Деменция шкалы

Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE)

Если пациент жалуется на возникшие проблемы в когнитивной сфере и есть подозрения на деменцию, необходимо принять меры по объективизации нарушений в когнитивной сфере: анамнез, анамнез окружающих, первичное нейропсихологическое обследование.

Для этого в повседневной практике используются следующие процедуры.

*

Инструкции

1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число спрашивают «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

3. Восприятие. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.

4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7, так как это описано в 2.1.3.е. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Другой вариант: просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез» ставится 4 балла; если «ямлзе» — 3 балла и т.д.

5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п.3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое ?», аналогично — часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.

Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команда больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.

Интерпретация результатов

Итоговый балл выводится путем суммирования результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует оптимальному состоянию когнитивных функций. Чем ниже итоговый балл, тем более выражен когнитивный дефицит. Результаты теста могут трактоваться следующим образом:

28 – 30 баллов – нет нарушений когнитивных функций;

24 – 27 баллов – преддементные когнитивные нарушения;

20 – 23 балла – деменция легкой степени выраженности;

11 – 19 баллов – деменция умеренной степени выраженности;

0 – 10 баллов – тяжелая деменция.

По количеству заданий MMSE значительно превосходит тесты, описанные выше, и требует больше времени для проведения. Однако ее чувствительность при легких формах деменции низка: суммарный балл может оставаться в пределах нормального диапазона. В этом случае судить о наличии болезни врач может по динамике результатов (сравнивать результаты, показанные с интервалом в несколько месяцев): если у человека развивается деменция, результаты будут ухудшаться; при отсутствии заболевания показанный результат будет стабильным.

Невелика также чувствительность этой методики при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур или лобных долей головного мозга. Для таких случаев в арсенале врачей есть другие тесты.

Клиническая рейтинговая шкала деменции

Одно из распространенных профессиональных орудий, используемых для оценки тяжести деменции, — это клиническая рейтинговая шкала.
Вы можете соотнести ваши впечатления от общения с больным с формулировками, предложенными авторами шкалы, и составить предварительное представление о степени тяжести его состояния.

Сомнительная деменция

Память: постоянная незначительная забывчивость, неполное припоминание произошедших событий.
Ориентировка: полностью ориентирован, могут быть неточности с называнием даты.
Мышление: незначительные трудности при решении задач, при анализе сходств и различий.
Взаимодействие с окружающими: незначительные трудности.
Поведение дома и увлечения: незначительные трудности.
Самообслуживание: нет нарушений.

Легкая деменция
Память: более значительная забывчивость на текущие события, которая мешает в повседневной жизни.
Ориентировка: не полностью ориентирован во времени, но всегда правильно называет место; в то же время могут быть трудности самостоятельной ориентировки в малознакомой местности.
Мышление: умеренные затруднения при решении задач, при анализе сходств и различий.
Взаимодействие с окружающими: утрачена независимость, однако возможно осуществление отдельных социальных функций. При поверхностном знакомстве нарушения могут быть неочевидны.
Поведение дома и увлечения: легкие, но отчетливые бытовые трудности, потеря интереса к сложным видам активности.
Самообслуживание: нуждается в напоминаниях.

Умеренная деменция
Память: выраженная забывчивость, текущие события не остаются в памяти, сохранны лишь воспоминания о наиболее значимых событиях жизни.
Ориентировка: дезориентирован во времени, не полностью ориентирован в месте.
Мышление: выраженные трудности при решении задач и при анализе сходств и различий, что оказывает негативное влияние на повседневную активность.
Взаимодействие с окружающими: утрачена самостоятельность вне дома, может вступать в общение под контролем других лиц.
Поведение дома и увлечения: крайнее ограничение интереса, способность к выполнению только наиболее простых видов деятельности.
Самообслуживание: нуждается в помощи при одевании, гигиенических процедурах, естественных отправлениях.

Тяжелая деменция
Память: фрагментарные воспоминания о жизни.
Ориентировка: ориентирован только на собственную личность.
Мышление: решение интеллектуальных задач невозможно.
Взаимодействие с окружающими: нарушения препятствуют социальному взаимодействию за пределами своего дома.
Поведение дома и увлечения: не способен к выполнению бытовых обязанностей.
Самообслуживание: постоянно нуждается в уходе, часто отмечается недержание мочи и кала.

(Clinical Dementia Rating scale – CDR) Morris 1993

memini.ru

Деменция и шкалы для её оценки

Деменция оказывает влияние на умственные способности пациента, его способность к самообслуживанию и поведенческие функции. Для диагностики этих расстройств используют специальные шкалы, которые также способны оценить качество жизни.

Хотя часть клиницистов подвергают сомнению объективность этих тестов, они всё же находят своё применение в практике.

Параметры оценки деменции

В мировой медицине разработано большое количество шкал деменции, которые отражают:

  • нарушения умственной и психической деятельности
  • функциональную активность и способность к самообслуживанию
  • поведенческие расстройства
  • качество жизни пациента
  • нуждаемость в постороннем уходе
  • наличие депрессивных расстройств
  • общую тяжесть деменции
  • Чаще эти шкалы используют в клинических исследованиях и научных работах. К методам, применяемым в повседневной практике, относится оценка функциональной активности по индексу Бартеляи шкала Корнеля для определения депрессивного синдрома.

    Метод MMSE

    Наиболее распространённой и широко используемой во всём мире с 1975 года является шкала деменции MMSE, которая применяется для оценивания психического статуса пациента.

    По тесту MMSE изучают такие показатели:

    1. Ориентация во времени и пространстве. При этом пациенту предлагается назвать дату и день недели, время года, место, в котором находится
    2. Способность фиксации в памяти только что услышанного. Для этого произносят несколько слов, а пациент повторяет те, которые запомнил
    3. Оценка внимания и счёта. Проводится с помощью задачи по отниманию в уме от 100 по 7. Например, 100-7=93, 93-7=86 и т. д.
    4. Воспоминание – попросить повторить те слова, которые запоминались в тесте на фиксацию
    5. Общая оценка речи, распознавания, сохранения способности выполнять простейшие действия. Для этого пациент называет окружающие предметы – чашка, стол, или берёт ручку, застёгивает пуговицу и т.д.

    За каждое задание начисляется определённое количество баллов. Шкала MMSE имеет 30 – бальную систему. Для диагноза деменции баллы должны быть ниже 23. При значении от 20 до 23 баллов деменция считается лёгкой степени, 11-19 баллов – умеренной выраженности, 0-10 баллов – тяжелая степень.

    Шкала Блесседа

    В некоторых случаях применяют комбинированную шкалу деменции Блесседа. С её помощью можно оценить когнитивные нарушения, уровень повседневной активности и изменения поведения.

    Параметры оценки по Блесседу:

  • нарушения повседневной активности (выполнение работы по дому, совершение покупок, ориентация во времени и пространстве)
  • затруднения в привычной деятельности (приём пищи, одевание, функция тазовых органов)
  • изменение личности и интересов (эгоизм, упрямство, сексуальная расторможенность, потеря интереса к жизни)
  • способность к концентрации внимания, сохранение памяти, уровень знаний

Шкала Морриса

Тяжесть заболевания оценивают по клинической шкале Морриса, согласно которой выделяют:

  • сомнительную деменцию
  • лёгкую степень
  • умеренные проявления
  • тяжёлую деменцию
  • Для подтверждения диагноза необходимо анализировать все методы в комплексе, поскольку при единичной оценке может быть неверное толкование данных.

    demenciya.com

    Термин «деменция» охватывает группу мозговых расстройств, которые вызывают постепенное ухудшение функций мозга, навыков мышления и способности выполнять повседневные задачи (например, стирка и одевание). У лиц с деменцией могут также возникнуть проблемы с психическим здоровьем (настроение и эмоции) и с поведением, с которыми окружающимтрудно справляться. Процессом, который вызывает слабоумие, часто являются дегенеративные изменения в мозге (из-за повреждения мозга с течением времени). Подтипы деменции включают болезнь Альцгеймера, сосудистую деменцию, деменцию с тельцами Леви и лобно-височную деменцию.

    Мы стремились оценить точность краткой шкалы оценки психического здоровья (MMSE), которая обычно используется, как часть процесса при рассмотрении диагноза деменция, в соответствии с определением, содержащемся в Диагностическом и Статистическом Руководстве по Психическим Расстройствам ( DSM ). Краткая шкала оценки психического состояния (MMSE) — это тест, предлагаемый на бумаге с максимальным счетом 30. Более низкие баллы указывают на более серьезные когнитивные проблемы. Точка отсечения, установленная для MMSE теста, определяет «нормальную» когнитивную функцию и обычно устанавливается как 24, хотя теоретически она может находиться в любом месте от 1 до 30. Мы провели поиск в широком диапазоне ресурсов и нашли 24,310 уникальных ссылок (хитов). Мы рассмотрели полные тексты 317 научных работ (академических публикаций) и в итоге включили 70 статей, относящихся к 48 исследованиям в нашем обзоре. Мы включили исследования на дому (под которыми мы понимаем исследования среди людей, живущих в домашней обстановке) и исследования в первичном звене (под которыми мы понимаем исследования, в которых первый контакт пациента с клиницистом — врачом общей практики происходил в его рабочем офисе).

    В двух исследованиях были серьезные недостатки дизайна в отношении методов отбора участников, в трех — в отношении применения теста (MMSE) и в девяти — в отношении представления сведений о проведении исследований и временных параметрах. Нам удалось провести комбинированный статистический анализ (мета-анализ) по 28 исследованиям в условиях домашней обстановки (44 статьи) и 6 исследований в первичном звене (8 статей). Мы не смогли извлечь полезных данных из остальных 14 исследований на дому. Два из шести исследований в первичном звене были проведены у людей, которые имели симптомы возможной деменции. Нам удалось вычислить суммарную диагностическую точность MMSE теста по трем точкам отсечения в исследованиях на дому, но у нас не было достаточно данных, чтобы сделать это в исследованиях, проведенных в рамках первичной помощи. Идеальный тест должен иметь показатель чувствительности (способность выявлять любого, имеющего деменцию), равный 1,0 (100%) и показатель специфичности (способность выявлять людей без деменции), равный 1,0 (100%). Для MMSE теста, суммарная точность по точке отсечения в 25 (10 исследований) составила: чувствительность — 0,87 и специфичность — 0,82. В семи исследованиях, в которых корректировали оценки точности по уровню образования, мы обнаружили, что тест имел чувствительность 0,97 и специфичность 0,70. Суммарная точность по точке отсечения в 24 (15 исследований) была: чувствительность 0,85 и специфичность 0,90. Основываясь на этих результатах, мы ожидаем, что 85% людей, не имеющих деменции, будут правильно определены как не имеющие деменцию с помощью MMSE теста, в то время как 15% будут ошибочно классифицированы как имеющие деменцию; 90% из протестированных будут правильно определены как имеющие деменцию, в то время как 10% будут ложно-позитивными и могут быть не направлены для дальнейшего тестирования.

    Наши результаты поддерживают использование MMSE теста в качестве компонента диагностического процесса для принятия решения о том, имеет или нет конкретный человек деменцию. Но результаты теста должны интерпретироваться в более широком контексте характеристик индивидуального пациента, таких как личность, поведение и как они справляются дома и в повседневной жизни.

    www.cochrane.org

    Деменция шкалы

    1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число, спрашивают «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

    2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

    3. Восприятие. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.

    4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на один балл.

    Другой вариант: просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез» ставится 4 балла; если «ямлзе» – 3 балла, и т. д.

    5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п. 3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

    6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?», аналогично – часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

    Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.

    7. Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.

    8-9. Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команды больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.

    Результат теста получается путем суммации результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение.

    28 – 30 баллов – нет нарушений когнитивных функций
    24 – 27 баллов – преддементные когнитивные нарушения
    20 – 23 балла – деменция легкой степени выраженности
    11 –19 баллов – деменция умеренной степени выраженности
    0 – 10 баллов – тяжелая деменция

    Следует отметить, что чувствительность вышеприведенной методики не является абсолютной: при деменции легкой выраженности суммарный балл MMSE может оставаться в пределах нормального диапазона. Чувствительность данного теста особенно невелика при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур или при деменциях с преимущественным поражением лобных долей головного мозга.

    FRONTAL ASSESSMENT BATTERY (FAB)

    (B.DUBOIS И СОАВТ., 1999)

    1. Концептуализация. Пациента спрашивают: «Что общего между яблоком и грушей?». Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение («Это фрукты»). Если больной затрудняется или дает иной ответ, ему говорят правильный ответ. Потом спрашивают: «Что общего между пальто и курткой?». «Что общего между столом и стулом?». Каждое категориальное обобщение оценивается в 1 балл. Максимальный балл в данном субтесте – 3, минимальный – 0.

    2. Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву «с». При этом имена собственные не засчитываются. Результат: более 9 слов за минуту – 3 балла, от 7 до 9 – 2 балла, от 4 до 6 – 1 балл, менее 4 – 0 баллов.

    3. Динамический праксис. Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) – ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) – ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первом предъявлении серии больной только следит за врачом, при втором предъявлении – повторяет движения врача, наконец, последующие две серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы. Результат: правильное выполнение трех серий движений – 3 балла, двух серий – 2 балла, одной серии (совместно с врачом) – 1 балл.

    4. Простая реакция выбора. Дается инструкция: «Сейчас я проверю Ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз. Вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз». Выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата: правильное выполнение – 3 балла, не более 2 ошибок – 2 балла, много ошибок – 1 балл, полное копирование ритма врача – 0 баллов.

    5. Усложненная реакция выбора. Дается инструкция: «Теперь если я ударю один раз, то Вы ничего не должны делать. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз». Выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата аналогично п. 4.

    6. Исследование хватательных рефлексов. Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует, ставится 1, в противном случае – 0 баллов.

    Таким образом, результат теста может варьировать от 0 до 18; при этом 18 баллов соответствуют наиболее высоким когнитивным способностям.

    В диагностике деменции с преимущественным поражением лобных долей имеет значение сопоставление результата FAB и MMSE: о лобной деменции говорит крайне низкий результат FAB (менее 11 баллов) при относительно высоком результате MMSE (24 и более баллов). При деменции альцгеймеровского типа легкой выраженности напротив, снижается прежде всего показатель MMSE (20-24 балла), а показатель FAB остается максимальным или снижается незначительно (более 11 баллов).

    Наконец, при умеренной и тяжелой деменции альцгеймеровского типа снижается как показатель MMSE, так и показатель FAB.

    psy4psy.ru