Бывает ли у детей депрессия

Бывает ли депрессия у детей?

Бывает ли дет ская депре ссия или это состояние свойственно только взрослым? Словом депрессия обычно обозначают сниженное настроение, которое может сопровождаться апатией, изменением общего состояния. Деп рессия являет собой аффективное расстройство, которое присуще как взрослым, так и детям, только «увидеть» депрессию у детей сложнее и проблематичнее, чем у взрослых людей.

Как правило, депрессия сопровождается жалобами на плохое самочувствие, снижение умственной и физической активности. Так же ребенок может выглядеть усталым, вялым, бледным, плохо кушать и спать, или же наоборот кушать и спать слишком много. Иными словами, депрессия может выражаться в отклонении от привычного поведения.

Бывает ли депрессия у детей? Как определить депрессию у ребенка?
Например, ваш ребенок был активным веселым жизнерадостным малышом, и тут Вы стали замечать, что его поведение изменилось, он «поменялся», стал угрюмый, хмурый, не радуется привычным для него вещам, частые перепады настроения или настроения вообще нет.

Вторым фактором, говорящим в пользу депрессии, можно считать то, что ребенок стал менее активным, менее игривым, подвижным. Если движения стали «несуразными», ребенок стал менее скоординирован, как будто «сонный», может наблюдаться вялость и плохая концентрация движений.

Так же ко всему вы замечаете, что он стал, как будто, «туго соображать», для умственной активности требуется больше сил и концентрации. Ребенок может отказываться от привычных и любимый вещей, от того, чем занимался раньше. Наблюдается некая деградация в интересах, «все безразлично».

Может создаваться впечатление, что ребенок заболел, или болезнь затянулась, у него даже может что то болеть, но предпосылок для этого или объективных причин, как правило, нет.

И при всем этом в его мыслях и рассуждениях могут присутствовать самообвинительные мысли или могут прослеживаться резкие суждения.

Как правило, такие изменения происходят в довольно короткий промежуток времени, поведение ребенка меняется и это всегда заметно родителям.

Однако депрессию у детей определить очень сложно, так как симптомы похожи на симптомы других расстройств. Каждый симптом в отдельности не свидетельствует о наличии у ребенка депрессии, а может говорить в пользу другого синдрома. Депрессию, как и другие расстройства может определить только специалист.

Поэтому родителям не стоит самим ставить диагноз и определять меры воздействия. Однако стоит учитывать все изменения, которые наблюдаются у ребенка и обратиться к детскому психоневрологу и психологу.

Автор: Анастасия Анистратенко

detskijpsiholog.com

Бывает ли у детей депрессия

Многих родителей волнует вопрос: бывает ли депрессия у детей, если да, то как она проявляется и как именно протекает?

Нужно различать просто подавленное настроение («депрессия» и означает подавление), которое время от времени встречается у каждого, и депрессию у детей как явление, заслуживающее внимание врача. В быту мы нередко склонны называть депрессиями все, что отличается от бурного веселья, однако это не совсем точно.

Депрессивный синдром у детей бывает, и протекает он так же, как и у взрослых: преобладает либо дисфорическое, подавленное, грустное, злое настроение, либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Часто отмечаются потеря аппетита, изменение веса, усталость, потеря энергии, бессонница либо чрезмерная сонливость, изменение психомоторной активности, замкнутость, снижение успеваемости или изменение отношения к школе, жалобы на здоровье. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации, чувство никчемности и вины (часто нереальной), навязчивые мысли о смерти, может предпринимать суицидальные попытки, может проявлять несвойственную раньше агрессивность и одновременно — ожидание наказания. Таким детям свойственны высказывания типа «Я грустная и злая», «От меня всем одни неприятности».

Можно говорить о полноценной депрессии у детей, если симптомы не проходят в течение нескольких недель. Детскую депрессию можно не заметить или неправильно диагностировать, если симптомы осложнены другими типами поведения, такими, как, например, гиперактивность, задержки развития, проблемы в школе или психосоматические жалобы. Причины депрессии у детей аналогичны взрослым: вспышка может быть вызвана потерей любви или внимания со стороны человека, который заботится о ребенке, долгим отсутствием, эмоциональным отдалением или смертью любимого человека. Но в отличие от взрослых маленькие дети склонны еще и заражаться депрессивным состоянием взрослых, которые, никак вербально не выражая, способны прививать его ребенку бессознательно.

Как правило, депрессия в детстве вызвана не единичным происшествием или фактом, а связана с уязвимостью ребенка или накапливающимися стрессами, для чего необходимо рассматривать жизненный контекст ребенка в комплексе.

В некоторых семьях существует негласный запрет на отрицательные чувства, такие, как злость или страх. Поскольку чувства эти естественны, то время от времени их испытывают все, в том числе и дети. Когда же они не имеют возможности выразить их, потому что «бояться — это стыдно» или «хорошие дети не злятся», негативные переживания накапливаются. Но любому терпению приходит конец, контролировать себя постоянно невозможно, и рано или поздно негативные эмоции где-то прорываются, например, в виде грубости, агрессивного поведения. Подобные прорывы, как правило, отрицательно оцениваются взрослыми, что добавляет ребенку чувства вины. Он и сам себя внутренне обвиняет, ведь «хорошие дети так не делают». В результате может сложиться порочный круг — сдерживаемые негативные эмоции, «прорыв», обвинение, еще большее напряжение, новый «прорыв» и новые обвинения.

Чтобы этого не происходило, важно научиться принимать чувства ребенка, давать ему право иметь свою точку зрения на людей и события. Нужно предоставить ему возможность физически больше двигаться, позволять играть в шумные игры — таким образом дети часто «отыгрывают» накопившиеся внутри негативные эмоции.

Более часто, чем у детей, депрессивное состояние встречается у подростков. Оно выражается в беспокойстве, брюзгливости, негативистском, асоциальном или агрессивном поведении; подросток может стать угрюмым, избегать контактов в семье или в других сферах жизни, перестает интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе. С другой стороны, он может казаться чрезмерно эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками, может быть подвержен алкоголизму, токсикомании.

Поскольку депрессия у детей иногда маскируется под совершенно другие состояния, она часто остается нераспознанной, и родители пытаются наказывать то, что нужно лечить. Поэтому в случае появления любых нехарактерных ранее особенностей состояния и поведения ребенка лучше обратиться к психологу.

family-abc.ru

Депрессия у детей

Проявление депрессии у детей зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем меньше он способен понять, что с ним происходит и внятно об этом рассказать. Но даже в подростковом возрасте дети не всегда говорят родителям о своем состоянии и о своих проблемах прямо. По разным причинам: из страха, недоверия, стыда, смущения, неуверенности. Поэтому в любом возрасте очень важно обращать внимание на состояние ребенка – его поведение, мимика, привычки, проявление эмоций, сон и аппетит, физическое состояние. Это поможет разобраться в том, о чем ребенок не может или не хочет говорить.

СИМПТОМЫ ДЕПРЕСИИ У ДЕТЕЙ:

снижение общего физического тонуса: вялость, медлительность, апатия, пассивность;

ухудшение общего физического состояния: нарушения сна, аппетита, возможны задержки в развитии, особенно в младшем возрасте;

различные физические недомогания: слабость, боли в животе, голове, мышечные боли;

изменение эмоционального фона: подавленность, слезливость, плаксивость, раздражительность, в подростковом возрасте может также добавиться агрессивность, конфликтность;

появление разнообразных страхов: темноты, одиночества, смерти;

ухудшение когнитивных функций: памяти, внимания, мышления

изменение привычного поведения: изоляция, уход из контакта, потеря интереса к игрушкам, играм, любимым занятиям, увлечениям.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ПОДОЗРЕНИЕ НА ДЕПРЕССИЮ?

1. Внимательно понаблюдать. Не стоит впадать в панику, если Вы заметили один или два симптома. Все дети время от времени испытывают слабость, иногда жалуются на боль, бывают пассивны или слезливы. Но если Вы замечаете 3-4 признака, стоит проконсультироваться со специалистом, для начала врачом общего профиля.

читать статью полностью

2. Важно проконсультироваться с невропатологом. Компетентный врач общего профиля обязательно даст Вам направление, если Ваше беспокойство обосновано. Это необходимо чтобы поставить правильный диагноз и решить надо ли применять медикаментозное лечение.

3. При наличии соматических жалоб (головных, мышечных, желудочных болей) следует обратиться к соответствующему специалисту, чтобы определить причину, выяснить или исключить биологическую основу этих болей. При этом обязательно помните о более широком контексте, о других признаках депрессии, которые Вы наблюдаете. Скажите об этом доктору, чтобы он мог адекватно оценить ситуацию и не «залечивал» симптомы, имеющие психо-соматическую природу.

4. И наконец, очень важно обратиться за квалифицированной психологической, психотерапевтической помощью. Даже если депрессия обусловлена биологическими факторами, если назначены соответствующие препараты, ребенку и его родителям нужно адаптироваться к сложившейся ситуации, осознать, что происходит и выработать подходящие способы взаимодействия.

Психологическая помощь имеет решающее значение, если причины депрессии коренятся в семейной сфере, социальном окружении или психологических трудностях ребенка.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ДЕПРЕССИИ?

1. Прояснить причину. Если врач не выявил биологическую причину, необходимо разобраться, что же вызвало такое состояние у ребенка.

Случай из практики. За помощью обратилась мама семилетнего мальчика. У ребенка наблюдаются большинство классических признаков депрессии: вялость, подавленность, снижение успеваемости, потеря интереса, молчаливость, изоляция, преобладание грустного настроения. При этом мальчик ни на что не жалуется, никаких изменений в его жизни за последнее время не произошло, в школе, дома, в семье, со слов мамы, все нормально. Потребовалась длительная диагностическая беседа, в ходе которой выяснилось, что у мамы обнаружили онкологическое заболевание, она проходит курс лечения. Родителям не приходило в голову, что это имеет значение: «Он же не знает, мы ему ничего не говорили». Даже если сын ничего не знает, а дети обычно знают гораздо больше, чем догадываются взрослые, он все равно чувствует и реагирует на это очень важное для него изменение.

Разумеется, беседа, не единственный способ. Психолог и психотерапевт моделирует различные ситуации, выбирая формы соответствующие возрасту и наклонностям ребенка и на основании наблюдений делает выводы о вероятных причинах трудностей. Кроме этого используются различные проективные методики: рисуночные, цветовые, игровые и т.д.

2. Помочь родителям выработать адекватную стратегию в отношении ребенка.

Случай из практики. На консультацию пришли родители пятилетней девочки. Они планируют разводиться. И хотят понять, как вести себя с дочкой. И мама, и папа любят ребенка, оба образованные, разносторонне развитые, безусловно, отличные специалисты в своей области. Тем не менее, для них было не совсем непонятно, что и как говорить девочке, что не стоит говорить, в какие аспекты отношений взрослых ее не надо посвящать. Это не история про депрессию – девочка и дальше росла и развивалась вполне счастливо. Но весьма вероятно, подобные проблемы удалось предотвратить именно потому, что родители оказались настолько ответственны, заботливы и предусмотрительны, что обратились за квалифицированной помощью заранее.

Кроме консультаций родителей, для достижений результатов бывает целесообразно проведение семейных сессий для обучения новым способам взаимоотношений с ребенком и в семье, а также индивидуальная или семейная психотерапия.

3. Помочь ребенку пережить трудности хорошим для него способом.

Случай из практики. К психологу пришла мама десятилетнего мальчика. Он хорошо учится в школе, развитый, смышленый, хотя последнее время успехов стало меньше, он по-прежнему отличник, но не занимает первых мест на олимпиадах. Он мало общается со сверстниками и эта тенденция усиливается. Родителей беспокоят жалобы сына на сильные головные боли. После многочисленных диагностических процедур невролог рекомендовал обратиться психологу. Сложность, с которой ребенку оказалось не под силу справиться самому, заключалась в том, что он гиперответственный, ориентирован всегда на достижение наилучшего результата, стремится вести себя исключительно примерно. И напряжение, которое ребенок испытывает вследствие таких высоких требований к себе, влияет уже не только на его психическое, но и на физическое состояние. Здесь необходима довольно длительная психотерапия, помогающая мальчику разрешить себе быть несовершенным, испытывать «плохие» чувства, получать удовольствие от игры, общения, увидеть и принять мир, в том числе и свой внутренний.

Способы и формы работы всегда подбираются индивидуально под ребенка с учетом его возраста и особенностей. Это может быть игровая или песочная терапия, сказко-терапия или арт-терапия. Могут быть индивидуальные или групповые занятия. Часто параллельно проводится работа с родителями.

Депрессия у ребенка развивается обычно постепенно, ее проявления не сразу бросаются в глаза, поэтому так важно быть внимательным к ребенку, чтобы не пропустить симптомы заболевания и оказать ему своевременную помощь.

www.avgustcenter.ru

Детская депрессия

Детская депрессия

Кажется, что депрессия – совсем не детский диагноз. Разве бывает депрессия у детей? — Увы, но эта так.

Наиболее подвержены этому психоэмоциональному расстройству – подростки, однако, проявится это заболевание может и гораздо раньше, например, в возрасте 3-4-х лет. Течение детских депрессий, конечно, отличается от взрослых. Самая большая трудность заключается в том, что детям достаточно сложно объяснить, что с ними происходит. Дети не могут также, как и взрослые осознанно говорить о своих чувствах и эмоциях. Даже различить чувства внутри себя детям бывает проблематично. Чаще внутренний дискомфорт ребенка проявляется в измененном поведении, заметить которое могут только чуткие родители. У маленьких детей проявлениями депрессии становятся соматические симптомы: недомогания, частая заболеваемость, ослабленный иммунитет. Поэтому чтобы понять состояние ребенка родителям нужно проявить внимание, а не списывать его поведение на капризы и плохой характер.

Симптомы детской депрессии отличаются от симптомов депрессии у взрослых. К первичным симптомам депрессии у детей относятся: иррациональные страхи, печаль, чувство беспомощности, резкие перепады настроения. Также могут проявляться нарушения сна (бессонница, сонливость, ночные кошмары), нарушения аппетита, уменьшение социальной активности, чувство постоянной усталости, стремление к самоизоляции, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, появление мыслей о смерти, суициде. Часто проявляются элементы нестандартного поведения – резкое беспричинное нежелание играть в любимые игры или неоправданно агрессивные реакции, дети становятся непокорными и раздражительными, им «все не нравится». Тревожность у страдающих депрессией детей наиболее сильно проявляются в вечернее и ночное время.

Наверное, самым ярким проявлением детской депрессии является, так называемый, синдром «госпитализма», возникающий у детей при длительном разлучении с родителями. Вариантами тяжёлого переживания разрыва эмоциональной связи с матерью могут быть госпитализация мамы или ребенка вследствие болезни, командировки родителей.

Причиной детской депрессии могут быть тяжелая семейная обстановка: родители алкоголики, наличие психически больных родственников, переживание горя по поводу утраты другого члена семьи, изменение состава семьи, физическое или психологическое насилие в доме.

Нередко депрессия у детей школьного возраста проявляется вследствие такого явления как «моббинг» или «травля» со стороны сверстников или самих учителей. Многие дети из страха могут даже не сообщать родителям о подобных фактах.

У некоторых детей с чувствительной неустойчивой нервной системой депрессивные эпизоды могут возникать даже без каких-либо резких и травматичных событий: родители слишком сильно заняты своими делами или работой, стали уделять меньше внимания ребенку; одноклассники не взяли в игру; учитель не дал возможность ответить или не похвалил…

Однако не все объясняется только психогенными факторами. Причинами детских депрессий могут также быть:

  • Патология нервной системы: отсутствие комплекса оживления у ребенка в возрасте 1 месяца может быть проявлением, так называемой, мозговой депрессии, характерной для недоношенных детей или детей перенесших кислородное голодание при родах или внутричерепную родовую травму;
  • Эндогенные причины, вызванные генетической предрасположенностью ребенка. Проявления эндогенной депрессии носят как правило затяжной характер (хронический): дети вялые, со сниженной активностью, отмечаются признаки двигательной и психической заторможенности, таким детям трудно встать утром с кровати;
  • Перенесенные детьми тяжелые соматические болезни, травмы или операции.

Прежде чем ставить диагноз «депрессия» нужно внимательно понаблюдать за психическим и физическим состоянием ребенка. Только устойчивое длительное сочетание депрессивных симптомов позволяет точно определить вид расстройства и также подобрать необходимое лечение.

Что же нужно делать, если вы заподозрили в поведении ребенка проявления депрессии:

  1. Обратиться к специалисту: неврологу, детскому психотерапевту, психиатру, клиническому психологу, возможно будет необходима и консультация такого врача как эндокринолог.
  2. Лучшее лечение депрессии – это ваша любовь. Постарайтесь больше времени уделять ребенку. Не настаивайте на проявлении им активности или изменения поведения. Безуспешными будут также вопросы родителей: почему ты так себя ведешь? Важно просто быть вместе с ребенком, внимательно относиться ко всем формам его поведения. Положительно влияние на состояние ребенка оказывают творческие виды деятельности: рисование, музыка, танцы.
  3. Возможно ребенку и семье требуется курс психотерапии. Психотерапевтическую работу должен проводить квалифицированный специалист, вызывающий доверие и симпатию у вашего ребенка. Если между доктором и малышом не установился положительный психоэмоциональный контакт, лучше откажитесь от его услуг, даже если он мастер своего дела. Важно, чтобы специалист умел расположить ребенка, вызвать его доверие. Содержание и методы работы психотерапевта с ребёнком зависят от его возраста. Если это ребенок, ведущей деятельность которого является игра (3-6 лет), то и формы работы — арттерапия, игровая терапия. сказкотерапия. песочная терапия. Если ребенок уже более сознательный и может четко говорить о своих чувствах и состояниях, то один из методов работы — это доверительная беседа. В качестве вспомогательных медицинских процедур могут быть: рефлексотерапия, физиотерапия, цветотерапия, водные процедуры, ароматерапия и т.д.
  4. Когда ситуация с ребенком довольно сложная – то порой необходимо прибегнуть к применению медицинских препаратов, известные как антидепрессанты и стабилизаторы настроения. Их назначает только врач и только в том случае, когда психотерапии недостаточно для коррекции.

neurocentre.ru

Депрессия у детей. Что делать родителям?

Может ли ребенок страдать депрессией?

Пусть до сих пор не все и не всегда с этим соглашаются, но к нашему времени стало понятно, что страдать депрессией может и ребенок, даже младенец.

Такое запоздалое признание ранней, или инфантильной, депрессии объясняется целым рядом причин.

С одной стороны, клиническую депрессию часто бывает трудно отличить от депрессии обычной, бытовой, говоря о которой подразумевают практически любое плохое или подавленное, тоскливое настроение, потому что маленький ребенок не отдает себе отчета в причинах своего болезненного состояния.

С другой стороны, детство всегда превозносится как период беззаботности, а значит, ребенку не пристало страдать от каких-либо связанных с его существованием проблем! Еще и сегодня родители почти всегда убеждены, что несут ответственность за депрессию у своего ребенка, поскольку не сумели ее распознать и предупредить.

Надо помнить, что способность малыша «впадать в депрессию» — признак доброго здоровья.

Эта способность означает, что ребенок уже осознал существование предмета любви, которому он может, чаще всего нечаянно, повредить, причинить зло.

Чувство вины — основное в депрессивном состоянии — часто становится для ребенка еще и побудительной причиной для зарождения в нем человечности, желания заботиться о других.

Очень сильное чувство вины дети испытывают по отношению к своим родителям. В случае вынужденной разлуки первым чувством, которое возникает у ребенка, становится чувство вины: «Всё из-за меня?» — и это оно является отражением того, что чувствуют взрослые.

Признаки депрессии у детей

Наблюдать признаки депрессии можно и у совсем маленьких детей, задолго до того, как они смогут заговорить о чувстве вины.

Симптомы глубокой депрессии могут проявляться у младенцев, разлученных с матерями из-за госпитализации или из-за переезда, уже между тремя и шестью месяцами их жизни.

В наши дни это уже принимается во внимание, и лучшие неонаталогические службы стараются избежать необходимости оторвать ребенка от матери и всячески способствуют тому, чтобы сохранялась связь между малышом и его родителями.

Заметим, однако, что на самом-то деле депрессию вызывает не сама по себе разлука, а потеря надежды вновь обрести утерянную связь. Следовательно, для того чтобы у ребенка сформировалась депрессия, он должен быть разлучен с тем из родителей, с кем у него особенно прочная связь, на достаточно долгое время. Первая реакция на разлуку — не возникновение депрессии, а протест! И стало быть, следует отметить, что депрессия у самых маленьких всегда связана с внешними факторами: младенцы весьма чувствительны к разрыву связей и пробелам в непрерывности отношений.

У пятилетнего ребенка и детей старше пяти лет депрессия постепенно принимает различные формы.
По мере роста ребенка обнаруживается все более тесная связь депрессии прежде всего с внутренними конфликтами, хотя и внешние факторы по-прежнему играют важную роль.

Нужно всегда помнить, что депрессия у маленького ребенка — от шести месяцев до пяти лет — сильно отличается от той, какой она бывает у детей постарше и взрослых.

Несколько симптомов депрессии у младенца

— У младенца депрессия выражается, в первую очередь, в психомоторной заторможенности: глаза крохи широко открыты, но в них застыла печаль; взгляд внимательный. По этим признакам легко отличить клиническую депрессию от раннего детского аутизма, пусть даже ребенок и запаздывает в плане общения.

— Младенец, страдающий депрессией, общается меньше, чем здоровый: он не так активен, устанавливая отношения с взрослыми, которые за ним ухаживают.

— У малыша могут также наблюдаться расстройства сна, питания — вплоть до полного отказа от пищи, задержки в развитии, отставание в речи.

С полутора до трех лет

— Наблюдается та же симптоматика, что у младенцев, сопровождающаяся апатией и отсутствием интереса к игре.

— Заболевание часто бывает связано с травмирующими событиями или стрессами: депрессию у ребенка может вызвать, например, болезнь или госпитализация, даже при том, что вы будете рядом с ним.

— Депрессия в этом возрасте приводит к задержке развития, но если депрессия длится недолго, то и развитие задерживается ненадолго.

— В таких случаях рекомендуется прибегать к психологической помощи, не дожидаясь конца болезни или госпитализации, если то или другое должно продолжаться. Решающее значение в подобных ситуациях имеет продолжительность стресса.

Что делать если у ребенка депрессия

У ребенка от трех до шести лет

Когда речь идет о ребенке этого возраста, следует рассматривать самые разные ситуации, ибо повлиять на его настроение и состояние может огромное количество событий.

— Если ребенок говорит уже достаточно хорошо для того, чтобы выразить, что его печалит, — вы можете обсудить с ним причины грусти или тревоги.

— Если дело в разводе родителей, найдите время поговорить с ребенком, чтобы убедиться: он не отождествляет себя с расстроенными событием матерью или отцом, которые изо всех сил стараются скрыть свою депрессию.

— Если в семье траур, депрессия у ребенка может быть эхом переживаний родителей.

Депрессия у ребенка нередко служит «ключом» к депрессии у родителей, но детская депрессия чаще всего находит более яркое выражение.

— В таких случаях следует обращаться к семейному психологу (психотерапевту) или к специалистам по оказанию помощи родителям с детьми, чтобы психологическая помощь была оказана сразу всем.

Чем младше ребенок, тем чаще депрессия выражается у него в соматических или поведенческих реакциях.

— У малыша могут появиться расстройства сна. Совсем маленький ребенок может также жаловаться на боли в том или ином месте или выглядеть очень заторможенным.

— Еще одной маской депрессии может служить гиперактивность, но в таких случаях депрессию труднее распознать из-за чрезмерной подвижности ребенка.

Отличить истинно депрессивное состояние от простой реакции на событие легче всего по продолжительности.

— Диагностировать заболевание следует исключительно у детского психиатра (психотерапевта) или психолога.

— Лечение лучше всего доверить детскому психотерапевту, причем родителям также рекомендуется параллельно работать со специалистом.

В случае если депрессия у вашего ребенка возникла вследствие чувства стыда или недооценки, будьте особенно внимательны! Дело тут в том, что задета нарциссическая составляющая, которая есть у каждой личности, его самооценка и вера в себя. Ребенок в состоянии депрессии способен чувствовать себя потерпевшим неудачу, проигравшим не только тогда, когда это происходит на самом деле: неудача, поражение могут быть и предположительными, воображаемыми. Если, в частности, малышу плохо в детском саду, это может чрезвычайно сильно воздействовать на всю его жизнь, ощущение себя как «плохого» вырастет как на дрожжах.

— В дополнение к помощи психотерапевта в таких случаях рекомендуется помощь педагогов и психологов.

— Могут оказаться полезны терапевтические группы 1 .

Естественно, не стоит прибегать ко всем этим видам помощи одновременно, но нет сомнений, что именно все они вместе могут способствовать восстановлению у ребенка правильного восприятия себя самого.
Депрессии, связанные с неосознанным чувством вины, относительно часты с шести-семи лет до начала подросткового возраста — это время в психоанализе называется латентным периодом 2 .

Нельзя пренебрегать подобным состоянием и надо помнить, что в этих случаях часто оказывается эффективной работа с психотерапевтом, потому что ребенку такого возраста куда легче выразить свои чувства и ощущения в словах.

Депрессию у ребенка нельзя лечить лекарственными средствами!

Послеродовая депрессия у матери

Послеродовая депрессия встречается у женщин достаточно часто. Не бойтесь «заразить» своей депрессией малыша, не отказывайтесь от ухода за ним — совсем наоборот. Вреда депрессивная мама ребенку не принесет, но она нуждается в помощи, особенно во всем, что касается ухода за младенцем — как в плане материальном, так и в плане отношений в семье.

В этот период вы можете не испытывать никакого желания возиться с сыном или дочерью — это нормально, пусть даже и способно усилить у вас чувство вины.

— Не стесняйтесь просить о помощи окружающих и, если есть необходимость позвольте себе отдохнуть.
— Обратитесь за помощью к психотерапевту, с ним можно работать индивидуально или в группе.

Самое вредное для ребенка — когда мать отрицает свою депрессию и делает вид, что с ней все в порядке.

1 Терапевтические группы создаются для обмена опытом в решении проблем, оказании друг другу поддержки на пути к здоровью и счастью. В этом исцеляющем пространстве под руководством специалиста собираются люди, переживающие схожие сложности в жизни.
2 Вслед за Фрейдом многие психологи и психиатры считают этот период фазой временной бездеятельности, когда в психическом развитии ребенка почти ничего не происходит.

5psy.ru