Что такое стресс и дистресс

Ганс Селье, врач и физиолог из Канады, впервые в 1936 г. ввел термин «стресс» и разработал учение о стрессе и дистрессе.

Стресс — это не только нервное перенапряжение, но и любое воздействие, непривычное для организма, будь то эмоции: радость, гнев, страх, ненависть, любовь или сильный холод, жара, инфекция. Можно сказать, что стресс — это реакция организма на сильное чувство или ощущение. Севье считал, что избегать стрессовых ситуаций невозможно и не нужно, ведь стресс — это и есть жизнь, а его отсутствие означает смерть. Благодаря стрессу человек развивается и физически и эмоционально.

Понятие о дистрессе также принадлежит канадскому ученому. Если стресс — это напряжение или давление, то дистресс — патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах, т.е. горе, несчастье. Именно это понятие мы употребляем в обиходе.

Итак, по учению Селье, человек не может полноценно жить и работать, если на его органы чувств не действует нужное количество соответствующих раздражителей. Организм реагирует на это состоянием стресса, который мобилизует, «встряхивает» человека, т.е. у него положительная роль. Но, с другой стороны, чрезмерные раздражители могут вызвать дистресс, который повлечет за собой соматическое заболевание или деформацию психики.

Селье это подробно объясняет: организм, сталкиваясь с раздражителями, сначала отвечает на него реакцией тревоги, потом возникает фаза сопротивления стрессорам (факторам, вызывающим стресс). Но если они и дальше продолжают свое воздействие, то наступает третья фаза — фаза истощения борьбы со стрессорами. Это означает, что исчерпались ресурсы защитных сил, и организм заболевает.

Все люди разные, и они по-разному реагируют на одну и ту же проблему: кто-то в стрессовой ситуации не теряет спокойствия, а кто-то нервничает даже по незначительному поводу. Все зависит от индивидуальной возможности борьбы со стрессом.

Виды стресса: физический и психологический

Физический стресс это не только посттравматический, т.е. реакция на боль, но в подавляющем большинстве это реакция на голод, холод, жару, жажду (жизненно-важные реакции).

Психологический стресс — это опять же не только стресс, разрушающий психику человека и приводящий к депрессии, но и тот стресс, который развивает личность, характер, помогает приобрести жизненный опыт.

Если посмотреть на стресс с точки зрения медика, то можно сказать, что длительное стрессовое воздействие увеличивает уровень холестерина в крови, снижает защитную реакцию организма, увеличивает риск развития онкологических заболеваний, гипертонической и язвенной болезни, ишемической болезни сердца, а также простудных и вирусных заболеваний, мигрени.

Самыми первыми проявлениями стресса являются:

Раздражительность, утомляемость и общая слабость.

Часто встречается такое понятие, как посттравматический стресс. Им страдают как люди, подвергшиеся насилию, автокатастрофе, несчастному случае, пожару или иному стихийному бедствию, так и люди — свидетели трагедии.

Считается, что посттравматический стресс у физически здорового человека — это физиологическая и эмоциональная реакция организма, который стремится защитить себя от будущих травм.

Симптомы посттравматического стресса:

1. Навязчивые воспоминания, пострадавший и свидетель проиcшествия многократно «прокручивает» события и вновь и вновь вспоминает пережитое, чаще всего это выражается в ночных кошмарах.

2. Эмоциональный барьер — таким образом мозг защищается и пострадавший не в состоянии обсуждать свою трагедию.

3. Окружающий мир стремительно теряет краски, а будущее кажется безысходным. Пострадавший находится в состоянии постоянной депрессии.

4. Состояние возбудимости, т. к. организм вырабатывает повышенное количество адреналина и человек становится очень раздражительным.

Посттравматический стресс не стоит путать с шоковым состоянием после травмы, оно в скором времени проходит само собой, а симптомы подобного стресса наблюдаются как минимум несколько месяцев подряд.

Причины стресса

1. патологические наследственные факторы;

2. особенности личности;

3. возраст (юношеский, поздний);

4. особые периоды жизни (беременность, послеродовый период, климактерическое состояние);

5. тяжелые телесные заболевания;

6. негативные потрясения (смерть или тяжкая болезнь близких, развод, финансовый крах, потеря работы и т.д.);

7. стихийные бедствия, катастрофы;

8. неспособность или потеря доверительного общения со своим близким окружением;

9. низкий уровень или отсутствие социальной поддержки;

10. физические и эмоциональные перегрузки на работе.

Методы борьбы со стрессом или профилактика:

1. Старайтесь относиться ко всему с чувством юмора или философски.

2. Не пытайтесь именно бороться со стрессом, а посмотрите на все как бы со стороны.

3. Рассказывайте о своем напряженном состоянии, но только близким людям или напишите о нем и никому не показывайте записи.

4. Старайтесь себя прощать, ведь не все на свете зависит только от вас.

5. Не стесняйтесь обращаться за помощью, помогайте другим и не переставайте бороться.

6. Посмотрите на ситуацию по-новому, возможно, она предстанет перед вами несколько иначе.

7. Постарайтесь научиться отдыхать, особенно, находясь в стрессовых ситуациях. Вам поможет физическая нагрузка, ученые считают, что это хорошая возможность «отдыха для мозга».

8. Ни в коем случае не употребляйте алкоголь! Это лишь усугубит ваши проблемы.

9. Придумайте себе хобби. Это поможет расслабиться.

10. Настройте себя на позитив. Используйте все, особенно самовнушение.

11. Не стесняйтесь плакать, даже наедине с собой это необходимо.

12. Постарайтесь расслабиться: послушайте приятную музыку, примите ванну, погуляйте в парке, посмотрите любимую комедию

13. Возьмите за правило: прежде чем отреагировать на критическую ситуацию, посчитайте про себя до десяти, это даст возможность взять себя в руки.

14 ВНИМАНИЕ! Если вас посещают мысли о самоубийстве, вы не можете взять себя в руки, необходимо как можно скорее обратиться к помощи профессионального психолога или позвонить по телефону экстренной психологической помощи.

15. И последнее: нужно помнить, что безвыходных положений не бывает.

www.medikforum.ru

Глава 1. Стресс и дистресс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Психологический факультет

Кафедра педагогической психологии и педагогики

Дистресс или запредельное психическое напряжение

Реферат

Направление подготовки «Педагогическое образование»

Профиль «Дошкольное образование»

Выполнила: студентка гр. 941-у заочного отделения

Марасова Нина Петровна

Преподаватель: доцент

Казань – 2015

Глава 1. Стресс и дистресс

Глава 2. Запредельное психическое напряжение

Введение

Психология и безопасность жизнедеятельности. Психические процессы, свойства и состояния. Психические нагрузки и их влияние на безопасность жизнедеятельности.

Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.

Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности. Можно сказать, что психология безопасности изучает психологические, т.е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. Таким образом, психологию безопасности можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий.

Глава 1. Стресс и дистресс

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные, и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов.

В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремиться приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье назвал стрессом.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом.

Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами.

Дистресс(от греч. dys — приставка, означающая расстройство + англ. stress — напряжение) — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье. Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз). Основными причинами дистресса являются:

• Длительная невозможность удовлетворить физиологические потребности (отсутствие воды, воздуха, еды, тепла);

• Не подходящие, не привычные условия жизни (изменение концентрации кислорода в воздухе, например при жизни в горах);

• Повреждения организма, болезни, травмы, долгая боль;

• Длительные негативные эмоции (переживания страха, гнева, ярости).

Чаще всего дистресс вызывается длительными и (или) сильными негативными воздействиями на организм. Но часто причиной дистресса является не плохая жизнь вокруг, а негативное отношение к происходящему.

Естественно, дистресс не идет на пользу здоровью. При нем напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. Проявляются трудности в управлении вниманием. Оно отвлекается по любым мелочам. Все, что отвлекает, начинает раздражать. Нередко проявляется излишняя фиксация внимания на чем-либо. Человек, решая проблему, застревает на ней, не в состоянии найти выход. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии. Изменяется и речь. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в «проглатывании», заикании, заметном увеличении слов-паразитов, междометий. Качество мышления при дистрессе явно ухудшается. Сохраняются только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как бы в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Сознание сужается, поэтому человек становится нечувствителен к юмору. Не стоит шутить с человеком в таком состоянии. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одной точки зрения на другую — необычную — точку зрения. Дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека. Надо стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

studopedia.ru

Стресс или дистресс? Состояния, которые мы выбираем.

Стрессы и дистрессы неотступно сопровождают человека с самых древних времен.

Сами же названия появились сравнительно недавно — в 1936 году с легкой руки канадского физиолога Ганса Селье, который внимательно изучил это психологическое состояние. Он выделил три фазы дистресса: тревога, сопротивление (борьба против обстоятельств), истощение.

Что же такое дистресс на самом деле?

Суть дистресса – это переживание угрозы для собственной безопасности. Мы опасаемся не успеть, заболеть, лишиться поддержки и уважения, лишиться престижа и статуса, – список опасений можно продолжать долго.

Тем не менее, симптомы дистресса практически одинаковы – нарушение сердечного ритма, напряжение мышц, нарушения сна, повышенная утомляемость, обидчивость. Самый коварный симптом – это сужение сознания. Мир человека, переживающего состояние дистресса, резко сжимается до размеров актуальной проблемы, все остальное отступает на второй план или совсем исчезает из вида. Кто способен шире взглянуть на проблему в момент острых или длительных негативных переживаний, у того намного больше шансов избавиться от дистрессового состояния в кратчайшие сроки.

Легче всего дистресс преодолевается на первой стадии – на фазе тревоги. Поэтому рычаги управления дистрессом находятся в опознавании причин его вызвавших (объективных или субъективных), в оценке последствий и в доверии собственным силам.

Если причины внешние – обстоятельства и условия работы, условия окружающей среды, конфликты с окружающими, то стратегия борьбы будет созвучна пословице «пришла беда – открывай ворота», т.е. прими эти обстоятельства и приложи силы для их изменения.

Если причины внутренние – повышенные требования к себе, чрезмерные желания, претензии, преследование нескольких целей одновременно – то меняйся и воспитывай свой характер.

Избежать волнений невозможно. К тому же наше развитие происходит во многом благодаря именно стресс-факторам. Более того, степень успеха в современном мире напрямую зависит от способности продуктивно справляться с дистрессом. Древняя формула борьбы с дистрессом – бей или беги – была эффективной когда-то. В усложнившемся мире эта формула мало помогает преодолению социального дистресса, скорее даже мешает.

Но дистресс можно использовать себе на благо. Оптимальной формулой является активная деятельность по принятию самого дистресса и по преодолению причин, его вызвавших. Путь к успеху – деятельность: работа, игра или учеба. Только следует помнить, что есть разумные и безрассудные сферы деятельности. Только первые несут избавление от дистресса. Нужно взять на себя труд тренировать волю, развивать аналитическое мышление, воспитывать свои эмоции и чувства изо дня в день, чтобы в критический момент суметь подчинить их разуму. Быть проактивным, чтобы выбирать самую нужную реакцию. Иначе можно только усугубить разрушения.

Поэтому раздумья, терпение и труд – все еще остаются лучшими лекарствами для души на все времена.

Постойте, а как же стресс?

Ах, да, стресс. Ну, что можно про него добавить? В обычной жизни мы его только и ждем: «Я сегодня в ударе», «Эмоции через край», «У меня столько сил, что горы могу свернуть», «Хочу рискнуть», «А вот ради спортивного интереса хочу испытать себя», «Мне все по плечу», «Мне так радостно», «Счастье переполняет меня», «А что, если успеем? Вперед!», «Держу пари!», «Мы сделали это!», «Невозможное – возможно!». Все это — он, многоликий и горячо любимый всеми стресс 🙂

Так что и задач-то всего – избавиться от приставки ди-. Каждому из нас это по плечу, стоит лишь вовремя вспомнить, что выбор за нами.

www.b17.ru

Дистресс и эустресс. Чем похожи и в чем разница

Стресс – неизменный попутчик человека в жизни. Их взаимодействие начинается в момент рождения ребёнка, когда на смену тёплому и уютному чреву матери приходит огромный, разнообразный, доселе неведомый мир.

Дальше – больше: проблемы взросления, агрессивная социальная среда, борьба за выживание, любовные неурядицы, поиск себя, вопросы столкновения поколений, проблемы со здоровьем. И так до скончания дней.

Изначально стресс несёт конструктивную функцию: он предназначен для повышения сопротивляемости психики и физиологии человека неблагоприятным факторам. Конструктивный стресс называется эустрессом, он мобилизирует человеческие ресурсы, «пробуждает» и адаптирует к новому опыту. Однако, подобно стихии огня, в малых дозах согревающей, но, будучи без контроля, способной испепелить всё в округе, стресс также должен присутствовать в жизни человека ограничено. Деструктивный стресс – сильное внутреннее напряжение, часто протекающее хронически, подавление воли и сознания – носит название дистресс. Название произошло от англ. distress, что в переводе означает горе, страдание, истощение — слова, как нельзя лучше характеризующие это состояние. Эти понятия ввёл в обиход канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье. «Стресс без дистресса» — так называется одна из именитых работ Селье, в которой он изложил концепцию стресса.

Ниже рассмотрим в подробностях, что такое дистресс и эустресс, как эти понятия взаимосвязаны и как бороться со стрессом.

Что такое эустресс

Эустресс – кратковременный стресс, оказывающий на психику и физиологию благотворное влияние. Человек испытывает прилив сил. Это могут быть физические силы, творческий подъём, вдохновение, концентрация внимания, собранность, чёткое понимание сути ситуации, желание действовать. Такие состояния обычно сопровождаются внутренней уверенностью: человек верит в свои силы, не сомневается в своих знаниях, из числа вариантов интуитивно выбирает наиболее оптимальный. Эустресс – это механизм, который временно задействует неиспользуемый потенциал ресурсов человека. Он улучшает работу иммунной системы и способствует выздоровлению.

Эустресс – не всегда комфортное состояние, особенно для людей, ведущих преимущественно пассивный образ жизни. Но в таком состоянии комфорту всегда противопоставляется достижение цели – сдача экзамена, успешные переговоры, проведение важного мероприятия. И чувство дискомфорта уходит на задний план.

Но эустресс может проявляться и вполне приятно для человека. Через годы встретить свою первую любовь и не понимать, что в ней нашёл тогда – явление, вполне объяснимое с точки зрения проходящих в организме человека химических процессов. Состояние влюблённости является одним из ярких признаков эустресса, оно вызывается гормоном любовного экстаза допамином. Но обычно сильные внезапно вспыхнувшие чувства к объекту симпатии проходят так же быстро, как они и появились. Всё потому что человек не может длительное время пребывать на пределе своих ресурсов. Ведь эустресс может перейти в дистресс.

Что такое дистресс

Дистресс – это в психологии, как упоминалось, стресс, оказывающий на психику и физиологию человека деструктивное влияние. Он характеризуется состоянием постоянной внутренней напряжённости. К дистрессу приводит неудовлетворённость жизнью, отсутствие возможности искренне радоваться, получать позитивные эмоции. Также дистресс может быть следствием гнёта авторитетных лиц. Длительное пребывание психики в таком состоянии обычно имеет следствием затяжную депрессию и ухудшение физического здоровья. Слабые духом люди могут уходить от проблем в алкоголь, наркотики, игроманию или использовать прочие способы отрешения от действительности.

Причины дистресса

Какие причины могут вызвать дистресс? Человек в силу отсутствия у него возможностей не может соответствовать собственным идеалам, идеалам близких или общества, не может найти своё призвание в жизни, проживает в нищете, загнан обстоятельствами, постоянно терпит поражения и унижения. И это с годами превращается в давящий на психику ком. Дистресс могут вызвать проблемы с телом: травмы, неизлечимая болезнь, периодические боли, внешняя непривлекательность и т.п. Ещё причины примерно из этой же области — неудовлетворение базовых потребностей как то: еда, кров, секс.

Дистресс может быть обусловлен причинами объективными и субъективными. Последние обычно произрастают от беспокойного ума или из-за скверного характера. Видеть во всём только негатив – незыблемая, годами укрепляющаяся привычка отдельных лиц, породнившихся со своей депрессией и как минимум подспудно не желающих прощаться с ней.

Признаки дистресса

Дистресс – это замкнутый круг. Внешние проблемы обуславливают внутренние, а внутренняя напряжённость в свою очередь поедает ресурсы психики и организма, которые могли бы быть использованы для разрыва круга. Соответственно, основные признаки дистресса – это

  • низкий энергопотенциал,
  • физическая слабость,
  • рассеянное внимание,
  • пребывание в дурном расположении духа,
  • резкая смена настроений.
  • Вместе с жизненной активностью снижается и сексуальная. Снижение иммунитета приводит к активизации проблемных областей здоровья.

    Переход стресса в дистресс

    Грань, где заканчивается эустресс и начинается дистресс, очень тонкая. Перенасыщение гормонами счастья или долгое пребывание в подвешенном состоянии на пути достижения цели ведёт в обратной реакции – ухудшению настроения, упадку сил, апатии. А это, в свою очередь, может привести к развитию дистресса. Чтобы стресс не перетёк в дистресс, психике человека необходимо вовремя перейти в штатный режим работы – спокойное привычное состояние. А это возможно благодаря комфортной обстановке, отдыху, приёму полноценной пищи.

    Виды дистресса

    Дистресс имеет несколько разновидностей.

    По типу области возникновения проблем он делится на:

    • Физиологический, возникающий при проблемах с телом (отсутствие полноценного питания, болезни);
    • Психологический, причинами которого являются комплексы, фобии, непринятие себя, пребывание в иллюзиях;
    • Нервный, появляющийся в результате чрезмерно высокого внутреннего напряжения, что обычно является следствием невроза и проявления фобий.
    • По длительности протекания дистресс делится на:

    • Кратковременный, связанный в основном с инстинктом самосохранения;
    • Хронический, это затяжное состояние внутренней напряжённости.
    • Дистресс и эустресс: сходства и различия

      Дистресс и эустресс отличаются полярностью: первый несёт деструктивную, разрушающую функцию, второй, при условии своевременного ухода, играет положительную роль, роль процесса, мобилизирующего ресурсы человека для достижения поставленной цели. Но ключевые слова в последнем случае – при условии своевременного ухода. А любая условность — это уже несвобода. Впрочем, как и несвободой является подверженность любому типу стресса. И в этом эустресс и дистресс очень схожи.

      По сути, конструктивный эустресс – это всего лишь костыль, предусмотренный особенностями физиологии человека. Истинные шедевры этого мира – творческие произведения, проекты масштабных сооружений, технические ноу-хау и т.п. – создавались не под гнётом экзаменатора, а в спокойной обстановке. Равно как и истинная любовь не является сексуальным влечением, это принятие, поддержка и понимание партнёра прежде всего. Вопрос в зрелости самого человека, его способности реализовать себя путём осознанности, силы духа, творческого потенциала, а не игры гормонов в организме.

      Как избавиться от стресса

      И конструктивный стресс, и дистресс – не самые лучшие попутчики в жизни. Но необходимые для выработки стрессоустойчивости. Научившись у этого учителя всему, что он может дать, важно в нужное время избавиться от него. Процесс это долгий: от подверженности стрессу необходимо избавляться планомерно, и в первую очередь путём обретения точки опоры. Таковую даст трезвый взгляд на жизнь, самоирония, крепкое тело и, конечно же, материальная база.

      Стрессовые реакции на события будут постепенно уходить, если приучить себя относиться к неудачам правильно – анализировать их, стараться не повторять ошибки, стремиться к самосовершенствованию. Усилить стрессоустойчивость помогут правильное питание, несложные физические нагрузки, полноценный отдых, духовное развитие.

      Какие существуют конструктивные способы снять дистресс? Это переключение внимания, водные процедуры, взаимодействие с природой, контакт с домашними животными, медитации.

      sstress.ru

      Стресс и дистресс в труде

      Выдающийся психофизиолог и философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

      При этом «неспецифичный» ответ — это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса», — пишет Г. Селье.

      Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важно разобраться, что не является стрессом. Стресс — это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). Стресс — не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен». Стресса не следует избегать: «всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление». «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс».

      Г. Селье специально подчеркивает, что полная свобода от стресса означает смерть: «Вопреки ходячему мнению, мы не должны — да и не в состоянии — избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. Этому и посвящена моя книга».

      Физиологические основы и общая логика запуска стрессового механизма выражаются в следующем. Стрессор (раздражитель, вызывающий столкновение интересов, проблему для организма. — Е. П.) возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не выяснены). Продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адрепокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим «сопутствующим изменениям».

      При этом сами кортикоиды «либо способствуют воспалению, либо гасят его» через соответствующие нервные импульсы, выделяющие адреналин или ацетилхолин. «В какой-то момент возникает столкновение интересов — стрессор; затем появляются сбалансированные импульсы — приказы сопротивляться или терпеть».

      Особо интересны рассуждения Г. Селье о стрессе и самореализации в профессии, которые занимают в его книге «Стресс и дистресс» весьма значительное место. Как считает автор, действие должно быть завершено, иначе — дистресс: «Главный источник дистресса — в неудовлетворенности жизнью, неуважения к своим занятиям человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден».

      По-новому рассматривается и проблема долга. Долг — это добровольно принятый кодекс поведения. Главный смысл долга — «стабилизировать линию поведения с помощью правил, которые мы уважаем и думаем, что их будут уважать другие». Заметим, что выбор подобных правил — это «дело вкуса, а вкусы, как известно, не поддаются оценке разума».

      Г. Селье обращается также к проблеме цели жизни (от которой часто и зависят вкусы к правилам поведения. — Е. П.). Выделяются основные виды целей: 1) склоняться перед сильными (служение власти, стране, семье, идее); 2) быть сильным, сила ради нее самой; 3) дарить радость; 4) получать радость и т.п.

      Одна из важнейших идей Г. Селье, призывающих к полноценному счастью и психическому здоровью, выражается в следующих словах: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за бессмыслиц«.

      Проблема стресса в труде позволяет по-новому поставить и проблему высшего смысла жизни. Г. Селье приводит притчу о солдате наполеоновской армии, потерявшем в бою ногу и ставшем к старости обычным «маленьким сапожником»: «Он навеки сохранил благодарность императору, который предоставил ему возможность отведать нектар величия. Без своего энергичного вождя он провел бы всю жизнь в однообразии и скуке, оставаясь «маленьким сапожником с улицы Сен-Пер»». Правда, в настоящий момент для «русского менталитета» «величие» заключается в том, чтобы быть хоть бомжем, но в Париже.

      Для рассмотрения и обоснования необходимости полноценной жизни Г. Селье предлагает принцип «альтруистического эгоизма». Как основатель теории стресса и физиолог, Г. Селье рассуждает здесь о том, что альтруистический эгоизм возник по чисто эгоистическим причинам: «Одноклеточные начали объединяться в более сильные и сложные многоклеточные организмы. Часть клеток отказалась от независимости и специализировалась, взяв на себя функции питания, защиты, перемещения в пространстве. Точно так же и люди сформировали «группы взаимного сотрудничества и страховки» — семьи, племена и нации, в которых альтруистический эгоизм служит ключом к успеху. Это единственный способ сохранить разделение труда, значение которого в современном обществе все возрастает».

      Но при этом можно добавить, что каждый член общества (в отличие от живых клеточек) должен понимать, за что именно он отказывается от независимости, и в этом заключается его сознательный выбор, т.е. то самое ограничение, о котором говорил Г. Селье (о долге как о «добровольно принятом кодексе поведения»).

      Г. Селье рассуждает об ужасе скуки и бессмысленности и о том, как это преодолеть: «Ничто так не изнуряет, как бездеятельность, отсутствие раздражителей и препятствий, которые предстоит преодолеть». Еще Б. Шоу отмечал, что «труд по обязанности — это работа, а работа по склонности — это досуг».

      «Западный мир терзают ненасытные требования «меньше работать — больше получать». Но этого явно недостаточно, — пишет Г. Селье. — Стресс связан с любым видом работы, а дистресс — не с любым. Мы должны спросить себя: меньше работать и высвободить время — для чего? Больше работать, чтобы купить — что?»

      Особо важны для психолога труда следующие слова Г. Селье: «Следует по крайней мере «быть на дружеской ноге» со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе «игровую профессию», как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном — для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков».

      Рассматривая проблему удовлетворенности человека в труде, Г. Селье выделяет два основных тина «влиятельных людей»: 1) те, кто хотят производить, создавать — из любви к творчеству; 2) ловкачи и пройдохи, которые добиваются влияния и власти. «Выдающиеся творцы в умственном отношении гораздо выше самых ловких интриганов, но они не могут применить свои дарования в этом отталкивающем для них состязании. А если им удается преодолеть отвращение — их творческий потенциал скоро увянет. Эти два типа деятельности нелегко совместить», — пишет выдающийся физиолог и философ.

      «Что значит жить полноценной жизнью?» — спрашивает Г. Селье и сам пытается ответить на этот сложнейший вопрос, формулируя свои рекомендации:

      — стремясь завоевать любовь, все же не заводить дружбы с бешеной собакой;

      — полное совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина («акмеологический подход». — Е. Я.);

      — напыщенная искусственность вызывает неприязнь;

      — в любой сложной ситуации всегда спрашивайте себя: стоит ли сражаться?

      — стремясь забывать о безнадежно отвратительном и тягостном, «берите пример лишь с солнечных часов — ведите счет лишь радостным дням»;

      — «Даже в самой скромной карьере есть что-то, о чем можно с гордостью вспомнить»;

      — не откладывать неприятных дел: «вскрывайте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период»;

      — люди — не равны, хотя они и должны иметь равные возможности. Но не обязательно быть «вождем», так как сами «вожди нужны до тех пор, пока они служат своим последователям. «;

      — «Нет готового рецепта успеха, пригодного для всех. Мой принцип: «Заслужи любовь ближнего», и это сделало меня счастливым, хотя «оглядываясь на прошлое, я вижу, что не всегда был на высоте»».

      Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в XX в. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии «глупого» начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником). Другой типичный пример: человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.

      Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. По особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном — в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает человеку в праве чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и полноценным гражданином и личностью. Все это в итоге создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего кризиса работника. Конечно, частично такой работник может успокоить себя тем, что «важны не деньги, а сам процесс труда», или «ощущением того, что твой труд полезен людям, даже безотносительно того, насколько люди благодарят работника». Но в глубине души ущемленный в зарплате работник все равно сохраняет обиду (если у него еще осталось хоть какое-то достоинство). И эта обида, которая должна быть направлена на тех, от кого зависит оплата труда, направляется на самого работника (согласно механизму образования дистресса, разрушающего самого человека). А может, так и должно быть? Может, это и есть главное наказание для работника за неуважение к самому себе и к своему труду?

      Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н. В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». Фактически, речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) — это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.

      H. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса).

      1. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

      2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

      3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

      Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника.

      Существуют различные варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям.

      1. В зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно.

      2. В зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников).

      3. В зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».

      Н. В. Самоукина предлагает довольно интересные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса.

      Основные правила поведения в условиях стресса:

      — наблюдать за самим собой;

      — искать способы «остановки» самого себя («взять перерыв», «сделать паузу в общении»);

      — перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься);

      — задуматься над тем, что помогает снять напряжение (что больше радует? чем занимаетесь с увлечением?).

      Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:

      1) раздражительность в деловом общении — причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность человека в самом себе (как известно, часто «собака громко лает от страха». — Е. Я.); тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п.;

      2) коммуникативная агрессия (главная причина — стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе), которая проявляется в разных формах: вербальной (словесной); прямой (открытый вызов); косвенной (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки ярости); направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение);

      3) главная проблема заключается в том, что человек не всегда осознает собственную агрессивность (для него все это — «нормальное явление», хотя сам же он и страдает).

      Принцип справедливости в общении выражается в следующем правиле: «Сколько сил, времени и поддержки человек отдает в общении с кем-то, столько же сил, времени и поддержки он получает от другого человека». Правда, на наш взгляд, точнее было бы сказать, что человек вправе рассчитывать на это. II. В. Самоукина отмечает, что важно также выбрать «психологическую валюту» своего вклада в общение.

      Проблема «остановки болтливого собеседника». Н. В. Самоукина предлагает для этого следующие основные правила:

      — внутренне решиться позаботиться о самом себе, решиться уважать самого себя (это как основа вашей решимости остановить болтуна);

      — не брать вину на себя (вы имеете право участвовать в общении на равных, а не только в роли «внимательного слушателя» или «психотерапевта». — Е. П.);

      — не вините своего партнера (если партнер стал говорить слишком длинно, вы сами отдали ему «коммуникативное пространство»; кроме того, болтливость — это один из показателей открытости партнера по отношению к вам);

      — формула остановки болтливого партнера — проговорить для себя: «Все, что он говорит, — безусловно, интересно и важно, но именно сейчас (в данный момент) мне необходимо заняться другими делами (или обсудить другие вопросы)».

      Важную роль в профессиональном общении имеет способность формулировать отказ в деловых отношениях. Предлагается формула вежливого отказа, включающая три основных этапа высказывания:

      1) фраза, содержащая положительный смысл (положительную оценку собеседника, отношения или ситуации);

      2) фраза, содержащая отрицательное отношение (формулировку отказа и сто объективных причин);

      3) фраза, содержащая опять положительное содержание (положительный прогноз удовлетворения просьбы партнера в будущем ради сохранения хороших с ним отношений).

      Особо острой и нерешенной является проблема манипулирования в деловом общении. Выделяются основные характеристики манипулятора и его жертвы. Главные цели манипулятора — корысть и самоутверждение. Главная добыча манипулятора — хорошие, добрые и гуманные люди (манипулятор как бы «завидует» им, а также пользуется их добротой и открытостью). Сам манипулятор не способен к открытости и искренности (и нередко даже страдает от этого). «Он либо «покупает» другого («Я дам тебе денег и власти»), либо «покупается» сам («Я хочу денег и власти»). Его зависимость от этих «Дай» и «Возьми» — огромна, он сам является их игрушкой».

      Предлагаются основные варианты защиты от манипулирования.

      — укрепление своей жизненной позиции;

      — укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на «отказ», и не стоит из-за этого винить себя);

      — владение техниками общения (понимать, что реально происходит в общении, понимать самого себя и т.п.).

      Стресс нередко возникает по причине несовпадения по темпу общения. При этом важно либо подстроиться под темп общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

      Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.

      Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного и в итоге — вообще начинает «бояться жить».

      Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». «»Человек, отдающий себя конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любимая женщина», — пишет Н. В. Самоукина. Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» — карьеру, успех в конкуренции (сами себя обворовывают, так как жизнь и человеческие отношения — намного богаче). Таким людям предлагается хороший совет: желательно «выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде». «Ловушка конкуренции» выражается в том, что многие не отдают себе отчет, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на «вершине» (часто это — разочарование, зависть и одиночество).

      Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. «Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. » — отмечает Н. В. Самоукина. Нередко после крупного достижения наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.

      Особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула «Все зло от больших денег» — действительно срабатывает, но. если они приходят неожиданно и главное — незаслуженно. Количество денег (много их или мало) — относительно. Добавим к этому то, что у каждого существует как бы свое, «запрограммированное для него Судьбой количество денег и богатства», хотя с этим можно и поспорить, так как это очень распространенное обоснование существующей несправедливости.

      Люди, привыкшие к большим деньгам, постепенно привыкают и к тому, что «все продается и покупается», но это — «прекрасная» основа личностной деградации. Проблемы для богатого начинаются тогда, когда оказывается, что не все можно купить за деньги (например, не каждая женщина «продается», да и вообще: возможно ли «покупать» любовь, если это действительно настоящая любовь?). И тогда богатый человек, опасаясь неудач с такими «покупками», сам стремится оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что еще больше усугубляет его личностную деградацию. В современной Российской Федерации обладание большими деньгами осложняется еще и тем, что родители нынешнего богача жили более скромно и естественно (а часто и его собственное детство проходило на фоне более человечных взаимоотношений). Поэтому часто богач бывает обречен на одиночество и постоянный страх за свои капиталы (не только перед «мафией», но и перед своими завистливыми близкими).

      В современных зарубежных подходах к исследованию стресса в труде предпринимаются попытки по-новому осмыслить это явление. С. Касл отмечает, что в настоящее время внимание к теме стресса в труде несколько уступает таким проблемам, как качество трудовой жизни, безработица, факторы риска и др. В частности, С. Касл выделяет основные направления концептуализации стресса в трудовой деятельности.

      1) создание перечней стрессогенных условий среды;

      2) обновление понятия «стресс» с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне; стресс как «информирование» об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего;

      3) определение «стресса» в терминах некоторых «базовых» поведенческих характеристик, например: отсутствие адекватной реакции, что влечет за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведет к перенапряжению);

      4) попытки придать еще большую четкость понятию «стресс» с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез и построения теории.

      В целом можно выделить две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде».

      1. В более узкой трактовке стресс — это превышение требованиями среды тех наличных возможностей субъекта, которые необходимы для их удовлетворения, т.е. перегрузка, сверхстимуляция и т.п.

      2. В более широкой трактовке стресс — это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек — среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника.

      Анализируя причины низкой удовлетворенности трудом, С. Касл выделяет следующие их основные группы.

      1. Связанные с условиями труда: риск для здоровья и безопасности; интенсивность заданного темпа и физической нагрузки; большая продолжительность труда (особенно, если она навязана кем-то); вечерние и ночные смены; неопределенность заданий; недостаток контроля в течение работы.

      2. Связанные со содержанием труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции).

      3. Связанные с взаимоотношениями в группе: отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным (реальным) взаимодействием; неприятие сослуживцами.

      4. Связанные с руководством: изоляция от процесса принятия решения; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаток внимания и понимания со стороны руководства.

      5. Связанные с особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением (в первую очередь — при относительно небольшом числе уровней в организации, когда отчетливо видна иерархическая разница); штатная должность (по сравнению с карьерным перемещением, ростом в рамках одной должности); дискриминация при приеме на работу.

      6. Связанные с заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение; ощущение несправедливости в зарплате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.

      Выделяется также характеристика «желательных» условий труда.

      1. Работа должна соответствовать «интеллектуальному запросу» работника, что ведет к его личной заинтересованности.

      2. Работа должна быть не слишком утомительной.

      3. Вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника.

      4. Условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей.

      6. Работа должна вести к высокой самооценке работника.

      7. Факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать достижению значимости труда.

      Специально рассматривается вопрос о корреляции удовлетворенности трудом с показателями психического здоровья.

      1. Поведенческие индикаторы (потребление алкоголя, наркотиков, курение и др.) незначительно связаны с удовлетворенностью трудом.

      2. Отчужденность в труде мало распространяется на другие сферы жизни.

      3. Показатели, основанные на соматических жалобах и симптомах, низко коррелируют с удовлетворенностью трудом.

      4. Оценки аффективных проявлений (тревожность, напряженность, депрессия, раздражительность) дают высокую корреляцию с удовлетворенностью трудом (точнее, с неудовлетворенностью).

      5. Показатели «личного счастья» и общей удовлетворенности жизнью сильно коррелируют с удовлетворенностью трудом, но особенно это заметно, когда возраст человека приближается к 50 годам.

      Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых воротничков» и выявили следующие их группы.

      1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

      1) слишком много работы (перегрузки);

      2) плохие физические условия труда;

      3) дефицит времени (когда все время что-то не успеваешь);

      4) необходимость самостоятельного принятия решения.

      2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

      1) ролевая неопределенность, например, недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства (в том числе и «соблазн сачкануть во время работы». — Е. Д.);

      2) ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или что не желает делать;

      3) ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, бюджет и т.п.). Причем ответственность за людей — более стрессогенна;

      4) слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе);

      5) малая степень участия в принятии решений в организации.

      3. Факторы стресса, связанные со взаимоотношениями на работе:

      1) взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;

      2) трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

      4. Факторы, связанные с деловой карьерой:

      1) два основных стрессогенных фактора: профессиональная «неуспешность», боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;

      2) отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);

      3) несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.

      5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:

      1) неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);

      2) ограничение свободы поведения, интриги и т.п.

      6. Внеорганизационные источники стрессов:

      1) основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между работой и домом, таким образом, сам менеджер «нуждается в социальной поддержке для борьбы с «подводными камнями» семейной жизни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую. Ряд авторов считают, что идеалом для руководителя является схема: «работающий, пробивающий себе дорогу муж — заботливая жена» (где жена — как «группа поддержки»). Другой вариант семьи руководителя: «две карьеры с акцентом на полное разделение и невмешательство»;

      2) мобильность менеджера — ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). По данным специальных исследований (опрос 1800 семей в 70 странах), успех мужа-менеджера часто связан с тем, насколько успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро она находит смысл в новых отношениях и, как следствие, меньше попрекает мужа.

      Интересны различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой; ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие.

      Купер и Маршалл выделяют основные направления управления производственным стрессом:

      — изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника;

      — построение «мостов» между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже «возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)»;

      — повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений);

      — самое главное — создание в организации благоприятного социально-психологического климата.

      Хамберг и Лоор предлагают следующие основные варианты формирования навыков контроля над стрессовыми состояниями работников.

      1. Релаксация как навык активного регулирования. Главное отличие от «пассивной релаксации» заключается в том, что активная релаксация предполагает сознательные усилия клиентов; клиенты обучаются распознавать ощущения, возникающие при пробуждении или при активизации (это как своеобразные «опорные сигналы»).

      2. Тренировка социальных навыков (в том числе навыков уверенности в себе).

      3. Тренировка навыков решения проблем. При этом Гильфрид и Девисон выделяют пять стадий при обучении решению проблем:

      1) общая ориентировка в проблемной ситуации;

      2) формулировка проблемы (выделение «критического стимула», т.е. обучение способности обращать внимание на существенные признаки при решении проблемы);

      3) генерирование решений (это «сердцевина» процесса принятия решения), суть — в выделении множества вариантов, из которых хотя бы некоторые могут оказаться полезными;

      4) принятие решения о выборе конкретного способа действия (на основе сопоставления ожидаемых затрат и преимуществ);

      5) верификация эффективности принятого решения (по отношению к определенным «стандартам» успешности в данной деятельности).

      Мы считаем, что в самом общем плане проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников.

      studme.org