Чтение при заикание

Форум о заикании

Чтение вслух с записью на диктофон и прослушиванием

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Inkognito, Skif

У меня есть общий ключик для всех для полного избавления от заикания!
Это реальная метода избавления от заикания! С обоснованием!

Обоснование метода .
Все понимают, что для реального устранения заикания нужно самому измениться. Согласны? Что же нас изменяет?
Это новая информация, новый собственный опыт, понимание новых для себя вещей. ну и еще много чего. Так?
Откуда мы берем новую информацию? Источников много, это всем ясно.
Но! Если мы рассмотрим, к примеру, книги . Всего лишь один из источников новой информации. Согласны с тем, что книги могут изменить человека?
Книги бывают разные. Это естественно. Но это источник мудрости человеческой. или человеческой глупости. Ну в общем, опыта.
Так же через книги человечество передает свои знания поколениям.
Кто любит читать- знает, что книги способны заставить человека испытать настоящие искренние эмоции — счастья, горя, сочувствия, гнева, любви. Кто то плакал от книжной душераздирающей истории?
Опять же просто учебники — это вообще концентрация знаний. Возражения есть?
Думаю — возражений нет!
Это было первое из обоснований метода.
А второе обоснование — это
-стучите и откроют вам!
То есть, человек серьезно ищущий ответ на интересующий его вопрос — обязательно его найдет! Сколько бы времени для этого не понадобилось! Но ответ будет найден!
Небеса об этом позаботятся.
Это по сути все мое обоснование.

А теперь главное! Чтобы не тянуть кота за хвост.
Пошаговый метод избавления от заикания!
Обоснование состоит из 2-х пунктов, про которые я уже рассказывал.

1) Берем обе книжки, выложенные на форуме, «Речь это река» Рут Мэд, и «Переосмысление заикания» Дж.Харрисона. Они в свободном доступе. Спасибо переводчикам.
2) Читаем эти книги 1-й раз. Можно начинать с «Речь это река». Она поменьше.
Читаем сколько угодно, но не менее 10 страниц каждый день. Хоть вслух, хоть молча.
Параллельно можно читать все что душе угодно. Читаем вдумчиво, пытаясь максимально понимать прочитанное!
3) Читаем эти же книги 2-й раз, но уже обязательно вслух и под запись на диктофон.
4) Слушаем эти книги, озученные самим собой. Знакомимся так сказать со своей речью, с тем, как ее слышат другие. Слушать не меньше 30 минут в день.
5) После этого читаем эти же книги 3-й раз, и снова под запись на диктофон.
Но уже стараясь исправить все, что не понравилось в первый раз — запинки, повторы, тихий неуверенный голос. все что захотелось исправить.
6) Слушаем записанное 2-й раз.
7) Снова читаем вслух эти же книги, но уже с целью дать послушать все эти записи другому человеку. Не важно кому, знакомому или нет. Принять к сведению — что это будет слушать другой человек.
Снова слушаем то, что записали.
В принципе все. После 4 прочтений этих книг и 3-х прослушиваний речь будет как у нормально говорящих людей!
Если кто не уверен в том, что это сработает, то подскажу, что это по любому сработает на основании того, что все это время человек будет сосредоточен на одной теме. На важной для себя теме! И читая, понимая с каждым разом что то новое, к нему будут приходить новые озарения, откровения. Он сам для себя найдет правильный путь!
Это все не отменяет участие в конференциях и вообще в бурной человеческой жизни.

Добавлено спустя 2 минуты 46 секунд:
Все это я писал в чате скайпа. И чтобы не потерялось продублировал тут.

stuttering.su

Stuttering — Независимый сайт о заикании

хочу поделиться тем, как избавился от заикания

Описание: Личный опыт участников форума по преодолению заикания.
Модераторы: Inkognito, Skif

Вот и плохо, что не читали, иначе, знали бы, что медленное чтение — это первое, с чего начинают многие люди в попытке избавиться от заикания. Так что Америку Вы не открыли.
Более того, кто реально хоть в какой-то степени сталкивался с желанием избавиться от заикания, знает (понимает), что одного и универсального средства в устранении этого недуга не существует, а только комплексный подход и месяцы постоянных занятий. Поэтому, не смешите людей вот этим: «Готов поспорить с каждым, что через неделю он будет говорить нормально!».
Таким образом, то, что помогло Вам конкретно, не поможет 99% остальным, в связи с чем и спорить здесь ни с кем не надо.

А лично от себя, скажу — заикаются лишь люди, в которых нет внутренней гармонии. Именно поэтому подавляющее большинство людей и перестают заикаться лишь после того, когда в масштабном порядке перетряхивают и выворачивают наизнанку весь свой внутренний мир. А с помощью чтения — этого не сделать. Ведь, минимум, надо научиться, без страха, смотреть людям в глаза, надо научиться не думать о том, что и кто о тебе подумает, когда услышит твою очередную запинку, надо научиться перестать «презирать» самого себя за мнимую речевую слабость и т.д. и т.п. А это уже далеко не столько заикание сколько социофобия, и от подобного простым чтением не избавиться.

А кто-то говорил о поиске гармонии в мире, речь шла лишь о гармонии в самом себе (с самим собой).

Я так понимаю вы пессимист по жизни, фотография у вас даже грустная

Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
Еще замечаю, что даже сейчас бывают небольшие запинки и ступоры после занятий в тренажером зале, не знаю с чем это связано

Чтение при заикание

На сайте www.zaikanie.ru в течение 5 лет (2002 – 2006 г.) проводилось интернет-голосование, исключающее возможность повторного выбора. Более 1500 человек с заиканием ответили на следующий вопрос: «Заикаетесь ли Вы «наедине с собой» (при размышлении или чтении вслух, при разговоре с животными, в ситуациях, когда никто из людей вас не может услышать)?».

Результаты получились следующими:

• Да, также как и всегда — 5,11 %
• Значительно меньше — 25 %
• Нет, не заикаюсь — 68,47%
• Затрудняюсь ответить — 1,42%

Причём результаты опроса, проводимого на англоязычной аудитории посредством сайта www.SpeechHelper.Com полностью совпадают с вышеприведенными значениями. То есть, результаты этого интернет — исследования универсальны и доказывают, что 93,5 % людей с заиканием не заикаются или заикаются значительно меньше в ситуации «наедине с собой».

Заикание как феномен присутствует только в ситуациях общения, при разговоре с другими людьми и отсутствует, когда человек говорит вслух наедине с собой, когда его никто не может услышать.

Этот важный вывод находится в основе предлагаемого метода лечения и является ключевым моментом в преодолении заикания.

Когда при личной встрече в Лондоне (2004 г.) об этом факте было сказано профессору Питеру Хауэллу (открывшему в своё время FAF-эффект), он не поверил моим словам и сказал, что «это невозможно…».

Удивительно, но факт — из ста иностранных научных статей, посвящённых проблеме заикания, только в публикациях кафедры психологии Северо-Ирландского Университета нашлось упоминание о том, что «некоторые заикающиеся не испытывают проблем с речью вне общения». Только после активной пропаганды результатов нашего интернет -исследования и их представления широкой аудитории VIII Всемирного Конгресса по Проблеме Заикания, проводившегося в Хорватии (май 2007 г.), а также выступления на самой крупной online-конференции специалистов по заиканию в США (октябрь 2007 г.), в интернет стала появляться информация, что «люди с заиканием наедине с собой не заикаются».

В психологии есть понятие вытеснения и игнорирования очень важных для человека фактов и событий. На мой взгляд, нечто подобное произошло с целой областью науки, которая изучает феномен заикания. Хотя, вполне возможно, это и произошло потому, что такой науки нет, и представители разных научных кругов (неврология, психиатрия, психотерапия, педагогика, психология) по-своему трактуют феномен заикания. Тем не менее, многие ведут речь о лечении заикания, и на сегодняшний день в Международной Классификации Болезней есть такая болезнь под кодом F 98.5: «Заикание (запинание) – речь, которая характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, что разрывает её ритмическое течение».

Как видим, в этом определении отсутствуют какие-либо ссылки или уточнения относительно того, насколько периодическими и частыми должны быть повторения/пролонгации или остановки в речи, чтобы поставить диагноз заикание.

Николай 35 лет, вынужден часто оправдываться на совещаниях в министерстве и периодически имеет нерешительную речь и частые остановки в своей речи – при этом, со своими подчинёнными и близкими он говорит очень уверенно и без остановок. Это заикание?

Мария 24 года, никогда не выступает публично, так как ещё в школе при чтении вслух перед всем классом были повторения/пролонгации слогов и слов. Всё это время и сейчас с близкими, коллегами на работе и незнакомыми людьми говорит плавной и уверенной речью, недавно начальство предложило повышение, связанное с командировками и публичными презентациями. Мария один раз попробовала выступить – были сильные повторы/пролонгации в речи, больше не выступает, в то время как каких-либо проблем с речью в повседневном общении нет. Это заикание?

Сергей 25 лет, работает главным механиком на яхте известного голливудского артиста. Периодически бывает в России. Заикается только тогда, когда говорит по-русски. При английской речи заикание отсутствует полностью. Соответственно, заикание возникает и пропадает в самолёте, когда он летит в Россию и улетает из России. Это заикание?

Подавляющее большинство людей с феноменом заикания перестают заикаться в следующих ситуациях:

• наедине с собой;
• при разговоре с животными;
• при разговоре с маленькими детьми;
• при сочетанной речи (когда повторяют вслух фразы за кем-нибудь);
• при речи шепотом;
• при очень громкой речи, при речи «командирским голосом»;
• при изменении высоты (тона) или тембра голоса (FAF-эффект);
• когда пародируют кого-либо или играют роль на сцене;
• находясь в состоянии гипноза;
• после длительного периода молчания (от 10-ти дней и более);
• при вынужденной медленной речи с помощью задержки речи в наушниках (DAF-эффект);
• когда себя не слышат – музыка или сильный шум в наушниках;
• при медленной речи и пении, рифмованной и ритмической речи;
• при внешнем водителе ритма – метроном, ритмичное движение рукой;
• при изменении привычного дыхания;
• при общении с определёнными людьми (это могут быть как очень близкие люди, так и незнакомцы);
• после сильного душевного потрясения;
• в состоянии выражения «сильных эмоций» — к примеру, сильное чувство гнева;

Таким образом, наука не терпит неточностей и субъективных оценок. «Частым повторением» и «частыми остановками» международное понятие «заикание» переводится из научной области в область феноменологии, которую издревле очень любят разного рода маги-целители, «ученые шарлатаны» и другие любители легкой наживы…

По сути, большинство рекламируемых и запатентованных платных методов «лечения заикания» на самом деле используют один из феноменологических проявлений заикания, изложенных в списке выше. Это всего лишь свойства, признаки заикания, которые присущи большинству людей с заиканием. Это есть проявление природы заикания — в некоторых условиях и ситуациях заикание отсутствует. И сколь бы длительно методы «лечения заикания» не поддерживали бы эти условия, заикание от них не проходит, оно просто отсутствует в этих условиях. Когда убираются или проходят этих условия – заикание возвращается.

Итак, самые «замечательные патенты», которые встретились в отношении «лечения заикания». Хотя вначале важно разъяснить читателю, что такое патент. Большинство людей, далеких от науки, воспринимают волшебное слово «патент», как гарантию государства на эффективность метода. Именно этот миф и используют многие коммерсанты. На самом деле, это абсолютно не так. Патент гарантирует только уникальность метода, только то, что автор патента придумал что-то новое. Эффективно это новое, полезно или, наоборот, вредно патент не разъясняет и не несет за это никакой ответственности. По сути, патент это сертификат для Эго автора патента, который государственно подтверждает его интеллектуальную собственность. Считаю, что имею полное право сказать это, так как сам являюсь автором патента, причём в области преодоления заикания. Во время подачи патента проводился патентный поиск по теме заикание. Произвели впечатления следующие патенты: первый из них рекомендовал лечить заикание ударом руки в лоб пациента – нужно бить в указанную, конкретную точку на лбу, предварительно усыпив бдительность человека (см. список условий — в гипнозе есть нечто подобное из методов мгновенного гипноза + душевное потрясение). Второй патент поразил своей простотой, это обычный аудиоплейер. Надели наушники, включили плейер на полную громкость, подавили аудиальное восприятие собственной речи (см. список условий) и вперёд общаться. Правда, автор не объясняет, как можно одновременно слушать в наушниках громкую музыку и общаться с собеседником. Это были официальные, государственные патенты на изобретение.

Лечение или преодоление заикания?

Занимаясь проблемой заикания и возглавляя в Москве с 2002 года Консультационный Центр ЗАИКАНИЕ.RU, проводя выездные семинары и индивидуальные консультации, приходилось многократно слышать вопрос о гарантиях проводимых мероприятий. Всегда отвечал, что никаких гарантий не предоставляется – их не может быть в принципе. Заикание – это феноменология, следовательно, каждый случай индивидуален и уникален.

Мы проводили определённые программы, применяли как старые, так и новые, уникальные методы, разрабатывали компьютерные программы, открывали онлайн-дневники преодоления заикания, интернет-конференции, накоплен огромный материал – но устойчивый эффект был только в случаях выраженной мотивации к преодолению заикания со стороны человека с заиканием или родителя, у которого заикается ребёнок.

Очень часто человек стремится избавиться от заикания. Причём любым способом! Так, на одном из форумов в интернет рекомендовали пить касторку, и многие пили. Когда меня спрашивают, «Как можно избавиться от заикания?», всегда отвечаю, что заикание возможно только преодолеть. Это вовсе не перекладывание ответственности на плечи человека с заиканием. Это вопрос мотивации! Важно приступить к занятиям с выраженным убеждением, что у Вас всё получится, что Вы сможете преодолеть своё заикание!

Базовые принципы преодоления заикания

• Основа преодоления заикания — это новые модели речевого поведения, более открытые и уверенные.
• Новое речевое поведение может быть выработано и закреплено только в процессе общения с людьми.
• Выработка новой модели речевого поведения требует ежедневных интенсивных занятий.
• Обязательно выполнение всех рекомендаций специалиста, как в процессе терапии, так и после.

Данные принципы легли в основу метода лечения заикания >>

Никакая часть размещённых на этом сайте материалов ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, если на то нет письменного разрешения владельцев авторских прав.

www.zaikanie.ru

Газета «Вестник» №31

Православная техника чтения избавляет от заикания

У меня есть знакомый, страдающий заиканием, однако это не мешает ему петь на клиросе и прислуживать в алтаре. Причем, несмотря на частые запинки в повседневной жизни, он уверенно и чисто читает по церковно-славянски. Более того, его родственники говорили, что после чтения в храме он начинает лучше говорить и дома. Парадокс: человек свободно читает по богослужебной книге, а дома не может говорить без запинок. Он пытался излечиться от этого недуга, ездил даже к какому-то старцу — на малое время заикание отступило, но после пережитого стресса опять вернулось.

Или еще наблюдение. Молодой священник поначалу тушевался во время публичных выступлений и всячески их избегал, говоря, что он «не речист». Однако спустя время батюшка освоился: перед аудиторией он стал говорить с той же интонацией и в том же ритме, как за богослужением. И его речь красиво и свободно потекла — теперь он с большой радостью ходит по разным учреждениям и проповедует с большим успехом.

А вот каким наблюдением поделился со мной приятель, имевший склонность к заиканию в стрессовой ситуации. Его пригласили быть крестным, однако он испытывал страх по поводу того, что у него не получится гладко произнести весь «Символ веры». Во время Таинства крещения он сильно переживал и молился Богу, чтобы у него получилось без запинки прочитать текст, так как Таинство снимали на видео, и он не хотел испортить такое торжественное событие. И вот когда пришло время читать, он уже находился в состоянии паники. Вдруг ему в голову пришла спасительная мысль: прочитать текст нараспев, как это делал священник, крестивший малыша. Он стал подражать «профессиональной» манере батюшки, пропевая (протягивая) каждый слог «Символа Веры», и, к собственному удивлению, прочитал все без единой запинки. Его радости не было предела. Правда, когда дочитал до конца, то поймал на себе удивленный взгляд священника.

Читатель, наверное, уже догадывается, к чему я клоню: в православной традиционной технике произнесения текстов, а также в соблюдении святоотечеких принципов совершения молитвы содержится ключ к преодолению заикания.

Мы к этому вернемся чуть позже, а пока.

. поговорим о заикании

По роду своей деятельности мне приходилось встречаться со многими врачами, в том числе и титулованными, которые специализировались на лечении логоневроза (заикания). К слову сказать, кто этим только не занимается: и психиатры, и психотерапевты, и логопеды, и иглорефлексотерапевты, и народные целители, — а результат, как правило, у всех один — отрицательный. Вообще лечить заикающегося — дело неблагодарное: часто случаются рецидивы из-за малейшего стресса. Как говорят специалисты, стоит «излеченному» пациенту понервничать и все — заикание возвращается на круги своя. Возможно, поэтому заикание даже считается неизлечимой болезнью, и это-то в XXI веке!

Заикание — весьма специфический недуг: он может усиливаться при одних обстоятельствах и ослабевать при других. Можно привести массу примеров, когда заикающиеся в повседневной жизни актеры на сцене говорят безо всяких запинок. Вот лишь один из них: мало кто знает, что актриса Фаина Раневская заикалась, однако на сцене этот дефект речи чудным образом пропадал. Заикался и народный артист СССР, мастер художественного рассказа, телеведущий Ираклий Андроников. Правда, он был хорошим пародистом-имитатором и в момент выступлений говорил голосами известных людей, которые не заикались. В результате, он и сам переставал запинаться. К тому же многие люди, страдающие логоневрозом, перестают заикаться во время пения или декламации стихов. Также общеизвестно: если заикающийся спокоен, то его речь значительно улучшается. А во время речи с самим собой спазматические задержки могут полностью отсутствовать даже у тех, кто страдает тяжелыми формами заикания.

Заикание — патологический навык

Заикание — устойчивое патологическое состояние (УПС), то есть, по сути, патологический речевой навык. Следовательно, чтобы избавиться от заикания человеку нужно выработать у себя новый естественный навык бесспазматической речи. Поэтому прежде всего методика избавления от заикания должна быть учебной, а не лечебной, так как не сформировавшийся правильный речевой навык невозможно компенсировать никакими лечебными средствами (включая медикаментозные). Заикающегося нужно просто научить говорить правильно, то есть дать ему модель речи, «шаблон», по которому он мог бы строить свою устную речь, тогда у него исчезнут спазмы речевых мышц. Более того, такой метод избавления от логоневроза пробуждает в людях сознательное и ответственное отношение к речи: заикающийся из «подопытной мышки» превращается в «терапевта», который, с Божьей помощью, сам делает свою речь. В чем же суть этого метода?

Есть такой народный способ избавления от заикания: по несколько часов в день учиться писать каллиграфическим почерком, то есть стараться медленно и последовательно выводить каждую буковку. Считается, что это упражнение по чистописанию полностью восстанавливает речь как у взрослых, так и у детей. Есть и объяснение этому феномену: во-первых, кисть руки связана с речевым центром в мозге, во-вторых, это упражнение успокаивает нервы, а в-третьих, опосредованно учит человека последовательно произносить звук за звуком, слог за слогом, слово за словом. Ведь заикающийся бессознательно старается произнести сразу все слово, а то и предложение, да еще в быстром темпе, что неминуемо приводит к спазму речевых мышц. Как пишет в своей книге профессор кафедры логопедии МГОПУ (г. Москва) Л.З. Арутюнян, «равнометричная послоговая речь сама по себе оказывает дестабилизирующее воздействие на УПС. Чрезвычайно полезно для заикающихся: вернувшись к слогу, они как бы заново начинают ощущать относительную независимость и целостность минимальной единицы речи. Такое упрощение помогает пациентам выработать аналитический подход к речи, создает представление о ней, как о повторяющемся упорядоченном цикле, и служит в дальнейшем для выработки устойчивого алгоритма естественной бессудорожной речи» (http://www.pedlib.ru/Books/2/0371/2_0371-2.shtml) .

А теперь вспомним, как читаются слова по церковно-славянски: равнометрично по слогам, растягивая гласные звуки. Если таким образом читать медленно и последовательно, то звукопроизношение будет свободным даже у страдающих логоневрозом.

www.pafnuty-abbey.ru

Лечение заикания путем изменения мышления

Лечение заикания: обзор методов психокоррекции логоневроза, «лечение» заикания через изменения глубинных убеждений.

Заикание – расстройство речи, при котором наблюдаются прерывания непроизвольными повторениями отдельных частей слов или фраз, продлением звуков, паузами в произношении.

1. Повторение — основная проблема при заикании, предполагающая умножение отдельных частей речи, например, «с-с-с-скоро».

2. Пролонгация предполагает чрезмерное удлинение звуков, например, «ззззззолото».

3. Блоки – неконтролируемые остановки речи и дыхания, часто связанные с блокировкой движений органов речи.

Последние два типа нарушений больные часто используют как способ замаскировать повторения.

Рассматриваемая болезнь охватывает не только речь человека, но и другие сферы его жизни. Оно предполагает наличие определенные когнитивных, эмоциональных и поведенческих элементов. В частности, можно наблюдать страх от невозможности произнести звуки, быть уличенным в неправильной речи, изоляцию, повышенную тревожность и напряжение, ощущение «отсутствия контроля». С течением болезни коммуникативные трудности приводят к снижению самооценки, отказу от социальных связей и понижению личной эффективности.

Заикание обычно наблюдается с момента возникновения речи у ребенка. Но чаще всего речь спонтанно восстанавливается. 65% заикающихся дошкольного возраста восстанавливаются в первые два года, в течении которых наблюдается расстройство речи, 74% — в раннем подростковом возрасте. Еще быстрее можно наблюдать восстановление у девочек. По данным МКБ-10 процент больных школьного возраста составляет от 1,5 до 2,2%. С учетом восстановления, к подростковому возрасту заболевание сохраняется у 1% детей. Для взрослых эта цифра составляет 1-3%. Среди лиц мужского пола заикание встречается примерно в четыре раза чаще, однако, по мере взросления данное соотношение меняется.


Клинические проявления заикания

1. Физиологические симптомы. В качестве главного симптома выступают судороги в процессе речи. Наблюдается несколько типов судорог.

a) Клонические — ряд кратких судорог, идущих одна за другой, приводящих к повторению.
b) Тонические —сокращение мышц, приводящее к задержке речи.
c) Смешанная форма.
Другим симптомом выступают искажения дыхания, среди которых выделяется три типа: судорожный выдох, судорожный вдох, судорожные вдох и выдох.

2. Психологические симптомы. Сюда относят: речевые запинки и сопутствующие нарушения (например, дислалия, дисграфия и др.), фиксация внимания на проблеме, уловки применяемые для исправления речи, логофобия. Фиксация на дефекте по МКБ-10 может иметь разные степени.

a) Нулевая. Больной не обращает внимания на проблему речи;

b) Умеренная. Больной осознает проблему и испытывает соответствующие неудобства, пытается использовать различные уловки для маскировки речи, однако, отношение больного не выходит за обычные рамки отношения нормального индивида к своим недостаткам;

c) Выраженная. Наблюдается постоянная фиксация на проблеме, продуцирующая ряд негативных изменений личности в различных сферах психической жизни.

Степени заикания

1. Легкая. Больной заикается только в случае чрезмерного возбуждения или желании высказать все и сразу. Задержки легко преодолеваются, отсутствует фиксация на дефекте;

2. Средняя. Больные говорят легко или заикаются мало только в безопасной (по их мнению) ситуации. Но при малейшем эмоциональном напряжении можно видеть сильное заикание;

3. Тяжелая. Больной заикается всегда в течении всего процесса речи, что сопровождается сопутствующими движениями.

Механизм заикания

Заикание обусловлено, либо спазмами речевого аппарата, либо наличием дыхательных судорог. Происхождение спазмов приписывают распространению чрезмерного возбуждения от двигательных речевых центров к близлежащим структурам мозга.


Типы заикания

Данное заболевание различается по особенностям течения.

1. Постоянное. Свойственные заиканию симптомы наблюдаются постоянно вне зависимости от времени, состояния, ситуации.
2. Волнообразное. Симптомы проявляются периодами, то возникая, то исчезая. Могут иметь свое значение ситуационные переменные.
3. Рецидивирующее. Повторное появление симптомов после исчезновения.

Важнейшей классификацией для психотерапевта является разделение болезни по клиническим формам. Первая задача психотерапевта определить имеет ли заикание невротическую или органическую основу, для осуществления дальнейшей работы, либо перенаправления больного к другому специалисту.

1. Невротическая форма (логоневроз). В истории таких больных не наблюдается гипоксий или травм во время родов. Основным показателем считается присутствие психологической травмы перед началом заикания, а также присутствие в детстве дефектных способов обучения (имитация родственника с дефектом речи, обучение второму языку, предоставление слишком сложного материала и т.д.). Четким показателем служит усиление симптомов при стрессе, в то время как в спокойной ситуации индивид может разговаривать нормально. Также такие больные иногда способны свободно повторять фразы других людей, говорить без запинок, когда никто не слышит или при разных режимах речи (стихи, пение и т.д.).
2. Неврозоподобная форма. У больного можно наблюдать случаи травм ЦНС, природовые травмы и асфиксии. Проявление симптомов одинаково в любых обстоятельствах и не зависит от переменных факторов (эмоционального состояния, обстановки, режима общения и др.). Данная форма болезни возникает в возрасте 3-4 лет без видимых причин, после чего происходит нарастание дефекта. Также можно видеть недостаточную подвижность и координация органов речи и движения. У взрослых судороги охватывают все отделы речевого аппарата. К заиканию добавляются вторичные движения: кивания, однообразные пальцевые движения, покачивание. Больные быстро утомляются от общения.

Фазы развития заикания

Фаза 1. Короткие периоды заикания c сокращением плавной речи: затруднения наблюдаются в начальных словах фраз и кратких частях речи; эмоциональное давление определяет степень заикания; больной не обращает внимания на проблему.

Фаза 2. Проблемы в установлении межличностных контактов. Наличествуют сопутствующие движения, сопровождающие дефектную речь. Больному все тяжелее поддерживать нормальный процесс общения в различных ситуациях: проблема приобретает хроническую форму, но тяжесть приступов различна; симптомы возникают по большей части в сложных словах, а также при скороговорении; больной осознает проблему, но к заикающимся себя не причисляет, свободно разговаривая.

Фаза 3. Происходит закрепление судорожного синдрома. Отсутствует страх речи и неловкость, но имеется осознание затруднений в отдельных ситуациях; наблюдаются трудности в произношении определенных звуков и слов; проявляются попытки заменить проблемные места в речи, используя уловки.

Фаза 4. Проблемы личности. Проблемы в речи вызывают серьезную эмоциональную реакцию, приводящую к избегающему поведению: больной, изолируется от социума, избегает коммуникативных ситуаций, приписывает негативные оценки и отношение другим людям. Постоянно заменяются проблемные звуки. Наблюдаются и другие психологические проблемы. Больной постоянно ожидает проблем в речи при общении. Такие ожидания постепенно перерастают в логофобию или страх речи; Больному тяжело поддерживать нормальное общение, он использует уклончивые ответы.

Предрасполагающие факторы

1. Наследственная отягощенность. Развитие данного расстройства часто происходит на базе наследственно-приобретенной слабости речевого аппарата.

2. Невропатическая отягощенность родителей. Сюда включаются различные нервные, инфекционные и соматические заболевания.

3. Поражения мозга на разных этапах онтогенеза. Внутриутробные и природовые травмы; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения.

4. Слабый тип нервной системы, особый темперамент. Для заикающихся характерны: робость; впечатлительность; яркость фантазий; слабая воля; использование уловок для исправления речи; страх речи в присутствии других. Наблюдается быстрое утомление и истощение при нагрузках, как физических, так и психологических.

5. Структурные и функциональные особенности мозга, леворукость. В случае леворукости нарушается взаимодействие правого и левого полушарий. Причем попытки переучить ребенка пользоваться другой рукой, как правило, повышают риск заболевания, особенно если используются неадекватные и грубые методы. Можно отметить и другие отличие в функционировании мозга у заикающихся. Правда наличие этих различий может восприниматься, не только как причина, но и как следствие расстройства речи. В частности, наблюдаются различия в функциональной организации слуховой коры и большая активность правого полушария, по сравнению с левым.

6. Нейрохимия мозга. Последние исследования указали на наличие чрезмерного уровня дофамина у больных-заикающихся.

Провоцирующие факторы

1. Телесная ослабленность.

2. Особенности развития мозга. Большие полушария формируются к пяти годам жизни субъекта. В соответствии с этим оформляются и их функции. Особенно хрупкой при этом оказывается функция речи.

3. Ускоренное развитие речи. В этом случае ребенок обычно не справляется с большим объемом речевого материала.

4. Недоразвитие моторики, ритмики, мимических и артикуляционных движений.

5. Психологическая ущемленность. Индивид растет пугливым и зажатым, боится принять решение, в результате любое волнение может сказаться и на его речи.

6. Недостаток эмоционального контакта. Если ребенок не дополучает должного объема эмоционально-насыщенного общения, его речевой навык не формируется. Иногда ребенок использует заикание, чтобы получить внимание к своей персоне.

Иниициирующая ситуация

Среди инициирующих ситуаций выделяются три типа причин начала болезни (анатомо-физиологические причины):

1. Травмы ЦНС (чаще всего внутриутробные и природовые, иные травмы мозга и др.);

2. Различные органические повреждения подкорковых механизмов регуляции движения;

3. Истощение нервной системы, вследствие интоксикаций и других заболеваний, затрагивающих центральные аппараты речи.

Психические и социальные причины заикания

1. Психическая травма. Чаще всего происходит в возрасте от 2 до 6 лет. Обычно это резкая смена обстановки: начало первые дни в детском саду, переезд. Или же ситуация, вызвавшая резкий испуг у ребенка, затрагивающая речевой элемент его поведения. В этом случае к заиканию приводит двигательный конфликт (запрет на речевое выражение) в сочетании с когнитивной оценкой по типу («я не способен хорошо говорить») и смертельным страхом. При этом задействуется соответствующая речевая мускулатура; нарушается координация тонуса мышц формирования речи. Отсюда возникают судорожные повторения. В посттравматический период наблюдается мутизм (индивид не говорит какое-то время), а на лице можно видеть страх. Когда он вновь заговаривает, то делает это уже заикаясь.

Пример. Вася С., 5 лет. Однажды пошел со своей бабушкой на спектакль. Придя домой, осуществил пересказ содержания увиденного и во время речи у него неожиданно появились судорожные приостановки. К концу дня они стали сильнее. Ребенок испугался и вообще перестал говорить с родственниками. Таким образом, просмотр спектакля вызвал чрезмерное эмоциональное напряжение у мальчика, произошло перенапряжение нервной системы, появилось за­икание, по типу тонических судорог.

2. Длительнодействующая травматическая ситуация, под которой чаще всего подразумевается недекватное воспитание: гиперопека, гипоопека, шизофреногенное воспитание (когда посыл родителей неоднозначен, либо их отношение меняется без причины). Сюда же можно относятся любые длительные негативные эмоции, продуцируемые психическим напряжением или неразрешенными конфликтными ситуациями;

3. Неправильное формирование детской речи. Сюда относят дефекты, продуцируемые самим ребенком, либо неправильным воспитанием речевого процесса. Можно выделить: неправильное дыхание во время разговора, ускоренную речь, нарушения в произношении звуков. В возрасте от 2 до 6 лет дети в своей речи часто используют различные частицы («ну», «э», «да» и др.) и бессмысленные слова, а также любят растягивать определенные звуки. Закрепление такой привычки, создает предпосылки для заикания.

4. Перегруз ребенка речевым материалом. Такая ситуация, как правило, вызвана неадекватными требованиями родителей к речи ребенка. Многие родители, часто хотят поспособствовать развитию речи своего ребенка, нагружая его материалом, к которому он еще не готов. Это могут быть обобщенные понятия, сложные для построения фразы, обучение при использовании второго языка). При быстром наращивании словарного запаса, у ребенка довольно часто может сбиваться дыхание. В последующем запинки могут закрепиться. Обучение второму языку вызывает чрезмерное психическое напряжение, а, следовательно, возрастает нагрузка и на речевые возможности ребенка.

Пример. Коля К., 4 года. Совсем недавно у мальчика стали наблюдаться запинки в виде повторений. Причина состояла в стремлении родителей повлиять на развитие его речи. Они использовали ма­териал, не соответствующий его возрасту, пытались разучивать стихи, азбуку сложные для понимания. Так как речевой аппарат мальчика еще не был готов, случилась речевая перегрузка, а с ней и нервный срыв.

5. Переучивание леворукости. Такое переучивание часто влияет на функциональный баланс левого и правого полушария, а в особенности на речь.

6. Подражание заикающимся. Часто заикание развивается в следствии подражания заикающемуся родственнику, либо другому человеку или герою, в случае если речь идет о мультиках, фильмах, спектаклях и т.д.

Пример. Джеймс будучи ребенком, однажды пошел на представление, где актер, игравший главного героя изображал заику. Джеймсу понравилась манера этого человека и следующие несколько дней, он пародировал его. В конце концов привычка закрепилась, и Джейсу уже тяжело было самостоятельно избавиться от своего недуга.

Промежуточные убеждения

Промежуточные убеждения больных заикания изначально исходят из проблемы речи затем затрагивая самооценку, правила взаимодействия с другими людьми и миром. Так можно выделить три основные тематики промежуточных убеждений: убеждение по поводу самого заикания, его проявлений в процессе общения, и отношения к нему окружающих (фиксация на заикании); логофобические убеждения, сконцентрированные вокруг возможности и страха речи; отношение к самому себе как заикающемуся, самооценка индивида.

Дисфункциональные убеждения по поводу заикания развиваются у больного постепенно, что напрямую обусловлено сознательным отношением к проблеме и степенью фиксации на ней. Степень фокусировки внимания на проблеме проявляется уже в детстве, когда ребенок осознает наличие у него проблемы в речевой сфере и сфере коммуникаций. В этом случае нарастают негативные эмоции и стресс, что только усиливает заикание. Усиленное заикание закрепляется, в качестве навыка, происходит развитие болезни. Ребенок начинает оценивать свою речь, как ненормальную, выстраивать определенные правила взаимодействия с миром.

Далее индивид начинает выстраивать те или иные стратегии поведения, чтобы справиться с болезнью. В частности, выделяются компенсаторные стратегии, когда больной пытается с помощью различных уловок замаскировать свой дефект. Проявляется избегающее поведение, к шести-семи годам такие дети неохотно разговаривают с людьми. А в одиннадцать-двенадцать они замыкаются в себе. Как компенсаторное, так и избегающее поведение ведут к потере навыка речи и общения и усугублению болезни.

Постепенно развивается логофобия. Человек начинает боятся своей речи, тех или иных слов, фраз, звуков. Также развивается страх общения. Логофобия активно проявляется в ожиданиях больного. Ожидание несостоятельности в ситуации общения парализует механизм звукопроизнесения.

Со временем появляется вторичное заикание, в виде сопутствующих движений, таких как моргание, напряжения губ и др.
В конце концов, человек становится полностью осведомлён о расстройстве и начинают идентифицировать себя с больными, заиками. А неудачи в процессе общения, вызванные, чаще всего, лишь страхом этого общения вызывают у индивида чувство неполноценности и снижение самооценки. В конце концов, он старается свернуть свою деятельность, максимально изолироваться от социальных контактов, из-за чего страдают и другие сферы его жизни, и что заставляет больного постоянно испытывать негативные эмоции в отношении себя, мира и других людей.

Таким образом типичными для заикающегося убеждениями могут быть: «Я не умею говорить», «Людям неприятно общение со мной», «Если я попытаюсь заговорить я все испорчу», «Я никчемен/не такой как все/неудачник», «Есть люди с которыми можно говорить, а есть те, с которыми нельзя», «Не стоит и пытаться познакомиться/пройти собеседование/выступать перед аудиторией» и т.д. Изначально данные убеждения касаются в основном речи индивида, затем начинают распространяться на все сферы его жизни.

Лечение заикания путем изменения мышления

Текущая модель проблемы

Для людей больных заиканием как правило характерен ряд типичных невротических паттернов, которые приводят к страданию и ухудшают их состояние.
Порочный круг заикания. Данный паттерн предполагает, что индивид в процессе взаимодействия постоянно оценивает себя. Заикание приводит к ухудшению самовосприятия, человек начинает думать «Я не могу говорить», «Меня невозможно слушать», «Людям со мной неприятно», «Я не такой как все», это приводит к ухудшению эмоционального состояния и нарастанию стресса, что еще больше усиливает заикание. Это в свою очередь ухудшает навыки общения.

Фобический порочный круг. У больных, как правило развивается логофобия (страх перед разговором и ожидание речевых неудач). Приобретая негативный опыт общения, индивид начинает боятся своей речи, ему страшно снова заговаривать с людьми из-за тех негативных эмоций, что он испытал ранее. Каждый раз перед ситуацией общения, он начинает представлять себе катастрофические картины, либо делать предположения о своей несостоятельности и невозможности нормального взаимодействия. В соответствии с этим, индивид, либо начинает общаться уже будучи в ситуации стресса, что делает его речь значительно хуже, и такой дисфункциональный навык постепенно закрепляется, либо индивид использует избегающее поведение. В последнем случае, он также ограничивает использование своей речи, что опять же ведет к ухудшению навыков речи и социальных навыков.

Порочный круг самооценки. Вышеописанные поведенческие проблемы постепенно начинают распространяться на всю личность. Индивид начинает сравнивать себя с другими, причисляя и идентифицируя себя с заикающимися и дифференцируясь от «нормальных» людей. Он ограничивает сферы своей жизнедеятельности, перестает пытаться занять должное положение в обществе (найти работу или получить повышение, познакомиться с кем-либо и т.д.). Таким образом, заикание начинает оказывать влияние на всю жизнедеятельность человека. Он становится поглощен негативными эмоциями (стыдом, самообвинением, гневом и др.), которые заставляют его страдать.

Таким образом для больных заиканием характерна следующая модель поведения.

1. Возбудитель. Возбудителем является само заикание и любые ситуацию общения, в том числе запланированные (негативные ожидания) и ситуации общения в прошлом (негативные воспоминания). Возбудителем являются и любые стрессовые состояния, которые усиливают заикание.

2. Мысли. Для больных характерна оценка своей несостоятельности в процессе общения, а также чрезмерная фиксация на собственной речи. Могут встречаться такие мысли: «Сейчас я слишком много заикаюсь», «Ему со мной неприятно говорить», «Меня невозможно слушать», «Мне не имеет смысла заговаривать с этой/этим девушкой/парнем», «На работу меня такого никто не возьмет» и др.

3. Эмоции. Мысли индивида продуцируют в нем негативные эмоции по отношению к самому себе и миру. Он начинает ненавидеть себя, недолюбливать и подозревать других в том, что они относятся к нему негативно. Он испытывает стыд, разочарование, жалость и презрение к самому себе.

4. Физиология. Физиология в данном случае характеризуется нарастанием стресса и напряжения, что приводит к усилению заикания.

5. Поведение. Индивид, как правило пытается использовать компенсаторное поведение, пытаясь замаскировать свои речевые недостатки, либо, наоборот, избегающее поведение, стараясь избегать любых социальных ситуаций.

6. Последствия. Данный паттерн приводит как к ухудшению самого навыка общения и речи, так и к серьезным жизненным ограничениям, которые описаны выше.

Для больных характерно, такое когнитивное искажение, как «чтение мыслей». Больной склонен проецировать свое отношение к своей проблеме на других людей, полагая, что те воспринимают его, как глупого, нервного или неудачника.

Поддерживающие факторы

1. Социальное окружение. На развитие заикания влияет реакция на данную болезнь родителей больного. Их попытки помочь ребенку говорить медленнее, подышать, повторить и др. лишь увеличивают эмоциональное напряжение ребёнка, что способствует развитию проблемы. Непонимание и отсутствие принятия ребенка со стороны социального окружения (родителями, одноклассниками, ровесниками) вызывает ощущение ущемленности и неполноценности. Из-за этого, в свою очередь растут раздражительность и пугливость, угнетающие психику и усугубляющие речь.

2. Избегающее поведение. Наличие речевой проблемы вынуждает больного избегать ситуаций общения и голосового взаимодействия, в результате чего ограничиваются социальные связи и, как следствие, происходит деградация речевого навыка. Появляется настороженное отношение к другим людям, мнительность и подозрительность, больной приписывает свое отношение к проблеме другим людям

3. Компенсаторные стратегии – исправление речи. Часто, больные пытаются самостоятельно исправить свою речь без помощи специалиста. Любая неудача в этих действиях все больше убеждает больного в его несостоятельности. Попытки произвольного контроля речи разрушают естественный процесс порождения речи, активизирует тормозные механизмы, которые препятствуют свободному звукоизвлечению; Попытки преодоления логофобии путем подготовки к ситуациям социального взаимодействия повышают уровень тревожности и фиксирует внимание на возможных негативных последствиях.

4. Компенсаторные стратегии – превентивная агрессивная самозащита. Подобное поведение приводит к социальной изоляции и тормозит развитие коммуникационных навыков, это приводит к возникновению еще большего числа конфликтных ситуаций, а, следовательно, и к нарастанию нервного напряжения.

5. Компенсаторные стратегии – гиперобщительность. Чрезмерная направленность на общение при отсутствии соответствующих инструментальных возможностей приводит к речевым срывам на фоне нервного истощения.

Модулирующие факторы

Ситуационная сторона заикания хорошо объясняется моделью «возможности-требования». Речевая деятельность варьируется в зависимости от способности к плавности речи с одной стороны и от требований разговорной ситуации, с другой. Способность к плавности определяется физическими причинами, развитостью речевого навыка, проблемами и особенностями мышления и аффективной сферы больного. Требования обусловлены ситуационными факторами: давление ситуации общения, временная ограниченность, уровень напряженности разговорной ситуации и др. Степень влияния ситуационных факторов определяется внутренними переменными, такими, как недоверие к другому человеку и низкая самооценка. Среди других модулирующих факторов можно отметить следующие.

1. Наличие образца. Некоторые больные способны говорить плавно при копировании чужой речи.

2. Тип речи. Степень заикания может меняться при чтении стихов, пении и других режимах речи.

3. Партнер по общению. Степень заикания может меняться при общении с животными, детьми, или самим собой.

4. Ситуация общения. К наиболее проблемным ситуациям можно отнести публичные выступления, общение по телефону, разговор с незнакомцем. Они вызывают сильный страх у больных, продуцируя повышение степени заикания.


Лечение заикания

Эффективное лечение предполагает системный подход к болезни. Чаще всего требуется участие нескольких специалистов: логопеда, психолога, невролога. Логопедическое вмешательство предполагает подбор дыхательных упражнений и помощь в выработке плавности речи. Психолог осуществляет анализ и нахождение скрытых причин невроза. Он, совместно с пациентом, подбирает новые более эффективные стратегии поведения в речевых ситуациях, и осуществляет коррекцию уровня стресса, что помогает снизить степень заикания индивида. В случае неврозоподобной формы заикания необходима консультация невролога, который рекомендует медикаментозное лечение. Далее мы перечислим конкретные методики по борьбе с заиканием.

Отдельные методики лечения

1. Метод тени. Пациент должен громко повторять слова за терапевтом с опозданием на одно-два слова. Возможно также использование громкого совместного чтения. Подобные методы основаны на легкости повторения больными чужой.

2. Использование ритма. Эксперименты показали, что больным гораздо проще повторять ритмически разложенную речь. В соответствии с этим больных учат разговаривать в такт с ритмичным движениям пальцев или монотонно и нараспев.

3. Терапия формирования плавности обучает больных говорить плавно, с помощью контроля над различными аспектами речи. Такое обучение происходит, как и любое другое формирование навыка, на основе оперантного обуславливания. Как только индивид овладевает минимальными навыками владения речью, ее скорость постепенно увеличивается, а интонация приближается к обычной.

4. Модификационная терапия. Данная терапия предполагает сознательный контроль своего заикание и переход от более ярко-выраженных его форм к менее выраженным. Методика направлена и на снижение напряжения больного во время заикания.

5. Слуховая обратная связь предполагает техники, которые позволяют больному услышать свой собственный голос, как будто речь течет правильно и плавно. Такого эффекта можно добиться, например, в хоре или в случаях, когда тем или иным образом больному блокируют обратную связь от своего голоса. Исследования эффективности показали неоднозначные результаты, варьирующиеся у разных пациентов: у одних, наступало серьезное улучшение, в то время как у других наблюдалось полное отсутствие прогресса.

6. Фармакотерапия. Используется вспомогательное медикаментозное лечение для снятия симптомов страха, тревоги, депрессий. Эффективность средств, направленных непосредственно на борьбу с болезнью, бензодиазепинов, антипротивосудорожных, антипсихотических и антигипертензивных препаратов, и антагонистов дофамина крайне низка. Только одно корректное исследование указало на снижение заикания менее чем на 5%. Для лечения неврозоподобного заикания применяют спазмолитики (толперизон, бенактизин), транквилизаторы. Доказана эффективность проведения дегидратации, а также курсов приема гопантеновой кислоты.

7. Дыхательные упражнения. Применяется диафрагмальное дыхание и другие дыхательные методики.

8. Иглорефлексотерапия. Такой метод обычно используется для временного снятия мышечных зажимов, однако он не снимает нервное напряжение и другие невротические комплексы, а, следовательно, не может искоренить проблему.

9. Гипнотерапия. Лечение гипнотерапией подразумевает, как воздействие внушением, так и использование катарсических механизмов. Внушение поддерживающее работу логопеда, позволяет устранить логофобию. Катарсическое воздействие в ряде случаев способно избавить больного от заикания.

10. Аутогенная тренировка. AT помогает воздействовать лишь на явления логофобии, но не искореняет заикание.

11. Суггестивные методы. Данная группа методов оказалась малоэффективной, однако суггестивное воздействие может способствовать ослаблению и устранению логофобии в ситуациях эмоционального напряжения.

Реализация поведенческой терапии методом десенсибилизации и дру­гими методами, не было успешным.

Комплексные методики лечения

12. Группы поддержки и самопомощи. Подобные группы основаны на положении, что какого-то чудесного лекарства не существуют, но само заикание является лишь психологическим барьером. В группах больные обучаются мириться со своим недугом и жить с ним, что снижает уровень стресса, а, следовательно, и заикания.

13. Патогенетическая психотерапия по Мясищеву. Данный вид психотерапии подразумевает изменения системы отношений пациента и коррекцию его поведения, на основе изучения особенностей его личности и этиопатогенетических механизмов невротического состояния.

14. Различные логопедические игровые методики и методики исправления речи. Подобные методики направлены на развитие речевого навыка в процессе игр, чтения считалок, стихов. Часто такие игры выстраиваются поэтапно по степени сложности, и включают в себе разносторонние методы овладения речью.

15. Компьютерные программы. Существуют некоторые специальные программы для исправления речи. Они позволяют общаться напрямую с компьютеров, чем снимают ощущение тревожности, которое обычно возникает при общении с другим человеком. Воздействие отдельных программных продуктов направлено на синхронизацию речевого и слухового центров мозга (изменённая обратная связь). Так это, например, делается в программе BreathMaker. Больной говорит в микрофон идущий к компьютеру. Специальная программа исправляет звучание его речи и подает звук в наушники. Таким образом, центр Вернике распознает данную речь, как правильную, что позволяет снять тонус с центра Брока. Данный подход направлен, как на устранение психологического напряжения и неуверенности, так и на тренировку навыка – человек должен подстроиться под голос, моделируемый программой. Другие программы могут провоцировать больного, моделируя ситуации, с которыми можно столкнуться в обычной жизни. Больному же необходимо грамотно ответить в микрофон. Программа оценивает ответ и если он не соответствует заданным параметрам, то больному следует попробовать снова, пока не получится.

Эффективность лечения

Эффективность лечения определяется рядом факторов:

1. Характером дефекта (невротическая или неврозоподобная форма) и степенью его выраженности.

2. Возрастом больного в момент начала коррекции и ее продолжительностью;

3. Комплексностью лечения (привлечение разных специалистов и методик);

4. Учет индивидуальных особенностей больного при выборе тех или иных методов;

5. Мотивацией больного и его установкой на обучение.

Раннее вмешательство является основным фактором лечения наравне с характером дефекта. С течением времени проблема усугубляется. Например, если заикание выявлено, когда развилось вторичное поведение лишь 18% детей старше пяти выздоравливают спонтанно. Для взрослых больных не существует однозначного метода лечения, хотя они могут частично восстановиться или даже полностью выздороветь при правильном лечении. Одни больные после обучения меньше заикаются и испытывают меньшее стресса, у других не наблюдается никакого прогресса. Медикаментозная терапия и традиционно используемыми логопедические приемы, симптоматическая суггестия или гипноз, как правило мало эффективны.

Психотерапевтические методы в основном используются с целью убрать логофобию, снизить уровень стресса, и обучить больного самоконтролю, тем самым повлияв и на само заболевания, с помощью чего иногда удается достигнуть полного излечения. Для работы же с основным заболеванием используются медикаментозные, логопедические и неврологические методы.

Отзывы о работе психолога, гипнотерапевта Геннадия Иванова

В основе механизма образования фобий лежит представление о двойственной природе психики, состоящей из сознания и подсознания. Будем употреблять именно термин «подсознание», подчеркивая тем самым, что это «внутреннее знание» может быть осознано. Реальной проблемой считается иррациональная часть страха, что со временем развивается в фобию — неадекватную реакцию на окружающее. Рациональная составляющая страха должна оставаться, ведь эта базовая эмоция мобилизует силы организма с целью выжить.

Лечение фобий сводится к сознательному поиску ассоциативной связи того или иного симптома с травмирующим событием прошлого. Техники гипнотерапии стирают, «размагничивают» условный рефлекс, действующий во многих случаях как гипнотическое внушение.



classicalhypnosis.ru