Что такое слабоумие у детей

Как выявить слабоумие у детей и подростков: основные признаки, способы определения

Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.

Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.

Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Распространенность заболевания и его причины

Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.

Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.
  • Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.

    Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

    Виды и формы

    В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

    В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.

    Виды слабоумия у детей и подростков:

    Уровень IQ

    Степень умственной отсталости по МКБ-10

    Классификация в классической психиатрии

    Умственный возраст, лет

    Имбецильность не резко выраженная

    1. Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
    2. Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
    3. Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.

    Слабоумие у детей и подростков может быть резидуально-органическим или прогрессирующим:

  • Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  • Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.
  • Симптомы детской деменции

    Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

    Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

    Дошкольники (до 7 лет)

    Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

    Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

    • позже сверстников начинает ходить и говорить;
    • забывает слова, неправильно строит предложения;
    • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
    • испытывает равнодушие к внешнему миру;
    • утрачивает привязанность к близким.
    • Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

      Младшие школьники (7-11 лет)

      Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

    • учащийся с трудом усваивает новый материал;
    • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
    • не понимает смысл пословиц и поговорок;
    • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
    • забывает слова, с трудом строит предложения;
    • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
    • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.
    • Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

      Юноши и девушки (11-18 лет)

      Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

    • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
    • не следит за собой, выглядит неопрятно;
    • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
    • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
    • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
    • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

    Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

    О симптомах умственной отсталости в этом видео:

    Диагностика

    При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

    По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

    Психологическое тестирование

    Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:

    1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
    2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
    3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
    4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.
    5. Лабораторное исследование

      При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

      Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.

      Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.

      Инструментальное обследование

    6. Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
    7. Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
    8. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
    9. Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.

      Тактика лечения

      Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.

      Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.

      Нейролептики

      Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.

      Противосудорожные препараты

      При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.

      Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.

      Биогенные стимуляторы

      В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.

      Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.

      Витамины группы В

      Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.

      Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.

    10. симптомах и лечении у пожилых людей;
    11. причинах развития слабоумия в раннем возрасте;
    12. связи деменции с другими болезнями;
    13. разнице в проявлениях у мужчин и женщин;
    14. о том, как вести себя родственникам с больным человеком и нужен ли ему сестринский уход;
    15. возможна ли профилактика недуга и в чем она заключается.
    16. Психологическая помощь

      Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.

      Виды психологической помощи при слабоумии:

      Помощь слабоумным детям и подросткам

      Помощь родственникам слабоумных детей и подростков

      • постоянное подбадривание, внушение надежды, похвала, сопереживание;
      • обучение, побуждение, разъяснения и советы;
      • решение повседневных проблем
      • чередование режимов ухода за больными и отдыха;
      • регулярная смена обстановки;
      • абстрагирование от проблем больного ребенка и переключение внимания на позитивные вещи
      • Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.

        О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:

        Прогнозы, продолжительность и качество жизни

        Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.

        Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.

        На второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.

        При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.

        Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).

        Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.

        Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.

        nerv.guru

        Виды слабоумия у детей

        Состояния слабоумия бывают различными не только по степени выраженности, но и по своей клинической картине, обусловленной причиной, вызвавшей это расстройство, а также разнообразными сопутствующими факторами.

        Выделяются врожденные и приобретенные формы слабоумия. Врожденные формы называются олигофренией, приобретенные — еще с начала прошлого века именовались деменцией. Олигофрен родился нищим духом, а человек с дементным пороком был богачом, но утратил свое богатство вследствие психического заболевания — так французский психиатр Эрнест Шарль Ласег (1816— 1883 гг.) характеризовал эти две формы интеллектуального дефекта. Олигофрения — это сборная группа самых различных заболеваний, общим для которых является врожденное или рано приобретенное (до двух-трехлетнего возраста) недоразвитие высших психических процессов — в первую очередь интеллекта. У олигофрена может быть хорошая или плохая память, но общим для всех является слабость абстрактно-логического мышления. Что-то запомнить он может, но объяснить смысл, обобщить, проанализировать он не способен в такой степени, в какой ни доступно интеллектуально полноценному сверстнику.

        Олигофрения достаточно стабильное расстройство, оно не наростает, а с годами, как правило, внешне уменьшается (но только внешне — суть же остается прежней). С годами олигофрен в той или иной степени приобретает навыки, знания, иногда может к слову и к месту вставить то или иное удачное выражение, но смысл явлений ему малодоступен.

        Американские психиатры термин «олигофрения» не употребляют так часто, как европейские. Они предпочитают говорить об умешенной отсталости. Этим термином они называют разные виды пониженной интеллектуальной деятельности, сформировавшиеся в период становления личности. В индустриально развитых странах примерно у 3 % населения определяется умственная отсталость. Впрочем, поскольку в разных странах разные критерии оценки умешенной отсталости, то подобные цифры притаимся далеко не всеми. Как бы там ни было, но число умственно отсталых во всем мире растет. Это связано не только с улучшением диагностики, ранней выявляемостью психических заболеваний и т. д., но и с усложнением школьных программ: чем сложнее программы, тем больше диагностируется психических аномалий, при которых некоторые дети не способны равномерно и эффективно усваивать новую информацию. Дело тут не в степени информированности, а в существе дела. Иначе всех неграмотных можно было бы отнести к олигофренам. Дело в сообразительности, умении схватить информацию на лету, быстро понять смысл явления.

        Умный от глупого отличается умением выделить главное, понять скрытый, не лежащий на поверхности смысл, увидеть взаимосвязь процессов. Порой олигофрен вроде бы знает много, но это не творческие знания: тут такое же различие, как между информированностью и образованностью. Олигофрен в лучшем случае информирован — не более. Он не способен к сложному творчеству.

        Как и опытный кроссвордист, который мгновенно решает кроссворд, но все равно не является глубоким специалистом, не является образованным,— он всего лишь информирован. Но порой информированность мы принимаем за образованность. Так и с олигофренами: иногда их не разглядывают вовремя, принимая информированность, натасканность за способность к настоящему абстрактно-логическому мышлению, свойственному психически гармоничному человеку, мышлению, без которого нет ни ума, ни разума.

        Каковы причины олигофрении? Их множество. Вот главные.

        По мнению ряда авторов, не менее трех четвертей всех случаев олигофрении вызваны поражением развивающегося мозга ребенка, пока он пребывает в лоне матери. Сюда же относится и наследственная олигофрения, так как многие наследственные болезни обмена веществ, нарушающегося внутриутробно и в первые 2—3 года жизни, сопровождаются выраженной умственной отсталостью.

        Пьянство родителей, болезни матери в период беременности, тяжелые роды — это и многое другое могут приводить к разнообразным физическим и психическим уродствам ребенка.

        Тему изломанного детства, причиной которого бывают разные неблагоприятные факторы, в том числе и пьянство матерей, хорошо раскрыл в рассказе «Страсти-мордасти» Максим Горький. Писатель рассказывает о семье, находящейся на самом дне жизни. Мать — пьяница и проститутка, сын — от рождения безногий. Оба влачат жалкое существование. Мать ко всему еще больна сифилисом. От такой женщины не может родиться полноценный ребенок.

        По выраженности интеллектуального дефекта все олигофрении делятся на три степени: примерно у 75 % всех олигофренов отмечается легкая степень недоразвития интеллекта (дебильность), у 20 % — средняя степень (имбецильность) и у 5 % — идиотия. Дебилы учатся во вспомогательной школе; олигофрены с легкой степенью дебильности приспосабливаются к условиям жизни намного лучше, чем дети с выраженной дебильностью, но все же и те и другие не становятся полноценными. Выделяют простые, атипичные и осложненные формы олигофрении.

        Пока мы говорили только о простых формах олигофрении, при которых структура психического дефекта равномерна и приспособляемость определяется степенью интеллектуальной неполноценности. При атипичных формах наблюдается неравномерная структура умственного недоразвития: что-то явно недоразвито, а что-то развито хорошо или даже отлично. Чаще всего в жизни встречается осложненная олигофрения, когда наряду с типичными для этой болезни нарушениями интеллекта выявляются и другие психопатологические синдромы, не имеющие к олигофрении прямого отношения, но, как правило, вызванные теми же причинами, что и умственный дефект. При осложненной олигофрении бывают судорожные припадки, расстройство поведения, а также другие нарушения, входящие в компетенцию психиатра. Иногда олигофрения сочетается с параличами, другими двигательными расстройствами.

        Если причина олигофрении известна, говорят о диффиринцированых олигофрониях, в отличие от недифференцированных, когда выделить основную причину болезни не удается. Болезнь Дауна и болезнь Феллинга считаются классическими видами дифференцированных олигофрений.

        Некоторые (и первую очередь грубые) формы умственной патологии заметны с раннего детства, но значительная часть их выявляется ко времени определения ребенка и школу. Иногда, проучившись в первом классе обычной школы, такой ребенок направляется на медико-педагогическую комиссию, которая решает, в какой школе — обычной или вспомогательной — ему учиться в дальнейшем. Отбирать детей во вспомогательную школу — всегда нелегко. Это требует от врача большого внимания, здравомыслия, терпения и мужества. Тут порой непросто отличить умственную отсталость от временной задержки психического развития, хотя и вызванной теми же причинами, что олигофрения.

        Дети с временной задержкой психического развития должны учиться не во вспомогательных школах, а в специальных школах для таких детей и классах «выравнивания» массовых школ, где в условиях меньшей наполненности классов специальными занятиями осваивают массовую программу.

        Причины задержки психического развития те же, что и олигофрении, но все-таки роль сугубо биологических факторов тут не превышает роли сугубо социальных причин. К последним, в частности, относится недостаточная подготовка детей к школе, вследствие чего им трудно учиться. Вина всецело ложится на родителей, которые уделяют детям мало внимания. Недостаток положительных и своевременных социальных влияний может вызвать состояние детренированности психических процессов, поэтому продуктивность ребенка может быть низкой, а это приводит к дальнейшему социальному расслоению, ибо биологически примерно одинаково развитые сверстники оказываются в психическом отношении разными: одни выносливы, сообразительны, приучены к интеллектуальному труду, другие — нет. Впрочем, в отношении такого механизма задержки психического развития существует много мнений. Бесспорно лишь то, что такие расстройства встречаются очень часто.

        Допустим, у ребенка церебрастенический синдром, о котором мы уже говорили. Такому ребенку трудно успевать за сверстниками, он быстро устает. Если церебрастению своевременно не подлечить, то постепенно будет накапливаться дефицит информации и ребенок начнет заметно отставать от сверстников, но не по части сообразительности, а по части продуктивности занятий.

        При наличии у школьника синдрома двигательной расторможенности тоже возможны внешние признаки задержки психического развития. Ведь такой ребенок за все хватается, ни на чем не может остановить свое внимание. Вот и появляется дефицит информации. Тем более что педагоги с такими детьми занимаются мало.

        При всех задержках развития страдает не абстрактно-логическое мышление, а выносливость, продуктивность, информационный запас. Однако нередко бывает трудно сразу же решить, что у ребенка — задержка психического развития или легкая дебильность. Иногда не стоит торопиться с окончательным выводом. Понятно, что прогноз задержки психического развития обычно благоприятнее прогноза олигофрении в степени дебильности.

        Проблеме олигофрении уделяется большое внимание в большинстве стран, ею занимаются не только врачи (психиатры, невропатологи, физиологи, педиатры и т. д.), но и педагоги-дефектологи.

        Если вам понравилась статья поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

        childs-illness.ru

        Слабоумие у ребенка и взрослого: признаки и симптомы

        Все заболевания, которые связаны с необратимыми патологиями структур головного мозга у детей в процессе постэмбрионального и эмбрионального развития и проявляющиеся в результате этого разными психическими проблемами и интеллектуальной недоразвитостью, объединены в общий термин олигофрения или слабоумие у детей. По решению ВОЗ, совокупность заболеваний этого типа определяют как умственная отсталость, которой присвоен код по МКБ 10-F70-F79.

        В Америке в законодательном порядке любые виды нейрокогнитивной неполноценности называют intellectual disability – то есть, интеллектуальной инвалидностью, определение «олигофрения» или «слабоумие» в западной современной психиатрии уже практически не употребляется.

        Причины слабоумия у детей

        Причины слабоумия у детей в детской психиатрии принято разделять на постнатальные (при родах, во время новорожденности и первых нескольких лет жизни), антенатальные (патогенные факторы, которые воздействуют на плод в процессе беременности) и наследственные (хромосомные нарушения и генные аномалии, на их долю приходится около 80% патологии).

        Причины наследственного слабоумия у ребенка, как правило, обоснованы нарушениями в наборе хромосом либо их патологиями. Определим только самые распространенные:

      • 13-я хромосома – болезнь Патау;
      • 21-я хромосома – болезнь Дауна;
      • Нарушения в хромосоме 4p – болезнь Вольфа-Хиршхорна;
      • Нарушение фрагильной хромосомы – болезнь Ретта у девочек и Х-сцепленное заболевание у мальчиков;
      • Нарушение хромосомы 15р – болезнь Прадера-Вилли, хромосомы 9p – болезнь Альфи;
      • Патологии хромосомы 5p – олигофрения при синдроме кошачьего крика.
      • Все это ярко выраженные виды симптомов слабоумия у детей, когда нарушения развития разных структур головного мозга – это следствие дефектов хромосом.

        Самые распространенные причины слабоумия у детей, которые связаны с наследственностью, обусловлены нарушением метаболизма: нарушение обменного процесса аминокислоты фенилаланина (фенилпировиноградная олигофрения), нехватка йода (неонатальный тиреотоксикоз), нехватка лизосомального фермента (нейрональный цероид липофусцинов), недостаток аргинин расщепляющего фермента (гипераргининемия) и т. д.

        Антенатальные причины появления слабоумия у ребенка в себя включают:

      • плацентарную недостаточность (задержка развития плода в утробе матери);
      • внутриутробную хроническую гипоксию плода (нехватка кислорода);
      • перенесенная краснуха при беременности (приводит у ребенка к рубеолярному слабоумию);
      • заболевания матери (токсоплазма, сифилис, цитомегаловирус, вирус герпеса);
      • тератогенное действие на плод этанола (спиртного), а также некоторых принимаемых во время беременности лекарственных препаратов (аспирина, антибиотиков, изотретиноина, варфарина и т. д.);
      • токсическое действие паров ртути, свинца, фенола, пестицидов;
      • преждевременные роды, преэклампсия;
      • высокий уровень ионизирующей радиации.
      • К постнатальным причинам слабоумия относится острая асфиксия при родах либо черепно-мозговая травма (травма головы во время родов при использования вакуум-экстрактора или наложении щипцов). При этом нарушение работы головного мозга и дальнейшее слабоумие у детей может появиться при иммунной несовместимости по резусу крови матери и ребенка.

        Олигофрения у ребенка в раннем возрасте может появиться в результате вирусно-бактериального поражения мозга Neisseria meningitidis, Listeria coli, Escherichia coli, St. Pneumonia, при энцефалите или менингите.

        Симптомы слабоумия у детей

        Слабоумие обозначает значительные ограничения когнитивных и интеллектуальных способностей, а также адаптивного поведения, соответствующего возрасту, которые появляются у детей и остаются на всю жизнь. И стадии слабоумия у ребенка зависят от уровня ограничения умственных возможностей:

      • Первая или легкая стадия слабоумия (дебильность);
      • Вторая или умеренная стадия (неярко выраженная имбецильность);
      • Третья или тяжелая стадия (выраженная имбецильность);
      • Четвертая или глубокая стадия (идиотия).
      • Отличительными признаками легкого слабоумия у детей являются:

      • отсталость в физическом развитии;
      • уровень развития интеллекта (IQ) 51–68 баллов;
      • сложности с логическим и абстрактным мышлением;
      • неустойчивость внимания и плохая память;
      • большая внушаемость, которая часто приводит к абсолютной зависимости от влияния других лиц;
      • легкие расстройства поведения и эмоциональная нестабильность;
      • сложности в выполнении целенаправленных действий.
      • Врачи отмечают, что первые симптомы легкого нейрокогнитивного отклонения чаще всего можно выявить лишь после начала обучения ребенка в школе – в 7–10 лет, когда ему сложно дается освоение школьной программы. По статистике английских психиатров, приблизительно 88% детей с легким слабоумием только чуть медленней осваивают новые навыки и информацию.

        При умеренном слабоумии IQ находится в пределах 36–48 баллов, а при тяжелом – на уровне 21–35 – то есть минимальна (в первой ситуации) возможность к самостоятельному мышлению или полностью отсутствует. Эти дети могут плохо питаться и спать, быстро раздражаются и устают. Отсталость в развитии выражено можно проследить в раннем возрасте: ползать, сидеть, говорить и ходить эти дети начинают позже остальных. Хоть, невзирая на все сложности, ребенок с имбецильностью может выучить минимальный словарный запас. Также наблюдаются проблемы с освоению элементарных действий по самообслуживанию, со слабой способностью к запоминанию и мелкой моторикой.

        Слабоумие является непрогредиентным состояниям, то есть не прогрессирует, но признаки олигофрении у детей с тяжелой и умеренной стадией с возрастом для окружающих становятся более отчетливыми. Это выражается в абсолютной неспособности адаптировать и контролировать свое поведение, что зачастую проявляется отклонениям в поведении в форме приступов психомоторного возбуждения, в некоторых случаях до аффективных расстройств, которые напоминают психоз с элементами агрессии и эпилепсию припадков.

        Около 7–18% детей со слабоумием имеют поведенческие проблемы, представляющие собой большую проблему для взрослых, которые за ними ухаживают. Но во время слабоумия, которое вызвано врожденным гипотиреозом, ребенок обычно апатичен и вял, его движения замедлены, вероятно, абсолютное отсутствие речи и слуха. То есть, в каждом отдельном случае появление определенных признаков определяют как патогенез, так уровень поражения мозга.

        Особенности детей со слабоумием четвертой степени характеризуются отсутствием мыслительных возможностей и речи (при глубокой стадии уровень IQ меньше 19 балов). Глубокое слабоумие у детей практически постоянно определяется уже во время рождения либо вскорости после него. Многие эти дети имеют серьезные нарушения нервной системы и неспособны воспринимать речь, реагировать на внешние раздражители, выражать и испытывать эмоции (нет осознанной мимики), узнавать родителей, осязать предметы, координировать движения, ощущать запах, вкус и даже в некоторых случаях боль. Частый признак – это многократное механическое повторение одного движения либо, наоборот, состояние абсолютной неподвижности.

        Нужно отметить, что для определенных симптомов олигофрении (болезни Апера, Крузона, Дауна и т. д.) присущи некоторые типичные внешние симптомы, в том числе, нарушения работы общей иннервации мышц (с судорогами или парезами) и проводимости глазных двигательных нервов (с нистагмом или косоглазием), черепно-лицевые аномалии. А со стороны эндокринной и сердечно-сосудистой системы может быть множество неспецифичных симптомов.

        Симптомы слабоумия у взрослых

        Во время астенической формы олигофрения появляются следующие признаки:

      • Утомляемость, слабость;
      • Эмоциональная нестабильность;
      • Нарушение сознания, внимания;
      • Психическая неуравновешенность.
      • При атоническом слабоумии:

      • Необоснованное и нестабильное поведение.
      • Во время стенического слабоумия:

      • Неуравновешенность, вспыльчивость;
      • Нарушение психической реакции;
      • Неадекватное поведение.
      • Беспричинные перепады настроения;
      • Агрессивное поведение.
      • При этом совершенно все люди, у которых диагностирована «дебильность», имеют умственное расстройство. Безусловно, данный фактор повлияет на социальную адаптацию в обществе, как ребенка, так и взрослого. Пациентам с дебилизмом тяжело строить взаимоотношения с другими людьми, обучаться, они могут работать лишь на самых простых работах.

        Диагностика слабоумия у ребенка

        Полная информация о родах и беременности матери, сбор анамнеза (в том числе семейного), оценка общего и физиологического развития ребенка – это база, на которой основано диагностирование слабоумия у детей.

        Но детские психиатры отмечают, что у детей дошкольного и раннего возраста выявить олигофрению (если, естественно, это неявно выраженный признак) довольно тяжело: определение уровня умственных способностей по Векслеру для дошкольников (по версии WAIS) рассчитано для малышей пяти лет и более, узнать уровень коммуникабельности и адаптационного поведения при помощи специально созданной рейтинговой шкалы – также довольно сложно. Остается только проверка умения складывать кубики и словарного запаса.

        Поэтому определение психического развития (помимо выраженной идиотии и имбецильности) бывает осложнено, но при этом специалисту нужно максимально четко диагностировать симптоматику (зачастую неспецифичную) и определить связь клинической картины с причиной для задержки умственного развития.

        В этом иногда помогают анализы крови – биохимический, общий, на RW, AntiHSV-IgM, на ферменты, CMV (цитомегаловирус) и токсоплазму, генетическое исследование, анализ мочи на аминокислоты и т. п. И лишь инструментальное обследование головного мозга – МРТ, КТ и энцефалография – сможет определить наличие черепно-мозговых нарушений.

        Правильность диагностирования патологии умственного развития может обеспечить дифференциальное обследование, поскольку множество болезней и состояний (шизофрения, эпилепсия и т. д.) частично имеют похожую психоневрологическую симптоматику.

        В большинстве стран мира определение слабоумия у детей производится согласно созданному Американской ассоциацией психиатров (APA) руководству по диагностики Statistical and Diagnostic Manual of mental disorders (DSM), и основывается на трех основных факторах: доказательствах того, что ограничения умственного развития стали очевидными в подростковом или детском возрасте, значительных ограничениях в одной или нескольких сферах адаптивного поведения и дефиците общих умственных возможностей.

        Лечение слабоумия

        Практически все психиатры говорят прямо родителям детей со слабоумием, что умственная отсталость в развитии – это не заболевание, а состояние, и невозможно вылечить этих детей: лекарства против олигофрении не существует.

        Потому лечение детского слабоумия – это, по большому счету, реабилитация детей у которых диагноз олигофрения: с помощью усилий взрослых и педагогов специализированных учебных учреждений многие дети с умственной отсталостью (за исключением тяжелой имбецильности и идиотии) смогут многому научиться. Однако это требует больше усилий и займет больше времени.

        Детям с легкой степенью недоразвитости необходимы позитивная мотивация, поддержка и внимание, а детям с умеренной формой слабоумия нужно помочь овладеть простейшими навыками общения с родителями и остальными детьми, научить их элементарному самообслуживанию. В специальных школах реабилитация производится методами коррекционной лечебной педагогики, и большинство детей с умеренной формой слабоумия получают начальные навыки письма, счета, ручного труда, рисования, чтения.

        Этиологическое лечение может применяться только в случаях, если олигофрения связана с ферментопатиями (фенилкетонурия) или наследственными нарушениями обменных процессов.

        Используемая врачами симптоматическая терапия слабоумия у детей – с применением нейролептиков (антипсихотических средств) или транквилизаторов (седативных препаратов) – направлена на улучшение настроения, снятие обсессивно-компульсивных расстройств и повышенной напряженности, а также требуется при тяжелых расстройствах поведения с явной агрессивностью или психотическом возбуждении.

        Но эти препараты вызывают множество побочных явлений, а постоянное использование нейролептиков имеет почти неизбежные последствия в форме непроизвольной спастики мышц, ригидности экстрапирамидных двигательных расстройств, устойчивом нарушении остроты зрения и сна. Также может развиться амнезия и ухудшиться память.

        Более целесообразным является использование витаминов группы В. Например, препарата Гамалате В6 (в виде раствора для приема вовнутрь) – с витамином В6, гамма-аминомасляной кислотой и гидробромидом глутамата магния, который имеет седативное воздействие (купирует процессы возбуждения нервной системы) и при этом способствует улучшению памяти и повышению концентрации внимания.

        Народные способы лечения

        Народные способы лечения детской олигофрении, подразумевают лечение растениями: настоем корней лекарственной валерианы (запрещается давать детям спиртовую аптечную настойку). Также применяются корень женьшеня и растения гинкго билоба. Гомеопатия при лечении детей с умственной отсталостью в развитии не используется.

        Прогноз слабоумия у детей – сопутствующие психологические проблемы и пожизненная неполноценность интеллекта разного уровня. При глубоком слабоумии (идиотии) и тяжелых стадиях (явно выраженной имбецильности) – инвалидность, которая иногда требует нахождения в специальных медицинских заведениях.

        Профилактика

        Профилактика слабоумия состоит в полноценном обследовании женщины во время планирования беременности (непременно необходимо провести обследование крови на TORCH-бактерии), также нужно проконсультироваться с генетиками, тем более, когда в семейной истории будущих родителей были зафиксированы случаи рождения детей с разными признаками умственной неполноценности. Непременному лечению перед беременностью подлежат сифилис, цитомегалия, конгенитальный токсоплазмоз. Беременным в первом триместре нужно непременно принимать фолиевую кислоту и не допускать инфицирования (коревой краснухи и т. д.).

        По статистике Американской академии подростковой и детской психиатрии (AACAP), отсталостью в умственном развитии страдают практически 7 млн. человек в Америке, из которых больше 600 тысяч в возрасте 7–25 лет. В Англии подростков и детей с разной степенью слабоумия насчитывается около 250 тыс. Детская олигофрения затрагивает 3–4% общей численности населения на Земле. 80–95% имеют легкую степень патологии. Из всего сказанного выше вполне логично сделать вывод о том, что гораздо легче предотвратить симптомы слабоумия, нежели вылечить его, тем более с учетом того, что лечению это заболевание не сильно поддается.

        psiho.guru