Что такое аутизм дети индиго

Диагностика аутизма с помощью игрушек

Диагностика аутизма с помощью игрушек поможет родителям в более раннем возрасте заподозрить возможные отклонения в развитии у своего ребёнка. Что в свою очередь даёт возможность врачам и психологам начать лечение на более ранних этапах с лучшим результатом.

В последние годы всё более широко распространяется детский аутизм. О причинах его много спорят, что это: наследственная предрасположенность, огромное количество пищевых добавок, множество прививок, масса лекарств, которые принимает взрослый человек среднего возраста.

Речь не об этом, а о более раннем обнаружении этого заболевания. При лечении аутизма лучше начать как можно раньше, а возраст этот в большинстве случаев составляет 2,5 — 3 года. Излишне говорить, что в таком возрасте не просто обнаружить у ребёнка признаки аутизма.

Исследователи из M.I.N.D. Institute (Калифорния) обнаружили, что дети, страдающие аутизмом, по-особому взаимодействуют с игрушками. Это выражается, прежде всего, в длительных, строго повторяющихся стереотипных движениях и пристальном неподвижном разлядывании игрушек, начиная с двух лет. Например, ребёнок подолгу монотонно двигает туда-обратно машинку. По мнению автора исследования Салли Озоноф (Sally Ozonoff), «Мы обнаружили, что подобное поведение ребенка очень редко проявляется у здоровых детей, и очень часто — в группах детей, больных аутизмом».

Данное исследование было опубликовано в журнале Autism: «Чем раньше вы обнаружите у своего ребенка такие особенности взаимодействия с игрушками, тем больше шансов на излечение его от заболевания».

Аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до 3 лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1-6 детей на тысячу. Причины аутизма не выявлены до конца, но среди возможных вариантов выделяют окружение, условия жизни и отношение родителей к ребёнку [Википедия].

При этом, ребёнок может зацикливаться на самостоятельно выбранных задачах (например, выстраивание кубиков в ряд, бесконечный просмотр одного и того же мультфильма, снова и снова рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх, выстраивать игрушки по их цвету).

Кроме того, полезно обратить внимание и на другие ранние признаки аутизма:

  • ребёнок натыкается на предметы
  • плач от громких звуков
  • ходит на цыпочках
  • ритмические стереотипные движения головой, телом
  • избегание зрительного контакта
  • любимая игрушка: компьютер, телефон.
  • Зачастую при аутизме отмечается и полный набор критериев синдрома дефицита внимания [СДВ], иногда с гиперактивностью [СДВГ].

    Автор Владимир Пугач (Москва)

    www.deti-indigo.ru

    Аутизм у детей

    Аутизм в настоящее время является малоизученным заболеванием. Не существует методов лечения болезни, ранней диагностики аутизма, не локализованы и неизвестны причины и механизм ее развития. Однако существуют методики, позволяющие корректировать и облегчать протекание аутизма.

    Аутизм у детей симптомы

    • Ребенок-аутист проявляет отрешенность от окружающего мира, он неспособен формировать контакты с людьми и очень привязан к матери (родителям).
    • У детей-аутистов отмечают задержку или регресс психического и речевого развития, расстройства речи, в речи ребенок не употребляет личных местоимений.
    • Наблюдается нарушение социальной адаптации, избегает контактов с посторонними, избегает зрительных и тактильных контактов, предпочитает боковое зрение, предпочитает неодушевленные предметы для игр.
    • Среди признаков аутизма у детей отмечается расстройство моторики и приверженность к стереотипной деятельности.
    • Слабая способность к обучению, вялый интерес к происходящему вокруг, не копирует поведение других
    • Непредсказуемо реагирует на события, боязнь ярких внешних раздражителей.
    • Склонность к истерикам, агрессии, самоагрессии.
    • Причины и механизмы развития аутизма у детей

      Причины и механизмы аутических проявлений не выявлены достоверно. Существует современная классификация аутизма у детей, используемая специалистами (утверждена в 1997 году Научным Центром Психического Здоровья Российской Академии Наук):

      Детский аутизм внутреннего генеза. Возникает без внешней видимой причины. К этой категории относят:

      • Синдром Каннера
      • Инфантильный аутизм («удобный ребенок» в возрасте от 0 до 12-18 месяцев)
      • Детский аутизм (ранее относили к шизофрении, но, в отличие от взрослых, на фоне лечения состояние постепенно улучшается)
      • Синдром Аспергера (интеллект сохранен, отмечается замкнутость, странная и витиеватая речь, чаще всего обучение в общеобразовательных школах).

      Органический аутизм. Заболевание обусловлено наличием тех или иных повреждений нервной системы: гидроцефалия, гипоксия, родовая травма и др. При своевременном лечении выявленной патологии состояние больного улучшается.

      Аутистически подобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях. Причиной считают заболевания центральной нервной системы (туберкулезный склероз, фенилкетонурия и др.), генетические и хромосомные заболевания (синдром Дауна).

      Синдром Ретта (неуточненного генеза).

      Аутистически подобные синдромы экзогенного генеза. Психогенный парааутизм. Возникает под воздействием внешних причин: стресс, осиротелость, состояние после травм и т.д.

      Аутизм неясного генеза.

      Диагностика аутизма затруднена и проводится по выявленным поведенческим отклонениям. Для всех видов аутизма у детей и взрослым общим является следующее:

      1. Снижается активность лобных долей головного мозга, отвечающих за интеллект, сознание, инициативу. Это, в свою очередь, влечет за собой проявление следующих признаков аутизма у детей: снижение познавательной активности, интерес к окружающему, отрешенность. Такие дети боятся перемен, новой обстановки. Они не принимают новых игр и т.д.

      2. Лобные доли не подают импульсов остальным центрам головного мозга (речевым, моторным, зрительным и т.д.). В результате этого действия становятся стереотипными и неосознанными. Действия ни на что не направлены, могут многократно повторяться: постукивание молотком по столу, бегание по кругу и т.д. Это происходит от того, что лобные доли не направляют внимание на познание окружающего мира.

      3. Так как контроль лобных долей отсутствует, то все остальные зоны головного мозга в дальнейшем задерживаются в развитии и развиваются не равномерно. Одновременно могут проявляться сложные и простые навыки: фразы и лепет в речи, примитивные игры и сложные навыки.

      4. Речевые зоны так же, как и все прочие, не развиваются, поэтому ребенок не понимает обращенной речи. Он не осознает, что обращаются к нему, не использует свой словарный запас, не использует речь для общения и удовлетворения своих потребностей.

      5. Возникает аутоагрессия, как протест против окружающей действительности. Ребенок не понимает, что можно протестовать речью. Он выплескивает агрессию на себя или окружающих. Если болит голова – бьет себя по ней, или трёт ее, или прижимает руки. При этом он капризничает и плачет.

      6. Эмоциональное развитие тормозится, ребенок не может испытывать сложных эмоций — сопереживания, юмора, заботы. Только простые эмоции – страх, агрессия.

      Все проявления связаны с отказом работы лобных долей головного мозга и скоординированной работы различных зон мозга. В ряде случаев аутизма у детей есть явно выраженная неврологическая патология. Поэтому внимание направляют на лечение выявленной невротической патологии. К таким патологиям относят: гидроцефалию, проявления синдрома Дауна, ДЦП и пр. Независимо от причины, приведшей к асинхронному развитию головного мозга, необходимо стимулировать активность лобных долей и речевых центров.

      Диагностика аутизма в Челябинске

      К сожалению, внешние признаки аутизма у детей становятся очевидны только ближе к младшему школьному возрасту, когда в норме ребенок должен осваивать навыки общения. До тех пор родители придают мало значения тому, что их ребенок еле выговаривает несколько слов, в то время как сверстники вовсю строят длинные предложения. Педиатры на плановых осмотрах также мало уделяют внимания признакам аутизма у детей. Молчаливость и замкнутость списывают на особенности характера, подпитывая ложную иллюзию, что со временем ребенок нагонит сверстников.

      Однако за внешними признаками аутизма у детей стоят органические поражения мозга, не позволяющие должным образом развиваться речевым навыкам и способности к обучению. Если не оказать профессиональную медицинскую помощь ребенку –аутисту, невозможно рассчитывать на его самостоятельную социальную адаптацию. Крайне важно успеть научить аутиста элементарным навыкам общения в дошкольный период. Неудачи в школе только увеличат дистанцию между аутистом и одноклассниками, если обучение в общеобразовательной школе вообще останется возможным.

      Именно поэтому родителям стоит быть внимательнее к своему ребенку и первых признаках аутизма у детей обратиться за консультацией к неврологу.

      Не нужно при этом создавать паники на пустом месте. Один только признак не может свидетельствовать о заболевании. Окончательно развеять сомнения поможет обследование мозга.

      В НИИ Дети Индиго представлена уникальная диагностика аутизма с вызванными потенциалами. Метод предоставляет объективные данные, недоступные другим исследованиям. Уже в первые месяцы жизни удается выявить возможные патологии и спрогнозировать дальнейшее интеллектуальное развитие.

      Ранняя диагностика позволяет легче скорректировать проявления аутизма и быстрее адаптировать ребенка к самостоятельной жизни.

      Ранний детский аутизм . Прогнозы

      При правильной коррекционной работе возможна адаптация ребенка к окружающей среде. Различают несколько групп раннего детского аутизма.

      Группа 1. Ребенок полностью отрешен, отсутствует социальная активность, нет реакции на улыбку, взгляд, мокрые пеленки, голод. Такие дети тяжело переносят взгляд в глаза и избегают телесных контактов.

      Группа 2: Активное отвержение окружающей среды. Ребенок тщательно избирает виды контактов с внешним миром, общается с ограниченным кругом людей, избирателен в одежде, еде. Нарушение привычного режима вызывает аффективные реакции: страх, агрессия, аутоагрессия. Большое количество речевых и моторных стереотипов. Дети с аутизмом, относящиеся к этой группе, более адаптированы для жизни, чем дети из 1-ой группы.

      Группа 3: Захваченность аутистическими интересами. Дети стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах. Занятия стереотипичны не носят познавательного характера, цикличны. Разговоры годами на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер..

      Группа 4: Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Легкое проявление раннего детского аутизма. Дети обладают повышенной ранимостью, уязвимостью. Чувствительны к чужой оценке, избегают отношений, если чувствуют какую-то преграду.

      Коррекционная работа с ребенком рассчитывается таким образом, чтобы последовательно провести ребенка по перечисленным группам социального взаимодействия.

      Лечение детского аутизма назначается строго индивидуально.

      В НИИ Дети Индиго уверены: аутизм – не приговор. Успех лечения аутизма здесь строится на освоении достижений современной медицины и слаженной работы многих детских специалистов. Это труд, требующий колоссального терпения и огромной любви к своему делу. Если начать его вовремя, ребенок сможет пойти учиться в обычную школу.

      В качестве лечения аутизма в Центре «Дети Индиго» применяют следующие методы:

      Микрополяризация — высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии. Микротоки, схожие с естественными импульсами головного мозга стимулируют восстановление поврежденных структур мозга и нормализуют их работу. Терапия хорошо переносится детьми различного возраста. Методика, разработанная питерскими врачами, около 10ти лет успешно применяется в медицинских центрах по всему миру. В Челябинске метод представлен исключительно в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» на Каслинской, 97В.

      Томатис терапия ( носит название по фамилии изобретателя ) – педагогическая программа для стимуляции развития мозга. Особым образом подобранные комбинации звука тренируют мышцы уха, а, следовательно, мозг, что заставляет его работать быстрее, четче и эффективнее.

      Логопедический массаж – комплекс индивидуально подобранных упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений. Различают пальчиковый и зондовый логопедический массаж. Проводится в форме игры.

      Су джок терапия — стимуляция биологически активных точек на кистях и стопах массажем, семенами растений, магнитами, цветом. Помогает гармонизировать ток энергии в организме и восстановить утраченные функции внутренних органов. Эффективна при лечении ДЦП, при речевых и моторных нарушениях, нервозности. Проводится в форме игры.

      Песочная терапия – эффективный метод работы с замкнутыми и гиперактивными детьми, с аутистами. Развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и творческий потенциал ребенка.

      Внутритканевая электростимуляция на аппарате Герасимова (ВТЭС).

      Высокоэффективный способ лечения болей различного происхождения: головные боли, мигрени, мышечные судорожные боли, боли неврологического происхождения. Благодаря ВТЭС удается снять даже непрекращающийся и непереносимый болевой синдром всего за несколько сеансов без лекарственного воздействия. Специальные импульсы тока подаются в зону поражения, улучшает кровообращение тканей, ликвидирует застойные явления, восстанавливает пораженные нервы. Детям ВТЭС проводят без прокола кожных покровов. Процедура безболезненна и хорошо переносится детьми.

      Лечебная физкультура при неврологической патологии назначается с оздоравливающей или профилактической целью. Оказывает комплексное благотворное воздействие на системы и функции организма. Позволяет восстановить временно нарушенные и максимально компенсировать утраченные функции. В зависимости от показаний для каждого ребенка комплекс физических упражнений подбирается индивидуально. Существуют упражнения, направленные на улучшение координации движения, формирование двигательных навыков (ходьба, стояние, манипуляции с бытовыми предметами), антиспастические (снимающие мышечный тонус) и идеомоторные (посыл мысленного импульса в тренируемую группу мышц) упражнения. Занятия проводятся под наблюдением опытного специалиста реабилитолога. Обычно лечебная гимнастика назначается в сочетании с массажем и физиопроцедурами.

      Хорошо зарекомендовал себя в лечении детской неврологической патологии. С первых месяцев жизни при перинатальных поражениях центральной и периферической нервной системы массаж позволяет значительно снизить риск инвалидизации ребенка и способствует формированию правильных двигательных навыков.

      Доверить своего ребенка можно только опытному квалифицированному массажисту. Специалисты НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» прошли профессиональную подготовку и помимо богатых практических навыков, владеют знаниями анатомии, физиологии и других медицинских отраслей.

      Метод электролечения модулированными токами малой силы. Обладает обезболивающим эффектом, уменьшает венозный застой, улучшает кровоснабжение, ликвидирует отеки, повышает тонус и двигательную активность различных групп мышц.

      Ультразвук давно и хорошо зарекомендовал себя как эффективный физиотерапевтический фактор воздействия. Ультразвуковая терапия может назначаться как самостоятельно, так и служить частью составленной врачом схемы лечения. Этот метод позволяет снизить медикаментозную нагрузку на детский организм и связанный с ней риск побочных эффектов. Ультразвук стимулирует обменные процессы в клетках, способствует усилению их жизнеспособности и ускоряет восстановление поврежденных тканей.

      Усиливает эффективность других методов лечения, в том числе – медикаментозных. Накожный лазер – наиболее щадящий метод воздействия, рекомендуемый для лечения детей. Оказывает болеутоляющее, противоотечное, противовоспалительное, спазмолитическое воздействие. Восстанавливает и активизирует сосудистую системы и способствует скорейшему восстановлению пораженных тканей.

      Это — щадящий способ медикаментозного воздействия на детский организм. Под действием электрического поля раствор лекарственных веществ интенсивно проникает через кожу и слизистые оболочки и оказывают свое целебное воздействие, не перегружая выделительную систему. Метод легко переносится детьми любого возраста.

      deti-indigo74.ru

      Аутизм. Наказание или дар?

      Среди рождающихся последние десятилетия детей по непонятной причине все больше становится аутистов. Не исключено, однако, что этот загадочный недуг, так до конца еще и непознанный, просто научились наконец дифференцировать, отделив его от таких психических заболеваний, как слабоумие, дегенератизм и шизофрения, и дав самостоятельное название. («Аутизм» означает «погружение в себя», от греческого Autos — сам).

      Во многих странах, включая Россию, до сих пор не признают такого диагноза, предпочитая заменять его словом «шизофрения». Поскольку именно в Соединенных Штатах начали уделять данной проблеме повышенное внимание — в ученом мире, в медицинских учреждениях и в прессе — то сложилось ошибочное впечатление, что аутизм — явление, характерное в первую очередь для американских детей, что это едва ли не болезнь века, самая распространенная в Америке, о которой написаны уже тонны статей. Детским аутизмом озабочены родители, учителя и врачи. Его боятся и перед ним благоговеют. Парадокс! Так что же это за явление такое?

      Можно сказать сразу, что ответа на этот вопрос пока толком не знает никто. Но каждый стремится высказать свое мнение. Иметь ребенка-аутиста для родителей сущее наказание. Из-за полной его некоммуникабельности и неспособности себя обслужить это круглосуточная проблема в доме, требующая удесятеренного внимания взрослых.

      Ведь если его вовремя не покормить, он может и умереть с голода, так и не поняв, что хочет есть (или напротив, может есть безостановочно). И даже если перед ним поставить еду, он ее не заметит, пока ему не подскажут, не подтолкнут. От полной внешней инертности аутист может впадать в другую крайность, становясь вдруг раздражительным и агрессивным до несносности.

      Считается, что количество рождающихся аутистов начало резко возрастать, начиная с 1980-х. Любопытная параллель — примерно на то же время приходится появление в нашей среде детей индиго. Как представляется, между ними существует прямая связь. Но если дети индиго в своем внешнем проявлении мало чем отличаются от обычных детей, то аутисты — это как бы другая раса (или подраса), не сумевшая адаптироваться в социуме.

      Считается, что отличительные особенности аутиста, помимо упомянутых выше — повторяющееся поведение (явления «параноидной симптоматики» — психического автоматизма, зацикленности на каком-либо предмете, явлении, идее, движении), задержка в развитии, ограниченность или отсутствие интересов и нежелание идти на контакт с окружающими.

      «Аутизм — болезненное состояние психики; уход индивида от контактов, потеря способности к пониманию окружающей действительности и ориентация на мир собственных переживаний», — можно прочесть в специальной литературе.

      Это неправда, что аутист теряет способности к пониманию окружающей действительности. Он ее чувствует и понимает гораздо лучше и глубже любого из нас. А вот чего он действительно не в состоянии понять, так это поступки и мысли другого человека, что и рождает в нем зачастую неконтролируемый, почти панический страх. Поэтому аутисты, как правило, стараются избегать встречи с незнакомыми людьми. Дефицит социального взаимодействия происходит не по их воле, а вопреки ей.

      Аутист жаждет контакта и привязанностей, но природа наистраннейшим образом отгородила его от внешнего мира непреодолимым барьером. Он, словно в изолированной капсуле, сидит в своем теле, все видит, все слышит, все понимает и чувствует, но не имеет возможности выбраться из этой капсулы наружу, вступить с окружающим миром в контакт.
      Немая, неумелая,
      От мира за стеной.
      Зовется аутизмом
      Недуг проклятый мой, — написала 8-летняя Соня Шаталова, стопроцентный аутист с ярко выраженными симптомами, неспособная членораздельно выговорить ни единого слова. Она сама не вспомнит, что ей нужно поесть. Для того, чтобы она взяла в руки ложку, ручку или карандаш — ее нужно стимулировать извне (в частности — касанием ладошки). И тогда маленькая неуклюжая, дебильного вида девочка начинает выводить удивительные слова, от которых мороз бежит по коже:
      Мне страшно. Голова гудит.
      Там мечутся слова и просятся уйти.
      Но рот мой на замке,
      А ключ к замку в мозгу —
      И как его достать?
      Ну помогите ж мне!
      А вдруг их люди не поймут?
      Сквозь рот мой проходя,
      Изменятся слова, и мир не примет,
      Оттолкнет, а вместе с ними — и меня?
      Как жить? Мне страшно. Голова гудит.
      Ученые склонны считать, что аутизм возникает из-за патологии и нарушений головного мозга. Однако однозначного мнения на этот счет не существует. Аутизм не только не лечится, но и механизмы, его вызывающие, остаются пока загадкой. Я не ставила перед собой задачи углубляться в медицинские аспекты данной проблемы — о них можно говорить много и долго, но это скучно. Скажу только, что ответа на то, что такое аутизм, ищут специалисты разных областей — от генетиков и психиатров до оккультистов. Последнее совсем неудивительно, поскольку, с одной стороны, это недуг, а с другой — дар, причем непостижимый, таинственный, почти мистический.

      Не посылает ли нам провидение целую армию савантов-аутистов (Синдром саванта, савантизм — проявление у человека экстраординарных способностей в одной или нескольких узких областях, об этом чуть ниже.) со взглядом, обращенным прочь от заблудшего человечества — вглубь себя, в бескрайние просторы неведомого, чтобы отыскать там утерянные нами ориентиры?
      «Череп — маленькая костяная коробка, в скелете, в которой заключена Вселенная», — написала Соня Шаталова в те же 8 лет.

      Аутизм и гениальность

      Те, кто близко сталкиваются с такими детьми, как Соня, начинают осознавать, что аутизм — не болезнь, а особое, альтернативное состояние бытия индивида. Более того — он теснейшим образом связан с понятием гениальность. Американские генетики даже сумели опытным путем обнаружить и выделить у одаренных людей некий особый ген, названный ими «ген гениальности», который, как правило, сопровождается «геном шизофрении».

      По результатам исследований европейских и американских ученых, процент гениев и высокоодаренных людей среди аутистов равен примерно 20-ти, а среди, так сказать, нормальных людей не превышает 0,001. Так кого же из этих двух групп следует поставить в авангард человечества?

      Есть саванты-аутисты (частичные, что ли), у которых отсутствуют внешние аномалии (в поведении, движениях, речевых дефектах), выражаясь в основном в особом складе ума, в супервозможностях мозга, в первую очередь — в уникальной способности скоростной обработки информации и глубине проникновения в суть вещей. Им свойственно зацикливание на чем-то одном (так необходимое для настоящего прорыва в науке) — до полного разрешения поставленной перед собой задачи.

      Считается, что в той или иной степени аутистами были Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие гении и вундеркинды. Всем им были свойственны зацикленность на какой-либо конкретной идее или предмете, странности поведения до неадекватности, неумение контактировать с людьми и обеспечивать себя средствами к существованию. У некоторых из них (у Ньютона, в частности) были проблемы с речью.

      Соня Шаталова, которой сегодня уже 18, самостоятельно научившись в раннем возрасте выражать себя через перо и бумагу, приоткрыла нам — всем людям в целом, уникальный внутренний мир ребенка-аутиста. Она с детства обладает абсолютной грамотностью, фотографической памятью и непостижимыми познаниями о мире.

      Один священнослужитель, приехавший в «Лагерь реабилитации инвалидов детства» со своим больным ребенком и познакомившийся там с 10-летней Соней, написал: «В лагере я встретил детей, производящиx впечатление идиотов (в буквальном смысле), и среди них — маленькую невзрачную девочку Соню, которая не может сказать ни слова. И это не речевая проблема, а психологическая. Когда к ней обращаешься, кажется, что она и не слышит и не слушает, да и не способна слушать. Она отключена. В быту беспомощна как двухлетний ребенок, не способна на самую простую ручную работу (полить из лейки цветы), может часами монотонно ходить по кругу. И вдруг оказывается, что за такой завесой у Сони глубокий внутренний мир и внутренняя речь».

      Принято считать, что аутисты лишены привязанностей и эмоций, что варясь как бы в собственном соку, они не замечают ничего вокруг, не способны ни любить, ни восторгаться чем-либо, ни тем более ценить красоту. Соня полностью опровергает это заблуждение.

      Каждый год в ее классе, на литературном кружке учитель просил учеников дать афоризмы-определения различным понятиям. Вот лишь некоторые из тех, что написала эта «отключенная от внешнего мира» девочка в возрасте от 8 до 10 лет:

      Книга — вещь, в которой можно сохранить знания и чувства людей во времени, способ разговора с многими людьми сквозь время.
      Лошадь — большое, тёплое, четырёхкопытное счастье.
      Птица — воплощённая мысль Бога о песне и полёте.
      Собака — лающее воплощение верности и покорности.
      Бабочка — главная примета летнего счастья.
      Ветер — воздух, который не любит покоя.
      Ураган — сошедший с ума ветер.
      Грех — короста на душе, отделяющая человека от Бога.
      Детство — восход судьбы в человеческой жизни.
      Душа — это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной.
      Жизнь — дуновение щедрости Божией на сотворённую Им природу.
      Знакомство — встреча разных пониманий мира, или даже разных миров.
      Мудрость — мера между «мало» и «много».
      Музей — консервы времени.
      Музыка — песня Бога в восприятии человека, гармоничное сочетание звуков и эмоций.
      Мысль — самая мощная после любви сила в мире.
      Наука — познание, основанное на сомнении. Система познания, в которой нет места вере.
      Спираль — застывшая в танце прямая.
      Судьба — это жёсткие событийные границы жизни отдельного человека.
      Ухо — ловушка для звуков у живых существ.
      Фантазия — ткань для украшения существования души.
      Человек — такое живое существо, у которого есть разум, речь, умелые руки и способность решать, как всё это использовать.

      Практически сразу после появления на свет, еще в роддоме, новорожденная (подчеркиваю) аутистка Соня пережила клиническую смерть. А когда научилась через письмо выражать свои мысли, описала во всех подробностях все, что с ней произошло. Сначала она испытывала страшную боль во всем теле. «Говорят, что младенцы не понимают, где у них руки-ноги-внутренности. Зря говорят. Когда больно, всё очень понятно». Потом она увидела черную дыру и услышала «звук, как большой колокол».
      «Наконец я отодралась от тела и пролетела через дыру. Я была под потолком. И вся боль, и колокол, и дыра исчезли».
      «Мне было никак. Я видела сразу всё во все стороны и через стенки и пол и сзади. И ещё лучи как нити цветные бледные, они были как густая сеть в пространстве. Внизу в ящиках на колёсах лежали дети. Подо мной лежал ребёнок с жёлтой головой, запеленатый. Из головы торчала иголка с трубочкой. Я поняла, что это моё тело, и удивилась какая я маленькая. И мне было спокойно, а по ощущениям никак.
      Я подумала, где мама, и увидела ее. Она стояла в коридоре, далеко, за многими стенками и разговаривала с тётей. Мама была такая родная, и я захотела к ней. Я позвала маму, но у меня не было никакого голоса. И я захотела приблизиться к маме, но не смогла, потому что появилось световое пятно. Оно было из розово-серебряного света, радостное, тёплое, глубокое. Оно было в воздухе надо мной и стало меня притягивать. Я поняла, что если я пойду в это пятно, то попаду к Иисусу, но тогда я не буду с мамой. А я хотела к Иисусу и хотела к маме, и не знала, что хочу сильней. Я опять громко позвала маму, и она услышала. У меня изо рта вылетел зелёный лучик и долетел до мамы, и у мамы в ответ из груди вышел розовый луч. Он долетел до меня и попал мне в сердце. И в сердце стало тепло и радостно. А потом луч стал меня мягко, плавно опускать на моё тело, и снова звук послышался, как мелкие колокольчики. А мы с моим телом уже были в другой комнате, и тело положили в стеклянный ящик, и совали в рот трубку, и в голове и в руке и под шеей иголки, и провода вокруг тела. И я опустилась на себя и вдруг оказалась внутри, и оказалось, что я могу дышать. Боль появилась снова, но уже не такая сильная, а розовый мамин луч меня держал, и это — счастье».

      Мне многое довелось прочесть и услышать о людях, переживших клиническую смерть. Но чтобы новорожденный ребенок так же чувствовал, как взрослый, да еще и сохранил память бестелесного опыта! Такое может говорить лишь об одном — что душа наша не имеет возраста, что само понятие возраста присуще лишь нашему телу.

      Социальная адаптация аутистов

      В России дети с ментальными и поведенческими отклонениями от нормы, то есть, от стереотипов общества, изолировались в особых интернатах для слабоумных и неполноценных. Родителям предлагалось отказаться от такого ребенка.

      Ну а в других странах, да уже частично и в России, страх и чувство отторжения перед детьми-аутистами постепенно уступают место благоговейному к ним отношению, как к чему-то таинственному, необъятному и непостижимому, заключенному в странноватую, непроницаемую оболочку. Особенно это относится к Европе и Америке. Бездетные пары, ищущие ребенка для усыновления, отдают предпочтение именно аутистам — в надежде, что им посчастливится стать родителями будущего гения.

      В Америке вообще к детям и взрослым с разного рода отклонениями от нормы отношение особое — уважительное, терпимое и гуманное, не изолирующее их от общества, а по возможности включающее в активную полезную деятельность. Для их социальной адаптации разрабатываются специальные программы. И, как результат, многие из них находят свое место в мире людей, раскрывая свои уникальные таланты.

      Вот лишь несколько примеров. Основателя и управляющего директора 13-миллиардного инвестфонда Capital Growth Fund (CGM) Кена Хибнера (Ken Heebner) с завистью и недоумением называют в деловом мире «гениальным аутистом из Бостона», «сумасшедшим гением Уолл-Стрита». Один из его фондов, CGM Focus Fund, за 10 лет вырос почти на 1000 процентов, показав прибыль за 5 лет в размере 355,2 процентов.

      Кен с детства был крепко-накрепко упакованным в своем собственном мире и режиме парнем. Его характер и стиль работы — притча во языцех. Внешне это нервный, беспокойный человек, ни на кого и ни на что не обращающий внимания, прислушивающийся только к самому себе.

      Залог его небывалого успеха в финансовых делах — в умении предугадывать тенденции рынка. «Его гениальность невозможно объяснить: Кен просто видит то, что другие не видят», — разводят руками коллеги.

      Его работоспособность за гранью возможного. Этот человек не признает отпусков, и весь свой день — с 5:30 утра и до поздней ночи — проводит за рабочим столом. Те, кто связан с ним по работе, говорят, что его мозг, подобно мощному компьютеру, обрабатывает гигантский объем информации. Он не реагирует на чужое мнение — ни коллег, ни конкурентов — играет против рынка на крупные суммы и, как правило, выигрывает. Кен, как вы догадались, савант-аутист.

      Давайте для начала уточним, что такое савант. Синдром саванта (от фр. savant — «учёный») — редкое cостояние, объясняет психиатрия, при котором люди с отклонениями в развитии (аутисты в частности) имеют «Остров гениальности» — какие-либо уникальные способности, чаще всего — феноменальную память, и наиболее ярко проявляют себя в музыке, изобразительном искусстве, математике, календарных расчётах, картографии и т.д.

      Американский ученый-психиатр Дарольд Трефферт из Университета Висконсин добрую половину своей жизни посвятил изучению савантов-аутистов. Другой ученый, Дэниел Кристинсен, профессор психиат­рии и неврологии из Университета Юты, работал в том же направлении с 1962 года. Эти два ученых, объединившись, написали книгу «Необычные люди: К пониманию синдрома одарённости» (Extraordinary People: Understanding Savant Syndrome), в которой подробно анализируют феномен уникальнейшего саванта-аутиста современности Кима Пика (Kim Peek).

      Напомню читателю, что именно Кима Пика писатель и сценарист Барри Морроу сделал прообразом героя Дастина Хоффмана — гениального аутиста в оскароносном фильме «Человек дождя» (с Томом Крузом в роли его брата). А Дарольд Трефферт был консультантом авторов фильма. «Каждый, кто хотя бы 5 минут проведет с Кимом, — говорит Морроу, — хоть в малом да пересмотрит свой взгляд на самого себя, на окружающий мир, на истинный потенциал человеческого существа».

      Вживаясь в такой сложный и необычный образ, Дастин Хоффман подолгу общался с Кимом, а потом, на пресс-конференции, посвященной фильму и его роли, за которую он получил «Оскара», Хоффман, в ответ на дифирамбы в свой адрес, сказал: «Может я и звезда, но небеса — это Ким Пик».

      Ким Пик, которому сегодня уже 60 лет, обладает феноменальной памятью и феноменальными способностями, облаченными в дебильное поведение на фоне абсолютной житейской беспомощности. Он странно ходит и двигается, не в состоянии выполнять даже простейшие бытовые действия, не может, например, застегнуть на себе одежду, но знает наизусть 9 тысяч книг. Причем читает он их не без разбора, а в соответствии со своими увлечениями. Одну страницу он «сканирует» за 10 секунд.

      «Прочитав книгу, Ким кладет ее обратно на полку вверх ногами, — пишут Трефферт и Кристинсен, — обозначая тем самым, что отныне и навсегда она записана на жёстком диске его мозга». Он вычислит в уме календарную дату в любом году вперед и назад, назвав вам день недели и фазу Луны.

      Ким извлекает нужную информацию из недр своей бездонной памяти, говорят авторы книги, со скоростью Интернета. Не зря друзья прозвали его «Ким-пьютер». Сверхпамятью и уникальными математическими способностями вундеркинда этот удивительный человек обладает с раннего детства — уже в 3 года он не задумываясь извлекал кубический корень и перемножал трехзначные числа с десятичными дробями. Но, в отличие от детей-вундеркиндов, эти свойства с годами в нем не только не закрылись, но и наоборот продолжают совершенствоваться и углубляться.

      О свойствах интеллекта и «безразмерной» эрудиции Кима Пика, «мегасаванта», как его называют, хорошо осведомлены многие американские университеты, часто приглашающие его выступить перед студентами и профессурой с лекциями на разные темы. Он приезжает на них безо всякой подготовки — весь его багаж всегда при нем. Рассказывают, что когда этот, нескладный с виду человек бесцветным монотонным голосом начинает выдавать свои сентенции, переполненная до отказа аудитория сидит, затаив дыхание, и ловит каждое его слово.

      И что интересно, не существует двух одинаковых савантов-аутистов. Каждый незауряден по-своему. Английский савант Кристофер Тейлор в совершенстве овладел 30 языками, читая иностранные газеты в соседнем с его домом пабе. А темнокожего британца Стивена Уилтшира, слабо выраженного (в плане физической неадекватности) аутиста-саванта 37 лет, обладающего феноменальной, фотографической зрительной памятью и даром художника, называют человеком-камерой. Все, на что он бросит взгляд, намертво, во всех деталях и подробностях, запечатлевается в его мозгу.

      Чтобы продемонстрировать зрителям уникальные возможности Стивена, телерадиовещательная компания ВВС организовала в 2005 году специальное шоу. Его подняли на вертолете в воздух и в течение 20-30 мин кружили над Лондоном. Стивен внимательно разглядывал панораму, раскрывавшуюся под ним, а затем, вернувшись в студию, сел перед пустым полотном 10-метровой длины и штрих за штрихом начал воспроизводить всё увиденное — пересечения улиц, площади и скверы, каменные мосты, жилые районы, небоскребы, театры и храмы, прорисовывая во всех подробностях архитектурные детали каждого здания, не уступая по достоверности аэрофотосъемке. После 5 дней практически безостановочной работы родилась панорамная карта Лондона.

      Идея Стивену (и тем, кто на его таланте делает себе карьеру и деньги) понравилась — вслед за Лондоном появилась целая панорамная коллекция самых известных городов мира: Токио, Рима, Гонгконга, Франкфурта, Мадрида, Дубаи, Иерусалима, Нью-Йорка, Сиднея, Шанхая и Брисбена (в Австралии).

      Если мозг Стивена запрограммирован на запоминание и воспроизведение зрительных образов, то мозг 13-летнего американца Мэтта Сэведжа запоминает любые звуки — от работы двигателя (по которому мальчик с легкостью на слух определяет марку машины) до самого сложного музыкального произведения. Соответственно Мэтта Сэведжа окрестили «музыкальным савантом».

      «В возрасте 6 лет, — пишут о нем, — Мэтт доводил до белого каления своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов педагог не выдержал: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок». Мэтт учителя послушался, и к 12 годам у него было издано уже 5 джазовых альбомов.

      Аутисты и компьютер

      Но лучше и комфортнее всего саванты-аутисты чувствуют себя тет-а-тет с компьютером. Именно здесь большинство из них находит свое призвание — минимум движений, не нужно ни с кем разговаривать, мучительно пытаясь понять, что имел в виду собеседник, произнося ту или иную фразу, не нужно комплексоваться за собственную неуклюжесть, костноязычие и некоммуникабельность.

      Зато можно на полную катушку использовать свой потенциал, объединив его с возможностями бездонного интернета. Компьютеры словно созданы специально для них. Они даже в чем-то похожи. При невероятной скорости обработки информации компьютерный «мозг» и мозг саванта-аутиста работает механически — в отличие от логического мышления обычного человека. Не случайно иные исследователи склонны ставить между ними знак равенства, говоря, например, что все компьютерные системы неизбежно «замыкаются на себя, заболевая аутизмом», а аутисты — своего рода биокомпьютеры.

      «Я могу мыслить исключительно в рамках бинарной компьютерной логики, — признается аутистка Сара Миллер, президент компании Nova Systems, — только черное и белое, ноль и единица, никаких полутонов. Именно поэтому многообразие нюансов чувств и эмоций других людей повергает меня в ужас. Зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языке программирования».

      За достоверность сведений не ручаюсь, поскольку никто такой информации не дает, однако ходят слухи, что только в корпорации Microsoft, у Билла Гейтса, пятая часть всех сотрудников-программистов — люди, подобные Саре, а абсолютный рекорд по количеству работающих аутистов в США и в мире удерживает Силиконовая долина.

      Легче всего аутистам общаться друг с другом, да и с обычными людьми, через сайты, форумы, фэйсбук и т.д. Открыть собственную страничку, найти единомышленников, друзей по несчастью, поделившись своими мыслями, тревогами, планами. Многие из них именно так и делают. Возникла даже своеобразная культура аутистов, общающихся и взаимодействующих между собой через интернет.

      «Мы отличаемся от других людей и никогда не сможем стать такими, как они. Да и не хотим, — пишет специалист по компьютерной графике Кевин Симпсон на своей Web-странице, целиком посвященной проблемам аутизма. — Однако мы считаем, что имеем право на уважение окружающих и место под солнцем».

      Удивительная, трогательная Соня )
      «Душа — это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной.»
      Как — то в миниатюре» Магус» я написала близкое по звучанию :
      «Кому дано услышать тишину в тишине -спросил Маг —
      Лишь тому, кто не желает только быть безупречным в собственных глазах, а в первую очередь находит радость от встреч с долгожданным безмолвием -где высшей силой является не бесчувственный Абсолют, а те излучения его энергетического поля, излучение того света любви и добра, которые рождаются при соприкосновении эманации Единого с эманациями Божественного в Человеке.
      И я бы добавила сейчас -пУСТОТА ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТОЛЬКО сАТАНОЙ .

      Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

      Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

      © Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

      www.proza.ru