Что такое токсичный стресс

«Перестать ходить недоубитыми»

Есть такое мнение: «Что нас не убивает, делает нас сильнее». Но последнее время мне кажется, что это художественное преувеличение. Когда часто слушаешь истории людей, про то, как им — изнутри — живется в том, что с ними произошло, то понимаешь, какая у этого высокая цена. Поэтому недавно сформулировалось так: то, что нас не убивает, нас недоубивает. И мы так и продолжаем ходить — недоубитыми. Со всякими вытекающими из этой «недоубитости» последствиями.

Вспоминается на эту тему шкала состояний Джона Хендена с семинара по работе с травмой: жертва —> выживший —> живущий полной жизнью.
«Недоубитый» — это тот самый выживший. Которому еще предстоит проделать путь к «живущему полной жизнью» — чем мы, по сути, и занимаемся в терапии и коучинге.

А вот и цифры подоспели на эту тему:
Дарья Кутузова сделала пересказ книги Донны Джексон Наказавы про то «Как наша биография становится нашей биологией» — исследование связи неблагоприятных обстоятельств в детстве — и проблем со здоровьем в зрелом возрасте. Это все, конечно, еще со времен Фрейда было понятно — что «детство влияет», но теперь понятно насколько именно cильно.

По приведенным там данным, тех, кто «становится сильнее» после травмы — порядка 10%.

«Обычно у ребенка не хватает адаптационных возможностей, чтобы без потерь справиться с событиями и ситуациями, вызывающими чувство незащищенности. Но примерно в 10% случаев такие обстоятельства не приводят к дезадаптации, а наоборот — к развитию “суперспособностей адаптации”. Однако этих детей важно рассматривать не как оправдание социальных обстоятельств и поведения взрослых, вызывающих чувство незащищенности, а как исключение из правила.

Полное отсутствие стрессовых ситуаций в жизни не способствует оптимальному развитию ребенка. Сколько-то стресса в детстве и юности как раз нужно для оптимального совладания с трудностями в дальнейшей жизни. Но следует различать “нормальный стресс”, связанный с потерями, неудачами и неудовлетворенными желаниями, и хронический непредсказуемый токсический стресс (CUTS). Токсический стресс подрывает наше ощущение “себя”, ощущение собственного права быть, у нас развиваются представления, что с нами что-то фундаментально “не так”, и именно из-за этого с нами случаются плохие события; токсический стресс заставляет нас верить, что мы заслуживаем плохого обращения со стороны других людей. Хуже всего, когда источником токсического стресса для нас являются самые близкие люди, которых мы любим и от которых зависит наше выживание в детстве. Токсический стресс — это то, что развивается, когда нет отношений доверия и поддержки; а раз нет отношений доверия и поддержки, нет и возможности рассказать о событиях, вызывающих токсический стресс, выразить и осмыслить эти переживания, занять позицию по отношению к ним. Токсический стресс не “закаляет”, а разрушает.» (см. Часть 2 по ссылке ниже)

Если тема вам интересна, рекомендую прочитать все части целиком:

Часть 5: Что можно сделать, чтобы не передать «эстафету» токсического стресса собственным детям

«Выживает не сильнейший и не наиболее приспособленный к обстоятельствам. Выживает тот, кто получил больше заботы.»

Поделиться ««Перестать ходить недоубитыми»»

olgazotova.com

Чем опасен «токсический» стресс для ребенка

Стресс в детстве имеет негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка. И даже если пока он никак себя не проявил – ждите последствий во взрослой жизни.

КАКИМ БЫВАЕТ СТРЕСС

Психологи различают два вида стресса – эустресс и дистрес. Первый вид возникает после положительных эмоций. А второй – после отрицательных. Когда вы очень радуетесь, организм испытывает те же «чувства», как и когда вы злитесь. Это касается в первую очередь учащенного сердцебиения, повышения давления. Но хоть по «симптомам» эти стрессы схожи, по воздействию на здоровье они кардинально отличаются.

А исследователи Гарвардской школы выделяют три вида стресса.

  • «Позитивный» стресс. Он очень незначительный и может возникать, когда малыш оказывается в новых местах и ситуациях. Например, ребенок впервые пришел в садик. Это состояние вполне естественно и даже полезно – благодаря таким ситуациям у крохи формируется стрессоустойчивость.
  • «Терпимый» стресс. Он более резкий и вызывает более сильную реакцию организма. Такой стресс ребенок может пережить, если родители разводятся, он видит катаклизмы, переживает потерю близкого. Если малыш недолго находится в состоянии стресса и все это время его поддерживают мама и папа, он без проблем вернется в свое «дострессовое» состояние. В противном случае последствия неминуемы – негативные переживания отразятся на психологическом и физическом развитии ребенка.
  • «Токсичный» стресс. Он возникает, если ребенок испытывает тревогу и злость длительное время. Если в период «проживания стресса» малыш находится в неблагоприятных условиях – подвергается физическому или психологическому насилию в семье или в обществе – такой стресс будет иметь фатальные последствия.

КТО ПОДВЕРЖЕН «ТОКСИЧЕСКОМУ» СТРЕССУ

Согласно исследованиям Гарвардской школы, в «группе риска» оказываются дети из социально-неблагополучных семей. К ним относятся бедные семьи, семьи, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков, где дети подвергаются домашнему насилию или где родители не уделяют должного времени и внимания воспитанию ребенка.

Британский эпидемиолог Майкс Мармонт в своей книге «Синдром статуса» подтверждает, что социальный статус влияет на физическое здоровье человека. Так, дети, которые родились в обеспеченных семьях, во взрослой жизни реже имеют проблемы со здоровьем. А ребенок из бедной семьи, даже если он добился успеха, более подвержен болезням сердца, у таких взрослых чаще бывает высокое давление и артрит. Но это можно объяснить и тем, что родители вовремя не выявили какие-то болезни ребенка. Такие ситуации бывают как в богатых, так и в бедных семьях. Это же касается и психологического комфорта. Поэтому «токсический» стресс вряд ли зависит от благосостояния семьи, в которой родился ребенок. Гораздо важнее атмосфера, в которой он рос.

ПОСЛЕДСТВИЯ «ТОКСИЧЕСКОГО» СТРЕССА

В первые годы жизни информация, полученная малышом, «записывается на кассету» бессознательного. И уже оттуда все негативные и позитивные эмоции влияют на дальнейшее развитие ребенка.

Дети, которые длительное время пребывали в состоянии стресса, хуже учатся в школе и адаптируются в социуме, чаще имеют проблемы с алкоголем, менее успешны во взрослой жизни. «Токсический» стресс негативно влияет на развитие всех систем органов, ухудшает когнитивные способности, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний в будущем.

Также, учитывая возможности дородовой памяти ребенка, можно говорить о «токсическом» стрессе у малыша еще до рождения. Если мама длительное время находится в состоянии стресса, негативные эмоции переживает и плод. Это может отразиться на его развитии после рождения.

Последствия такого стресса сложно убрать, но их можно предотвратить. Как и при любом заболевании, здесь важна профилактика. Уделяйте своему ребенку как можно больше внимания, создавайте благоприятную для здорового развития атмосферу. А если заметили признаки стресса у ребенка, обязательно поговорите с малышом и окажите поддержку. Также вам пригодятся игры для снятия стресса у ребенка. Они помогут избавиться от негативных эмоций и весело провести время.

www.uaua.info

Что такое токсичный стресс

Размеры ядер и ядерных структур в значительной мере определяются функциональным состоянием клетки. Изменения ядер и ядрышек нейронов гипоталамуса отражают различные функциональные состояния этого нервного центра — как адаптационные, так и дистрофические, вызванные токсическим стрессом. Нейроны супрахиазматического ядра (СХЯ) являются одной из структур, ответственных за адаптацию организма к цирканнуальным и циркадианным ритмам.

Процессы адаптации к сезонным колебаниям среды протекают не одинаково у животных разного пола, так как и уровни половых гормонов испытывают колебания в течение года. Так, уровень гонадотропных гормонов в плазме крови выше весной, тестостерона — в августе [2].

У женщин сезонные изменения концентрации гонадотропинов и гонадных стероидов тесно связаны с синтезом мелатонина. Мелатонин определяет время наступления половой зрелости и время наступления овуляции [8].

В связи с вышеизложенным целью исследования было выяснение роли сезонов в реакции нейронов супрахиазматического ядра гипоталамуса на токсический стресс, вызванный введением соли кадмия.

Материалы и методы исследования. Исследования выполнены на 104 половозрелых белых беспородных крысах обоего пола. Средний вес животных к началу каждой серии эксперимента составлял 180 г. Животные содержались при свободном доступе к воде и пище, самцы и самки отдельно. При проведении экспериментов животных каждого пола делили на 2 группы: контрольную и опытную.

Исследования выполнены в четыре сезона года: зима (январь), весна (апрель), лето (июль) и осень (октябрь).

Токсический стресс моделировали введением per os хлорида кадмия (CdCl2) в дозе 2 мг на 100 г массы тела животного ежедневно в течение 15 дней. Общая доза составила 30 мг/100 г массы тела, что составляет 1 /3 от LD50. Известно, что при введении солей кадмия через желудочно-кишечный тракт высасывается около 5% от вводимой дозы [1]. Подобный тип токсического стресса можно характеризовать как полухронический, при этом ни одно животное не погибло до окончания эксперимента.

По окончании эксперимента животных декапитировали под хлоралгидратным наркозом (25 мг/100 г массы тела, внутрибрюшинно). Гипоталамус фиксировали в смеси Буэна, заливали в парафин и изготавливали серийные срезы, толщиной 5-7 мкм. Препараты окрашивали гематоксилин-эозином и фотографировали при увеличении 900 х .

Морфометрию ядра и ядрышка проводили с помощью измерения двух перпендикулярных диаметров ядра (ядрышка) d1 и d2 (d1 > d2), с последующим определением объема по формуле эллипсоидовращения:

.

Полученные данные обработаны статистически с использованием критерия Стьюдента.

Результаты и их обсуждение. Наибольший объем ядер нейронов супрахиазматического ядра у самцов отмечался в летний период (12,03±0,313 мкм 3 , таблица 1), постепенно уменьшаясь вплоть до весны (минимальный объем, 10,47±0,234 мкм 3 ). Таким образом, именно между весной и летом наблюдалось максимальное отличие между последовательно сменяющими друг друга сезонами (р 3 ), а минимальные — для зимы (10,16±0,281 мкм 3 ). Именно между этими сезонами создается наибольшая разница в размерах ядер — на 26% (р 3

www.science-education.ru

Стресс-менеджмент: техники преодоления токсических эмоций

Автор: О. Михайлова

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТОКСИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ

Токсические эмоции активно проникают в нашу психику, и даже очень сдержанные люди испытывают в настоящее время в профессиональной деятельности эмоциональное напряжение. Прежде чем говорить об эффективных приемах преодоления эмоциональных токсинов, выявим основные источники их возникновения.

Надо отметить, что природа человеческого общения уже является источником эмоциональной напряженности. Напряженность была, есть и будет, пока будут существовать люди и эмоции. Вопрос заключается в дозе этих эмоций. В любом коллективе существует латентная (скрытая) эмоциональная напряженность, но она не мешает сплоченной работе и снимается конструктивными способами общения на основе естественного и здорового стремления к взаимопониманию. В ситуациях длительного воздействия растущей негативной информации и негативных эмоций напряженность резко возрастает, и эмоциональные токсины начинают распространяться в коммуникативном пространстве.

Грамотная политика общения в организации во многом способствует профилактике и развитию эмоционального иммунитета компании. Поэтому в тех компаниях, где корпоративная культура существует не на словах, а на деле, иммунитет к эмоциональным токсинам гораздо выше. Иногда существует прямая связь между отдельными работниками, порождающими избыточно ядовитую атмосферу на рабочем месте, и тем, как компания ведет бизнес.

Но все же при самых благоприятных условиях уровень токсических эмоций присутствует в жизни любого офиса. Причинами могут быть неожиданные события, организационные изменения и кризисы, через которые проходит любая развивающаяся организация.

ВЫДЕЛИМ СЕМЬ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПОРОЖДАЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ТОКСИЧНОСТЬ

1. Особенности характера непосредственного руководителя («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»).

Такие руководители используют своих подчиненных, чтобы эмоционально «загрузить» и выплеснуть токсины непосредственно и безнаказанно. Преднамеренное создание гнетущей ситуации может использоваться и как способ контроля над подчиненными, и как способ целенаправленного выбора жертв для очередной серии унижений. Но иногда умышленные атаки руководителя направлены на всех сотрудников, и избежать их не удается никому. Нередко ситуации ухудшаются непредсказуемостью подобных ударов. Сотрудники не представляют себе, кто будет подвержен эмоциональным экзекуциям. Чем выше в корпоративной иерархии стоит источник токсических эмоций, тем сильнее распространяется заражение, тем больше людей начинают подражать ему в поведении. Если президент компании постоянно устраивает в ходе разборов ситуаций публичные выволочки своим подчиненным, то же будут делать и его заместители.

2. Некомпетентность: специалисты со слабыми навыками управления и самоуправления («Из огня да в полымя»).

Негативные эмоции, которые в состоянии создать в коллективе некомпетентный специалист, могут принимать разные формы: от уныния до агрессии. Именно некомпетентность, т. е. неумение решать профессиональные проблемы наиболее эффективным способом и приводит к неадекватности действий. Некоторые руководители могут сводить всех с ума своими бесконечными колебаниями, никак не решаясь сделать важный шаг или не придерживаясь никаких принципов.

Поведение соткано из противоречий. Диапазон действий: от нерешительности при постоянном делегировании важных вопросов до тотального мелочного контроля. При этом напряжение распространяется как вирусная инфекция: если «зависает» работа одного сотрудника, стоят и связанные с ними проекты других людей.

3. Нечестность: ощущение предательства («Я бы с ним в разведку не пошел»).

В обмен на приверженность и самоотверженность — предательство руководства. Отрицательный побочный эффект «новой экономики» еще в 90-х годах ХХ века обнаружили в США: у людей стало появляться ощущение, что их предают на работе. Ожидания персонала, формируемые грамотным внутренним пиаром, не совпадают с практическими действиями руководства. Причины предательства, которые обеспечивают регулярную подачу эмоциональных токсинов в повседневную жизнь работников, могут быть бесконечны, как и бесконечны невыполняемые обещания руководителей, новые методы продвижения по службе, начисления зарплат и выплаты премий и, наконец, страх увольнения как одного из самых коварных предательств.

4. Нечувствительность: последствие эмоциональной тупости руководства и коллег («А мне — фиолетово…»).

Довольно распространенное эмоциональное состояние, которое является токсичным и заразительным. В процессе хронической эмоциональной усталости у значительной части сотрудников развивается состояние апатии и безразличия к профессиональной деятельности и общению, что отрицательно сказывается и на активных коллегах, постепенно блокируя их желание работать эффективно.

5. Работа на сверхусилиях («Прежде думай о родине…»).

Мощный источник токсических эмоций кроется в самом желании компании выжить на рынке. Применяя эффективные методы «интеллектуального соковыжимания» из персонала, руководитель ведет себя как диктатор, не обращая внимания на чувства и жизненные ценности других людей, эта манера поведения становится основой общекорпоративного стиля.

6. Неумолимость корпоративного давления («Единица — вздор, единица — ноль…»).

Авторитарное давление общественной морали организации, взращенной на почве агрессивной конкуренции, создаваемой руководством, приводит к созданию заниженной самооценки у сотрудников, развитию прецедентов публичного унижения и неконструктивной критики. В данной ситуации у специалиста формируется комплекс: бездарный, безответственный, бесперспективный. И только мудрая власть коллектива будет решать, как и в каком темпе будет развиваться каждый его сотрудник дальше.

7. Неизбежность: токсичные сотрудники («Сделаешь гадость — и на душе радость!») и токсичные клиенты («Клиент всегда прав!»).

В любом обществе были, есть и будут люди со сложными чертами характера, так называемые хронические носители токсических эмоций с патологическим желанием выплеснуть их на других людей. В процессе общения они, как правило, ищут и находят заложников, на которых и проявляют свое негативное эмоциональное состояние. Разрядившись по полной, они моментально чувствуют облегчение и глубокое удовлетворение достигнутым результатом. Причем чем более эмоционально «заражен» собеседник, тем более улучшается состояние и настроение провокаторов эмоциональной напряженности.

ТЕХНИКИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ТОКСИНОВ

Итак, общение — это не только необходимая потребность каждого человека, но и источник стрессов. «Стресс — это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок? Кроме того… некоторые виды деятельности обладают целебной силой и помогают держать механизмы стресса в хорошей форме». Так сказал основоположник теории стресса Ганс Селье. Поэтому поверим основателю данной теории и приготовимся жить долго и счастливо в бурной среде эмоциональной напряженности, которая необходима нам для полноценного развития. А помогут нам в этом техники профилактики и преодоления токсических эмоций.

Общение — это источник как положительных, так и отрицательных эмоций. После неприятного прецедента ищите возможность положительного общения с близкими людьми. Они потому нам и близки, что обладают целебным даром излучения положительных эмоций. Найдите возможность встретиться и провести с ними время. Наличие семьи и поддержание культуры положительных эмоций в ней является одним из древнейших способов избавления от эмоционального негатива.

Прием 2. «Солнце, воздух и вода…»

Как можно чаще бывайте на природе. В этом смысле загородный отдых — давно известный прием эмоционального восстановления. Нет такой возможности — гуляйте в парках и скверах, на набережной. Не упускайте возможности зарядиться солнечной энергией и порадоваться ожившей природе. Вода — это мощный антитоксин отрицательных эмоций, поэтому регулярное посещение бассейна, плавание в водоемах летом и, наконец, регулярное принятие душа — все эти варианты водных процедур эффективно снимают эмоциональное напряжение.

Прием 3. «Бедная, больная Мария Ивановна (Иван Иванович)…»

Грамотное отношение к хроническим трансляторам токсических эмоций вырабатывает со временем эмоциональный иммунитет. Изучить такой тип поведения довольно легко по хроническим приступам демонстрации негативных состояний. Будьте готовы к неадекватному поведению. Руководитель или коллега болен. Вы же не обижаетесь на больных людей. Это не их вина, а их беда. Стоит ли каждый раз реагировать на регулярное проявление неадекватных форм поведения?

Прием 4. « Нам песня строить и жить помогает…»

И не только песня, а вообще все виды и жанры искусства. Чем вы занимаетесь или хотели бы заниматься в свободное от работы время? Прислушайтесь к своим желаниям! Хотите петь — пойте, на то и караоке изобрели. Танцевать — танцуйте. Рисовать — рисуйте. Занятия искусством, активное или созерцательное соприкосновение с ним в качестве наблюдателя, зрителя — один из самых эффективных способов снятия эмоциональной напряженности. Фестивали, конкурсы, концерты, спектакли — все это давно проверенные формы отдыха и борьбы со стрессовыми ситуациями. Чтение литературы художественной, публицистической, научной, периодической также способствует развитию позитивных эмоций. Вот читаете наш журнал и правильно делаете. Помимо профессионального развития, он заботится и о сохранении вашего здоровья.

Очень важно поддерживать высокую профессиональную и личностную самооценку. Для этого необходимо постоянно инвестировать в свое самообразование. Само по себе общение с науками и коллегами является мощным антистрессовым процессом. Обучение на протяжении всей жизни представляет собой социальную реабилитацию, предлагая человеку пути выхода из кризисной ситуации, помогая справиться с трудными жизненными ситуациями и вернуться к активной деятельности после пережитых потрясений.

Прием 6. «Лет до ста расти нашей старости…»

Смысл жизни человека заключается в самореализации. Самореализация может рассматриваться как максимально возможная польза, которую мы можем принести себе любимому, близким людям, обществу. Наличие адекватных целей, ценностей, перспектив в профессиональной деятельности не позволят нам заражаться отрицательными состояниями других даже при ежедневном общении. Ведь агрессивные происки клиентов, коллег и руководства ничтожны по сравнению с глобальными целями нашего профессионального развития.

Прием 7. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

Оптимизм, вера в себя и твердая уверенность в достижении поставленных целей позволяют минимизировать ежедневные проявления отрицательных эмоций. Поддержание позитивного желания трудиться не только для собственного материального благосостояния, но и осознавая важность и необходимость своей деятельности для общества, должно исходить как от организации, так и от самого профессионала. Интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение, ощущение особого предназначения собственной деятельности помогут нам преодолеть временный и быстро меняющийся фон эмоциональной напряженности. Профессионал на то и профессионал, чтобы грамотно управлять своими и чужими эмоциями.

www.top-personal.ru

Родители и дети

Умение преодолевать с трудностями — необходимый этап в развитии любого человека. Это касается не только взрослых, но и детей. Первый раз пойти в детский сад, научиться плавать, отвечать у доски — справляясь с этими задачами, ребенок растет. Но для переживания стресса ему необходима поддержка взрослого. Если травмирующая ситуация затягивается, а ребенок не получает поддержки старших, в работе его мозга происходят необратимые изменения, влияющие на всю дальнейшую жизнь. Такой опасный стресс психологи называют «токсичным».

Стресс — хороший и плохой. Не всякий стресс плох. Психологи делят стресс на три вида — позитивный, терпимый и вредный, или токсичный. Позитивный стресс — та самая кратковременная встряска, которая мобилизует внутренние ресурсы и учит справляться с трудностями. К примеру, школьника вызвали к доске решать трудную задачу, на середине он «забуксовал», а затем справился — и, гордый, с «пятеркой» идет за парту. Или с поддержкой мамы или папы малыш впервые вошел в воду — сначала было страшно, а потом весело! Позитивный стресс — необходимый компонент развития любой личности. Исследователи уже доказали, что этот вид стресса является полезным для организма. Однако, чтобы справиться со стрессом, детям обязательно нужна своевременная поддержка взрослых.

«Терпимый» стресс — это намного более серьезное и длительное переживание, которое уже не оказывает позитивного воздействия ни на личность, ни на здоровье. Это неблагоприятные ситуации, связанные с разводом родителей, потерей близких, конфликтами в школе, и тому подобные. Как мы видим, эти стрессовые ситуации отличаются от «позитивных» продолжительностью. Если ребенок не находится в этой ситуации слишком долго (к примеру, родители разводятся мирно и оба продолжают общаться с ребенком, конфликт в школе удается уладить), и если рядом есть доброжелательный и понимающий взрослый, готовый выслушать и прийти на помощь — ребенок способен пережить этот стресс без негативных последствий.

Однако все перечисленные ситуации могут превратиться в «токсичный» стресс, если тяжелая психологическая ситуация затягивается, при этом окружающие взрослые ведут себя безразлично, а ребенок остается наедине со своими переживаниями. В общем случае «токсичными» называются переживания, которые порождены сильной продолжительной тревогой или гневом. Он оказывают негативной влияние на психическое и даже физической здоровье того, кто их испытывает. Сюда также относятся ситуации насилия над детьми — как физического (удары, побои, сексуальные злоупотребления в отношении детей), так и психологического (крик, угрозы, высмеивание, бойкоты, пренебрежение, равнодушное отношение). Токсичный стресс вызывают и денежные затруднения семьи, а также наличие родственников, страдающих психическими заболеваниями, или какими-либо видами зависимостей.

Группа риска. Получается, что токсичному стрессу больше всего подвержены дети из семей с низким доходом и социально неблагополучных. Однако невключенность взрослых в воспитание детей, что может произойти и в обеспеченной семье, где родители, допустим, заняты работой или просто не слишком любят общаться с собственными отпрысками, — такой же фактор риска. И все-таки среди главных параметров психологи прежде всего называют алко-и наркозависимость родителей, бедность семьи, насилие и пренебрежительное отношение к ребенку.

Чем приходится расплачиваться детям за токсичный стресс? Как показывают исследования, дети, пережившие токсичный стресс, имеют более низкую успеваемость в школе, в более раннем возрасте начинают употреблять алкоголь, реже получают высшее образование и в целом менее успешны во взрослой жизни. Последствия токсичного стресса также включают больший риск суицида, развития наркотической зависимости и депрессий. Детские психологи сравнивают последствия токсичного стресса с рубцом от раны — если сразу не лечить его, как следует, со временем образуется шрам, вывести который практически невозможно.

Марта Фара (Martha Farah), нейрофизиолог из университета Пенсильвании, экспериментально выявила разницу в способностях студентов к обучению в зависимости от социального статуса их семьи. Оказалось, что социо-экономические причины влияют на способность концентрироваться и игнорировать отвлекающие факторы. У выходцев из финансово незащищенных, к сожалению, наблюдалось изменение функции префронтальной коры головного мозга, отвечающей за планирование и самоконтроль.

Дело в том, что ранние годы жизни — это период формирования нейронных связей мозга. Если на этом этапе возникают препятствия — например, в виде стресса — то связи останутся слабыми на протяжении всей жизни. Как утверждают ученые, единственное, что может снизить или предотвратить негативный эффект токсичного стресса в детские годы — постоянная поддержка ребенка близкими взрослыми людьми. Если родители неспособны оказать эту поддержку, важным будет помощь других родственников и значимых взрослых — дяди, тети, бабушки или дедушки, школьных педагогов.

Читайте также:

Не забудьте присоединиться к нам в социальных сетях:

Мы рады новым подругам и их комментариям 🙂

www.missus.ru