Что значит умственная отсталость

Умственная отсталость (олигофрения)

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «умственная отсталость»? Наверно, не очень приятные. Познания большинства людей об этом заболевании базируются на популярных фильмах и телепередачах, где реальность часто искажается в угоду зрелищности, а также рассказах окружающих. Не часто можно увидеть пациентов с выраженной умственной отсталостью в нашем привычном окружении – чаще они обособлены от общества (хотя в Европе и США такие люди встроены в социум и их нередко можно встретить в повседневной жизни, что иногда создает ложное представление о якобы большей распространенности умственной отсталости в этих странах). Многие из нас сталкивались с умственно отсталыми людьми сами того не подозревая, ведь при легкой степени этого заболевания провести грань между умственно отсталым и здоровым человеком достаточно непросто.

С точки зрения врача, умственная отсталость — это заболевание, главным условием которого является либо врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3-х лет) снижение интеллекта. При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т.е. пациенты с умственной отсталостью чувствуют симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, возможно, эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е. уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже повышается со временем под влиянием обучения, воспитания. Это одно из важных отличий умственной отсталости от деменции – состояния, характеризующегося снижением интеллекта и возникающего как осложнение при различных заболеваниях (инсульты, травмы головы, тяжелые инфекции, алкоголизм и наркомании, тяжелые психические заболевания) а также в пожилом возрасте. У пациентов с деменцией со временем состояние интеллекта ухудшается.
Другое название умственной отсталости – олигофрения (от латинского «олиго» — мало и «френос» — разум).

Причины умственной отсталости

Возможных причин умственной отсталости довольно много, не все из них достаточно изучены. Установлено, что при умственной отсталости снижение интеллекта обусловлено органическим поражением головного мозга, и , к сожалению, не всегда с точностью можно сказать, почему возникло это поражение у конкретного пациента. Считается, что наиболее частые причины возникновения умственной отсталости – наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания.

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Вот почему каждая женщина должна обследоваться у врача пред планированием беременности, а в период ожидания ребенка ей необходимо быть особенно внимательной к своему здоровью.

Да и мужчин это тоже касается – есть исследования, доказывающие, что длительное употребление алкоголя или наркотических средств повышает шансы мужчины стать отцом ребенка-олигофрена. Кроме того, профессиональные вредности, с которыми сталкиваются будущие родители, также могут послужить фактором риска умственной отсталости детей. В первую очередь это относится к радиоактивному излучению и агрессивным химическим реагентам.

Симптомы умственной отсталости

Как вы уже поняли, основным симптомом умственной отсталости является снижение интеллекта. В зависимости от степени снижения интеллекта, выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму умственной отсталости.

При легкой степени умственной отсталости (другое название – дебильность) IQ пациентов составляет 50-69. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Часто пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении). А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными. Внушаемость пациентов с легкой степенью умственной отсталостью может привлекать к ним представителей криминального мира, тогда они становятся либо жертвой обмана, любо игрушкой в руках преступников. Практически все пациенты этой группы осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание.

При средней степени умственной отсталости (или имбецильности) IQ составляет 35-49. Такие пациенты способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Однако самостоятельно проживать они не способны и нуждаются в постоянном контроле и уходе.

Тяжелая форма умственной отсталости или идиотия характеризуется IQ ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у них отсутствует речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Эмоции ограничены простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. Такие пациенты нуждаются в постоянном надзоре и содержатся в специальных учреждениях.

IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей с низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости. Кроме IQ врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания. И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

Олигофрения в детском, младенческом возрасте, может проявиться задержкой развития ребенка, которую можно выявить при своевременном посещении педиатра. В детских дошкольных учреждениях у ребенка с умственной отсталостью обычно возникают проблемы с адаптацией в коллективе других детей, ему трудно соблюдать режим дня, занятия, проводимые воспитателем, часто оказываются слишком сложными для такого ребенка. В школьном возрасте родителей должно насторожить высокой степени невнимательность и неусидчивость, повышенная утомляемость, плохое поведение и успеваемость. Необходимо поддерживать контакт с педагогами, которые могут своевременно порекомендовать родителям обратиться к детскому психоневрологу или психологу. Также при олигофрениях нередко встречаются и неврологические отклонения – тики, частичные параличи конечностей, судорожные припадки, головные боли. Обычно такие проявления не остаются без внимания родителей и являются причиной обращения к невропатологу.

Обследование при умственной отсталости

Большую часть случаев умственной отсталости удается распознать в раннем возрасте. Умственную отсталость, обусловленную генетическими причинами, можно выявить еще в период беременности (например, болезнь Дауна). Для этого в женской консультации проводится скрининговое обследование беременной женщины на ранних сроках, что дает возможность принять решение о сохранении или прерывании беременности. В роддоме для ранней диагностики некоторых наследственных заболеваний, приводящих к умственной отсталости, также применяют скрининговые обследования.

Некоторые формы умственной отсталости возникают из-за недоразвития определенной ферментной системы у ребенка. Наиболее распространенное заболевание из этой группы – фенилкетонурия. При рождении дети с фенилкетонурией ничем не отличаются от здоровых, но в первые месяцы жизни для них характерны вялость, частая рвота, кожные высыпания, повышенная потливость со специфическим неприятным запахом. При лечении, начатом до 2-3-х месячного возраста удается сохранить интеллект детей. Поэтому так важно наблюдение педиатра в период новорожденности и раннем детском возрасте.

Педиатр при обследовании ребенка с подозрением на олигофрению назначит консультацию невролога, анализы крови и мочи, возможно, энцефалограмму. Обследование более старших детей включает в себя консультацию психолога, детского психоневролога или психиатра.

При своевременно начатом лечении в подавляющем большинстве случаев удается добиться хорошей адаптации ребенка к последующей самостоятельной жизни. А вот самолечение и самостоятельная постановка диагноза могут привести к печальным последствиям – будет упущено время, которое так дорого ценится, когда дело касается лечения детей. Кроме того, под маской умственной отсталости могут скрываться и другие болезни – например, гипотиреоз, эпилепсия, различные психические заболевания.

Отставание в развитии ребенка в возрасте до 1 года обязательно требует внимания специалистов – как минимум педиатра и невропатолога. Конечно, не всегда ребенок, развивающийся медленнее своих сверстников, является умственно отсталым. Как показывают исследования, примерно 10% детей, серьезно отстававших от своих сверстников в развитии, не имели впоследствии умственной отсталости.

Лечение умственной отсталости

Сегодня существует множество препаратов для лечения умственной отсталости и подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны (если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы). В случае фенилкетонурии бывает достаточно специального режима питания, который назначит педиатр.

Часто для коррекции умственной отсталости врачи используют ноотропы – всем известный пирацетам, а также аминалон, энцефабол, пантогам. Целью применения ноотропных препаратов является улучшение обменных процессов в мозговой ткани. С этой же целью в лечении умственной отсталости используются витамины группы В и аминокислоты, необходимые для нормального функционирования мозга (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин). Эти препараты продаются без рецепта врача, но целесообразность их приема должен определить специалист.

Иногда у пациентов с умственной отсталостью наблюдаются нарушения поведения, тогда врач-психиатр может подобрать препарат из группы нейролептиков или транквилизаторов.

Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе. Необходимо соблюдать дозировки препаратов, предписанные врачом, а при появлении новых симптомов незамедлительно прийти на прием. Например, при лечении ноотропами может появиться повышенная возбудимость и головные боли, в таком случае надо обратиться к лечащему врачу для решения вопроса о замене препарата или изменении доз.

В народной медицине вместо ноотропных препаратов применяют лекарственные растения, обладающие активизирующим влиянием на нервную систему. Это женьшень, лимонник китайский, алоэ. Следует помнить, что применение стимулирующих средств при умственной отсталости может спровоцировать психозы и грубые нарушения поведения, поэтому перед применением средств народной медицины лучше проконсультироваться с врачом.

Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью. В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости. Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

При своевременном и правильном лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов — многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью. В то же время, при отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, олигофрены становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность. Что касается средней и тяжелой формы умственной отсталости, то задачами медицинской и социальной помощи таким пациентам являются обеспечение ухода и надзора, а при необходимости – контроля за состоянием здоровья.

Профилактика умственной отсталости

Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика. Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога. После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение. Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка. К счастью, в последнее время отмечается тенденция к повышению медицинской грамотности населения и такие ситуации редки.

medicalj.ru

“УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЙ – НЕ ЗНАЧИТ ТУПОЙ!”

Александр Брагинский рассказывает о том, что реально означает этот диагноз, а также объясняет почему дети могут плохо учиться, кто в этом виноват и что делать

Психиатр, психолог и гипнотерапевт Александр Брагинский — это человек, который зрит в корень. Порой поражаешься как точно он обрисовывает ситуацию, ее детали, если дать ему только канву, общую схему. Я советую читателям прислушаться к мнению этого вовсе не рядового специалиста. Тем более, что доктор Брагинский одно время занимался именно исследованиями проблем детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня Александр высказывает мысли, возникшие после чтения статей, опубликованных в последних двух номерах “Репортера” – “Моего ребенка признали умственно отсталым” и “Ребенка признали агрессивным”. — Дети есть действительно умственно отсталые, а есть дети с локальными западениями школьных знаний, -объясняет Александр. – Поясню: у нас в мозгу есть участки, отвечающие за математические способности, чтение, ровное и четкое написание букв и т.д. Ребенок может хорошо решать примеры, но писать безобразно, вкривь и вкось, или плохо читать. Дело в том, что у него в мозгу происходят время от времени локальные кровоизлияния и действуют именно на участки, отвечающие за письмо и чтение. Отчего происходят кровоизлияния? Это бывает следствием родовых травм, патологии беременности или нездоровая наследственность. Я изучал детей начальных классов, которые не успевали по некоторым предметам и доказал, что у них не умственная отсталость, а локальные поражения, требующие, тем не менее, специального обучения и лечения. — Прямо лечения и спецобучения, вы не оговорились? То есть в обычных классах оставлять таких детей нельзя? — Я не знаю какие в Канаде спецклассы и спецшколы, и потому мне трудно ответить надо ли переводить туда такого ребенка. В Санкт-Петербурге у нас спецшколы для таких детей были хорошими. В них уроки шли по 20-25 минут, перемены были чаще, чем в обычных школах, существовал сончас, когда детей укладывали в койки, они больше гуляли на свежем воздухе. Если в Канаде спецкласс тоже означает какие-то льготные условия, то ребенка стоит отдать в такой класс – ему там будет легче. — В статье “Ребенка признали умственно отсталым” я писала про третьеклассника Славика, у которого школа нашла легкую степень отсталости и настаивает на спецобучении, с чем не согласны родители и его русскоязычные педагоги. Я задавала в статье вопрос: не лучше ли оставить ребенка среди обычных детей, дабы он тянулся за ними, нежели переводить в спецшколу, где учатся дети с тяжелыми патологиями, и он деградирует. Как вы ответите на этот вопрос? — Я не видел этого ребенка, но если верить школе, что отсталость именно легкая, то вполне можно оставить его в обычном классе, ребенок действительно может тянуться за сверстниками. Но родители должны им вплотную заняться, помогать. Очень часто родители не согласны с диагнозом “умственная отсталость”, потому, что не знают что это такое. Когда обыватель говорит про отсталость, он имеет в виду IQ. Но существует понятие характера умственной отсталости. Она бывает наследственная, или вследствие родовой травмы, или из-за патологии беременности. При наследственной дети уравновешены, работоспособны. Они, особенно в начальных классах, способны усваивать школьную программу и получать хорошие оценки, но потом, с усложнением программы, у них обязательно появляются проблемы. Им трудно учиться и тут надо или отдавать на спецобучение или постоянно помогать. Наследственная умственная отсталость не лечится. Просто человек медленно созревает и с этим надо смириться. Повзрослев, эти люди выглядят примитивными, но нормально работают на своих, чаще всего рабочих специальностях. Наиболее сложная отсталость наблюдается в результате патологии беременности. Такие дети испытывают проблемы с концентрацией внимания, потому им трудно учиться. Их лечат медикаментозно, но лечится все это с трудом, потому, что иногда медикаменты, напротив, вызывают добавочное возбуждение. В результате родовой травмы у детей часто наблюдается быстрая утомляемость. И им нужно то, о чем я говорил выше – короткие уроки, частые перемены, прогулки, сон. Таким детям тоже назначают лечение. Подчеркиваю, во всех данных случаях диагноз умственная отсталость может быть не связан с IQ, может иметься в виду именно вот эта симптоматика: невозможность нормально учиться из-за гиперактивности, невозможности концентрироваться надолго, быстрой утомляемости. Поэтому не надо впадать в панику и считать, что вашего ребенка признали глупым, тупым. — Но общественность-то всех этих тонкостей не знает и будет считать ребенка именно глупым. — Важно кем ты его сам считаешь и что ты ему говоришь. Записи в его файле не показывают широкой публике. Родителям порой вместо того чтобы сопротивляться постановке диагноза нужно признать его и получить помощь. Ребенку ведь реально трудно учиться. Что касается оценки интеллекта, то разъясню чем умственная отсталость (у/о) отличается, например, от дебильности. При пограничной (несильной) у/о ты даешь ребенку задание и он не может его выполнить. Но потом, постепенно, при разъяснении и повторении он выполняет. Он способен скопировать твой образец и понять в чем суть задачи, выделить существенное. При дебильности – никогда. Часто пограничная у/о бывает у запущенных, детдомовских детей, детей из неблагополучных семей. Просто потому, что с ними никто не занимается. Умственно отсталого ребенка можно отправить в обычную школу, но поскольку он не успевает, ему становится неинтересно, и потом, когда его отдают в спецшколу, ему уже и там неинтересно, он привык, что школа – это скучно. Вот поэтому и важно провести диагностику до школы. — А разве не бывает, что диагноз ставится ошибочно? — Бывает. Нам, врачам, в Петербурге показывали фильм про мальчика, который до трех лет жил в семье алкоголика и проститутки. Его оставляли дома закрытым на несколько дней без еды и воды и люди, зная, что в квартире ребенок, бросали ему в форточку пакетики с водой и едой. Мальчик прокусывал себе тело и пил собственную кровь когда не было воды. Невропатолог, когда ребенка забрало государство, поставила ему диагноз “глубокая дебильность”. Потом малыша усыновила соседка. Нам показали каким он стал через пять лет. Он получал хорошие оценки в школе, играл на скрипке, принимал участие в концертах, он отлично играл в шахматы и был очень развитым ребенком. Нам демонтрировали этот фильм как пример врачебной ошибки. — Славика тестировали на протяжении трех часов без перерыва. Это нормально? — Нет, конечно. Психолог или психиатр должен понимать особенности этого возраста. В России у нас была методика Векслера, по которой мы тестировали детей. Там 12 тестов, вербальных и невербальных. Но даже в клинике мы проводили тестирование с такими маленькими детьми в два-три приема. Англоязычный же специалист, на мой взгляд, должен учитывать, что мальчик может не до конца понимать язык, и делать упор на невербальные (не требующие разговора) тесты. Но это уже к вопросу о квалификации. Нужно вообще учитывать, что это ребенок иммигрантов. В 20-е годы в России взяли на вооружение западные методики освидетельствования детей и по ним получалось, что почти все дети – дебилы. Но быстро сообразили, что они не адаптированы к русским детям. Наши дети могут не ответить на вопросы, которые относятся не к их культуре. — Что, на ваш взгляд, будет, если Славика оставить в обычной школе? — Я его не видел, потому скажу, что если бы мальчик был дебильным, то отставание только прогрессировало бы. А если у него умственная отсталость в легкой форме, да еще и спорная, то постепенно успеваемость будет улучшаться и затем все окончательно сгладится. При постоянной помощи родителей в учебе – подчеркиваю. — Александр, а что вы можете сказать нам о гиперактивных детях? Болезнь ли это и надо ли это лечить? — Да, надо. Часто гиперактивность связана с асфиксией или другими родовыми травмами, реже с патологией беременности. Кто такие гиперактивные дети? У нас есть кора мозга и подкорка. Подкорка – это конь, дающий нам энергию, движение, а кора – наездник, который управляет конем, останавливает когда надо. Но когда кора не созрела, она не тормозит подкорку, ребенок не останавливается и продолжает баловаться, кричать, прыгать. И криком тут не поможешь. Надо давать успокаивающие средства и помогать ребенку с помощью врачей, психологов. Важно чтобы внутри семьи все было спокойно. Иногда родители скрывают внутреннюю агрессию, раздражительность, но ребенок очень сильно связан с ними энергетически и с ним этот номер не проходит. Нужно чтобы родители реально, а не внешне, были уравновешены. Это поможет ребенку вылечиться. Родители, если не могут справиться со своим состоянием, тоже должны подлечиться. — К вам часто приходят пациенты со своими детьми. Что вы заметили, родители обычно признают, что у ребенка есть проблемы или отрицают? Какова тенденция? — Ну, коли пришли ко мне, стало быть признают. Но отцы чаще, чем матери, смотрят правде в глаза. Мужчина более логически и абстрактно подходит к своему ребенку, мать чаще эмоционально настроена: это мое, и оно самое лучшее. — Что вы думаете о местной системе образования? — Все здесь зависит от учителя. Моя дочь учится в 11 классе. И я смотрю по ее учителям. Есть те, что ответственно относятся к работе, а есть просто читающие лекции. Вплоть до того, что пишут что-то на доске и говорят: “Списывайте, а придете домой, почитаете и разберетесь что это”. Поэтому очень важно всем следить за тем, чем дети в школе занимаются, кто им и как преподает, вовремя найти репетитора, если учитель оказался вот такой вот халтурщик. — Освидетельствование ребенка специальной комиссией, специальными лицензированными и предназначенными для этого профессионалами стоит от $1500 до $2000 (если это не психолог, которого предлагает школа, а независимый специалист). Александр, а вы могли бы помочь, ведь большинству родителей это не по карману? — Как вы уже сказали, для этого есть специальные врачи, имеющие право выдать заключение, обладающие специальной лицензией. Я ею не обладаю. Однако провести обследование чтобы сами родители узнали правду что с их ребеноком, права ли школа, я могу. Интервью вела Эвелина Азаева. Реклама А.Брагинского с его телефонами — всегда в Репортере.

И это даже не избалованность ребенка. Это невозможность остановиться — симптом, на который родителям очень важно вовремя обратить внимание.

Наш соотечественник, Дмитрий Штраус, шесть лет прожил в Венесуэле и поделился с корреспондентом «КП» личными впечатлениями о том, как Уго Чавес пришел к власти и что сделал для народа

4 ноября прошел Благотворительный концерт в помощь больной раком 4-летней Анике Варламовой

Детей-аутистов не пустили в океанариум. Если бы это случилось в Канаде, какой шум был бы во всех газетах, каким позором покрыли бы директора этого заведения, от него отвернулись бы все знакомые. А еще.

Это противно, но Pussy Riot вошли в историю. Антигероями, но все же вошли.

www.torontovka.com

Умственная отсталость

Содержание:

Найдено 19 определений термина Умственная отсталость

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОБЩАЯ) (МКБ 317, 319)

Умственная отсталость

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Наиболее распространенная форма У. о. — олигофрения (от греч. oligos — немногий +phren — ум). Выделяются 2 основные группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями (роль которых в возникновении У. о. все больше возрастает по мере совершенствования методов диагностики); б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. Имеют также значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода.

Для клинико-психологической структуры олигофрении характерны 2 основных признака: тотальность и иерархичность. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических процессов и в определенной мере даже соматических функций, начиная от врожденной несформированности внутренних органов (пороков сердца, др. систем), недоразвития костной и мышечной ткани, сенсорики, моторики, эмоций и кончая высшими психическими функциями, такими как речь и мышление, несфор-мированностью/шчносяш в целом.

Иерархичность нарушений выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, памяти, эмоций, как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления. Эта же закономерность распространяется и на нейродинами-ческие процессы, явления нарушения подвижности (инертность), характерные для олигофрении, в большей степени наблюдаются в интеллектуально-речевой сфере и меньше — в сенсомоторной. Недоразвитие высших форм познавательной деятельности вторично задерживает развитие др. психических функций. Поэтому степень их недоразвития большей частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Большая сохранность одних психических функций по сравнению с др. создает условия для адресных форм психолого-педагогической коррекции. Так, при первично низком уровне развития моторных навыков обучение позволяет достичь значительного прогресса даже у детей с выраженной формой олигофрении. В эмоциональной сфере при недоразвитии высших форм остаются относительно сохранными «симпатические» эмоции: сочувствия, переживания, стыда, обиды и т. д. Этот момент имеет большое значение в воспитании умственно отсталых детей.

По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на 3 группы: идиотия, имбецильность и дебильность.

Идиотия (от греч. idioteia — невежество) — наиболее тяжелая форма У. о. (IQ S 20). Активная речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние удовольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения витальных (инстинктивных) потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и более легкие случаи. Однако поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен, возможности больных крайне ограниченны.

Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый телом, вялый) — выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии (см. Эхолалия). Словарный запас достигает 200-300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.

Дебильность (от лат. debilis — увечный, слабый) — легкое психическое недоразвитие (IQ = 50 + 70). Наиболее распространенная форма У. о. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако в процессе обучения обнаруживается явная недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. При дебильности более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению.

Явления У. о. наблюдаются не только при олигофрении, но и при др. нарушениях ц. н. с; при этом клинико-психологическая картина будет иной. Так, при органических поражениях ц. н. с, возникших у детей старшего возраста (после 3 лет), уже не типичны основные признаки олигофреническо-го слабоумия: тотальность и иерархичность. В условиях определенной сформированности мозговых структур патогенный фактор не только задерживает их развитие, но и повреждает уже сформированные. Поэтому более характерна мозаичность интеллектуального дефекта: одни психические функции задерживаются в развитии, др. — повреждаются, третьи остаются относительно сохранными. Так, при травме головного мозга наиболее характерным является нарушение памяти и внимания при большей сохранности др. психических процессов (см. Черепно-мозговая травма). У. о. может наблюдаться и при хронических психических заболеваниях. Напр., при возникновении шизофренического процесса у детей до 3 лет нередко падает психическая активность, появляются признаки интеллектуальной недостаточности («олигофренический плюс»). См. также Генетика поведения, Дауна болезнь, Дети с отклонениями в психическом развитии, Психический дизонтогенез, Психология специальная, Фенил-кетонурия, Шизофрения. (В. В. Лебединский.)

vocabulary.ru