Цель стресс анализа

Подходы к организации стресс-тестирования в кредитных организациях

На основе обзора международной финансовой практики.

1. Общие положения

1.1. Одним из аналитических инструментов, призванных обеспечить оценку потенциальных потерь кредитных организаций в случае возможных спадов в экономике, является стресс-тестирование, получившее широкое распространение в международной финансовой практике.

1.2. Стресс-тестирование может быть определено как оценка потенциального воздействия на финансовое состояние кредитной организации ряда заданных изменений в факторах риска, которые соответствуют исключительным, но вероятным событиям. Стресс-тестирование осуществляется с применением различных методик 1 .

В рамках стресс-тестирования кредитная организация должна учитывать ряд факторов, которые могут вызвать экстраординарные убытки в портфеле активов 2 , либо предельно усложнить управление его рисками. Данные факторы включают в себя различные компоненты рыночного, кредитного рисков и риска ликвидности.

Стресс-тестирование включает в себя компоненты как количественного, так и качественного анализа. Количественный анализ направлен прежде всего на определение возможных колебаний основных макроэкономических показателей и оценку их влияния на различные составляющие активов банка. С помощью методов количественного анализа определяются вероятные стрессовые сценарии, которым могут подвергнуться кредитные организации. Качественный анализ акцентирован на двух основных задачах стресс-тестирования:

(1) оценка способности капитала кредитной организации компенсировать возможные крупные убытки;

(2) определение комплекса действий, которые должны быть предприняты кредитной организацией для снижения уровня рисков и сохранения капитала.

1.3. В международной банковской практике используются различные методики стресс-тестирования. В настоящее время наиболее распространенной методикой является сценарный анализ (на основе исторических или гипотетических событий) 3 . Также проводится анализ чувствительности портфеля активов банка к изменению факторов риска и рассчитываются максимальные потери.

Сценарный анализ преимущественно нацелен на оценку стратегических перспектив кредитной организации. Он позволяет оценить потенциальное одновременное воздействие ряда факторов риска на деятельность кредитной организации в случае наступления экстремального, но вместе с тем вероятного события.

В отличие от сценарного анализа результаты анализа чувствительности носят в основном краткосрочный характер. Анализ чувствительности оценивает непосредственное воздействие на портфель активов кредитной организации изменений заданного фактора риска (например, рост/снижение обменного курса национальной валюты; рост/снижение процентных ставок).

При расчете максимальных потерь определяется комбинация факторов риска, их негативная динамика, потенциально способные принести максимальные убытки кредитной организации.

1.4. Ввиду индивидуальности рискового профиля каждой кредитной организации, а также отсутствия унифицированных и общепринятых стандартов в проведении стресс-тестирования кредитные организации должны самостоятельно разрабатывать модели проведения стресс-тестов.

Среди основных этапов при организации стресс-тестирования можно выделить следующие (на примере стресс-тестирования на основе исторического сценария).

2. Основные этапы работы

2.1. На первоначальном этапе производится проверка достоверности и актуальности информации, на основе которой проводится стресс-тестирование. При этом необходимо учитывать, что используемая отчетность должна соответствовать критерию последовательности (непрерывный ряд отчетных данных) и сопоставимости (неизменность методики расчета показателей).

2.2. После составления необходимой базы данных осуществляется детальный анализ кредитного и торгового портфелей, идентификация рисков, которым в наибольшей степени подвержена кредитная организация.

2.3. В дальнейшем проводится анализ сложившейся динамики факторов риска путем определения изменения их значений на заданных отрезках времени. При этом в расчет может браться как разница между максимальным и минимальным значением фактора в рамках заданного периода времени, так и разница значений на начало и конец рассматриваемого периода. В дальнейшем в зависимости от целей анализа при расчетах используется либо усредненное, либо максимальное значение изменения фактора риска.

2.4. В рамках стресс-тестирования может анализироваться воздействие на финансовое состояние кредитной организации как одного, так и нескольких факторов риска 4 . Наиболее доступны для регулярного мониторинга однофакторные модели. Вместе с тем результативность таких моделей значительно ниже, поскольку в случае кризиса, как правило, отмечаются одновременные изменения нескольких факторов риска.

Простейшим решением является выбор максимальных значений отклонения всех рассматриваемых факторов риска в рамках заданных периодов времени, выявленных за определенный ретроспективный период (2, 3, 5 лет), и применение их к текущим значениям факторов риска. В случае, если количество факторов риска, которым подвержена кредитная организация, является слишком большим, имеет смысл сосредоточиться лишь на основных из них, предположив, что второстепенные факторы либо останутся неизменными, либо в случае изменения не нанесут серьезного ущерба кредитной организации.

Однако изолированное изучение отдельных факторов риска далеко не всегда является оправданным, в связи с чем возникает необходимость сопоставления отрезков времени, на которых одновременно наблюдались различные отклонения значений факторов риска от их средних величин 5 . Возможные решения: применение одинаковых весов ко всем факторам риска и сопоставление полученных усредненных значений, что, однако, существенно снижает эффективность модели, или анализ временных рядов, исходя из определения чувствительности портфеля активов к отдельным факторам риска и последующего сопоставления полученных результатов.

2.5. В процессе стресс-тестирования приходится решать проблему сочетания критериев экстремальности и вероятности событий. В отличие от методов VaR, стресс-тесты не отвечают на вопрос о вероятности изменения факторов риска. По этой причине при выборе сценариев важное значение имеет понимание вероятности наступления тех или иных событий. Нецелесообразно проводить стресс-тесты, базирующиеся на невероятных условиях.

2.6. В настоящее время для российского банковского сектора наиболее существенным является кредитный риск. При оценке кредитного риска важное значение имеет наличие в кредитной организации системы подходов к анализу кредитоспособности заемщика и соответствующих оценок кредитоспособности. Важно, чтобы указанные подходы обеспечивали объективную оценку, когда вероятности дефолта заемщиков, характеризующихся одинаковым уровнем кредитного риска, были в целом сопоставимы между собой. В рамках стресс-тестирования могут также применяться оценки кредитоспособности заемщиков, присвоенные внешними организациями.

Если в кредитной организации не разработаны количественные методы, позволяющие оценить вероятность дефолта каждого конкретного заемщика, то распределение заемщиков по классам кредитоспособности может базироваться на экспертном суждении специалистов аналитических подразделений кредитной организации. Данное обстоятельство, однако, существенно усложняет проведение стресс-теста, поскольку при модификации его исходных условий приходится «вручную» переоценивать кредитоспособность заемщиков.

В дальнейшем на основе системы рейтинговых оценок возможно моделирование так называемой «матрицы переходов», отражающей миграцию кредитных требований одного класса в другие классы (с указанием вероятности таких событий), либо доли кредитных требований, которая, по оценкам, изменит свой класс в случае реализации стрессовых условий.

2.7. На основе расчетов формируется оценка возможных потерь кредитной организации в результате реализации стрессовых условий. В случае выявления серьезных потенциальных угроз для кредитной организации руководством кредитной организации принимаются соответствующие управленческие решения, корректируется политика по управлению рисками, проводится дополнительное хеджирование рисков.

2.8. Регулярное обновление (актуализация) параметров стресс-теста осуществляется по мере изменения рыночной и общеэкономической конъюнктуры, а также рискового профиля кредитной организации.

3. Рекомендации по организации работы

3.1. Кредитные организации должны по возможности оперативно проводить стресс-тестирование, чтобы в случае необходимости быстро принимать решения по реагированию на изменившиеся рыночные условия.

3.2. При проведении стресс-тестирования кредитные организации учитывают портфель активов в целом, поскольку при выявлении рисков, присущих отдельным его элементам, могут быть ненадлежащим образом оценены риски, характерные для портфеля активов в целом. Также важное значение имеет стресс-тестирование отдельных компонентов кредитного или торгового портфеля.

3.3. Проведение стресс-тестирования исключительно на основе анализа прошлых событий недостаточно для полноценной оценки рисков. Поэтому наряду с историческими сценариями, кредитным организациям следует разрабатывать гипотетические сценарии, характеризующиеся максимально возможным риском и потенциальными потерями для кредитной организации.

3.4. В целях идентификации сценариев, в том числе при поиске «наихудшей» для кредитной организации комбинации факторов риска, в работе над стресс-тестом должен участвовать широкий круг специалистов кредитной организации, что позволит с большей точностью идентифицировать сценарии, требующие проведения стресс-тестирования. Вся работа должна вестись под наблюдением и с прямым участием руководства кредитной организации.

3.5. Руководство кредитной организации должно уделять постоянное внимание актуальности стресс-тестов и контролировать процесс их уточнения и модификации для более полного учета текущего состояния и перспектив развития кредитной организации (например, в условиях выхода кредитной организации на новые сегменты рынка или внедрения новых банковских продуктов). Результаты стресс-тестов должны также рассматриваться кредитным комитетом банка. Особое внимание должно быть уделено мерам по защите интересов банка в случае наступления одного из факторов, указанных как отклонение от нормальной ситуации.

www.cbr.ru

Стресс-анализ

Стресс-анализ — современная интегративная методика развития потенциала личности и избавления от последствий стресса, базирующаяся на принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс , В.Франкл), интегральной психологии (Кен Уилбер), современного коучинга (Тимоти Гэлви (англ.) , Джон Уитмор), психологии успеха (Наполеон Хилл, Брайан Трейси, Стивен Кови), технологии KNOWLEDGISM® (англ.) Алана С. Уолтера.

Содержание

Происхождение термина

Понятие «стресс-анализ» образовано от сочетания — «стресс» (от англ. stress — напряжение, гнёт, усилие, давление, сжатие) и «анализ» (др.-греч. ἀνάλυσις — разложение на части, разделение, определение).

Впервые понятие «стресс» было применено в физиологии и психологии Уолтером Кенноном [1] для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать (англ.) ») [2] [3] [4] . Т.е термин имел непосредственное отношение к высшей психической деятельности, и лишь только в 1946 году знаменитый исследователь стресса, канадский физиолог Ганс Селье, начал систематически использовать термин «стресс» для обозначения общего адаптационного напряжения [5] . С этого момента, под понятием «стресс» стала подразумеваться психо-невро-физиологическая реакция на постороннее воздействие (стрессоры), нарушающее гомеостаз (состояние динамического равновесия организма).

Позже, понятие «стресс» вошло в повседневный «гражданский» лексикон, как понятие о «нервном напряжении, вызванном волнениями и нагрузками в процессе жизни (жизнедеятельности)». И хотя в профессиональном лексиконе существуют более точные определения (как «эустресс» и «дистресс»), понятие «стресс», чаще всего, ассоциируется у людей с понятием — «напряжение», «психологическая усталость» и даже — «разбитость».

Также явление и понятие «стресса» имеет широкое применение непосредственно в медицине и стресс, известен как первопричина большинства заболеваний и расстройств человека. Существует расхожее выражение — «все болезни от стресса» и это имеет под собой веские основания, так как статистически — 97 % наиболее распространённых заболеваний человека, имеют в своей основе стрессогенный фактор.

Для преодоления стрессогенного фактора применяются различные виды психотерапии, спорт, медитационные практики , релаксационные методики, аутотренинг и пр.

Одним из наиболее эффективных методов, применяемых в психологии и психотерапии является т. н. «анализ» (психоанализ, самоанализ, дианализ, системный анализ, гипноанализ, наркоанализ, эго-анализ, трансактный анализ, логоанализ и мн.др.).

Все эти методики характеризуется неким общим подходом, при котором пациент высвобождается из психотравмирующих переживаний и воспоминаний с помощью т. н. осознания. Это делается с помощью рассмотрения (перепроживания, «перепросмотра») прошлых событий, жизненных ситуаций, инцидентов и их последствий, в виде самоограничивающих решений и фиксированных идей. Во время рассмотрения психотравмирующего материала, сознание, как бы освобождается (высвобождается), давая пациенту ощущение облегчения и свободы. Для описания подобных состояний, также используются понятия: «катарсис» и «инсайт».

Таким образом, сочетание «стресс-анализ» достаточно точно отражает суть интеграционной методики, целью которой является высвобождение сознания (психики человека) из состояний, вызванных накопившимся стрессом.

Основное методологическое кредо

«Достижение душевной гармонии и раскрытие высшего потенциала личности практически осуществимо путём последовательного, ступенчатого анализа составляющих персональной парадигмы».

Основное психологическое кредо

«В структуре „разум-тело-дух“ есть система дисбаланса, определяемая как „подсознание“ и этот дисбаланс подлежит коррекции точными методами».

Основное философское кредо

«Человек создан для счастья, воплощения мечтаний и процветания»

Эффективность

«Для методики, целью которой является решение персональных проблем и задач человека, есть только один критерий — эффективность». Юрий Титаренко (основатель проекта СТРЕСС-АНАЛИЗ®).

Как было показано выше, в основе создания стресс-анализа лежит интегративно-эклектический подход. Стресс-анализ был создан на основе интеграции методик и подходов различных школ психологии и психотерапии, которые обеспечивают наивысшую эффективность и поддерживают глубоко индивидуальный подход к проблемам и задачам конкретного человека. Подразумевается, что в процессе работы, любые теоретические разногласия различных школ уходят на второй план, а упор делается на прикладной эффект методики. Эффективность стресс-анализа, по статистике многолетних клинических испытаний достигает 96-98 %.

Структура личности в стресс-анализе

В основе подхода к структуре личности индивидуума, в стресс-анализе, лежит понятие о системном взаимодействии трёх составляющих: ума, тела и т.н. «информационно-энергетической матрицы» (ИЭМ) или «духовной субстанции», которая описывается как то, что несет в себе жизненную силу и обладает способностями, такими как: способностью воспринимать, намереваться, постулировать, визуализировать, осознавать, управлять телом и его системами, а также находиться как внутри тела, так и вне его.

Ранее подобная концепция была более характерна для религиозных и эзотерических подходов, но в последние десятилетия именно эта концепция становится основой целостного метафизического взгляда на аспекты высшей психической деятельности человека и его структуру личности.

Именно такое воззрение на структуру личности позволяет сузить и наиболее точно очертить круг проблем и задач клиента, где под основной задачей клиента рассматривается не только урегулирование внутренних душевных конфликтов, а желательное восхождение к уровню максимальной самореализации и процветанию в различных областях жизни.

Стресс-аналитическая «Я-концепция»

Согласно стресс-анализу, на смену фиксированной Я-концепции должна прийти форма восприятия социума и самовосприятия, основанная на принципе «восприятия как есть», то есть избавление от восприятия, сквозь призму устоявшихся шаблонов. Согласно такому подходу, наилучшей Я-концепцией будет «индивидуальность высшего уровня». Это набор поведенческих характеристик (но не шаблонов), которые основаны на позитивном восприятии как самого себя, так и социума в целом, где основой для такого восприятия являются — знания и высокие морально-этические нормы. Такая «индивидуальность высшего уровня» может обеспечить человеку максимально комфортное выживание при наибольших шансах полной самореализации, а также наибольшей пользе для общества.

Базовые элементы методики

Единицы жизненной силы

Одним из ключевых понятий стресс-анализа, взято понятие о «единицах жизненной силы» (англ.) . Это понятие пришло от древнегреческого философского определения «life force» которое означало «источник жизни», «божественная сила жизни», «жизненная энергия», «оживляющая, одухотворяющая сила», «оживляющий дух» (это также соответствует понятиям «прана» и «ци»)

Понятие о «единицах жизненной силы» является, часто употребляемым в философии и психологии, понятием. «Античные натурфилософы 6-5 веков до нашей эры определяли дух, как «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных» [6]

Известный американский психотехнолог Алан С. Уолтер в конце ХХ века ввел понятие «утрата единиц жизненной силы», что позволило более точно взглянуть на причину множества духовных и физических проблем человека:

«Излишнее отлагательство, усталость, депрессии, раздражительность, внезапные вспышки ярости, слишком большое пристрастие к спиртному или другим наркотическим веществам, отсутствие дерзаний и довольство малым, все это симптомы потери частиц жизненной силы. При слишком большом количестве потерянных частиц жизненной силы человек теряет энергию и силу, что заставляет его тяжело работать в жизни, переживать сильные стрессы, иметь болезни, психические отклонения и множество личных проблем». [7]

Механизм утраты единиц жизненной силы

Каждый стресс, негативное переживание, захватывает и связывает свободные единицы жизненной силы. Ниже приводится типичный пример того, как это происходит в жизни. Допустим, человек рождается с двумя миллионами доступными единицами жизненной силы. Далее можно проследить, как уменьшается это количество.

Градация «уровней существования»

В стресс-анализе применяется схема «уровней существования»:

Зелёный уровень – это уровень жизни, на котором человек обладает высокой степенью мастерства, компетентности и успеха. Он находится в правильном месте, в правильный момент, совершая правильные действия с правильными людьми и улучшая своё окружение.

Человек на Зелёном уровне живёт в соответствии со своей мечтой. Он обладает знанием различных предметов и областей знания, прекрасно умеет общаться, справляться с жизненными ситуациями, обладает превосходными навыками управления людьми. Он всегда действует на основе знания и истины.

Человек на Зелёном уровне полон жизненной силы. Он счастлив, здоров, богат и успешен.

Будущий потенциал: превосходные способности для длительного процветания, высокий уровень успеха, благосостояния и счастья.

Жёлтый уровень – это «ежедневная рутина» или «колея».

Человек на Жёлтом уровне никогда не идет на риск – он работает, чтобы обеспечить себе безопасность.

Человек на Жёлтом уровне обладает хорошими навыками в какой-то одной области, но он плохо умеет общаться и управлять другими людьми. Он действует исходя из фиксированных убеждений и часто скучает. Его повседневная жизнь строится главным образом на привычках и фиксированных идеях.

Человек Жёлтого уровня не уверен в том, что важно и что неважно. Некоторые аспекты жизни человека на Жёлтом уровне, такие как управление вещами, местами и областями знаний, находятся в Зелёном уровне, тем временем как другие аспекты жизни – взаимоотношения, карьера, семья, секс и управление людьми – находятся в Красном уровне. Потенциал к будущему – посредственный.

Человек Жёлтого уровня играет в посредственные игры. Добивается незначительных успехов, но пытаясь справиться с переменами, ожидающими его в будущем, он сталкивается со значительными проблемами.

Человек, живущий на Красном уровне, находится в неправильном месте в неправильное время.

Он находится в контакте с неправильными понятиями: «кто», «что», «где», «куда», «когда», «почему» и «как». Этот человек совершает неправильные действия, используя неправильные намерения с неправильным уровнем настроения. Способность общаться с другими людьми у него крайне низкая, что может иметь разрушительные последствия. Он недоверчив к людям.

На Красном уровне преобладают ложные данные, фиксированные идеи, предубеждения и использование знания как оружия.

Человек Красного уровня борется с позитивными потоками энергии. Он создаёт суматоху и сбивает позитивные потоки с правильного пути. Это создаёт противодействие и враждебность, поэтому в его жизни нет счастья, денег, пространства, времени, а лишь одни неудачи.

Основная часть жизненных мотивов этого человека – взаимоотношения, карьера, сотрудничество, семья, секс, люди, предметы и области знания, а также способность управлять временем и пространством – находятся на Красном уровне. Жизненный потенциал человека в этой зоне крайне негативен. Он заблокирован в прошлых, неприятных для него событиях.

Потенциал к будущему – катастрофический. Жизнь такого человека наполнена неудачами, бедностью и несчастьем из-за того, что он постоянно играет в неправильные игры в неправильном месте с неправильными людьми.

Ориентация на схему «уровней существования» даёт возможность в начале терапии точно очертить круг проблем и задач и даёт возможность самому человеку четко осознать то положение, в котором он находится. В процессе стресс-анализа это также позволяет видеть изменение положения человека относительно Уровней (восхождение по Уровням), создаёт для клиента четко очерченную перспективу: достижение высокого уровня существования.

Это придаёт клиенту больше уверенности в достижимости не только выздоровления, но и создаёт долгосрочную перспективу продвижения во всех жизненных областях. Поэтому усилия стресс-аналитика направлены на личностный рост пациента (клиента), а не просто на лечение болезни или нежелательных состояний.

Основа для жизненных мотиваций

В стресс-анализе используется методологическое понятие «Кодексы» (или «Коды», «Kodes»). Под «Кодами» понимаются базовые дихотомические постулаты, лежащие в основе всех психологических побуждений индивидуума.

Они являются «умственной базой» и основой шаблонов восприятия, и, как следствие, именно «Коды» предопределяют как «смысл жизни», так и основные пути, по которым развивается судьба (текущая жизнь) человека, все его успехи и провалы, удовольствия и неудовлетворенность, способность к обладанию и неспособность (богатство или предрасположенность к бедности) и все прочие личные и социальные аспекты.

Обнаружение «Кодов» человека открывает путь к разблокированию и демонтажу негативной парадигмы и «маскировок» человека, так как все проявления негативной парадигмы и ложные «лики» человека появляются по причине необходимости решать проблемы, возникшие вследствие нарушения «внутреннего предначертания» («Кодов»).

Именно Коды являются причиной того, что каждый человек имеет свою уникальную негативную парадигму, отличающуюся от всех остальных, и нуждается в сугубо индивидуальном подходе для раскрытия своих «персональных подсознательных программ».

Высвобождение «единиц жизненной силы»

Глубинный анализ причин и последствий стресса, а также методики по высвобождению единиц жизненной силы, используемые в стресс-анализе, имеют ярко наблюдаемый терапевтический эффект.

Воздействие стресса в различных областях жизни и его последствия, рассматриваются в стресс-анализе, как главная причина ухудшения жизни и невозможности в полной мере раскрыть творческий потенциал и способности. Это ухудшение связано с утерей (увязанием) «единиц жизненной силы».

Ниже приведены некоторые главные причины утраты единиц жизненной силы, согласно стресс-анализу:

  1. Подавляющее воспитание.
  2. Проступки, вредоносные действия.
  3. Болезни и травмы.
  4. Неудачные любовные переживания.
  5. Финансовые потери и неудачи.
  6. Компромисс с собственными принципами.
  7. Предательство личных целей и идеалов.
  8. Отсутствие принципов позитивного мышления (негативный умственный настрой).

Для высвобождения утраченных единиц жизненной силы применяется специальные стресс-аналитические процедуры (процессы), напоминающие психоаналитические, психотерапевтические и коучинговые приемы, как то:

  • Изменение образа жизни. Это может включать в себя: тайминг (англ.) , упорядочение питания, правильную организацию отдыха, физические упражнения и спорт, изменение рода деятельности, расширение увлечений и подобное.
  • Приобретение новых знаний. Приобретение новых знаний, умений и навыков (посредством тщательно отточенных тренингов) может высвободить частицы жизненной силы, и происходит это вследствие того, что индивидуум получает верные данные и навыки для решения различных проблем, привносит порядок в те области жизни, в которых он ранее испытывал замешательство.
  • Стресс-аналитический консалтинг, восстанавливающий частицы жизненной силы. Консалтинг, восстанавливающий частицы жизненной силы является наиболее быстрым и наиболее прямым методом для высвобождения утерянных частиц жизненной силы.
  • Основные направления в стресс-анализе

    1. Личностное или гуманитарное направление.

    Здесь особое внимание уделяется программам развитию личности. Для примера это — программы «постановки целей» (LIFE PLANNING (англ.) ), тренинговая программа «IQ 135» (развитие, поднятие IQ), программа развития коммуникативных навыков «Президент-тренинг», обучающие курсы различных направлений.

    2. Медико-психологическое направление.

    Это комплексная технология освобождения от последствий накопленного стресса, восстановления психологического баланса (урегулирования душевных переживаний и потрясений), снятия разнообразной психосоматики, а также: последствия травм, хронические головные боли, гинекологические проблемы, сердечно-сосудистые, проблемы желудочно-кишечного тракта, обусловленные стресс-фактором, все виды фобий, анорексия, булимия, импотенция, и, в целом, все виды заболеваний имеющих в своей основе стрессогенный и психогенный факторы.

    Официальное признание

    Стресс-анализ одобрен Министерством здравоохранения в следующих областях: психологическое консультирование, психотерапия, социальная педагогика. Протокол Центрального методического кабинета МОЗ Украины № 23-01-25/10 от 01.03.2006 г.

    Названия «СТРЕСС-АНАЛИЗ» и «СТРЕСС-АНАЛИТИК» защищены торговой маркой с 2002 г., свидетельство на знак для товаров и услуг № 41029 и № 41028 от 15.06.2004 г.

    По теме стресс-анализа защищена диссертация «укр. Стрес-аналіз, як метод корекції межових психічних розладів » (Стресс-анализ, как метод коррекции пограничных психических расстройств) [8]

    dic.academic.ru

    Анализ причин стресса и методы его профилактики 2472

    Универсальную концепцию стресса сформулировал всемирно известный канадский физиолог Ганс Селье (H. Selye), что оказало большое влияние на различные направления науки о человеке: психологию, медицину, социологию и другие области знаний. Проблема изучения механизмов эмоционального стресса, который является расплатой за прогресс и цивилизацию; разработка методов преодоления стрессовых ситуаций особенно актуальны сегодня. Как и много тысяч лет назад, наш организм отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной ответной реакцией нервной системы с вовлечением психической сферы. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека, связанных с его процессом восприятия, особенно при недостаточности информации, со сложностью принятия решений, с ответственностью и опасностью деятельности человека [10]. Кроме того, резко увеличивается патогенное влияние средовых факторов на здоровье людей [12].

    В настоящий период отмечаются большей частью неблагоприятные перемены в картине психического здоровья населения. Происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всего тех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это в первую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологические реакции, а также реактивные психозы, депривационное развитие личности. Так, в 15 экономически наиболее развитых странах показатель распространенности психических болезней за период в 98 лет (1900–1998) вырос в 10 раз и в настоящее время составляет 303,7 на 1000 населения; особенно значителен рост неврозов (в 61,7 раз), алкоголизма (в 58,2 раза), олигофрении (в 30 раз). В России за 1950– 1998 гг. уровень заболеваемости психическими расстройствами поднялся с 137,4 до 301,3 на 1000 жителей [7]. Резко возрастает (катастрофически в последние годы) число суицидов (а большинство суицидентов – с психическими расстройствами), алкогольных психозов, вообще болезней зависимости (и не только хронического алкоголизма, но и наркоманий, токсикоманий), пограничных (непсихотических) форм психопатологии, у истоков которых тоже часто стоит психологический и иной стресс; эти болезненные зависимости могут маскировать другие психические страдания.

    В свою очередь, истощение защитных функций организма при стрессе, отрицательные факторы различной природы приводят к более частому обострению и неблагоприятному течению психических заболеваний, основной причиной которых является, например, наследственная предрасположенность (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и др.)

    Болезнь формируется при неблагоприятном для индивида стечении обстоятельств – внешних и внутренних. Здесь может иметь значение вся биография человека, выработанные в течение жизни, начиная с рождения, стереотипы реагирования, ресурсы, выносливость, уязвимость личности к стрессам.

    Сейчас у специалистов, занимающихся проблемой стресса, в ходу сравнительно новые или совершенно новые обозначения для психических расстройств, возникающих в неблагоприятных социальных условиях: ноогенные, информационные неврозы, генерализованное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий, синдром сиротства и др. Но практически все то, что мы теперь видим в клинике психических расстройств, принципиально новым не является: те же основные формы реагирования, что и в далеком прошлом [12].

    Серьезное беспокойство в настоящее время вызывает нервно-психическое здоровье детей. Как известно, состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье. В первую очередь это касается детей из социально неблагополучных групп. Частота психических заболеваний в детском возрасте в России достигла 15 %, а в подростковом возрасте 20–25 %, что в десять раз выше показателя, полученного на основании данных официальной статистики (по обращаемости к психиатру). Распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10–15 % [5; 6]. Нервно-психические заболевания являются причиной 70 % инвалидности с детства.

    В настоящее время профилактика стресса проходит по двум основным направлениям:

  • фармакотерапия, направленная на коррекцию физиологической природы стресс-реакции;
  • разработка комплекса важных социотерапевтических факторов, обращенных к личности [4].
  • Начиная рассмотрение психофармакологического аспекта проблемы, важно иметь в виду точку зрения академика А.В. Вальдмана (1979, 1984), утверждавшего, что психофармакологическое воздействие должно быть ориентировано не на подавление эмоций при стрессе, а на механизмы, способствующие развитию негативных проявлений эмоционально-стрессовых расстройств. Особое значение имеют исследования фармакологического воздействия на нейромедиаторные системы, которые активно участвуют в реакции организма на психоэмоциональные стрессы.

    Это определяет стратегию поиска оптимальных средств коррекции нервно-психических патологий, вызванных стрессом. К таким средствам относят, прежде всего, ряд психотропных препаратов, применяемых при лечении различных форм психозов, психотических состояний, невротических и неврозоподобных расстройств, сопровождаемых состоянием напряжения, страха, тревоги и другими симптомами, вызванных стрессом. Начало созданию современных психотропных средств было положено в 1952 г. во Франции, когда обнаружили специфическую антипсихотическую активность аминазина и применили его в психиатрической клинике. Нейролептики, внедренные в психиатрическую практику первыми, занимают центральное место среди психотропных препаратов до настоящего времени. Депримирующее, успокаивающее действие нейролептиков выражается в уменьшении реагирования на внешние воздействия, ослаблении психомоторного возбуждения, подавлении страха и т. п. Фундаментальные исследования в области психофармакологии, выполненные в последние десятилетия, позволили не только решить задачи по созданию новых лекарственных средств борьбы со стрессорами, но и способствовали разработке новых концепций патогенеза психопатологических состояний [11].

    В качестве примера можно привести «катехоламиновую» теорию аффективных расстройств. Психофармакологические исследования показали, что возможность регуляции первичных проявлений эмоционально-стрессовых реакций, тревоги, страха связана с определенными группами нейрорецепторов (серотониновых, ГАМК-бензодиазепиновых, дофаминовых) [там же].

    В динамике развития психопатологий, вызванных стрессом, исследователями выделяются три конкретных стадии, имеющие свои характерные поведенческие проявления, отличающиеся различной чувствительностью к психотропным соединениям: группы ноотропов, транквилизаторов и антидепрессантов. Это открывает возможности целенаправленного эффективного лечебного вмешательства с учетом специфики заболевания.

    Особое место среди средств психофармакологической коррекции отводится фитостимуляторам, например женьшенеподобным растениям, которые способствуют неспецифически повышенной сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям. Фитостимуляторы, или адаптогены, ускоряют адаптацию к физическим и умственным перегрузкам, холоду и жаре, недостатку кислорода, психическим стрессорам и другим экстремальным факторам жизни. Механизм действия адаптогенов связан с повышением образования энергетических резервов (АТФ и др.) в организме, особенно в центральной нервной системе. Было показано, что адаптогены стабилизируют биологические мембраны, защищают их от распада при перегрузках, стимулируют гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему, ответственную за стресс-реакцию организма (Бурлакова и сотр., 1985).

    Наряду с психофармакологической коррекцией нервно-психических заболеваний в течение последних 20 лет получили большое распространение психологические стратегии защиты от стресса. Проблема профилактики стресса из медицинской переросла в социальную.

    Необходимо мобилизовать усилия общества для снижения факторов стресса и проведения эффективных мер борьбы. Эта задача включает:

  • создание специализированных исследовательских и образовательных центров по профилактике стресса;
  • поддержку общих служб психического здоровья;
  • устранение наиболее неблагоприятных для развития эмоционального стресса производственных условий;
  • повышение способности людей справляться со стрессовыми ситуациями. Особая роль принадлежит старшим в поддержке младших членов семьи во время кризиса или трудностей;
  • разработку специальных, ориентированных на разные социальные группы населения программ по культуре поведения в семье и в быту с целью профилактики психоэмоционального стресса;
  • обращение особого внимания на уязвимые группы, такие как молодежь, безработные, крайне нуждающиеся, пожилые, инвалиды и психические больные, поддержка социально незащищенных представителей населения с опорой на центры здравоохранения, школы, деловые круги, общественные и религиозные организации и т. д.
  • Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «человек-среда» играет психическая адаптация. При возникновении стрессовой ситуации необходимы активные действия по устранению источника стресса с целью наименьших психических и физических потерь организма: уменьшение силы воздействия стрессора, устранение повторяемости стрессовой ситуации.

    Психологами и медиками разработаны ряд способов и методов профилактики стресса как индивидуального, так и организационного применения.

    К индивидуальным методам можно отнести:

  • регулярный активный отдых;
  • релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
  • тренинг навыков самоконтроля поведения;
  • планирование собственного времени;
  • когнитивная терапия;
  • обеспечение достаточной продолжительности сна и др.
  • Так, рационально-эмоциональная терапия направлена на замену негативных мыслей в стрессовом состоянии позитивными. Существует ряд психологических техник противостоянию стрессу: психоанализ стрессовой ситуации, обучение самоконтролю, методика «сбережения» эмоций (Васильев, 1991; Леонова, Кузнецова, 1993). Целый набор социально-психологических механизмов снижения напряженности связан с использованием приемов «ухода» от напряженности путем «снижения» значения ситуации [2]. Следует отметить, что нельзя устранить стрессы и отрицательные душевные состояния путем ограждения от всего, что потенциально несет в себе опасность негативных переживаний. Определенные отрицательные состояния (раздражение, гнев, и т. п.) являются стимулом к поисковой деятельности, к достижению каких-либо целей и способствует личностному развитию. Поисковая деятельность является своеобразным защитным средством, направленным на изменения неблагоприятной или сохранение благоприятной ситуации вопреки действию стрессогенных факторов [9].

    Таким образом, из понимания природы стресса следует, что стремление избежать стрессы вообще – неверная стратегия поведения. Важно, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно и физически, и эмоционально, поскольку эмоции выступают в роли пусковых механизмов стрессовых реакций.

    Практические выводы отечественных и зарубежных психологов [1; 3] по индивидуальной профилактике стресса заключаются в следующем.

    Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс.

    Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их нужно создавать искусственно.

    Человек должен справляться со стрессовыми ситуациями с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который поддается нейтрализации.

    Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий.

    Важнейшим путем профилактики эмоционального стресса следует считать снижение новизны поступающей ситуационной информации, т. е. расширение накопленной информационной базы, в основе которой моделирование адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Расширение арсенала стереотипов поведения также достигается в жизненном опыте. Если в случае подсознательного конфликта успех психотерапии во многом зависит от осознания этого конфликта (психоанализ), то осознание причин, например депрессии, эмоционально-напряженное состояние не устранит. Здесь необходима перестройка отношения человека к психотравмирующей ситуации, переориентация личности на систему новых ценностей взамен утраченных, формирование новых интересов, которые не противоречат основной жизненной установке человека и соответствуют его возможностям. Понимание ценностей обеспечивает эмоциональные границы и помогает избеганию тревожности, страха, неуверенности и сомнений.

    Огромную роль в устранении негативных последствий стресса играет трудовая деятельность и физическая нагрузка. Различные виды физической деятельности являются способом устранения физиологических механизмов стресса. Мышечная работа ликвидирует избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Как следствие, нормализуется работа сердца, выравнивается артериальное давление, снижается возбуждение нервной системы, нормализуется эмоциональное состояние.

    Комплекс физических упражнений, направленных на профилактику стресса, разделен специалистами на три группы:

  • упражнения, способствующие повышению возбудимости нервной системы, состоят из динамических нагрузок (прыжки, бег, ходьба, интенсивные наклоны, приседания и т. п.), изометрические упражнения с напряжением отдельных групп мышц (йоговские позы), тонизирующие дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и др.;
  • упражнения, понижающие возбудимость центральной нервной системы при нервном и эмоциональном напряжении и возвращающие ее к оптимальному тонусу: произвольные мышечные расслабления, успокаивающие дыхательные гимнастики и т. п.;
  • упражнения, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение: гимнастика для головы и шеи, упражнения с глубоким дыханием, чередование напряжений и расслаблений мышечных групп и др.
  • Следует отметить, что к проблеме профилактики стресса следует подходить комплексно и наряду с индивидуальными методиками необходимы меры предупреждения стресса на организационном уровне. К таким мерам относятся:

  • разработка эффективных нормативов допустимой степени эмоционального напряжения в социально-производственных условиях;
  • регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата на производстве;
  • правильная организация производственной структуры (распределение полномочий и обязанностей с учетом способностей и возможностей конкретного работника);
  • исключение возможных конфликтных ситуаций (максимальное информирование работника о корпоративных отношениях в коллективе;
  • право на планирование рабочего времени, регулярная обратная связь с руководством, консультативная поддержка и т. п.);
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм (оптимальная организация рабочих мест, возможность кратковременного отдыха, питания на производстве и др.).
  • Среди рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо-психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества – обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т. д. Поэтому не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса [13]. Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в производственно-социальных группах носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, восприимчивость человека к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, т. е. от того, насколько успешно он умеет выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. Человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

    Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении стрессов на производстве состоит в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

    Следует подчеркнуть, что наряду с вышеперечисленным особое место в профилактике стрессов отводится формированию личности человека еще в раннем и подростковом возрасте. Воспитание ребенка необходимо направить на повышение его адаптивных возможностей, развитие и тренировку его волевых качеств, формирование правильной оценки своей личности. При этом необходимо обращать пристальное внимание на налаживание психологического климата в семье, коллективе, основанного на уважительном отношении к человеку, его потребностям и целям. Необходимо активное участие педагогов, психологов, социологов – специалистов, работающих с детьми и подростками, так как эти специалисты занимают здесь, по мнению О.В. Кербикова (1955), такие позиции, откуда «видно потоков рожденье» [5, с. 204].

    Подводя итоги данной статьи, можно отметить следующее.

    Стресс представляет собой адаптационную реакцию организма на значимый раздражитель и является сложным психофизиологическим процессом, включающим сложные взаимоотношения психического и соматического.

    Высокий уровень стресса (деструктивный стресс) становится вредным для организма, способствует развитию психофизиологических расстройств и нервно-психических заболеваний, может привести к общему истощению организма и, в конечном счете, к смерти.

    Эмоциональный стресс – комплексная проблема, порождаемая всей совокупностью политических, социальных, экономических, духовных факторов деятельности общества, поэтому необходимо разработать и принять государственные программы комплексных социальных и медицинских мероприятий по снижению уровня стресса в обществе.

    Для предотвращения медико-социальных последствий эмоционального стресса нужны медицинские, производственные и воспитательные меры, такие как:

    • усиление фундаментальных исследований механизмов устойчивости к эмоциональному стрессу, разработка методов объективного контроля и дозирования эмоционального стресса,
    • создание сети служб для оказания помощи населению в предупреждении и реабилитации последствий стресса, включающих психотерапию, адекватное питание, физические упражнения, водно-воздушные процедуры, прием витаминов, микроэлементов, минеральных веществ, физиотерапевтические процедуры, массаж, музыку, упражнения йоги, медитацию, аутогенную тренировку, прогрессивную мышечную релаксацию,
    • разработка специальных, ориентированных на разные социальные группы населения программ по культуре поведения в семье и в быту с целью профилактики психоэмоционального стресса,
    • разработка эффективных нормативов допустимой степени эмоционального напряжения в социально-производственных условиях (предоставление рабочим возможности участия в принятии производственных решений, гуманизация сменной и ночной работы и т. д.),
    • технологическая политика, ориентированная на реорганизацию производства, с учетом психологических и физиологических взаимоотношений работающих лиц, устранение наиболее неблагоприятных для развития эмоционального стресса производственных условий,
    • разработка эффективных мер повышения устойчивости к психоэмоциональному стрессу предрасположенных к этому лиц на рабочем месте.
    • psyjournals.ru