Chat шкала для раннего распознавания аутизма

Вахобжонова / ЦКРОИР методич ред. Гайдукевичpdf

• наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях;

• неспособность поддерживать диалог;

• увлеченность одной темой;

• выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией;

• сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике;

• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.

В мире уже давно разработан и широко используется следующий стандартизированный скрининговый инструментарий: CHAT — Шкала для раннего распознавания аутизма, STAT — Скрининговый тест аутизма, ADI-R — Диагностическое интервью для родителей. Например, СНАТ — короткий скрининговый инструментарий, предназначенный для первичной оценки развития ребенка в возрасте от 18 до 36 месяцев. Первая часть теста включает девять вопросов для родителей, которые фиксируют, демонстрирует ли ребенок определенные виды поведения: социальную и функциональную игру, социальную заинтересованность в других детях, совместное внимание, а также некоторые моторные навыки (указательный жест, необычные движения). Вторая часть теста содержит вопросы по наблюдению за пятью короткими видами взаимодействия исследователя с ребенком, которые позволяют специалисту сравнить фактическое поведение ребенка с данными, полученными от родителей. Положительный результат скрининга должен сопровождаться углубленным дифференцированным обследованием.

Второй этап — собственно дифференциальная диагностика , т.е.

углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения типа нарушения развития и соответствующего образовательного маршрута. Его осуществляет мультидисциплинарная команда специалистов: психиатр, невролог, психолог, учительдефектолог и др. Данный этап включает медицинское обследование, интервью родителей, психологическое тестирование, педагогическое наблюдение. Дифференциальный диагноз выставляет врач-психиатр. За рубежом в качестве основного инструментария дифференциальной диагностики аутизма используются ADOS — Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений, CARS — Рейтинговая шкала детского аутизма. К примеру, CARS — стандартизированный инструмент, основанный на непосредственном наблюдении за поведением ребенка в возрасте от 2 лет в 15 функциональных областях (взаимоотношения с людьми, имитация, эмоциональные реакции, коммуникация, перцепция, тревожные реакции и страхи и др.).

И, наконец, третий этап — диагностика развития : выявление ин-

дивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоциональ- но-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности должны приниматься во внимание при организации и проведении индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. Диагностику развития ребенка с ранним детским аутизмом осуществляет учительдефектолог. С этой целью за рубежом используется стандартизированный тест PEP-R — Профиль развития и поведения ребенка. PEP-R состоит из двух шкал: развития и поведения. В частности, по шкале развития оценивают уровень функционирования ребенка по отношению к его сверстникам в семи областях (подражание, перцепция, мелкая моторика, крупная моторика, зрительно-моторная координация, познание; коммуникация и экспрессивная речь).

В настоящее время практика решения задач дифференциальной диагностики раннего детского аутизма в Республике Беларусь связана с рядом проблем.

1. Эпизодичность скрининга. Скрининговая диагностика в основном проводится «по обращению». В одном случае родители замечают особенности речи или странности поведения своего ребенка и обращаются к учителю-дефектологу или психологу за рекомендациями по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. В другом случае педагоги, столкнувшись с аутистическими особенностями ребенка, вызывающими трудности в его обучении, советуют родителям обратиться к врачу-психиатру, чтобы тот дал оценку этим особенностям. В любом случае таких обращений значительно больше в дошкольном возрасте. Скрининговая диагностика «по обращению» не позволяет охватить детскую популяцию в целом, чтобы выделить группу риска в возрасте 18-36 месяцев и оказать своевременную медицинскую и психолого-педагогичес- кую помощь всем нуждающимся в ней детям.

2. Позднее выявление нарушения. Согласно МКБ-10 признаки раннего детского аутизма проявляются уже в течение первых 3 лет жизни. Однако окончательный диагноз врач-психиатр выставляет ребенку чаще всего в 5 лет, когда клиническая картина нарушения проявляется полно и явно. Промежуток времени от обнаружения первых симптомов и постановки диагноза составляет примерно 2,5 года. В результате упускаются сензитивные сроки развития ребенка.

3. Использование неадаптированных для данной целевой группы диагностических средств. Существующий за рубежом специаль-

ный инструментарий для скрининга, углубленной диагностики и диагностики развития детей с ранним детским аутизмом в Республике Беларусь не применяется. Отсутствие научно обоснованных, надежных и валидных, стандартизированных диагностических средств вызывает трудности при постановке диагноза, определении образовательного маршрута, составлении индивидуальной программы развития ребенка.

4. Недостаточная компетентность специалистов. Скрининг, дифференциальную диагностику, диагностику развития детей с ранним детским аутизмом часто проводят специалисты, не имеющие достаточной профессиональной подготовки и необходимого опыта подобной работы. Они придерживаются устаревшей практики и ошибочно диагностируют аутизм как умственную отсталость, шизофрению и т. д.; некоторые просто не признают существование данного нарушения.

В качестве основных путей преодоления этих проблем могут рассматриваться, во-первых, специальная организация скрининговой диагностики всех детей в возрасте 9, 18, 24, 30 месяцев для раннего выявления аутистической симптоматики. Дополнительные проверки понадобятся, если ребенок имеет высокий риск возникновения раннего детского аутизма (в семье имели место расстройства аутистического спектра) или в его поведении наблюдаются отдельные симптомы из триады нарушений. Поскольку скрининг не используется для постановки диагноза, а имеет целью включение ребенка в группу риска, его могут осуществлять, прежде всего, врач-педиатр, который наблюдает ребенка, а также родители или учитель-дефектолог, если ребенок посещает образовательное учреждение. При первом же подозрении на аутизм ребенок должен пройти комплексное медико-психолого-пе- дагогическое обследование. Регулярный скрининг даст возможность поставить диагноз «ранний детский аутизм» до достижения ребенком пятилетнего возраста. Во-вторых, проведение как скрининговой, так и углубленной дифференциальной диагностики детей с ранним детским аутизмом требует надежных диагностических средств. За рубежом разработан и широко применяется инструментарий для раннего распознавания и дифференциальной диагностики аутизма, который получил международное признание (Приложения А1 — А4). Возможно, следует адаптировать и использовать его в Беларуси. И, в-третьих, специалистам, работающим с детьми с особенностями психофизического развития, рекомендуется постоянно повышать свою квалификацию в вопросах диагностики лиц с аутизмом и оказания им психолого-пе- дагогической помощи. Решение существующих проблем дифференци-

альной диагностики раннего детского аутизма в значительной мере снижает риск возникновения ошибок при постановке этого диагноза, влияя на судьбу маленького человека и его семьи.

1. Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. — М: Медицина, 1999, 240 с.

2. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика / О. Богдашина. — Донецк: ООО «Лебедь», 1999, 112 c.

3. Ремшмидт, Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / Х. Ремшмидт. — Москва: Медицина, 2003, 120 с.

2.3. Подходы к оказанию психологопедагогической помощи при аутизме

2.3.1. Структурированное обучение (TEACCH)

2.3.1.1. Описание, цели и принципы структурированного обучения

Программа TEACCH и история ее возникновения. TEACCH —

сокращение от американского названия «Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children» (терапия и обучение аутичных и имеющих схожие коммуникативные нарушения детей). Эта программа педагогической помощи была разработана как ответ на потребности клиентов и их семей, которые ежедневно должны справляться с серьезными проблемами, вызванными аутизмом. Однако мероприятия программы TEACCH приносят пользу не только семьям, но и обществу в целом.

В начале 60-х гг. аутизм всегда связывали с детской шизофренией и психозами. Хотя предположениям З. Фрейда о том, что аутизм — это психогенетически обусловленное эмоциональное нарушение, не хватало эмпирических доказательств, тем не менее, они брались за основу помощи лицам с аутистическими расстройствами [3, с.767].

Вначале вину за возникновение таких нарушений у ребенка возлагали на родителей. Предполагали, что родители неосознанно не принимали своих детей, и у детей вырабатывалось аутистическое

поведение — как реакция на «враждебное» поведение родителей. По этой причине Беттельхайм (Bettelheim) требовал отделения детей от родителей и направления их в детские дома [1].

Создатель программы TEACCH — немец Эрик Шоплер — был учеником Беттельхайма. В 1964 г. он посещал факультет психиатрии университета штата Северная Каролина, где наблюдал, как туда издалека для участия в групповых занятиях родители привозили своих аутичных детей. В рамках данных занятий детям давали возможность проявлять свои эмоции без ограничений, ожидая от этого положительного эффекта. Но такая терапия создавала лишь постоянный хаос в группах, который вызывал как у детей, так и у других участников беспокойство и страх. Э. Шоплер понял, что такой способ воздействия и его теоретическая основа являются неэффективными, ошибочными и дезориентирующими [3, с.768]. В 1965 и 1966 гг. он занимался исследованием восприятия аутичных детей. Результаты показали, что нарушения в восприятии существенно связаны с аутистическим синдромом [3, с.767]. Э. Шоплер вместе с молодым коллегой, детским психиатром Р. Райхлером опубликовали, опираясь на свой опыт и исследования, радикальную версию о том, что аутистические нарушения возникают из-за отклонений в развитии головного мозга и не являются патологическими [3, с.768]. Сделав этот шаг, ученые сознательно выступили против теории З. Фрейда и, таким образом, подвергли риску свою дальнейшую профессиональную карьеру.

Особенно революционной была их точка зрения относительно родителей аутичных детей. Они подчеркивали, что родителей нельзя считать виновными в данном нарушении, с ними нужно обращаться, как с пациентами. Сравнивая оценку, которую давали своим детям родители, с формальными психологическими тестами, им удалось доказать, что родители оценивали своих детей и их развитие объективнее, чем большинство профессионалов, использующих диагностические инструменты. Поэтому родителей нужно обучать и использовать в качестве «со-терапевтов» для своих детей. Э. Шоплеру для реализации своего радикального принципа удалось получить поддержку «Национального института ментального здоровья» [3, с.768]. В 1966 г. был начат исследовательский проект, который должен был проверить результативность совместных усилий родителей и специалистов. На курсах родителям объяснялись методы, которыми они могли дома содействовать развитию своих детей и активно включать их в семейные будни. В сотрудничестве со специалистами были разработаны индивидуальные планы развития на основе учебных профилей. По этим планам детей воспитывали как специалисты в центре TEACCH, так и

родители дома. Обе стороны находились в тесном контакте. Когда в 1971 г. закончились средства, выделенные на проект, заинтересованные родители поставили цель добиться от государства на уровне законодательства признания и длительной поддержки концепции TEACCH, и им это удалось [3, с.768].

Цели и принципы TEACCH. TEACCH понимает аутизм как комплексное нарушение в развитии органического происхождения. Соответственно TEACCH не обещает и не стремится к лечению аутистических нарушений, а дает возможность людям с аутизмом и с похожими ограничениями вести независимый образ жизни в обществе. Таким образом, главные цели программы TEACCH — это достижение максимально возможной самостоятельности, обеспечение максимально возможного качества жизни и интеграция в общество. На осуществление этих целей направлены принципы программы TEACCH [2,3,4].

1. Учет современных результатов исследований. Понимание аутис-

тических нарушений базируется на данных науки. TEACCH ориентируется на однозначные и ясные определения классификации DSM IV и всегда старается учитывать новые результаты исследований. TEACCН не отклоняет новейшие методы помощи, а подвергает их научной проверке. Если они оказываются эффективными и разумными, их постепенно интегрируют в систему.

2. Сотрудничество с родителями. Кооперация с родителями — одна из основных идей программы TEACCH. Участие родителей в диагностической оценке, определении целей развития и их реализации является центральной неотъемлемой частью TEACCH.

3. Интеграция и адаптация. TEACCH не стремится к лечению, ее цель — интеграция человека с аутизмом в окружающую его жизнь. Эта интеграция происходит двумя различными путями. Насколько это возможно, у ребенка (подростка, взрослого) следует развивать или совершенствовать способности, позволяющие ему взаимодействовать с окружающим миром. Если этого нельзя сделать, то окружающая ребенка среда должна адаптироваться (создаваться) таким образом, чтобы можно было компенсировать имеющиеся дефициты.

4. Тщательная диагностика с целью применения индивидуальной помощи. Для принятия решения о том, насколько человек с аутизмом в состоянии развить новые способности, и в какой степени нужно адаптировать окружающую среду под его потребности, необходимы точные сведения об уровне его развития. Комплексная диагностическая оценка достигается за счет комбинирования формальных и неформальных методов диагностики.

5. Использование существующих интересов и сильных сторон.

Каждый человек с аутизмом обладает наряду со слабыми сторонами

и дефицитами также особенными интересами и сильными сторонами. Если его проблемы (дефициты) не выражаются в самоагрессии или агрессии по отношению к окружающим, нужно поставить на передний план его интересы и сильные стороны. Они могут осмысленно и эффективно применяться как при совершенствовании уже имеющихся, так и при развитии новых способностей. Работа с интересами и способностями стимулирует мотивацию лиц с аутизмом, что приводит в большинстве случаев к успеху в обучении.

6. Принцип структурирования. Путем структурирования пытаются эффективно использовать сильные стороны людей с аутизмом в визуальной области, их фотографическую память, а также их особенные интересы. Структурируя пространство, время, материалы, задания и этапы действий, можно свести к минимуму дефициты в обработке слуховой информации, в области внимания и памяти.

7. Учет когнитивных подходов и теорий поведения. Когнитивные подходы и теории поведения учитываются как в исследованиях, так и на практике. Они позволяют лучше понять специфическое для аутизма поведение и тем самым оказывать целенаправленную помощь.

8. Применение нескольких возможных видов помощи. Для каждо-

го человека с аутизмом пытаются находить индивидуально подходящую комбинацию поддерживающих мероприятий.

9. Видеть в целом. У специалистов есть тенденция рассматривать людей с аутизмом и их проблемы только со своей профессиональной точки зрения. Медики занимаются, возможно, лишь обменом веществ, физиотерапевты — только тонкой и грубой моторикой, а логопеды — речевыми проблемами своих клиентов. Однако при этом упускаются важные аспекты, и результатом могут стать ошибочные выводы. TEACCH призывает своих сотрудников, независимо от их специальности, воспринимать клиента в целом. Только в этом случае, когда учитываются все стороны личности клиента в контексте его семьи, можно разработать индивидуальные развивающие мероприятия.

10. Поддержка на протяжении всей жизни. Люди с аутизмом и их родные должны справляться с проблемами, которые являются следствием данного нарушения, на протяжении всей своей жизни. Программа TEACCH ориентирована на пожизненную поддержку своих клиентов. Поэтому в ее распоряжении есть предложения для всех возрастных групп и каждого уровня развития.

1. Bettelheim, B. (1967). The empty fortress. Infantile autism and the birth of the self. New York: Free press (Беттельхайм, Б. (1967). Пус-

тая крепость. Детский аутизм и рождение «Я»).

2. Mesibov, Gary B. (2001). What is TEACCH? Online im Internet: http://www.teacch.com (Stand 01.07.2001) (Месибов, Г.Б. (2001).

Что такое ТЕАССН? Интернет: http://www.teacch.com (по состоянию

3. Schopler, Eric (1990). Strategien der Entwicklungsförderung. Dortmund: Verlag modernes leben Borgmann KG (Шоплер, Е. и др. (1990). Стратегии содействия).

4. Schopler, Eric (1997). Implementation of TEACCH Philosophie. In: Cohen, D. / Volkmar, F. R. (Ed.). Handbook of Autism and Pervasive Development Disorders. New York: Wiley (Шоплер, Е. (1997). Примене-

ние философии TEACCH. Из: Коен, Д., Фолкмар, Ф. Р. (изд.). Руководство по аутизму и глубоким нарушениям в развитии).

2.3.1.2. Диагностика развития и моделирование индивидуального плана помощи

Марина Вендландт (Германия)

Диагностика развития. Обширная и тщательная диагностическая оценка является предпосылкой для разработки индивидуального плана развития ребенка. Два вида диагностики — формальная и неформальная — дают ценную информацию при его составлении.

Формальная диагностика обеспечивается путем целенаправленных наблюдений за определенными способностями и навыками ребенка, их результаты должны быть проверены обозначенным способом в рамках стандартизованной методики (так как содержание и образы действий точно заданы (стандартизированы) и не могут быть индивидуально адаптированы для каждого). Преимущество формальных тестов в том, что при оценке результатов проверяются группы с похожими сложностями и, таким образом, возможно непосредственное сравнение разнообразных групп. Проведение и оценка наблюдений в формальной диагностике осуществляются квалифицированными специалистами.

Для формальной диагностики TEACCH использует преимущественно 3 инструмента собственной разработки:

1) рейтинговая шкала детского аутизма CARS («Childhood Autism Rating Scale»);

2) образовательный психологический профиль (переработанная редакция профиля развития и поведения PEP-R);

3) подростковый и взрослый психологические образовательные профили (дополненная редакция PEP-R для подростков (с 13 лет) и взрослых — AAPEP).

CARS служит для идентификации специфических для аутизма признаков, которые являются общими для всех людей с диагнозом «аутизм». PEP-R, напротив, концентрируется на определении индивидуальных трудностей в обучении и поведении ребенка. Это инструмент диагностики, позволяющий выявить сильные стороны ребенка с целью определения соответствующих содержания и объема помощи. Он определяет уровень развития ребенка в 7 различных функциональных областях: подражание, восприятие, тонкая и грубая моторика, координация глаз — рука, когнитивные и вербальные успехи. Кроме этого, профиль PEP-R используется для определения странностей в областях речевого, эмоционального и игрового развития, социального взаимодействия, сенсорных реакций [2]. Профиль AA-PEP позволяет фиксировать компетенции, которые выполняют важную функцию в отношении профессиональной и общественной интеграции. Оценка осуществляется в следующих областях: профессиональные навыки, самостоятельность, проведение досуга, поведение в процессе работы, поведение в обществе и общение [1].

В то время как в формальной диагностике оценка проверяемых способностей осуществляется на основе определенных критериев, в основе неформальной диагностики лежат субъективные оценки способностей (без заданных критериев). Неформальная диагностика развития — это инструмент для близких людей и педагогов, которые сопровождают ребенка (подростка / взрослого). Наряду с формальной неформальная диагностика имеет равноценное значение. В своих интервью родители, учителя и другие люди, часто контактирующие с ребенком с аутистическими нарушениями, сообщают о своих наблюдениях и опыте общения с ним. Эта информация дополняет профиль развития ребенка и позволяет лучше объяснить его индивидуальные особенности. При неформальной диагностике проводятся также целенаправленные наблюдения за способностями и навыками. Но эти наблюдения происходят, как правило, в повседневных бытовых ситуациях и при этом не используется какая-либо определенная методика обследования.

Обе формы диагностики имеют различные, но взаимно дополняющие цели и функции.

studfiles.net

Тесты на аутизм у детей 2-3 лет пройти онлайн бесплатно

Порядок диагностики

Основной способ выявления аутизма — наблюдение за поведением ребенка. Большая часть процесса диагностики — беседа с родственниками и заполнение различных тестов. Многие из них можно пройти самостоятельно (некоторые желательно заполнять под руководством врача).

1 этап — скрининговые тесты. Используются для определения степени риска аутизма и выявления нарушений развития, но не могут служить единственным критерием для постановки диагноза аутизм.

В России и большинстве стран мира используются бланк обследования АМСЕ, анкета для быстрого заполнения родителям, диагностическое интервью, основанное на критериях руководства по психическим расстройствам, принятого в США и М-ЧАТ — шкала для ранней диагностики аутизма. Полные версии указанных тестов с расшифровкой представлены в этой статье.

2 этап — дифференциальный диагноз аутизма. Тесты дополняются физикальным, психическим и педагогическим обследованием ребенка. Одним из основных инструментов дифференциальной диагностики детского аутизма является тест КАРС, который вы также можете бесплатно пройти на этой странице сайта «Голова ОК».

3 этап — оценка развития ребенка. Выявление индивидуальных особенностей и их дифференциация от аутических черт, оценка коммуникативной, эмоциональной сферы, умственных способностей и физического статуса осуществляется командой детских врачей: невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога. Для проверки результатов лечения часто используется тест АТЕК. Идеально — вести дневник для сравнения баллов. Тестовые вопросы, алгоритм подсчета баллов и подробная расшифровка результатов доступны онлайн в этой статье.

Методы определения аутизма у детей

Для реализации багажа сведений, полученных при наблюдении за ребенком, используйте скрининговые инструменты: шкалы, анкеты, опросники для родителей. Тесты не гарантируют 100 % точности, но позволяют понять, что именно случилось с ребенком, какая степень и форма аутизма (при наличии), стоит ли обращаться к врачу или продолжать начатое обследование.

Бланк обследования — опросник для диагностики аутизма АМСЕ

Недавняя проверка соответствия этой шкалы «номенклатуре» психических расстройств, использующейся в США, показала ее сильные психометрические свойства (чувствительность — 91 %). Тест показывает степень выраженности психопатологических нарушений или их отсутствие. Пройдя тест, вы получите один из таких результатов:

  • психологический статус в норме;
  • умеренные психические нарушения;
  • грубые психические нарушения у ребенка.
  • Также с помощью этой шкалы оценивают наличие аутизма с учетом коммуникативных, поведенческих и социальных критериев. Шкала разработана не для постановки диагноза, а в качестве одного из методов быстрого обследования пациента специалистом (при проведении опроса после осмотра).

    Значение 5 баллов или больше подтверждает диагноз «аутизм». Вы можете рассчитать баллы самостоятельно. При ответе на вопросы:

    • 1 вариант = 0 баллов;
    • 2 вариант = 1 бал;
    • 3 вариант = 2 балла.
    • Общая сумма: от 0 до 16. Обратитесь к специалисту (детскому неврологу или нейрофизиологу) при значении 5 и выше.

      Анкета для родителей детей с подозрением на аутизм

      Оцените поведение своего ребенка за последний период. Ответьте на 23 вопроса. Варианты ответов:

      • да;
      • нет;
      • не могу сказать точно.
      • Запишите результаты.

        В среднем, заполнение анкеты занимает 10 минут. Пройти тест на аутизм онлайн можно на сайте «Голова ОК». Алгоритм подсчета результатов представлен ниже. Скрининг поможет предположить диагноз аутизм, но поставить его может только врач на основании комплексного обследования.

        Список вопросов, которые обычно использует врач на первом приеме (при знакомстве с родителями и ребенком) или в дальнейшем в качестве одного из методов подтверждения/опровержения диагноза аутизм.

        Оцените, применимы ли следующие утверждения к вашему ребенку:

        1. Фиксирует взгляд на движущихся и неподвижных объектах.
        2. Поддерживает контакт «глаза в глаза» с родителями или с кем-либо другим из членов семьи, улыбается.
        3. Отвечает на обращенную речь словами или действиями, выполняет просьбы (если не выполняет, то по своему решению, а не потому-что не понял/не услышал).
        4. В период кормления грудью ребенок ел с охотой, не отказывался от кормления хотя-бы до 1,5 года (этот тестовый вопрос для женщин, кормивших испытуемого ребенка грудным молоком).
        5. Ребенок был слишком спокойным в течение 1 года жизни (не требовал особого внимания, мог оставаться один, не плакал, когда взрослые уходили из комнаты, мог самостоятельно придумать себе занятия, играя с игрушками или просто разглядывая что-нибудь).
        6. У ребенка проявлялись сложные эмоции (интерес, удивление, радость, пренебрежение, гнев). Положительные или отрицательные — для теста неважно. Проявляет ли малыш свои чувства? Его эмоции могут распознать окружающие?
        7. Плачет, когда спит, испытывает страх к обычным вещам, животным или людям без объяснимой причины.
        8. Уровень развития моторики соответствует норме. Протестируйте ребенка: в 2 месяца держит голову, в полгода сидит без поддержки, в 8 месяцев научился ползать, в 1 год ходит самостоятельно.
        9. Ходит на носочках, большую часть времени передвигается без опоры на пятки.
        10. Присутствует указательный жест.
        11. Сам ест ложкой и/или правильно использует другие столовые приборы.
        12. Темп развития речи соответствует норме. Шкала по возрастам: гуление (звуки или слоги) — до 5 месяцев, лепет (слоги с задержкой на гласных звуках) — 10 месяцев, произношение слов — до года, осмысленные фразы — до 2 лет.
        13. Внятно формулирует вопросы.
        14. Речевые повторы (постоянно произносит одни и те же слова, фразы).
        15. Патологическая реакция на шум (страх, страдание, плач).
        16. Признаки пониженного слуха и зрения, их отсутствия. Замечали ли вы пониженную чувствительность у ребенка (ребенок подносит предметы к лицу, нюхает или облизывает несъедобные вещи).
        17. Вычурные движения руками на уровне лица или груди, стереотипии.
        18. Использует бытовые предметы для игры, например, кухонную утварь.
        19. Среди игрушек или часто используемых предметов есть те, с которыми ребенок не расстается, преувеличивая их значение (ответьте «да» на этот вопрос теста, если без них ребенок чувствует себя незащищенным).
        20. Часто играет с предметами, имеющими практическое предназначение (нитки, шнурки, чайные пакетики, детали упаковки, палочки для мороженного).
        21. Однообразные игры. Вместо сюжетно-ролевой игры ребенок раскладывает игрушки по линии, возит машинки или перекатывает детали, не придавая своему занятию смысла.
        22. Заинтересовывается новыми предметами, радуется приобретению игрушек или других важных для него вещей.
        23. Предпочитает одиночество компании сверстников.
        24. Проявляет беспокойство или страх вне дома, в непривычной обстановке (в магазине, в больнице, в гостях у малознакомых людей).
        25. В 2 года умеет сопоставлять размеры предметов. Проверить можно, попросив собрать определенный предмет из конструктора или матрешку.

        Ключ к тесту на определение аутизма у детей 2-3 лет предоставляется бесплатно в таблице. Сопоставьте свои ответы с представленными ниже.

        При совпадении 4 утверждений есть высокий риск аутизма, однако также есть вероятность СДВГ и различных форм задержки психического развития. Диагноз требует уточнения. Также стоит пойти к врачу, а именно: детскому неврологу, психиатру или нейрофизиологу, если на 1/3 утверждений вы не можете дать четкий ответ, поскольку симптомы аутизма проявлялись редко или были заметны в прошлом.

        Шкала оценки наличия и степени расстройств аутического спектра (основана на международной классификации)

        Шкала для оценки детского аутизма составлена с учетом критериев международного диагностического руководства по психическим расстройствам четвертого пересмотра, разработанного Американской психиатрической ассоциацией.

        Тест можно бесплатно пройти онлайн на «Голова ОК», используя систему подсчета баллов. Вы должны оценить, насколько сильно выражена указанная проблема у вашего ребенка. Количество баллов за вопрос зависит от выбранного варианта ответа:

        • «преодолено» — 1 балл;
        • «мягко выражено» — 2 балла;
        • «умеренная трудность» — 3 балла;
        • «серьезная проблема» — 4 балла.
        • Подчеркнутые вопросы оцениваются по-другому: 0, 8, 12 и 16 баллов соответственно.

          Если на определенный пункт теста вы дали ответ «нет», не ставьте бал, переходите к следующему вопросу.

          Зрительный контакт отсутствует или поверхностный

          Часто странная мимика

          Истерики — не редкость, но их можно прекратить, уступив требованиям ребенка (не решение проблемы)

          Общий уровень тревожности выше, чем у среднестатистических сверстников

          Иногда повторяет речевые обороты

          Изредка говорит о навязчивых идеях или проявляет заинтересовать только в узких сферах

          Расшифровка результатов теста

          Для постановки диагноза аутизм, основанного на международных критериях номенклатуры психических расстройств, должны присутствовать признаки из каждой группы: социальное взаимодействие, речь и поведение (физические данные).

          Регламент номенклатуры США предусматривает появление первых признаков аутизма в возрасте до 3 лет и регресс в одной или нескольких сферах жизни:

          • социальная активность;
          • воображение;
          • владение языком.
          • Расшифровка теста доступна онлайн бесплатно. Если у своего ребенка вы отметили соответствие вышеуказанным условиям, то попадание в диапазоны баллов может означать следующее:

            • 0-49 — нет расстройств аутического спектра;
            • 50-100 — мягкий аутизм;
            • 100-150 — средняя степень тяжести РАС;
            • больше 150 — тяжелый аутизм.

            Диагноз аутизм не предполагают, если отсутствуют значительные отклонения в каждом из трех разделов теста. Из этого правила есть исключение: если ребенок не страдает дисфункциями речи, но сумма баллов больше 60, стоит предположить синдром Аспергера. Дифференциальный диагноз этого расстройства базируется на преобладании социальных трудностей и наличии выдающихся успехов в узкой области знаний.

            Интерпретация результатов теста на аутизм должна выполняться врачом в присутствии обоих опекунов. Самодиагностика или заполнение анкеты без инструкций от специалиста может привести к диагностическим ошибкам.

            Тест М-ЧАТ-Р для быстрого скрининга на аутизм у детей 1,5-3 лет

            Тест М-ЧАТ — скриннинговый тест на выявление аутизма в раннем возрасте. Введен в эксплуатацию после исследования, в котором участвовало более 30000 детей. Тестовые вопросы и результаты с расшифровкой распространяются бесплатно. Полная версия модифицированного М-ЧАТ-Р доступна онлайн на сайте «Голова ОК». Время прохождения — 5-10 минут. Интерпретация результатов составляет менее 2 минут.

            Варианты ответов: «да» или «нет». Выберите «да», если обычно ребенок ведет себя так, как написано. Ставьте «нет», если не замечали указанных действий или поведение редко соответствовало тестовым позициям.

            Пройдите тест М-ЧАТ-Р бесплатно, ответив на 20 вопросов:

            1. Когда вы предлагаете обратить внимание на что-то, ребенок поворачивает голову и смотрит на объект?
            2. Были подозрения, что у ребенка серьезные проблемы со слухом?
            3. Умеет выстраивать сюжеты, когда играет, притворяется или повторяет жизненные/вымышленные ситуации в игре?
            4. Любит подниматься вверх (по лестнице или залезать на предметы)?
            5. Малыш часто перебирает пальцами на уровне лица?
            6. Если ребенок не может до чего-то дотянуться, просит взрослых подать ему предмет, показывая пальцем или рукой?
            7. Если увидел то, что его заинтересовало, обращает ваше внимание, используя указательный жест?
            8. Проявляет заинтересованность другими детьми (одного или разного на 2-3 года возраста)?
            9. Показывает свои находки или маленькие изобретения (иногда демонстрирует объекты, не нуждаясь в помощи)?
            10. Есть любая реакция на обращение по имени?
            11. Улыбается в ответ на улыбку?
            12. Не может терпеть шума бытовой техники, лая собаки и т. д.?
            13. Ребенок уже умеет ходить без поддержки?
            14. Нуждается в зрительном контакте и устанавливает его, когда участвует с родителями или знакомыми в совместной деятльности?
            15. Повторяет за взрослыми знаки вежливости, действия, возможно, перетравливает?
            16. Если внимание близкого человека переключается, ребенок пытается найти заинтересовавший его объект (оглядывается, всматривается)?
            17. Иногда ваш малыш взглядом, жестами или словами говорит: «обрати на меня внимание», «ну как я тебе», «я молодец, что сделал это»?
            18. Понимает то, что вы попросили сделать (проявляет реакцию, даже если не собирается послушаться)?
            19. Если ребенок оказывается в непривычной для него ситуации, старается узнать реакцию родителей или кого-то из окружения?
            20. Отношение к двигательной активности. Постоянно двигался, любил подбрасывания и кружение, когда был младенцем. В возрасте от 2 лет увлекается детским спортом, легкий на подъем каждый день, в целом, активнее взрослых. Это про вашего ребенка?
            21. Каждое совпадение с вариантом в таблице = 1 балл.

              Оценочная шкала КАРС для определения раннего аутизма у детей 2-4 лет

              Шкала КАРС может использоваться для первичной диагностики аутизма. Предназначена для детей младшего возраста с подозрением на аутизм в период до 3-4 лет, но может использоваться и в 5-6 лет (большинство вопросов актуальны до подросткового возраста). Тест позволяет предположить диагноз аутизм, но достаточным основанием для его постановки психиатром является комплексное обследование ребенка.

              Здесь представлена полная версия. Вы можете пройти тест на аутизм КАРС онлайн и получить результаты бесплатно.

              Инструкция: как пройти тест?

              Ответьте на вопросы, выбрав один из 4 вариантов (поставьте от 1 до 4 баллов соответственно). Если вы затрудняетесь в ответе или к вашему ребенку можно отнести оба смежных варианта, ставьте промежуточные баллы. Допустимы: 1-1,5-2-2,5-3-3,5-4 балла. Всего в тесте 15 вопросов.

              Взаимоотношения с другими детьми или взрослыми:

              1. Нет проблем.
              2. Плохо реагирует на навязывание своего общества взрослыми, стеснителен, использует непривычную манеру общения или немного больше зависит от окружающих (например, родителей), чем другие дети.
              3. Специально не реагирует на обращения или временами не замечает других людей. Редко сам проявляет инициативу в общении.
              4. Не разговаривает и не интересуется тем, что делают другие. Сложно добиться внимания, почти невозможно наладить полноценный контакт.
              5. Способность ребенка начинать и поддерживать разговор:

                1. Нормально для своего возраста (если тест вы проходите, когда ребенку 2-3 года, могут быть некоторые нарушения в построении фраз, ограниченный словарный запас, неспособность правильно подобрать слова в сложных или непривычных ситуациях).
                2. Задержка речевого развития. Иногда путает местоимения, лишний раз повторяет слова. Возможно, некоторые слова бессмысленны в контексте или речь разбавлена жаргонными выражениями.
                3. Отсутствие речи или наличие в ней лишних (ненужных, неосмысленных, повторяющихся) слов. Возможен интерес только к узким темам или эпизоды непрерывного задавания вопросов.
                4. Не говорит словами. Для тестируемого ребенка характерны крики, мычание, имитация голосов животных или до неузнаваемости исковерканные слова.
                5. Невербальное общение:

                  1. В норме.
                  2. Иногда непонятно, что ребенок хочет, что именно означают некоторые его жесты.
                  3. Ребенку редко удается показать, что он хочет, с помощью жестов. Не распознает невербальную информацию, полученную от других людей.
                  4. Невозможно понять значение жестов ребенка или он сам не может определить смысл жестов и прочитать базовые эмоции на лицах других людей.
                  5. Своевременные и логичные эмоции:

                    1. Всегда в теме.
                    2. Неправильный, слишком пассивный или импульсивный ответ. Изредка реакция ребенка не соответствует ситуации.
                    3. Реакция часто не соответствует событиям, ребенок не чувствует ситуацию.
                    4. Поведение и настроение крайне редко ассоциированы с ситуаций. Настроение не меняется под влиянием других людей или событий. Ребенок может находиться в эйфории, когда все грустят или серьезны, и наоборот.
                    5. Неврозы и вспышки паники:

                      1. Поведение ребенка соответствует обстоятельствам, отсутствуют панические реакции.
                      2. Иногда в ответ на раздражитель страх отсутствует или слишком выражен.
                      3. Часто преувеличивает или недооценивает опасность.
                      4. Нет чувства опасности или наоборот слишком сильный страх при ситуациях, не предполагающих риск.
                      5. Тест на умственные способности и скорость обучения:

                        1. Нормально и равномерно по большинству областей знаний.
                        2. Способности чуть ниже, чем у сверстников.
                        3. Не очень сообразителен, но в некоторых сферах успехи немного выше, могут также превышать показатели других детей (один из признаков синдрома Аспергера).
                        4. Отставание от нормы, но хорошие способности в определенных сферах.
                        5. Повторение и копирование:

                          1. Развиты по возрасту.
                          2. Повторяет только простые вещи: хлопки, прыжки, звуки и легкие игровые действия. Может копировать что-то сложнее, но для этого требуется значительная настойчивость со стороны взрослых.
                          3. Иногда способен имитировать. Необходимо настаивать и много раз повторять действие, слово или понятие, чтобы ребенок смог воспроизвести его, возможно, через некоторое время.
                          4. Не получается уговорить ребенка повторять за взрослыми или другими детьми даже при длительных попытках. Возможны редкие проблески.
                          5. Понимание предназначения предметов:

                            1. Правильное восприятие объектов (играет с игрушками, читает книжку, крутит педали).
                            2. Немного нетипичное восприятие или использование предметов упрощенным способом (вместо имитации ситуации с игрушками, подбрасывает их или берет детали в рот).
                            3. Средняя увлеченность игрушками, может понимать назначение объектов, но предпочитает использовать их нетипичным способом (например, играет отдельными деталями).
                            4. Часто нетипично использует предметы, причем выглядит очень увлеченным.
                            5. Способность переключать внимание:

                              1. Видит изменения и принимает их, подстраивает свое поведение.
                              2. Если взрослый (родитель или репетитор) предлагают новый вид активности, ребенок в 3-4 года не может/не хочет переключиться, занимается предыдущим делом.
                              3. Трудно уговорить ребенка сменить вид деятельности. Очень недоволен или растерян, если необходимо переключиться или отменить намеченный порядок действий.
                              4. Неудовлетворительная реакция на изменения. Если попытаться ускорить процесс, последует выражение негатива, плач или разрыв отношений.
                              5. Оценка полноценности зрительного восприятия:

                                1. Достаточная роль зрительной функции (вместе со слухом и тактильным восприятием) при исследовании новых объектов.
                                2. Иногда смотрит на объект, который ему показывают. При этом вы замечали отвлеченный взгляд, больший интерес к свету, чем к лицам, отсутствие зрительного контакта с собеседником.
                                3. Редко смотрит на предметы без напоминания. Может разглядывать их под логически неудобным углом, смотреть вдаль или присматриваться к деталям, пытаясь различить их.
                                4. Не хочет устанавливать зрительный контакт почти никогда, скорее всего имеет аномалии зрения, описанные в других вариантах.
                                5. Проверка слухового ответа:

                                  1. Звуки, разговоры других людей, обращения непосредственно к нему вызывают у ребенка реакцию, соответствующую возрасту.
                                  2. Иногда не реагирует или слишком бурно отвечает на определенные звуки. Может нервничать при определенных шумовых раздражителях.
                                  3. Прекращает воспринимать звук после многократного воспроизведения, может проявлять нетерпимость некоторых обычных звуков.
                                  4. Неадекватная реакция на звуки вне зависимости от источника и характера шума.
                                  5. Восприятие сенсорных ощущений:

                                    1. Нормально взаимодействует с объектами с помощью тактильного восприятия и зрения. Пробует на вкус или запах только при надобности. В случае травмы испытывает болевые ощущения, соответствующие повреждениям, отсутствует слишком сильная реакция или, наоборот, игнорирование.
                                    2. Выбирает неправильные способы получения сенсорной информации: не хочет брать еду в рот, грызет или облизывает несъедобные объекты, неадекватная реакция на боль.
                                    3. Предрасположенность к обнюхиванию или ощупыванию окружающих объектов, уменьшенное или преувеличенное чувство боли.
                                    4. Начинает не с осмотра или непосредственного использования предметов, а с обнюхивания, облизывания или тактильного исследования.
                                    5. Уровень владения телом:

                                      1. Нормальный по возрасту.
                                      2. Немного неловкий, есть необычные или повторяющиеся движения, проблемы с вестибулярным аппаратом, которые не мешают нормальной активности.
                                      3. Необычное поведение, включающее странные движения. Из-за неправильного положения тела, движений, вычурных поз, аутоагрессии или других нарушений можно предположить аутизм.
                                      4. Странные движения повторяются часто и с большой силой/амплитудой. Если повлиять на ребенка не удается — это признак тяжелого аутизма.
                                      5. Физическая активность:

                                        1. Аналогично детям одного возраста.
                                        2. Временами кажется слишком активным или медлительным.
                                        3. Слишком быстрые движения, иногда создается впечатление нескончаемого потока энергии. Отметьте этот вариант теста, если ребенок слишком пассивный. На аутизм может указывать нежелание двигаться, желание больше поспать, избегая физической активности.
                                        4. Отсутствие или переизбыток энергии в крайней мере, у некоторых детей эти нарушения чередуются.
                                        5. Общая оценка по визуальным и функциональным критериям:

                                          1. Диагноз аутизм неприменим.
                                          2. Заметны некоторые признаки.
                                          3. Значительный перечень симптомов средней или высокой степени.
                                          4. Большинство характерных проявлений аутизма присущи ребенку или некоторые признаки проявляются в тяжелой степени.
                                          5. Определяем результаты на основании суммы баллов по тесту:

                                            www.golovaok.ru