Меню

Что такое карен у собак

Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя

Введение

Эта книга совершила настоящий переворот в биологии и психологии в 1980-х. Карен Прайор не просто выдвинула, но и успешно доказала гипотезу о том, что дрессировать можно любое живое существо, от примитивного морского гребешка до высокоин­тел­лек­ту­ального академика с IQ, как у Эйнштейна. В книге предлагаются несложные принципы обучения с подкреплением. Они доказали свою эффективность на спортивных тренировках, репетициях театральных трупп, в общеобра­зо­ва­тельных школах и в семейном воспитании. Принципы обучения с подкреплением полезны и в самообра­зовании.

Автор отмечает, что обучение с подкреплением — не панацея от всех жизненных неприятностей. Оно не решает медицинские, генетические и глубокие психоло­гические проблемы. Но помогает эффективно формировать нужные навыки, отучать от вредных привычек и налаживать отношения с окружающими.

Карен Прайор убеждена, что человек, который умеет дрессировать животных, прекрасно справится и с детьми. У всех ее знакомых дрессировщиков дельфинов очень милые и воспитанные дети.

1. Подкрепление

Подкрепление бывает двух типов: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это то, что субъект дрессировки хочет получить: еда, одобрение и ласка. А отрицательное подкрепление — это то, чего он хотел бы избежать: неприятный звук (например, если вы забыли пристегнуть ремень в машине), шлепки и грозное выражение лица.

1.1. Положительное подкрепление

Положительное подкрепление — это то, что совпадает по времени с определенным действием и ведет к повышению вероятности повторного совершения этого действия. Поведение, которое встречается время от времени, можно усилить и отрегулировать с помощью положительного подкрепления.

Вы зовете кошку. Она подходит, и вы ее гладите. Чем чаще это происходит, тем больше шанс, что животное снова придет на зов, чтобы получить приятные ощущения.

В отношениях с людьми положительное подкрепление действует так же.

Ваш взрослый сын звонит вам раз в неделю. Вы хотите, чтобы он звонил вам хотя бы через день. Если вы будете выражать радость по поводу каждого звонка, он, скорее всего, будет звонить чаще. Но если вы будете жаловаться и ворчать, что сын вас не любит и не уважает, сработает отрицательное подкрепление. Он будет звонить как можно реже, чтобы не испытывать отрицательных эмоций.

Любое подкрепление относительно.

Пища не будет положительным подкреплением, если вы сыты. Улыбки и похвалы бесполезны, если субъект хочет вывести вас из себя, разозлить или расстроить.

В качестве подкрепления надо выбирать то, что нужно субъекту в данный момент. Для любой тренировочной ситуации полезно предусмотреть несколько подкреплений.

Дельфинов можно подкреплять разными способами: рыбой, поглаживанием или почесыванием, вниманием окружающих и игрушками. Животное не знает, какое поведение будет подкреплено в следующий раз и каким будет подкрепление. Поэтому представления в океанариумах могут проходить без подкреплений рыбой.

Положительное подкрепление приносит пользу и в человеческих отношениях. На нем основано искусство делать подарки: нужно угадать, что вызовет радость у получателя подарка. Правильный выбор становится подкреплением как для одаряемого, так и для дарителя.

1.2. Отрицательное подкрепление

Отрицательные подкрепления могут быть разными по интенсивности: от легкого сквозняка, исходящего от кондиционера в кафе, который вызывает ощущение дискомфорта и заставляет переместиться за другой столик, до таких крайностей, как удар электрическим током или хлыстом. Наказание случается после определенного поведения. Поэтому вы не можете его избежать, изменив свое поведение.

Школьник, которого отругали за двойку, может потом учиться лучше или хуже, но не может изменить ту оценку, за которую был наказан.

А отрицательное подкрепление нежелательного поступка можно остановить, если изменить поведение.

Дети бегают по дому, шумят и опрокидывают стулья. Но они замечают хмурый взгляд отца и останав­ливаются. Он перестает хмуриться и ободряюще улыбается. И тем самым положительно подкрепляет спокойное поведение детей.

1.3. Правила подкрепления

Положительное и отрицательное подкрепление подчиняются одинаковым правилам. Они должны быть:

Своевре­менными. Подкрепление — это информация. Оно говорит субъекту, что именно вам нравится или не нравится.

Восклицания тренера «Да!» или «Хорошо!» дают спортсмену информацию о правильности выполнения определенного движения. А вот «разбор полетов» в раздевалке после тренировки не слишком эффективен.

Родители часто подкрепляют детей слишком рано, стараясь их подбодрить: «Молодец, ты уже почти правильно все сделал». Жалобы детей вроде «Я не могу, у меня не получается» — признак того, что родители подкрепляли попытки, а не поведение, которое дает результат. Поэтому дети не стремятся к положительному результату, а будут продолжать совершать попытки, чтобы выпросить новые подкрепления.

Минимальными. Чем меньше подкрепление, тем лучше. Маленькое подкрепление не только экономит время, но и позволяет дать большее количество подкреплений за один сеанс, прежде чем животное насытиться.

Цыпленка эффективно подкрепляют одно-два зернышка, а слона — половинка яблока. Любимой пищи можно давать еще меньше: например, чайную ложку зерна для лошади.

Несмотря на то, что минимальные подкрепления наиболее эффективны, время от времени субъекту полезно давать большой куш — награду, которая в несколько раз больше обычного подкрепления и дается неожиданно. Куш способен развеселить, взбодрить и повысить мотивацию субъекта.

Неожиданные вечеринки без повода, которые 1−2 раза в год устраиваются в рабочее время в офисе, способствуют поднятию боевого духа.

Получение всего одного куша может улучшить поведение непокорного, испуганного или сопротив­ля­ющегося субъекта, который прежде не демонстрировал нужного поведения.

Автор вспоминает, что в 15 лет она была ужасно грубой с отцом и мачехой. Однажды вечером родители сказали ей, что устали от ее ужасного поведения, поэтому решили ее наградить. И подарили ей билет на 10 уроков верховой езды, о которой она мечтала. Незаслуженный куш изменил поведение Карен, потому что она перестала считать себя обиженной.

1.4. Условное подкрепление

Часто бывает так, что подкрепление невозможно дать в тот самый момент, когда субъект выполняет желаемое действие.

Когда дельфин учится прыгать, поощрить его высокий или качественный прыжок в момент его выполнения не получится. Если дать ему рыбу после завершения прыжка, он, возможно, решит, что подкрепление можно получить, если прыгать чаще. Как же объяснить дельфину, на какую высоту и с каким прогибом прыгать?

В этом случае используют условное подкрепление — какой-либо сигнал, изначально не связанный с действием (звук, свет, движение), но который умышленно с ним связывают.

Тренеры дельфинов используют полицейский свисток: руки свободны, а звук слышен даже под водой. С собаками и лошадьми эффективно работают слова «хорошая лошадка (собака)». Школьные учителя говорят «очень хорошо» или «молодец» — и дети трудятся ради этих слов.

Условное подкрепление вырабатывается еще до того, как вы начинаете формировать поведение. Условное подкрепление сочетают с истинным, например, с едой или поглаживанием. После того как условное подкрепление выработано, оно становится ценным само по себе, без первичного подкрепления.

Лошади и собаки могут отработать все выступление только на условном подкреплении. И люди уже давно не работают за еду. А деньги — не что иное, как условное подкрепление, обозначающее вещи, которые можно купить.

Условное отрицательное подкрепление — действенное воспита­тельное средство.

Кошку можно научить реагировать на слово «нет», если сочетать его с громкими звуками. Животное царапает мебель? Уроните на пол металлический поднос и громко скажите: «Нет».

1.5. Вариабельное подкрепление

Постоянное подкрепление требуется только во время обучения. Через некоторое время в нем уже нет необходимости.

Когда вы учите ребенка кататься на велосипеде, вы постоянно что-то говорите: «Держи руль ровно!» или «Молодец!» После того как навык закрепился, эти слова уже не нужны.

Чтобы поддерживать сформированное поведение, лучше перестать его регулярно подкреплять, а использовать подкрепления эпизодически. Такой режим подкрепления называют вариабельным.

Если поощрять каждый прыжок дельфина, он начнет прыгать кое-как. Если совсем не давать рыбу, он перестанет прыгать. Но если подкрепить первый прыжок, а затем выборочно некоторые прыжки, дельфин будет выступать на более высоком уровне, пытаясь заслужить рыбу. Такой режим позволяет подкреплять наиболее сильные прыжки и таким образом оттачивать мастерство питомца.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник



Что такое карен у собак

Шумовые фобии у собак

Шумовые фобии относятся к наиболее распространенным проявлениям навязчивого страха у собак, хотя публикаций по этому вопросу мало. Подобно многим фобиям, страхам и тревожным состояниям, данные фобии не имеют специфических признаков при непосредственном воздействии раздражителя на животное. Ключевым аспектом шумовых фобий является предчувствие воздействия раздражителя. Поэтому одна из главных задач ветеринарного врача — помочь клиенту распознавать малейшие признаки такого предчувствия, демонстрируемые страдающей фобией собакой. К сожалению, развитие шумовых фобий мало изучено. Как правило, реакции навязчивого страха протекают сравнительно однотипно. К тому времени, когда клиент обращается за помощью, они обычно проявляются уже в полную силу.

В отличие от страха, фобия не является адаптивной реакцией. Считается, что фобии нарушают нормальное функционирование организма. Для понимания нейрохимического механизма ее развития важно выяснить, является ли данная фобия следствием нормальной ответной реакции, вызванной неожиданным сильным испугом, или же ее источником была аномальная молекулярная или нейрохимическая реакция. В зависимости от причины возможны два пути или механизма развития фобии, а это предполагает по меньшей мере два разных способа лечебного воздействия. Чтобы понять характер шумовых фобий и провести оптимальное лечение, необходимо учесть все возможные причины, обусловливающее данное состояние.

При этой фобии отмечается внезапная, стойкая, постоянная по интенсивности ответная реакция на резкий звук, которая проявляется как активное избегание этого воздействия, бегство или тревожное поведение, т.е. в формах, связанных с активацией симпатического отдела вегетативной нервной системы. Фобия может также сопровождаться кататоническим или маниакальным синдромом со снижением восприимчивости к болевым или социальным раздражителям. При повторяющемся воздействии пугающих звуков вырабатывается стандартная для данного животного, инвариантная ответная реакция (Overall, 1997).

Диагностические критерии фобии грозы те же, что и фобии громких звуков: внезапная и глубокая, всегда чрезвычайно интенсивная ответная реакция на грозу или один из ее признаков (например, ветер, гром, молнию, изменение атмосферного давления, дождь, темноту, изменение содержания озона в воздухе), выражающаяся в исключительно активном поведении избегания, спасении бегством или проявлениях тревоги. Как и в предыдущем случае, эта фобия связана с активацией симпатической нервной системы и сопровождается кататоническим или маниакальным синдромом со снижением чувствительности к болевым или социальным раздражителям. При повторяющемся воздействии устрашающего стимула ответная реакция становится инвариантной (Overall, 1997).

Фобию грозы можно рассматривать как частный случай фобии громких звуков: некоторые собаки реагируют только на грозу и не боятся других шумов. Воздействие сопровождающих грозу атмосферных изменений осложняет проблему. Возможно, реакция навязчивого страха вызывается атмосферными явлениями и впоследствии распространяется на слишком сильные звуки в целом. Реакции на грозу корректировать труднее, чем фобии просто громких звуков. Вероятно, это объясняется формированием условных рефлексов или же долгосрочным облегчением передачи импульсов в соответствующих нейронных сетях.

Индивидуальные реакции собак при рассматриваемых фобиях различны, но обычно отмечают: слюнотечение, тяжелое дыхание, настороженность, повышение (например, хождение с места на место) или понижение (например, замирание на месте) локомоторной активности, дрожь, стремление спрятаться, мочеиспускание, дефекацию, рвоту, деструктивное поведение, голосовую активность (поскуливание, иногда лай или вой) и бегство (фиг. 17.1).

Читайте также:  Если остались нитки после снятия швов у собаки

В крайних случаях собаки проявляют панику: они теряют чувствительность к боли, восприимчивость к социальным раздражителям и экстремально реагируют на первые же признаки того, что может раздаться ужасный для них звук. В подобных ситуациях поведение спасения бегством бывает настолько интенсивным, что собаки ломают зубы, сдирают когти и выпрыгивают из окна с любого этажа.

Источник

Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя Текст

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 250 стр. 16 иллюстраций
  • Жанр:з арубежная психология, с аморазвитие / личностный рост, с емейная психология, с оциальная психология
  • Теги:п реодоление проблем, п сихология личности, т ехники влияния, у странение конфликтовРедактировать

DON’T SHOOT THE DOG!: THE NEW ART OF TEACHING AND TRAINING

© Новикова Т. О., перевод на русский язык, 2014

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2016

«Эта великолепная, доступная и чрезвычайно полезная книга предназначена для тех, кто хочет понять или изменить поведение животного – идет ли речь о постоянно лающей собаке, шумном соседе, злобном коте – или свое собственное и свои дурные привычки».

Кэрол Тэврис, автор книги «Гнев»

«Карен Прайор объясняет, почему наказание и насильственные попытки заставить людей измениться так часто заканчиваются полным провалом. Она описывает конкретные методы, которые действительно работают. Эта книга в гораздо большей степени связана с человеческими отношениями, чем все проникнутые добрыми побуждениями, но абсолютно неопределенные призывы любить вредных соседей или становиться лучше. Прайор показывает, как можно перейти от намерений к результатам».

Кэрол Тэврис, автор книги «Гнев»

«Карен Прайор была пионером… Каждый, кто хочет более эффективно воспитывать детей, изменить собственное поведение или учить других, сочтет ее книгу очень полезной».

«Книга «Не рычите на собаку!» открыла мне глаза. Я всем сердцем понял, как нужно общаться с моими собаками, а также с клиентами и учениками».

Ли Ливингуд, руководитель центра дрессировки

«Карен обладает уникальным даром. Она научила нас пользоваться положительным подкреплением не только для дрессировки наших животных, но и в обычной, повседневной жизни».

Тереза Лойя, директор центра подготовки собак-компаньонов

«Эта книга оказала огромнейшее влияние на то, как я общаюсь со своими учениками – и людьми, и собаками, не говоря уже о друзьях, коллегах и собственном муже».

Элизабет Тесель, профессиональный дрессировщик и консультант по литературной подготовке

Посвящается моей матери, Салли Ондек, моей мачехе, Рикки Уайли, и Уинифрид Старли, моей наставнице и подруге

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСТСЕЛЛЕРЫ

Начни с главного! 1 удивительно простой закон феноменального успеха

Бестселлер «Начни с главного. » заменит все книги по тайм-менеджменту и покажет вам кратчайший путь к достижению своих целей. Вы узнаете о том, как дисциплина и списки задач на самом деле влияют на работу, а также познакомитесь с 4 ворами вашей продуктивности. И самое главное – применение всего лишь одного удивительно простого закона, который лежит в основе любого успеха, поможет вам достигать выдающихся результатов один за другим.

Хватит быть хорошим! Как прекратить подстраиваться под других и стать счастливым

Боитесь говорить «нет»? Хватит игнорировать собственные потребности! Все беды от того, что мы так и норовим перекроить себя под ожидания окружающих, считает Тома Д’Ансембур. Эта книга научит вас улучшать отношения с окружающими, оставаясь самим собой.

Ругаться нельзя мириться. Как прекращать и предотвращать конфликты

Что мешает нам избегать взаимных претензий и ссор? Можно ли улучшить уже испорченные отношения? И что для этого нужно сделать? В своей книге Дэвид Бернс отвечает на эти и многие другие вопросы. Известый американский психолог предлагает методику, которая помогла сохранить отношения миллионам людей по всему миру, вырваться из заколдованного круга бесконечных скандалов, научиться проявлять нежность и уважение друг к другу. Это отличное практическое руководство для всех, кто хочет радоваться общению и жить в гармонии.

Договориться не проблема. Как добиваться своего без конфликтов и ненужных уступок

Эта книга – потрясающе увлекательное и одновременно простое руководство по любым переговорам. Не важно, идет ли речь о покупке международной корпорации или ремонте стиральной машинки: 9 методов Криса Восса, выдающегося специалиста ФБР по спасению заложников, работают во всех случаях. При любых условиях. При любых раскладах. Без необходимости идти на компромисс.

Предисловие

Эта книга о том, как научить любого – человека или животное, молодого или старого, себя или других – делать то, что можно и нужно. Как отучить кошку прыгать на кухонный стол и как заставить бабушку перестать пилить всех вокруг. Как повлиять на поведение детей, начальников, друзей и домашних животных. Как научиться хорошо играть в теннис или гольф и как улучшить математические способности и память. Всего этого можно добиться с помощью принципов подкрепления.

Эти принципы – настоящие законы. Они ничем не отличаются от законов физики. Эти законы описывают все ситуации обучения точно так же, как падение яблока описывается законом всемирного тяготения. Когда бы мы ни пытались изменить поведение – собственное или другого человека, – мы всегда используем эти законы, даже если сами этого не осознаем.

Обычно мы пользуемся этими законами неправильно. Мы угрожаем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы набрасываемся на окружающих, когда ситуация складывается не так, как нам хотелось бы, и упускаем возможность похвалить за правильные действия. Мы грубы и нетерпеливы с собственными детьми, друг с другом и даже с самими собой. Но наши грубость и нетерпение вызывают в нас чувство вины. Мы догадываемся, что с помощью других методов можно достичь желанной цели гораздо быстрее и без неприятностей. Но мы ничего не знаем об этих методах. Мы просто не владеем теми методами, которыми пользуются современные дрессировщики, отлично осознающие силу положительного подкрепления.

Какова бы ни была задача дрессировки – нужно ли вам заставить четырехлетнего малыша вести себя на людях прилично, утихомирить веселого щенка, сплотить команду или выучить наизусть стихотворение, – с помощью положительного подкрепления вы добьетесь ее быстрее, лучше и даже веселее.

Законы подкрепления просты: вы можете написать их на доске за десять минут и выучить за час. Гораздо сложнее применять эти законы на практике. Обучение с помощью подкрепления подобно игре, а результат зависит от скорости мышления.

Дрессировщиком и учителем может стать любой. Некоторые добиваются успеха с самого начала. И для этого не требуется особого терпения, или силы характера, или умения общаться с животными и детьми, или того, что цирковой дрессировщик Фрэнк Бак называл «силой человеческого взгляда». Нужно просто понимать, что вы делаете.

Всегда были люди, обладающие интуитивным пониманием того, как следует применять законы тренировки. Их мы называем одаренными учителями, блестящими командующими, великолепными тренерами чемпионов, гениальными дрессировщиками. Я наблюдала за рядом театральных режиссеров и дирижеров симфонических оркестров. Эти люди великолепно использовали прием подкрепления. Им не нужны были книги, где рассказывалось бы о преимуществах этих законов. Но для остальных людей, тех, кто никак не может справиться с неуправляемым щенком или постоянно конфликтует с коллегой или сыном, знание законов подкрепления может стать настоящим даром небес.

Подкрепление – это не система наград и наказаний. Современные специалисты вообще не используют подобных слов. Концепция награды и наказания несет в себе огромный груз эмоциональных ассоциаций и интерпретаций – желание, страх, вина, долг, запрет. Например, мы вознаграждаем других за то, что сделали сами, – мы покупаем мороженое ребенку, чтобы помириться с ним после сердитого выговора. Мы думаем, что знаем, какой должна быть награда: мороженое или похвала. Но некоторые не любят мороженое, а похвала в неподходящий момент или от неподходящего человека может больно ранить. В некоторых случаях учительская похвала обязательно вызывает неприязнь со стороны других учеников.

Мы рассчитываем на то, что люди будут поступать правильно и без награды. Дочь-подросток должна мыть посуду, потому что это ее домашняя обязанность. Мы злимся, когда дети или коллеги что-то ломают, воруют, опаздывают, грубят и т. п., потому что эти люди должны были знать, что такое поведение недопустимо. Мы наказываем спустя длительное время после нежелательного поступка – великолепным примером этого может служить судебный приговор за преступление. И такое событие может не оказать никакого влияния на будущее поведение, а остаться обычным возмездием. Тем не менее мы рассматриваем подобные наказания как средство обучения. Люди часто говорят: «Я дал ему урок».

Современная дрессировка с помощью подкрепления основывается вовсе не на «всеобщих убеждениях», а на законах поведенческой науки.

Научно говоря, подкрепление – это событие, которое (а) происходит во время или сразу по завершении желательного поведения и (б) повышает вероятность повторения подобного поведения в будущем. Здесь можно выделить два ключевых элемента: два события связаны в реальном времени – поведение порождает подкрепление, – после чего желательное поведение повторяется гораздо чаще.

Подкрепление может быть положительным (то есть тем, что нравится ученику и чего он хочет: улыбка, поглаживание) или отрицательным (тем, чего ученик стремится избежать: рывок поводка или нахмуренное выражение лица). Самое важное – это временная связь между событиями: проявляется поведение, проявляется и подкрепление. Благодаря этому желательное поведение повторяется гораздо чаще, а нежелательное исчезает быстрее. Такой прием работает в обоих направлениях, как петля обратной связи.

Если поведение не повторяется, значит, подкрепление произошло слишком рано или слишком поздно, а может быть, выбранный вами стимул не является подкреплением для данного субъекта.

Кроме того, хочу сказать, что между теорией подкрепления и практикой подкрепления существует серьезное различие. Исследования показывают, что приятные последствия любого поступка повышают вероятность его повторения. Это действительно так. Но на практике для того, чтобы достичь сенсационных результатов, которых ожидают тренеры и дрессировщики, подкрепление должно происходить абсолютно синхронно с поведением. Бинго! Сейчас! В реальном времени ученик должен точно понимать, что именно этот конкретный его поступок и вызвал подкрепление.

Современные дрессировщики разработали прекрасные приемы одновременного подкрепления: они используют сигнал-маркер для идентификации поведения. В новом издании книги «Не рычите на собаку!» я расскажу о законах подкрепления, некоторых практических способах применения этих законов в реальном мире и о стихийном движении, которое (по крайней мере, сейчас) называется «кликер-тренингом» и которое использует данные приемы в совершенно новой, неисследованной сфере.

Впервые я узнала о дрессировке с помощью положительных подкреплений на Гавайях. В 1963 году я работала тренером дельфинов в океанариуме «Си Лайф Парк». Собак и лошадей я тренировала с помощью традиционных методов, но работа с дельфинами оказалась совершенно иным делом. Тут нельзя было использовать поводок, уздечку или даже кулаки. Дельфины просто уплывали прочь. Положительное подкрепление – обычно корзина с рыбой – оставалось нашим единственным средством.

Психологи объяснили мне принципы обучения с помощью подкрепления. Искусству применения этих принципов на практике я научилась, работая с дельфинами. По образованию я была биологом. Меня всегда интересовало поведение животных. И теперь я была невероятно увлечена не столько самими дельфинами, сколько нашим общением – моим с дельфинами и дельфинов со мной – в процессе такого рода тренировки. То, чему меня научили дельфины, я применила в дрессировке других животных. И я начала замечать, что использую некоторые приемы в своей повседневной жизни.

Я, к примеру, перестала кричать на детей, потому что заметила, что крик не работает. Замечая желательное поведение и подкрепляя его в этот самый момент, я добивалась гораздо больших результатов и сохраняла мир в семье.

Под уроками, которые я получила в дельфинарии, скрывается реальная научная основа. В этой книге мы выйдем за пределы теории. Я отлично знаю, что ученые почти не рассказывают, а зачастую неправильно понимают правила применения научных теорий. Но фундаментальные законы существуют, и во время тренировки их следует учитывать.

Читайте также:  Имя айна значение для собаки

Эту теорию называют модификацией поведения, теорией подкрепления, оперантным обусловливанием, бихевиоризмом, или бихевиористской психологией [1] . Данная отрасль психологии многим обязана профессору Б. Ф. Скиннеру [2] .

Я не знаю ни одной другой современной отрасли науки, которую бы так чернили, так неправильно понимали и истолковывали, применяли и использовали. Само имя Скиннера вызывает гнев у тех, кто пропагандирует «свободу воли» как основное качество, отличающее человека от животных. Для тех, кто воспитан в гуманистических традициях, манипуляция человеческим поведением с помощью определенных сознательных приемов кажется абсолютным злом, несмотря на тот очевидный факт, что все вокруг постоянно пытаются манипулировать поведением друг друга, прибегая при этом к любым средствам.

Пока гуманисты набрасывались на бихевиоризм и Скиннера с пылом, который сделал бы честь любому религиозному фанатику, бихевиоризм развился в серьезную отрасль психологии. Эта наука вошла в программу университетов, клиническую практику, о ней пишут в профессиональных журналах, проводят международные конгрессы, она стала основой доктрин и учений, ей посвящено огромное множество книг.

И это очень хорошо. Некоторые расстройства – например, аутизм – лечатся с помощью теории подкрепления гораздо лучше, чем другими способами. Многие психотерапевты добиваются больших успехов в решении эмоциональных проблем своих пациентов с помощью положительного подкрепления. Эффективность (по крайней мере, в определенных обстоятельствах) обычного изменения поведения без погружения в причины его появления привела к появлению новой отрасли семейной терапии. В рамках такой терапии рассматривается поведение каждого члена семьи, а не только лишь того, кто испытывает самые очевидные проблемы. И в таком подходе есть здравый смысл.

Обучающие машины и программируемые учебники, созданные на основе теории Скиннера, стали первыми попытками формализовать процесс обучения шаг за шагом и использовать положительное подкрепление при правильной реакции ученика. Первые механизмы были несовершенными, но именно благодаря им была создана система компьютеризованного обучения. Эта система очень занимательна в силу необычной природы подкреплений (фейерверки, танцующие роботы) и высокоэффективна благодаря тому, что компьютер очень точно выбирает время. Программы подкрепления с использованием жетонов или фишек, которые можно накапливать, а потом обменивать на сладости, сигареты или привилегии, успешно применяются в психиатрических больницах и других подобных заведениях. Подкрепление эффективно применяется в программах аутотренинга по снижению веса и избавлению от вредных привычек. Эффективные образовательные системы, основанные на принципах подкрепления, успешно используются в наших школах. Интересный способ применения подкрепления для выработки физиологических реакций – биологическая обратная связь.

Ученые изучили самые тонкие аспекты обусловливания. Одно исследование, к примеру, показало, что, сделав таблицу для контроля собственного прогресса в рамках определенной программы, вы с большей вероятностью усвоите новые привычки, если будете каждый день полностью закрашивать квадратик таблицы, а не просто ставить в нем какую-то отметку.

Внимание к деталям имеет важные психологические обоснования, но человек не часто находит в этом пользу для тренинга. Тренинг – это «петля обратной связи», двустороннее общение, при котором событие на одном конце «петли» меняет события на другом конце. Типичная кибернетическая система обратной связи. Однако многие психологи по-прежнему рассматривают свою работу как нечто такое, что они делают по отношению к субъекту, а не вместе с субъектом.

Для настоящего тренера своеобразные и неожиданные реакции любого субъекта являются самыми интересными и самыми полезными событиями процесса обучения, но почти любая экспериментальная работа направлена на игнорирование и минимизирование индивидуальных реакций. Разработка методов того, что Скиннер называл «формированием», то есть постепенным изменением поведения, и применение этих методов является творческим процессом. Но в психологической литературе мы находим множество абсолютно прозаичных, если не сказать неуклюжих, программ формирования. На мой взгляд, все они основаны на жестоких и необычных наказаниях. Недавно я прочла в одном из журналов статью о том, как отучить ребенка мочиться в постель. Родителям предлагалось не только установить датчики влажности в постели ребенка, но еще пригласить специалиста, чтобы тот провел с ребенком ночь! Авторы заметили, что такой подход обойдется семье довольно дорого. А чем он обернется для психики ребенка? Такое «поведенческое» решение равносильно тому, чтобы бить мух лопатой.

Шопенгауэр однажды сказал, что любую оригинальную идею сначала высмеивают, потом жестоко критикуют и, наконец, воспринимают как должное. Насколько я понимаю, теория подкрепления не составила исключения. Скиннера много лет высмеивали за то, что он демонстрировал формирование поведения на примере пары голубей, игравших в настольный теннис. Теплую, комфортную, самоочищающуюся и веселую колыбельку, которую он построил для своих маленьких дочерей, называли бесчеловечной «коробкой для младенцев», вещью аморальной и еретической. До сих пор ходят слухи о том, что его дочери сошли с ума, хотя обе они достигли больших успехов в своей профессии и стали замечательными людьми.

Сегодня многие образованные люди относятся к теории подкрепления как к чему-то такому, что все и так давно знают и понимают. На самом же деле большинство людей этого вовсе не понимает, иначе они не вели бы себя по отношению к окружающим так ужасно.

За годы, прошедшие со времени моей работы с дельфинами, я читала лекции и писала статьи о законах подкрепления в академических и профессиональных журналах, а также выступала перед широкой публикой. Я преподавала эти законы в старших классах, колледжах и магистратуре, рассказывала о них домохозяйкам и владельцам зоопарков, родным и друзьям. Я проводила семинары для тысяч владельцев собак и дрессировщиков, для ковбоев и тренеров. Я заметила, что принципы теории подкрепления постепенно проникают в общественное сознание. Голливудские дрессировщики называют использование положительного подкрепления «аффективной тренировкой» и применяют эти приемы для того, чтобы добиться результатов, которых невозможно добиться силой. Вспомните хотя бы поведение свиней и других животных в фильме «Бейб». Сегодня многие олимпийские тренеры используют положительное подкрепление и формирование, вместо того чтобы полагаться на старомодное запугивание. И новые приемы приносят ощутимые результаты.

Однако никто еще не писал о правилах теории подкрепления так, чтобы ими можно было пользоваться в повседневной жизни, в обычных практических ситуациях. Поэтому я решила написать книгу о том, как я понимаю эти принципы, как они правильно и неправильно применяются в реальной жизни.

Теория подкрепления не решает всех проблем. С ее помощью не увеличить банковский счет, не спасти разрушающийся брак, не победить серьезное личностное расстройство. Если у вас плачет ребенок – это не проблема тренировки. Она требует иного решения. Некоторые виды поведения (и человека, и животных) имеют генетические компоненты, модифицировать которые трудно, а то и невозможно. Некоторые проблемы не стоят потраченного на них времени…

Но очень многие жизненные сложности, задачи и неприятности можно решить, правильно применив законы подкрепления.

Использование положительного подкрепления в одной ситуации может помочь вам эффективно применить тот же прием в другой. Когда я работала с дельфинами, один исследователь едко заметил: «Людям нельзя позволять заводить детей, пока они не сумеют выдрессировать цыпленка». Он хотел сказать, что очень сложно добиться успеха с существом, к которому нельзя применить силу. В воспитании детей наказаний быть не должно. Жизненный опыт подскажет вам, как можно использовать подкрепление для выработки желательного поведения у ребенка.

Я заметила, что большинство тех, кто работал с дельфинами, кто привык применять положительное подкрепление в повседневной работе, так же хорошо ладили и с детьми. Дети этих людей были очень доброжелательными, вежливыми и спокойными. Я не гарантирую того, что и ваши дети станут такими же. Я не обещаю, что вы сразу добьетесь сногсшибательных результатов или овладеете за три дня конкретными навыками. Вы просто поймете фундаментальный принцип, лежащий в основе любого обучения, и научитесь творчески применять его в различных ситуациях. Скорее всего вам удастся исправить то, что мучило вас уже очень давно, или продвинуться в какой-то желанной области. И если вы захотите, то сможете выдрессировать цыпленка.

В системе подкреплений должен быть естественный порядок. Главы моей книги расположены в том же порядке, в каком идет процесс обучения. Мы пойдем от простого к сложному. Именно в таком порядке люди обучаются проще всего и становятся хорошими тренерами и учителями. Я стремилась к тому, чтобы вы правильно поняли систему обучения с помощью положительного подкрепления. Но применение этих принципов должно быть практическим. В каждой главе вы найдете примеры из реальной жизни. Не считайте описанные методы догмой, раз и навсегда определенными инструкциями. Относитесь к ним творчески.

Источник

Киари подобный порок и сирингомиелия у собак

Киари подобный порок развития связан с несоответствием размеров каудальной ямки черепа с ее содержимым, мозжечком и стволом мозга. В результате этой несовместимости невральные структуры перемещаются через форамен магнум (большое затылочное отверстие), вызывают обструкцию водопровода и нарушают отток ликвора. В результате развивается сирингомиелия — хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, при котором в спинном мозге образуются полости и в них скапливается жидкость.

Типичная МРТ-картина Киари подобного порока и сирингомиелии у собак по данным Rusbridge C, Jeffery, NJ: (2007). Звездочкой обозначено скопление жидкости в области первых сегментов спинного мозга.

Первичными клиническими признаками заболевания являются боль и расстройства, характерные для повреждения дорсального рога спинного мозга.

Патогенез

Теория возникновения сирингомиелии

Порок развития Киари, обструкция большого затылочного отверстия, предотвращают передачу систолической пульсовой волны на ликвор, а затем дальнейшую ее передачу к дистальным участкам. Пульсовое давление вместо этого передается и отражается в ткани спинного мозга, вызывая увеличение интрамедуллярного давления и уменьшение давления субарахноидально.

Кроме того из-за частичной обструкции ликвор, перемещаемый каждой систолой через более узкий проход, вызывает высокую скорость потока вентрально в пределах большого затылочного отверстия. Эти высокоскоростные потоки, согласно эффекту Вентури (эффект Вентури является следствием закона Бернулли, доказывающему, что давление газа или жидкости обратно пропорционально скорости их движения), уменьшают гидростатическое давление в субарахноидальном пространстве. Изменения в давлении вызывает “эффект всасывания” в спинной мозг. Постоянное давление в спинном мозге заканчивается внеклеточным накоплением жидкости и, в конечном счете, сирингомиелией.

Распространенность заболевания

Заболевание Киари подобным пороком поражает животных независимо от пола. Поскольку фактор риска — это несколько укороченный череп, то чаще болезнь встречается у представителей брахицефалических пород и у собак миниатюрных размеров: грифоны, йоркширские терьеры, пекинесы, померанский шпиц, чихуахуа, мопс, карликовый пинчер. У кошек данное заболевание не зарегистрировано, однако у этих животных существует подобная патология — аномалия Арнольда-Киари.

Проявления болезни могут возникать, начиная с 3-х месяцев, но могут обнаружиться и в любом другом возрасте. У 45% заболевших собак симптомы проявляются на первом году жизни, в 40% случаев — между 1 и 4 годами, в 15% после 4-х лет

Читайте также:  Все породы маленьких собак леди

Клинические симптомы

Самый выраженный симптом данного заболевания — это боль. Однако локализовать место ее возникновения достаточно сложно. Бывает, что собака неожиданно начинает лаять или скулить, может появиться некоторый тремор конечностей. У животного с незначительными полостями, заболевание может проходить бессимптомно, в некоторых случаях собака начинает расчесывать область уха или шеи.

Могут также развиться неврологические симптомы, связанные с повреждением вентрального рога спинного мозга, слабость и атрофия мышц грудных конечностей, атаксия тазовых конечностей. Иногда наблюдаются судорожные припадки, похожие на эпилептические, паралич черепно-мозговых нервов.

Клиническое течение болезни

У некоторых собак болезнь развивается стремительно и может привести к гибели. У других ухудшение наблюдается в течение длительного времени, иногда нескольких лет. Восстановление и регресс неврологического дефицита может наблюдаться на протяжении нескольких месяцев после появления первых симптомов.

Диагноз

Диагноз ставиться в первую очередь на основании данных МРТ С их помощью можно увидеть сместившиеся в большое затылочное отверстие мозжечок и спинной мозг. Наблюдается типичная желудочковая дилатация, отсутствие ликвора вокруг спинного мозга и мозжечка в области затылочного отверстия, наличие полостей заполненных ликвором в шейных сегментах спинного мозга.

Компьютерная и обычная рентгенография неинформативны. В некоторых случаях на основании данных миелографии можно предположить наличие патологии (рис. 1).

Электроэнцефалография так же может помочь в постановке диагноза (рис. 2).

Рис. 1. Редкий случай постановки диагноза на основании данных миелографии у собаки чихуахуа, кобель, 2 года. Скопление жидкости в области первых сегментов спинного мозга (указано стрелкой), расширены желудочки мозга.
Рис. 2. Собака, йоркширский терьер, 5 лет. Часто встречаемая ЭЭГ у собак с Киари подобным пороком развития. Изменения на ЭЭГ неспецифичны и могут проявляться при других патологических состояниях, например, при умеренной гидроцефалии. Но значительно отличается от энцефалограммы при энцефалите или объемном процессе (опухоли в головном мозге).

Исследование ликвора необходимо в дифференциальной диагностике энцефалитов. Также обязательно должен быть проведен биохимический анализ крови, включающий в себя исследование желчных кислот, что весьма важно в дифференциальной диагностике гепатоэнцефалопатии.

По концентрации сывороточных желчных кислот нельзя дифференцировать болезни печени. Однако если их концентрация после приема корма сильно возрастает (более 150 ммол/л), то можно предполагать наличие цирроза или портосистемное шунтирование. У собак мелких и карликовых пород возможно сочетание этих двух патологий, что вынуждает сначала провести операцию по лигированию портосистемного шунта с помощью амероидного констриктора, а затем, если неврологические симптомы остаются, принимать меры по лечению Киари подобного порока и сирингомиелии ( рис.3-а, б, в).

Рис. 3-а. Скопление жидкости в области 2-4 сегментов спинного мозга в шейном отделе.
Рис. 3-б. Скопление жидкости в области 2-4 сегментов спинного мозга в шейном отделе.
Рис. 3-в. Собака породы йоркширский терьер, 1.5 года. На серии снимков МРТ можно увидеть скопление жидкости в области 2-4 сегментов спинного мозга в шейном отделе, смещение мозжечка и спинного мозг в большое затылочное отверстие; типичную желудочковую дилатацию; отсутствие ликвора вокруг спинного мозга и мозжечка в области затылочного отверстия; наличие полостей, заполненных ликвором в шейных сегментах спинного мозга.

Сирингомиелия может встречаться не только при смещении мозжечка в увеличенное затылочное отверстие, но и при других патологиях: грыжи диска, воспалительные болезни: гранулематозный менингоэнцефаломиелит, атлантоаксиальный вывих, неоплазия, дискоспондилит, врожденные заболевания позвоночника, – для принятия правильного решения во всех этих случаях необходимо проведение МРТ.

На рисунке 4 мы видим скопление жидкости в области краниальных сегментов спинного мозга, при этом смещение мозжечка отсутствует, о чем свидетельствует наличие ликвора между ним и затылочной костью. При этом мы видим компрессию спинного мозга зубом С2, что также может нарушать движение ликвора в области затылочного отверстия.

Выбор метода лечения и проводимой в этом случае операции будет совершенно иным.

Ход проводимого лечения изображен на рисунке 4а-в.

Рис. 4. Собака породы той-терьер, 1год, кобель. Толстой стрелкой указано скопление жидкости в области первых шейных сегментов. Тонкой стрелкой обозначена компрессия спинного мозга в области С1-С2 сегментов. Жидкость между костью и мозжечком показана черными стрелками.
Рис. 4-а. Собака породы той-терьер, 1год, кобель. Этап операции (оперативный доступ) для дорсальной стабилизации С1-С2.

Рис. 4-б. Собака породы той-терьер, возраст- 1 год, кобель. Этап операции (проведение лигатурной проволоки) для дорсальной стабилизации С1-С2.
Рис. 4-в. Рентгеновский снимок собаки породы той-терьер,возраст — 1год, кобель. Дорсальная стабилизация С1-С2 лигатурной проволокой

Лечение

Основная цель лечения данного заболевания – снижение боли. Возможно проведение операции – черепно-цервикальной декомпрессии.

Рис. 1-а. Собака породы йоркширский терьер, 1.5 года. Проведена черепно-цервикальная декомпрессия. Первый этап операции — доступ к затылочной кости.
Рис. 1-б. Заключительный этап операции – удалена часть затылочной кости.

После оперативного лечения уменьшение неврологического дефицита наблюдается у 80% пациентов, 20% животных погибает. У 45% прооперированных наблюдается удовлетворительное качество жизни (Rusbridge 2007). У остальных, несмотря на улучшение состояния, качество жизни остается неудовлетворительным.

В 25% случаях у прооперированных животных спайки ткани по большому затылочному отверстию заканчиваются переобструкцией. У 50% пациентов с удовлетворительным качеством жизни, в конечном счете, ухудшается неврологический статус (Dewey и другие 2005, Rusbridge 2007).

На примере 80-ти пациентов нашей клиники при различном выборе лечения Киари подобного синдрома и сирингомиелии, можно наблюдать следующие результаты:

  • 10-ть животных погибло при поступлении в клинику;
  • 12-ть от лечения отказались, судьба их неизвестна;
  • 5-ть погибли в раннем послеоперационном периоде в виду тяжелого предоперационного состояния;
  • 35-ть прооперированно, улучшение состояния наблюдалось у всех. Из них 10-ть проходили консервативное лечение, которое не привело к успеху, у 5-ти остался низкий уровень жизни, еще у 5-ти — рецидив заболевания;
  • в 5-ти случаях лечение не проводилось, состояние нормализовалось без него;
  • у 13-ти пациентов проводилось только консервативное лечение, у 5-ти из них рецидивы наблюдались с интервалами 3-5 мес.

Консервативное лечение

Консервативное лечение включает в себя три основные группы препаратов: средства, уменьшающие продукцию ликвора; обезболивающие и кортикостероиды.

Фуросемид, омепрозол, диакарб

Лечение следует начать с приема этих препаратов, для некоторых пациентов этого достаточно для стабилизации состояния. Адекватная терапия нейропатических болевых синдромов возможна при применении прежде всего антиконвульсантов.

Антиконвульсанты, прегабалин, Габапентин (Gabapentin) — Нейронтин Топирамат

По структуре топирамат относится к классу сульфат-замещённых моносахаридов. Основной механизм его действия заключается в ингибировании карбонатной ангидразы, усилении GABA, блокаде Na+ и Ca++ каналов и антагонизме с глутаматом. Из всех антиконвульсантов топирамат имеет самый широкий механизм действия.

В исследовании на CAT-модели в 2004 году исследователи Storer и Goadsby обнаружили, что механизм действия топирамата может заключаться в ингибировании активации нейронов. Топирамат уменьшает частоту возникновения потенциалов действия, характерных для нейрона в состоянии стойкой деполяризации, что свидетельствует о зависимости блокирующего действия препарата на натриевые каналы от состояния нейрона.

Топирамат потенцирует активность GABA в отношении некоторых подтипов GABA-рецепторов (в т.ч. GABAA-рецепторов), а также модулирует активность самих GABAA-рецепторов, препятствует активации каинатом чувствительности. Каинат/АМПК-рецепторов к глутамату, не влияет на активность N-метил-D-аспартата в отношении NMDA-рецепторов. Эти эффекты препарата являются дозозависимыми при концентрации топирамата в плазме от 1мкМ до 200 мкМ, с минимальной активностью в пределах от 1 мкМ до 10 мкМ.

Считается, что антидепрессанты оказывают анальгетический эффект по трём основным механизмам:

  1. Уменьшают депрессию.
  2. Потенцируют действие анальгетиков или эндогенных опиатных пептидов.
  3. Обладают собственными анальгезирующими свойствами, которые заключаются в длительной пролонгации синаптической активности норадреналина и серотонина.

Трициклические антидепрессанты (амитриптилин, имипрамин, кломипрамин

Их фармакологическое действие заключается в ингибировании обратного захвата норадреналина и серотонина, что ведёт к накоплению данных нейромедиаторов в области рецепторов.

Кортикостероиды

Они также являются препаратами выбора, если боль сохраняется.
Допустимо сочетание нескольких средств разных групп одновременно.
Окончательно данная проблема еще не решена, единого метода лечения пока не выработано. Это, скорее всего, связано с недолгой историей возникновения и развития МРТ — диагностики, ведь без проведения такого исследования диагноз Киари подобный порок и сирингомиелияпоставить невозможно.

Хирургическое лечение

Операцией выбора при данной патологии может быть вентрикуло-перитонеальное шунтирование, а также операция по шунтированию первых сегментов спинного мозга с использованием вентрикуло-перитонеального шунта без клапана. Для этого проводится дорсальная ламинэктомия (удаление дуги позвонка). Затем в полость кисты спинного мозга устанавливается шунт, который отводит жидкость в ткани шеи.

Предложенные в медицине операции при сирингомиелии

У людей, как правило, выполняют следующие виды нейрохирургических вмешательств:

  • Сиринго-субарахноидальное шунтирование;
  • Сиринго-перитонеальное шунтирование;
  • Сиринго-плевральное шунтирование;
  • Вентрикуло-перитонеальное шунтирование;
  • Люмбо-перитонеальное шунтирование;
  • Сиринго-цистерностомия;
  • Декомпрессия ЗЧЯ (задней черепной ямки) при аномалии Арнольда–Киари;
  • Фенестрация отверстия Мажанди;
  • Резекция миндалин мозжечка;
  • Дуропластика ЗЧЯ;
  • Резекция зубовидного отростка СІІ позвонка;
  • По поводу основной патологии (опухоли, грыжи и т.д.).

На краниовертебральном переходе наиболее часто выполняют:

  1. Операцию Гарднера, включающую краниовертебральную декомпрессию с восстановлением пассажа жидкости через отверстие Мажанди, пломбировку входа в центральный канал. Кроме того при необходимости — субпиальную резекцию миндалин мозжечка с подшиванием их к твердой мозговой оболочке.
  2. Операцию Гарднера в сочетании с сиринготомией во входной зоне задних корешков или в наиболее истонченной части спинного мозга над кистой.
  3. Костно-дуральная декомпрессия с сиринготомией и вентрикуло-субарахноидальное шунтирование.

Все операции на краниовертебральном переходе необходимо заканчивать реконструкцией большой затылочной цистерны (Благодатский М.Д. и соавт., 1993). В ветеринарной практике тоже возможно использование методики некоторых из этих операций. Показания для них определяются строго индивидуально. Выбор операции, затем ее проведение возможны только после определения основного патогенетического звена и тщательно проведенной диагностики с применением МРТ.

Рис. Алгоритм диагностики и лечения при сирингомиелии, используемый в медицине.

Также существует предложенный алгоритм проведения лечебных мероприятий при киари подобном пороке и сирингомиелии у собак ( приложение ). (Rusbridge C, Jeffery, NJ: (2007)

Рис. Алгоритм диагностики и лечения при сирингомиелии, используемый в медицине.

Прогноз при данном заболевании зависит от эффективности лечения. Более половины собак могут жить еще в течение длительного срока, в нашей практике были пациенты, прожившие более 9 лет при правильно подобранном лечении. У некоторых животных остается неврологический дефицит, который не мешает поддерживать нормальное качество жизни.

У кошек Киари подобный порок и сирингомиелия не зарегистрированы, однако у этих животных существует подобная патология — аномалия Арнольда-Киари (образование грыжи спинного мозга и мозжечка в сочетании с миеломенингоцеле) или затылочной дисплазией (неполное окостенение супраокципитальной кости).

Главной отличительной чертой Киари подобного порока и сирингомиелии у собак от аномалии Арнольда – Киари является отсутствие увеличенного затылочного отверстия и спинномозговой жидкости в области первых сегментов спинного мозга.

Клинический пример развития аномалии Арнольда-Киари у кошки

В клинику поступил кот (1.5 года) с нарушением двигательной функции.

Рис.1а. Кот (1.5 года) с нарушением двигательной функции по типу сенситивной атаксии.
Рис. 1б. Кот (1.5 года). МРТ. Дивентрикулярная гидроцефалия аномалия Арнольда-Киари 2-ой степени.

При проведении неврологического обследования выявлена сенситивная атаксия и отсутствие болевой чувствительности на всей поверхности тела, что указывает на повреждение области таламуса. На МРТ выявлена дивентрикулярная гидроцефалия аномалия Арнольда-Киари 2-ой степени.

Рис.1а. Кот (1.5 года) с нарушением двигательной функции по типу сенситивной атаксии.
Рис. 1-г. Заключительный этап декомпрессии – удалена большая часть затылочной кости.

Проведена операция по черепно-цервиальной декомпрессии.

В течение полутора месяца отмечено полное восстановление чувствительности у данного животного.

Источник