрали более 50 баллов, то вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни — не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье.
            Взгляните еще раз на утверждения теста. Если ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и ваша уязвимость к стрессу снизится.

            Профилактика стресса

            Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

            Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

            Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

            Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела(ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

            Примеры некоторых релаксационных упражнений.

            1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

            2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

            3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

            Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

            Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела – с попеременным напряжением и расслаблением.

            4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног – от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

            Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

            Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

            Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

            В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела – не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

            Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине – спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию – и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

            Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.

            Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.

            Концентрация – это способность контролировать собственные мысли, организовывать собственные знания и создавать на их основе эффективный и рациональный план действий.

            Неумение сосредоточиться – фактор, тесно связанный со стрессом. Концентрационные упражнения можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или – еще лучше – сразу же после возвращения домой.

            Итак, примерный порядок выполнения упражнений на концентрацию.

            1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

            2. Сядьте на табуретку или обычный стул – только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

            3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы – никакой визуальной информации).

            4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

            5. А теперь два варианта концентрационных упражнений:

            а) Концентрация на счете.

            Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

            б) Концентрация на слове.

            Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй – на выдохе.

            Сосредоточьтесь на «своем» слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому побочному результату – релаксации всей мозговой деятельности.

            6. Выполняйте релаксационно-концентрационные упражнения в течение нескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие.

            7. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.

            3. Ауторегуляция дыхания.

            В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

            Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

            Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

            Существует много дыхательных упражнений, которые можно найти в соответствующей литературе по аутогенной тренировке, но сделаем следующие выводы данной методики:

            1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

            2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

            3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

            4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

            5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы т психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм.

            6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.

            7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

            Психическое здоровье: методы лечения

            Основные методы лечения, используемые сегодня в большинстве больниц и клиник, — это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

            Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ — психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов психофизиологов Б. Скиннера и И.П. Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах.

            Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным.

            Лекарственная терапия. Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в больничных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь гораздо более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в больнице и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.

            Шоковая терапия возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.

            Терапия средой включает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

            Психическое здоровье: профилактические меры

            Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели: 1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний; 2) облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания; 3) уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

            Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Например, известно, что недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация и обеспечение соответствующего питания матерей и новорожденных. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

            Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

            Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Более конкретно: есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

            Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер; они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

            Мероприятия, посвященные Дню психического здоровья

            В рамках Всемирного дня психического здоровья состоятся Дни открытых дверей:

          • 9 октября 2013 г. в 14.20 для пенсионеров и людей старшего поколения ОГУ «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Томска»
          • 10 октября 2013 г. в 16.00 для студентов педиатрического факультета ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России
          • 11 октября в 13.30 для студентов лечебного факультета (1 группа) ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России
          • 11 октября в 15.30 для студентов лечебного факультета (2 группа) ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России
          • Программа дней открытых дверей в Центре медицинской профилактики:

            1. Презентация «Деятельность МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»
            2. Экскурсия по Центру
            3. Мастер-класс «Современные техники борьбы со стрессом»

            МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» приглашает всех желающих посетить:

            Получить более подробную информацию по работе специалистов,
            а так же записаться можно по телефону: 282-448

            Статью подготовила: клинический психолог – Е. О. Шахрай

            profilaktika.tomsk.ru