Что такое аутизм и его проявления

Признаки аутизма у детей

Аутизмом называется сложная болезнь, одна из форм психического расстройства, возникнуть которая может по разным причинам. Наиболее яркие проявления ее случаются в детском возрасте. Определение болезни включает общее расстройство личности, слабое развитие, во время которого наблюдается минимальный набор эмоций, нежелание общаться с людьми. Слово «Аутизм» означает замкнутость внутри у себя. Признаки аутизма у детей 2 лет можно увидеть невооруженным взглядом. Ребенок явно отличается от остальных, кажется не таким, как другие.

Человеку при такой болезни свойственно уходить во внутренний мир, никакого желания общаться с кем-то «снаружи» при наличии заболевания нет. Социальный смысл в действиях больного человека не просматривается. Причины возникновения аутизма до конца непонятны. Учеными выделяется несколько основных версий, вплоть до генетической предрасположенности. В 3 года синдром уже проявляется, родители замечают изменения малыша, отличие его от остальных.

Этот возникающий неожиданно диагноз чаще всего ставится детям от 3 лет. Если ребенок повзрослел, он редко может заболеть, если раньше никаких проявлений болезни не было. Взрослые с болезнью ведут себя по-разному. Имеются характерные первые признаки как в мыслительных процессах, так и во внешности.

Особенности поведения ребенка

Симптомы детского аутизма многочисленны. Зависеть они могут от возраста, но есть определенные черты характера, которые присутствуют у каждого больного. В поведении подобные проявления наблюдаются в следующем:

  1. Нарушаются социальные контакты, взаимодействия.
  2. Интересы сильно ограничены, особенности проведения игр выделяются среди прочих.
  3. Имеется склонность к повторению действий.
  4. Нарушается вербальное общение.
  5. Интеллект развит хуже, чем у здоровых детей.
  6. Чувство самосохранения отсутствует полностью, или занижено.
  7. Жесты, мимика, походка отличаются от норм.

Социальные контакты

Детский аутизм часто проявляется в подобных нарушениях. Ребенок проживает жизнь в собственных мыслях, внутренняя жизнь заставляет его не обращать внимания на то, что происходит вне его головы. Коммуникабельность значительно занижена, наблюдается явное избегание общения со своими ровесниками.

Важно знать, что представляет собой аутизм, как он проявляется. Первые проявления болезни заключаются в нежелании малыша сидеть у матери на руках. Ребенок двигается мало, наблюдается инертность. Новые игрушки не вызывают радости, поднятия настроения. Малыш проявляет минимальную реакцию на яркое освещение, сильные звуки, он редко улыбается. Явное оживление, которое прослеживается у каждого малыша, у больных детей отсутствует.

Если говорить о том, что такое аутизм, ответ будет неоднозначен. По сути, это простой в развитии, уход в себя. Например, малыш не отзывается, когда его называют по имени, не проявляет реакции на любые стимулы. Очень похоже, что он просто глухой. Обычно родители замечают отклонения и обращаются к доктору, чтобы проверить слух малыша.

Если с малышом пытаются наладить контакт, реакция может быть разной. Случаться может как агрессия, страх, так и другое проявление аутизма у таких детей. Одно из основных проявлений – отсутствие контакта глазами. Подобные два или более проявления наблюдаются не у каждого больного, встречаясь в особо тяжелых видах болезни, потому малыш часто никак не реагирует на то, что на него смотрят. Ребенок может смотреть как будто сквозь того, кто на него смотрит.

Чувства дети с аутизмом проявляют, но у них эмоциональный набор минимален. Они нечасто улыбаются, лицо постоянно застыло в одном выражении. Иногда встречаются малыши с нормальной мимикой, набором эмоций. При взрослении ребенок все сильней углубляется в себя. Одним из явных проявлений болезни является неумение общаться с членами своей семьи. За первый – второй год изменения могут быть существенными, улучшения в развитии или значительный регресс будет явным.

Малыш учится обслуживать себя сам, прослеживается нежелание обращаться за помощью. Откуда берется аутизм с синдромом Аспергера, до конца непонятно. Появляться заболевание может даже из-за курения матери как в период беременности, так и длительное время до этого.

Физические контакты проявляются минимально, почему возникает неприятие ребенка среди сверстников. Если у него просят дать что-то из рук в руки, скорее всего он бросит предмет на пол, а не передаст его. Так прослеживается ограниченность при взаимодействиях с окружающим миром. Большая часть таких детей не любит объятия, любые другие физические контакты.

До сих пор непонятно, почему появляется аутизм у детей, и причины его распознать на данном этапе развития медицины невозможно. Проблемы становятся заметны, когда малыша начинают водить в детский сад. Если его пытаются посадить с кем-то за один стол, или завлечь одной общей забавой, он может проявлять себя совершенно неожиданно. Бывает сильная активность, или полное игнорирование окружающего мира. Аутисты могут не проявлять никакого интереса к общим забавам, или просто испугаться, спрятаться. Иногда проявляется сильная агрессия, направленная на сверстников.

Особенности проведения игр у больных аутизмом детей

Примерно каждый пятый новорожденный проявляет полное безразличие к любым играм. Если у малыша имеется интерес, в большинстве случаев он направлен на одну игрушку, или любому предмету. Аутичный грудничок повторяет свои действия, каждый раз делая одно и то же. Груднички могут долго смотреть на положенную к ним игрушку, тем самым проявляя интерес, но браться за нее не будут.

Дети немного старше, больные аутизмом, способны часами смотреть в одном направлении, смотреть один и тот же мультфильм. Такая увлеченность одним занятием может пугать родителей. Если попытаться оградить от занятия, частой реакцией бывает недовольство.

Детский аутизм проявляется в том, что малыши редко проявляют интерес к творческим играм. Например, если дать ребенку куклу, он не начнет ее переодевать во всевозможные наряды, играться с ней. Будут однообразные действия, например, постоянное расчесывание волос или поглаживание игрушки. Такое действие может повторяться очень долго, за день большое количество раз. Если малыш делает с игрушкой несколько действий, скорее всего они будут повторяться в той же последовательности каждый раз.

Различается у детей еще и специфика игр. Каждый третий не любит простые игрушки. Предметами интереса зачастую становятся рядовые предметы, например, ключи, куски ткани. Такие вещи зачастую привлекают детей какой-то особенностью – возможностью издавать звонкий звук, обладают яркостью, мягкостью. Ребенок выбирает один предмет и очень надолго привязывается к нему. Если будет попытка отнять игрушку у малыша, будет явное нежелание с ней расставаться. Реакция может проявиться разнообразная – запирание в себе или агрессия.

Детский аутизм выделяется среди болезней, симптомы его особенные. Такие дети могут проявлять интерес к определенному процессу. При наличии нескольких игрушек они могут часами их перестраивать по определенному признаку: росту, цвету, яркости. Важным отличием от занятий здоровых детей и больных младенцев является отсутствие социального содержания. Им не интересно, что у него в руках, какие у него свойства, он просто сортирует предметы, делая это бесцельно, долго.

Детский аутизм или синдром Каннера проявляется в нежелании пускать в свои игры других детей. Часто их привлекает не сам процесс игры, а повторение определенных действий. Примером может стать желание через каждые 5-10 секунд крутить какой-то винтик то в одну, то в другую сторону. Ребенок может смотреть, как начинает литься вода из крана, включая и выключая его. Редко в их играх прослеживается стремление к творчеству.

Стереотипия

Аутизм у детей встречается редко, признаки его явно заметны. У ¾ больных детей наблюдается склонность к повторяемости действий – стереотипии. Наблюдается проявление как в манере разговаривать, так и во всех действиях. Часто можно наблюдать двигательные стереотипии, проявляющиеся в однообразном изменении положения головы, повторяющихся движениях рук.

Аутизм у подростков проявляется следующими видами стереотипии:

  • нажатие на кнопку выключателя для зажигания света;
  • пересыпание из одной емкости в другую сыпучих предметов;
  • качание игрушки из одной стороны в другую;
  • движения под определенный счет в любой игре;
  • разрывание бумажек;
  • напряжение в конечностях, потом их расслабление.
  • Иногда детский аутизм проявляется стереотипией в разговорах. Могут быть повторения определенных звуков, слов. Если ребенок слышит что-то для себя интересное, он начинает повторять это часами, не понимая, зачем он это делает. Повторения могут перебиваться другой фразой, которая также продолжает повторяться. Ему нравится следовать по одному маршруту, одеваться в одно и то же. Больные дети постоянно делают повторяющиеся движения, соблюдают определенный такт.

    Могут проявляться стереотипии в других органах, например, во вкусовых. Малыш начинает постоянно пытаться все попробовать, если ему что-то нравится, он переходит на «жевание» только этого предмета. То же самое с обнюхиванием чего-либо. Лечение детского аутизма заключается в поэтапном развитии способностей малыша до тех пор, пока он не сможет развиваться самостоятельно.

    Нарушение общения

    Детский аутизм характеризуется нарушениями речи. Проявляться это может как полным отсутствием развития разговорной речи, так и медленным ее развитием. На ранних стадиях такие моменты проявляются чаще всего. Ребенок может не разговаривать вообще, не издавать никаких звуков. Иногда развитие у таких детей проходит с увеличенной по сравнению со сверстниками скоростью. Но через некоторое время наблюдается все большее отставание, замедление прогресса.

    Ребенок перестает разговаривать со своим окружением, но начинает разговаривать сам с собой. Могут начаться лепетания, что может выглядеть настораживающе. Дети начинают неправильно пользоваться словами, хотя раньше произносили их нормально. Он начинает называть себя не в первом лице. Если вокруг малыша большое количество людей, часто он вообще перестает разговаривать. Но если остается один, свои действия часто подвергаются комментированию, он начинает сам себе что-то рассказывать.

    Причины аутизма у детей до конца не изучены, но речь часто носит странный характер. В ней присутствует большое количество непонятных слов, отрывков из ранее услышанных разговоров, какие-то фразы. Ответов на вопросы, если они задаются при посторонних людях, часто вообще не следует. Ребенок игнорирует других людей. Разговор не обилует эмоциями, речь монотонная, интонаций нет никаких. Частой особенностью речи детей с данной болезнью является восклицание в конце фразы.

    Интеллектуальные расстройства

    В 75% случаев у больных аутизмом, симптомы и лечение которого полностью зависят от ребенка, наблюдается явное интеллектуальное расстройство. Это проявляется как низкий уровень развития, или неравномерность в достижении результатов. Такие дети показывают невозможность сосредоточения, концентрации. Их интерес быстро пропадает, внимание переключается на другой предмет. Тесты, которые требуют проявления логики, проходятся такими детьми очень плохо.

    Причины детского аутизма изучены не до конца, но иногда прослеживается интерес к каким-то сферам жизни. Например, у них может наблюдаться идеальная пространственная память, слух, он может по памяти воспроизвести большие куски информации. Но такие способности часто осложняются сильным распадом личности, в результате чего вспышки интеллекта проявляются случайно.

    Снижение интеллекта редко достигает критического уровня, когда он полностью не понимает, что он делает, где находится. В большинстве случаев их уровень IQ понижен наполовину, на треть. Чем ниже уровень интеллекта у малыша, тем сложней ему адаптироваться в обществе. Аутизм у ребенка часто ограничивает его, проявляется уход в себя.

    Для многих детей не является сложностью самостоятельно обучиться простейшим навыкам. Многие сами учатся читать, понимают математику. Некоторые проявляют способности к музыке, механике и прочим наукам. Развитие интеллектуальной сферы меняется случайным образом, от резких всплесков, до сильных регрессов. О том, как лечить аутизм у детей, имеется множество литературы. Следует запастись терпением, настроиться на серьезный труд.

    Нарушение чувства самосохранения

    Если говорить о том, как проявляется аутизм, что это такое, результатом будет множество ответов. У каждого третьего больного встречается нарушение чувства самосохранения. Если их как-то задеть, часто они проявляют агрессию. Часто он не реагирует на окружающих, потому агрессивное поведение может направляться на самого себя. Они могут бить себя, кусать. Часто у них отсутствует чувство осторожности, когда он перелезает через край коляски, затем ударяется о пол.

    Лечение аутизма у детей возможно, но до выздоровления необходимо следить за чадом. Ребенок может выбежать на дорогу, где движется большое количество автомобилей, спрыгнуть с высокого объекта. Многие не понимают после получения травмы, что с ними случилось, то есть опыт не накапливается, и они могут повторить то же самое через некоторое время или сразу же. Ребенок может наносить себе увечья, но не останавливаться при этом. Такое поведение скорей всего вызвано пониженным болевым порогом. Малыши редко плачут, когда причиняют себе боль.

    Симптомы аутизма у детей встречаются самые разные. Агрессия может быть направлена на других людей. Поведение это может быть защитой, когда другой человек пытается нарушить деятельность малыша. После прекращения вмешательств в мир ребенка, он перестает резко реагировать, сразу успокаивается. То есть реакция является ответом на внешние воздействия.

    У больных детей часто можно наблюдать изменения походки. Прослеживается движение «бабочки», когда движения на цыпочках, балансирование руками. Иногда такие дети способны двигаться только вприпрыжку. Основной особенностью, на которую все обращают внимание, является необычность их ходьбы, некоторая угловатость, нелепость. Если начинает бежать, он размахивает руками, начинает сильно расставлять ноги. Дети с аутизмом ходят только по определенному маршруту по квартире, могут передвигаться боком.

    Важно помнить, что ребенка можно вылечить с течением времени, полностью или частично наладить отношения со сверстниками. Важно помогать развиваться, учить всему, что он должен знать для нормального развития.

    golovnaiabol.ru

    Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

    Ранний детский аутизм

    Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

    Причины раннего детского аутизма

    На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

    Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

    Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

    Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

    Классификация раннего детского аутизма

    Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

    По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

    С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
  • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
  • Симптомы раннего детского аутизма

    Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

    Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

    Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

    Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

    Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

    Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

    Диагностика раннего детского аутизма

    Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

  • 1) качественное нарушение социального взаимодействия
  • 2) качественные нарушения общения
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
  • Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

    Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

    Лечение раннего детского аутизма

    Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

    Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

    Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

    Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

    Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

    Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

    www.krasotaimedicina.ru

    Аутизм у детей

    Аутичность (в переводе с греческого «сам») – это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

    Аутизм наиболее ярко проявляется в трех областях:

    • Речь и коммуникация;
    • Социальное взаимодействие;
    • Воображение, эмоциональная сфера.
    • Симптомы аутизма: трудности общения и социализации, неспособность устанавливать социальные связи, нарушение речевого развития.

      При аутизме отмечается аномальное развитие всех сторон психики: интеллектуальной и эмоциональной сферы, восприятия, моторики, памяти, внимания, речи.

      Аутизм проявляется по-разному, но принято выделять четыре формы:

    • Полная отрешённость от происходящего (тяжёлая форма аутизма). Ребёнок полностью отказывается от общения с внешним миром, не откликается на просьбы и ничего не просит сам, у него не формируется целенаправленное поведение. Он не используют речь, а также мимику и жесты.
    • Активное отвержение. Для такого ребёнка важно четкое соблюдение сложившихся жизненных стереотипов, ритуалов. Для него важна окружающая обстановка, поэтому остро проблемы проявляются с возрастом при необходимости выхода из домашней обстановки и общения с другими людьми (например, поступление в сад и школу). Также для такого ребёнка характерно большое число двигательных стереотипов. Он хорошо усваивает речевые штампы, чётко связывая их с ситуацией.
    • Захваченность аутистическими интересами. Дети, относящиеся к этой группе, склонны к конфликтности, неумению учитывать интересы других людей. Они увлечены одними и теми же занятиями и интересами. Имеют обширный словарный запас, говорят «книжными фразами». Часто такие дети интеллектуально одарены, но не чувствуют подтекста ситуации, не могут воспринимать несколько смысловых линий одновременно.
    • Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Здесь основная проблема – недостаточность возможностей организации взаимодействия с другими людьми. Двигательные навыки усваиваются с трудом, речь бедна, могут теряться в простейших жизненных ситуациях.
    • Глубокий аутизм (1 группа) встречается очень редко, у одного из десяти детей. Аутизм в «чистой» форме встречается довольно редко, чаще наблюдаются отдельные его проявления. Аутизм среди мальчиков встречается чаще в 4-5 раз , чем у девочек.

      Причины возникновения аутизма до конца не изучены, но к ним часто относят: нарушение внутриутробного развития, а также истощающие болезни раннего детства.

      Симптомы аутизма зависят от его формы и от возраста ребёнка, однако его выявление возможно уже на ранних этапах развития ребёнка — это отсутствие «комплекса оживления», слабая реакция на свет и звук погремушки, более позднее узнавание матери, если узнавание присутствует, то зачастую ребёнок не проявляет эмоциональной реакции (улыбки), смотрит «сквозь» маму. В дальнейшем можно наблюдать звуковые и двигательные стереотипы. Отмечается повышенная избирательность в еде. Присутствует стремление уйти от контактов, избегание контакта «глаза в глаза». Отказывается от коллективных игр, предпочитает индивидуальные формы игры в уединении. Может играть в одну и ту же игру часами, днями, месяцами, годами. То же происходит и рисованием (например, один сюжет, изображение длительное время). Такие дети любят придерживаться определенных ритуалов, для них являются важными режимные моменты. Малейшие изменения в окружающем их мире, внешнем виде людей и самого окружения могут повлечь эмоциональные взрывы или самоагрессию, часто неожиданную и непонятную окружению.

      Аутизм может сопровождаться различными нарушениями в психической деятельности, в том числе интеллектуальной, однако у таких детей часто встречается норма или даже повышенные показатели практического (не речевого) интеллекта, что возможно использовать для коррекции и развития потенциала ребёнка. Также аутизм зачастую сопровождается речевыми нарушениями. Коррекция этих нарушений затруднена отсутствием мотивации к общению и занимает длительное время. Если у ребёнка присутствует фразовая речь, то в ней часто отсутствует местоимение «Я», он говорит о себе во втором или третьем лице, как говорят о нём окружающие. Дети с аутизмом не чувствуют границ своего тела, что затрудняет формирование навыков самообслуживания.

      Существует ещё множество проявлений аутизма, большинство из которых индивидуальны. При своевременной диагностике и коррекционной работе ребёнка с аутизмом можно подготовить к обучению в школе, развить его потенциал. Часто помощь специалиста необходима и родителям, которые остро переживают любые особенности в развитии своего ребенка. Рекомендации специалиста помогут наладить отношения в семье, улучшить коммуникацию с ребенком и компенсировать его развитие.

      Запишитесь на консультацию педагога-дефектолога и детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

      emberint.ru