Деменция у детей признаки

Симптомы и лечение деменции у детей и взрослых

Деменция у молодых людей и в среднем возрасте встречается не так уж редко. Приверженность вредным привычкам, курению и алкоголю приводит к атрофии нейронов. Драчливая молодежь теряет свой ум от черепно-мозговых травм.

Венерические инфекции: сифилис и хламидии, герпес способны разрушать клетки мозга. Ребенок, заболевший менингитом, тоже рискует проявить признаки слабоумия. Хотя статистика утверждает, что приобретенная деменция чаще встречается у взрослых и престарелых людей.

Деменция у детей и взрослых: что это за болезнь

Когда ухудшаются познавательные способности, становится затруднительным восприятие новой информации, развивается детская деменция. Снижение интеллекта наблюдается у взрослых пациентов чаще, чем у молодых. Высокое образование, развитый головной мозг, сложные и многообразные способности, определяют индивидуальность настоящим человеком.

Но разные болезни, травмы, стрессы и вредные привычки способны повредить нейроны головного мозга. Человек в этом случае может потерять определенную часть своих профессиональных навыков, знаний и практических наработок.

Причиной слабоумия у взрослых и подростков обычно становится повреждение тканей головного мозга. Бывают причины первичными и вторичными.

К первичным виновникам относят патологии, которые приводят непосредственно к гибели клеток коры и подкорковых слоев мозга.

К этому виду заболеваний относят:

  • болезнь Альцгеймера;
  • Паркинсона;
  • Пика;
  • хорею Гентингтона;
  • накопление телец Леви;
  • органическая деменция у детей – синдром Санфилиппо;
  • болезнь Ньюмана-Пика;
  • Лафора.
  • Виновники вторичного ряда:

  • травмы головы и мозга;
  • сердечно-сосудистые болезни;
  • интоксикации;
  • инсульты;
  • сердечные аритмии;
  • высокий сахар в крови;
  • атеросклероз;
  • порок сердца;
  • стойкое повышенное и пониженное давление;
  • опухоли мозга;
  • различные инфекции;
  • нарушенный процесс обмена веществ;
  • алкогольный токсикоз;
  • наркотики, зависимость от еды, медикаментов, интернета, шопинга;
  • игромания, фанатизм;
  • дефицит полезных питательных веществ и микроэлементов.
  • Факторы, повышающие риск возникновения вторичной деменции у подростков и пожилых:

  • лишний вес тела;
  • малая подвижность;
  • низкая интеллектуальная активность.
  • Олигофрения у детей проявляется от родовых травм, и перенесенных ранних заболеваний:

  • синдрома Дауна, микроцефалии, фенилкетонурии;
  • отравление ребенка лекарственными медикаментами;
  • перенесенная беременной матерью краснуха, гормональные нарушения, врожденные вирусные инфекции, сифилис, ВИЧ, токсоплазмоз;
  • родовая травма, иммунная несовместимость матери и плода по резус-фактору, инфекционные болезни раннего возраста, гидроцефалия.
  • Симптомы слабоумия в молодом возрасте (15 лет)

    Олигофрения проявляется недоразвитым интеллектом и психикой в целом, определяет слабоумие у детей.

    Деменция в детском возрасте, которую можно назвать олигофренией, имеет 3 степени: дебильность, имбецильность, идиотию.

    Дебилы учатся в специализированных школах, успешно их заканчивают в 15 лет, приобретают профессиональные навыки, самостоятельно живут. Задержка психического развития сопровождается появлением плохих черт характера:

    При этом у них бывает отличная память, частичная одаренность, умение решать непростые математические задачки.

    Имбецильность – средняя тяжесть олигофрении, примитивно развитая психика и мышление. Имбецилы привязаны к родственникам, понимают похвалу и порицание. Они умеют говорить несложные предложения, понимают речь, способны пользоваться навыками самообслуживания, но неинициативны, в новой обстановке теряют ориентацию. Им в 15 нужен постоянный досмотр и уход.

    Идиотия – тяжелая стадия олигофрении. Деменция может проявляться в полном отсутствии речи и мышления. Эмоциональная активность характеризуется только чувствами удовольствия и неудовольствия. Одни пациенты вялые и апатичные, другие злобные и агрессивные. Все больные нуждаются в полном уходе. Они не могут сами есть, жевать, не отличают родных от посторонних, безразличны к окружающему быту и обстановке.

    Симптомы деменции у взрослых

    В молодом и среднем возрасте потеря умственных способностей случается от тяжелых черепно-мозговых травм, многолетних запоев. Выкуренных сорок сигарет за сутки повышают вероятность развития слабоумия в несколько раз.

    Лишний вес способен провоцировать проявление деменции. Регулярные физические нагрузки существенно отражаются на двигательных способностях. Подвижные игры, прогулки, ежедневная зарядка помогают сохранять навыки для самостоятельных действий.

    Организация питания тоже играет определенную роль в том, что появляются симптомы слабоумия у взрослых. Если в молодости вы часто ели фрукты и овощи, шанс приобрести признаки слабоумия минимальный.

    Симптомы слабоумия людей среднего возраста:

  • явная забывчивость;
  • уровень развития интеллекта близок к детскому;
  • теряется способность к критичности;
  • пропадает абстрактное мышление;
  • начинается речевое расстройство;
  • двигательные дисфункции;
  • утрачиваются простейшие бытовые навыки, соблюдение гигиены, умение одеваться, причесываться;
  • рвутся социальные нормальные связи;
  • дезориентация в пространстве и времени.
  • Как только первые признаки деменции появятся у ребенка, подростка или взрослого, надо обращаться к врачу. Диагностика начинается с беседы врача, с пациентом и родственниками.

    В процессе беседы врач выясняет:

  • как проявились отклонения – остро, неожиданно или постепенно, понемногу;
  • какие симптомы деменции были отмечены в начале, какие позднее;
  • что произошло до начала слабоумия (инфекция, острое отравление, стресс, травма, общий наркоз и хирургическое вмешательство и т.п.);
  • в какие годы жизни стали заметны первичные симптомы;
  • характерны ли пробелы в воспоминаниях, адекватные рассуждения, сравнения;
  • трудно ли выполнять домашние и профессиональные обязанности;
  • замечены ли изменения в общении;
  • жизненная позиция (негативная, позитивная).
  • Даже после беседы специалист отличит приобретенную патологию от врожденной, первичную от вторичной, алкогольную от сосудистой.

    Психиатры и неврологи проводят тесты на определение степени заболевания.

    Существует еще инструментальная диагностика, которая помогает уточнить диагноз:

  • биохимический и генеральный анализ крови;
  • процент содержания гормонов в щитовидной железе;
  • тест на ВИЧ-инфекцию и РВ;
  • электроэнцефалограмма;
  • УЗДГ основных сосудов головы и шеи;
  • КТ и МРТ мозга;
  • позитронно-эмиссионная томография, оценивающая обменные процессы;
  • однофотонная эмиссионная компьютерная томография, оценивающая кровоснабжение разных отделов мозга.
  • При необходимости, пациенту нужно показаться глазнику и кардиологу. В отдельных случаях потребуется спинномозговая пункция и весьма редко биопсия мозга.

    Лечение деменции у детей и взрослых

    Можно ли вылечить деменцию? Как вылечить деменцию врачи еще точно не знают. Новые работы израильских ученых дают надежду человечеству.

    Но некоторые типы патологии можно победить:

  • токсическую и алкогольную;
  • инфекционную (от нейросифилиса, СПИДа, энцефалита);
  • метаболическую, появившуюся от недостаточного синтеза гормонов щитовидки, при печеночной и почечной недостаточности;
  • появившуюся от недостатка витаминов группы В;
  • опухолевую на первой стадии патологии;
  • когда патология могла возникнуть в следствии депрессии.
  • Лечение нейродегенеративной деменции, связанное с необратимой гибелью клеток мозга, имеет негативный прогноз.

    Это виды слабоумия, возникающие на фоне развития:

  • болезни Альцгеймера;
  • развития телец Леви;
  • поражения лобной и височной зон мозга;
  • патологии Гентингтона;
  • Паркинсонизма.
  • Последние работы ученых дают надежду на то, что препараты от слабоумия будут получены.

    Сегодня пациентам назначают симптоматические медикаменты, замедляющие негативный прогресс патологии.

    Как лечить деменцию? Спрашивают пациенты и члены их семьи. Это не простая задача. Потому, что речь идет о нескольких болезнях, причинах и механизмах развития.

    Но у разных типов деменции есть общие характерные черты. Это прогрессирующее, приобретенное слабоумие, ведущее:

  • к полной утрате воспоминаний;
  • потере мыслительной деятельности;
  • практических навыков;
  • речи;
  • ориентации;
  • воли;
  • способности анализировать;
  • испорченному характеру.
  • Препараты от всех перечисленных проблем назначаются с учетом исходного заболевания, симптоматики и степени деградации.

    Обязательно назначают:

  • антиоксиданты;
  • медикаменты для улучшения памяти;
  • восстанавливающую нервную ткань;
  • нормализующие кровообращение в тканях мозга.
  • Народные методы

    Маразм у взрослых и детей, возникающий на фоне разных заболеваний, дополнительно лечат травяными отварами. Когнитивные функции восстанавливаются легче или не прогрессируют, когда параллельно с таблетками пациент пьет настои и отвары, изготовленные по рецептам наших бабушек.

    Лечащий врач должен знать, что именно пьет больной, чтобы средства гармонично сочетались и не вызывали аллергической реакции.

    Известны полезные растения, применяемые для лечения деменции:

  • черника;
  • элеутерококк;
  • корень девясила;
  • женьшень;
  • эфедра двуколосковая;
  • кора рябины;
  • китайский лимонник;
  • корневища заманихи;
  • мята перечная;
  • и другие.
  • Питание, диета

    Ребенок до года должен питаться грудным молоком хорошего качества. Мама обязана организовать полноценное, разнообразное питание для того, чтобы ее молоко было не жидким, богатым витаминами, белками, жирами и углеводами.

    Ребенка постарше следует кормить разнообразно, не забывать давать ему рыбий жир, крупяные каши, фрукты и овощи, соки, супы, мясо птицы, телятину. Подростков следует кормить и молочными продуктами, чтобы быстро растущие кости получали достаточное количество кальция.

    Диета взрослого должна быть похожа на средиземноморскую. Следует исключить жирные, жареные, копченые блюда. Не увлекаться сладостями.

    Упражнения

    Подростков с детьми важно убедить в том, что им необходимы физические упражнения, массаж, моделирование ситуаций для восстановления когнитивных функций. Благодаря движениям, восстанавливается память, речевая активность, способность решения бытовых проблем.

    Возможны простые прогулки на свежем воздухе, которые замедляют негативное развитие слабоумия. Изучение новой профессии, незнакомого языка, чтение стихов, решение легких задач по арифметике замедляет развитие деменции у людей молодого возраста и среднего.

    Профилактика слабоумия в молодом и среднем возрасте

    Профилактика деменции заключается в том, чтобы избежать проявления риска начала патологии. Если в семье были алкоголики, следует исключить горячительные напитки из рациона всей семьи. Чтобы никто никого не провоцировал. Общие катания на санках, лыжах, посещение бассейна, подвижные игры сплачивают семью и повышают здоровье всех, независимо от возраста.

    Когда вы помогаете учить уроки подростку, тренируете свою память и облегчаете ему процесс понимания, анализирования, сравнения, ребенок, учится принимать решения и развивает свой мозг. Работающие нейроны устанавливают новые связи и цепочки. Таким образом мозг строит сам себя.

    Учите стихи вместе с ребенком, это улучшит вашу память и его. Позитивный настрой в жизни, совместное посещение цирка, просмотр комедий, улучшит психологическое состояние каждого члена семьи.

    Вы избавите свою семью от проблем со слабоумием, если будете жить интересной, насыщенной приятными событиями жизнью.

    www.pamyatinet.ru

    Органическая Деменция у Детей

    Деменцией, или приобретенным слабоумием, в медицине называется патологическое нарушение в головном мозге, в результате которого человек теряет способность приобретать различные навыки, познавать мир и более того, растрачивает уже имеющиеся знания. Данное заболевание наиболее характерно для людей преклонного возраста, из-за чего нередко его называют «старческим маразмом». Однако в редких случаях слабоумием могут страдать и дети. Откуда возникает деменция у детей и возможно ли вылечить этот недуг? На эти и другие вопросы ответим в данной статье.

    Отличие деменции от олигофрении

    Учитывая, что врожденное либо приобретенное в результате травм и инфекций психическое недоразвитие ребенка называется олигофренией, многие склонны путать эту болезнь с деменцией. Существенное их отличие в том, что при олигофрении страдает не только мышление ребенка, но и вся психическая деятельность в зародыше, тогда как при деменции, которая может возникать у детей после 2 или 3-летнего возраста, нарушаются уже частично сформировавшиеся функции интеллекта. В медицине данная патология носит название «органическая деменция».

    Симптомы деменции

    К характерным признакам детского слабоумия можно отнести потерю уже приобретенных навыков, то есть ребенок теряет речь, способность к самообслуживанию и даже привязанность к близким людям. Часто наблюдается отсутствие целенаправленной мыслительной деятельности, нарушение памяти и внимания. Таким малышам порой сложно запомнить простые вещи, к примеру, собственное имя. Кроме того, ребенок часто ведет себя неадекватно ситуации, может иметь повышенные, а также извращенные влечения. Действия его импульсивные, да к тому же у него притупляется либо полностью отсутствует инстинкт самосохранения и чувство страха.

    У детей школьного возраста степень деградации личности при деменции часто опережает снижение интеллектуального развития. Наблюдается искажение игровой деятельности, которая становится стереотипной и однообразной. Со временем круг интересов такого ребенка сужается, а стимулы деятельности угасают. Стремления больного ограничиваются лишь элементарными потребностями, да и те могут ослабевать.

    Причины деменции

    Развиться данное заболевание может по многим причинам, к примеру, в результате перенесенного менингита, серьезной черепно-мозговой травмы, поражения сосудов мозга или же по причине отравления центральной нервной системы медикаментами. В редких случаях привести к деменции могут и некоторые наследственные заболевания обмена веществ у малышей, а также раковая болезнь мозга.

    Лечение деменции

    Терапевтическое лечение этого недуга должен проводить квалифицированный врач-психиатр. Процесс лечения долгий, но даже в этом случае далеко не всегда результат гарантирован. Курс терапии зависит от заболевания, спровоцировавшего деменцию, а также от состояния больного, но в любом случае специалист назначает препараты улучшающие мозговой кровоток и налаживающий обмен веществ в мозге.

    Фармакологическое лечение рассматриваемого недуга подразумевает регулярный прием психостимуляторов, таких как Сиднокарб, Этимизол, или Кофеин-бензоат натрия. Очень часто врачи советуют принимать тонизирующие препараты растительного происхождения, на основе лимонника, женьшеня, элеутерококка или левзеи. Стоит отметить, что эти препараты благотворно воздействуют на нервную систему, отличаются низкой токсичностью и повышают выносливость при физических, а также умственных нагрузках. Не обойтись при лечении деменции у детей и без ноотропных препаратов, которые влияют на память, обучение и умственную деятельность. Для этого наиболее подходят средства Пирацетам, Луцетам, Ноотропил и Нооцетам. Берегите своих детей!

    www.ja-zdorov.ru

    Органическая деменция у детей: симптомы

    Деменция – это острое психическое нарушение, которое возникает при различных нарушениях головного мозга. Это своего рода распад уже сложившего интеллекта. Дети с такими симптомами, требуют к себе особого внимания.

    Деменция или слабоумие – стойкое недоразвитие интеллекта или его прогрессирующий распад. Эта болезнь имеет две особенности: недоразвитие психики выражено нарушениями мышления и психической деятельности ребенка (врожденное слабоумие) либо из-за психического недоразвития страдают функции мышления (органическая деменция) .

    Слабоумие может развиваться если произошло повреждение головного мозга – это травмы, воспаления, инфекционные заболевания головного мозга, токсические воздействия и другое. Существует органическая и прогрессирующая деменции.

    Общий признак деменции — когда психические нарушения выражены неравномерно в той или иной степени, т. е. неравномерно снижаются одни познавательные функции при сохранности других.

    Если в процессе жизни и деятельности у человека заметно затруднены некоторые функции — восприятие, память, трудно говорить, мыслить, считать и прочее, можно говорить о приобретенном слабоумии или органической деменции.

    Возникшие нарушения в головном мозге приводят к тому, что человек теряет те знания, умения, навыки, которыми обладал. Часто это случается с пожилыми людьми, и это привыкли называть «старческим маразмом». Но бывает, хотя и редко, слабоумие у детей. Почему дети страдают от деменции, и каковы ее симптомы?

    Когда интеллект имеет врожденное недоразвитие, говорят об олигофрении. Когда стойкий недостаток интеллекта возникает у детей в 2 – 3 года и старше в результате перенесенных травм либо инфекций, в медицине говорят об «органической деменции».

    Признаки и симптомы деменции

    Деменция у детей бывает двух видов: органическая и прогрессирующая.

    Подразделяется она в зависимости от того, какой характер носят патогенетические механизмы. Как было сказано ранее, органическая деменция является следствием травм головного мозга или последствием менингита. Прогрессирующая деменция – это абсолютно самостоятельное заболевание. Оно является наследственным. Это заболевание центральной нервной системы ребенка, а также сосудов головного мозга.

    Часто то, что врачи принимают за деменцию, на самом деле может явиться шизофренией, олигофренией или другим психическим заболеванием. У детей с такими заболеваниями деменция часто проявляется только в ухудшении умственных способностей, а особенно памяти.

    Симптомы деменции у детей могут проявиться в очень раннем возрасте. Причин же, кроме перечисленных выше, может быть еще несколько. Деменция может развиться при болезни Альцгеймера. Также она может быть следствием патологии сосудов мозга. Раковые заболевания также могут спровоцировать деменцию.

    При диагностике деменции важно определить стадию заболевания, чтобы потом правильно назначить лечение. С ребенком проводят различные тесты. Кроме этого применяются и лабораторные исследования.

    Не следует путать олигофрению и органическую деменцию. Существует ряд особенностей, которые характеризуют органическую деменцию.

    — мыслительная деятельность не имеет направленности, отсутствует критика;

    — значительно нарушена память, ребенок становится невнимательным, в некоторых случаях нарушены гностические функции (например, расстройства зрения и слуха, кожные расстройства) ;

    — при сниженном интеллекте значительно выражены нарушения эмоционального характера, выражена тревожность, частая смена настроения, отмечается депрессивное состояние, ребенок равнодушен, привязанность к близким ослабевает;

    — часто имеют место отклонения инстинктивного характера: импульсивность действий, ослабление инстинкта самосохранения, страха;

    — несоответствия между степенью снижения интеллекта и деятельностью;

    — неадекватность поведения в различных ситуациях;

    — ранее приобретенные навыки утрачены или ослаблены, ребенок не в состоянии сам себя обслуживать;

    — нарушена речь, обеднен запас слов;

    — у ребенка в школьном возрасте умственные способности снижаются, ему трудно что-либо осмысливать, общение дается с трудом.

    Особенно надо выделить такое повреждение в развитии, как психическая травма. Как правило, на психическую травму мало обращают внимания и, тем не менее, психологам приходится работать с этим. Любое изменение окружающей среды для маленького ребенка чревато последствиями. Это может быть, когда ребенка отделяют от родителей, когда ребенок попадает в больницу или другое изменение окружения, которое может вызвать стресс.

    Рекомендации по работе с детьми страдающими деменцией

    Органическая деменция у детей лечится не быстро. Этот процесс очень длительный и требует большого терпения. Очень важно проводить занятия с детьми, страдающими органической деменцией. В этом поможет педагог-психолог, но обязателен контроль врача психиатра. Добиться стойкого улучшения крайне сложно, да и не всегда возможно. Такие дети нуждаются в постоянном уходе и внимании.

    При выборе методы лечения деменции необходимо учитывать происхождение болезни. Таким образом, сначала нужно провести тщательную диагностику и только потом назначать лечение.

    Терапевтическим лечением органической деменции занимаются врачи-психологи. Курс лечения длительный. В обязательном порядке назначат препараты, позволяющие улучшить кровоток головного мозга и обмен веществ в нем. При лечении органической деменции у детей необходимы ноотропные препараты (ноотропил, пирацетам, нооцетам, луцетам, церебролизин) , позволяющие улучшить умственные способности ребенка и его память. Большое значение при лечении органической деменции имеют собеседования с педагогом-психологом.

    Чревата деменция и осложнениями. Часто у детей с деменцией наблюдается депрессия. Она обычно проявляется на ранних стадиях заболевания. Если болезнь начинает прогрессировать, то ухудшаются умственные способности ребенка, а депрессия отходит на второй план.

    Лекарства, назначаемые детям с таким заболеванием, относятся к группе психостимуляторов. Но в комплексной терапии назначают и средства растительного происхождения, такие как женьшень, лимонник, элеутерококк и другие. Все эти средства оказывают воздействие на центральную нервную систему ребенка. Они призваны повысить его выносливость.

    В домашних условиях лечить деменцию категорически не рекомендуется. Лечение должно быть комплексным и часто направленным на устранение того заболевания, которое явилось причиной деменции.

    Необходимо больше гулять с ребенком, почаще выезжать на активный отдых, заниматься с чадом, развивая тем самым его способности, быть с ним терпеливым, ну и, конечно, любить его, ведь это залог успеха любого лечения.

    Какой бы тип деменции ни был обнаружен у ребенка, органический или прогрессирующий, к ребенку нужно относиться с особым вниманием и пониманием. Важно своевременно предпринять меры для борьбы с этим недугом.

    veselajashkola.ru

    Органическая деменция у детей

    Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

    Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

    Причины органической деменции у детей

    Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

  • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • ВИЧ-инфекция, СПИД. Поражение центральной нервной системы приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.
  • В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

    Классификация

    Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

    • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
    • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
    • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.
    • Симптомы органической деменции у детей

      Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

      Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

      У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

      Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

      Осложнения

      Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

      Диагностика

      Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

    • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТооо. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
    • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
    • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.
    • Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

      Лечение органической деменции у детей

      Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

    • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
    • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.
    • Прогноз и профилактика

      При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

      www.krasotaimedicina.ru