Чем лечить деменцию у детей

Детская деменция

Несмотря на то, что обычно данная патология поражает взрослых, деменция также может встречаться и у детей. К примеру, инфекции или отравление могут привести к развитию деменции у людей любого возраста. Помимо этого, некоторые детские болезни также могут привести к развитию деменции.

Болезнь Ньюмана-Пика

Представляет собой группу наследственных нарушений, оказывающих влияние на метаболизм и обусловленных определёнными генетическими мутациями. Пациенты с болезнью Ньюмана-Пика не могут должным образом усваивать холестерин и другие липиды – следовательно, чрезмерное количество этого вещества накаливается в селезёнке и печени, а излишнее количество других липидов скапливается в мозге. Симптоматическими проявлениями болезни могут являться деменция, спутанность сознания, проблемы с памятью и функциями познания. Все эти патологии, как правило, проявляются уже в младшем школьном возрасте, однако, могут появиться и в подростковом возрасте.

Болезнь Баттена

Фатальное наследственное заболевание нервной системы, которое начинается в раннем детстве. Симптоматические проявления патологии обусловлены увеличением количества липопигментов в тканях тела. К ранним симптомам болезни относятся изменения поведения и личности, сниженные интеллектуальные способности, неуклюжесть. В течение длительного времени патологический процесс прогрессирует – ухудшается зрение, постепенно теряются моторные навыки, снижается способность к обучению. В конечном счете, дети, страдающие от данной патологии, слепнут и теряют способность к самостоятельному передвижению. Зачастую болезнь приводит к смертельному исходу уже в позднем подростковом возрасте.

Болезнь Лафора

Редкое генетическое заболевание, вызывающее припадки, быстро прогрессирующую деменцию и нарушения моторных навыков. Все эти проблемы, как правило, проявляются в позднем детстве или раннем подростковом возрасте. У детей, страдающих от болезни Лафора, в мозге, кожном покрове, мышечной ткани и печени наблюдаются микроскопические структуры – тельца Лафора. Средняя продолжительность жизни пациента после появления первых симптомов варьируется от 2 до 10-и лет.

Симптоматические проявления деменции могут иметь место и при многих других патологиях, поражающих детей. К ним относятся хромосомные миопатии, синдром Санфилиппо, энцефалит Рэсмассена, нейродегенерация с накоплением железа в мозгу и лейкодистрофии (болезнь Шидлера, болезнь Александра, метахроматическая лейкодистрофия).

abromed.ru

Симптомы деменции и методы ее лечения

Деменция — психическое расстройство, которое проявляется снижением интеллекта и не сопровождается при этом нарушением сознания. Это заболевание относится к группе приобретенных расстройств, что отличает его, например, от врожденной умственной отсталости. По информации ВОЗ в мире более 35 млн человек страдает деменцией той или иной степени тяжести.

До заболевания человек мог решать логические задачи, самостоятельно мог обслуживать себя, т. е. вел нормальный человеческий образ жизни. При заболевании эти функции полностью или частично утрачиваются. Чаще всего деменция необратима. Но в некоторых случаях, при своевременном выявлении болезни и устранении причины, ее вызвавшей, избавиться от болзени возможно.

К таким заболеваниям, способным привести к деменции, относятся: опухоли головного мозга, нормотензивная гидроцефалия, заболевания щитовидной железы, субдуральные гематомы.

Причины возникновения

  • Присутствие в анамнезе больного: инсульта, артериальной гипертензии, черепно-мозговых травм и других соматических заболеваний;
  • Осложнения почечной недостаточности и тяжелых аутоиммунных болезней (рассеянный склероз, системная красная волчанка и другие), сахарный диабет, дефицит эстрогенов и гиперлипидемия;
  • Злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем;
  • Воздействие токсических веществ;
  • Возраст и семейный анамнез.
  • Симптомы болезни и ее диагностика

  • Недержание мочи и нарушения походки, что является признаками нормотензивной гидроцефалии;
  • Сильные головные боли;
  • Неряшливость, агрессивность и раздражительность в отношениях с окружающими;
  • Случаи, когда больной не может найти дорогу домой;
  • Неправильное употребление слов;
  • Отсутствует целенаправленная психическая деятельность и наблюдаются нарушения абстрактного мышления;
  • Нарушения памяти. Человек не может вспомнить даже свое имя. Снижается умственная работоспособность;
  • Афазия (нарушения речевых функций);
  • Апраксия (нарушение выполнения целенаправленных двигательных навыков);
  • Агнозия (невозможность распознать объекты, при сохраненном сенсорном восприятии);
  • Неустойчивость во время ходьбы;
  • В тяжелых случаях больной зависим от постороннего ухода. Происходит распад личности. МРТ показывает атрофию головного мозга;
  • Больные резко худеют, могут слышать «посторонние голоса», которые содержат угрозы. У таких больных наблюдаются зрительные обманы восприятия, т. е. они якобы видят человека, который ходит у них по квартире и может нанести вред больному и его родным.
  • Согласно клиническим признакам существует две формы деменции:

  • Лакунарная форма — характерно поражение структур, которые отвечают за интеллектуальную деятельность. В этом случае страдает кратковременная память. При этом у больного остается критическое отношение к своему общему состоянию. Незначительно нарушается эмоционально-волевая сфера (больной слезлив и эмоционально лабилен);
  • Тотальная форма — происходит распад ядра личности с ее полной деградацией. Исчезают стыдливость, чувство долга, происходит утрата духовных ценностей.
  • При подозрении на наличие у больного деменции проводится разностороннее обследование. Назначаются консультации терапевта, невролога. Для исключения токсических поражений проводится лабораторная диагностика: анализ крови на сахар, липидограмма, печеночные пробы, на гормоны щитовидной железы, на уровни витаминов, ВИЧ и другие.

    Одним из методов диагностики является шкала Хачинского. Она позволяет дифференцировать сосудистую деменцию от болезни Альцгеймера. Состоит шкала Хачинского из перечня тринадцати симптомов. Совпадение семи пунктов и более говорит о наличии сосудистой деменции. Совпадение менее семи пунктов может констатировать о болезни Альцгеймера.

    Для диагностики бозени используются также обследования: магнито-резонансная томография и резонансное сканирование.

    Чаще болезнь поражает взрослых, но иногда может возникнуть и у детей. Причинами возникновения заболевания у детей могут быть инфекционные заболевания и отравления, а также некоторые детские болезни (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Баттена, болезнь Лафора), опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы. Основными симптомами деменции у детей раннего возраста выступают ослабление, а иногда и полная утрата приобретенных навыков: двигательных, самообслуживания, опрятности.

    Наблюдаются нарушения речи — от обеднения запаса слов, до ее полной утраты (сенсомоторная и моторная афазии). У ребенка пропадает чувство привязанности к родственникам. В период школьного возраста наблюдается снижение умственной работоспособности. Ребенок не может обобщать и осмысливать события. В этот период становятся особенно заметны нарушения памяти и невозможность концентрации внимания.

    Старческая деменция

    Обычно старческая деменция возникает после 65-70 лет. Болезнь начинается незаметно. Изменения личности происходят в виде обострений определенных черт характера. Так, настойчивость переходит в упрямство, бережливость — в скупость, недоверие — в подозрительность. У больного наблюдается рассеянность, неряшливость, эгоцентризм, забывчивость, обедняется речь. Завершением старческого слабоумия становятся психический и физический маразм.

    Происходит утрата речи, теряются приобретенные навыки, больной постоянно лежит в позе эмбриона. Ухаживая за больным старческой деменцией нужно стараться не реагировать на необоснованные упреки, быть терпимым и спокойным.

    Формы старческой деменции

    • Легкая форма — резко снижается социальная активность. Человек не желает общаться с родными и друзьями, отказывается от любимых увлечений. Но он может обслужить себя, может остаться дома без последствий. На ранних стадиях пациенты могут реагировать раздражительностью и враждебностью на утрату памяти и самостоятельности.
    • Умеренная форма — больные в большей мере теряют обычные навыки (включение газовой плиты, телевизора). Они испытывают депрессивно-тревожное состояние и страдают от одиночества. При этом сохраняются гигиенические навыки, больной контролирует физиологические процессы. Однако он нуждается в контроле со стороны родных и близких.
    • Тяжелая форма — пациент усложняет жизнь близким. Он становится невменяемым. Для него становятся невыполнимыми элементарные действия — ходить в туалет, умываться. В некоторых случаях любая помощь со стороны близких ему людей воспринимается с яростью. Больные теряют способность самостоятельно питаться, у них проявляется недержание мочи, утрачивается способность глотать. В результате развивается риск появления симптомов недостатка питания, возникновения пневмоний и пролежней.
    • Лечение и уход в домашних условиях

      Уход за больным с деменцией ложится на близких людей. Многим приходится увольняться с работы. Иногда — это единственный выход.

      В связи с уходом за престарелыми людьми с синдромом деменции можно дать следующие рекомендации:

    • Избегайте спешки в общении с больным;
    • Говорите мягко и спокойно, используйте простые слова;
    • Соблюдайте режим дня и сна больного;
    • При возникновении конфликтной ситуации постарайтесь вызвать положительные эмоции у больного человека;
    • Нужно создать в квартире безопасные условия для пребывания больного человека. Должен быть свободным вход в комнату. Опасные для здоровья вещества, ножи и другие опасные предметы должны храниться в недоступном для больного месте;
    • Для исключения скольжения и профилактики травматизма лучше постелить ковровые изделия;
    • В ванной необходимо установить поручни и нескользящие коврики;
    • Больному нужно надеть медицинский браслет с информацией о больном и контактами, если больной потеряется.
    • Нельзя резко изменять жизненный уклад больного. Иногда при помещении больного в стационар наблюдаются резкие ухудшения его состояния;
    • Для больного необходимо создать нормальные условия для ведения активного образа жизни. Он должен меньше лежать в дневное время. При возможности привлекайте больного к выполнению различных заданий по домашнему хозяйству. Активность должна приносить радость и удовольствие больному.
    • Иногда поведение больного становится неконтролируемым. Возникают дополнительные заболевания (пневмония, сепсис), с которыми ухаживающий за больным, не может справиться самостоятельно. Для того, чтобы пожилой родственник имел возможность получить квалифицированный уход, можно рекомендовать размещение его в платные пансионаты для больных деменцией или воспользоваться помощью сестры-сиделки.

      Как вылечиться от заболевание?

      Деменция лечится под контролем психиатра. Лечение длительно и требует большой настойчивости. Добиться стойких улучшений сложно, а иногда это просто невозможно. Чтобы замедлить скорость развития болезни, врач-психиатр назначает лекарство от депрессии, которое улучшает метаболизм нервных клеток головного мозга, способствует ускорению мозгового кровообращения.

      Большое значение имеют психолого-педагогические занятия. Групповая психотерапия поможет сохранить межличностный и разговорный опыт. Назначается курс нейропротекторов: глицин, семакс, церебролизин. Используются для лечения: галантамин, мемантин и др. Препараты необходимо принимать постоянно. При необходимости симптоматического лечения назначают транквилизаторы, снотворные, антидепрессанты. Все препараты, для профилактики осложнений, назначаются в минимально допустимых дозах.

      При лечении деменции следует не забывать об отказе от курения, необходимо практиковать несложные умственные и физические упражнения, нормализовать рацион и режим питания. Все это поможет замедлить прогрессирование заболевания и отдалит приближение тяжелейших форм старческого слабоумия.

      Важно сохранить к пациенту гуманное отношение, уважать его как личность. Это очень трудно. Но вы должны понимать, что нарушения его поведенческой реакции — это последствия тяжелой болезни, а не приобретенные новые черты характера.

      Видео — «Деменция или потеря ума»

      onevroze.ru

      Деменция у детей

      При различных поражениях головного мозга может возникнуть острое психическое нарушение, которое называется деменцией. Есть и другие толкования этого слова, например, «слабоумие», или прогрессирующий распад сложившегося интеллекта, то есть это не совсем строгий термин.

      Виды деменции

      У детей выделяют:

      1. резидуально-органическую деменцию,
      2. прогрессирующую деменцию,

      Эти виды разделяются в зависимости от характера патогенетических механизмов. При менингите может появиться резидуально-органическая деменция, она же возникает при значительных черепно-мозговых травмах, и отравлениях ЦНС медикаментами.

      Прогрессирующая деменция у детей считается самостоятельным заболеванием, которое может являться частью структуры наследственно-дегенеративных пороков и заболеваний ЦНС, а также поражений сосудов головного мозга. Сам синдром слабоумия связывают по названию с болезненной формой ребенка, приведшей к этим проявлениям слабоумия.

      Симптомы деменции у детей

      Деменция зачастую является симптомом олигофрении, шизофрении и иных серьезных психических патологий у детей. У них деменция по большей части выражается в заметном затухании умственных способностей, главной среди которых является память, то есть резко снижается способность к запоминанию. Таким детям весьма сложно запомнить даже такие элементарные вещи, как свое имя.

      Симптомы деменции у детей проявляются довольно рано, а основными причинами заболевания в раннем возрасте бывают болезнь Альцгеймера и патология сосудов головного мозга. Намного реже встречаются деменции, спровоцированные раковыми заболеваниями головного мозга, либо сильными черепно-мозговыми травмами. Диагностируя деменцию у детей, врачи берут во внимание стадию олигофрении и тяжесть заболевания. Диагностика проводится с помощью тестов и непрерывного врачебного наблюдения, однако применяются и такие лабораторные исследования, как резонансное сканирование головного мозга и томография.

      Лечение заболевания

      Лечение деменции у детей – довольно продолжительный процесс, он проходит под контролем врача-психиатра, однако стойкого улучшения добиваются далеко не всегда. Больным с подобным заболеваниям необходим ежедневный уход.

      Лечение деменции у детей проводят с учетом происхождения болезни и течения основного процесса. Для снижения скорости развития болезни врач-психиатр назначает средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток и мозговой кровоток.

      При резидуально-органической деменции предпочтение отдается психолого-педагогическим собеседованиям.

      То есть первая ступень, это диагностика деменции, а вторая — определение причины ее возникновения. Явные синдромы еще не являются основанием для постановки диагноза деменции. Если у ребенка значительно нарушен уровень сознания и его психическое состояние не дает возможности адекватно оценить его психический статус, то и диагноз поставить не удастся.

      Иногда больные деменцией демонстрируют депрессивное состояние, но это тоже не явный симптом деменции у детей, хотя это и может натолкнуть на подозрение о развивающейся деменции. Эта депрессия в основном проявляется на ранних этапах болезни, ведущих к последующей деменции. Прогрессирование болезни сопровождается непременным ухудшением умственных возможностей, но депрессии встречаются заметно реже.

      В детском возрасте деменция и олигофрения являются понятиями, связанными между собой.

      Деменция, чаще всего, это следствием различных заболеваний, поэтому лечить ее должен только специалист, врач-психиатр и невропатолог.

      Фармакологическое лечение деменции

      Фармакологическое лечение деменции подразумевает применение средств группы психостимуляторов, например, кофеина (Кофеин-бензоат натрий), мезокарба (Этимизол, Сиднокарб). Из средств растительного происхождения применяют тонизирующие препараты:

    • элеутерококка,
    • женьшеня,
    • лимонника,
    • левзеи и ряда других.
    • Эти средства, воздействуют на ЦНС и повышают выносливость при психических и физических нагрузках, они малотоксичны и больные хорошо их переносят.

      К числу Ноотропных средств относят:

    • Нооцетам,
    • Ноотропил,
    • Луцетам,
    • Пирацетам
    • препарат гидролизата мозга животных – Церебролизин.
    • nmedicine.net

      Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

      Органическая деменция у детей

        Симптомы органической деменции у детей

        Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

        Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

      • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
      • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.
      • Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

      • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.
      • www.krasotaimedicina.ru

        Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

        Причины органической деменции у детей

        Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

      • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
      • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
      • ВИЧ-инфекция, СПИД. Поражение центральной нервной системы приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
      • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.
      • В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

        Классификация

        Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

      • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
      • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
      • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.
      • Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

        У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

        Осложнения

        Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

        Диагностика

        Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

      • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТооо. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
      • Лечение органической деменции у детей

        Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

      • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
      • Прогноз и профилактика

        При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.