Человек в депрессии рисунок

Человек в депрессии рисунок

ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ

Особенностями изображения на рис. 30 являются резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния. В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии.

В данном случае депрессия подтверждается как всей совокупностью данных психологического обследования, так и результатами обследования ребенка психиатром.

Изменения размера рисунка в большую и в меньшую сторону говорят не о нарастании и убывании какой-либо одной и той же психологической особенности, а о существенно разных эмоциональных состояниях. Увеличение изображения типично для состояния тревоги, уменьшение – для депрессии. Между тем, эти состояния не противоречат одно другому и нередко сочетаются, порождая так называемую тревожную депрессию. В этих случаях размер рисунка может быть различным в зависимости от того, какой компонент преобладает в данный момент – тревожный или депрессивный.

Рисунок Гриши Н. (рис. 31) плотно заштрихован с особо сильным нажимом (зачернен), что свидетельствует о состоянии острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности. Вместе с тем, размер рисунка не только не увеличен, что было бы естественно при острой тревоге, но даже несколько уменьшен. Следовательно в данном случае имеется тревожная депрессия. Возможно снижение самооценки (рисунок расположен в нижней половине листа). Можно полагать, что неаккуратность и диспропорциональность рисунка обусловлены остротой состояния, которое в целом оценивается как пограничное (невротическое).

Диагноз подтверждается наличием энуреза (недержания мочи), а также данными подробного психологического обследования. Рекомендовано обращение к врачу.

Сходный тип штриховки (с особо сильным нажимом) наблюдался также на рис. 16 (зачернены волосы и ступня). Возможно, что и в этом случае имелась высокая эмоциональная напряженность, но об этом нельзя было говорить с уверенностью. Рисунок принадлежит мальчику с выраженной умственной отсталостью и выполнен на очень низком уровне. Не исключено, что штриховка с сильным нажимом появилась из-за нарушений регуляции движений, вызванных основным дефектом.

СФЕРА ОБЩЕНИЯ ИНТРОВЕРТНОСТЬ

Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большее значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т.е. способ изоб ражения отдельных частей человеческого тела и лица. Учитываются также общее впечатление, производимое рисунком, поза и выражение лица изображенного персонажа.

На рис. 32 изображен грустный и очень одинокий человек. Его одиночество подчеркнуто горизонтальным расположением листа, который исходно был положен перед ребенком вертикально.

Угловатость фигуры и ее худоба, вытянутость типичны для интровертного типа личности и особенно для шизоидной акцентуации (вытянутая фигура часта и при сензитивном типе, при психастенической акцентуации). Изображение рук, прижатых к телу, – также признак интро-вертности.

Родители Марины обратились к психологу с жалобой на то, что у девочки нет друзей и подруг. В беседе Марина жалуется на чувство одиночества. Данные психологического обследования подтверждают наличие выраженной интровертности, неконформности, своеобразия мышления. Таким образом, можно говорить о шизоидной акцентуации, не выходящей за пределы психологической нормы. Для преодоления проблем общения рекомендовано участие в коллективной деятельности: занятия в кружке или студии (желательно с художественной направленностью), посещение психологической группы общения.

Более выраженная интровертная поза представлена на рис. 33: у мальчика и девочки руки сверхплотно прижаты к телу, ноги плотно сдвинуты. Фигуры вытянутые, удлиненные, угловатые (особенно у мальчика).

Об особенностях общения человека с окружающими его людьми может многое сказать способ изображения кисти руки. В данном случае кисти резко уменьшены, почти отсутствуют, что является признаком нарушения общения. В рисунках весьма слабо представлены черты лица (особенно у девочки): рот уменьшенного размера, глаза почти полностью скрыты волосами. Это позволяет предположить, что у Маши не только интровертность, но и аутизация, т.е. выходящее за рамки психологической нормы снижение активности в контактах, избегание общения.

Бедность деталей сочетается с периодически сильно ослабевающим нажимом на карандаш, что указывает на астеническое состояние. Это не отменяет ранее сделанного замечания: сама по себе астения не определяет того, какие именно детали редуцируются; то, что редуцированы именно черты лица, – свидетельство аутизации.

Маша страдает нервной анорексией: она упорно отказывается от еды, стремясь похудеть, хотя в период обследования и так крайне истощена (вес 39 кг приросте 164 см). Ее искаженные представления о правильных пропорциях нормальной фигуры отражены и в рисунке человека. Естественное следствие нарушений питания, вызванных анорексией, – астения.

При столь высокой выраженности нарушений общения Маша вряд ли сможет успешно включиться в работу кружка, студии или группы общения. Она нуждается в индивидуальной психотерапии (по крайней мере, на первом этапе коррекции имеющихся отклонений).

ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ

Подчеркнуто экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены в стороны – представлена на рис. 34. Кисти рук нормального размера, детально проработаны (признак благополучия в сфере общения). В изображении женщины проявляются признаки эмоциональной нагрузки, тревоги, о чем свидетельствуют стирание и исправление линий, штриховая линия, особенно в районе бедер. Ширина бедер преувеличена, вырез на платье нарисован с повышенным нажимом. Все это говорит о повышенной значимости и напряженности сексуальной сферы, что естественно для данного возраста. Возможны страхи (зачерненные глаза).

На рис. 35, 36 приведен специфический вариант сочетания экстравертной позы с признаками нарушений общения: отсутствием кистей рук или их очень резким уменьшением. Такое сочетание типично при склонности к широким, но формальным контактам. У Даши проблемы общения непосредственно связаны

с биографическими обстоятельствами: в течение раннего и в начале дошкольного возраста она воспитывалась без родителей, в доме ребенка, и лишь позднее была удочерена. У Миши определить первопричину нарушений общения не удалось, однако сам факт их наличия вполне подтверждается рассказом родителей. В обоих рисунках видны явные проявления как общей тревожности, так и состояния тревоги на момент обследования: множественные линии, штриховая линия. В рисунке Миши есть также штриховка.

Повышение уровня тревоги может быть объяснено тем, что в обоих случаях остается недостаточно удовлетворена присущая экстра-вертной личности потребность в общении. Для ее удовлетворения рекомендуется участие в коллективной деятельности. Особенно полезно посещение группы общения; оно позволило бы детям овладеть средствами общения.

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ

Экстравертные тенденции представлены и в рис. 37. В нем ярко проявляется также демонстратив-ностъ, т.е. повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания. Признаки демонстративности – подробно вырисованная одежда, прическа, украшения, а также сообщение девочки о том, что она нарисовала не просто человека, а вельможу в богатой одежде. Возможны страхи (глаза с большой зачерненной радужкой).

Обращение родителей вызвано явными проявлениями эмоционального неблагополучия Нины: она часто плачет, жалуется на плохое настроение и т.п. Результаты психологического обследования позволили объяснить эмоциональный дискомфорт девочки тем, что она не нашла адекватных форм удовлетворения потребности в признании, внимании к себе. Для реализации этой потребности ей рекомендовано участие в театральной студии. Катамнестические данные подтвердили правильность рекомендации. После того как Нина стала посещать студию, ее эмоциональное состояние заметно улучшилось; беспокоившие родителей проявления неудовлетворенности почти прекратились.

Бывает так, что, выполняя задание по стандартной инструкции (рисунок человека), испытуемый изображает, например, клоуна (рис. 38). И в этом случае имеется частое у демонстративных детей стремление конкретизировать изображаемый персонаж. Представлена и склонность к украшательству: надпись на майке, рисунок на носках.

Изображение клоуна, шута и других подобных персонажей часто встречается у детей, играющих соответствующую роль в классе. Это дети с негативным самопредъявлением, которые в качестве средства, получения необходимого им внимания к себе используют нарушение правил.

На постоянное нарушение правил жалуется учительница, посоветовавшая родителям показать Артема психологу. Главная рекомендация в этих случаях – стараться как можно чаще обращать внимание на ребенка, когда он ведет себя хорошо, и как можно менее эмоционально реагировать на негативные проявления.

Ярко выраженная демонстративность в сочетании с высокой ригидностью представлены на рис.39. Проявлением демонстративности служат обилие разнообразных деталей, особенно украшений, особое внима ние к прическе, отделке на платье. Ригидность проявляется в обилии однообразных деталей (в навязчивом повторении одного и того же узора на одежде), в сильном нажиме карандаша (вероятно, отражающем также эмоциональную напряженность девочки), в повышенной тщательности и аккуратности рисунка.

Демонстративность обнаруживалась не только в рисунке, но и в поведении Инны: она сопровождала рисование многочисленными автобиографическими комментариями, рассчитанными на привлечение внимания проверяющего. В частности, она рассказала о своей поездке за границу, о посещении художественных музеев.

Поза на рисунке скорее экстравертная, хотя не выраженная. Крупно нарисованные открытые ладони, в изображении которых проявились признаки эмоциональной напряженности (усиленный нажим, особо подчеркнутый зачерненными манжетами, стирания и исправления), говорят о высокой и очень напряженной потребности в общении. Можно предположить также высокую конфликтность в контактах. Расположение рисунка в верхней половине листа иногда рассматривается как показатель завышенной самооценки, однако чаще всего это повышение компенсаторное, т. е. человек демонстрирует высокую самооценку, тогда как в действительности она низка или, по крайней мере, неустойчива.

Степень выраженности признаков демонстративности в сочетании с эмоциональной напряженностью позволяет предположить, что у Инны имеется истероидная акцентуация (в пределах психологической нормы). Причиной обращения родителей послужили как отмеченные личностные особенности Инны, негативно проявляющиеся в ее поведении, так и навязчивые страхи, появившиеся после недавнего падения с горки. В рисунке их признаком являются зачерненные глаза (см. фрагмент на рис. 28). Рекомендовано сочетание групповой психотерапии для нормализации сферы общения с индивидуальной психотерапией, направленной на преодоление страхов.

Противоречивый вариант сочетания демонстративности с интровертной направленностью и ярко выраженными проблемами общения показан на рис. 40. Демонстративность проявляется в особом внимании к одежде, прическе, украшениям, проблемы общения – в позе изображенного персонажа, а особенно – в практически полном отсутствии кистей рук и в изображении пустых глаз (без радужки и зрачков). Подобные признаки могут говорить уже не только об интровертности, но и об аутизации. Изображение пустых глаз характерно при наличии страхов (см. фрагмент на рис. 28).

В рисунке Риты есть также проявления высокой тревожности (множественные линии, штриховая линия). Тревожность возникает как следствие неудовлетворенной потребности у демонстративной личности во внимании к себе. В свою очередь, тревожность усиливает трудности в общении, дополнительно затрудняя удовлетворение этой потребности.

Таким образом возникает порочный круг, делающий описанное сочетание психологических особенностей очень устойчивым. В данном случае рекомендуется серьезная психотерапевтическая работа (желательно групповая).

Еще одну особенность рисунка Риты составляет проявляющаяся в нем высокая значимость сексуальной сферы. Это отражается в экстравагантной одежде персонажа, в изображении пупка, а также в признаках психологической нагрузки (резко усиленный нажим на карандаш), относящихся к области груди (кофточка) и к генитальной области (выразительно подчеркнутый низко расположенный пояс).

www.psi-test.ru

Рисунки больных циркулярным психозом в периоды депрессии и экзальтации

Рисунки больных циркулярным психозом можно разделить на две, совершенно обособленные части, так как они на первый взгляд совершенно отделяют одну группу от другой. При первом взгляде на рисунки видно, что некоторые из них выполнены или черным карандашом, или темными красками; другая же группа выполнена более яркими красками: у них более выработана форма. Данные явления соответствуют тому настроению, которое свойственно депрессии и экзальтации.

Депрессивное состояние не богато творчеством, и обычно, если оно слишком углублено, то творческий процесс совершенно отсутствует; но когда больной начинает поправляться, то депрессивное состояние создает такие внутренние условия, что больной побуждается к творчеству. Состояние депрессии не богато продукцией; поэтому и материал, которым мы располагаем, не отличается богатством по количеству и содержанию. Обычно, депрессивные больные, хотя им и было предоставлено такое же количество красок, как и другим больным, — непроизвольно, не замечая, употребляли краски только темного цвета, и это явление всегда присуще депрессивным больным. Какой бы формы ни было душевное заболевание, сюжет, выбираемый депрессивными больными, является несложным, так как работа очень быстро утомляет таких больных, и если они дают какой-нибудь рисунок в состоянии глубокой депрессии, то только по настоянию врача; но когда разрешается депрессивный период, тогда больные и сами начинают работать, и эта работа как будто способствует разрешению угнетенного состояния, свойственного данным больным; в производимой ими работе они забывают о том тяжком недуге, который хотя и ослабел, но еще не излечился.

Депрессивные больные начинают с простых форм, граничащих иногда с детским творчеством; по мере ослабления болезни они усложняют форму рисунка, иногда охотно рисуют даже фигуру человека, иногда дают пейзажи, но последние отличаются мрачными красками и несложностью содержания; форма рисунка также является не проработанной. По мере разрешения болезни в мрачные краски вкрапливаются и яркие цвета, и этот признак говорит о том, что данный больной выходит из своего тяжелого депрессивного состояния и находится на пути к выздоровлению. По продукции очень легко судить о начале выздоровления, и она является объективным признаком или улучшения, или ухудшения болезни. На слова же больного, обычно, полагаться нельзя, так как депрессивные больные до полного выздоравливания говорят врачу, что им нисколько не стало лучше, что они также страдают, что у них такое же безнадежное состояние, какое было и раньше; но творческие продукции дают совершенно верные сведения врачу о настоящем состоянии больного. По рисункам врач легче может судить о состоянии здоровья больного, чем по продукции писания, так как в писании больные придерживаются такой же тактики, какая присуща их словесному выражению. Краски же больной независимо от себя выбирает такие, которые соответствуют его внутреннему состоянию. Мы так привыкли к данному явлению, что рисункам верим значительно больше, чем показаниям самих больных. Многочисленность материала, собранного у нас, дает нам право утверждать, что этот признак никогда нас не обманывает, и мы всегда находились на верном пути относительно состояния больного в каждый данный момент. Чтобы яснее ознакомиться с творчеством при депрессивном состоянии, приводится несколько снимков, могущих характеризовать данное творчество.

Что же касается состояния экзальтации, то последняя много богаче по творчеству, чем состояние депрессии. Оно и понятно: состояние экзальтации характеризуется деятельностью более или менее многообразной, и эта деятельность предъявляет требования к самому больному, понуждая последнего к ее реализации. В зависимости от обстановки и забот о больном эта деятельность может вылиться или в форму разрушения или же в форму полезного творчества, что в большой мере зависит от вмешательства врача: последний может направить эту деятельность или в полезное или в разрушительное русло. В городских больницах чаще всего лежат больные, не владеющие ни карандашом, ни красками, но тем не менее они охотно рисуют и дают разнообразные продукции. Иногда они рисуют дома, иногда пейзажи, иногда человеческие фигуры, иногда наблюдается простая игра линий; но независимо от сложности или простоты рисунков в них ярко выявляется творческий процесс, характеризующий изобретательность больного и самым выполнением, и наложением красок. Краски в этом состоянии всегда ярки; нередко больные пользуются и черным карандашом, но карандаш не выявляет мрачности замысла, а скорей характеризует повышенное состояние самого больного, так как помимо темного карандаша нужно еще считаться и с темой рисунка. Для примера можно привести снимки с карандашных рисунков юмористического характера. Один больной нарисовал даму с хвостом и написал: «Общество Московского Медицинского Отдела» (рис. 26).

Другая больная с не особенным доверием относилась к женщине-врачу, ежедневно посещавшей ее, и нарисовала карандашом карикатуру на себя и на эту женщину-врача, внизу сделала надпись: «Больная у ног доктора», и далее крупным почерком «Пощадите».

Среди рисунков больных, находившихся в состоянии экзальтации, есть много примитивов, но эти примитивы по красочной гамме являются иногда очень привлекательными. Иногда эти больные впадают в эротические переживания и тогда они дают рисунки соответствующего содержания.

Больные, совершенно не умеющие рисовать, иногда дают игру линий как карандашом, так и красками; но эта игра линий не является мертвой, она постоянно живет, живет и в красках, и в карандаше. На некоторых рисунках линии дают представление о смешанном состоянии больного и говорят о том, что данное заболевание имеет больше элементов депрессивных, или депрессия уже разрешается, и далеко ли заходит разрешение данного заболевания.

Иногда у больных появляются религиозные симптомы, которые ярко вырисовываются в ходе болезни, и тогда больные рисуют образа: чаще всего эти образа представляют из себя обычный примитив, но в этот примитив вносится такое движение, которое не свойственно данной живописи. Трудно характеризовать в словах эти рисунки, но снимки с них дадут более яркое представление о том, что создают больные в этом направлении (рис. 27 и 28).

Больные иногда очень охотно рисуют фигуру человека, но трудность исполнения заставляет их прибегать к примитиву, но этот примитив имеет очень интересные свойства; описывать эти рисунки довольно затруднительно, но опять-таки снимок может дать более яркое представление о том, как разрешают больные данную задачу (рис. 29).

Про эти рисунки можно сказать, что в них смешивается профиль и en face и очень часто на профиле имеются два глаза: нередко через накинутый плащ просвечивают ноги и т. д. Некоторые фигуры представляются довольно странными; большинство из них сопровождается надписями, поясняющими, что должна изобразить данная фигура. Опять-таки симптом, который почти никогда не встречается у дементных больных; дементные больные почти никогда не объясняют ту фигуру, которую они рисуют, а если объясняют, то настолько путано, что проникнуть в смысл надписи представляется или весьма трудным, или невозможным.

Иногда рисунки бывают исписаны, и надписи, сделанные малограмотным человеком, трудно разобрать, между тем сама фигура может представлять интерес по замыслу и по выполнению, например, рисунок, представляющий одну голову с семью лицами, при чем у каждого лица имеется глаз, помещенный на вершине лба; у каждого лица имеется свой рот и нос, но все они объединены одной головой, сидящей на общей шее и имеющей одну фигуру с двумя руками и двумя ногами. Рисунок выполнен карандашом, линии его довольно слабы, а потому его трудно представить в репродукции.

Среди изображений человеческих фигур имеются такие рисунки, которые выполнены лицами, владеющими карандашом и красками; они уже представляют из себя меньший интерес, чем примитивы. Больные, владеющие красками и пером, иногда рисуют афиши представлений, даваемых артистами в стенах больницы, и надо сказать, что к этой работе больные относятся с большим интересом, ибо спектакли скрашивают однообразную жизнь в больнице, а потому афиши выполняются с большой любовью.

medbasis.ru

Как преодолеть депрессию?

Современные научные исследования предопределили депрессию в список заболеваний психологического характера. И не зря! Депрессия является наиболее распространенным недугом, конкурентов у которого нет равных по степени глубокого нанесения ущерба человеку. Грустнее всего, когда окружающими депрессивное состояние близкого человека воспринимается, как проявление лени, плохого характера, прирожденного пессимизма либо распущенности. В подобном случае недопонимание близкими людьми страдающего человека, при сложившейся проблеме, не поможет выйти из тяжкого состояния.

Что представляет собой депрессия

Депрессия представляет собой заболевание всего организма, проявляющееся самыми различными симптомами, зависящими от тяжести поражения. Такого рода эмоциональное пребывание не просто временно плохое настроение, а тяжелое заболевание, требующее приложения серьезных мер и усилий для излечения. Советуют раньше признаться себе, что страдаете таким недугом, тем быстрее придет к вам выздоровление. Так гласит врачебная практика! Дабы депрессия не принимала тяжелую крайнюю форму, сопровождающуюся желанием покончить с собственной жизнью.

Симптомы депрессивного заболевания

Симптомы типичной депрессии выявляются в плохом настроении, которое сопровождает вас с завидным постоянством, проходящие люди на улице кажутся гадкими и бесят, все вокруг мрачно, не взирая на чудесную погодку и дружелюбный настрой окружающих.

Даже при срочных обязательствах не проявляется ни желания, ни сил, чем-либо заняться. Не помогают настроиться на решение задач даже объяснения себе же, что это сделать нужно срочно и безоговорочно.

Времена суток перепутались: ночью вас мучает бессонница с тысячами мыслями, а днем нет сил, даже встать с дивана. Сопровождается прострация чувством усталости и отсутствием сосредоточения на чем-либо. Занимаясь привычными делами, пропадает способность принимать решения. Даже тяга к удовольствиям пропадает: вкусная еда, веселая компания, секс, другие развлечения – во всем этом у вас нет потребности, сил и настроения.

Типичный список депрессивных проявлений еще долго можем перечислять. Думается, что человек, попавший в западню этого недуга, уже узнал себя. Проанализировав собственное состояние, вы должны понять, что недомогание разделяется на психологический уровень и энергетический. Влияние недуга на психическое здоровье выражается в ослаблении воли, беспричинной тоске и душевной боли. А ваша энергетическая потеря проявляется в недостатке жизненных сил.

Причины возникновения депрессивного состояния

Любое заболевание излечивается, в том числе и психологическое, стоит лишь найти причины, которые спровоцировали это состояние. Многие психологи характеризуют депрессию, как подавленный внутри себя гнев, забитый далеко в подсознании, которому нужно открыть путь для выхода.

Болезнь может проявляться в результате драматических глубоких переживаний (потеря общественного положения, работы либо близкого человека). Другими словами, происходит предсказуемая реакция на внешние ситуационные события.

Часто тяжелое психологическое состояние наступает при повышенной перегрузке мозга, например, при стрессе. Основой для стресса могут служить психосоциальные либо физиологические факторы. Депрессия у женщин чаще выражается именно под влиянием подобных факторов. К примеру, лишний вес, внешняя непривлекательность, особенно ярко выражается проблема, когда наступает послеродовая депрессия.

Иногда психологические расстройства наступают при отсутствии очевидных воздействий внешней среды. И это факт, так как депрессивные вялотекущие проявления наблюдаются у 35% населения. К примеру, офисные сотрудники, работающие в затемненных помещениях, страдают недугом по причине полной недоступности к солнечному свету. Кстати, в зимне-осенние периоды распространенность людей, страдающих вялостью и унынием, возрастает.

Неприятный недуг может выявляться, как побочный результат воздействия лекарственных препаратов: кортикостероиды, леводопы и другие. Такие расстройства могут проходить самостоятельно после отмены приема соответствующих лекарств. Причина может скрываться и в злоупотреблении снотворными, седативными и психостимулирующими средствами, при алкогольной зависимости. Такие заболевания, как атеросклероз, черепно-мозговая травма и болезнь Альцгеймера, и даже грипп, так же могут быть причиной угнетенного взгляда на жизнь.

Преодолеваем депрессивное состояние

Во-первых, займемся прощением. Мы уже оговаривали выше, что глубокое тяжелое страдание души может крыться в старых обидах и гневе, спрятанных от самих себя глубоко-глубоко в подсознании. Примените технику прощения, способную преодолеть угнетенность.

Во-вторых, выбираемся из дома. Иногда стоит на пару деньков выбраться в интересное место, сменить обстановку и окружение, тогда и начнет потихоньку ослабевать и отступать пассивность ко всему. Посещая новые места, да и старые тоже, особенно в которых вы давно не бывали, пробуждаются эмоции, действующие отвлекающе. Кроме определенных впечатлений, любое путешествие не обходится без общения и контакта со случайными попутчиками, это и не даст замыкаться в себе.

В-третьих, здоровый сон. Медики рекомендуют сон, как наилучшее лекарство, поскольку депрессия частенько сопровождается именно бессонницей. Ложитесь спать в полной тишине, на удобную подушку в проветренной комнате. Если чувствуете необходимость, то выпейте чай с мелиссой, лавандой и цветками пиона, но постарайтесь не принимать снотворных препаратов.

В-четвертых, впустите в себя юмор. Сменить уныние поможет интерес к жизни, который почерпнете из комедий, посещения концертов юмористов. Совсем скоро вы заметите, что в вашу жизнь пришла потребность любить и познавать мир.

В-пятых, не углубляйтесь в себя. Замкнутость на собственных переживаниях и прокручивание негативных мыслей, не подведет вас к желаемому исцелению. Не стоит насильно возвращать себя на исходную точку, как бы толочь воду ступе. Вы собственноручно загоняете себя в замкнутое пространство, из которого выбраться поможет переключение мыслей вспять, даже через силу. Единственную мысль не возбраняется прокручивать внутри себя – «это просто необходимо пережить и все».

В-шестых, будьте при деле. Не позволяйте угнетенному состоянию завладеть вами, всегда находите для себя занятие. Может, вы когда-то хотели писать стихи, выращивать декоративные растения или же научиться искусству макраме. Значит, срочно этим и займитесь. Увлеченность чем-либо новым прогонит плохие мысли.

В-седьмых, помогите ближнему. Собственная необходимость окружающему миру сможет привнести радость в ваш быт. Может рядышком проживает беспомощная соседка, отправляйтесь к ней, помогите с уборкой, почтой, может ей, просто требуется внимание, которого не достает, посидите рядом, выпейте чайку, поговорите с ней. Любой вклад во внешний мир вернется вам сторицей, а также послужит снадобьем от депрессии.

В-восьмых, стимулируйте гормон радости – эндорфин. Конечно же, в подобные периоды либидо, как правило, ослаблено. Но секс – это человеческий природный инстинкт, как, допустим, дыхание, сон, должен заставить вас действовать. Секс стимулирует в организме выработку естественного антидепрессанта (эндорфина). Значит, занимаясь любовью, есть вероятность понемногу выкарабкаться из глубокого состояния.

Если из всех пунктов ни одно из предложений по поводу, как преодолеть депрессию, не привнесло в ваше состояние улучшений, отправляйтесь к психиатру. В таком посещении ничего предосудительного не имеется, не охарактеризует вас, как человека, болеющего тяжелым психологическим расстройством, вам просто нужна чья-то рука с помощью.

my7lifes.com